Дайверы нашли на дне Байкала затонувший «танк»
18 января 2019 10:35
— Меня всегда влекут непригодного происхождения под водой, будь то гидротехнические сооружения, капитальные строения, оказавшиеся под водой в результате затоплений либо автотранспорт, попавший в воду, — объясняет Дмитрий Роговой. — Для меня они являются частичкой истории иногда осколком ушедшей эпохи.
На дно Байкала вблизи Бугульдейки друзья отправились, чтобы сделать фото «танка». Правда, на самом деле это оказался вовсе не танк, а трелевочник, трактор-тягач, с его помощью перевозили лес. Когда-то в поселке был леспромхоз, его продукцию переправляли по воде, соответственно, был и причал. Вот с него и скатился в воду трелевочник. Но та история давно забылась. И туристы, и местные жители уверены, что это именно танк врос «башней» в дно – вон какие у него гусеницы!
Пролеты старинных мостов, тоннели Кругобайкалки, ушедшие под воду Иркутского водохранилища. А еще – настоящий сибирский Китеж-град. Только вполне реальный. Есть на Байкале залив Провал. Проплывая по нему, путешественники видят в глубине крыши домов. Это пять бурятских деревень, за 2 дня, после страшного землетрясения 30 декабря 1862 года, оказавшиеся на дне озера. Дайвер Роговой уже бродил по улицам этого Китеж-града. Но тогда у него еще не было с с собой фотоаппарата. А если все это снять – для истории? Это ж какая красота будет!
9 октября 2015 7:00
Боевую машину нашли поисковики, когда сканировали реку в черте города
В рамках осенней Вахты памяти поисковики объединения «Миус-Фронт» обследовали акваторию Дона и нашли на дне реки танк времен Великой Отечественной войны. Боевая машина лежит, погруженная в ил, получается, в самом центре города. Водолазы уже спускались к ней и рассказали, что находка более чем захватывающая.
— Это Т-34-76, исходя из формы башни, сталинградской сборки. Танк был потерян в ходе боев за донскую столицу летом 1942-го, — сообщает ПО «Миус-Фронт». — Глубоководное обследование показало, что машина в отличном состоянии. Люки на башне закрыты, а это значит что внутри может находится экипаж.
Отыскавшие танк ростовчане собираются поднять его со дна, реставрировать и передать в музей Великой Отечественной войны на Самбекских высотах. Однако, в этом деле есть ряд сложностей. Во-первых, машина находится на максимальной для этого участка Дона глубине — около 12 метров. Во-вторых, в этом месте по реке ходят суда и подъем боевой техники удастся организовать не раньше, чем на Дону завершится судоходная навигация. Руководитель «Миус Фронта» Андрей Кудряков рассказал «Комсомолке», как они с товарищами планируют достать танк.
— Сначала водолазы «обмоют» находку, то есть очистят ее от ила. Затем специальные тягачи, которые вытаскивают фуры из кюветов, вытянут танк на берег с помощью тросов, — пояснил Андрей Юрьевич. — Это будет настоящее зрелище, мы хотим, чтобы как можно больше ростовчан увидело, как Т-34 «выедет» на берег. Проанонсируем это событие заранее.
Кудряков рассказал, что в годы войны через Дон было несколько переправ. В результате бомбежек и взрывов ехавшая по ним техника нередко оказывалась на дне реки. Сейчас поисковики сканируют участки Дона с помощью современного оборудования и находят немало интересного.
— На дне реки разворачивается собственное сражение, — говорят они.
Житель Таганрога выставил на продажу самодельный танк, созданный на базе «шестерки»
Немецкий танк 41-го года, участвовавший в съемках «Утомленных солнцем-2», вызволял фуры из снежных заносов в Ростовской области Где не пройдут грейдеры и прочая снегоуборочная техника — пройдет танк! Когда по Ростовской области ударил снегопад, сотрудники Донского исторического музея смекнули: надо выводить на трассы тяжелую артиллерию. Их взгляд упал на жемчужину музея — немецкий танк Т-3. (подробнее) Отец ростовчанина во время войны пожертвовал все сбережения на постройку танков За это Сталин прислал ему свой портрет с благодарностью. (сюжет)
30 июня 2020 10:05
Американская техника почти 70 лет пролежала в Баренцевом море, а теперь на ходу и стреляет
К сложным задачам в армии привыкли, но такую военнослужащим Северного флота задали впервые: поставить на гусеницы американский танк «Шерман», который десятки лет лежал в Баренцевом море и превратился в ржавую груду металла.
Под толщей воды
В марте 1945 года, почти за два месяца до Победы, в Мурманскую область из Америки шел транспорт «Томас Дональдсон» — по программе ленд-лиза он вез в Советский Союз военную технику, в том числе и американские танки «Шерман» (с 1944 года в производстве находился танк М4А2 (76) – модернизированный вариант, вооруженный 77-миллиметровой пушкой в башне увеличенного размера). Но на входе в Кольский залив «Томас Дональдсон» был подбит немецкой подлодкой и затонул со всем содержимым рядом с островом Кильдин. Спустя почти 70 лет, в июле 2014 года, «Шерман» подняли на поверхность. Для этого специалисты Северного флота провели уникальную операцию и проникли в трюм затонувшего судна на глубине почти 60 метров. Использовался плавающий кран «ПК-7500» УПАСР Северного флота.
По поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу в декабре 2016 года началась реставрация танка. Причем на ходу он должен был быть уже ко Дню защитника Отечества – специалистам дали меньше трех месяцев. Те, кто видел «Шерман» сразу после операции по подъему, смутно верили, что он сможет поехать и дать дымок: некогда новенькая техника с завода была полностью покрыта ржавчиной, на стенках – десятки ракушек, в металле – дыры.
— Для организации реставрационных работ была сформирована рабочая группа офицеров в составе полковника Андрея Грибова, подполковника Дмитрия Дулича и капитана 2-го ранга Дмитрия Укрюкова. Ремонтно-восстановительные работы были организованы силами военнослужащих ремонтной роты (бронетанковой техники) 80-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона под командованием капитана Константина Лихоткина, — рассказали в пресс-службе Северного флота.
Задачу усложняло то, что чертежей к «Шерману М4А2» не было, только к танкам 1943-го и 1945 годов.
Реставрацию начали с демонтажа и дефектовки всех узлов и агрегатов, которые были убиты коррозией. Из-за нее непригодными к использованию оказались силовая установка GM 6046, топливная, масляная системы и система охлаждения, коробка передач, электроприводы, стабилизатор наведения орудия, средства связи. Во время подъема были утрачены 70% гусеничных траков и звездочки ведущих колес, не было приборов наблюдения, шанцевого инструмента, которые перевозили отдельно в деревянном ящике.
Чтобы понять, как восстанавливать танк, Андрей Грибов, Алексей Савельев, Дмитрий Укрюков и Анатолий Придава отправились в командировку в Москву. В частности, в столице и Московской области тщательно изучили «Шерманы» в местных музеях. Самым подходящим оказался экспонат в музее Кубинки, именно его и взяли за основу.
Недостающие комплектующие взяли из ремонтного фонда и фонда музея ВВС РФ, например, узлы и агрегаты – от танка-тягача М4А2Е8. Башню и корпус полностью очистили от ржавчины и подвергли пескоструйной обработке. Достать оригинальный двигатель для «Шермана» оказалось невозможно, пришлось ставить наш, ярославский ЯМ3-28, для которого пришлось изготовить и смонтировать систему охлаждения, масляную, топливную и выхлопную системы.
— Специалистами 195-го ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения в Росляково были изготовлены макеты стрелкового вооружения — два 7,62-миллиметровых пулемета М1919А4 Browing. Работы проходили с использованием заводской документации и станка фирмы Trompson, полученного в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу. Макет зенитного 12,7-миллиметрового пулемета М2 Browning был изготовлен с использованием деталей и фрагментов настоящих пулеметов, найденных поисковиками на местах боев в Заполярье. По чертежам и фотографиям были изготовлены недостающие венцы ведущих колес, щиток приборов механика-водителя, подкрылки, световые приборы, крепления шанцевого инструмента и многие другие детали, — восстанавливают ход реконструкции в пресс-службе Северного флота.
Работой своих подчиненных капитан Константин Лихоткин горд. Военнослужащие трудились даже в свободное время. Было интересно расколоть этот крепкий орешек, хотелось, чтобы к 23 Февраля танк предстал во всей своей красе. И он не только поехал, но и произвел залпы. Причем стационарные и пробеговые испытания прошли раньше Дня защитника Отечества – 11 февраля 2017 года, в присутствии руководящего состава Северного флота. Полностью реконструкция была завершена 21 февраля. К этой дате «Шерман» пах свежей краской и был словно с иголочки. Его внешний вид полностью соответствовал танкам модификации М4А2Е8, находившимся в производстве с января 1945 года и поставлявшимся в СССР по ленд-лизу. А после обновленный «Шерман» принял участие в Параде Победы, также северяне могли его видеть на парадах техники на разных праздниках в Мурманске.
— Я ездил и на восстановленном Т-34, и на «Шермане». У американского танка ход, конечно, более плавный, некоторые моменты более продуманы. Но в окопе, например, его лучше видно – он выше Т-34, что было опасно на войне, — рассказывает Константин Лихоткин.
После реставрации «Шерман» был передан в состав экспозиции музея ВВС РФ – филиала Военно-морского музея Северного флота и установлен в ангаре в поселке Сафоново. В декабре 2017 года танк продемонстрировали руководству Минобороны, а также Владимиру Путину.
По признанию жителей села Украинская Буйловка на юге Воронежской области, событиями их жизнь не богата. Даже мимолетный визит главы района становится поводом для обсуждения на многие месяцы. Поэтому когда стало известно, что рядом с селом военные будут вытаскивать из реки танк, буйловцы и жители соседних деревень съехались на зрелище, как испанцы на коорриду: с семьями, видеокамерами и закуской.
По Дону крейсировали гидроциклы, катера и лодки. Дамы в ярких купальниках прятались под солнечными зонтиками, поскольку жара стояла адская. В небе трещали квадрокоптеры с камерами, а военные и полицейские сорвали голос, выпроваживая зевак за полосатые ленточки. После того, как суровый подполковник в десятый раз объявил, что пока все посторонние не покинут опасную зону, вытаскивать ничего не будут, порядок удалось более-менее восстановить и подъем начался.
О том, что в Дону у села есть танк, буйловцы знали давно. В советское время колхоз даже пробовал его достать, но возможностей не хватило. От селян о местонахождении боевой машины узнали в отделе поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка «Патриот» — с Воронежа эта организация начала активную работу по извлечению военных артефактов из глубин и трясин, благо боевой техники: как нашей, так и немецкой, — по России еще запрятано предостаточно. В апреле водолазы обследовали речное дно, на семиметровой глубине нашли и сфотографировали танк, убедились в сохранности машины и отсутствии серьезных препятствий для извлечения ее на сушу. По некоторым деталям установили даже место производства Т-34-76. Последние цифры означают калибр пушки.
— Этот единственный в мире сохранившийся танк из партии в 600-1000 машин, выпущенных Сталинградским тракторным заводом с зимы 1941 по лето 1942 года. В это время сталинградский завод был единственным производителем «тридцатьчетверок» — другие предприятия только разворачивались после эвакуации. Поэтому собранные машины прямо из цехов уходили на фронт, — рассказал начальник отдела поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка «Патриот» Анатолий Калемберг.
Судя по пробоинам в катках, найденный Т-34 успел повоевать, а сталинградское его происхождение определили по маске пушки. В Сталинграде Т-34 собирали «по полному циклу» — из собственных комплектующих, поскольку заводы-смежники тоже куда-то перемещались или налаживали производство на новых местах. Самодельная маска орудия выглядела грубовато, больше напоминая утюг, но задачу свою выполняла: фиксировала пушку в башне, обеспечивала ее подвижность и прикрывала экипаж.
— По поводу того, как танк попал в реку есть две версии. Согласно первой, наши войска, уходя на левый берег, затопили его. Но мне в это не верится, поскольку на Т-34 сохранилось стрелковое вооружение. По второй, летом 1942 года два наших танка переправлялись через Дон по понтонному мосту. Один прошел, второй свалился и утонул. Неподалеку от того места, где он стоял, водолазы нашли остатки понтонов, — продолжил Калемберг.
В июле военные расчистили от деревьев спуск к реке, а из мотострелковой дивизии за 110 километров доставили два мощных тягача. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина сделана на базе Т-72 и снабжена лебедкой с усилием в 75 тонн. Поэтому вытащить 25-тонный Т-34 (пусть даже с заклиненными гусеницами, поскольку танковая коробка передач за 74 года пребывания в воде однозначно заржавела) для него проблем не представляло. Военные — люди основательные, и на всякий случай привезли запасной тягач.
— Первый, я вышка. Давай потихоньку, — скомандовал подполковник в рацию.
Упершийся широкими гусеницами в землю БРЭМ издал короткий сигнал и взревел, выпустив облако сизого дыма. Уходящие от него в реку толстые тросы поползли, медленно натягиваясь. Сантиметр за сантиметром из воды показалась облепленная илом и ракушками корма танка и башня с развернутой назад пушкой. На другом берегу реки обрадованно завопили, загудели автомобильные клаксоны.
Через 40 минут танк стоял на пригорке, пожарные из брандспойтов сбивали с него грязь и ил. Открытый люк механика-водителя чернел входом в историю. «Я от отца слышал, экипаж там», — авторитетно заявил кто-то из местных. Заглянувшие в Т-34 военные не нашли мертвых танкистов — только живых раков, которые были очень недовольны переменой обстановки. Выбравшись через люк, они двинулись обратно в реку.
На главную базу Северного флота — в город Североморск — доставили американский средний танк M3 Lee времен Второй мировой войны. Его подняли со дна Баренцева моря.
Как сообщили в пресс-службе Северного флота, этот уникальный исторический экспонат был поднят специалистами управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота с транспорта «Баллот», доставлявшего в СССР вооружение по ленд-лизу во время Второй мировой.
«Баллот» выскочил на камни и получил серьезные повреждения в начале 1943 года у острова Кильдин. Транспорт разгрузили, но во время очередного шторма он затонул окончательно. «Баллот» находился на глубине 50 — 52 метров.
Поднимала танк группа аварийно-спасательного отряда Северного флота в составе киллекторного судна «КИЛ-143» и водолазного судна «ВМ-227». Как рассказал заместитель начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота капитан 1 ранга Михаил Белов, гидрологическая обстановка в районе полуразрушенного затонувшего объекта была сложной. Сильные течения, меняющие свои направления на разных глубинах, не позволяли водолазам завести на объект тросовую лебедку. Ее сносило на расстояние до 30 метров.
Тогда и приняли решение: сместить поднимаемый объект в сторону от полуразрушенного корпуса «Баллота», а потом уже поднимать на поверхность.
Работу водолазов на глубине, а также сам процесс подъема затонувшего объекта спасатели Северного флота контролировали с помощью необитаемых телеуправляемых аппаратов.
М3 Lee — американский средний танк периода Второй мировой войны. Назван в честь военачальника времен гражданской войны в США — генерала Роберта Ли. И это не первый исторический экспонат, поднятый специалистами Северного флота со дна Баренцева моря. Уже доставили на сушу десять исторических экземпляров бронетехники — шесть танков «Шерман» с затонувшего транспорта «Томас Дональдсон» и четыре M3 Lee — с транспорта «Баллот».
Боевую машину обнаружили участники традиционной осенней акции «Вахта памяти». Глубоководное обследование показало, что танк находится в отличном состоянии, его даже не затянуло илом и песком. В то же время лежит он на максимальной глубине. Люки на башне закрыты, а это значит, что внутри могут находиться останки экипажа.
По мнению историков, танк был потерян в ходе боев за донскую столицу летом 1942 года. Вначале поисковики полагали, что нашли легкий Т-60, но после изучения данных сонара они пришли к выводу, что на дне реки покоится все же Т-34, вооруженный 76-миллиметровой пушкой. В пользу этой версии говорит форма башни, которая указывает, что боевая машина была изготовлена на Сталинградском тракторном заводе.
Планируется, что подъем Т-34 начнется сразу после завершения судоходной навигации на Дону. После этого бронемашину выставят в музее Великой Отечественной войны на Самбекских высотах. Поисковики также рассчитывают установить имена членов экипажа.