Бункер (Der Untergang — букв. гибель, крушение, падение) — фильм немецкого кинорежиссёра Оливера Хиршбигеля в жанре военной драмы. Он рассказывает о последних десяти днях войны в Берлине 1945 г. и в частности — о последних днях жизни Гитлера и его окружения накануне и после самоубийства фюрера. Вышел в 2004 г. и стал одним из самых известных и лучших немецких фильмов о Второй мировой войне, да к тому же привлёк к себе немалое внимание как первый за долгие годы немецкий художественный фильм, в центре внимания которого был Гитлер.
В основу фильма легли прежде всего воспоминания машинистки Гитлера Траудль Юнге (1920—2002), выдержки из прижизненного интервью которой обрамляют собственно всю художественную часть фильма, а сама она является основным POVом истории (но не главным героем, нацистская верхушка главнее). Часть съёмок фильма проходила в Санкт-Петербурге, где сохранились застроенные немецкими архитекторами кварталы, похожие на типичный довоенный городской пейзаж Германии. Кроме того, в небольших ролях можно видеть известных российских актёров, в частности, Елизавету Дартаньяновну.
Германия, Италия, Австрия
Новости >>
12 февраля 2022
8 знаковых ролей артиста, которые можно увидеть на его ретроспективе
16 октября 2021
В программе — «Бункер», «Дом, который построил Джек» и «Тайная жизнь»
16 февраля 2019
Исполнитель роли Гитлера в «Бункере» скончался в возрасте 77 лет.
1 октября 2018
Афиша кино >>
драма, мелодрама, семейное кино, экранизация
драма, исторический фильм, приключения, семейное кино, экранизация
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
детский фильм, приключения, семейное кино
драма, мелодрама, фэнтези
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
Адольф Гитлер —
Траудль Юнге —
д-р Эрнст Гюнтер Шенк
советник МИД, личный советник Гитлера
известная немецкая лётчица
Роберт Риттер фон Грайм
обергруппенфюрер СС Теллерманн
Эрнст Роберт Гравитц
Элизабет фон Кох
Леопольд фон Буттлар
Мари Сара Линке
Ганс Х. Стайнберг
Клаус Б. Вульф
солдат в разрушенном подвале
адъютант доктора Шенка, ефрейтор
в титрах — Сергей Халтурин
адъютант генерала Вайдлинга
Мария Семенова (IV)
женщина с рыжими волосами
играющий на аккордеоне(нет в титрах)
последнее обновление информации: 31.12.22
Съемки продолжения намечены на лето
Сталкер утверждает, что они с Ривзом родственники
Нетрезвая прогулка «Квартета И» по Москве: без смысла и повода, но с душой
Премьера мелодрамы состоится на телеканале «Россия»
Дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.
8 сентября 2004, 2 июня 2005 (Россия)
Достоверная, качественная историческая драма, основанная на мемуарах стенографистки Гитлера Траудль Юнге и свидетельствах очевидцев, драма о последних днях второй мировой войны, о последних часах жизни Гитлера и Евы Браун, Геббельса и других шишек Третьего Рейха. Немецкое название фильма «Падение».
То есть что в апреле 45-го он в бункере под Рейхстагом прятался от бомбежек, праздновал день рождения, женился на Еве Браун и покончил с собой, после чего их трупы сожгли, а на Геббельса бензина не хватило, а Магда Геббельс до самоубийства успела отравить своих шестерых детей. Действительно, все эти факты с разной степенью объективности показывали сами немцы еще в 1955 году («Последний акт» /Letzte Akt, Der/ (1955) Пабста) и Советы в 1972-м («Освобождение» Озерова). Интересность нынешнего «Бункера» – что Хиршбигель снял не про факты и даже не столько про Гитлера, а про многих из нас.
Сами немцы к сегодняшнему дню разобрались с нацизмом досконально, и никакого «злого гения», «мистики», «паранойи» на его долю не оставили. Гитлер в «Бункере» – среднестатистический мужичонка с совершенно понятной психологией. У нас таких сегодня – через одного в метро сидит. Психология фюрера, который виден всего 12 последних дней жизни, читается буквально с детства, даже если не знать его биографии. Ну, маменькин сынок – такие вечно вырастают страшными хамами, жуткими эгоистами, ранними импотентами. Стандарт дурака, возомнившего себя умным. Если, не дай бог, обзаведется семьей (евами браун и фегеляйнами) или выйдет в начальники (в фюреры), будет домашним тираном и «органчиком» на службе. Паранойя не исключена, но не является сутью. Ведь в принципе каждый хам – уже больной человек.
В разгаре «социально вписанной» болезни он действительно любит поговорить, чтобы послушать звук собственного голоса, и еще красивых баб – чтобы смотреть на них, словно в зеркало. Если его и назвать «фанатиком идеи», то одной-единственной – идеи самого себя. Дальше может быть демагогия хоть про «наци», хоть про «большевиков», про «Третий Рейх» или про «Третий Рим», про «жидов», про «чеченцев» – все равно «есть только два мнения, мое и неправильное». Всю жизнь от дикой жалости к себе (недолюбили, недооценили, недодали) ему можно все по отношению к другим – и сексуальный садизм, и окончательное решение еврейского вопроса, и медицинские эксперименты на людях. Всю жизнь он врет себе, что других вообще не существует, при этом действует чужими руками и постоянно собой любуется. Всю жизнь, ничему толком не научившись, он с полным знанием дела лезет во все подряд – в литературу («Майн кампф»), в архитектуру (Шпеер), в историю (Третий Рейх), в войнушку (Вторая мировая). Действительно, фюрера хлебом не корми, дай полюбоваться собой на военном совете, а если он умрет, потянет за собой всех, и из всех персонажей фильма жалко лишь полевых генералов. Но пусть армии, флота и авиации больше нет, дай фюреру помечтать, как будто они есть.
Это вообще-то не клиника, а банальность законченного эгоизма, сидящего в нашем метро, повторю, через одного. Хиршбигель точно ее знает и позволил себе немножечко усложнить. Снял кино про отношения хамов, когда вдруг запахло жареным. Это раньше они так или иначе сгруппировались, пришли к власти, сидели у кормила и не хотели с него слезать, и все было, заметьте, «по закону», поскольку «большинству» так было удобней. Но вот жареный петух так или иначе клюнул, и «Бункер» как ту же стандартную схему показывает, что за крысы первыми разбегаются, какие и как паникуют, каких надо успеть срочно затоптать. Главная крыса всегда впадает в прострацию. Схема хамских отношений впечатляет благодаря тому, что привязана к конкретной ситуации, конкретным персонажам, конкретным случаям. Одна из лучших сцен – как Шпеер сообщает Гитлеру, что давно обманывал его, не выполняя приказов по разрушению инфраструктуры и тактике «выжженной земли», хотя лично его по-прежнему уважает. Гитлер переживает мгновенный, но настоящий шок: «Меня предали». Это главное. Что бросили тысячи раненых – это само собой разумеется.
По идее вообще фильм можно назвать «Команда», а никакой не «Бункер», поскольку в 12 апрельских дней 1945 года вписывается практически любая команда быдла, дорвавшегося до кормила. На место Гитлера в бункере можно поставить «кого-то в Америке» 11 сентября, «кого-то в России» в три дня Беслана, «кого-то в Таиланде» во время рождественского цунами. Точность «того, что и так все знают» Хиршбигель дополнил уникальностью актерских лиц, подлинностью реплик, парадоксальностью антуража (взятие Берлина снимали в Питере, бывшем блокадном Ленинграде). Получилось весьма выразительно. Бруно Ганц (Гитлер), Юлиана Колер (Ева), Томас Кретшманн (Фегеляйн), Коринна Харфаух (Магда) легко и изящно, именно «по-актерски» нашли в себе «зарвавшегося хама», его «женскую собственность» или, наоборот, его «неженскую собственность». Магда Геббельс убила своих детей, потому что их отец Геббельс изменял ей всю жизнь и убил в ней женщину, и жива была с тех пор только верой в фюрера как в бога, недаром в ноги кидалась перед тем, как самоубился. Как бог умер, начался конец света, когда в самом деле детей лучше убить самой, чем отдать на растерзание другим. И ни при чем здесь «без национал-социализма у них нет будущего», прочая идеологическая фигня. Коринна Харфаух, как и Юлиана Колер, за всеми словесами блестяще играет именно обыденную психологию. Ясную, как дважды два.
«Социально вписанные» психболезни особенно ясны, потому что на фильм, помимо все-таки чокнутых по профессии «полевых генералов», найдется как минимум двое нормальных разнополых людей. Снятый по мемуарам личной секретарши Гитлера Траудль Юнге (Александра Мария Лара), «Бункер» присовокупил к ее женскому взгляду мужской – военврача Эрнста-Гюнтера Шенка (Кристиан Беркель). Эти двое, ведя себя абсолютно адекватно в любой жуткой ситуации, делают более выпуклой неадекватность всех остальных и напоминают, что в самой крысиной, самой жареной ублюдочной команде всегда найдутся антиподы. По-другому не бывает. Хотя с типично немецкой сентиментальностью в некоторых местах Хиршбигель все-таки переборщил. Ну, лишнее есть, есть. Однако в целом кино правдиво. Чего стоит очередная тирада Гитлера про то, что нельзя никого жалеть и почему нельзя. На это смотришь, как на пьяного соседа, и забываешь даже, что на самом деле Гитлер (174) был на 20 сантиметров выше Геббельса (154), а в фильме он на него смотрит снизу вверх.
То есть «да пусть бы Ленин-Сталин оказался хоть Бандерасом, только бы сняли что-нибудь про нас, хоть отдаленно похожее на правду».
Исторические картины ограничивались присутствием диктатора на портретах, украшавших стены нацистских учреждений. Изредка режиссеры все-таки отваживались ввести в повествование фигуру Гитлера, но показывали его украдкой – на общем плане, со спины, а то и вовсе одну только руку. Действовало своего рода негласное табу. Лишь однажды оно было нарушено. В 1955 году Георг Вильгельм Пабст поставил фильм «Последний акт» /Letzte Akt, Der/ (1955), посвященный последним 10 дням из жизни Гитлера. Но там он скорее напоминал умалишенного злодея (как и в советском фильме «Падение Берлина» (1950)), нежели реального человека. Да и не могло быть иначе, судя потому, что картина снималась в те годы, когда вся вина за преступления Германии приписывалась одному Гитлеру.
В 2004 году, с выходом в немецкий прокат картины «Падение» («Untergang, Der» – в российском прокате «Бункер»), эта традиция окончательно ушла в прошлое. Впервые кинематографисты решились предъявить на суд публики другого диктатора, не похожего на того истеричного демагога, которого мы привыкли видеть на экране. Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель и исполнитель главной роли известный швейцарский актер Бруно Ганц попытались увидеть в образе Гитлера, прежде всего, черты человека, отбросив в сторону формулировки «палач», «дьявол», «безумец».
Действие фильма разворачивается в последние дни существования Третьего рейха, начиная с 20 апреля – 56-го дня рождения его создателя. Один за другим в руины обращаются берлинские дома. Советские войска прорываются к центру города. Нацисты призывают к обороне столицы детей и стариков. Оглушительная стрельба чередуется с короткими мгновениями тишины. В бункере под рейхсканцелярией с тем же ритмом вспышки гнева Гитлера сменяются кратковременным спокойствием, когда кажется, что крах фашизма еще не неизбежен. Окружение диктатора разделилось надвое: одни по-прежнему верны идеям национал-социализма и готовы идти на смерть, другие, понимая неизбежность поражения, пекутся о спасении собственной шкуры. В самом Гитлере уже ничего не осталось от того лидера, за которым не так давно вся нация была готова идти строевым шагом. День за днем, наблюдая, как все его грандиозные планы терпят сокрушительное фиаско, он превратился в жалкого больного старика с дрожащими руками.
«Untergang» с немецкого переводится как «падение» или «закат». Толковать название можно двояко. С одной стороны, обратившись к широкому историческому срезу, картина показывает падение Третьего рейха. С другой, – речь идет о личной трагедии Гитлера – диктатора, переживающего закат своей империи. Оба данных подхода к историческому материалу существуют в тесной взаимосвязи, создавая максимально полную картину финального этапа нацистской Германии.
Авторы фильма взяли на себя нелегкий труд изобразить на экране всю «верхушку» гитлеровского рейха, стремясь не только к портретному, но и психологическому сходству. Удается это не всегда: рядовой зритель не заметит мелькнувших на экране Гиммлера, Бормана и Геринга. Несколько больше внимания уделено личности главного пропагандиста Третьего рейха Йозефа Геббельса: хладнокровный худощавый человек с волчьим взглядом исподлобья, проливающий скупую слезу, когда фюрер просит его оставить Берлин, – вот и все, что рассказывает о нем картина. Выразительны, но также не лишены противоречий и женские образы, особенно не желающая смотреть правде в глаза Ева Браун, преданная своему фюреру до последнего мгновения. Единственная из всех женщин в бункере она как будто вовсе не испытывает страха: всегда одетая со вкусом, отзывчивая и приветливая (так ли – в мемуарах она чаще предстает пустой и истеричной), она счастлива быть рядом со своим возлюбленным (как бы нелепо это ни звучало по отношению к Гитлеру). Остается в памяти и образ Магды Геббельс, воплощающий в себе идеал подлинной арийки: верная жена и любящая мать шестерых детей, собственноручно отправившая их на тот свет. Этот чудовищный поступок в фильме продиктован, как ни парадоксально, гуманными соображениями (вернее было бы говорить о яростном фанатизме, о существовании в виртуальном мире геббельсовской пропаганды): Магда не видит будущего в стране, потерявшей своего правителя. К Гитлеру, перед смертью назвавшему ее лучшей матерью рейха, она относилась как к божеству, что выразительно передает эпизод, в котором фрау Геббельс в последние минуты жизни диктатора на коленях умоляет его покинуть разрушенную столицу. Эти кадры, так же как и эпизод, где немецкие подростки в форме среди руин, дыма и трупов стреляют друг в друга со словами «Хайль, Гитлер», показывают, насколько глубока была вера немцев в Гитлера, которого они почитали не то сверхчеловеком, не то мессией.
Главной же героиней фильма стала молоденькая машинистка Траудль Юнге (Александра Мария Лара), от лица которой ведется повествование. В основу сценария легла книга биографа Гитлера Иоахима Феста «Внутри гитлеровского бункера» и написанные позднее мемуары Юнге, ушедшей из жизни всего три года тому назад. В личные секретари к фюреру она попала, будучи неопытной 22-летней машинисткой с симпатичным личиком. Мысли о политике не слишком отягощают ее юную голову. Ей льстит по-отечески доброе отношение Гитлера, перед которым она, подобно многим приближенным, испытывает восторженный трепет. Когда он заводит речь о самоубийстве, демонстрируя капсулы с мгновенно действующим ядом, она в порыве преданности фюреру просит свою «порцию». Но накануне самоубийства Гитлера, наблюдая за тем, как он ест, по-стариковски согнувшись над тарелкой, она испытывает к нему нескрываемую жалость. Юнге становится свидетелем крушения мифа о всесильном диктаторе. Однако на протяжении фильма героиня не переживает эволюцию. Она всего лишь подчиняется обстоятельствам. Все ее мысли и чувства застилает страх за собственную жизнь. Раскаяние наступает позднее, спустя годы, когда она узнает правду о нацизме, понимая, в какой жестокой игре была замешана. Повествование обрамляется словами бывшего секретаря Гитлера о той вине, которую она испытывает за свой поступок, когда весной 1943-го села в машину, доставившую ее в фюрербункер, после чего на протяжении двух лет служила человеку, отправившему на тот свет миллионы ни в чем неповинных людей.
Новаторство фильма «Падение» заключено именно в образе Гитлера. По мнению авторов, феноменальность его личности в том, что ему удалось околдовать всю Германию, будучи, по своей сути, банальным человеком с банальными слабостями. Работая над ролью, Бруно Ганц прослушивал недавно обнаруженную в архивах финского радио редкую запись 1942 года, в которой фюрер говорит нормальным тоном, не прибегая к характерной для него экзальтации. Актер сумел точно передать австрийский акцент Гитлера и обогатить игру психологическими нюансами. Но в особенности Ганцу удались стихийные перепады настроения, ставшие «визитной карточкой» Гитлера, что запечатлено во всех хроникальных съемках, демонстрирующих ораторские способности «великого диктатора».
Временами персонаж Ганца даже вызывает симпатию. Судя по тому, как ласково он обращается со своей собакой Блонди, какое добродушие выказывает по отношению к обслуживающему персоналу, как нежно обнимает преданную Еву, можно заключить, что Гитлер – человек, обладающий душой и сердцем, что ему не чуждо ничто живое. О своем постижении личности Гитлера Бруно Ганц рассказывал: «Я не стыжусь того, что в отдельные мгновения мог испытывать к нему симпатию. Если зритель, по крайней мере, в некоторых сценах, симпатизирует сыгранному мною монстру, то свою работу актера я выполнил». Вероятно, Ганц работал над образом Гитлера по методу Станиславского, советовавшего для убедительности роли, играя злодеев, находить в них положительные черты. В предыдущие годы актеры, «удостаивавшиеся чести» примерить на себя образ нацистского вождя, в первую очередь, изображали его безумцем, придавая роли карикатурную окраску. Ганц изначально отказался от этого шаблона, по причине чего его работа и спровоцировала оживленную полемику.
Проблема оправдания немцев, принявших Гитлера и нацизм в результате трагических испытаний 20-х годов – безработицы, голода, инфляции и национального унижения – была особенно актуальна в 50-е годы, когда предпринималась попытка отретушировать недавнюю историю Германии. Сегодня такая трактовка образа Гитлера выглядела бы несовременной и, как следствие, обернулась бы еще более острой критикой. Авторы «Бункера» выразили отношение к истории того поколения, в национальной памяти которого присутствие Гитлера уже не ощущается столь остро, поколения, не заставшего войну.
Однако в фильме, за исключением финальных титров, ни слова не сказано о геноциде евреев и миллионах жертв войны. И это, с одной стороны, вызывает понятное неприятие. С другой, вряд ли авторы могли добавить что-либо новое к традиционному изображению катастрофических последствий войны и ужасов гитлеровского террора. Кроме того, постановщики стремились к максимальной документализации и сознательно ограничили себя почти буквальным воссозданием тех событий, которые по многочисленным описаниям в мемуарах имели место в гитлеровском бункере в апреле 1945 года. По информации, полученной из документов, о холокосте и прочих преступлениях нацизма в бункере Гитлера речи не было. Вопрос, верным ли было такое решение, спорен – не всегда кульминация драмы вбирает в себя сущность этой драмы.
В любом случае, стремясь к максимальному документализму, режиссер достигает цели, что выражается не только в точном соответствии историческим датам, событиям и лицам, но и в попытке оживления хроники, предпринятой авторами в эпизоде, где заметно постаревший диктатор благословляет мальчишек на защиту Берлина. Эта хорошо известная по документальным лентам сцена стала последней съемкой Гитлера, запечатлевшей его в момент крушения Третьего рейха.
Оливер Хиршбигель не стал прибегать к прямому введению хроники в повествование. Исключена и «обратная» перспектива – события глазами тех, кто пережил эти дни за пределами бункера. Из-за этого картина теряет не только в объективности, но и в масштабности. Высокой трагедийной планки лента, увы, не достигла. Но, если предположить, что создатели фильма показали бы падение нацистской Германии как трагедию, это было бы непростительной ошибкой. Поэтому, несмотря на достоверно-сочувственное изображение последних дней Гитлера и его приближенных, «Бункер» не переступает той опасной грани, за которой зло может показаться добром, а преступление – добродетелью.
Картина органично соединяет в себе традиции и попытку нового подхода к теме. В фильме ощутимо и влияние масштабных голливудских лент с характерной для них динамикой действия и постановочным размахом. Авторы «Бункера» не пытаются объяснить феномен нацизма или напомнить немцам о вине поколения 30-х-40-х гг. во Второй мировой войне.
Значение этого фильма в том, что он ставит задачу помочь немцам примириться с реальным прошлым своей страны, в котором миллионы обыкновенных людей под предводительством еще одного обыкновенного человека совершали немыслимые зверства.
Зарегистрируйтесь и прямо здесь увидите впечатления друзей от фильма.
Роман Волобуев о фильме «Бункер» – Рецензии и оценки критиков, а также положительные и отрицательные отзывы
Добавить ссылку на критику
СюжетПравить
1942 г. Несколько девушек прибывают под охраной солдат СС в штаб-квартиру Гитлера в Вольфшанце. Фюрер ищет себе машинистку, по итогам собеседования ей становится Гертрауд Хумпс (будущая Юнге).
Апрель 1945 г. Берлин сотрясают бомбардировки уже не советской авиации, а советской артиллерии, но фюрер и не думает покидать город. Вместо этого он пытается как-то затянуть до последнего оборону города, но не помогает уже ничего. После очередных новостей Фюрер решает всё-таки покончить с собой, что в итоге и делает, а вместе с ним — и его жена, а затем — семья Геббельсов, генералы Креббс и Бургдорф. Сама Юнге переживает бомбёжки и уезжает в закат на чудом найденном велике со случайным попутчиком — немецким пацаном, который участвовал в обороне города.
Бункер
- Друзья
- Кинориум
- Кинопоиск IMDb
- Критики
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Все актёры и съёмочная группа
Ноябрь 1942 года, Растенбург (Восточная Пруссия). К штаб-квартире Гитлера под охраной солдат СС ведут девушек на встречу с фюрером. Он ищет секретаршу, которой суждено стать Гертрауд Хумпс (Траудль Юнге).