Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.
Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.
Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.
Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.
Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.
Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.
Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.
Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.
По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».
Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.
Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.
Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.
Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.
Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.
Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.
Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.
Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.
Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.
Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.
Предложенный ряд концепций – далеко не полный список концепций и проектов городов и поселений будущего, а лишь обзор различных направлений современной градостроительной мысли, позволяющий составить общее представление о проблеме. Подробный разговор о самых интересных и актуальных проектах – впереди.
Архитекторы и застройщики продолжают разрабатывать амбициозные проекты высокотехнологичных городов, призванных решить глобальные проблемы, такие как изменение климата и жилищный кризис, и, конечно, поразить воображение.
Проект The Line был разработан как альтернатива традиционным городам, которые обычно расходятся из центральной точки. Эта мегаструктура протяженностью 170 километров по северо-западу Саудовской Аравии будет иметь высоту 500 метров и ширину всего 200 метров. Если проект будет реализован, то сооружение станет 12-м по высоте зданием в мире, а также самым длинным. Город будет представлять собой прямую «линию» из двух соединенных мостами небоскребов, похожих на стены, и открытого пространства между ними. В зданиях хотят разместить жилые, торговые и развлекательные зоны, школы и офисы, а на открытом воздухе разбить парки. Постройки планируют облицевать зеркальными фасадами, чтобы подчеркнуть уникальный характер проекта и стереть границу между архитектурой и природой.
Датская команда BIG во главе с Бьярке Ингельсом представила изображения нового генерального плана города площадью 60 700 га, который будет построен с нуля в пустыне на западе США. Проект под названием Telosa направлен на «создание нового города в Америке, который установит глобальный стандарт городской жизни, расширит человеческий потенциал и станет образцом для будущих поколений». Цель проекта — создать самый экологически безопасный город в мире. Он включает в себя возобновляемые источники энергии, пресную воду, автономный транспорт и различные варианты жилья. Ожидается, что в течение следующих 40 лет в нем будут проживать более 5 миллионов жителей.
BiodiverCity — еще один масштабный проект команды BIG, которая занимается генеральным планированием застройки площадью 1821 га. Три искусственных острова, соединенных автономной транспортной сетью без автомобилей, будут построены у берега острова Пенанг в Малайзии для правительства штата. Острова, имеющие форму кувшинки, будут состоять из районов смешанного использования, 4,6 км общественных пляжей, 242 га парков и 25-километровой набережной. Ожидается, что каждый остров станет домом для 15000–18000 жителей. Здания планируют в основном строить с использованием комбинации бамбука, малайзийской древесины и «зеленого бетона», в котором в качестве заполнителя используются переработанные материалы. Для поддержки биоразнообразия вокруг каждого района обустроят экологический буфер.
Город Амаравати, расположенный на берегу реки Кришна, станет новой столицей штата Андхра-Прадеш в Индии. Генеральным планированием занимается бюро Foster + Partners. Город будет выстроен вокруг правительственного здания с издалека заметным острым шпилем, и более 60 процентов его центрального района будет занято зеленью или водой. Планируется, что Амаравати раскинется на 217 кв. километров и станет одним из самых экологичных городов в мире. «Дизайн объединяет наши многолетние исследования в области устойчивых городов с использованием новейших технологий, которые в настоящее время разрабатываются в Индии», — говорит Норман Фостер.
Умный лесной город недалеко от Канкуна, Мексика, над планами которого работает итальянский архитектор Стефано Боэри, призван стать «первопроходцем» в области более экологически эффективной застройки. Город хотят построить на участке площадью 557 га и высадить в нем 7,5 миллионов растений, в том числе многочисленные виды деревьев и кустарников, выбранных ботаником и ландшафтным архитектором Лаурой Гатти. Он будет рассчитан на размещение 130 000 человек. «Smart Forest City — это ботанический сад в современном городе, основанный на наследии майя и его отношениях с природным и священным миром, — говорится в сообщении Stefano Boeri Architetti. — Городская экосистема, в которой природа и город переплетаются и действуют как один организм».
Египет строит совершенно новый город, чтобы разгрузить быстрорастущий Каир. Проект The Capital Cairo предусматривает новую административную и финансовую столицу, которая расширит Каир на восток до побережья Красного моря, создав новую урбанизированную зону для семи миллионов жителей. Генеральный план разработала архитектурная фирма SOM. Застройка площадью 700 кв. километров может похвастаться одним из крупнейших в мире городских парков и более чем 100 новыми жилыми кварталами. Кварталы будут спроектированы таким образом, чтобы вписаться в естественную топографию вади — сухих русел рек и эрозионных речных долин, которые наполняются водой во время сильных дождей. Они должны стать участками зеленых насаждений, которые направляют естественные бризы через город. SOM полагает, что этот подход создаст новый устойчивый город, подходящий для местной окружающей среды, а также поддерживающий растущую экономику.
Проект The Orbit, над которым работает архитектурная студия Partisans, призван преобразовать канадский фермерский город Иннисфил в 60 км к северу от Торонто. В планах широкое использование оптоволокна, дронов и автономных транспортных средств, а решения о развитии будут приниматься на основе Big Data. Проект направлен на то, чтобы превратить Иннисфил в «город будущего» с множеством новых технологий, сохранив при этом существующее сельское хозяйство и пышную растительность. The Orbit займет территорию более 182 га, а население города увеличится с 30 000 до 150 000 жителей.
Криптовалютный магнат Джеффри Бернс планирует превратить часть пустыни Невады в умный город, основанный на технологии блокчейн. Проект, разработанный при участии архитектурных студий Ehrlich Yanai Rhee Chaney Architects и Tom Wiscombe Architecture, позволит создать на участке площадью 27 113 га сообщество, где люди смогут осуществлять банковские операции, голосовать и хранить данные без участия правительства или третьих сторон. Больший контроль над конфиденциальностью личной информации — потенциальное главное преимущество этой модели города.
Правительство Мальдив в партнерстве с архитектурной студией Waterstudio спроектировало плавучий город, в котором в лагуне площадью 200 га недалеко от столицы разместится 20 000 человек. Проект появился в ответ на повышение уровня моря из-за изменения климата: считается, что из-за этого к 2050 году большая часть Мальдивских островов станет непригодной для жизни. Объявленный архитекторами «первым в мире настоящим плавучим городом-островом», он будет построен на серии шестиугольных структур и будет включать в себя 5000 малоэтажных плавучих домов. По мере повышения уровня моря будет расти и город.
Голландская архитектурная фирма OMA разработала генеральный план для столицы китайской провинции Сычуань. Chengdu Future City, занимающий участок площадью 4,6 кв. километра, будет поделен на шесть отдельных кластеров, созданных по образцу традиционных деревенских поселений и спроектированных так, чтобы они гармонировали с окружающим ландшафтом. В городе не будет автомобильного движения, что бросает вызов традиционным моделям городского планирования, основанным на дорожных сетях или максимальном увеличении общей площади. Все здания в каждой зоне будут в пешей 10-минутной доступности, а «умная мобильная сеть» с использованием автоматизированных транспортных средств соединит город с остальной частью Чэнду.
Смелая фантазия бельгийского архитектора Венсана Кальбо. Проект носит название Aequorea, а его строительство планируется в прибрежных водах Рио-де-Жанейро. По замыслу автора такие дома-города могут быть на полном самообеспечении, предоставляя населению электричество, еду и воду, используя и перерабатывая морские ресурсы. Ну и конечно, жителям таких городов обеспечены вид на море и потрясающие закаты.
Башня «Кобра» в Кувейте
Сobra Towers Kuwait — один из самых обсуждаемых в сети архитектурных проектов. Небоскреб-город высотой в 1 километр планируют построить в Кувейте к 2030 году. Ажиотаж вызван не только размерами здания, но и спорами о том, как будет выглядеть лифт, ведь в такой конструкции стандартная форма лифта невозможна. Вероятнее всего он будет функционировать в сжатом воздухе по принципу пневматической трубы. Башня обещает стать не только самым высоким, но и одним из самых красивых небоскребов на Земле.
Рекреационный комплекс, который планируется построить между Каиром и древними пирамидами. Технологии сооружения способны сдерживать наступление пустыни на город. Кто знает, может эта пирамида, как и ее предшественники, станет для наших потомков одним из Чудес Света.
Революционный проект корейских архитекторов. Сооружение в прямом смысле ловит облака и транспортирует их в регионы, страдающие от засухи. Реализация этого проекта не только изменит цвет планеты земля, но и поможет решить проблему регионов, страдающих от неурожая. В Питере будет больше солнечных дней, а еще это спасет от голода центральную Африку — здорово!
Экологический центр, Корея
Созданный по инициативе Национального экологического института Южной Кореи комплекс раскинулся на 33000 гектаров. Это будет уникальное место, в клиновидных теплицах которого станут проводиться исследования в области экологии. Здания центра построены таким образом, что внутренние условия могут самоизменяться под воздействием внешних условий, что позволит экономить энергоресурсы. Неплохое свойство здания, учитывая, сколько стоит в наше время отопление и электроэнергия.
Эконебоскреб «Стрекоза» в Нью-Йорке
Еще одна фантазия Венсана Кальбо. Вертикальный сад высотой в 700 метров предлагается построить на острове Рузвельта. Это будет уникальный комплекс — экосреда, сверхсовременная деревня внутри крупнейшего мегаполиса мира. Внутри, по замыслу автора, будут размещаться прогулочные зоны, теплицы, молочные и мясные фермы. Однако, несмотря на пользу и экологичность, этот проект не вызвал особой поддержки у жителей города, и его строительство пока под большим вопросом.
Туристический комплекс в горах, Китай
Похожий на межпланетную станцию из фантастических фильмов комплекс «Даванг» будет завершен уже в самом ближайшем будущем. 170-метровое сооружение, раскинувшееся над пропастью, включает в себя горнолыжный курорт, ледовый дворец, аквапарк, висячие сады. Футуристический курорт запускается в эксплуатацию в этом году — один из факторов, свидетельствующих о том, что будущее уже наступило.
Небоскребы на Марсе
Да-да, архитекторы на полном серьезе разрабатывают и такие, сумасшедшие на первый взгляд, проекты. Здания, которые могут самостоятельно перемещаться по красной планете и, собирая необходимые элементы с ее поверхности, вырабатывать углекислые парниковые газы, тем самым нагревая Марс и постепенно делая его пригодным для жизни. Невероятно, не правда ли?
Курорт под водой
Область развлечений не знает границ: архитекторы бюро «103 International» разработали проект подводного курорта. Его площадь впечатляет — 80 000 квадратных метров. Отель, в котором все окна выходят на морские глубины (вот уж и правда «Sea View» 80 уровня), а еще такой же ресторан и развлекательный комплекс. Для любителей более традиционного проживания на отдыхе часть курорта расположена над водой.
Города в небесах
Архитектор из Великобритании Цветан Тошков представил проект «City in the Sky» — комплексы в форме лотосов, возвышающиеся над всеми зданиями в городе. На вершине этих футуристических «лотосов» раскинутся парки и зоны отдыха, в которых жители мегаполисов смогут отдохнуть от суеты, шума и грязи большого города. Тишина, спокойствие и облака под твоими ногами — лучшее лекарство от стрессов.
Взято с Adme, баянометр показал только на последний проект
- Энергия, переработка, безотходная среда
- Изменяющаяся архитектура
- Великая транспортная проблема
- Реальный город будущего
- Вопросы к Бангалору и ответ Сингапура
- «Мертвый» город будущего
- Масдар, переживший кризис
- Город-компьютер
- Проблемы и другие проекты
- Города будущего, которые еще не построены
- «Великий город» без автомобилей, Китай
- «Роза пустыни», Дубай
- «Плавучая зелень», Япония
- Первый в мире подводный город, Япония
- Проект арктического города «Умка», Россия
- Первый умный город Индии
Энергия, переработка, безотходная среда
Country Garden’s Forest City — город в Малайзии для 700 000 человек, строящийся на четырех искусственных островах. Все его офисные башни, гостиницы, торговые центры и школы будут утопать в зелени.
«Города будущего» перестали быть просто проектами на бумаге. Уже сейчас облик мегаполисов быстро меняется под влиянием успехов в области разработки 3D-печати, интернета вещей и композитных материалов. На облик города также влияет транспортная система. Всё больше компаний начинают эксперименты с пассажирскими беспилотниками. Вслед за транспортной инфраструктурой изменится и сам город.
Город будущего — это не только «рай на Земле», но и новый класс сопутствующих проблем. В современных прогрессивных агломерациях не исчезает бедность и преступность. Так каким должным быть населенный пункт завтрашнего дня, чтобы побороть здоровый пессимизм?
Изменяющаяся архитектура
Москва вошла в список семи городов-претендентов на звание самого «умного» города планеты (победителями прошлых лет признавались Торонто, Монреаль, Эйндховен, Стокгольм и Глазго). Но даже если столица выиграет, не исчезнут актуальные проблемы настоящего — пробки, как минимум.
Реальным местом воплощения футуристических идей в России можно считать Иннополис, расположенный в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан.
Архитектура Иннополиса радует глаз, решает проблему усталости от вида «городских джунглей», снимает часть психологического стресса горожанина. Жилые комплексы Иннополиса повторяют элементы природы — они уникальны, разнообразны, исключают бездушное копирование деталей. Здания имеют ярко-зеленую, белую и древесную окраску. Парковки — только подземные; муниципальные здания имитируют природный ландшафт; по территории курсируют электробусы.
У Иннополиса есть один безусловный плюс, из-за которого возможно воплощение любых идей — население на сегодняшний день не превышает 3 тыс. человек. В таких масштабах многие проблемы вообще не существуют. Например, транспорт. Беспилотные автомобили всем хороши, но они занимают столько же места, сколько обычные. Беспилотники не избавят город от пробок — более того, из-за доступности транспорта (уметь водить больше не нужно), машин станет еще больше.
Нельзя просто всё застроить парковками — это не выгодно с точки зрения экономики. Город будет процветать, если в нём есть большие площадки, на которых люди собираются вместе.
«Оазисы» среди офисных зданий для отдыха и общения сейчас строят во многих городах мира. На иллюстрации изображены новые здания офиса Amazon в Сиэтле. Под стеклянными куполами будут находиться зеленые сады.
Согласно научным исследованиям, социальные отношения — как количественно, так и качественно — влияют на психическое и физическое здоровье, на уровень риска смертности. То есть качество социальных отношений оказывает краткосрочное и долгосрочное воздействие на здоровье. Взрослые, которые имеют больше социальных связей, более здоровы и живут дольше, чем их более изолированные сверстники. Городское пространство — это часть инфраструктуры социальных отношений, помогающей людям коммуницировать друг с другом.
Таким образом, потратившись на город, созданный для общения, можно разом улучшить показатели общественного здравоохранения. Технологии позволяют не изолировать людей друг от друга, а дать им больше возможностей для общения.
Великая транспортная проблема
Дубайское управление дорог и транспорта в начале 2017 года объявило, что уже в этом году начнется эксплуатация летающих беспилотников для индивидуальных перевозок. Прототип пассажирского транспорта нового типа может перевозить одного человека весом до 100 кг за 30 минут на расстояние 50 км, путешествуя со скоростью до 160 км/час. Пассажир просто выбирает место назначения с помощью сенсорного экрана, садится в капсулу и летит.
Планируется, что к 2030 году 25% транспортных перевозок в Дубае будут «умными» и беспилотными. Однако в других городах проблемы пока пытаются решить другими способами.
Даже экологически чистый транспорт не избавит город от трудностей. Чем больше становится эко-транспорта, тем острее проблема парковок. В Ханчжоу (Китай) велосипеды стали просто бросать по городу – это проблема популярной по модели каршеринга (через приложение снимается блокировка с велосипеда, а затем байк можно оставить в любой точке города). В результате весь город оказался завален тысячами бесхозных велосипедов. Избавиться от них тоже нельзя — население города ежегодно увеличивается на 200 000 человек. Снести старые дороги и построить новые невозможно из-за центра города, имеющего историческую ценность.
Власти Ханчжоу развивают метрополитен, а также увеличили количество муниципального электротранспорта, купив три тысячи автобусов и такси. Проблему это не решило, потому что людей на данный момент слишком много.
Если перенестись на другой конец света, в шведский город Мальме, который уже сейчас называют городом будущего, то можно увидеть пример синергии различных подходов к транспортной проблеме. 40% жителей используют для перемещения велосипеды, а весь общественный транспорт работает на биотопливе, которое собирают с кухонь жителей города. В Мальме велосипеды не бросают, а оставляют на специальных парковках. Десятки перекрестков оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Во многих поездах и паромах есть отсеки для перевозки велосипедов.
Реальный город будущего
Мальме — шведский Детройт, умирающий промышленный город, всё величие которого осталось в далеком прошлом. Но теперь Мальме, ранее считавшийся территорией с наивысшим в Швеции уровнем безработицы, превратился в процветающий эко-заповедник для креативного класса.
Отчаянные времена требуют отчаянных мер — город самостоятельно взялся за реструктуризацию и реновацию. Старые промышленные верфи снесли, вместо них из экологических материалов построили 600 домов, магазинов и офисных зданий, оснащенных солнечными батареями и ветряными турбинами. Новый городской квартал подключили к системе рециркулирования воды, в которой вода сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом.
В каждой кухне нового дома Мальме установили измельчители отходов. Полученный материал сортируют на несколько десятков категорий — он отправляется на переработку в биотопливо для машин и городского транспорта, используется для покрытия парковок и дорог.
Мальме — один из самых зеленых городов планеты, и вся эта зелень не просто сосредоточена в парках, но также находится в ботанических садах, открытых для горожан. Кроме того, на тех крышах, где не установлены солнечные батареи, разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды.
В самом продвинутом районе города (Холлбархетен) внутри своих квартир жильцы могут контролировать уровень потребления электроэнергии в зависимости от времени суток и своих потребностей. Температура в квартирах контролируется с помощью термостатов. Уровень освещенности в комнатах регулируется автоматически — параметры меняются в зависимости от предназначения комнаты, времени суток и времени года.
К 2030-му в городе планируют полностью перейти на альтернативные возобновляемые источники энергии. Мальме не входит в топы самых продвинутых городов мира, но если обратить внимание на практичность различных рейтингов, возникнет много вопросов.
Вопросы к Бангалору и ответ Сингапура
Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати самых динамично развивающихся городов и агломераций мира, среди которых более половины расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кремниевая долина занимает в списке только третье место, а вот на первое вышел город Бангалор.
Этот город является пятым по величине в Индии. Бангалор считается научным центром всей страны — в нем сосредоточено гигантское количество различных IT-компаний. Бангалор — это огромный город айтишников, куда приезжают сотни тысяч программистов. Американские, канадские и азиатские компании открыли здесь свои офисы и колл-центры.
Идеален ли город для жизни? Нет. Трафик на дорогах очень оживленный и хаотичный, путь от дома до офиса занимает много времени, в городе практически не используют «зеленые» технологии.
Но есть и исключение из правил. Сингапур был отмечен множеством наград, поддерживающих статус города будущего. Несколько лет назад запустили проект Smart Nation, готовящий Сингапур к будущему. Согласно плану, город станет полигоном для тестирования технологических решений всевозможных урбанистических проблем. Одна из основных задач — упростить жизнь горожан при высокой плотности населения.
Появились солнечные панели и вакуумные системы избавления от отходов. Несколько районов города оснастили датчиками, отслеживающими потребление электроэнергии и воды. Все данные с датчиков будут централизованно собираться и анализироваться для получения наиболее полной информации о городе.
Забота о людях проявляется не только в обычных вещах — власти также установили систему наблюдения за одинокими пожилыми гражданами, основанную на датчиках движения. Если пожилой человек долгое время не двигается, система автоматически подает сигнал тревоги родственникам и медработникам. Еще одно медицинское нововведение — телемедицина, при которой пациенты проходят лечение (чаще всего речь идет о восстановительном периоде) дома, под контролем врача (через системы телеприсутствия).
«Мертвый» город будущего
В штате Нью-Мехико хотят построить город CITE (Center for Innovation, Testing and Evaluation) на 35 тысяч человек, в котором никто не будет жить. Телекоммуникационная фирма Pegasus Global Holdings собирается вложить в его создание $1 млрд. Чтобы получить с проекта прибыль, Pegasus планирует сдавать в аренду здания и предоставлять услуги, которые помогут клиентам тестировать, разрабатывать и находить коммерческое использование экспериментальных технологий.
Проект CITE представляет собой полномасштабную моделью обычного американского города, которая будет использоваться в качестве чашки Петри для разработки новых технологий, определяющих будущее городской среды. Корпорации, университеты и федеральное правительство станут использовать объект для испытания новых технологий в сфере чистой энергии, безопасности и автономных транспортных средств в больших масштабах, но без неудобств или даже угроз для миллионов людей, которые живут в реальных городах.
На 33 квадратных милях будут проходить исследования в сфере транспорта, строительства, связи и безопасности. CITE будет включать специализированные зоны для разработки новых форм земледелия, энергетики и очистки воды. Беспилотный транспорт будет ездить по специальным дорогам и контролироваться сверху дронами.
Город CITE должен стать «промежуточным шагом» между лабораторным тестированием технологии и ее выходом на рынок. Проект позволяет протестировать не только инфраструктуру, но и сам новый город будущего.
CITE планируют построить к 2018 году, хотя с весны 2016-го официальный сайт подозрительно не обновляется, но будем надеяться на лучшее. В любом случае, CITE намного ближе к реальности, чем тысячи концептов футуристических городов.
Масдар, переживший кризис
Масдар в ОАЭ долгое время считался одним из самых перспективных футуристических проектов. Хотя фотографии Масдара скорее свидетельствуют о строительстве нового «города-призрака», люди в нем все-таки есть. Хорошая новость в том, что с 2015 года город приносит прибыль и через два-три года вернет государству вложенные в него средства.
На момент завершения строительства (оно продолжается с 2008 года) здесь будут проживать 40 тысяч человек, и ещё 50 тысяч ежедневно будут приезжать сюда на работу из близлежащего Абу-Даби, пользуясь системой быстрого общественного транспорта (впрочем, по городу можно ездить и на своей машине, но только если это электромобиль).
Строители Масдара стремятся минимизировать углеродные выбросы, снизив их вдвое по сравнению с другими городами. Дома строятся из экоматериалов, а расходы воды и энергии в них тщательно рассчитываются. Узкие (ширина 3 метра) и короткие улицы не позволяют солнцу нагревать асфальтовое покрытие на пешеходных дорожках, однако в городе есть и улицы с двухполосным движением для электромобилей и велотранспорта.
Первоначально планировалось полностью отказаться от личных автомобилей, однако развитие каршеринга и массовое производство экологичных электромобилей изменили планы архитекторов.
Тщательный подход замедляет темпы строительства — на данный момент готово 7% территории, но к 2020 году обещают отстроить 35-40%, а к 2030 году — завершить строительство.
Инфраструктура города включает множество мелких улучшений. Например, вместо привычных Wi-Fi-точек здесь используется Li-Fi — технология передачи данных через LED-светильники уличных фонарей, позволяющая не терять ширину канала с ростом количества абонентов.
Кроме того, в городе есть 45-метровая ветровая башня, фотоэлектрический комплекс на 22 гектарах, фабрика холодоснабжения со скважинами глубиной в 2,5 км, и многое другое.
Впрочем, Масдар — не самый амбициозный проект страны. В 2017 году эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, объявил о том, что в 2117 году планируется построить город на Марсе размером с Чикаго и населением до 600 000 человек.
Первые шаги в этом направлении будут сделаны через несколько лет — космическое агентство ОАЭ отправит аппарат “Hope” на Марс в 2021 году. Основная цель миссии — изучить атмосферу на низкой орбите на разных широтах. “Hope” также будет изучать, как происходит утечка марсианской атмосферы в космос.
Город-компьютер
В Португалии хотели построить умный город PlanIT Valley, практически все элементы которого (от светофоров до температуры воды в кране) управлялись бы при помощи единой операционной системы, собирающей 5 петабайт информации в сутки с более чем 100 миллионов подключенных датчиков.
Единая информационная система должна была связать не только датчики в формате «умный дом — умный город», но объединить в едином коммуникационном пространстве неограниченное количество смартфонов, планшетов, компьютеров, дорог и зданий.
На строительство нужно было 20 млрд евро, которые так и не нашли, однако концепция оказалась настолько привлекательной, что выжила и распространилась по другим городам — сейчас элементы PlanIT реализуются в разных частях мира. Не приходится сомневаться, что рано или поздно все элементы реализуют в одном месте.
Единый центр управления PlanIT Valley будет знать всё о температуре, уровне освещения, влажности, трафике, отоплении и водоснабжении во всём городе. Это позволит мгновенно реагировать на любые нештатные ситуации. Удастся оптимизировать расходование ресурсов и управлять городом в режиме реального времени.
PlanIT Valley похож на игровой симулятор, где вместо одного игрока — сотни квалифицированных специалистов, круглосуточно мониторящих состояние городской инфраструктуры. Управлять городом смогут и сами жители с помощью Place Apps — можно будет, к примеру, через мобильное приложение включить фонарь на своей улице.
Проблемы и другие проекты
В одном только Китае прямо сейчас возводят тысячи новых домов. На весь мир известен умный город Искандер в Малайзии. В Южной Корее строят город мечты Сонгдо. Даже Сколково может стать энергоэкономичным, инновационным городом. На этом фоне как-то не хочется думать, что в городах будущего останутся какие-то сложности.
Перенаселение — одна из основных проблем урбанистического мира. Когда вокруг останутся только 100-этажные небоскребы, деревьям придется потесниться, а людям — сократить свое жизненное пространство. Инкубаторы ультрасовременного дизайна не дают ответ на вопрос, где хранить миллионы электромобилей.
В 1979 году Шэньчжэнь был просто тихой рыбацкой деревушкой, в которой жили 30 000 человек. Сегодня население города составляет более 11 миллионов человек, что обусловлено притоком рабочих из сельской местности. Города манят людей. Возможно, что в будущем не останется даже стран — будут только города, тянущиеся на сотни и тысячи километров.
С другой стороны, пока мы только подошли к решению самых очевидных проблем. Никто не строит сразу город на миллион жителей. Если удастся решить все проблемы для тысячи человек, значит проект будет машстабироваться. А там и до будущего рукой подать.
Города будущего, которые еще не построены
Мы привыкли жить в условиях постоянно изменяющегося облика городов. Старые здания исчезают — появляются новые, привычные виды транспорта постепенно уходят в небытие — остаются более экологичные аналоги. Одни архитектурные стили вытесняют другие. Эти изменения происходят постоянно, и мы уже перестали их замечать. А если заглянуть на 10—20 лет вперед и представить, как выглядят города будущего, построенные с нуля и переполненные технологиями?
«Великий город» без автомобилей, Китай
«Великий город» — проект экологически чистого города, построенного на участке площадью около 3 квадратных километров поблизости города Чэнду. Он способен решить общепризнанную проблему Китая — перегруженность инфраструктуры — за счет практически полного отказа от автомобилей. Город не потребляет много энергии, не загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа, более половины его территории занимают зеленые насаждения, до которых из любого дома можно добраться всего за две минуты.
Эко-парки будут перерабатывать сточные воды, твердые отходы и производить электроэнергию. Местный климат не очень хорошо подходит для солнечных батарей, поэтому все здания разработаны для максимального использования энергии ветра.
«Великий город» станет домом для 80 тысяч человек, часть из которых трудоустроят на самом проекте. Расстояние между двумя любыми точками города можно будет пройти пешком за 15 минут, потребность в автомобиле исключается. Но не полностью. Половину дорожного пространства отведут для безмоторного транспорта. С Чэнду и близлежащими окрестностями город станет сообщаться с помощью сети транспортных коммуникаций, образующей в центре города региональный транзитный узел, вынесенный под землю.
«Роза пустыни», Дубай
Зеленая «Роза пустыни». Источник
«Роза пустыни» — так называется проект города-спутника площадью 14 тысяч гектаров, который будет использовать только экологически чистый транспорт, а с Дубаем его свяжет линия наземного метро. Снабжение электроэнергией станет производиться из альтернативных возобновляемых источников. Помимо этого, предусмотрены пешеходные дорожки с кондиционированием воздуха в знойную погоду. Строительство города займет десять лет и пройдет в четыре этапа.
Проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебные заведения и органические фермы, энергия для которых будет вырабатываться при помощи 200 квадратных километров солнечных панелей. Солнечные батареи смогут обеспечить половину потребностей города, а использование экологического транспорта компенсирует оставшуюся часть выбросов углекислого газа.
«Плавучая зелень», Япония
Рост ввысь — стандартное решение для развития городов азиатского региона, но для Японии этот способ не всегда хорош из-за частых угроз землетрясений и цунами. Но тут японцы нашли другой выход — построить города на воде! Таким городом стал проект «Плавучей зелени», состоящий из десяти островов, подобных водяным лилиям, и с центральными башнями высотой около километра.
Башни должны вмещать в себя более 30 тысяч человек. В верхней части создадут пространство для работы, магазинов и компаний сферы услуг. В середине каждой башни — место фермы для выращивания фруктов и овощей. Основание острова используют для жилой зоны, вмещающей в себя 10 тысяч человек, а также леса и пляжи. Каждый плавучий оазис будет закреплен на дне океана.
Первый в мире подводный город, Япония
Шарообразный город под водой. Источник
Но для японцев идея плавучего города далеко не новая: к 2035 году они планируют создать первый в мире подводный город Океанская Спираль (Ocean Spiral). Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5 тысяч человек и получающее энергию со дна моря. Кислород станет преобразовываться из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.
Внутри шарообразного строения расположен небоскреб, рассчитанный на проживание и работу 5 тысяч человек. Источник
Форма высокотехнологичного города — огромные шары диаметром 500 метров и вместимостью 5 тысяч человек. Шары смогут плавать на поверхности или опускаться под воду по гигантской спиральной структуре, уходящей на глубину до 15 километров, где появится завод по добыче полезных ископаемых. Система огромных шаров должна уберечь людей во время землетрясений и цунами. Стоимость такого сооружения оценивается в 25 миллиардов долларов, а основным строительным материалом будет резина.
Твердая спираль упирается в океаническое дно, на котором расположен завод по добыче полезных ископаемых. Источник
Проект арктического города «Умка», Россия
Уникальный проект под названием «Умка»: за Полярным кругом на вечной мерзлоте собираются построить город. За основу взята структура Международной космической станции. Для жителей города будут предусмотрены аквапарк, луна-парк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, дома, научные лаборатории, школы, храм, отели, больница. Городской транспорт станет работать на электричестве. Размеры такого города составят 1,5 километра на 800 метров, а строительство обойдется примерно в 5—7 миллиардов долларов.
Предполагаемое месторасположение — остров Котельный архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане (примерно в 1,5 тысячи километров от Северного полюса). Источник
В городе собираются создать регулируемую климатическую систему с использованием космических и других передовых технологий. Источником электричества станет плавучая атомная станция, а все виды отходов будут перерабатываться на двух заводах.
Первый умный город Индии
Такие мегаполисы, как Дели и Мумбай, славятся развитой промышленностью, инфраструктурой, финансовыми рынками, квалифицированной рабочей силой и присутствием иностранных компаний. Но бо́льшая часть Индии — бедные провинции с очень низким уровнем жизни населения. Потому и родилась идея строительства промышленного коридора (DMIC) между крупнейшими мегаполисами, которая позволит развивать провинции, создавая новые рабочие места и высокотехнологичную инфраструктуру. Стоить такой проект будет 90 миллиардов долларов.
Первый умный город Индии Дхолера построят в рамках проекта промышленного коридора Дели — Мумбай
Отметим один весьма претенциозный факт: промышленный коридор Дели — Мумбай является одной из важнейших частей плана по строительству сотни умных городов по всей территории страны. Сотни, Карл! В Индии! И первый такой город появится в штате Гуджарат. Дхолера будет возведен за десять лет и станет настоящей технологической жемчужиной Индии: цифровое управление движением, отсутствие загрязнений, пробок и толп людей. Для сравнения, размеры Дхолеры превысят размеры Мумбая в два раза.
Международный город финансов и технологий Гуджарата станет одним из самых первых индийских умных городов. Источник
В этом же штате находится на этапе реализации другой не менее футуристичный проект — Международный город финансов и технологий Гуджарата (GIFT). Он также предполагает обеспечение населения инфраструктурой будущего и множеством рабочих мест. Комплекс будет включать в себя офисы, школы, жилые помещения, гостиницы, конференц-центр и торговые площади. А самым ярким зданием этого города станет Башня Diamond GIFT.