Значение социального статуса человека

Мужчинам

Социальный
статус — это показатель положения,
занимаемого индивидом в обществе. Каждый
человек обладает несколькими статусами
(сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются
статусы приписанные (прирожденные) и
достигнутые (приобретенные).Приписанный
статус получает автоматически — по
этническому происхождению, месту
рождения, положению семьи — вне зависимости
от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка,
аристократка).Достигнутый статус —
писатель, студент, супруг, офицер,
лауреат, директор, депутат — приобретаются
усилиями самого человека с помощью тех
или иных социальных групп — семьи,
бригады, партии.

Однако
статусы неравны. Положение в обществе
предопределяет главный статус, в основе
которого, как правило, лежат должность,
профессия. Профессия служит наиболее
используемым, совокупным, интегративным
показателем статусной позиции — вид
работы определяет такие «статусные
ресурсы» человека, как авторитет,
престиж, власть.

В
90-е годы в число ведущего статуса стало
выдвигаться богатство человека, владение
собственностью и финансовыми ресурсами,
возможность «красиво жить». В этой
ситуации не квалификация, не мастерство,
не творческий потенциал, а обладание
недвижимостью и счетом в банке стало
целью значительной части молодежи,
которая и получение специальности стала
рассматривать как элемент или ступень
в достижении значительного материального
достатка.

В
этой связи следует отметить значение
реальной стартовой позиции индивида,
которая влияет на его оценку общества,
дает определенную точку зрения на мир,
которая во многом определяет дальнейшее
поведение. Выходцы из семей с различными
социальными статусами имеют неравные
условия социализации, неодинаковые
возможности для получения образования.
Одни люди имеют большие возможности, а
другим пути закрыты с самого рождения.
Например, ребенок из семьи среднего
класса (приписанный статус) имеет большие
возможности стать врачом или ученым
(достигнутый статус), чем ребенок из
низших слоев общества. В этой связи в
обществе растет сопротивление созданию
учебных элитных заведений, качество
учебы в которых покупается за деньги,
лишает значительную часть молодежи
возможности иметь равные стартовые
позиции в жизни.

Важной
характеристикой каждого из статусов
являются спектр и свобода иных статусов.
Всякое индивидуальное решение относительно
собственной судьбы заключается в
постоянном выборе способов преодоления
конкретного социального неравенства
и в желании иметь соответствующие
условия, обеспечивающие его
конкурентоспособность в жизни.

Социальный
статус, обеспечивая определенные права
и возможности, ко многому обязывает. С
помощью статусов  упорядочиваются,
регламентируются отношения между
людьми.  Социальные статусы отражаются
как во внешнем поведении и облике —
одежде, жаргоне, манерах, так и во
внутренней позиции личности — установках,
ценностных ориентациях, мотивах. Каждый
статус требует и дает людям возможность
достижения социальных ожиданий людей
ил их модификации, если не создает
условий реализации данных ожиданий. В
этом смысле прав известный польский
социолог Ф.Знанецкий (1882-1958), который
полагал, что социолог должен брать
человеческого индивида не только так,
как он «действительно есть»
органически и психологически, но как
он «сделан» другими и самим собой
в их и его собственном опыте социальной
жизни. С социологической точки зрения
в индивиде первичны его социальная
позиция и функция. Органические и
психологический особенности индивида,
по Знанецкому,  есть просто материал,
из которого в процессе образования и
самообразования формируется социальная
личность.

Роль
— это тип поведения личности, обусловленный
её статусом. Совокупность ролей,
соответствующих данному статусу,
определяется как ролевой набор. Роль
объективно задается социальной позицией
вне зависимости от индивидуальных
особенностей человека, занимающего эту
позицию. Исполнение роли связано со
стремлением человека соответствовать
принятым социальным нормам и ожиданиям
окружающих.

Освоение
ролей происходит в процессе социализации,
причем число их постоянно увеличивается.
В раннем детстве человек выполняет одну
роль — ребенка, которому прививают
определенные правила игры. Затем к нему
добавляется роль воспитанника детсада
и члена первичной социальной группы по
совместной игре, времяпрепровождению,
отдыху и т.д.  В дальнейшем ребенок
выполняет роль учащегося, члена молодежной
группы, участника общественных действий,
члена различных групп по интересам.

Поскольку
каждый человек исполняет несколько
ролей, возможен ролевой конфликт:
родители и сверстники ожидают различного
поведения от подростка, а он, выполняя 
роли сына и приятеля, не может одновременно
соответствовать их ожиданиям. Еще чаще
этот конфликт — несовпадение ролей —
сопровождает жизнь взрослого человека.

Между
ролевым ожиданием и ролевым исполнением
никогда не бывает полного совпадения.
Качество исполнения роли зависит от
множества условий, в числе которых
решающее значение имеет соответствие
роли потребностям и интересам личности.
Не исполняющий роли в соответствии с
ожиданием вступает в конфликт с обществом,
навлекает на себя общественные и
групповые санкции.

Рассматривая
свойства роли, Т.Парсонс сформулировал
следующие её характеристики и зависимости.
Так, часть ролей четко ограничена в
пространстве и во времени (школьник,
студент), другая — размыта, неопределенна
(членство в общественных организациях,
в группах по интересам), третья часть
длительна по времени действия (роль
работника в течение всей трудовой жизни,
отцовство, материнство и т.д.).

Не
меньшее значение приобретает то факт,
что часть ролей требует соблюдения
строго установленных правил (солдат,
член производственной организации),
для другой части эти требования
устанавливаются достаточно произвольно
(член музыкального клуба или общественной
организации).

Выполнение
роли связано также с её мотивационной
характеристикой: в одном случае роль
ориентирует на получение личной выгоды
(владелец частной собственности), в
другом — на общественные, социальные
интересы (член политической партии,
член кооператива т.д.).

И
наконец, важен и тот факт, что выполнение
некоторых ролей жестко регламентировано
(роль охранника, пожарного, дежурного),
а другие роли могут обогащаться или
терять некоторые черты, что наиболее
наглядно происходит в процессе продвижения
по служебной или профессиональной
лестнице.

Социальные
роли и их значение для человека по-разному
интерпретируются в научной литературе.
Бихевиористская концепция социальной
роли ограничивает предмет исследования
непосредственно наблюдаемым поведением
людей, взаимодействием индивидов:
действие одного оказывается стимулом,
вызывающим ответную реакцию другого.
Это позволяет описать процесс
взаимодействия, но не раскрывает
внутренней стороны личности, характера
общественных отношений, ролей и социальных
ожиданий. Внутренняя структура личности
(идеи, желания, установки) располагает
к одним, но не способствует выбору других
ролей. Ролевые ожидания также представляют
собой неслучайные ситуационные факторы:
они вытекают из требований социального
окружения.

Вот
почему деятельность следует рассматривать
с социальных позиций, проявляющихся в
стремлении человека реализовать себя
как личность как в соответствии с её
социальным статусом, так и с социальной
ролью.

Организационные
методы решения ролевых конфликтов

Чтобы
убедится в том, что имеет место именно
ролевой конфликт можно пронаблюдать
за сотрудниками и выделить ряд признаков:
ограничение отношений, подчеркнуто-официальная
форма общения, критические высказывания
в адрес соперника и другие.
Индивидуально-психологические особенности
сотрудников дают возможность
проанализировать ранние симптомы
скрытого конфликта на стадии возникновения
конфликтной ситуации.

При
разрешение различных типов ролевых
конфликтов, в первую очередь, очень
полезным может оказаться внедрение ряд
управленческих решений.

Под
разрешением (преодолением) внутриличностного,
в том числе ролевого конфликта понимается
восстановление согласованности
внутреннего мира личности, установление
единства сознания, снижение остроты
противоречий жизненных отношений,
достижение нового жизненного качества.
Разрешение ролевого конфликта может
быть конструктивным и деструктивным.
При конструктивном преодолении конфликта
достигается душевное равновесие,
углубляется понимание жизни, возникает
новое ценностное сознание. Разрешение
ролевого конфликта осознается через:
отсутствие болезненных состояний,
связанных с имевшимся конфликтом;
снижение проявлений негативных
психологических и социально-психологических
факторов внутриличностного конфликта;
повышение качества и эффективности
профессиональной деятельности.

В
зависимости от индивидуальных
характеристик люди относятся к внутренним
противоречиям по-разному, избирают свои
стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Одни погружаются в размышления, другие
тотчас начинают действовать, третьи
окунаются в захлестывающие их эмоции.
Важно, чтобы человек, отдавал себе отчет
в собственных индивидуальных особенностях,
вырабатывал свой стиль разрешения
внутренних противоречий, конструктивное
отношение к ним. Способы разрешения
конфликта, время, затрачиваемое на это
у людей с разными типами темперамента,
различны. Холерик решает все быстро,
предпочитая поражение неопределенности.
Меланхолик долго размышляет, взвешивает,
прикидывает, не решаясь приступить к
каким-либо действиям. Однако такой
мучительный рефлексивный процесс не
исключает возможность в корне изменить
сложившуюся ситуацию. Свойства
темперамента влияют на динамическую
сторону решения внутриличностных
противоречий: на скорость переживаний,
их устойчивость, индивидуальный ритм
протекания, интенсивность, направленность
вовне или вовнутрь.

Различны
способы выхода из конфликтов у мужчин
и женщин. Мужчины более рациональны,
они с каждым новым внутриличностным
переживанием обогащают свой набор
средств разрешения ситуации. Женщины
всякий раз по-новому радуются и страдают.
Они разнообразнее в личностных
характеристиках, а мужчины — в ролевых.
Женщины больше успевают обновить и как
бы заново отредактировать накопленный
опыт, мужчины менее склонны возвращаться
к пережитому, но умеют своевременно
выйти из конфликта.

Регулирование
конфликта — это упорядоченная совокупность
действий участников конфликта, а также
третьих лиц (посредников) по преодолению
конфликта с использованием различных
средств и методик, взаимоувязанных в
пространстве и во времени с учетом
условий и динамики конфликтной ситуации.
Основные элементы технологии: средства;
методы; действия.

Хорошими
способами профилактики ролевых конфликтов
являются беседа, разъяснение, формирование
культуры межличностных отношений;
психологические меры по выстраивание
отношений по типу пристройки, отказ от
использования поведенческих конфликтогенов
превосходства, агрессии, эгоизма;
административные меры: изменение условий
труда; перевод потенциальных конфликтантов
в разные подразделения, смены и т. п.

Между
санитарно-гигиеническими, психофизическими
и эстетичными условиями труда и
возникновением внутриличностных
отношений существует тесная органическая
связь. То, что вызовет отклонения,
нарушения нормальной деятельности
человеческого организма, обязательно
— прямо или опосредствованно, рано или
поздно — повлияет на расположение духа
человека, на его восприятие собственной
роли а значит — на эффективность его
работы. Шум и вибрации на рабочем месте,
загазованность и загрязненность,
несоответствующие стандартам нормы
температуры и влажности окружающего
воздуха, недостаточное или неравномерное
освещения рабочих мест вызовет у
работников утомленность и раздраженность,
причины и источника которых они не
сознают. Такое состояние отрицательно
влияет на работу, снижает восприятия к
эстетичным мероприятиям. Характерным
примером может быть взаимосвязь между
освещением рабочего места и выкрашенным
оснащением. Известно, что освещенность
относится к санитарно-гигиеническим
условиям работы, а цвет — к эстетичных.
Тем не менее, когда производственные
помещения плохо освещены, не радует
даже подбор цветов. При плохом освещении
краски тускнеют: голубое кажется серым,
зеленое — грязно-серым.

Психотерапевтические
методы решения ролевых конфликтов

В
некоторых случаях целесообразно
использовать психотерапевтические
методы разрешения ролевого конфликта.
Сотрудники направляются на прохождение
психотерапевтического курса. Основным
видом ролевой психотерапии, как средства
решения психологических проблем,
связанных с ролевым развитием личности
является психодрама. Этот метод дает
возможность моделировать жизни человека,
переживать события минувшего, настоящего
и будущего, как существующие, так и
такие, которых не было и не могло быть,
воссоздавать любые, даже самые
фантастические, роли. Средствами
психодрами можно корректировать
жизненные роли и сценарии, определять
такие личностные роли, которые вследствие
ролевой социализации оказались
заблокированными, вытесненными или
неразвитыми. Для этого существует
специфическая психодраматическая
техника «антироли», что помогает
не только анализировать ролевой
репертуар, но и развивать его, высвободив
те сферы личности, которая были
репрессированными.

Психодрама
принадлежит к методам действия. Это
означает, что ситуации, связанные с
личностным выбором, принятием решения,
репетицией будущего, могут быть чудесно
смоделированными и обработанными таким
образом, что человек сам найдет решения
или сделает выбор, увидит преимущества
и недостатки разных вариантов, осознает
психологические трудности, которые
сопровождают выбор (внутренние барьеры,
ошибочные стереотипы, страхи или
несознаваемое нежелание и т.п.). Этот
подход дает возможность по-иному
посмотреть на системы ценностей человека,
пересмотреть их, отказаться от ошибочных
ценностей, обратить внимание на те
ценности, которые до этого не замечались,
или считались незначащими. Техники
психодрамы оказывают содействие
раскрытию спонтанности и креативности
личности, а также развитию ролевой
компетентности, то есть способности
личности оперативно владеть своими
психологическими ролями, выступать
полноправным субъектом этих ролей,
включать ролевое поведение в процесс
собственной жизнедеятельности и работы,
что дает возможность решать разные
жизненные проблемы, в том числе и
связанные с ролевыми конфликтами.

Существует
много вариантов и подходов психодрамы,
в зависимости от характера психологических
проблем, состава психотерапевтической
группы и других психологических и
клинических показаний.

Для
преодоления ролевых конфликтов часто
нужна взаимная коррекция ролевых
ожиданий индивида и группы или партнеров
с общение. Это ведет к взаимному принятию
ролей другого человека, то есть принятию
человека таким, каким он есть. Последнее
условие в особенности важно, так как
непринятия человека и его ролей — это
одна из основных причин возникновения
всех ролевых конфликтов. Взаимную
коррекцию ролевых ожиданий можно
осуществить используя психодраматическую
технику «обмена ролями». Партнеры
в общении поочередно играют роль себя
и своего партнера, имея возможность
«посмотреть» на себя со стороны и
побыть в образе другого человека.

Соседние файлы в папке з4

Тема.
Социальный статус и социальная роль.

В
рамках социологического знания огромное
значе­ние имеет изучение положения
личности в обществе, т. е. социального
положения индивида, которое определяется
понятием «социальный статус личности».

Социальный
статус
(от лат. status
— положение, состояние)
личности — это положение человека в
обще­стве, которое он занимает в
соответствии со своим возрастом, полом,
происхождением, профессией, семей­ным
положением.

В
социологии выделяют следующие виды
социаль­ных статусов личности:

Любой
человек занимает несколько позиций,
так как участвует во множестве групп и
организаций, и соответс­твенно он
характеризуется статусным набором1.

Статусный
набор — совокупность всех статусов,
занимаемых данным индивидом.

Существует
определенная иерархия статусов.

Противоречия
в межгрупповой и внутригрупповой
иерархиях проявляются в расхождении
статусов, кото­рое возникает при двух
обстоятельствах:


когда права и обязанности одного статуса
несовмес­тимы с правами и обязанностями
другого (например, ста­тус депутата
несовместим со статусом министра).

При
характеристике любого социального
статуса вы­деляют следующие компоненты.

Индивид
не только обладает определенным
социаль­ным статусом, его постоянно
оценивают другие люди, группы и общество,
в котором он живет. Это находит свое
выражение в понятиях «престиж» и
«авторитет».

Престижность
того или иного статуса формируется под
влиянием двух факторов.

Некоторые
черты, влияющие на социальное положе­ние
человека, имеют объективный характер,
т. е. не за­висят от его желаний
(национальность, пол, происхожде­ние
и пр.). Но главное, что определяет
социальный статус, социальное положение,
авторитет и престиж личности, — это
образование, квалификация и другие
личные и соци­ально значимые качества.

Общество
не только формирует социальные статусы,
но и создает механизмы их воспроизводства,
регулируя распределение индивидов по
определенным социальным позициям.
Соотношение различных статусов в
социаль­ной структуре — существенная
характеристика обще­ства, его социальной
и политической организации.

Социальный
статус личности прежде всего оказывае
влияние на ее поведение.

Модель
поведения, ориентированную на данный
статус,
принято называть
социальной ролью.

В
социологии существует понятие
ролевой набор — совокупность ролей
(ролевой комплекс), ассоциируе­мых с
одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует
особой манеры поведения и общения с
людьми и является, таким образом,
совокупностью непохожих на другие
отношений. В ролевом наборе можно
выделить
ос­новные (типичные)
и
ситуационные социальные роли.

Ролевой
набор формирует набор социальных
отношений.

Роли
определяются ожиданиями людей. Например,
в естественном сознании укоренилось
представление о том, что родители должны
заботиться о своих детях, что работник
обязан добросовестно осуществлять
порученную ему работу. Но каждый человек
в зависимости от конкретных обстоятельств,
накопленного жизненного ,опыта и других
факторов по-своему выполняет социальную
роль.

При
всех различиях социальные роли объединяет
нормативная
структура,
в которой выделяются следующие компоненты.

Таким
образом,
социальная
роль — это своеобразный образец
поведения, требуемый от носителя
определенно­го статуса.
Претендуя на данный статус, человек
должен Выполнять все ролевые требования,
закрепленные за этой социальной позицией.

От
социальной роли как образца поведения
следует отличать реальное ролевое
поведение, которое означает не социально
ожидаемое, а фактическое поведение
ис­полнителя конкретной роли. И здесь
многое зависит от
личностных
качеств индивида, от степени усвоения
социальных норм, от его убеждений,
установок, ценностных ориентаций.

По
мнению социологов, процесс реализации
социальных ролей в целом определяют
следующие факторы.

В
процессе реализации социальных ролей
могут по­являться определенные
трудности, связанные с необхо­димостью
человека исполнять в различных ситуациях
множество ролей. Это приводит в ряде
случаев к несовпа­дению социальных
ролей, к возникновению между ними
противоречий и конфликтных отношений.
Социологи выделяют следующие виды
ролевых конфликтов.

1.
Внутриролевые
— конфликты,при которых требования одной
и той же роли противоречат друг дрyry
(так,
роль родителей предполагает не только
доброе, ласковое обращение с детьми, но
и требовательность, строгость по от
отношению к ним)

2.Межролевые
— конфликты, воз­никающие в ситу­ациях,
когда тре­бования одной ро­ли
противоречат требованиям дру­гой
(например, требования основ­ной работы
жен­щины могут прий­ти в противоречие
с выполнением ею домашних обязан­ностей)

3.
Личностно-
ролевые —
конфликтные си­туации, когда требования
соци­альной роли про­тиворечат
интере­сам и жизненным устремлениям
личности(напри­мер, когда работа не
позволяет че­ловеку раскрыть и проявить
свои способности)

Соседние файлы в предмете Психология

Статус-
это положение человека в социальной
структуре общества (группы), место в
системе общественного разделения труда,
связанное с другими статусами социальными
функциями, взаимными правами и
обязанностями.

Социальный
статус
– определенная позиция, занимаемая
индивидом в обществе или социальной
группе, связанная с другими позициями
через систему прав и обязанностей. В
статусе фиксируется тот набор конкретных
функций, который должен выполнять
человек в социальной группе, обществе
и тех условий, которые должны быть
представлены ему для осуществления
этих функций.

Таким
образом, понятие социальный статус
характеризует место личности в социальной
стратификации общества, в системе
общественных взаимодействий, ее
деятельности в различных сферах жизни
и, наконец, оценку деятельности личности
со стороны общества. Социальный статус
отражается как во внутренней позиции
(в установках, ценностных ориентациях
и т.д.), так и во внешнем облике (одежде,
манере поведения, жаргоне и иных знаках
социальной принадлежности).

Виды социального статуса

Личным
статусом
называется положение индивида в малой
группе (семье, школьном классе, студенческой
группе, сообществе сверстников и т.д.)

Социально-групповой
статус
зависит от положения той или иной
социальной группы в социальной
стратификации общества.

Предписанный
статус
– это значит навязанный обществом, вне
зависимости от усилий и заслуг личности.
Он обусловлен полом, расой, этническим
происхождением, социальным положением
семьи, местом рождения и т.д.

Достигнутый
(приобретенный)
статус определяется усилиями самого
человека, его талантами, настойчивостью,
целеустремленностью или оказывается
следствием удачи и везения.

Поэтому,
социальный статус определяет конкретное
место, которое занимает индивид в данной
социальной системе. Зная социальный
статус данного человека, его социальные
функции, люди ожидают от него, что он
будет обладать определенным набором
качеств, осуществлять определенный
набор действий, которые необходимы для
выполнения этих функций.

Социальная роль

Социальная
роль
— ожидаемое поведение, обусловленное
статусом человека. Поэтому только
поведение, функционально связанное с
определенным статусом, отвечающее
ожиданиям других людей, независящее от
индивидуальных характеристик индивида,
и никакое другое является социальной
ролью.

Социа́льная
роль
— модель поведения человека, объективно
заданная социальной позицией личности
в системе социальных , общественных и
личных отношений. Другими словами,
социальная роль — «поведение, которое
ожидается от человека, занимающего
определенный статус».

  • из
    ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения
    этой роли (игры).

Социальные
роли могут бытьинституционализированными
и конвенциональными.

  • Институционализированные:
    институт брака, семьи (социальные роли
    матери, дочери, жены)
  • Конвенциональные:
    принимаются по соглашению (человек
    может отказаться принять их)

Приветствую Вас, друзья!

Человек, неосознанно, или с чужой подачи, всегда стремится быть авторитетом для других. Обладая уважением и «весом» в обществе, индивид может диктовать окружающим собственные правила игры, побуждать к совершению определённых действий и оказывать влияние. Иначе это можно назвать социальным статусом именно он определяет место человека в жизни. В это статье мы разберем: что такое социальный статус, примеры и виды социального статуса, по каким критериям он формируется.

Что такое социальный статус?

Социальный статус – это положение человека в иерархии социума, которое соответствует его возрасту, полу, происхождению, профессии и семейному положению. Этому феномену можно дать и другое объяснение. Статус является определённой позицией в структуре конкретной группы, или целого общества, которая связывает человека с другими, через призму прав и обязанностей.

Термин имеет пра индоевропейские корни и происходит от слова «sta», что означает стоять. Далее слово перешло в древне латинский язык и присоединив суффикс «re», превратилось в слово «stare». Однако, значение слова осталось неизменным. В более современной версии слово преобразовалось в «status», которое обозначает состояние, поза, положение.

Определение статуса является результатом сравнения социального положения человека с положением других индивидов. Человека можно охарактеризовать, перечислив несколько его статусов. Под социальным статусом здесь подразумевается не только возможность пользоваться особыми благами, но так же и выполнение обязательств и предписанных общественных норм. Общество наряду с созданием социальных статусов, обеспечивает существование социальных механизмов. Они служат в качестве распределителя индивидов по социальным позициям.

Примеры социального статуса

За свою жизнь люди становятся обладателями множества статусов. Некоторые из них являются основными, так, как непосредственно влияют на поведение человека. Это может быть статус, вызванный профессиональной деятельностью человека. Например, профессор – это всеми уважаемый человек, который является примером подражания для своих студентов, или коллег. Если говорить проще, то в сознании большинства, профессор обязан быть уравновешенным, сдержанным интеллектуалом, с выверенными манерами. Спонтанные поступки, громкие эмоции и прочие примеры экстравагантного поведения не вписываются в допустимые нормы поведения для профессора. Это наглядный пример того, как социальный статус накладывает на индивида обязательства соблюдения неписанных правил, которые, однако, имеют решающую роль в иерархической системе социума. Отсюда следует вывод, что основные статусы определяют жизнедеятельность человека в целом.

Помимо основного статуса, человек может стать обладателем неосновного, факультативного статуса, который будет влиять на детали его поведения, в условиях ограниченного времени. Например — сосед, чемпион области по боксу, муж. Права и обязанности для носителей подобных статусов в большинстве случаев никак не регистрируется. Когда представители основных статусов могут образовывать престижные социальные группы, или категории, носители неосновных статусов обычно не взаимодействуют друг с другом, и не согласовывают поведение.

Какие виды статусов бывают?

В кругу знакомых можно представить человека, перечислив некоторые его основные социальные статусы. Из самых ярких примеров можно вспомнить, как в советской киноленте «Кавказская пленница», дядей Джабраил описывал товарищу Саахову свою племянницу Ниночку – «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица!». Существует очень широкий диапазон статусов, получаемые по совершенно разным причинам. В социологии различают три основные группы:

  • Прирождённый статус – здесь подразумевается положение человека, дающееся ему при рождении. Это и национальность, и раса, и гендерная принадлежность, и религиозная конфессия, и сексуальная ориентация наконец;
  • Приобретённый статус – это положение в обществе, которого человек смог достичь, используя собственные умственные и физические способности. Например, это может быть звание мастера спорта, или руководящая должность на работе. Социальный статус подобного типа достигается за счёт собственных усилий. Прирождённый статус, конечно, может сыграть не последнюю роль в этом. Однако, бывают случаи, когда обретённое при рождении положение, может выступить в качестве преграды в достижении цели. В качестве примера можно привести систему каст в индийском обществе. Представителям самой низкой касты шудр, крайне тяжело «пробиться в люди», ведь испокон веков, люди из этой группы занимались самой грязной работой;
  • Предписанный статус – человеком приобретается вне зависимости от его собственного желания, или усилий, однако, подобный статус имеет свойство меняться со временем. Например, ребёнок может появиться в семье третьим, и до рождения четвёртого ребёнка, он будет считаться самым младшим. То же самое касается и возраста. Человек взрослеет, и каждому возрасту в обществе предписана своя модель поведения.

Критерии формирования социального статуса

Социальное положение человека определяется в совокупности с его внутренней системой ценностей, и путём сравнения его «достижений» со статусом окружающих. Об индивиде многое может сказать его материальное состояние (богат он, или бедствует), карьера, образ и стиль жизни, отношения с другими людьми, образование, политические убеждения, врождённые параметры (пол, национальная и расовая принадлежность, внешность, характер и др.). Основываясь на этих факторах, человеку можно присудить сразу несколько статусов.

Однако, то, как человека воспринимают окружающий, и как он воспринимает себя – это две разные вещи, которые, впрочем, могут перекликаться друг с другом. Например, человек, происходящий из аристократической, или богатой семьи, может считать неприемлемой поездку в общественном транспорте. Представители более низких социальных слоёв, буду считать это появлением снобизма, хотя конкретный человек изначально не вкладывал такого смысла в своё отношение. Человек способен воспринимать свой статус исходя из собственного стиля жизни, то есть аристократ не является заведомо плохим и грубым человеком, он просто привык к определённому укладу жизни. Круг общения и уровень образования так же сильно влияет на восприятие человеком собственного положения в социуме.

Высокий социальный статус в современном обществе обеспечивают пять основных критериев: доход, богатство, образование, власть и престиж. В принципе, эти критерии всегда играли важную роль в жизни человека, однако, раньше шестым пунктом можно было добавить происхождение. Сегодня, чтобы занять высокое положение в социальной иерархии, не обязательно быть представителем голубых кровей.

Социальные роли

Каждому социальному статусу обществом предписаны свои нормы и правила поведения. Многое может противоречить личным убеждениям человека, однако, он по многим причинам обязан подчиняться «навязанным правилам игры». Подобное можно сравнить с театром, где каждому человеку отводится своя роль. Таким образом, социальная роль — это совокупность действий, которые индивид обязан совершить в рамках собственного положения в обществе.

Для достижения определённого статуса, человеку необходимо придерживаться определённого типа поведения. С этой точки зрения, социальный статус можно рассматривать как желаемое место на пьедестале. Чтобы его достичь, индивиду необходимо выполнять конкретные действия, то есть соответствовать своей роли. Например, тренер футбольной команды – это статус, который предоставляет уважение и влияние в спортивном обществе. Его роль заключается в том, что он должен тренировать, обучать и руководить своими футболистами, чтобы привести их к победе. Социальная роль подразумевает весь спектр действия как для достижения конкретного общественного положения, так и для его поддержания в дальнейшем.

Заключение

Под влиянием множества факторов, современное общество стремительно трансформируется в нечто новое, что несомненно привлекает повышенное внимание социологов. Естественно никуда не исчезнет модель социальной иерархии, однако, может радикально поменяться привилегированность отдельных социальных категорий и групп.

Социальная роль – это совокупность ожиданий, предъявляемых со стороны общества к людям, занимающим конкретно обозначенные социальные позиции в сложившейся иерархии.

Пример: статус учителя предполагает конкретный набор действий, которые он реализует в рамках выполнения своего взаимодействия с учащимися или их родителями, определенную манеру общения с учениками и другими педагогами, строгий внешний вид.

Социальные роли являются неотъемлемой часть жизни общества, их основной целью является обеспечение возможности взаимодействия с другими людьми без получения большого объема информации о них. Когда человек видит перед собой представителя определенной профессии, у него возникают определенные ожидания, связанные с этой профессией. И когда они оправдываются, это оказывает положительное влияние на соблюдение порядка.

Каждый человек может иметь множество разных ролей: в семье – глава семьи, муж; с друзьями – надежный товарищ; на работе – начальник отдела маркетинга. На протяжении роли могут меняться в зависимости от условий окружающей действительности. Важно отметить, что чем больше у человека возможностей переключения между ролями, тем лучше он реализовался в жизни в различных направлениях.

Рассматриваемое понятие было введено в научный оборот двумя американскими социологами – Р. Линтоном и Дж. Мидом в начале прошлого столетия. Авторы сформулировали сущность и содержание понятие в различных аспектах. По мнению Р. Линтона, социальную роль необходимо позиционировать как часть общественной структуры, которая представляет собой систему норм, обозначенной социумом. Дж. Мид рассматривал социальную роль в контексте прямого взаимодействия членов социальной группы, он считал, что это «ролевая игра», в рамках которой человек получает возможность усвоить нормы, принятые в обществе.

Что входит в понятие социальная роль?

Для социальных ролей свойственна динамичность. Другими словами на протяжении всей жизни человек примеряет на себя разные социальные роли. Сын или дочь должны соответствовать одним ожиданиям, в то время как к работникам, матерям предъявляются другие требования.

Структурное наполнение понятие социальная роль состоит из следующих элементов:

  • Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки;
  • Внешний вид человека. Для каждой социальной роли существуют свои требования с точки зрения внешнего вида, человек должен им соответствовать. Врач должен быть в халате, полицейский в униформе, строитель в каске;
  • Мотивация человека. Члены социальной группы одобряют или порицают демонстрируемые человеком поведенческие реакции, это же распространяется на его внутренние устремления. Оценка мотивов осуществляется на основе ожидании членов социальной группы, которые формируются на общепринятом понимании. Если девушка, которая выходит замуж, ставит своей целью получение материальной выгоды, то это поведение порицается обществом. Если источником ее мотивации является любовь и чувства, то общество позитивно воспринимает ее действия.

Примеры социальных ролей

На современном этапе развития общества для жизни человека свойственно многообразие. Большое количество жизненных реалий дает возможность выделить множество примеров, с обозначением того, что ожидает от человека общество в соответствии с определенной социальной ролью:

  • От сына или дочери в рамках взаимодействия с родителями ожидается послушание до совершеннолетия и помощь в старости;
  • Человек, пересекающий дорогу, должен соблюдать правила дорожного движения и не создавать опасной ситуации. Водитель в сою очередь также должен следовать предписанным правилам, чтобы избежать аварии или штрафа;
  • Студент университета должен посещать лекции, сдавать сессии, проходить практики, усваивать и закреплять учебный материал, проявлять уважение к преподавателям на лекциях и вести себя прилежно во время учебы;
  • Статус друга подразумевает оказание товарищу помощи и поддержки в трудные моменты жизни, отстаивание и разделение его интересов и мировоззрения;
  • Родитель должен проявлять заботу о ребенке, удовлетворять его базовые потребности, следить за состоянием здоровья, реализовывать воспитательную функцию, передавать знания об окружающей действительности, ретранслировать нормы, принятые в обществе.

В механизме каждый человек может реализовывать несколько социальных ролей в зависимости от ситуации. Их распределение может осуществлять как в заранее сложившемся порядке, также они могут возникать неожиданно, что обусловлено изменившимися реалиями. После подписания трудового договора о принятии на работу, начальник ожидает от сотрудника того, что он будет разделять и придерживаться конкретных правил, установленных компанией. В свою очередь бытовые явления вынуждают человека стать участником событий, в которые он вступать совершенно не планировал.

Характеристика социальной роли

Исследователь Толкотт Парсонс совместно с коллегами смог систематизировать социальные роли в середине прошлого столетия. Он выделил пять основных характеристик социальных ролей:

  • Эмоциональная составляющая. Ряд ролей, в том числе медика, психолога, социального работника, требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, когда в большинстве случаев у людей проявляются яркие эмоции, речь идет о болезнях, страданиях, смерти. Такие жесткие требования с точки зрения эмоциональной сдержанности не предъявляются к родственникам или друзьям;
  • Способ получения. Некоторые роли являются результатом предписанных статусов. В качестве примера можно рассмотреть ребенка, подростка или взрослого человека — они определяются на основании возраста человека. Другие роли необходимо заслужить или добиться, сюда можно отнести статус квалифицированного врача, то есть для ее получения человеку необходимо вложить силы и время, пройти обучение и практику;
  • Масштаб. Ряд ролей ограничены строго обозначенными аспектами взаимодействия представителей социальных групп. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, связанными с лечением заболевания или реабилитацией после операции. Между ребенком и его родителями устанавливаются отношения более широкого плана, когда родители прилагают усилия для обеспечения комфорта ребенка в решении широкого спектра вопросов;
  • Формализация. Можно выделить роли, которые выдвигают на первый план взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, работник библиотека занимается выдачей книг на строго обозначенный срок, и потребовать штраф в случае просрочки возврата книги. В рамках осуществления других ролей допускается особое взаимодействие с теми, с кем у человека сформировались личные отношения. Например, человек не ожидает, что брат, близкий друг или родитель оплатит какую-либо оказанную услугу, однако с незнакомым человеком плата была бы обязательным условием;
  • Мотивация. Каждая роль базируется на своей мотивационной составляющей. Например, если речь заходит о предприимчивом человеке, то люди ожидают от него реализации действий и поступков, направленных на получение прибыли. При этом работник социальной сферы, ярким примером является специалист по социальной работе, осуществляет свою деятельность ради общественного блага, при этом личные интересы отступают на второй план.

По мнению исследователей, каждая социальная роль представляет собой сочетание всех вышеописанных характеристик.

Виды социальных ролей

Существует несколько основных классификаций социальных ролей.

По типу общественных отношений:

  • Социальные роли, связанные со статусом человек, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (ученик, водитель);
  • Социальные роли, связанные с взаимодействием с людьми на эмоциональном уровне (кумир, фанат).

По типу общественных ценностей:

  • Представляемые социальные роли – ожидания человека и членов его социальной группы;
  • Субъективные социальные роли – представления человека о его отношении к другим людям;
  • Играемые социальные роли – поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.

По типу получения роли:

  • Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина – мать, дочь, жена, бабушка);
  • Конвенциональные социальные роли, являющиеся результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).

Отличие от понятия «социальный статус»

Социальный статус – это положение, которое занимает человек в социуме. Социальная роль – это совокупность действий, которые должны реализовываться человеком, наделенным определенным статусом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что статус – положение, а роль – это модель поведения, связанная со статусом.

Более подробно про социальный статус Вы можете почитать в этой статье.

Социальная роль оказывает большое влияние на формирование личности на протяжении всей жизни. Взаимодействие с людьми, которые выполняют большое количество ролей, позволяет человеку развивать свое представление об обществе и определять свое место в нем. Чем больше социальных ролей имеется у человека, тем лучше он реализовал свой личный и творческий потенциал, адаптировался к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Исходя из этого, процесс формирования личности и развития в долгосрочной перспективе можно рассматривать как динамику освоения социальных ролей. Другими словами развитие личности проявляется в освоении новых социальных ролей на протяжении жизни.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения этой роли (игры).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
  • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
  • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
  • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
  • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
  • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий