- Коррекция семейно-сексуальных дисгармоний
- Семейно-сексуальные дисгармонии (дисгамии).
- Причины семейно-сексуальных дисгармоний
- Александров А. — Александров А. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса читать книгу онлайн
- Александров А. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса
- Семейно-сексуальная дисгармония
- Причины сексуальной дисгармонии
- Как помочь подростку?
- Как лечат сексуальные дисгамии?
- Статистика
- Александров А.
Коррекция семейно-сексуальных дисгармоний
Семейно-сексуальные дисгармонии (дисгамии).
Наиболее характерный признак дисгамии — такое рассогласование взаимоотношений между супругами по одному из ведущих брачных факторов или по их сочетанию, когда силы, разрушающие союз, преобладают над силами сплачивающими.
Полное отсутствие сексуальной патологии у одного или обоих супругов, так же как отягощенность нескольких составляющих у каждого из них, для диагностики семейной сексуальной дисгармонии (дисгамии) не имеет принципиального значения.
Известны случаи, когда муж с синдромом ПЦД с ejaculatio ante porrtas и дневными поллюциями и жена с первичной аноргазмией , никогда не предъявляли друг другу сексологических претензий. Несмотря на наличие и у мужа, и у жены сексопатологических синдромов, дисгармонии у этих супругов не было. Столь же прочными и далекими от дисгармонии могут быть союзы между двумя носителями перверсий (например, садизм у мужа и мазохизм у жены).
В противоположность этому выраженные дисгамии могут разворачиваться при отсутствии у супругов сексопатологических синдромов. Опыт практической работы с парами, обращающимися за сексологической помощью, позволяет выделить дисгармонии личностные и сексуальные. При первом варианте основание конфликтных отношений лежит главным образом в структуре личности одного или обоих супругов, в частности в их доминирующих мотивациях. При втором основную роль играют некоторые сексуальные характеристики партнеров, начиная с расхождений в программах индивидуальных <сексуальных сценариев.
Динамика дисгамий (по опыту Всесоюзного научно методического центра по вопросам сексопатологии) характеризуется двумя закономерностями:
1. При любом варианте дисгамий без эффективной помощи с течением времени нарушаются как межличностные отношения, так и сексуальное взаимодействие.
2. Если дисгамия начинается с нарушения межличностных отношений, то вовлечение сексуального полюса и распад брачного союза происходят, как правило, намного быстрее, чем при чисто сексуальном рассогласовании.
Наиболее важную роль в развитии таких сочетанных дисгармоний играют диаметральные расхождения между партнерами в их сексуальных экспектациях, определяемых половой конституцией и сложившимися поведенческими стереотипами. Особую этиопатогенетическую разновидность дисгамий составляют расстройства, формирующиеся после запоздалого пробуждения сексуальности у женщин. Эти дисгамии принимают наиболее драматические формы у эмоционально неуравновешенных психопатических личностей, если пробуждение сексуальности накладывается на климактерический период, а муж со слабой половой конституцией утрачивает интерес к половой жизни как раз тогда, когда жена переживает сексуальный подъем.
При анализе этиологических факторов дисгамий следует учитывать внешний облик женщины. Как ни парадоксально, но нельзя сказать, что чем красивее женщина, тем она счастливее в семейной жизни: наиболее удачные браки складываются не у тех женщин, которые имеют самые высокие показатели внешности (редкая, «классическая» красота), а у женщин со средними и низкими показателями — от простой, неброской привлекательности и общей заурядности и невыразительности до парциальных внешних дефектов. Чем красивее женщина, тем обычно выше уровень ее экспектаций, в том числе больше требования к брачному партнеру, а следовательно, и предпосылки для разочарований. В противоположность этому женщины, считающие себя «дурнушками», чаще вырабатывают психологическую установку на то, что «принцы» — не для них. Они ожидают мужа того же заниженного ранга. Когда за ними начинает ухаживать «средний» по всем данным мужчина, они принимают это как подарок судьбы, дорожат его расположением, стараются сохранить его привязанность, тем самым формируя надежный фундамент семейной стабильности (тем более что большинство мужчин в семейной жизни искреннее душевное расположение, внимательность и заботу ценят выше, чем классическую красоту в соединении с холодностью, безразличием, а то и пренебрежением как к мужу, так и к мелочам повседневного быта).
Причины семейно-сексуальных дисгармоний
Первый тип («соперничество») преобладает в парах в первые 6 лет супружества; это частые ссоры и изнурительные объяснения. Тематика конфликтов обычно связана с проблемой взаимоотношений, распределением обязанностей, отношениями с родственниками и друзьями. Поводом к конфликтам становятся кризисные моменты:беременность , рождение ребенка, разъезд с родителями и т. д.
При обсуждении партнерами своих проблем:
2. каждый настроен на свое и не пытается понять другого;
3. отсутствует стремление к выражению симпатии и поощрения;
4. преобладают защитно-агрессивные реакции;
5. каждый видит в другом виновника конфликта;
6. каждый стремится заставить другого поступать по-своему.
Для второго типа («псевдосотрудничество») характерны внешнее согласие, отсутствие хронических конфликтов и преувеличенная забота. Однако иногда возникают вспышки раздражения у одного партнера, которые гасятся поведением другого. Поводом для напряженности могут быть неудачи и трудности на работе, необходимость профессионального выбора, появление новых увлечений, измены, алкогольные эксцессы, сексуальные расстройства (вагинизм, фригидность, «импотенция»). Выделяют пять видов конфликтов:
I. один из супругов не разделяет стремления другого к профессиональному, социальному и другому росту, так как это противоречит его собственной потребности главенствовать в семейной сфере. Примером может быть ориентация мужчины на принятие его в престижных кругах и ориентация женщины на бытовое благоустройство. Для мужа важно, чтобы работа была интересной, хотя бы и мало оплачиваемой, а для жены этот вариант неприемлем;
II. потребность одного из партнеров в поддержании идеализированного собственного образа сталкивается со стремлением другого главенствовать и одновременно быть опекаемым. Эта гиперкомпенсаторная потребность нуждается в эмоциональной поддержке партнера;
III. один партнер ожидает от другого достижений, а тот боится действовать из-за невротического страха перед неудачей (чаще всего такое бывает при сексуальном расстройстве);
IV. треугольник или адюльтер. Например, женщина имеет двух партнеров — в браке и вне брака, и не может принять решение в чью-либо пользу. Один из партнеров (обычно муж) обеспечивает материальную поддержку, а другой удовлетворяет эмоциональные потребности;
V.конфликт из-за жестких правил взаимодействия в паре. В этом случае партнеры не касаются сферы чувств и переживаний друг друга. Власть обычно у одного (нередко у больного неврозом), а второй партнер способствует стабилизации положения в связи с повышенным чувством долга и стремлением соответствовать абстрактным эталонам (мужа, жены). Этот вариант часто наблюдается при вагинизме. Соотношение мотивационных структур здесь таково, что достижение ценностей, на которые ориентируется больной неврозом, здоровым супругом поддерживается лишь отчасти. Временная компенсация в подобных парах происходит путем прямого или косвенного подчинения одного партнера целям другого, однако напряженность сохраняется.
Для отношений типа «изоляция» характерно в первую очередь эмоциональное отчуждение — непосвященность партнеров во внутреннюю жизнь друг друга. Этот стиль семья обычно имеет с момента образования, но в некоторых случаях к нему приходят пары со вторым типом отношений. Вынужденная изоляция может возникать под давлением внешних обстоятельств, затрудняющих совместную деятельность (например, проживание с деспотическими родственниками, берущими на себя обслуживание и управление парой), или в парах с отношениями авторитарности. В этих случаях эмоциональная изоляция возникает в результате жесткого управления, основанного на насилии. Таким образом, для отношений типа «соперничество» характерно отсутствие взаимного соглашения о нормах поведения в семье (выражается в открытых столкновениях), для «псевдосотрудничества» — внешняя согласованность норм как эмоционального, так и практического взаимодействия; при «изоляции» согласованы нормы практического взаимодействия, а на эмоциональном уровне отношения супругов обособлены.
В клинической картине сексуальных расстройств нарушенные межличностные отношения либо приводят к нарушениям в сексуальной сфере, либо идут параллельно, нарастая и усиливая друг друга. Истоки конфликтов и недовольства друг другом не осознаются, а за истинную причину скорее принимаются следствия наступившего разлада, в том числе неудачи в сексуальной сфере. Так, при отношениях типа «соперничество» сексуальные отклонения от привычного стереотипа могут восприниматься болезненно именно потому, что фрустрируют стереотип мужчины, его потребность в главенствовании. В другом варианте фрустрируется потребность женщины в заботе и опеке или потребности в эмоциональном принятии. Непонимание экспектации партнера, фрустрация его значимых потребностей приводят к отчуждению и вторичному снижению сексуальной удовлетворенности. При этом типе отношений отсутствие соглашения о нормах и формах сексуальной жизни катализирует конфликты. Проблемы, связанные с сексуальными дисгармониями, чаще всего производные. Необходимо начинать лечебную коррекцию лары после тщательного выяснения взаимоотношений супругов. Обучение партнеров новым алгоритмам сексуального поведения должно следовать за осознанием ошибок, совершенных каждым из них по отношению к другому, в том числе в сексуальной сфере. Если этого не произойдет, то эффективность лечебной коррекции будет невысокой. При построении тактики психотерапии пары целесообразно использовать рекомендации В. К. Мягер и Т. М. Мишиной (1976): терапия будет продвигаться от обсуждения внешних проявлений конфликта к пониманию истинных его причин (неадекватность взаимных ожиданий и выполнения супружеских ролей в значимых сферах взаимодействия) и формированию новых установок и моделей реагирования в этих сферах.
При психологическом анализе необходимо получить ответ на самый важный вопрос как возникли те или иные установки и психологические барьеры, которые мешают совместной жизни супругов. В некоторых случаях это определяется акцентуацией характера (у лиц, страдающих истерией, например, часто наблюдается стремление к самоидеализации), в других — выявляются сексуальная неграмотность или отсутствие культуры общения, дискоммуникативность личности или же, при отсутствии моделей и установок более высокого уровня (характерно для подростковой субкультуры), актуализируются установки более низкого уровня (на подчеркнутую мотивацию самоутверждения) и другие защитные мотивации, более ригидные, и поэтому поведение оказывается примитивным и шаблонным.
В подобных случаях сексолог выбирает наиболее соответствующий особенностям пациента стиль коммуникации и обучает этой тактике сначала партнера, а затем и пациента. Анализ супружеских отношений, в том числе поведенческих интеракций, должен помочь пациенту отыскать тот отрезок жизненного пути, на котором произошел неверный поворот и был выбран неверный ориентир. Роль сексолога — помочь пациенту разобраться в тон, почему оказался утраченным естественный баланс взаимоотношений между супругами, какие значимые психологические потребности (чаще всего потребность в высокой оценке) не получают удовлетворения и оказываются фрустрированными (вследствие чего один из супругов чувствует себя в браке несчастным, обманутым). На семейные отношения часто механически переносятся формы общения, пригодные для взаимоотношений в другой сфере, например на производстве (типа начальник — подчиненный), но для любящих супругов слишком формальные, стереотипные и не учитывающие специфику внутреннего мира, переживаний другого. В этих случаях оказывается утерянной (или не возникает вообще) установка на постоянную психологическую поддержку друг друга. Устранение причин дисгармоний — путь к счастливому союзу, где все стороны переосмысливают свое поведение, и начинают жить по-новому. Это возможно. Надо лишь сделать шаг.
Метки: Половая конституция, Сексолог, Врач сексолог, Аноргазмия, Сексуальные дисгармонии, Дисгамии, Супружеское взаимодействие, Сексопатология, Первичная аноргазмия, Поллюции
Александров А. — Александров А. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса читать книгу онлайн
Эллис различает два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, информации о том, что человек воспринял из окружающего мира. Оценочные когниции являются отношением к этой реальности.
В рационально-эмотивной терапии предполагается, что дескриптивные когниции обязательно связаны с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения РЭТ не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.
Расстройства в эмоциональной сфере является результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ. Эллис выделяет 4 группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы у пациентов.
1. Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые несмотря ни на что должны быть реализованы. Например:»Мир должен быть справедливым», «Люди должны быть честными». Такие установки часто выявляются в подростковом возрасте.
2. Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в самой крайней степени, типа «ужасно», «невыносимо» и т.п. Например,»ужасно остаться одному на старости лет».
3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что, для того чтобы осуществиться и стать счастливым, человек должен обладать определенными качествами. Например:»Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе я ничего не стою».
4. Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.
Помимо этих 4 категорий, Эллис в разное время идентифицировал общие «сердцевинные» иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств. Marzillir (1980) отмечал (цит. по Ст.Морли, Дж. Шефферду, С.Спенсу ,1996), что теперь уже число идей выросло до 27.
ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ (А.ЭЛЛИС,1958).
Согласно теории РЭТ,повторим уже сказанное ранее другими словами, эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение о том, что их желания должны быть удовлетворены. Они занимают диктаторскую, догматическую и абсолютистскую позицию: они требуют, они настаивают, они диктуют. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они настаивают на том, чтобы другие люди относились к ним справедливо. Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был более приемлемым.
Основную цель психотерапии, следовательно, можно сформулировать «отказ от требований». В какой-то степени невротическая личность, следуя логике Эллиса, является инфантильной. Нормальные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетворялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они ограничивали до минимума свои требования и стремились к максимуму терпимости. Итак, рационально-эмотивная терапия стремились к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у пациентов.
Приступая к работе над системой убеждений пациента, психотерапевт прежде всего стремится к выявлению его иррациональных установок.
Как мы же знаем, наличие иррациональных установок означает существование жесткой связи между дескриптивной и оценочной когнициями — связи, предполагающей одновариантное развитие событий. Поэтому выявлению жестких эмоционально-когнитивных схем помогает употребление пациентами таких слов, как: «надо», «должен», «необходимо». Именно эти слова («тирания долженствования») являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт «подводит» пациента в беседе к употреблению этих слов, высказывает гипотетические предложения, содержащие эти слова, для того чтобы заставить пациента признать их власть над собой. Например:
Пациент: Я хочу завершить работу в срок, и поэтому я постоянно напряжен.
Терапевт: У меня впечатление, что вы говорите:» Я должен завершить работу в срок», не так ли?
Для выявления иррациональных установок используется также известная нам уже (см. «Когнитивная терапия А.Бека) техника «что если».
Т.: Предположим, что в результате всего этого случилось худшее, и вы разведетесь, и что тогда произойдет?
П.: Я останусь один.
Т.: Ну и что в этом плохого?
П.: Ничего себе!
Т.: А все-таки?
П.: А кто же мне поможет, если со мной что-нибудь случится? Это же ужасно оказаться зависимым Бог знает от кого (катастрофическая установка).
После выявления иррациональных установок терапевт приступает к реконструкции системы убеждений: воздействие при этом осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОГНИТИВНОМ УРОВНЕ. РЭТ пытается показать пациентам, что им лучше отказаться от перфекционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревожную жизнь. Она учит их осознавать свои «должен», «надо», «следует»; отделять рациональные убеждения от иррациональных (абсолютистских); применять логико-эмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, даже если она мрачна.
РЭТ помогает пациентам оттачивать когнитивные процессы. Она является объяснительной и дидактической.
РЭТ применяет сократовский тип диалога между пациентом и терапевтом. Применяется когнитивный диспут. Этот прием включает доказательство справедливости иррациональной установки со стороны пациента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла, в демонстрации ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявляться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррациональной установки.
В групповой терапии РЭТ поощряет членов группы к дискуссии, к объяснению и выявлению причин неэффективного мышления.
РЭТ учит семантической точности. Например, если пациента отвергают, то это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу., то это не значит, что он не может добиться успеха.
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы пациенты могли четко различать эти два феномена ( другими словами, чем отличается «было бы лучше» от «должно»). С этой целью терапевт может использовать ролевую игру, чтобы показать пациентам, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациентам, как принимать различные идеи. Терапевт использует юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли. Терапевт использует безусловное принятие, показывая пациентам, что он принимает их, несмотря на наличие у них негативных черт, что дает им импульс для принятия себя. Терапевт использует эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.
Терапевт поощряет поведение, связанное с риском: а)предлагает пациентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают. В результате пациенты убеждаются в том, что это на самом деле не так рискованно; б) побуждает пациентов к самораскрытию, предлагая например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни. Этот опыт убеждает их в том, что другие могут принимать их, несмотря на недостатки; в) предлагает пациентам соприкоснуться со своими «постыдными» чувствами (например, с враждебностью), что дает им возможность раскрыть те мысли, которые предшествуют этим чувствам.
Терапевт может также использовать техники, приносящие чувственные удовольствия, такие, как объятия с другими членами группы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать приятные действия, на которые прежде никогда бы не решились, ради чистого удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, если даже другие не одобряют их за это.
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ. Поведенческие методы в РЭТ применяются не только для устранения симптомов, но и для изменения когниций пациентов.
Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта: а)пойти на риск (например, попытаться назначить свидание участнику группы другого пола); б) нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); в) воображать себя в ситуации неудачи; г) с энтузиазмом браться за деятельность, которую пациент считает особенно опасной.
Отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо и чтобы миром правили добро и справедливость, можно добиться, предлагая пациентам следующие задания: а) какое-то время пребывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их; б) выполнять трудные задачи (например, поступление в колледж); в) воображать себя в ситуации лишения чего-либо и при этом не чувствовать себя расстроенным; г) позволить себе какую-нибудь приятную деятельность (пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной, но необходимой задачи (урок французского или завершение отчета для своего шефа ) и т.п.
РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (например, осуждение себя за курение или переедание).
Рационально-эмотивными терапевтами разработано несколько психологических тестов, предназначенных для выявления иррациональных убеждений. К ним относятся: «перечень иррациональных убеждений Джонса» (Irrational beliefs inventory of Jones, 1968), а также «перечни», составленные Кассинове, Криши и Тигерманом ( Kassinove, Crisci, and Tiegerman,1977),Байсденом (Baisden,1980), Шорки и Уайтменом (Shorkey and Whiteman,1977). Авторами показана надежность и валидность этих тестов.
ПРИМЕНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Легче назвать проблемы, которые не поддаются лечению рационально-эмотивной терапии. К таким проблемам относятся следующие: отсутствие контакта с реальностью, выраженное маниакальное состояние, глубокий аутизм, повреждение мозга и выраженные степени умственной отсталости. Больным с этими расстройствами показаны физические методы лечения, уход, или поведенческая терапия, основанная на принципах оперантного обусловливания.
РЭТ применяется в следующих случаях:
1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью и с супружескими проблемами;
2) сексуальные нарушения;
3) неврозы;
4) расстройства характера;
5) прогульщики школы, подростки-правонарушители и взрослые преступники;
6) синдром пограничного расстройства личности;
7) психотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью;
8) индивиды с легкими формами умственной отсталости;
9) пациенты с психосоматическими проблемами.
Однако не все перечисленные категории больных лечатся с одинаковой эффективностью. Как и при других видах психотерапии, РЭТ наиболее эффективна при мягких расстройствах или в случаях с моносимптомом (например, сексуальная неадекватность).
РЭТ используется также в превентивных целях. Она широко практикуется для решения проблем, связанных с образованием, и для профилактики эмоциональных расстройств.
ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ.
Рационально-эмотивная терапия проводится как в индивидуальной, так и групповой формах, включая «рациональный энкаунтер» («группа «встреча»» в форме марафона), в виде краткосрочного лечения, а также в форме брачной и семейной терапии.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ. Проводится от 5 до 50 занятий один раз в неделю. Занятие обычно начинается с рассказа пациента о своих расстроенных чувствах (С) на протяжении недели. Терапевт раскрывает, какие возбуждающие события (А) имели место до того, как возникли эти чувства, и помогает пациенту идентифицировать те иррациональные убеждения (В), которые появились у него в связи с возбуждающими событиями. Терапевт учит пациента опровергать свои иррациональные убеждения и часто дает ему домашнее задание, целью которого является приобретение навыков в их опровержении. На следующем занятии терапевт проверяет — иногда с помощью формы-отчета о самопомощи ,приведенной ниже,- как пациент на протяжении недели использовал подход РЭТ. Такая работа продолжается до тех пор, пока пациент не только начнет избавляться от симптомов, но и обретет более здоровое, терпимое отношение к жизни.
В частности, РЭТ-терапевт пытается научить пациента: 1) как избавиться от тревоги, чувства вины и депрессии, полностью приняв себя как человеческое существо, независимо от того, преуспел он в жизни или нет, принимают его другие люди или нет; 2) как уменьшить агрессивность и враждебность, став более терпимым к другим людям, даже если из поведение достойно осуждения; 3) как уменьшить инерцию, прилагая усилия к изменению неприемлемой ситуации, и как повысить низкую фрустрационную толерантность, учась переносить ситуации, которые нельзя изменить.
ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ. Наблюдая поведение друг друга, участники группы изучают принципы РЭТ и применяют их на
практике под наблюдением терапевта. Группа дает возможность проводить тренинг утвердительного поведения. Пациенты учавствуют в ролевых играх, учатся взаимодействию с другими людьми, идут на вербальный и невербальный риск, учатся на опыте других.
Одной из разновидностей групповой рационально-эмотивной терапии является разработанный Эллисом так называемый «рациональный энкаунтер». В этом марафоне первые несколько часов отводятся на выполнение членами группы серии упражнений, предназначенных для того, чтобы они сблизились, шли на риск, делились наиболее болезненными и «постыдными» переживаниями, испытывали интенсивные чувства. В течение этих первых часов решение проблем умышленно избегается. Затем, когда участники марафонской группы достаточно сближаются и отказываются от многих психологических защит, они в течение многих часов занимаются анализом эмоциональных проблем, постигая их философские источники, и то, как можно изменить себя, изменяя свои когниции.
КРАТКОСРОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. При краткосрочной терапии пациента за 1-10 занятий обучают «А-В-С-методу» понимания эмоциональной проблемы и ее философских источников и показывают, как надо работать над изменением фундаментальных позиций, лежащих в основе нарушений.
Краткосрочная терапия предназначена прежде всего для пациента, имеющего специфическую проблему, такую, как враждебное отношение к начальнику ими импотенция. В таких случаях можно полностью излечиться за несколько занятий.
Для ускорения терапевтического процесса в РЭТ применяется два приема. Первый — запись на магнитофон всего занятия. Эти записи потом прослушиваются пациентами несколько раз у себя дома, по дороге домой, на работе, с тем чтобы более глубоко осознать свои проблемы и рационально-эмотивный способ решения их. Многие пациенты, у которых возникают трудности в восприятии того, что происходит во время занятия, из-за того, что они слишком погружены в себя, легко отвлекаемы или чрезмерно тревожны, получают больше при прослушивании этих записей, чем во время непосредственной встречи с терапевтом. Второй прием – использование формы сам самопомощи, которая помогает пациентам использовать РЭТ-метод при столкновении с эмоциональными проблемами между занятиями или после окончания терапии.
БРАЧНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ. С начала своего возникновения РЭТ широко использовалась в брачном и семейном консультировании. Обычно супружеские пары проходят терапию вместе. Терапевт выслушивает жалобы супругов друг на друга, затем пытается показать, что если даже претензии справедливы, то это не является поводом для возникновения эмоциональных расстройств. Работа направлена на то, чтобы уменьшить тревогу, депрессию, чувство вины и особенно враждебность. Когда пациенты научаются применять принципы РЭТ, они начинают меньше расстраиваться по поводу своих разногласий, и их совместимость повышается. Иногда, правда, они решают, что им лучше развестись, но обычно они решают работать над своими проблемами, чтобы добиться более счастливого супружеского союза. Терапевты обучают их компромиссам, соглашениям, коммуникации и другим видам искусства общения.
При семейной терапии терапевты иногда встречаются сразу со всеми членами семьи, иногда могут встречаться отдельно с детьми или родителями, или с каждым в отдельности. Родителям показывают, как можно принимать своих детей и не осуждать их, каким бы неприглядным ни казалось их поведение. Детям же показывают, как можно принимать родителей и братьев-сестер, какими бы несносными чертами характера они ни обладали и какие неблаговидные поступки ни совершали. Пациентам постепенно прививаются принципы терпимости к самому себе и другим, и когда эти принципы ассимилируются и начинают применяться, семейные отношения улучшаются. Эллис и его сотрудники написали много популярных книг и брошюр, которые они предлагают пациентам в качестве дополнительной терапии. Вот некоторые названия: «Новый путеводитель по рациональной жизни», «Рациональное консультирование для начинающих», «Как жить со страхом и без него», «Как жить с невротиком», «Путеводитель по успешной супружеской жизни», «Путеводитель по личному счастью», «Как решительно отказаться от того, чтобы делать себя несчастным по поводу всего — да,всего!».
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Приводимый здесь случай, заимствованный у Эллиса (1989), помимо анамнестических данных и сведений о проведенном лечении включает также протокол первой беседы терапевта с пациенткой. Этот протокол, снабженный комментариями Эллиса, представляет значительный интерес, поскольку отражает процесс рационально-эмотивной терапии, некоторые ее механизмы, а также стиль работы рационального терапевта.
В целом поведение рационального терапевта характеризуется следующими чертами. Между пациентом и терапевтом не существует большой дистанции, терапевт неформально одет и использует свободный язык. Терапевт не озабочен тем, что думают о нем пациенты и вообще другие люди, он более открыт, аутентичен и менее профессионален, чем среднестатистический терапевт. Главное его специфическое оборудование — кассетный магнитофон.
Отношение между пациентом и терапевтом в РЭТ отличается от такового при других видах терапии. Рационально-эмотивный терапевт очень активен, без колебаний высказывает свою точку зрения, отвечает на прямые вопросы о своей личной жизни, много говорит, особенно на первых занятиях, и очень энергичен и часто директивен в групповой терапии. В то же время он много объясняет, интерпретирует и «читает лекции». Он может позволить себе быть не слишком теплым по отношению к некоторым пациентам и может легко работать с пациентами, которых не любит, потому что он больше заинтересован в помощи решения их эмоциональных проблем, чем в личном отношении. Так как рациональные терапевты обнаруживают полную терпимость ко всем людям, каким бы неприглядным ни было их поведение, то пациенты часто воспринимают их как теплых и заботливых.
Итак, речь идет 25-летней одинокой женщине, заведующей отделом компьютерного программирования. Данные из ее медицинской карточки: неспособность контролировать эмоции; сильное чувство вины, неуверенности и неполноценности; постоянная депрессия; конфликт между внутренними и внешним «я»; переедание; употребление спиртного; прием диетических таблеток.
Анамнез. Сара Р. — из ортодоксальной еврейской семьи. Ее мать умерла, когда девочке было два года, поэтому она воспитывалась любящим, но строгим и несколько отстраненным отцом и тиранической бабушкой со стороны отца. Она хорошо успевала в школе, но у нее было мало друзей. Хотя Сара была довольно привлекательной, всегда стыдилась своего тела. Редко встречалась с молодыми людьми и в основном была занята своей работой. В 25 лет она стала начальником отдела в своей фирме. Она отличалась напряженной сексуальностью и несколько раз в неделю занималась мастурбацией, но половая связь с мужчиной у нее была только один раз — и то в состоянии алкогольного опьянения. Со студенческих лет она много ела и выпивала. Три года лечилась у психоаналитика, но это ей не помогло. В результате она разочаровалось в психотерапии и пришла на прием к терапевту только по настоянию своего шефа, который очень ценил ее и не хотел больше мириться с ее пьянством.
Невзирая на то, какие чувства выражает пациентка, терапевт пытается подвести ее к иррациональным мыслям, которые лежат в основе этих чувств, прежде всего к ее катастрофическим мыслям о том, что будет ужасным, если кто-нибудь, включая терапевта, не будет любить ее.
Терапевт без колебаний противоречит пациентке, приводя доказательства из ее собственной жизни или из своего знания людей.
Обычно терапевт опережает пациентку на шаг, например, говорит ей, что она самообвинитель еще до того, как она сама назвала себя. Опираясь на теорию РЭТ, согласно которой ее мышлением управляют долженствования, когда она испытывает тревогу, депрессию или чувство вины, он заставляет ее принять эти долженствования, а затем «атакует» их (Т-14, Т-15).
Терапевт использует философский подход. «Предположим,- говорит он по своему обыкновению,- что произошло самое плохое и вы на самом деле поступили плохо и другие презирают вас, будете ли вы тем не менее, плохой?» (Т-13). Он полагает, что если он сможет убедить ее в том, что никакое ее поведение, каким бы отвратительным оно ни было, не порочит ее, то он поможет ей достигнуть глубокого личностного изменения.
Ее стресс не смущает его (П-15), он едва ли сочувствует ей, но использует ее чувства, чтобы показать ей, что и сейчас она продолжает верить в глупые мысли и тем самым расстраивает себя. Терапевт не занимается анализом ее «трансферентных» чувств. Он интерпретирует мысли, которые стоят за ее чувствами, показывает, почему эти мысли являются самопоражающими. Он показывает также, почему его со чувствие могло бы только подкрепить, а не изменить ,ее «философию требований».
Терапевт довольно суров с пациенткой, но он также показывает полное принятие и демонстрирует веру в ее способности, настаивая на том, что она может лучше думать и вести себя, если прекратит ругать себя (Т-20, Т-33).
Он не просто говорит ей о том, что ее мысли иррациональны, он стремится к тому, чтобы она сама увидела это. Однако, иногда он объясняет некоторые психологические процессы, например что ее чувства рождаются из ее мышления (Т-35, Т-62).
Он намеренно пользуется сильными выражениями (Т-16, Т-50, Т-52, Т-57, Т-59). Это делается, во-первых, для того, чтобы раскрепостить пациентку, во-вторых, показать, что, хотя он и является специалистом, он тоже приземленное существо, и в-третьих, воздействовать на нее эмоциональным шоком, чтобы его слова произвели более драматический эффект. Заметьте, что в этом случае пациентка первая называет себя «дерьмом» (П-7).
Хотя он не сочувственно относится к ее мыслям, он на самом деле очень эмпатичен, так как внимательно прислушивается к тому, что она, вероятно, говорит о себе. В этом смысле рационально-эмотивные терапевты очень эмпатичны. Терапевт сосредоточивается на невербализованных понятиях пациентки (ее негативные мысли о себе и мире), а не на внешних чувствах (на ее восприятии, что она плохо выполняет что-либо или что другие обижают ее).
Терапевт постоянно проверяет, правильно ли пациентка понимает то, чему он ее учит (Т-59, Т-61), и может ли она повторить это своими словами.
Хотя очевидно, что речь идет о значительном диалоге, однако терапевт (это характерно для первых занятий) в основном говорит и объясняет. Он представляет ей много возможностей выразить себя, но использует ее ответы в качестве отправных пунктов для дальнейшего обучения. Временами он почти что читает ей лекции. Но он пытается сделать каждую такую «лекцию» короткой и острой и адресует ее к конкретным проблемам и чувствам пациентки.
Пациентка получила 6 занятий индивидуальной терапии, проведенных по типу описанного, затем — 24 недели групповой терапии и участвовала в одном «рациональном энкаунтере».
КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ. Пациентке неоднократно показывали ее центральную проблему: она искренне верила, что должна быть почти совершенной и не должна получать критику от значимых других. Ее настойчиво учили воздерживаться от оценок своего «я», а оценивать только исполнение; ее учили не презирать себя, даже если она не избавиться от переедания, компульсивного пьянства и других своих симптомов; ее учили понимать,что было бы весьма желательным, но не обязательным, чтобы у нее были интимные отношения с мужчиной и получала одобрение от сверстников и начальников по работе; ее учили принять себя со своей враждебностью и затем отказаться от своих детских требований к другим, невыполнение которых и являлось причиной ее враждебности к ним.
Поначалу она искренне верила в то, что она и другие должны быть чрезвычайно эффективны и следовать строгим правилам дисциплины, и время от времени она сопротивлялась атакам терапевта и членов группы на ее моралистические «должно». Однако постепенно ее побудили заменить «должно» как в ее лексиконе, так и в убеждениях на «было бы лучше». Она заявила, что полностью отказалась от своей религиозной ортодоксальности, но ей показали, что она просто заменила ее на чрезмерные требования к своей личной жизни и к общественным делам, но в конце концов ее побудили отказаться и от этого.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. Сара была полностью принята терапевтом как личность, хотя он и с жаром набрасывался на
многие ее идеи и иногда с юмором доводил их до абсурда. Некоторые члены группы вступали с ней в резкую конфронтацию: они выговаривали ей за осуждение других членов группы за их глупость и отлынивания от работы, и ей помогли установить связи с этими людьми, несмотря на их недостатки. Терапевт и некоторые участники группы в разговоре с ней использовали крепкие выражения, которые ей поначалу не нравились, но которые позднее она до некоторой степени начала употреблять сама. Когда у нее возник алкогольный запой на несколько недель и она чувствовала сильную депрессию и безнадежность, двое участников группы вынесли на обсуждение свои собственные прежние проблемы, связанные с алкоголем и наркотиками, и показали, как они смогли справиться с этим. Другой участник группы предоставил ей постоянную поддержку своими частыми телефонными звонками и визитами. Иногда, когда она замолкала или сидела мрачная, терапевт и другие в группе заставляли ее говорить и выражать свои настоящие чувства. Преодолевая ее защиту, они применяли РЭТ-анализ и открывали ее неразумные мысли (особенно мысли о том, что она будет сильно задета, если ее отвергнут) и обсуждали, как эти мысли можно искоренить. Во время марафона она смогла, впервые в своей жизни по-настоящему эмоционально, увлечься мужчиной, который до этого времени был совершенно чужым для нее, и это показало ей, что она может позволить себе сломать барьеры к интимности и любви.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Сара получала домашние задания, которые включали разговоры с привлекательными мужчинами в общественных местах, что давало ей возможность преодолеть страх отвержения. Ее научили держать долгосрочную диету, награждая себя только приятными переживаниями (такими, как послушивание классической музыки) после нескольких часов воздержания. С помощью ролевой игры с терапевтом и другими членами группы она прошла тренинг утвердительного поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Благодаря сочетанию индивидуальной и группой терапии и комбинации когнитивного,эмоционального и поведенческого подходов Сара добилась результатов: 1) она совершенно перестала пить, потеряла 25 фунтов; 2) она стала значительно меньше осуждать и себя и других и начала заводить близких друзей; 3) у нее были удовлетворительные сексуальные отношения с тремя разными мужчинами, и у нее установились стабильные отношения с одним из них; 4) она редко испытывает чувство вины или депрессию, принимает себя со своими недостатками и начала больше сосредоточиваться на радостях жизни, чем на оценке своего «я».
КАТАМНЕЗ. Сара проходила рационально-эмотивную терапию на протяжении шести месяцев, и после этого в течение года устраивались эпизодические занятия. Через год после начала занятий она вышла замуж. Через два с половиной года после окончания терапии Сара и ее муж сообщили, что у них все хорошо. Муж связывает это с тем, что Сара продолжает постоянно работать над собой.
Александров А. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса
Семейно-сексуальная дисгармония
Интимные отношения – основа гармоничного союза. Они не только обеспечивают возможность продолжения рода, но и позволяют испытывать радость и уверенность в собственных силах, ощущать чувство удовлетворения, успешно реализовывать себя в обществе.
Семейно-сексуальная дисгармония (дисгамия) – нарушение взаимоотношений между супругами, когда силы, разрушающие их брачный союз, преобладают над силами, которые его укрепляют. Вне зависимости от типа подобные нарушения постепенно распространяются не только на сексуальные, но и на межличностные отношения между супругами. К сожалению, часто сексуальная дисгармония становится веским поводом для расставания.
Чтобы не только сохранить семью, но и качественно улучшить отношения между мужем и женой, при обнаружении любых «сбоев» в сексе лучше всего обратиться к специалисту.
В клинике La Salute работают опытные сексологи, которые диагностируют точную причину дисгамии и составят план терапии, основываясь на индивидуальных особенностях семейной пары.
Причины сексуальной дисгармонии
Факторы, провоцирующие сексуальные дисгамии, можно разделить на четыре группы:
- Психологические
- Поведенческие
- Физиологические
- Дисфункции сексуального характера
В перечень причин психологического характера входят:
- Отсутствие взаимного согласия в вопросах совместной жизни.
- Разные картины восприятия сексуальной жизни и семейных отношений.
- Разочарование в партнере, что влечет за собой обиды, упреки, ссоры.
- Эмоциональная незрелость одного или обоих супругов (внутренняя нестабильность, неумение открыто выражать чувства, неспособность к диалогу).
К поведенческим факторам медики относят:
- Недостаточное внимание к индивидуальным физиологическим особенностям партнера.
- Отсутствие диалога, в котором партнеры откровенно обсуждают предпочтения друг друга.
- Отсутствие разнообразия в сексе.
К физиологическим причинам сексуальной дисгамии относятся:
- Несовпадение по биологическим ритмам. Один из супругов может быть «жаворонком», а другой – «совой».
- Продолжительность полового акта. Для кого-то он слишком быстрый, а для кого-то, наоборот, утомительно долгий.
- Несоответствие темпераментов у супругов.
- Размеры половых органов. Например, слишком большой член у мужчины, который физиологически не подходит размеру влагалища.
Сексуальные дисфункции, которые часто являются провоцирующим фактором для развития дисгамии:
- У женщин: невозможность достичь оргазма, фригидность, вагинизм.
- У мужчин: преждевременное или затрудненное семяизвержение, эректильная дисфункция, импотенция.
5 тревожных «звоночков»
Специалисты выделяют следующие признаки сексуальной дисгармонии:
- Снижение либидо
- Ослабление или отсутствие оргазма
- Задержка пробуждения сексуальности у женщин
- Ослабление эрекции у мужчин
- Мысли о сексуальной неполноценности
Как помочь подростку?
В клинике La Salute работа с сексуальными дисгармониями проводится комплексно и включает в себя:
- Сексологическую диагностику
- Супружеское консультирование по гармонизации отношений
- Рекомендации сексолога по адаптации технических особенностей полового акта к индивидуальным потребностям партнеров.
Задача сексолога заключается в том, чтобы помочь супружеской паре разобраться в том, что стало причиной сексуальной дисгармонии. На первичном приеме доктор беседует с пациентом, детально изучает жалобы, образ жизни и взаимоотношения в паре. Женщину может дополнительно отправить на консультацию к гинекологу, а мужчину – к урологу. Узкопрофильные специалисты могут назначить лабораторные и инструментальные исследования. Если в ходе диалога с пациентом сексолог обнаруживает очевидные причины психологического и эмоционального характера, то он обязательно дает направление к психологу.
Как лечат сексуальные дисгамии?
Терапия может включать:
- Медикаментозное лечение
- Психотерапию
- Комбинированные методики
Эффективность лечения в случае подобных нарушений напрямую зависит от соблюдения нескольких правил:
- Необходимо наладить режим сна и активности
- Сбалансированное питание
- Отказ от вредных привычек
- Занятия спортом
- Регулярные прогулки на свежем воздухе
Устранение причин сексуальной дисгармонии – это залог крепкого и счастливого союза, в котором оба супруга в равной степени несут ответственность, учатся слушать и слышать друг друга.
Статистика
Исследования свидетельствуют, что сексуальной дисгармонией страдает сегодня каждая вторая супружеская пара, а сексуальные проблемы приводят к разводу в 36% случаев у мужчин и в 15% случаев у женщин.