Это лишь один из многих японских «-до», что означает «путь». Бусидо – это путь воина, который неизменно вел к смерти, причем – самой короткой дорогой. Такой акцент на идее внезапного завершения жизненного пути пронизывает всю философию бусидо. На первый взгляд, идея жутковатая и мрачная, но при ближайшем рассмотрении даже европеец увидит в ней уважение к жизни и красоту.
- Как появился кодекс самурая
- Женщины и бусидо
- Тайсона до сих пор бесят белые. Грустит, что дочь встречается не с черным, а недавно пнул белую поп-музыку
- «Он грозился раскрошить череп Голоты и открыто выражал ненависть к белым людям»
- «Один белый в тюрьме рассказал мне, как проделать дырку в трусах и ****** посетительниц. Только белые могут придумать такое»
- Печалится, что его дочь и другие дети не хотят встречаться с черными
- Как-то мимоходом пнул белую попсу
- Сказал Эминему, что он единственный белый, который понимает, каково это — «быть ниггером»
- Почему у евреев такая одежда
- Предыстория
- Главные правила кодекса
- Мифы
- Заключение
- Правила жизни успешных людей
Как появился кодекс самурая
Если переводить с японского, «бусидо» – это «путь воина». Обычно бусидо понимают как кодекс самурая, хотя это не совсем точно: воин – несколько более широкое понятие. Самураями назывались представители дворянского сословия, начиная от крупных князей и до мелких феодалов. Еще в VIII веке борьба за земли айнов, коренного населения Японии, приводила к увеличению числа воинов. Правящим сословием самураи с сёгуном во главе стали в XII веке. Несмотря на то, что следующие три века были относительно мирным периодом японской истории, самураем в те времена был каждый пятый мужчина.
Самурай в XIX веке
По-видимому, свод самурайских обычаев начал зарождаться еще в первом тысячелетии, он представлял собой систему правил поведения воина на службе сюзерену. К XII веку бусидо уже стал отражением жизненной философии самураев – кодекс чести, напоминающий рыцарский, европейский. Это были правила, которыми воин руководствовался во время сражений, на службе сюзерену, в личной жизни – всегда и везде, до самого последнего вздоха, вокруг которого, собственно, и строилась вся философия. Именно равнодушие к жизни и своеобразное, не типичное для западного мировоззрения отношение к смерти и стали характерными чертами самураев.
Бусидо — часть японского мировоззрения; самураи воспринимали не только военную службу, но и красоту природы, искусства
Бусидо возник не на пустом месте, его источниками стали предписания буддизма и японской религии – синтоизма, а еще учения Конфуция и других мудрецов: японцы перенимали многое из китайской культуры. Единого бусидо на протяжении всей его тысячелетней истории не существовало.Но главное свое назначение – сформировать дух и дисциплину воина-самурая – бусидо выполнял на протяжении более чем десятка веков.
На первый взгляд, что-то похожее можно найти и у средневековых рыцарей, и русских богатырей – давние обычаи, которые когда-то были правилами, а со временем стали частью легенд и сказок. Но у японцев все, как всегда, сложнее, и не скажешь, что бусидо ушел в прошлое, скорее, так и остался одной и составляющих культуры этой страны.
Главной целью жизни самурая было служить хозяину
Долгое время принципы бусидо нигде не фиксировались, но в XVI веке появились первые книги, в которых предпринимались попытки сформулировать правила для самураев.Свою жизнь воин должен был посвятить хозяину – феодалу; во время службы следовало забывать дом, семью – все, что могло отвлекать от выполнения обязанностей или даже просто привязывать к жизни. Самураю полагалось в любой момент быть готовым к бою. Уважение к хозяину, преданность ему проявлялись не только в требовании любой ценой выполнить приказ, существовали интересные обычаи: например, во время сна самураю нельзя было ложиться ногами в сторону господина.
О том, насколько далеко заходили японские воины в своем стремлении выполнить свой долг по отношению к господину, существует много легенд. В обычае было ритуальное самоубийство вслед за гибелью господина. Правда, Ямамото Цунэтомо, самурай, чьи собрания книг считаются руководством воина, трактатом о бусидо, после смерти господина не последовал этой традиции, поскольку умерший хозяин был ее противником. Ямамото удалился в горы и стал отшельником.
Готовность принять смерть самурай воспитывал в себе с самого детства. Японцы различали два вида бесстрашия, одно было связано с природной дерзостью, безбашенностью, другое подразумевало сознательное презрение к своей гибели – в первую очередь, основанную на вере в перерождение после смерти.
Смерть полагалось встретить спокойно, с улыбкой на лице, а в некоторых случаях самурай должен был выполнить харакири – ритуальное самоубийство. Так поступал воин в случае бесчестья – оно могло быть смыто собственной смертью или убийством обидчика. Кстати, сам ритуал тоже регулировался бусидо, отступлений от него не допускалось.
Этика самурая обычно и ассоциируется с отвагой и бесстрашием в бою и легким отношением к смерти, но ее суть гораздо глубже. Именно сознание того, что любой миг мог стать последним, позволяло достичь того отношения к жизни, которое и отличает истинного самурая.
Воин учился ценить каждую минуту, обращать внимание на то, что люди в суете не замечают: красоту природы, то, как она воспета в стихах. Свободное от службы время самурай посвящал медитации, изучению наук, искусствам, каллиграфии, участию в чайной церемонии. Существовала даже традиция написания предсмертных стихов, они создавались перед тем, как совершить харакири.
Кодекс бусидо первоначально включал презрение к богатству и к деньгам вообще, часто воины жили, довольствуясь лишь тем, что давал господин. Лучшим украшением оружия и доспехов самурая становились следы, полученные во время боя. Но с течением времени это правило становилось все менее популярно.
Короткий кинжал кайкэн
Бусидо предписывал самураю быть безупречно честным, каждое слово требовалось обдумать, перед тем как произнести. В любой ситуации воин сохранял спокойствие, был немногословен, его манеры были безукоризненны; все это свидетельствовало о силе духа и достоинстве самурая.
Женщины и бусидо
Бусидо стал кодексом поведения, который был призван создать совершенного мужчину, но и женщине в этой парадигме отводилась своя роль. Если самураю предписывалось самоотверженно служить хозяину, то для жены самурая господином становился ее муж. Но не одна лишь слепая преданность дому становилась уделом благородных японок. Женщины из сословия самураев могли сами осваивать воинское мастерство.
Женщины тоже могли становиться воинами-самураями
Они учились искусству владения древковым оружием – копьем и нагинатой. Кроме того, женщины осваивали технику сражения маленьким кинжалом – кайкэном. Этот вид оружия носили при себе – прятали в складках одежды или в прическе. Кинжал становился и орудием ритуального женского самоубийства – да, и представительницы прекрасного пола подчинялись все той же философии.
В отсутствие самурая на его жену могла ложиться обязанность по защите дома. В случае, если самурай погибал, вдова могла вставать на путь мщения.
Женщина с нагинатой
О женщинах-воинах, их называли онна-бугэйся, сохранилось множество историй. Одна из них, Хангаку Годзен, жившая в XII веке, была дочерью воина и сражалась наравне с мужчинами – «бесстрашная, как мужчина, и красивая, как цветок».
Хангаку Годзен, женщина-самурай
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
Тайсона до сих пор бесят белые. Грустит, что дочь встречается не с черным, а недавно пнул белую поп-музыку
Толерантность это не про Майка.
Хотя в США уже много лет как пришли политкорректность и расовая толерантность, старину Железного Майка все это очень мало заботит. Легенда бокса как разделял людей по цвету кожи 30 лет назад, 20 лет, 10 лет, так и продолжает делать это сейчас.
Правда, если раньше он мог пройтись по белым с угрожающим остервенением, то сейчас его высказывания уже не носят агрессивный характер. Иногда они выглядят даже забавно — настолько необычной может быть причина, по которой Майк упомянет белых.
Мы решили собрать самые яркие упоминания Майка про белокожую расу за последние 20 лет — от открытой ненависти до уважения за изобретательность ума.
«Он грозился раскрошить череп Голоты и открыто выражал ненависть к белым людям»
В сентябре 2000-го Дэну Рафаэлю, ныне одному из самых известных боксерских журналистов США, выпала возможность сделать большое интервью с Майком Тайсоном в преддверии его боя против Эндрю Голоты. Рафаэль готовился к интервью несколько недель, оно несколько раз срывалось из-за капризов боксера, но в итоге Тайсон в окружении 10 человек из своей команды сел поговорить с журналистом.
Однако разговор, который состоялся в подвале легендарного детройтского зала Brewster Wheeler Center, не продлился больше 15 минут — Майк быстро вскипел и стал абсолютно непригодным для ведения размеренной беседы. Вспоминает сам Рафаэль в колонке для ESPN:
«Я хотел, чтобы Тайсон чувствовал себя комфортно, поэтому начал интервью с упоминания, что я вырос рядом с Олбани, Нью-Йорк, неподалеку от Кэтскилла, где прошла ранняя часть его карьеры — часть любительских поединков и первые бои по профи. Мое упоминание было встречено любезно, и я вознадеялся, что и дальнейшая часть интервью пройдет так же гладко. Но не тут-то было. Разговор не продлился больше 15 минут, и под его конец Тайсон, все еще мокрый после спарринга, пришел в раздражение, изрыгал мат и угрозы.
Он обещал убить любого, кто покажет неуважение к его семье, объявил о желание «раскрошить» череп Голоты, открыто выразил ненависть к белым людям и медиа, в том числе моему коллеге по ESPN Уоллесу Мэттьюсу, которого он назвал «куском рептильного дерьма».
Далее Рафаэль приводит прямую речь Майка:
В конце концов, Рафаэля эвакуировали из зала менеджеры Майка и поручили водителю лимузина Тайсона доставить журналиста в отель. Майк вскоре остыл и пять месяцев спустя даже дал Рафаэлю новое, уже нормальное, интервью. Тем не менее свою первую беседу с легендой журналисту не забыть никогда.
«Один белый в тюрьме рассказал мне, как проделать дырку в трусах и ****** посетительниц. Только белые могут придумать такое»
Но Тайсон далеко не всегда зол на белых. Как-то в разговоре с Youube-каналом «Opie Radio» он похвалил одного белого парня за смекалку. Тот научил его в тюрьме, как заниматься интимом с посетительницами и не раскрыться на камеру.
Печалится, что его дочь и другие дети не хотят встречаться с черными
Как-то на подкасте «expediTIously with Tip T.I. Harris» Майк вышел уж на совсем неожиданное откровение. Поделился личной болью — его дочь встречается с белым.
«Знаешь, что меня беспокоит мужик? Я скажу тебе. Почему моим детям не нравятся черные дети? Они не встречаются с черными детьми. Почему так? Иногда я смотрю на мою дочь и то, как ее влечет к белым парням, и думаю: «Это я как черный мужчина не подавал ей хороший пример». Они, должно быть, как-то увидели меня, когда я был не на высоте, и подумали: «Эй, я не хочу быть рядом с таким. Он меня пугает»».
Как-то мимоходом пнул белую попсу
В октябре прошлого года Майк гостил на популярном Youube-канале Full Send Podcast и включился в разговор о Бритни Спирс. Самой интересной частью этой реплики стала фраза, что Тайсон не любит белую попсу.
Майк Тайсон на подкасте Full Send Podcast.
Сказал Эминему, что он единственный белый, который понимает, каково это — «быть ниггером»
Однажды Майку удалось затянуть на свой подкаст Hotboxin, пожалуй, самого звездного гостя — легенду хип-хопа Эминема. Конечно, и тут не обошлось без приплетания белых и черных.
«Все, что у тебя есть **** не дали просто так. Ты пахал для этого, как раб. Ты единственный белый парень, который знает, каково это быть ниггером». Эминем, не ожидавший такого захода, отреагировал с нервным смешком: «Даже не знаю, что сказать на это».
Евреи в Израиле разные. Одни из них живут обычной жизнью, одеваются по своему вкусу, зарабатывают деньги и стремятся дать своим детям хорошее образование. Другие, ортодоксальные евреи, живут по законам Галахи, окончательно сложившимся к началу Нового времени. Галаха — это свод правил, регламентирующих все области жизни: рождение и женитьбу, работу и семью, поведение и мировоззрение. Евреи-ортодоксы заметны издалека. Они одеты только в черное и белое (даже нижнее белье может быть только таких цветов), их голову венчает шляпа, а прическу украшают пейсы. «Рабочие» и ортодоксальные евреи не очень любят друг друга. Это отражается даже в пословицах («Когда Тель-Авив гуляет, а Иерусалим молится, Хайфа работает»). Эта нелюбовь понятна. Обычные люди недовольны тем, что им приходится кормить и обеспечивать всю страну, а ортодоксы в Израиле считают, что жизнь всех прочих противоречит религиозным законам. Ортодоксов можно встретить не только в Израиле, но во многих странах их воспринимают как нечто экстравагантное или экзотическое.
На деле же получается, что ортодоксальные евреи равнодушны ко всему, кроме собственной веры. Районы, где они живут, не отличаются чистотой, их дети (обычно не меньше пяти) неухожены, дурно воспитаны. Ортодоксы только учатся и молятся, а на все остальное — «Воля Божия». Не платя налогов (как неработающая часть населения) они тем не менее не забывают требовать от государства социальной помощи.
Ортодоксы бывают разными
Ортодоксальные евреи — не единая масса. Приверженцы течения хасиди считаются ультраортодоксальным направлением. Это именно они носят черные короткие брюки, заправленные в носки (чтобы не касаться земной грязи), перепоясываются черным широким поясом и покрывают голову шляпой из фетра такого же цвета. Женщины хасидки часто бреют голову, а потом носят парики. Хасидизм — направление, склонное к мистике и экзальтации. Существуют еще ортодоксы — нетурей карто, выступающие против сионизма вообще, и существования Израиля в частности. Есть и более близкие к реальной жизни ортодоксы-модернисты, но ни одно из этих течений хасиды не признают.
Почему у евреев такая одежда
Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи и почему у них такая одежда.
Если вы думаете, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.
— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, — ответил ребе, — ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.
Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать друг в друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.
По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».
Существует базовая одежда — галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с четырьмя краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит катан (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти, заповеданные Торой.
Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет — синей краски, получаемой из моллюска хилозон, — был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит катан не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.
Традиционная еврейская мужская одежда — это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам, «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).
Халаты, как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.
Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже, естественно, есть отличия. Например, лацканы — заостренные или закругленные — или вместо обычных трех пуговиц — шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.
Брюки могут быть или обычные черные, или до колена — еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды — они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы — зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется «казацкие» гольфы (козак-зокн).
Одежду нечерного цвета носят главным образом хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней вайсе ярмулке — белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит катан, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).
Ткань кафтна — белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.
Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши, — каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми — плуш. Ее еще называют флиикер-теллер — по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью — всего 10 см.
Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.
Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) — без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.
Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор — штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.
Обычно это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы, собственно, и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка — «сподик».
Цена штраймла может достигать нескольких тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.
Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха, колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл.
Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.
В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написала письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.
Источник
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«Выпадение волос, лысина — это способ Господа напомнить мне, что я человек, а не обезьяна»Актер, 59 лет, Лос-Анджелес
мое утро — это шпинат и яйца, но в первую очередь — яйца.
все пишут про меня так, будто знают обо мне всё, и даже то, чего я сам про себя не знаю. И меня это устраивает, вот только в некоторых статьях я выгляжу как настоящий король пердунов.
я понял, что просто не уживусь сам с собой, если начну пользоваться твиттером. Я даже сказал себе: с твиттера начинается безумие.
наверное, в мире осталось всего две или три страны, куда бы я мог приехать и остаться неузнанным. Вот такой я теперь знаменитый. Сраная супер-мать-ее-звезда.
мне всегда казалось, что лучшее, что я сделаю в жизни, я сделаю между сорока и шестьюдесятью. Так вроде и вышло.
шестьдесят — это просто разновидность пятидесяти, а пятьдесят — почти то же самое, что сорок.
каждый — неважно, сколько ему лет, — где-то внутри ощущает себя 24-летним.
выпадение волос, лысина — это способ Господа напомнить мне, что я человек, а не обезьяна.
я никогда ни о чем не жалею. Очень часто бывает: то, о чем ты сейчас жалеешь, в итоге приводит тебя потом к чему-то великому.
кажется, в моей карьере наступил, наконец, долгожданный момент, когда мне уже не нужно изображать чувака, спасающего мир. До смерти надоело бегать перед камерой с пушкой в руке.
«крепкий орешек» — один из моих самых любимых фильмов, хотя я чересчур много там сквернословлю. Но это потому, что в тот момент я только-только пришел в кино с телевидения, где ругаться было запрещено, и, наконец, почувствовал себя свободным. Когда фильм вышел на экраны, мне позвонила моя тетка и говорит: «Мне понравилась твоя картина, мой мальчик, но зачем же так ты так ругаешься?»
сиквел? Я пришел в этот бизнес задолго до того, как они выдумали это дурацкое слово. Раньше мы просто говорили: «Давай сделаем еще один».
жанр экшен сам себя загнал в угол. Зрители хотят разнообразия, а у нас просто кончились злодеи. Террористы были, гангстеры были, даже пришельцы были. И что теперь? Все перепробовано.
в кино все так просто: надел белую ковбойскую шляпу — и ты герой.
раньше искусство имитировало жизнь. Сегодня жизнь все чаще имитирует искусство.
мне не нравится наш мир. Все в нем устроено через жопу, а ведь могло быть намного разумней.
ты не можешь отменить прошлое. Но ты можешь его не повторять.
я устал отвечать на вопросы о политике. Я просто хочу, чтобы в правительстве было меньше лишних людей. Я хочу, чтобы правительство меньше вмешивалось в жизнь. Я хочу, чтобы они перестали просирать мои и ваши деньги. И я хочу, чтобы все эти гребаные лоббисты выметались из Вашингтона. Но я аполитичен. Так это и запишите. И я не республиканец.
моя страна основана на жестокости. Как только мы прибыли сюда, мы сразу сказали индейцам: «Значит так, чуваки, у нас для вас есть неважная новость, есть новость похуже и есть действительно плохая новость. Неважная новость заключается в том, что мы уже здесь. Новость похуже заключается в том, что мы никуда отсюда не денемся. А действительно плохая новость заключается в том, что мы заберем все ваши земли — каждый гребаный кусочек, который у вас, чуваки, есть, — а взамен дадим вам клочок пустыни размером с почтовую марку. Но как только мы найдем там нефть, мы отберем у вас и эту землю, а вам выделим площадку размером с полмарки где-нибудь в Аризоне и разбросаем по пустыне зараженные оспой одеяла, чтобы вы все передохли к чертовой матери». И если это не жестокость, то что это, черт возьми, такое?
каждый должен иметь право носить оружие. Если забрать оружие у законопослушных граждан, оно останется только у психов.
даже самый закоренелый пацифист будет сражаться за свою жизнь, если кто-то попытается его убить. Когда речь идет о твоей жизни, тебе плевать на убеждения. И если у тебя нет оружия, ты будешь отбиваться камнем или схватишь стул. А может, я просто слишком часто смотрю фильмы, в которых сыграл?
мне не нравится, когда люди говорят: «Что, новое кино с Брюсом Уиллисом? Чувак опять собирается спасать мир?»
сам-то я родом из южного джерси, так что всегда чувствовал много общего с простыми людьми.
так вышло, что живу я в лос-анджелесе, а это самый загазованный город на Земле. Говорят, если твой ребенок растет в Лос-Анджелесе — это все равно как если бы он выкуривал полторы пачки в день. Воздух здесь такой грязный, что об него можно испачкаться.
я впервые задумался о том, что смертен, когда родилась моя первая дочь.
замечали, как совсем маленькие дети иногда буквально подавляют в себе желание заговорить? Это хороший урок для всех нас: ты учишься чему-то только тогда, когда молчишь и слушаешь.
господь — это снег вокруг, почки на деревьях, рождение ребенка. Вот каков мой Господь.
не уверен, что мое мнение хоть чего-то стоит — ведь я актер. Почему вообще актеры считают, что их мнение что-то значит? Вы за последние полгода слышали от актеров хоть что-то толковое?
я подчас не могу вспомнить того, что было на прошлой неделе, так что совершенно бессмысленно спрашивать меня о том, что было год назад.
меня всегда ставил в тупик вопрос о том, каково это — быть мультимиллионером.
я не кричу на каждом углу о том, что я знаменитость и что мы, мол, с женой так богаты. Я подгузники сам меняю. Я говно подтираю за собаками!
деньги развращают, но так уж вышло, что они нужны всем.
в жизни мне нужно столько денег, чтобы я мог зайти куда угодно и позволить себе там пообедать.
люблю черничные пироги. Это очень мужественная еда.
знаете, о чем я жалею? Вчера, вот тут, на столе, на том блюде, лежали груши. Пять или шесть отличных груш. А сегодня их нет.
я счастлив. А вы?
жизнь — это не кино. Дублей не будет.
Каждый раз, когда речь заходит о самураях, первое, что приходит на ум: мастер, искусно владеющий мечом, или ужасный образ обесчещенного воина, совершающего харакири. Но мало кто задумывается над тем, что за всем вышеперечисленным скрывается куда более интересный и глубокий смысл, повествующий о Пути воина. О том, что такое Бусидо, и почему кодекс чести самурая играет столь важную роль в культуре, а также другие интересные факты о безупречных воинах – далее в статье.
Предыстория
В ранний период Хэйан (794 – 1185 гг. н.э.) существовал северный клан под названием Эмиси, который пытался восстать против тогдашнего императора Канму (Канна). Император призвал воинов из других кланов, чтобы помочь подавить восстание. После завоевания всего Хонсю Канна постепенно начал терять власть и престиж, тем не менее, его всё ещё продолжали почитать как религиозную фигуру.
Дворяне объединились политически, в конечном счёте вытеснив имперское правительство бакуфу. Император сохранил церемониальную и религиозную власть, но бакуфу обладал всей истинной политической властью. Они отразили обе попытки монгольского нашествия, и в течение следующих двухсот лет всё шло относительно гладко.
Слева направо: Имагава Ёсимото. Токугава Иэясу.
С 1467 по 1603 год дайме, или феодалы, сражались друг с другом за контроль над нацией при различной торговой поддержке португальцев и голландцев. Токугава Иэясу фактически завершил этот период войны, победив Исиду Мицунари в битве при Сэкигахаре в 1600 году, укрепив контроль Токугавы и установив мир на следующие двести пятьдесят лет. Режим Токугавы полностью отрезал Японию от остального мира, за исключением единственного порта в Нагасаки.
Слева направо: Исида Мицунари — историческая личность и персонаж многочисленных игр. Исида Мицунари.
В 1854 году демонстрация силы коммодором Мэтью Перри в Токийской гавани положила начало Японии на пути модернизации, что означало упразднение касты самураев и феодальной системы в целом, так появился кодекс чести.
Один из наиболее всеобъемлющих способов представления о Бусидо — это японский аналог кодекса чести рыцаря. Слово «рыцарство» происходит от французского «шевалье», означающего «тот, у кого есть лошадь». На протяжении всего существования самураев не существовало единого свода правил, определявших бусидо. На самом деле ни формализованный свод правил, ни само слово не были записаны вплоть до периода Эдо.
Самураи начинали как каста солдат. Таким образом, акцент на поведении поначалу был связан исключительно с доблестью на поле боя и силой оружия. Самураи сосредоточились на верховой стрельбе из лука, и их кодекс поведения назывался «Кюба-но мити», или «Путь лука и скакуна», что в свою очередь подчёркивало мастерство и храбрость.
Слева направо: Самурай в доспехах, 1860-е годы. Слово «Бусидо» на японском языке, высеченное на камне.
Метод ведения войны в периоды Хэйан и Камакура состоял из поединков между одиночными воинами. Они объявляли о своих именах и достижениях, бросая вызов любому достойному противнику на бой. Выживший отрезал голову врага и преподносил её как дар своему генералу. Элемент поклонения предкам также существовал в результате конфуцианской этики, перенесённой из китайской культуры эпохи Тан, но он был менее выражен в первые дни самураев.
* Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.
По мере того, как шло время, и каста приобретала всё больше власти и престижа, кодекс трансформировался. Вместо того, чтобы говорить об индивидуальной доблести, акцент сместился на долг перед дайме. Ожидалось, что воины будут ставить интересы своих феодалов превыше всего остального, даже своей собственной жизни. Обычай индивидуальных вызовов уменьшился. Отчасти причиной этого изменения были попытки монгольских вторжений.
Боевое мастерство всё ещё было важно, но оно постепенно начало уступать место более обобщённым моральным принципам, особенно в период Эдо, когда царил всеобщий мир и самураи были скорее бюрократами, чем воинами. Одна вещь, которая отличала версию периода Эдо от более ранних версий этого кодекса, заключалась в акценте на духовность, самосовершенствование и обучение. В знаменитой «Книге пяти колец» Миямото Мусаси, один из советов, которые он даёт, состоит в том, чтобы «знать пути всех профессий».
После двухсот пятидесяти лет мира правление самураев закончилось реформами Мэйдзи. Многие бывшие самураи обратили свои интересы к бизнесу и промышленности. Это было похоже на кодекс периода Эдо. Одним из популярных высказываний самураев было «перо и меч, как одно целое». Другими словами, от самураев ожидалось, что они будут учёными в такой же степени, как и солдатами, если не в большей, и будут заниматься искусством.
Главные правила кодекса
А теперь перейдём непосредственно к кодексу Бусидо в период Эдо, и рассмотрим главные правила «Пути воина»:
1. Милосердие (Цзинь)
Как воины, самураи обладали властью над жизнью и смертью. От них ожидалось, что они будут пользоваться этой властью осмотрительно. Другими словами, они должны были убивать только исходя из необходимости.
Кодекс бусидо требовал, чтобы самураи были абсолютно правдивы в словах и поступках. Если были даны обещания, они должны были выполнять их быстро и в точности.
3. Лояльность (Chuugi)
Как уже упоминалось, ставить интересы дайме выше своих собственных было отличительной чертой этого кодекса поведения. Известно, что некоторые самураи, вместо того чтобы стать ронинами, совершали сеппуку после смерти дайме, которому они поклялись служить.
4. Репутация (Мэйо)
Всё, что самурай говорил или делал — влияло на его репутацию и, следовательно, на репутацию его дайме. Он должен был быть не только добродетельным и надёжным слугой, а и тщательно следить за своей внешностью, включая уход за мечом, даже если оружие никогда не должно было быть обнажено.
5. Мужество (Ю)
Путь Воина требовал непоколебимого мужества, не только при столкновении с врагом на поле боя, но и в убеждении действовать правильно в повседневных взаимодействиях и принимать трудные решения.
6. Уважение (Rei)
Уважение к другим в любых ситуациях, даже если они были ниже на социальной лестнице, было одним из наиболее далеко идущих аспектов Пути воина. Одним из определяющих аспектов современной японской культуры является акцент на уважительном взаимодействии.
Мифы
Стоит также обратить внимание на некоторые мифы, которыми обросли самураи, а также на их опровержение.
1. Миф: Самураи верили, что меч — единственное достойное оружие, которым можно сражаться.
Реальность: Самураи, по крайней мере в период Сэнгоку и ранее, не испытывали угрызений совести при использовании различного оружия, вплоть до огнестрельного. Эта идея проистекает из картин и писаний периода Эдо, когда самураи носили катану скорее, как знак власти, чем как оружие.
2. Миф: Бусидо призывало самураев никогда не отступать от битвы, даже если шансы были безнадёжными.Реальность: Одним из произведений, которые изучали и которым подражали самураи, было «Искусство войны» Сунь-цзы. В этой книге одна из стратегий, предложенных древним китайским стратегом, заключалась в отступлении, если в битве нельзя было победить.
Слева направо: Гравюра самурай 5, Утагава Куниёси. Самурай, Утагава Тоёкуни.
3. Миф: Самураи больше всего на свете хотели умереть с честью.Реальность: Ни один хорошо приспособленный человек не хочет умирать до такой степени, чтобы активно стремиться к этому. Вместо этого это было отношение, известное как «поиск причины умереть». Это было больше похоже на определение причины, ради которой человек был готов рискнуть своей жизнью. Служение своему господу было конечной целью. Смерть на этой службе считалась почётной, но только в том случае, если это способствовало достижению целей дайме. Идея поиска смерти исходит из неправильного понимания Хагакурэ (это трактат о бусидо — кодексе чести самурая. Он провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «жить так, как будто ты уже мёртв».). Самурай восемнадцатого века Ямамото Цунэтомо призывал читателей ежедневно медитировать и думать обо всех способах встретить смерть.
Заключение
Самураи, гравюры Утагава Куниёси.
Несмотря на все плюсы бусидо, у него есть тёмная оборотная сторона. Тема смерти пронизывает многие её аспекты, приводя к обычаям, которые большинство современных людей сегодня сочло бы морально предосудительными. Обычай сеппуку, или ритуального самоубийства путём вспарывания живота и последующего обезглавливания, широко освещается в книгах о самураях. Стоит ли говорить о том, что это был ужасный способ умереть. Ожидалось, что самурай, совершивший это деяние, сохранит самообладание на протяжении всего испытания. Только когда агония становилась слишком сильной, второй, кайсяку, обрывал его мучения, а вместе с ними и жизнь.
Серия гравюр с изображением самураев, предположительно кисти Утагавы Куниёси.
Существовали и другие жуткие обычаи: ритуал Kiri-sute gomen, или «убийство и извинение». Если самурай чувствовал, что кто-то более низкого статуса не оказывает ему должного уважения, он мог убить его на месте. Тем не менее, после совершения ритуала от самурая ожидали объяснения причины, а также же требовалось наличие свидетеля/свидетелей.
Если причина была недостаточно весомой, как и свидетельские показания, то самураю могли приказать совершить сеппуку. В современных глазах неизбирательное убийство не только морально предосудительно, но и явно нарушает добродетель Цзинь, как обсуждалось выше. С более прагматичной точки зрения убивать людей, ответственных за обработку земли, было бы опрометчиво.
Слева направо: Сегун Токугава Иэясу, Утагава Ёситора, 1873 год. Одна из гравюр Утагавы Куниёси, 1848 год.
Другая такая практика, цудзигири (буквально убийство на перекрёстке), включала проверку острия своего меча на беззащитном случайном прохожем, зачастую в ночное время. Обычно это не одобрялось, но многие самураи всё равно совершали эту практику. Самураи также вступали в поединки, чтобы продемонстрировать превосходство своих приёмов владения мечом, откуда и происходит термин цудзигири.
Расцвет бусидо как моральной системы пришёлся на Вторую мировую войну. К тому моменту это превратилось в веру в превосходство Японии, абсолютное подчинение воле императора, идею отсутствия отступления на поле боя и крайнее презрение к тем, кто сдался и стал пленником. Как бы прискорбно это не звучало, но истинный «Путь воина» был жесток и местами не всегда справедлив. Тем не менее, в глазах самураев бусидо был бесценным идейным источником вдохновения, которому многие следовали без оглядки, считая, что поступают правильно.
Правила жизни успешных людей
МОЕ УТРО — ЭТО ШПИНАТ И ЯЙЦА, но в первую очередь — яйца.
Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРОСТО НЕ УЖИВУСЬ САМ С СОБОЙ, если начну пользоваться твиттером. Я даже сказал себе: с твиттера начинается безумие.
НАВЕРНОЕ, В МИРЕ ОСТАЛОСЬ ВСЕГО ДВЕ ИЛИ ТРИ СТРАНЫ, куда бы я мог приехать и остаться неузнанным. Вот такой я теперь знаменитый. Сраная супер-мать-ее-звезда.
ШЕСТЬДЕСЯТ — это просто разновидность пятидесяти, а пятьдесят — почти то же самое, что сорок.
КАЖДЫЙ — НЕВАЖНО, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ, — где-то внутри ощущает себя 24-летним.
ВЫПАДЕНИЕ ВОЛОС, ЛЫСИНА — это способ Господа напомнить мне, что я человек, а не обезьяна.
Я НИКОГДА НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ. Очень часто бывает: то, о чем ты сейчас жалеешь, в итоге приводит тебя потом к чему-то великому.
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» — один из моих самых любимых фильмов, хотя я чересчур много там сквернословлю. Но это потому, что в тот момент я только-только пришел в кино с телевидения, где ругаться было запрещено, и, наконец, почувствовал себя свободным. Когда фильм вышел на экраны, мне позвонила моя тетка и говорит: «Мне понравилась твоя картина, мой мальчик, но зачем же так ты так ругаешься?»
ЖАНР ЭКШЕН САМ СЕБЯ ЗАГНАЛ В УГОЛ. Зрители хотят разнообразия, а у нас просто кончились злодеи. Террористы были, гангстеры были, даже пришельцы были. И что теперь? Все перепробовано.
В КИНО ВСЕ ТАК ПРОСТО: надел белую ковбойскую шляпу — и ты герой.
В детстве я заикался. Причем сильно — едва фразу мог договорить. А если вы заика, вам всегда не по себе, всегда что-то подсознательно мешает. Люди с вами чувствуют себя неловко, потому что хотят помочь вам справиться с предложением, а вы от этого запинаетесь еще больше — словом, порочный круг. Родители помогли мне просто тем, что как бы не замечали моего недостатка. В таких случаях сострадание и любовь — лучшие лекарства.
Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь. Я думал: ладно, я заика. Зато я могу вас рассмешить, так что вы об этом забудете. Этакий фокус. И я всегда старался развеселить приятелей, откалывал номера, чтобы посмешить сверстников, хотя это вряд ли казалось таким уж забавным нашим учителям.
Я не хотел считать себя неполноценным и попросился на роль в школьном спектакле. Классе в восьмом. Вышел на сцену — и случилось чудо: я перестал заикаться! А после конца спектакля начал снова. Стоило мне притвориться кем-то другим, не собой, как мой дефект пропадал. Из-за этого мне все больше и больше нравилось играть на сцене. Я сражался с заиканием целые годы и наконец победил. Поступая в колледж, я уже знал, что хочу быть актером.
Когда мне было чуть больше двадцати, по нелепой случайности погибли несколько моих друзей. Примерно тогда же брата на шоссе сбила машина. Он отлетел метров на двадцать, а потом полгода лежал в больнице. Вскоре у сестры определили тяжелую форму лимфоматоза. Сейчас у нее полная ремиссия, но был короткий период, когда мы думали, что она вот-вот умрет. Так что я почти всегда ощущал, как хрупка жизнь. Говорят, боль — привилегия живых: когда умираешь, страдания прекращаются. Я в это верю. Когда думаешь о смерти, своей или чьей-то еще, чувствуешь, что умом этого не понять.
Лет до тридцати я прожил в Нью-Йорке — наверное, это была самая сумасшедшая пора в моей жизни. До сих пор улыбаюсь, как вспомню. Обязанность была только одна: успеть вовремя в театр. Никаких забот. В двадцать пять можно транжирить нервные клетки миллионами.
Потом я стал телезвездой, потом кинозвездой. Взмыл вверх на волне славы и тогда понял, в чем минус такой удачи. Это потеря анонимности. ТВ-шоу, фильмы, интервью в журналах и на телевидении, сплетни — все вместе создает голограмму, которую люди принимают за тебя. Но это иллюзия. Такая же, как иллюзии религии и власти. Было время, когда я страшно злился и протестовал. Теперь стал намного спокойнее. И все же — вы уж меня извините — я не буду ничего говорить о своей личной жизни. У меня осталось так мало личного, что я не хотел бы им делиться.
Я знаю, что такое быть знаменитым, и благодаря этому хорошо понимаю, что такое настоящая дружба. Большинство моих друзей знали меня еще тогда, когда я был гораздо беднее. И все они до единого помогают мне не относиться к теперешнему положению слишком серьезно.
Прежде я не отделял жизнь от работы. Но когда меня закидали камнями после «Гудзонского ястреба», я научился отделять одно от другого. Теперь на работе веду себя как любой другой человек: просто стараюсь делать все, на что способен.
Когда я был мальчишкой, сорокапятилетние казались мне стариками. Сейчас я не чувствую груза лет, но вижу морщины у себя на лице. Слишком много смеялся! В душе-то я еще молодой, лет на двадцать пять. Но пить бросил. Когда у тебя свои дети, нехорошо напиваться. Я хочу прожить подольше ради своих детей. Хочу еще с их детьми побегать.
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ НАШ МИР. Все в нем устроено через жопу, а ведь могло быть намного разумней.
ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ОТМЕНИТЬ ПРОШЛОЕ. Но ты можешь его не повторять.
Я УСТАЛ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ О ПОЛИТИКЕ. Я просто хочу, чтобы в правительстве было меньше лишних людей. Я хочу, чтобы правительство меньше вмешивалось в жизнь. Я хочу, чтобы они перестали просирать мои и ваши деньги. И я хочу, чтобы все эти гребаные лоббисты выметались из Вашингтона. Но я аполитичен. Так это и запишите. И я не республиканец.
МОЯ СТРАНА ОСНОВАНА НА ЖЕСТОКОСТИ. Как только мы прибыли сюда, мы сразу сказали индейцам: «Значит так, чуваки, у нас для вас есть неважная новость, есть новость похуже и есть действительно плохая новость. Неважная новость заключается в том, что мы уже здесь. Новость похуже заключается в том, что мы никуда отсюда не денемся. А действительно плохая новость заключается в том, что мы заберем все ваши земли — каждый гребаный кусочек, который у вас, чуваки, есть, — а взамен дадим вам клочок пустыни размером с почтовую марку. Но как только мы найдем там нефть, мы отберем у вас и эту землю, а вам выделим площадку размером с полмарки где-нибудь в Аризоне и разбросаем по пустыне зараженные оспой одеяла, чтобы вы все передохли к чертовой матери». И если это не жестокость, то что это, черт возьми, такое?
ДАЖЕ САМЫЙ ЗАКОРЕНЕЛЫЙ ПАЦИФИСТ БУДЕТ СРАЖАТЬСЯ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, если кто-то попытается его убить. Когда речь идет о твоей жизни, тебе плевать на убеждения. И если у тебя нет оружия, ты будешь отбиваться камнем или схватишь стул. А может, я просто слишком часто смотрю фильмы, в которых сыграл?
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА ЛЮДИ ГОВОРЯТ: «Что, новое кино с Брюсом Уиллисом? Чувак опять собирается спасать мир?»
САМ-ТО Я РОДОМ ИЗ ЮЖНОГО ДЖЕРСИ, так что всегда чувствовал много общего с простыми людьми.
ТАК ВЫШЛО, ЧТО ЖИВУ Я В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ, а это самый загазованный город на Земле. Говорят, если твой ребенок растет в Лос-Анджелесе — это все равно как если бы он выкуривал полторы пачки в день. Воздух здесь такой грязный, что об него можно испачкаться.
Я ВПЕРВЫЕ ЗАДУМАЛСЯ О ТОМ, что смертен, когда родилась моя первая дочь.
ГОСПОДЬ — ЭТО СНЕГ ВОКРУГ, почки на деревьях, рождение ребенка. Вот каков мой Господь.
НЕ УВЕРЕН, ЧТО МОЕ МНЕНИЕ ХОТЬ ЧЕГО-ТО СТОИТ — ведь я актер. Почему вообще актеры считают, что их мнение что-то значит? Вы за последние полгода слышали от актеров хоть что-то толковое?
Я ПОДЧАС НЕ МОГУ ВСПОМНИТЬ того, что было на прошлой неделе, так что совершенно бессмысленно спрашивать меня о том, что было год назад.
МЕНЯ ВСЕГДА СТАВИЛ В ТУПИК ВОПРОС О ТОМ, каково это — быть мультимиллионером.
Я НЕ КРИЧУ НА КАЖДОМ УГЛУ о том, что я знаменитость и что мы, мол, с женой так богаты. Я подгузники сам меняю. Я говно подтираю за собаками!
В ЖИЗНИ МНЕ НУЖНО СТОЛЬКО ДЕНЕГ, чтобы я мог зайти куда угодно и позволить себе там пообедать.
ЗНАЕТЕ, О ЧЕМ Я ЖАЛЕЮ? Вчера, вот тут, на столе, на том блюде, лежали груши. Пять или шесть отличных груш. А сегодня их нет.
Я СЧАСТЛИВ. А вы?
ЖИЗНЬ — ЭТО НЕ КИНО. Дублей не будет.