История женских модных журналов

Как выглядели женские медиа на пороге Второй мировой войны и чем отличалась повестка глянца в разных странах? Разбираемся, с помощью каких инструментов СМИ формировали картину желаемой действительности у женщин при социализме и при капитализме и какую роль во всем этом играли пэчворк и рукава-фонарики

Не мадемуазель, а товарищ!

В первую половину 1930-х Советский Союз находился в международной изоляции. Многие страны годами не признавали легитимность нового правительства: до 1923 года от партнерства воздерживались Великобритания и Франция (крупнейшие экономики после Первой мировой войны), а США признали советское правительство только в 1933 году.

Изоляция усложняла и без того тяжелое экономическое положение СССР. Правительство столкнулось с трудной задачей: как, с одной стороны, «продавать» репутацию прогрессивной страны Западу и, с другой — ощущение dolce vita советским гражданам, многие из которых еще помнили царские времена и, пусть тихо на кухнях, все же выражали недовольство большевистским правительством.

Советские идеологи понимали, что агрессивно-восторженных материалов в прессе недостаточно для стабильного существования системы. Важно было «вылепить» нового человека: с принципами, ценностями и вкусами, соответствующими вызовам времени. И поскольку женщина после революции стала равным мужчине партнером, пропаганда нацелилась и на женские медиа.

История женских модных журналов

В эти годы впервые поднимается вопрос оплаты или компенсации женского домашнего труда. Как говорила Надежда Крупская: «Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».

Крупская не просто жена вождя — она своим примером показывает советским женщинам важность эмансипации, становится ролевой моделью для вчерашних кухарок и гувернанток. Вместе с Инессой Арманд и Александрой Коллонтай они издают женский журнал «Коммунистка», который рассказывает об успехах и задачах революции, правовых аспектах жизни, феминизме и переходе от женщины-хозяйки к женщине-гражданину. Журнал закрывают в 1930 году, когда Сталин заявляет о том, что «женский вопрос» в СССР решен.

Не пережил 1930-е и популярный «Женский журнал». Он выходил с 1926 года и позиционировался как «домашне-хозяйственный и модный». Основной контента были советы по улучшению быта, воспитанию детей, уходу за собой. Предполагалось, что освобожденная советская женщина успевает везде и при этом умудряется отлично выглядеть дома.

Обложки «Женского журнала» (Фото DR)

Был раздел «Мода в красках» — единственные цветные страницы в журнале. Фасоны в них хотя и отставали от актуальных европейских тенденций, но воспринимались читательницами с восторгом.

«Женский журнал» изображал женщин за работой и не ограничивался только бытовой нагрузкой — это было одно из немногих медиа, которое показывало женщин в деловой атмосфере. Здесь публиковались истории успеха не только образцовых работниц и крестьянок, но и первых бизнес-леди эпохи НЭПа (1921–1928 годы), карьерные советы и материалы о финансовой грамотности. Культивировался образ self-made woman.

Цветные страницы раздела «Мода в красках» в «Женском журнале» (Фото DR)

После сворачивания НЭПа этот контент перестал быть актуальным. Коллективизация и индустриализация 1930-х делали ставку на женщин-работниц, а идеальной сферой реализации видели работу на заводе. Редакторский коллектив попытался перестроиться, и с 1928 года в публикациях журнала стали заметны изменения, однако в 1930 году он все-таки закрылся как недостаточно идейный.

В 1923 году тиражом в 2000 экземпляров вышел журнал «Ателье». Над ним трудился цвет творческой элиты: Анна Ахматова, Вера Мухина, Борис Кустодиев, Ольга Сеничева и бывшая миллионерша и «Поставщица Ея Императорского Величества», гений российской моды Надежда Петровна Ламанова.

Журнал «Ателье» (Фото DR)

Успех был оглушительным. За годы революционного безвременья люди истосковались по модным красивым вещам. Однако выпуск такого медиа стоил огромных денег, которых не оказалось. Правительство также не было заинтересовано в финансировании «художничанья» — в итоге журнал пришлось закрыть. А в 1929 году закрылся одобренный Луначарским журнал «Искусство одеваться».

Государству нужны были не идейные воительницы, а женщины-винтики, которым не нужно создавать хороших условий труда и которых легко заменить в случае, если гражданка окажется неугодна партии.

Слово о подразделении Игореве

Закрытие многих популярных изданий в СССР не означало полную ликвидацию женских медиа в стране. Однако с наступлением эпохи «великого перелома» с форсированной индустриализацией и коллективизацией пресса должна была отвечать новым требованиям. «Женский вопрос» был номинально решен, а развитие страны Сталин ассоциировал с государственной монополией во всех секторах экономики и сферах жизни граждан, что неизбежно приводило к усилению репрессий (которые было необходимо оправдать в глазах общества).

К началу 1930-х годов большевистская пропаганда начинает терять хватку. Малограмотное население плохо воспринимает идеалистические абстракции образованных революционеров старой школы. Запал «молодого Октября» постепенно проходит, крестьянские восстания полыхают по всему СССР, тысячи людей гибнут от массового голода и террора. Идеологам приходится сконцентрироваться на создании примитивной символики, которая будет легко запоминаться и цитироваться.

В этих целях пропагандисты создают агиттекстиль, обращаются к фольклору (чтобы создать новую историю, в которой Ленин был всегда) и рассказывают о высоком качестве отечественных текстильных изделий. Женские медиа мгновенно реагируют и пытаются выставить в выгодном свете все, что должна горячо приветствовать советская женщина.

Ориентиром стиля становится продукция только что открывшегося Дома моделей на Сретенке. Он был недоступен для простых женщинам и шил исключительно для жен партийной верхушки. Для этой же целевой аудитории выпускался журнал «Дом моделей», где впервые в советской прессе использовались не только иллюстрации, но и фотографии. Этим журнал выделялся среди других модных изданий и создавал миф, в котором советская женщина свободна, успешна и изящна.

Приобретали модные журналы не только ради красивых картинок. Основной целью были выкройки. Они — ключевой маркетинговый крючок женских изданий тех лет, гораздо более ценный, чем «пробники» элитной продукции в российском глянце начала 2000-х. Причем не только в СССР: во всем мире в 1930-х бушевал глобальный экономический кризис, простые женщины не могут позволить себе покупать качественную одежду. Приходится выкручиваться с помощью рукоделия. В моду входит пэчворк (лоскутное шитье) и вставки из другой ткани (чтобы «легализовать» заплатки на старых вещах). Мода следует за экономикой, а женские медиа — за модой.

Сталин становится центральной фигурой в том числе и в женской прессеАгиттекстиль (Фото DR)

Огромное влияние на женские СМИ того времени оказывает культ личности Сталина. Именно он становится центральной фигурой большинства нарративов. По воспоминаниям иностранцев, которые посещали СССР в те годы, отмечается недоумение по поводу такого контента: в США или Великобритании покупательниц привлекают красавицы в модных нарядах, в СССР — вождь в шинели.

Культ личности сопровождается тотальной цензурой и вымыванием квалифицированных кадров из различных сфер — в том числе из медиа.  Предпочтение при назначении редакторов отдавали людям с подходящим происхождением и партийной принадлежностью. Низкий уровень образования сказывался на всей советской периодике. Доходило до смешного: например, один из цензоров «Слова о полку Игореве», боясь разглашения военной тайны, поправил название на «Слово о подразделении Игореве».

Глянец на пороге войны

1930-е стали тем тревожным десятилетием, когда дурные предчувствия относительно будущего соседствовали с тоской по эффектно отгремевшим 1920-м. Локальные конфликты вспыхивали по всему миру — то в Манчжурии, то в Йемене, то в Колумбии. На почве мирового экономического кризиса, растущей безработицы и дипломатического тупика росли милитаристские настроения. Мир готовился к войне.

Женский глянец предвоенных лет объединяет эстетика нового времени. Еще с 1920-х годов в моде спортивное тело. Физкультурницы становятся иконами стиля и в СССР, и в США, и в Германии. В 1940 году выходит знаменитая обложка Vogue cо шведской моделью Лизой Фонсагривс. Интересно, что манекенщица сильно накрашена: яркие румяна и губы входят в моду в начале войны и остаются основным трендом макияжа.

Обложки Vogue предвоенных лет (Фото DR)

Однако женский глянец разных стран заметно отличается — в первую очередь из-за разных ролей, отводимых женщинам в обществе. Так, в США эталоном является белая женщина-домохозяйка из пригорода, которая встречает своего мужа с коктейлем после работы или блистает на светском мероприятии. Несмотря на существовавшие уже в то время феминистские издания, большая часть женской аудитории тяготеет к «традиционной» роли.

В Германии самым популярным медиа становится N.S. Frauen Warte, один из основных женских журналов Рейха. Целевой аудиторией были женщины детородного возраста из высших слоев арийского общества. Целью издания было поддержать политику партии и привить женам арийцев идеологически корректное мировоззрение. Женщина в нацистской Германии — в первую очередь хозяйка и мать. Основным сюжетом становится освещение вопроса «Как быть хорошей женой?». Журналы печатают советы по уходу за собой, по домоводству и воспитанию детей, а с приближением войны появляются советы об уходе за военной формой мужей и правильной полировке оружия.

Немецкие пропагандисты в преддверии войны не сокращают развлекательный контент, а делают ставку «на правильные развлечения». Министр пропаганды и президент имперской палаты культуры Йозеф Геббельс инвестирует огромные ресурсы, чтобы государство проникало не только в быт, но и в досуг немцев. Поэтому женская пресса остается не только социально-политической, но и легкой, «дамской».

В Германии самым популярным медиа становится N.S. Frauen Warte (Фото DR)

Широко рекламируются школы невест. Первая такая школа была открыта в 1937 году в городе Шваненвердере. Девушкам прививали чувство народного единства. Общность строилась на нескольких идеологических клише, базисом которых была вера в избранность своего народа, сплочение для борьбы с общим врагом, а также помощь братским народам, которые страдают от капиталистов и коммунистов. Немецкие женщины тех лет по-настоящему верили, что их мужья и братья борются за освобождение от гнета граждан в странах, некогда принадлежавших империи.

Ставка нацистской пропаганды в женских медиа делалась на социальную защиту — особенно на популяризацию программ по поддержке материнства. В 1938 году, выступая перед делегатами Национал-социалистической женской организации, Гитлер горячо поддержал программу кредитования молодых семей и субсидий за каждого рожденного в браке с арийцем ребенка.

Страницы журнала N.S. Frauen Warte (Фото DR)

Как встречать мужа с фронта

С началом Второй мировой войны жизнь не останавливается. Продолжают выходить женские журналы с выкройками, советами по уходу за собой и картинками мирной жизни с полными семьями среди благополучного быта. Хотя основную часть повестки занимали вести с фронтов и агитационные материалы, типично дамского контента становилось больше, ведь он помогал поддерживать мечту о нормальной жизни. Но так или иначе весь женский глянец работал с военной повесткой. Например, Vogue писал о том, как встречать мужей с войны, если те внезапно придут в недолгий отпуск, во что одеваться, как поддерживать моральный дух.

Мужчинам:  Карта мира если вода поднимется на 100 метров

Рейх методично работал с пропагандой на захваченных территориях и для своих целей выпускал сотни коллаборационистских газет и журналов. Цели везде были своими: например, французов арийцы считали почти равным, но идеологически чуждым народом. Поэтому Геббельс работал не только на запугивание, но и на создание ощущения общности: фотографировался с кинозвездами, разрешал показы мод и давал возможность выходить некоторым глянцевым журналам. На территориях Советского Союза, население которого не считалось достойным такого отношения, подход к медиа был другим: важно было сломить сопротивление населения и снизить тревожность.

Поскольку издания разных оккупированных территорий подчинялись разным ведомствам, новостная повестка могла отличаться. Например, где-то нужно было хвалить генерала Андрея Власова, который перешел на сторону Германии, а где-то даже упоминать его имя строго запрещалось. Общей темой оставалась доблесть немецкой армии, ее превосходство над советской, неизбежность поражения СССР, а также рассказы о прекрасных условиях труда «эвакуированных из зоны боевых действий граждан». Немецкое командование опасалось бунтов при отправках на принудительные работы и ликвидаций гетто  и проводило «рекламные кампании», чтобы те, кого обрекали на смерть, думали, что едут в безопасное место.

Одним из таких городов-фантомов в Европе стал Кеньермезо, о котором упоминает в своей книге «Выбор» бывшая узница Освенцима Эдит Эгер: «После войны в почтовых отделениях будут грудами лежать пачки неоткрытых писем от обеспокоенных родственников из далеких городов. В поле для адреса на них значится Кеньермезо. Такого места нет».

Триумф жизни — начало золотого века глянца

Особенным номером Vogue становится ноябрьский выпуск 1944 года: впервые за долгое время в журнале упоминается показ высокой моды. Кутюр возвращается, а вместе с ним и надежда на мирную жизнь.

Harper’s Bazaar в мае 1945 годаНоябрьский номер Vogue в 1944 году (Фото DR)

Победный 1945-й знаменуется расцветом глянца. Vogue становится все красочнее, возвращаются роскошные наряды и изящные силуэты. Из печати выходит первый выпуск ELLE, где женщина не только муза, но и личность, а о мужчинах говорят в ироничном ключе. Harper’s Bazaar переходит от сентиментальных сюжетов на обложках к лаконичным постановочным фотографиям, в центре которых оказывается стильная и сильная леди привилегированного класса.

Дух свободы и жажда красивых вещей приходят и в СССР вместе с возвращающимися фронтовиками. Из побежденной Германии в СССР идут эшелоны качественных и красивых вещей. Особенно ценятся обувь и нижнее белье, и выпавшие из модной повестки советские женщины попадают в неловкие ситуации, выходя на люди в нарядных платьях, которые на деле оказываются немецкими пеньюарами.

Жизнь возвращается в привычное русло не только в зарубежной прессе (Фото DR)

Приходят и новые модные тенденции. Мода послевоенного СССР — парадная и недоступная, однако она все же существует. Но для неизбалованных изобилием советских женщин, привыкших выкручиваться в атмосфере вечного дефицита, эти журналы были необходимы — они формировали более «сытую» картину реальности.

Благодаря советскому глянцу нормой становилась не бедность и невыносимые условия коммунальных квартир, а рукава-фонарики, нежный сатин и духи от ТЭЖЭ. Строить коммунизм стоило не только ради глобального равенства, но и ради понимания, что когда-нибудь у каждой женщины будут хорошие туфли, несколько пар сапог и красивое нижнее белье. И чтобы никогда больше не было войны.

История женских модных журналов

Сегодня существует огромное количество компаний, которые занимаются созданием и выпуском глянцевых изданий, ориентированных на представительниц слабого пола.

Красота, кухня, мода, отношения – в женских журналах поднимаются самые различные темы, и читают такие журналы и деловые женщины, и домохозяйки, и студентки, и пенсионерки. При этом мало кто задумывается, что женский глянец появился несколько веков назад.

Первые журналы

Сегодня сложно поверить, но первые женские журналы издавались еще в конце 17 века. «Галантный Меркурий» так назвался французский журнал. Правда, был он не совсем женский, а рассчитанный на широкий круг читателей. При этом в нем были разделы, подготовленные специально для женской аудитории – обзоры модных тенденций и светская хроника. Издание оказалось настолько популярным, что смогло заинтересовать даже короля.

100-процентно женские журналы

Первый журнал, который был ориентирован исключительно на знатных и богатых женщин был выпущен в Британии в конце 18 века и получил название «Дамский Меркурий». В это же время появился первый медиа-образ. Им стала аристократка, любившая наряды и разнообразные дамские штучки. Если ранее такие образы осуждались, то к нему решили отнестись снисходительно. Журнал, в котором рассказывалось о дорогих новинках, модных тенденциях, новых аксессуарах, стал очень популярным и быстро распространился по всей территории Европы и даже отправился на иной континент – в Америку.

История женских модных журналов

Женский журнал «Галантный Меркурий»

Через некоторое время появился еще один журнал, в котором помимо моды, которая быстро наскучила читательницам, решили уделить внимание и многим иным темам: проблемам прав женщин, социальным и культурным проблемам и пр. Это издание получило название «Маяк» и издавалось оно в Лондоне. Приблизительно в это время свой журнал начинают издавать в Америке – «Дамский журнал», в котором поднимались достаточно острые проблемы, например, проблемы женского образования и пр. Расширение ассортимента увеличило круг читательниц, сделало такие журналы неотъемлемой частью женской жизни.

Не кухней единой

В 19 веке появляется еще большее количество женских изданий, расширяется их тематика. В это время ярко проявляется противостояние тех, кто желает перемен и хочет оставить все так, как есть и это также сказывается на женских журналах. Появляются отдельные журналы для представительниц слабого пола, которые составляются женщинами, желающими сравнять свои права с правами мужчин. Первым таким журналом стал британский «Суфражистский женский журнал».

История женских модных журналов

Разворот дамского журнала XIX века.

Со временем женских журналов становилось больше, вот только с началом Первой мировой войны вопросы равенства перестали многих волновать, так как на передний план вышли проблемы политические. Так как многим женщинам пришлось работать, много внимания в журналах уделяли советам по построению карьеры, развитию профессиональных качеств. Приблизительно в это время появляется «Журнал для деловых женщин», который предназначен был на женщин, владеющих собственным делом. В конце 19 века в Америке начинают издавать культовый сегодня «Vogue».

Как изменилось женское чтиво в XX веке

В 20 веке появляется большое количество женских журналов, которые известны до сих пор, они издаются и пользуются популярностью. Во времена Второй мировой войны интерес к ним снизился, но после 1945 года женские издания вернули себе былую популярность.

История женских модных журналов

Женские журналы первой половины XX века.

Да и сами журналы существенно изменились и стали более похожими на современный вариант – достаточно объёмные издания, в которых помимо модных тенденций обсуждается большое количество социальных вопросов, присутствуют рекомендации по украшению дома, уходу за детьми и пр. Таким образом, новые издание объединяют в себе сразу несколько направлений, которые существовали ранее по отдельности.

Как женские журналы изменили свой формат в XXI веке

Женские журналы никуда не делись, наоборот, их стало гораздо больше. Существенные изменения заключаются в том, что теперь не обязательно покупать печатные издания, а можно обойтись чтением журналов в электронном формате, которые с развитием интернет-технологий стали появляться в большом количестве. Многие женские журналы, которые можно отыскать в интернете, не имеют даже печатного варианта.

История женских модных журналов

Важно выбрать правильный хостинг для женского блога.

Каждая женщина теперь легко и просто может стать создателем собственного женского блога или журнала, если ей есть, что рассказать. В этом нет ничего сложно. Когда концепция журнала готова, на первом этапе нужно правильно подобрать и купить надежный хостинг – пространство на сервере, где будет храниться вся информация. Сегодня подобных предложений на рынке огромное количество – от бесплатного хостинга до выделенного сервера. Поэтому важно понимать, что именно необходимо в конкретной ситуации. Покупка бесплатного хостинга целесообразна только в том случае, если проект пробный или не планируется его дальнейшее серьёзное развитие. Ведь бесплатный хостинг, как правило не гарантирует техническую поддержку для владельца сайта, а в один прекрасный день журнал может просто исчезнуть – хостер не даёт никаких гарантий по сохранности информации.

Поэтому начинающему паблишеру женских журналов стоит обратить внимание на недорогой виртуальный хостинг. Ведь в случае, если его возможностей будет недостаточно, всегда можно выбрать хостинг под более высокие требования – выделенный сервер, облачных хостинг, а самые раскрученные проекты могут позволить себе и размещение собственного оборудования в дата-центре.

История женских модных журналов

Качественный хостинг для женского сайта.

Главное, на что стоит обратить внимание – объём дискового пространства и надёжная техническая поддержка. Первый показательно зависит от предполагаемого размера сайта и от того, какую информацию на него предполагается загружать. Большой объём медиаматериалов требует и приличного объёма дискового пространства. Что касается технической поддержки, авторитетные хостеры готовы отвечать на вопросы своих клиентов и оказывать им помощь 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Журнал моды — не самый очевидный индикатор культуры, однако достаточно точный и яркий. Состояние общества, его настроения, прогресс, эволюция искусства, поведенческие и культурные парадигмы — все это можно обнаружить на страницах посвященных шляпкам, лентам и шелковым юбкам. Как выглядели женщины, как изменялось их место в обществе, о чем думали и чему посвящали время? Журналы мод отвечают на эти вопросы. Любопытно проследить их историю в нашей стране.

Периодическая печать появилась в России благодаря Петру Великому. В XVII веке издавался лишь рукописный листок с подборкой европейских новостей, назывался он «Куранты» и был предназначен исключительно для царских глаз. Петр  в 1702 году учреждает «Ведомости», в которых периодически пишет сам и редактирует статьи. В «Ведомостях» же появляются первые статьи, имеющие отношение к внешнему виду и косвенно к моде. Петр учредил новый тип развлечения: «ассамблеи».  В «Ведомостях» было указано, в каком виде на эти события стоит являться. Собственно, модные издания вплоть до конца XVIII столетия были редкостью, как в России, так и в Европе. Их место занимала Пандора — путешествующая кукла в модном платье. Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы. Именно «по Пандоре» шили новые европейские платья придворные дамы Петровского времени. Русские императрицы Анна Иоановна, Елизавета Петровна и Екатерина II заказывали по кукле самые модные туалеты.  Несколько Пандор хранятся в отечественных музеях, в том числе в Сергиевом Посаде и в Гатчине.

Мужчинам:  Понимание воспаления парауретральной железы у женщин: причины и лечение

История женских модных журналов

Первая рукописная газета «Куранты»

История женских модных журналов

«Ведомости» Петра Великого

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Ассамблея Петра Великого

История женских модных журналов

Кукла Пандора (Вена)

История женских модных журналов

История женских модных журналов

1759 — 1791 
Первые частные журналы.
Новиков против Екатерины Великой

До середины XVIII века единичными изданиями ведало исключительно государство, но эпоха просвещения сподвигла интеллектуалов к открытию новых журналов. В 1759 году драматург Александр Сумароков открывает первый русский частный журнал под названием «Трудолюбивая пчела». В 1769 году начинается бурная издательская деятельность Николая Новикова и его главной конкурентки — императрицы Екатерины Великой. Новиков издает сатирический журнал «Трутень», в противовес ему Екатерина открывает «Всякую всячину» — так она назвала свое издание. Собственно, с деятельностью Новикова связано и издание первого журнала, который можно было бы назвать модным, пусть и с натяжкой. В 1779 году он открывает «Модное ежемесячное издание. Библиотека для для дамского туалета». Именно с этой даты начинают летоисчисление модные журналы в России. Однако, «Библиотека для дамского туалета» не была журналом о моде в нашем понимании. Это был развлекательный литературный журнал, в котором читательница не нашла бы ни одной иллюстрации. На страницах печатались фривольные стишки и шутки, слезливые рассказы про любовь и все то, что, по мнению издателя, должно было занять скучающую барышню. Увы, дело не пошло. Подписчиков у журнала было катастрофически мало, и через год Новиков прекратил выпуск.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

1790-е — 1820-е
Отечественные модные журналы

Первый отечественный журнал непосредственно об одежде появился в конце правления Екатерины в 1791 году и назывался «Журнал английских, французских и немецких новых мод». Это издание представляло из себя маленькую  тетрадку с одной или парой литографий, раскрашенных вручную, довольно низкого качества (дорогие изображения издатели не могли себе позволить) и множеством текстовых описаний к ним. Увы, и это издание просуществовало недолго: в Москве вышло всего три выпуска. Фиаско потерпел и «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми», созданный в 1804 году группой сентиментально настроенной молодежи. Свет увидело лишь 12 номеров, заполненных слащавыми стихами и чрезмерно чувственными любовными историями. Критика на журнал была жесткой и, надо полагать, справедливой.

Неудачи первых русских журналов моды объясняются повальной франкоманией. Россия последней четверти XVIII — начала XIX века была завалена французскими изданиями. По рукам ходили «Galerie des modes et costumes francais» и «Journal des Dames et de modes». К тому моменту французский язык стал практически официальным разговорным языком российской знати, а все модное должно было непременно быть французским. Изделия, произведенные в России, казались покупателям грубыми и безыскусными, даже если это было не так. Поэтому, кстати, тогда многие отечественные производители тканей, лент и кружев, портные или модистки обзаводились в штате французом, и называли свои заведения на иностранный манер. Сколько лент, сотканных где-то под Москвой, продавались как «привезенные прямо из Парижа»!

Лишь в 1812 году (как вы понимаете, в силу объективных обстоятельств) произошел отказ от франкомании. Правда, временный. Петербургские аристократки, коверкая слова и ломая язык, начали изъясняться по-русски, нередко с ужасным акцентом. Как бы то ни было, мода и модные журналы продолжали оставаться французскими.

1820-е — 1830-е
«Дамский журал» Князя Шаликова

В 1823 году князь Петр Шаликов, уже имевший опыт создания женского журнала «Аглая» за плечами,  издает «Дамский журнал», первый из просуществовавших довольно долго. Все предшественники не жили дольше года-двух. Издание Шаликова выходило в свет на протяжении десяти лет. В журнале было три раздела: литература, критика и мода. Именно тогда наполнение модного издания стало приближено к современному: в нем печатались небольшие рассказы, рецензии на спектакли, советы куда лучше сходить и, конечно, свежие модные тенденции прямо из Парижа.

История женских модных журналов

Литературная часть журнала вызывала бурю насмешек у современников, критики называли журнал «поздним отголоском бездарного и поверхностного сентиментализма». Нужно понимать, что периодические издания в 1820-30-е годы были исключительно мужскими и поднимали серьезные темы, тогда как дамский журнал Шаликова казался слишком куртуазным,  «нарумяненным», как написал о нем Александр Бестужев. «Каково только думают о публике, если почитают самым завлекательным украшением журналов парижские юбки и чепчики», — написал о «Дамском журнале» редактор «Московского телеграфа» Николай Полевой.

Журнал моды пользовался популярностью у читательниц, он выходил еженедельно (!), но поливался критикой за несерьезность серьезными мужчинами. Шаликов публиковал то, что хотели читать женщины, именно поэтому журнал просуществовал так долго. Все издания для женщин до этого издавались мужчинами с мужским представлением о том, что должна читать и о чем должна думать женщина. В итоге их проекты оказывались  слишком глупыми,  слишком сентиментальными или слишком сложными.
«Дамский журнал» в пушкинское время был острой темой. Министр просвещения чуть было не закрыл издание в первый же год, потому что дамские неглиже с кружевами и анекдоты показались ему недопустимо фривольными, а весь журнал излишне «эпикурейским».  Дурным поветрием показалось министру, что «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения», вместо того, чтобы беспрестанно думать о спасении души, кротости и смирении. И это при том, что журнал придерживался весьма и весьма патриархальных позиций в отношении положения женщины в обществе. Периодически на страницах публиковались поучения, например такие: «Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало.» Возможно, такие наставления печатались для успокоения цензоров, потому что в целом журнал был прогрессивным: в нем даже сотрудничали авторы женщины. Сейчас это кажется нонсенсом, но в начале XIX века женские журналы делались исключительно мужчинами.

1830-е —  1860-е
Елизавета Сафонова: женщина — издатель

Так или иначе, с 1830-х годов отечественные журналы мод становятся важной и неотъемлемой частью издательского рынка. В 1831 году М.А. Бестужев-Рюмин начинает издание журнала «Гирланда: журнал словесности, музыки, мод и театров». Наконец, в 1836 году свою деятельность начинает Елизавета Францевна Сафонова. К сожалению, история сохранила очень мало сведений об этой сильной женщине, между тем она была персоной весьма интересной. Первая в России женщина издатель (Екатерина Великая не в счет) ко всему прочему происходила не из высшего общества. Сафонова рано овдовела, оставшись с тремя детьми на руках и без средств к существованию. Такое положение было гибельно: работать женщинам в XIX веке было практически негде. Елизавета подает в цензурное управление прошение об открытии журнала, ссылаясь на свое бедственное положение вдовы с детьми на попечении. Получив разрешение Сафонова открывает в Москве прикладной «Журнал новейшего шитья». Если французские журналы были предназначены для рафинированной публики высшего общества, то Сафонова рассчитывала на более широкую и менее богатую публику. Дело пошло, и через два года уже в Санкт Петербурге она издает «Санкт Петербургский журнал разного рода шитья и вышивания». Всю свою жизнь Сафонова посвятит журналам для женщин, она будет их издавать и редактировать. В 1860-х годах Сафонова возглавляла легендарный журнал «Ваза».

«Ваза» – журнал — долгожитель: основанный в 1832 году, он просуществовал до 1884 года, пятьдесят два года! Однако в первый период своего существования с 1832 по 1848 год журнал издавался столь крошечными тиражами, что до нас не дошел практически ни один номер того периода. Существенно расширилась «Ваза» в 1860-е годы.

На протяжении всего XIX века тиражи модных журналов были крайне малы. Средние журналы выходили по 1000-3000 экземпляров на номер, лишь крупнейшие, уже во второй половине века, достигали десяти, двенадцати тысяч экземпляров.

Журналы второй половины XIX века

Во второй половине XIX века происходят коренные изменения в женской периодике. Меняется сам подход, изменяется образ женщины. Если в первой половине века журнал транслировал образ девушки покорной, кроткой, предназначение которой сводилось к домашним делам и воспитанию детей, то во второй в дамские издания проникают идеи эмансипации и феминизма, авторы начинают больше говорить о женском образовании, появляются материалы научно-популярного характера. Открываются женские журналы литературно-общественного направления:«Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884).

История женских модных журналов

Вдохновленные примером Сафоновой, женщины создают прикладные журналы. Сама Елизавета Францевна, уже пожилая женщина, но, судя по всему, очень активная, в 1872 году запускает новый проект «Женские работы», Елизавета Ананьева выпускает «Моды и рукоделия», а Стефания Лепковская журнал «Аврора». Женщины начинают работать, у них появляется больше возможностей прокормить себя самостоятельно и журналы очень помогают им в этом.

1867-1917
Издательские империи Гоппе и Аловерта

История женских модных журналов

Герман Гоппе родился в Германии и в 25 лет был приглашен в Россию заняться работой в немецком книжном магазине. Разобравшись в особенностях издательского дела, Гоппе открыл простую истину: люди любят картинки, но издатели почему-то дают им только тексты. В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок, а в 1869 России был представлен его главный проект «Всемирная иллюстрация» целиком построенный на изображениях. В 1870-1880-х годах Гоппе ведет активную экспансию: открывает несколько новых проектов, выкупает журналы у пожилых издательниц эпохи Елизаветы Сафоновой  и реформирует их,  приобретает лицензию на немецкий журнал «Der Bazaar» и начинает издавать его переводной вариант под названием «Новый русский базар». Примечательно, что редактировать журналы моды Гоппе приглашал все-таки женщин.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

«Новый русский базар»1882 год

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

В конце 1870-х  главным редактором нового журнала Гоппе «Огонек» (предшественник известного всем советского «Огонька») был назначен Николай Аловерт — ученик Гоппе, который позже превзошел своего учителя.

История женских модных журналов

Издатели яростно соперничали друг с другом, но стратегии Аловерта принесли ему успех. В начале ХХ века он выкупил старые издания Гоппе и к 1913 году единолично контролировал все крупные модные издания в стране. Николай Аловерт создал издательскую империю, в которую входили дамские журналы самых разных направлений. Он четко разделял аудиторию, понимая интересы каждой из групп своих читательниц.

История женских модных журналов

«Вестник Моды» 1888 год

Мужчинам:  Карате как олимпийский вид спорта

История женских модных журналов

История женских модных журналов

С приходом революции Аловерт был вынужден закрыть свои журналы. В последнем выпуске «Вестника моды» он обращается к читательницам с извинениями в том, что не может более доставлять из Парижа иллюстрации из-за сложившейся обстановки. Большую квартиру Аловерта, занимавшую целый этаж в Петербурге на углу Итальянской улицы и Фонтанки, превратили в коммуналку, оставив Николаю Павловичу одну маленькую комнатку. Уже старый человек, он не переставал работать, трудился корректором до восьмидесяти двух лет, когда потерял зрение и последние годы жил, продавая остатки мебели красного дерева.

История женских модных журналов

«Вестник моды для модисток» 1890 год

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Журнал «Модный свет» 1896 год

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Журнал «Модный свет» 1912 год

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Какое-то время после революции в большевистской, а затем Советской России не было журналов моды. Но с началом 1920-х появились сначала грубые книжки швейной промышленности, потом, с приходом НЭПа, европейские издания, а в 1923 году увидел свет удивительный журнал «Ателье», оформленный величайшими художниками своего времени.  Я обязательно расскажу об этом в следующем материале.

Текст: Тим Ильясов
Опубликовано в журнале «Ателье»

В прошлом материале я рассказал историю журналов моды в России от их зарождения в XVIII веке до Октябрьской революции. После 1917 года журналы мод в старом виде практически сразу прекратили свое существование, но еще теплилась жизнь в «бытовых» женских изданиях, вроде «Журнала для хозяек», но их новое советское правительство посчитало «безыдейными», даже опасными — и закрыло. История дореволюционной женской прессы закончилась к 1919 году.

История женских модных журналов

Начало двадцатых годов — пик творчества авангардных художников. После революции нужно было изменить и переосмыслить все стороны жизни граждан новой большевистской страны, ничто не могло оставаться прежним. Отменены церковь, институт брака, нивелировался быт, образовывались коммуны: теперь человек заживет по-другому! Новому гражданину новой страны нужна была и новая одежда. Мода, со всеми её «буржуазными пережитками» должна была быть заменена на универсальную форму, вроде «проз-одежды», придуманной художницей — конструктивистом Любовью Поповой.

Однако утопическим планам художников новой страны не суждено было сбыться. Мода оказалась сильнее идей. Даже в сложный период гражданской войны в стране ходили западные журналы мод, а с введением НЭПа появились и свои брошюрки «Москвошвея» с моделями. Журналами их назвать было нельзя.

История женских модных журналов

Первым собственно советским журналом моды становится «Ателье», открытый в 1923 году.

Тогда вышел всего один номер этого журнала, но и он стал явлением в истории Российской моды, только про этот единственный номер можно написать огромное исследование. Интересно в нем все: от невероятных художников и авторов, создавших материалы, до личности редактора. Журнал был издан благодаря энергии двух женщин: Надежды Петровны Ламановой и Ольги Сеничевой — именно так, без отчества, ибо тогда ей было всего шестнадцать лет. Журнал образовался на базе прогрессивного предприятия «Ателье мод», которое станет прообразом «Дома моделей». Ателье было открыто по инициативе Сеничевой. Поработав на выставке кустарных изделий, эта активная девушка обратилась к руководителю московской швейной промышленности и предложила свои услуги в создании новаторского предприятия. На судьбоносную беседу она пришла в холщовом пальто, вышитой шапочке и матерчатых туфлях на веревочной подошве. Самое поразительное, что чиновник дал добро, но с одним условием — взять в помощники солидного мужчину. Такой нашелся. Театральный деятель Борис Кащенко, сын известного психиатра, ставший впоследствии мужем Ольги. Художественным руководителем Ателье была назначена сама великая Ламанова, чье имя было известно всей Москве. В своё время она обшивала императрицу, а после революции приняла новые идеи и стала художницей новых образов новой страны. Эта команда «Ателье мод» — Ламанова, Сеничева и Кащенко — создала и журнал, для которого работали такие художницы как Вера Мухина, Александра Экстер и Варвара Степанова.

История женских модных журналов

«Ателье». 1923 г.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Рисунок Веры Мухиной в жунрае «Ателье». 1923 г.

Страна изголодалась про красоте и красивым изданиям, и «Ателье» стал глотком воздуха для эстетов. Уникальность этого проекта для культуры заключается в том, что он был первым аутентичным, собственным журналом, где моды, тексты, изображения были созданы советскими авторами, тогда как все дореволюционные журналы были западной калькой с французскими или немецкими литографиями. Опыт «Ателье» был исключителен и, увы, единичен. На журнал обрушилась волна критики, его обвинили в «художничанье». На издание второго номера средств не нашлось.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

«Москвашвей» в тот год издавала брошюру «Швейник»: одноцветную, на дешевой бумаге, с плохими техническими изображениями моделей и советами по их изготовлению. Этого, видимо, было вполне достаточно для молодой советской республики. Роль журналов мод в 1920-е годы отчасти приняли литературно-общественные журналы. С 1926 по 1930 год издавался «Женский журнал», в котором присутствовал раздел «Мода в красках». Изредка статьи об одежде появлялись в главных общественно-политических женских изданиях СССР — «Работнице» и «Крестьянке».

История женских модных журналов

Лишь в конце во время свертывания НЭПа, Луначарский одобрил издание журнала «Искусство одеваться» с красочной обложкой и материалами о моде. Просуществовал журнал лишь год и закрылся в 1929 году, когда началась новая страница в истории страны. Сталин утверждает свое единоличное и безоговорочное лидерство, запускается первый пятилетний план, меняется и визуальная конъюнктура. Утопическая мода с ее конструктивистскими идеями окончательно уходит в прошлое, сменяясь помпезным стилем «социалистического мифа», модой «напоказ», призванной, так же как и пафосная «сталинская архитектура», показать величие советского народа.

История женских модных журналов

В 1935 году открывается Дом Моделей на Сретенке (будущий Общесоюзный Дом Моделей Одежды), пропагандирующий идеалы роскоши, элегантности и женственности. На «красной ривьере» в Ялте  по набережной прогуливаются жены партийного и военного руководства в шикарных платьях, меховых манто и модных шляпках. В 1936 году вышел в свет ведомственный журнал «Дом моделей», издававшийся небольшим тиражом и распространявшийся адресно, среди советской элиты. Новый журнал изображал изящных, ухоженных женщин в элегантной деловой одежде или утонченных вечерних платьях на улицах большого современного города. Рождался советский миф. Кстати, в этом журнале впервые появились фотографии моделей. До этого публиковались только иллюстрации. «Дом моделей» не был единственным журналом. В 1930-е издавались красочные «Модели сезона» и глянцевые журналы универмагов и производств.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Триумфальное шествие социалистической моды прервалось во время Великой Отечественной Войны, но возобновилось сразу после ее окончания. В 1945 году министерство легкой промышленности начинает выпуск «Журнала мод», в том же году Общесоюзный Дом Моделей Одежды открывается на Кузнецком мосту — и формируется система моды, которая, практически без изменений, просуществует вплоть до конца 1980-х, более сорока лет.

После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев объявил войну помпезному стилю. Объединенная редакция «Журнала Мод» и «Моделей Сезона» обратились к строгому советскому неоклассицизму. Функциональный крой и простые силуэты должны были позволить наладить, наконец, массовое производство одежды и вывести моду из элитарного в массовое пространство.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Помимо «Журнала Мод» и «Моделей Сезона» свои журналы издавали крупные универмаги, например, «Модели ГУМа», и региональные дома моделей. Самыми изысканными считались прибалтийские журналы, за Эстонским «Siluet» и «рижскими модами» охотились модницы всей страны.

История женских модных журналов

Советские журналы мод просуществовали практически неизменно вплоть до конца 1986 года, когда легендарный главный редактор Антонина Донская ушла на пенсию, а ее место руководителя объединенной редакции заняла Лидия Орлова, до этого семнадцать лет проработавшая редактором раздела в журнале «Работница». Орлова взялась за реорганизацию журнала, который за сорок с лишним лет существования пришел в полный упадок. Появившийся в 1987 году первый в Советском Союзе иностранный журнал Burda стал козырем в ее рукаве: нужно было сделать собственный журнал не хуже немецкого.

История женских модных журналов

Фотограф Э. Красташевский

История женских модных журналов

Съёмки для «Журнала мод»

В прежней редакции работали искусствоведы и художники, штатный фотограф Эдуард Крастошевский работал с единственной старой камерой, которая однажды просто развалилась у него в руках. Лидия Витальевна Орлова добилась перевода редакции в новое просторное помещение в здании напротив ЦУМа, достала серьезное фото-оборудование, искала талантливых журналистов, фотографов, стилистов, модельеров и создала первый советский глянец, который мог конкурировать с западным.

История женских модных журналов

История женских модных журналов

История женских модных журналов

Тираж «Журнала Мод» увеличился до небывалых полутора миллиона экземпляров на номер. Никогда еще модный журнал не издавался таким огромным тиражом, только журнал «Cosmopolitan» в 2005 году приблизится к этой цифре, достигнув миллионного тиража.

История женских модных журналов

Увы, блестящий период в истории «Журнала Мод» закончился в 1991 году. Лидия Орлова вместе со всей редакцией покинула журнал, который после этого стал быстро угасать и вскоре превратился в журнал по вязанию. В этом виде он существует по сей день. Лидия Витальевна же открыла в 1991 году первую частную модную газету «Московский стиль», которая просуществовала год, а за ней — один из первых российских модных глянцев, журнал «Коллекция М», выходивший до 1994 года, пока не был убит издатель. То было странное и запутанное время, полное криминала. Лидия Витальевна Орлова позже написала несколько детективов о событиях девяностых.

В середине 1990-х годов на российский рынок хлынули лицензионные издания. Параллельно с ними творческая молодежь делала попытки создавать собственные журналы. В 1994 году открывается глянцевый «Империал», на обложке первого выпуска которого красовался Игорь Верник. В том же году появляется «Cosmopolitan» и мужской журнал «Penthouse». Прослойка резко разбогатевших людей вместе с этими новыми журналами училась жить по-новому, играя в гламур, понты и безыскусную роскошь нуворишей. Поколение креативной, «клубной» молодежи породило рейверский глянец «Птюч» (1994) и «Ом» (1995). В социальных сетях есть ностальгические группы, посвященные этим журналам, ценности которых описываются словами: демократия, необузданная свобода и шальные деньги.

Во второй половине 90-х Российский рынок стали осваивать более респектабельные издания. В 1996 году открылись русские версии «Elle» и «Harpers bazaar». Русский «Харперс» возглавила тогда Арина Розова, выбравшая для обложки первого номера кадр Патрика Демаршелье с Шерон Стоун. Собственно Шерон прибыла и на презентацию журнала в Россию, бесплатно, без гонорара, но с очень специфическим райдером, в котором было обозначено двенадцать телохранителей и экскурсия по Эрмитажу с Михаилом Пиотровским. «Elle» с 1996 года (с перерывом) возглавляет Елена Сотникова.

История женских модных журналов

В 1998 году на фоне дефолта и кризиса открылась российская версия «Vogue», который возглавила Алена Долецкая. Говорили, что это будет первый и последний выпуск, но страна тогда на нефтяных крыльях легко вылетела из кризиса и сразу влетела в эпоху «сытых» 2000-х. Глянцевый журнал о красивой жизни оказался очень к месту: новоиспеченных нефтяных олигархов нужно было научить жить соответственно статусу, а потом и превратить их в «светское общество», для чего в 2008 году открылся «Tatler».

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий