У Брюса Ли было много выдающихся способностей, но одной из самых впечатляющих был дюймовый удар. Его особенность в том, что для него Брюсу не нужен был замах – он развивал необходимую энергию внутри руки и 2 сантиметров движения ему хватало для завершения приема.
Брюс Ли мог моментально передать энергию в кулак для удара. Конечно, когда есть расстояние для замаха – удар будет сильнее. Но мастеру хватало и дюйма для впечатляющих результатов.
Несмотря на то, что прошло уже много лет – многие бойцы до сих пор пытаются разгадать теорию однодюймового удара и повторить его. Но одних лишь умений работать руками мало.
Один из последователей боевых искусств пытается справится с пластинами:
Как мы видим, одних мускулов тут явно не достаточно. Тем более, что Брюс Ли не отличался огромным телосложением. Все дело в том, как строится удар – Брюс словно разгонял энергию в руке от самого ее основания.
Другой эксперт по боевым искусствам наглядно показывает, как нужно формировать удар. Теория звучит логично:
Впрочем, с дюймовым ударом у него пока тоже ничего не получилось. На практике дюймовый удар требует моментально собрать слишком много энергии – видимо у Брюса Ли был свой «секретный ингредиент» быстрой ее аккумуляции. Современные бойцы его пока не постигли.
<!—
—>
Многие смотрели фильмы с участием знаменитого актера Брюс Ли. Он известен не только по фильмам, но и мощными атаками. Некоторые спортсмены хотели постичь дюймовой удар Брюс Ли. Как правильно выполнить его? Удар выполняется рукой, расстояние должно быть один дюйм, поэтому получается сильный замах. Напоминаем, что один дюйм равен два с половиной сантиметра.
В первый раз Брюс его демонстрировал на Чемпионате мира по карате. Данный Чемпионат проходил в Лонг-Бич в 1964 году. Все занимались вычетами, как выполнить данный трюк. А секрет прост.
- Как выполнить дюймовый удар
- Важные моменты
- Видео по теме
- Двойной удар ладонями.
- Прямой двойной удар кулаками.
- Боковой двойной удар кулаками.
- Читайте также
- Постановка удара
- Патологическая анатомия
- Топографическая анатомия
- Анатомия и физиология
- Анатомия
- Анатомия рук
- Похожие книги из библиотеки
- Танки III Рейха. Том I [Самая полная энциклопедия]
- Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли
- Сверхлегкие крейсера. 1930-1975 гг.
- Самоходные артиллерийские установки «Акация», «Тюльпан» и «Гиацинт»
- Прямой удар вертикальным кулаком
- Прямые удары горизонтальным кулаком
- Прямой удар горизонтальным кулаком в живот
- Боковые удары кулаком
- Удары кулаком снизу
- Как научится бить импульсным «Дюймовым ударом»
- Особенности «дюймового удара» Ли
- Главный секрет приема
Как выполнить дюймовый удар
Некоторые думают, что удар зависит от движения и расположения рук, но это совершенно не так. Люди делятся на два вида: одни называют такой удар ки, другие заканчивают занятия и не добиваются этого. Многие считают, чтобы выполнить такой сильный удар, нужно напрячь определенные участки тела, но это совсем не так.
Участвует все части тела. Нападающие периферийные участки туловища считаются не такими важными по отношению к действиям туловища.
Если возможно было бы применять энергию чихания, то данная атака считалась бы безупречной. Все замечали, что когда совершается чихание, то все туловище становится интенсивным.
Дюймовый удар Брюса Ли имеет два названия: одно — «путь опережающего кулака», другое — джит-кун-до. Что означает Джит-кун-до? Ответ прост, когда на вас нападают, ваша задача опередить соперника и не дать ударить. Значит, если соперник двигается вперед на вас, вы наносите удар по колену.
Если соперник хочет ударить вас кулаком, то вы делаете следующее, просто отбейте удар его рукой. Главное, не перемещаться обратно, захватывать и нападать в центр. Во многих боевых искусствах встречается это, как первое правило.
Важные моменты
- Брюс Ли всегда имеет округленную спину, которая похожа на букву «С». Когда вы округляете спину, то тело расслабляется.
- Кулак всегда должен находиться вертикально.
- Задняя стопа обеспечивает выброс тела навстречу поставленной задачи и гарантирует надежность тела в цепи.
- «Дюймовый удар» Брюс Ли нужно выполнять от таза. Надо повернуть таз в сторону соперника и его ударить рукой. В этот момент вы почувствуете, как туловище становится напряженным.
- Если вы правильно поставите кулак, то это позволит передать через него сильную нагрузку.
- Все туловище обязано быть интенсивным в момент нанесения удара в цель.
Хотелось бы добавить следующее:опора должна быть устойчивой. Когда вы наносите удар, то вес тела перенесите на бьющую руку, а не на переднюю ногу.
Видео по теме
Вам будет интересно также:
Принцип одновременной работы двумя руками в вин чунь распространяется не только на постановку блока с одновременным ударом. Этот принцип также дает возможность нанесения одновременных ударов двумя руками. Эти удары основаны на разделении внимания противника. Чаще всего бывает, что противник сконцентрировал внимание на восприятии одного удара или серии одиночных ударов, которые следуют один за другим и могут быть рассмотрены как одиночные. При осуществлении двойных ударов боец бьет одновременно двумя руками, чего противник не ожидает. Его сознание не готово воспринимать и реагировать на подобную техническую уловку. Чаще всего двойные удары бьются по различным уровням, т.е. например удар одной рукой наносится в голову, а удар второй другой наносится в корпус. Также возможно сочетание прямых и фланговых ударов.
Общая техника выполнения двойных ударов следующая — две руки одновременно, синхронно осуществляют два удара. При этом каждая рука формирует ударную часть исходя из ситуации. Ударные части могут совпадать, а могут отличаться. Возможны различные сочетания: кулак-кулак, ладонь-ладонь, кулак-ладонь, кулак-предплечье.
Двойной удар ладонями.
Базовая техника удара. Из исходной стойки боец формирует ладони как ударные части. За счет резкого выпрямления локтевых суставов наносятся два удара. Правая рука наносит прямой удар ладонью в область солнечного сплетения, а левая рука в область печени.
Прямой двойной удар кулаками.
Базовая техника удара. Из исходной стойки (рис. 4.174) боец формирует кулаки в качестве ударных частей. Далее за счет резкого выпрямления локтевых суставов наносятся два прямых удара кулаком. Правая рука наносит прямой удар ладонью в область солнечного сплетения, а левая рука в голову противника.
Боковой двойной удар кулаками.
Базовая техника удара. Кроме прямых ударов, могут выполняться двойные боковые удары, а также сочетание прямого и бокового удара. Из исходной стойки (рис. 4.175) боец формирует кулаки в качестве ударных частей. Далее за счет отклонения в сторону и вращения в корпусе наносится боковой удар правой рукой в голову, который является основным. Левый боковой наносится в корпус за счет распрямления локтя. Ударные движения руками и вращательное движение корпусом синхронизированы. Также возможно сочетание прямых и боковых ударов (рис. 4.175).
Двойной удар кулаком и ребром ладони.Базовая техника удара. Из исходной стойки (рис. 4.176) боец формирует кулак в правой руке и ребро ладони в левой руке в качестве ударных частей. Далее за счет резкого выпрямления локтевых суставов наносятся два прямых удара. Правая рука наносит прямой удар кулаком в солнечное сплетение, а левая рука в голову противника.
В условиях ближнего боя достаточно часто встречаются ситуации, при которых возможно нанесение двойных ударов. Наносить двойные удары с дальней дистанции в вин чунь не принято. Удары достаточно сложные и требуют согласованного движения корпуса и рук в разных плоскостях. Главное в ударах двумя руками не потерять силу удара. Очень часто удар одной рукой является основным, в который вкладывается сила удара, а второй является вспомогательным для отвлечения внимания противника. Некоторые возможные комбинации двойных ударов представлены ниже.
На рис. 4.177 противник наносит удар левой рукой. Боец отклоняется в сторону и наносит двойной удар-толчок ладонями. Ладонь левой руки направлена в солнечное сплетение, ладонь правой руки в ребра противника.
На рис. 4.178 противник наносит удар правой рукой. Боец отклоняется в сторону и одновременно выполняет внешний блок ладонью левой руки. Сразу после блока боец наносит двойной удар-толчок ладонями. Ладонь правой руки направлена в солнечное сплетение, ладонь левой руки в ребра противника.
На рис. 4.179 противник наносит удар правой рукой. Боец отклоняется в сторону и одновременно выполняет внутренний блок предплечьем левой руки. Сразу после блока боец наносит двойной удар кулаками. Кулак левой руки направлен в голову, кулак правой руки в солнечное сплетение противника.
На рис. 4.180 боец, выбрав необходимый момент, совершает атакующий двойной удар кулаками. Удар левой рукой наносится в голову под переднюю руку противника и по ходу движения отклоняет ее в сторону. Удар правой рукой направлен в солнечное сплетение.
На рис. 4.181 противник наносит удар левой рукой. Боец выполняет внутренний блок предплечьем правой руки. Одновременно левая рука группируется под удар в пах противника. Сразу после блока боец наносит двойной удар ладонями. Ладонь левой руки бьет в пах, а ладонь правой руки направлена в голову.
На рис. 4.182 противник наносит удар правой рукой. Боец выполняет уклон от удара во внутреннюю сторону с блоком локтем. Далее наносится контратакующий двойной удар — левая рука формирует локоть, а правая рука ладонь в качестве ударных частей. С этими двумя ударами боец входит в структуру противника.
Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке
Киричек Роман Иванович
1.2. Анатомия «дюймового удара» Брюса Ли
Старый добрый «дюймовый удар» был знаменит в 70-х годах прошлого века и был окутан завесой некой тайны. Люди изучали фотографии Брюса Ли, используя математические уравнения и геометрические расчеты в надежде постичь его секреты – и в особенности секрет «дюймового удара». А для раскрытия этого секрета требовалось лишь одно – знание того, что необходимо использовать для нанесения ударов такой огромной силы со столь небольших расстояний.
Большинство пытается обращать внимание на руки, думая, что именно этот или другой угол или направление являются причиной сверхъестественной мощи удара. Одни называют это ки, другие просто прекращают попытки достичь этого. Но все они идут мимо цели, так как за нахождения способа обретения такой мощи отвечает все тело. Атакующие периферийные органы являются вторичными по отношению к действиям тела. Удар наносит не кулак, а все тело.
Если бы можно было использовать энергию чихания, это был бы идеальный удар. Когда мы чихаем, на это очень сильно реагирует все тело, а не просто отдельные органы.
Метод Брюса Ли называется «путь опережающего кулака», или джит-кун-до. Это значит, что когда нас атакуют, мы должны опередить атакующего прежде, чем он доберется до нас. Это может означать, что мы наносим ему удар по колену или голени, когда он выдвигается вперед, или просто бьем его рукой, в тот момент, когда он пытается нанести удар кулаком. В этом аспекте все боевые искусства схожи: никогда не сдвигаться назад, но только вперед, перехватывать и атаковать в центр. Это основа всех боевых искусств.
Во-первых, Брюс Ли округлял спину буквой «С». Это вводит тело и психику в состояние естественного, непредвзятого контроля «личного пространства» человека и заставляет тело и психику инстинктивно отреагировать на опасность вторжения в его пределы или нанести атакующий удар (периферийное зрение для контроля пространства вокруг себя). Иными словами, округляя спину, Брюс Ли расслаблял все тело. Это вводит человека в состояние классического «животного» способа самозащиты. Для его осуществления достаточно лишь атаковать противника со всей мощью и скоростью до того, как он нападет сам. Об этом же говорит поговорка: «Если на тебя напали – бей первым».
Во-вторых, в момент удара кулак находится вертикально, а не горизонтально. В момент его вхождения в цель, нижняя часть кулака еще дополнительно подается вперед, что напрягает сухожилия руки, обеспечивая выключение имеющихся степеней свободы, и превращает все тело в единый инструмент. Вертикальное положение кулака оправдано и более эффективно при поражении точек горин, сисиран и некоторых других. При соприкосновении кулака с целью главное не вложить в удар массу всего тела, – а выключить имеющиеся степени свободы, чтобы все тело предстало как единая жесткая структура.
В-третьих, задняя нога обеспечивает выброс тела навстречу цели и обеспечивает жесткость общей структуры тела в цепи земля-тело-кулак-цель. Сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем передняя нога, движущаяся с ударом, твердо станет на землю (ои-цки). Это позволяет соединить все тело, заднюю ногу и бьющую конечность в единый вектор силы, который продолжает движение вперед еще мгновение после контакта с целью.
В-четвертых, удар идет не от плеч, а от таза. Выполняется поворот таза в сторону цели и выбрасывается рука. В этот момент все тело напрягается в направлении удара. После удара рука отдергивается назад, и тело поворачивается в обратную сторону.
Удар Брюса Ли пришел из вин-чунь и носит название «фа-цзин ицюань» или просто «фа-цзин» (выброс силы). В каратэ эта техника удара известна как «хаккей» (взрывное усилие).
Рассмотрим технику удара фа-цзин. Из правосторонней боевой стойки делаем подшаг правой ногой вперед. В этот момент поясница разворачивается и выталкивает правую руку, которая и наносит удар. При этом все тело сотрясается слева на право, после чего резко откидывается назад вправо для «завершения» удара. Это конечное «завершающее» движение происходит сразу же после удара и приводит к тому, что волна энергии вбрасывается в цель. При ударе с шагом передней ноги, сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем передняя нога, движущаяся с ударом, твердо станет на землю. Это позволяет соединить все тело, заднюю ногу и бьющую конечность в единый вектор силы, который продолжает движение вперед еще мгновение после контакта с целью. Кулак располагается вертикально, и его нижняя часть подается немного вперед для выключения степеней свободы кисти. Вертикальное расположение кулака оправдано анатомическим строением тела. Дело в том, что при скручивании руки для принятия кулаком горизонтального положения скрещиваются кости предплечья. При вертикальном положении кулака, кости занимают естественное для них положение, что позволяет им выдержать значительно большую нагрузку (Рис. 1).
Как видим, на лицо волновой принцип исполнения. Масса всего тела переносится от задней толчковой ноги в виде волны в кулак, с последующим выключением степеней свободы, «распоркой» задняя нога – кулак – цель и последующим отдергиванием руки. Если руки или тело закрепощены, нанести удар не получится.
Голос также играет очень важную роль. Он является посредником между телом и психическим настроем. Дыхание в момент работы должно быть естественным, то есть соответствовать ритму движений и психическому настрою. Поэтому, выкрик может быть любым, произносимым во взрывной манере, концентрированный киай (ба-а-а!, я-я-я-я!, и т.д.).
Итак, мы можем добавить новые выводы к уже имеющимся:
для достижения высокой степени напряжения тела при выполнении удара, тело должно быть максимально расслабленным;
высокая скорость достигается на основе волнового принципа, при передаче энергии от более массивных частей тела (бедра, таз) к менее (рука, кисть);
постановка кулака, исключающая перекрещивание костей предплечья, позволяет передать через них большую нагрузку;
все тело должно быть напряжено в направлении удара в момент прихода кулака в цель;
в момент прихода кулака в цель, вес тела должен быть больше в бьющей руке, нежели в передней ноге, но стойка должна быть устойчивой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Постановка удара
Постановка удара
Хорошо поставленный удар — это фундамент, на котором строится вся техника бильярдной игры. Если фундамент заложен, можно двигаться дальше, а именно — улучшать кладку, осваивать технические приемы контроля и управления битком, постигать тонкости
Патологическая анатомия
Патологическая анатомия
Патологическая анатомия, изучая изменения, вызванные в организме различными болезненными процессами, имеет целью присущими ей методами исследования, как определение этих болезненных процессов, так и значение их по отношению к клинической
Топографическая анатомия
Топографическая анатомия
Топографическая анатомия – отдел анатомии, рассматривающий отдельные участки и области тела, причем главное внимание обращается на взаимное расположение и соотношение органов. Другой отдел – анатомия систематическая или описательная
Анатомия и физиология
Анатомия и физиология
В этом разделе рассказывается о роли, которую играют сердце, кровеносные сосуды и кровь. С помощью этих систем различные вещества, образующиеся в организме, переносятся туда, где они
Анатомия
Анатомия рук
Анатомия рук
Трицепс
Трицепс (лат. musculus triceps brachii) – трехглавая мышца плеча, производит разгибание локтя, находится на задней стороне плечевой кости, состоит из трех пучков или головок – длинной (caput longum), латеральной (caput laterale) и медиальной (caput mediale).
Все три пучка сужаются и
Этот вид удара является одной из визитных карточек вин чунь. Он обладает определенной спецификой и существенно отличается от традиционных длинных ударов.
Свое название этот удар получил благодаря тому, что он наносится в цель совсем с небольшого расстояния. Один дюйм равен приблизительно 2,5 сантиметра. Надо понимать, что это больше образное название, которое характеризует умение бойца наносить удар без какого либо разгона ударной части руки. В более широком смысле «дюймовый» удар означает, что удар наносится без какого либо замаха с короткого расстояния, которое может быть и 5 и 10 и 20 см.
Однако в тех же спортивных ударных стилях в ситуациях ближнего боя часто делают замах через уклон, нырок, т.е. тактически создают расстояние для разгона ударной части. Это происходит потому, что мягкая перчатка амортизирует и смягчает ударную силу и «дюймовый» удар не имеет той силы, которая складывается при ударе голым кулаком и контакте «кость в кость». «Дюймовый» удар в перчатке и «дюймовый» удар без перчаток, совершенно различны по силе воздействия на противника. Удар так сказать кость в кость меньше требует разгона ударной части руки.
Для более глубокого понимания сущности «дюймового» удара необходимо понимать основные техники и тактику вин чунь. А они общеизвестны — наведение мостов, удары от контакта с руками противника, вхождение в ближний бой. После блока (наведения моста) боец не отводит руку назад для замаха на следующий удар, а сразу по кратчайшей траектории наносит удар (рис. 4.20). Входов в ситуацию ближнего боя в вин чунь может быть несколько: блок, захват, вход противника в борьбу, сближение с противником через атакующие техники. В этих ситуациях, когда руки бойца находятся в контакте с руками противника, расстояние от кулака бойца (или любой другой ударной части руки) до цели на теле противника будет от 1 до 10 дюймов (т.е. от 2,5-25 см.). Вообще ситуации клинча для вин чунь являются очень характерными, такие упражнения как чисао (вьетнамское квайтезо) по сути, моделируют эти ситуации (рис. 4.21). Из этой реальности и возникает необходимость владения техникой короткого («дюймового») удара.
«Дюймовый» (короткий) удар не должен противопоставляется длинным ударам. Это просто две разные техники удара, которые применяются в различных боевых ситуациях. Отличительная особенность этих ударов заключается в том, что в дюймовых ударах отсутствует разгон массы тела и ударной части руки.
Следующая особенность «дюймового» удара заключается в том, что для него не важен уровень выпрямления локтевого сустава во время удара. Т.е. «дюймовый» удар может быть нанесен с вытянутой вперед рукой, а может с рукой наполовину согнутой в локте без полного выпрямления в конечной точке удара.
Дюймовые удары могут быть выполнены по различной технике. Чаще всего в подавляющем числе демонстраций, «дюймовый» удар выполняется по таранной технике. Однако она не является единственной. По сути, выброс ударного усилия может быть и в виде хлыстового удара или в виде удара «бросок камня». Хлыстовые удары наносятся в мягкие ткани — чаще всего в глаза. «Дюймовый» удар «бросок камня» кидается в тонкие кости и хрящи на лице — висок, переносица, уши, зубы, в корпус при точечном воздействии на органы. Более жесткий таранный «дюймовый» удар, используется, когда необходимо более сильное ударное воздействие.
«Дюймовый» удар может выполняться не только кулаком. Он может быть исполнен любой ударной частью руки — пальцами, лучезапястным суставом, ладонью. Для бойца важно уметь с короткой дистанции выдавать ударную силу любой частью руки — ладонью, лучезапястным суставом, предплечьем, пальцами.
«Дюймовый» удар призван остановить атакующий напор противника. А так как этот напор происходит в ближней зоне, то от силы «дюймового» удара будет зависеть пройдет атака противника или нет. В ближнем бою успех зависит от одного удара, второго уже может не быть, так как противник, не остановленный «дюймовым» ударом реализует свою атаку. Отсюда вытекает необходимость увеличения силы «дюймового» удара. Этот удар должен быть подобно тяжелому молоту по силе удара и подобно ласточке по скорости — тогда даже с короткого расстояния он сможет остановить противника. Сила «дюймового» удара базируется на следующем:
— набивка и закалка ударных частей рук (см. раздел 5);
— техники исполнения.
Закалке ударных частей посвящен раздел 5. В основе техники «дюймового» удара лежит мгновенное формирование внутренней структуры. Боец создает внутренний каркас, и вставляет его в удар. Эта структура чаще всего формируется на основании разгибательной механики тела (раздел 1). За счет быстрого выпрямления естественных изгибов тела боец выстраивает структуру тела, основанную на сухожильной силе. При этом не должно происходить никаких подготовительных движений типа сгибания коленей или отведения локтя назад. Также очень важно наносить удар без предварительного напряжения мышц. «Дюймовый» удар должен наноситься из пустоты, без какого-либо предварительного напряжения мышц. Необходимо уметь отключать мышцы антагонисты от участия в ударе. «Дюймовый» удар базируется на силе сухожилий, а не на силе мышц. В конечной фазе нанесения «дюймового» удара формируется жесткая структура путем мгновенного напряжения тела, мышцы выполняют стабилизирующую и формирующую роль. «Дюймовый» удар предполагает взрывной резкий характер удара, при малом расстоянии до цели ударная часть руки должна получить максимальное ускорение.
Многие мастера вин чунь на показательных выступлениях демонстрируют «дюймовый» удар, нанося его по толстой книге в руках ученика. Ученик от подобного «удара» отлетает на несколько метров. Но это не удар, это просто толчок с короткого расстояния. Настоящий «дюймовый» удар должен приводить не к толчку на несколько метров, как часто показывают, а к падению, оседанию противника на месте или к другим последствиям, связанных с реальными физическими повреждениями противника. Как ни странно, но настоящий «дюймовый» удар чаще можно увидеть в боксерских поединках, чем в показательных выступлениях вин чунь. Очень часто можно видеть короткие боксерские удары, при которых противник просто оседает вниз. В показательных выступлениях такой удар понятное дело произвести нельзя, чтобы не травмировать партнера. Поэтому скорей всего мастера заменяют его толчком. А ученики, не понимая сути, пытаются воспроизвести именно удар-толчок.
«Дюймовый» удар является одной из основ ближнего боя вин чунь. Совместно с такими техниками вин чунь — наведение мостов, липкие руки, они создают целостную систему, от которой строится тактика ближнего боя вин чунь. Без владения тремя этими техниками, сложно понять внутреннюю суть вин чунь.
Похожие книги из библиотеки
Танки III Рейха. Том I [Самая полная энциклопедия]
НОВАЯ КНИГА ведущего историка бронетехники, подводящая итог многолетней работы по изучению танков III Рейха и боевого применения Панцерваффе. Уникальная энциклопедия, не имеющая равных в отечественной литературе и опровергающая многие ложные представления и расхожие мифы. Например, до сих пор приходится слышать, что одной из главных причин поражения гитлеровской Германии стало недостаточное количество бронетехники. Действительно, немецкая промышленность произвела в десять раз меньше танков, чем СССР с Союзниками, однако, в отличие от Красной армии, Вермахт всегда воевал «по-суворовски» — не числом, а умением: непревзойденное качество немецких «панцеров», высочайший уровень подготовки танковых экипажей, великолепная организация взаимодействия родов войск позволяли обходиться гораздо меньшим количеством танков и наносить противнику колоссальные потери — не только на Восточном, но и на Западном фронте. Союзникам приходилось разменивать пять своих танков на один немецкий.
Дав полный обзор и подробный анализ как достоинств, так и недостатков всех типов «панцеров» — от легких Pz.I, Pz.II, Pz.35(t), Pz.38(t) и средних Pz.III Pz.IV до тяжелых Pz.V Panther, Pz.VI Tiger, Pz.VIB («Королевский Тигр») и сверхтяжелого Maus, — это исследование раскрывает секрет побед Панцерваффе, которые по праву считались лучшими танковыми войсками Второй Мировой и уступили первенство советским танкистам лишь в самом конце войны. Подарочное издание богато иллюстрировано эксклюзивными чертежами и фотографиями.
Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли
Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. И. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного.
Сверхлегкие крейсера. 1930-1975 гг.
Существует множество кораблей, очень интересных и по конструкции, и по судьбе, но к сожалению, забытых. В книге рассказывается о представителях класса крейсеров времён второй мировой войны. Известный чешский историк Р. Грегер назвал их «крейсерами особого назначения», это были сравнительно небольшие корабли водоизмещением от 2 до 4 тысяч тонн, предназначенные для выполнения специальных задач.
В книге вы встретитесь с крейсерами-минными заградителями, крейсерами-лидерами флотилий эсминцев, крейсерами-транспортами. Большая часть их принимала участие в войне, а те, которые остались на стапелях или в проектах, также представляют интерес для историков судостроения — в их конструкции было применено много интересных технических решений.
Самоходные артиллерийские установки «Акация», «Тюльпан» и «Гиацинт»
В 1960-1970-е годы в Советском Союзе было создано несколько образцов самоходных артиллерийских установок (САУ) различного назначения. Большинство из них по странной прихоти военных и разработчиков получили названия цветов. Ядром этого «цветника», безусловно, являются самоходки «Акация», «Тюльпан» и «Гиацинт». Главное, что их объединяет, — это шасси. При их создании в качестве базы использовалось гусеничное шасси самоходного ЗРК «Круг» — «объект 123». Однако это шасси нельзя считать исходным, поскольку оно представляло собой модификацию базового шасси самоходной пушки СУ-100П — «объект 105». Эта машина, относящаяся к первому послевоенному поколению отечественных самоходных артиллерийских установок, в свою очередь послужила основой для создания нескольких образцов боевых машин, с рассказа о которых мы и начнем.
Кулак это наиболее востребованная и часто используемая ударная часть руки вне зависимости от стиля боевых искусств. Это обусловлено биомеханикой человеческого организма и подсознательной моторикой тела — в момент нагнетания эмоций, в предбоевой ситуации в независимости от уровня боевой подготовки человек подсознательно сжимает руки в кулаки. Этот рефлекс установился за многие годы эволюции человека и используется подсознательно.
В вин чунь наиболее часто акцентируют внимание на вертикальной форме кулака. У некоторых может сложиться впечатление, что это единственная форма кулака. В действительности кроме вертикального кулака при ударах также используется и другие части кулака в качестве ударных — горизонтальный кулак (боковые удары, удары снизу), основание кулака (удар молот), лицевая часть кулака. Все эти ударные части рассмотрены ниже.
Удары кулаком одни из самых мощных и сильных, являются универсальным оружием в ударном арсенале бойца. Наносятся практически во все части тела противника.
Прямой удар вертикальным кулаком
Прямые удары вертикальным кулаком являются одной из визитных карточек вин чунь. Это наиболее часто используемый удар в вин чунь.
Базовая техника удара в голову состоит в следующем:
1. Исходное положение — боец находится в стойке и руки занимают положение на центральной линии
2. Боец формирует вертикальное положение кулака (если до этого была стойка с открытыми ладонями). Локоть разгибается, а рука движется вдоль центральной линии. Главной особенностью является локоть, который на всем протяжении удара смотрит вниз. Формирование кулака и выпрямление локтя совпадают и происходят одновременно, параллельно, единым движением.
3. К ударной цели кулак приходит в вертикальном положении. В момент соприкосновения с целью формируется жесткая структура тела и делается акцент — кратковременное напряжение руки, спины, ног.
Удар может наноситься, как передней, так и задней рукой. При выполнении удара задней рукой, передняя рука уводится назад, моделируя блок и освобождая путь для задней руки. Увод передней руки может осуществляться сверху от ударной задней руки (блок от удара в лицо) или снизу от ударной задней руки (блок от удара в корпус). Дополнительно одновременный с ударным движением увод передней руки назад ускоряет удар задней рукой. Поэтапное выполнение удара представлено на рисунке 4.23.
Внутренняя механика удара основана на резком выпрямлении естественных изгибов в структуре тела — в коленном, поясничном, локтевом. При нанесении удара боец единым рывком формирует жесткую конструкцию. Должно возникнуть чувство опоры сухожильно-костной структуры на землю. Очень важно одновременное небольшое движение коленного изгиба и поясничного отдела позвоночника назад. Так как удар бьется без замаха, то этим движением с одной стороны осуществляется выброс силы, а с другой стороны происходит укоренение и связь с землей. Все это дает этому короткому удару силу. Момент соприкосновения с целью и формирование жесткой структуры (акцента) совпадает.
Если боец делает ставку не на одиночный сильный удар, а на серию более легких быстрых ударов, тогда удар наносится от плеча за счет быстрых разгибаний руки в локтевом суставе. В этом случае акцент удара намного меньше, но скорость и количество ударов больше. При этом структура тела ниже плечевого пояса остается сформированной на протяжении ударной серии, а не расслабляется после каждого удара. Подобные серии быстрых коротких и скоростных ударов больше характерны для китайского варианта вин чунь и практически не используется во вьетнамской ветке.
Прямой удар вертикальным кулаком может быть нанесен по различным уровням — в голову, грудь, живот. На рисунке 4.24. приведены удары в корпус. Общая механика удара в корпус практически та же. Чаще всего удары в корпус вертикальным кулаком являются короткими, с неполным выпрямлением локтя в суставе. Выполняются совместно с техникой наведения мостов. Основной целью этого удара является солнечное сплетение, печень, селезенка, плавающие ребра. В зависимости от тактической ситуации удар в корпус может наноситься, как с прямой спиной, так и с уклоном корпуса. При выполнении удара возможны уклоны корпуса в зависимости от обстоятельств.
Прикладная техника удара. Несмотря на кажущуюся простоту этого удара, в прикладном плане он имеет большое количество вариаций. Прежде всего, это касается, длины удара. Часто демонстрируется, короткий прямой удар вертикальным кулаком — с неполным распрямлением руки в локтевом суставе — «короткий» удар вертикальным кулаком (рис. 4.3). Это обусловлено стилистикой вин чунь — ближний бой на короткой дистанции. В этих условиях локоть служит регулятором длины удара. Различный угол по мере выпрямления локтя будет увеличивать длину удара. Полное выпрямление удара в локте приведет к «длинному» прямому удару вертикальным кулаком.
Рис. 4.25. «Длинный» прямой удар вертикальным кулаком
Вторая вариация удара связана с отклонениями корпуса от центральной линии. Как говорилось ранее (см. раздел 2) невозможно в течение боя постоянно держать спину идеально ровно. Тактически бывает выгодно наклонить корпус вовнутрь или отклонить в сторону и произвести фланговую атаку. На рис. 4.26 представлены вариации удара с отклонениями корпуса от центральной линии. К внутренней механике выполнения удара добавляется скручивающее движение вокруг суставов, прежде всего тазобедренного и позвоночника.
На рис. 4.26 противник наносит прямой левой рукой, боец одновременно выполняет уклон, внешний блок предплечьем и прямой удар.
Следующая вариация прямого удара вертикальным кулаком связана с дистанцией боя и техникой наведения мостов. Этот удар может выполняться как самостоятельный прием — наноситься с длинной дистанции без наведения мостов, без контакта с руками противника. В этом случае чаще всего выполняется «длинный» удар — с полным выпрямлением локтевого сустава. На рис. 4.27 представлен этот удар.
Рис. 4.27. Атакующий прямой удар без наведения мостов
Также удар может наноситься с первичным применением техники наведения мостов, т.е. первичным будет блок или удар в руки противника и лишь потом основной удар. В этом случае выполняется «короткий» удар — с частичным выпрямлением локтевого сустава. На рис. 4.28 противник наносит удар правой рукой, боец выполняет внешний блок предплечьем левой руки и сразу в одно касание той же рукой наносит прямой удар.
На рис. 4.29 противник наносит прямой удар правой рукой, боец выполняет внутренний блок ладонью правой руки и сразу же, как только почувствует, что ударная рука противника отклонена, наносит прямой удар кулаком.
На рисунках 4.30 — 4.32 продемонстрирована техника параллельной работы двух рук. На рис. 4.30 противник наносит прямой удар правой. Боец выполняет внутренней блок одноименной рукой и готовит левую руку к прямому удару. Блокирующая рука сохраняет контроль над рукой противника, а левая наносит удар.
На рис. 4.31 продемонстрирована схожая комбинация. Противник наносит прямой удар правой. Боец разноименной рукой блокирует этот удар с внешней стороны ладонью. Практически одновременно с блоком наносится прямой правый удар через руку противника.
На рис. 4.32 продемонстрирована возможная комбинации нанесения прямого удара в живот. Противник наносит удар правой рукой в голову. Боец вместе с уклоном во внешнюю сторону совершает внешний блок ладонью разноименной рукой. Одновременно с блоком наносится удар правой рукой в корпус противника.
Прямые удары горизонтальным кулаком
Кроме классических ударов вертикальным кулаком в вин чунь также могут использоваться удары горизонтальным кулаком.
Базовая техника удара. Особенностью этого удара, кроме положения кулака, является небольшой подъем локтя, отведения его в сторону и вращение руки во время удара. Этот удар использует биомеханическую возможность вращения суставов руки. Удар удобен при необходимости обойти оборону противника с помощью нанесения флангового удара (рис. 4.33).
При атакующем варианте (рис. 4.34) удар начинается как классический прямой удар вертикальным кулаком. В последний момент в непосредственной близости с руками противника происходит резкое поднятие локтя и вращение в суставах руки. В результате удар получается фланговым.
При контратакующем варианте, удар наносится через руку противника и практически идентичен боксерскому «кроссу». Однако отличительной особенностью является то, что этот удар в вин чунь чаще всего используется совместно с техникой «наведения мостов», На рис. 4.35 противник наносит прямой левый удар. Боец отклоняется и выполняет внутренний блок ладонью левой руки. Сразу после блока или одновременно с блоком правая рука наносит удар. Это очень сильный удар, так как является встречным для противника. Он очень удобен при динамичном поединке, тогда как массе тела уже была задана определенная скорость, тогда совместно с блоком (техникой наведения мостов) очень естественно вылетает этот вид прямого удара. В основе этого удара преобладает вращательная механика структуры тела.
Прямой удар горизонтальным кулаком в живот
Базовая техника. Кроме прямого удара горизонтальным кулаком в голову, может использоваться удар горизонтальным кулаком в живот. Из исходного положения (рис. 4.36), боец формирует кулак в качестве ударной части руки. Одновременно локоть поднимается вверх, а кулак разворачивается в горизонтальное положение. Путем вращательно-поступательного движения руки вперед наносится удар в корпус. Все движения выполняются слитно и синхронно. Точно так же выполняется удар второй рукой.
По форме руки во время ударного движения и в конечной фазе этот удар напоминает удар цуки из каратэ. Возможно, этот удар и не являете характерным для классического вин чунь, но в практике поединка очень часто он оказывается эффективным приемом. Этот удар является более сильным по сравнению с ударом в корпус полусогнутой рукой за счет большего разгона ударной руки и вложения массы тела. Отличия от классического удара «цуки» заключаются в отклонении корпуса вперед и в сторону или назад и в сторону в зависимости от ситуации. Это движение корпуса в ударе позволяет выполнить две функции:
— отклонить голову и всю центральную линию тела бойца в сторону от возможного удара противника, что является дополнительным методом защиты;
— включить массу тела в удар.
На рис. 4.37 противник наносит прямой удар правой рукой. Боец жестко блокирует этот удар предплечьем правой руки с внешней стороны. В точке контакта при возможности делает захват и удержание ударной руки противника. Сразу после блока наносится прямой удар в корпус противника.
На рис. 4.38 противник наносит прямой удар правой рукой. Боец жестко блокирует этот удар предплечьем левой руки с внутренней стороны. В точке контакта при возможности делает захват и удержание ударной руки противника. Сразу после блока наносится прямой удар в корпус противника.
Боковые удары кулаком
Следующим ударом кулаком является боковой удар. Он является одним из основных ударов, хотя его редко можно увидеть в исполнении бойцов вин чунь китайской ветки. Во вьетнамской ветке он присутствует в базовой форме «маленькая идея». Исполняется он как передней, так и задней рукой в стойке.
Базовая техника удара. В момент начала удара кисть передней руки формируется в кулак, локоть резко поднимается вверх, а рука за счет разгибания в локте движется к цели. Все три движения слиты в одно единое целостное движение (рис. 4.39). Структура тела в базовом ударе работает на разгибательном принципе. Внутренним двигателем удара является резкое выпрямление естественных изгибов в поясничном отделе позвоночника и в коленном суставе. В конечной точке удара кулак может принимать или горизонтальное или вертикальное положение.
Удар задней рукой выполняется по схожей схеме (рис. 4.39). Передняя рука отводится назад, моделируя выполнения блока. Отвод руки может осуществлять к лицу (верхний блок) или к корпусу (нижний блок). В ударе задней рукой имеет место небольшое вращательное движение. Однако главным фактором остается разгибательное движение за счет внутренней работы поясничного отдела, коленного и локтевого сустава.
Боковые удары могут осуществлять также в корпус (рис. 4.40). Механика исполнения та же самая, с той лишь разницей, что кулак направляется в корпус и нацелен на основные болевые зоны.
Боковые удары очень эффективны с переносом массы тела с ноги на ногу (см. раздел 3). Благодаря этому масса тела разгоняется и создается дополнительная сила для вложения в удар. Также во время переноса веса тела с ноги на ногу корпусу задается вращательное движение, которое усиливает боковой удар. Так как удар имеет круговую траекторию и как бы длиннее прямых ударов (кратчайшее расстояние от кулака до противника — это прямая), то в условиях дальнего боя в вин чунь отдается предпочтение прямым ударам. А вот когда удар выполняется с техникой наведения мостов, боковые удары очень эффективны. Особенно когда вторая неударная рука выполняет предварительный или одновременный круговой блок с боковым ударом. Блок сметает ударную руку противника, перенаправляет вектор удара противника, корпус получает вращательный импульс движения и этот импульс используется для нанесения бокового удара. На рисунках 4.41-4.43 представлены возможные ударные комбинации с использованием боковых ударов.
На рис. 4.41 противник наносит правый прямой удар. Боец блокирует этот удар круговым блоком правой руки и наносит боковой удар левой рукой в голову.
На рис. 4.42 противник наносит правый прямой удар. Боец блокирует этот удар блоком ладонью левой руки, одновременно правая рука заносится на боковой удар. Сразу после блока и установления контроля над правой рукой противника боец наносит боковой удар правой рукой.
На рис. 4.43 противник наносит правый прямой удар. Боец блокирует этот удар блоком лучезапястным суставом движением снизу вверх. Одновременно делает подхват руки противника и уводит её чуть в сторону. Сразу после установления контроля над рукой противника и одновременно с осуществлением увода ударной руки противника боец наносит боковой удар в корпус, осуществляя перенос массу тела с задней ноги на переднюю.
Удары кулаком снизу
Вместе с прямыми и боковым ударами в вин чунь также присутствуют удары кулаком снизу. Они несколько отличаются от апперкотов в боксе тем, что, по сути, они является прямыми ударами, т.е. наносятся по прямой траектории от начального положения руки к цели на теле противника. В боксе апперкот часто наносится по полукруговой траектории.
Базовая техника удара. Боец находится в стойке. Передняя рука формируется в кулак (рис.4.44 а) и совершает вращательное движение, которое разворачивает кулак в такое положение, при котором пальцы кулака смотрят вверх. Вместе с этим движением рука совершает разгибательное движение в локте, таким образом, чтобы обеспечить движение кулака вперед. В конце удара формируется жесткая структура (акцент).
Аналогично наносится удар снизу задней рукой (рис. 4.44 б). Передняя рука осуществляет блокирующее движение назад, одновременно задняя рука наносит удар. Отличие от удара снизу передней рукой является более дальний путь кулака к цели. Поэтому есть возможность использовать вращательный принцип движения в позвоночнике. Задняя рука за счет разворота корпуса может быть дальше вынесена в удар, что позволяет достать противника на более дальней дистанции. Кроме того, появляется возможность использовать разгон массы тела для ее вложения в удар.
Удары снизу очень эффективны с переносом массы тела с ноги на ногу. Благодаря этому масса тела разгоняется и создается дополнительная сила для вложения в удар. Также как и с боковыми ударами во время переноса веса тела с ноги на ногу, корпусу задается небольшое вращательное движение, которое усиливает удар. В принципе, все сказанное по отношению к боковым ударом относится и к ударам снизу. В вин чунь удар снизу короткий, поэтому относится к ближнему бою и наносится чаще с техникой наведения мостов. Ниже представлены возможные ударные комбинации.
На рис. 4.45 противник наносит прямой удар правой рукой. Боец выполняет блок предплечьем левой руки. Правая рука и все тело группируется под удар снизу. Далее боец одновременно резким движением уводит ударную руку противника вниз и совершает удар свободной правой рукой снизу.
На рис. 4.46 противник наносит прямой удар правой рукой. Боец выполняет внутренний блок полукруговым движением предплечьем правой руки. Правая рука бойца осуществляет контроль над ударной рукой противника путем давления вниз. Левая рука бойца одновременно с контролем наносит удар снизу, из-под ударной руки противника. Масса тела во время удара переносится на переднюю ногу.
Как научится бить импульсным «Дюймовым ударом»
Особенности «дюймового удара» Ли
Брюс Ли показал особенный дюймовый удар еще во второй половине двадцатого века, а в семидесятых он стал популярным. У Брюса появилось множество подражателей, но идеально повторить этот технический прием практически никому не удавалось. Основная ошибка заключалась в слабой эффективности. Подражатели неплохо копировали прием, но не могли добиться чудовищной мощности оригинального исполнения.
Главный секрет приема
Последователи совершали одинаковые ошибки. Они следили за руками, меняли углы и направление, но все это не давало результатов. Секрет успешности этого удара прост: исполнитель должен вкладывать в движение силу всего своего тела, а не только рук.
Бой «по Брюсу Ли» — это игра на опережение. Когда противник только надвигается, следует ударить его прежде, чем он окажется в опасной близости. В этом заключается суть боевых искусств – всегда двигаться вперед, не уступая даже шага.
Второй важный момент техники Брюса – положение тела. Он округлял спину, расслабляя тело и одновременно разгоняя психику. Человек действует, как зверь – атакует первым, не дожидаясь нападения противника. Кулаки нужно держать в вертикальном положении. Таким образом, кулак, приближаясь к цели, дополнительно продвигается вперед, сухожилия напрягаются, а тело становится единой жесткой структурой.
Тело вылетает навстречу оппоненту, а рычагом для этого броска служит задняя нога. Передняя нога из стойки движется вместе с кулаком. Сам удар происходит на долю секунды раньше момента, когда передняя нога остановится на земле. Если движение выполняется правильно, наносящая удар конечность, задняя нога и остальные части тела превращаются в цельную структуру. Создается общий вектор силы, который продолжает движение на протяжении секунды после контакты.
Также стоит уделить внимание движению таза. Он поворачивается в сторону противника, а уже в следующее мгновение выбрасывается рука. Во время движения тело испытывает напряжение, а после завершения действия и возвращения руки в исходное положение поворачивается в обратном направлении.
«Дюймовый удар» основывается на технике вин-чунь и активно используется в карате.
Помните, статья не призывает к нанесению умышленного вреда здоровью других людей, информация дается исключительно в целях самообороны и защиты вас и ваших близких.