В Норвегии археологи обнаружили на дне озера Мьеса недалеко от Осло обломки затонувшего средневекового корабля. Интересно, что открытие было совершено случайно, так как группа подводных исследователей искала не корабль, а неразорвавшиеся боеприпасы времен Второй мировой войны.
Как сообщает Live Science, обнаруженное место кораблекрушения теперь может стать одним из старейших в своем роде, найденных на территории Норвегии. Исследователи использовали автономный подводный аппарат, способный в режиме реального времени передавать изображения с сонаров.
Исследователи искали возможные мины и бомбы, лежащие на дне озера Мьеса со времен Второй мировой войны. Кроме того, считается, что боеприпасы сбрасывали туда и после войны. На одном из изображений исследователи заметили объект, напоминающий характерную форму корпуса деревянного судна. После этого было проведено более детальное акустическое обследование этого участка дна.
По оценкам экспертов, сохранившаяся длина затонувшего деревянного корабля составляет около десяти метров. Он лежит на глубине около 410 метров. Добавим, что само озеро Мьеса расположено примерно в 100 километрах к северу от норвежской столицы.
Сонарные снимки позволили археологам изучить конструкцию корабля. Анализ показал, что такое судно могло быть построено около 700 лет назад, то есть по окончании эпохи викингов. Дело в том, что затонувшее судно заметно отличается от кораблей викингов, которые хорошо известны и изучены.
«У нас есть только акустические изображения места кораблекрушения, — отмечает Ойвинд Одегард, морской археолог из Норвежского университета науки и технологий (NTNU). — Но из полученных данных следует, что на дне имеется то, что возможно, могло быть кормой — элементом, которого не было до 1300-х годов». А корабли викингов были практически одинаковыми с обеих сторон, у них не было характерных носа и кормы. Археологи планируют возобновить исследование, когда позволят погодные условия.
В Египте подводные археологи из совместной египетско-французской миссии обнаружили на дне Средиземного моря остатки древнего корабля, затонувшего в порту ушедшего под воду города Гераклиона.
Как сообщает Reuters, дайверы обследовали руины подводного города Гераклиона, который также известен под названием Тонис. В древности он располагался недалеко от знаменитой Александрии.
Этот город был открыт в 2001 году в заливе Абу-Кир. Считается, что он был разрушен многочисленными землетрясениями и ушел под воду еще в древности вместе с обширной территорией дельты Нила.
Совместная египетско-французская археологическая миссия в рамках нового исследования обнаружила в его руинах остатки военного судна. Установлено, что оно затонуло во втором веке до нашей эры. Именно тогда землетрясение разрушило знаменитый храм Амона, рядом с которым, вероятно, и был пришвартован этот корабль.
Предварительное исследование показало, что это было 25-метровое плоскодонного весельное судно, оснащенное большим парусом. Оно построено в характерном для Древней Греции стиле, но обладает и элементами древнеегипетской постройки. Эта же миссия обнаружила в другой части затопленного города остатки крупного древнегреческого погребального комплекса. Он датирован началом четвертого века до нашей эры.
«Это открытие прекрасно иллюстрирует присутствие греческих купцов, которые жили в этом городе, — говорится в сообщении Министерства по делам древностей Египта. — Грекам было разрешено селиться здесь во времена поздних династий фараонов. Они построили свои собственные святилища недалеко от огромного храма Амона. Эти здания были разрушены одновременно, а их остатки перемешались с руинами египетского храма».
Добавим, что Гераклион когда-то был крупнейшим портом Египта на Средиземном море. Это были своего рода ворота в Египте, которые контролировали вход в устье западного рукава Нила. Гераклион доминировал в этом районе на протяжении многих веков. Ситуация изменилась лишь после основания Александрии — города, заложенного Александром Великим в 331 году до нашей эры недалеко от Гераклиона.
Многочисленные находки археологов нередко удивляют весь мир. Особо невероятными сокровищами становятся вещи, обнаруженные дайверами на морском дне. Поскольку там отсутствует кислород, даже самые древние ценности прекрасно сохраняются. Международная команда ученых в ходе проекта по глубоководному исследованию дна Черного моря наткнулась на глубине почти 2000 м на очень особенный корабль. Данное судно оказалось самым древним затонувшим кораблем из всех найденных человеком до настоящего времени. Научные работники оценили его возраст в 2400 лет, а углеродный анализ установил дату: 500 год до нашей эры!
Судно находится на дне у побережья Болгарии и пребывает в отличном состоянии. Специалисты сразу заметили сходство внешнего строения корабля и рисунка с античной вазы. В настоящее время данный сосуд хранится в Британском музее, датируется он 480 годом до нашей эры. Многие специалисты и историки были крайне удивлены совпадением очертаний корабля и рисунка. В настоящее время они точно уверены, что на древнем сосуде был изображен реальный корабль.
На затонувшем судне сохранились 23-метровый корпус, мачта и руль. Целыми оказались и скамейки для гребцов. Удивительно, но ученые посредством управляемого аппарата смогли увидеть куски каната, которые были брошены людьми во время спасения от шторма. На данный момент поднятие корабля со дна моря не запланировано. При соприкосновении с кислородом древние материалы могут быстро разрушиться.
С помощью глубоководного аппарата исследователи также сделали снимки судна и взяли различные пробы на анализ. Найденное у болгарского побережья судно было одним из тех, что плавали в древности между островами Греции и средиземноморскими колониями. Благодаря этому огромному подводному артефакту у науки есть возможность больше узнать о технологиях, торговле и способах передвижениях людей в те времена.
К слову, проект по изучению дна Черного моря включил в себя большое количество исследований, которые проводились учеными в течение трех лет. В результате было найдено немало уникальных мест и предметов, в их числе различные поселения бронзового века, корабли Византийской и Османской империй, а также средневековой Италии. Члены экспедиции остались в большом восторге от данного проекта. Пребывание под водой возле исторических ценностей буквально вернуло их в прошлое.
Автор видео расскажет все подробности необычной находки в Черном море. Кстати, здесь мы рассказывали, как дайверы нашли дверь на дне моря и решили посмотреть, что скрывается внутри.
Узнайте также о мужчине, который обнаружил целый подземный город за стеной собственного дома.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy
Охота за сокровищами на затонувших кораблях может казаться кому-то сюжетом из приключенческой книги или же детской игрой. Однако на дне моря действительно много кораблей, которые потерпели крушение, а следовательно, всегда найдутся те, кто захочет посмотреть, что там внутри. Более того, современные технологии позволяют опускаться на большие глубины и искать сокровища в самых плохо доступных местах.
Ниже мы расскажем о самых известных затонувших кораблях древности, которые были обнаружены искателями сокровищ.
Этот древний корабль, затонувший в начале I века до н. э. у греческого острова Андикитира, был обнаружен греческой экспедицией в 1900 году. К 1902 году, кроме многочисленных небольших предметов, были подняты статуи «головы философа», мальчика, метателя диска, «Антикитерского эфеба», Геракла, мраморного быка и бронзовая лира.
Наиболее известная находка была сделана 17 мая 1902 года, когда археолог Валериос Стаис нашел антикитерский механизм. Этот механизм долгое время считали древними механическими часами, однако сейчас распространено мнение, что это некое подобие аналогового компьютера.
Nuestra Señora de Atocha
Этот испанский корабль затонул 6 сентября 1622 года у побережья Флориды в результате шторма. Судно перевозило в Испанию значительные ценности, в том числе золотые и серебряные слитки, серебряные монеты общим весом более 40 тонн, а также табак, медь, оружие и драгоценности. Точное место крушения галеона было обнаружено после многолетних поисков 20 июля 1985 года искателем сокровищ Мелом Фишером. Со дна были подняты ценности на общую сумму $450 миллионов.
Queen Anne’s Revenge
Корабль под названием «Месть королевы Анны» был построен в 1710 году под названием «Конкорд». В 1713 году корабль был продан Испании, а затем перешел в собственность Франции. В 1717 году легендарный пират по кличке Черная Борода захватил корабль и оснастил ее дополнительными пушками, именно он переименовал судно в «Месть королевы Анны». В июне 1718 года корабль сел на мель у побережья Северной Каролины.
В апреле 2012 года появились сообщения, что американские археологи обнаружили затонувшую «Месть королевы Анны» и ведут работы по её подъему со дна. Более 30 пушек и 250 тысяч артефактов были подняты с затонувшего корабля.
«Уида»
Корабль «Уида» принадлежал известному пирату Черному Сэму Беллами. Корабль был спущен на воду в 1715 году в Лондоне. Использовался для перевозки рабов из Африки. На судне были одни из самых огромных сокровищ за всю историю пиратства (в современном эквиваленте это $6-8 миллионов). «Уида» могла вместить до 4,5 тонны сокровищ. Судно попало в шторм и разбилось о рифы. Погибло множество людей. Корабль Беллами был первым найденным в 1982 году пиратским кораблем. На борту затонувшего корабля было найдено множество ценных артефактов, монет и сокровищ.
La Belle
В 1684 году французское судно La Belle, вместе с тремя другими судами, принадлежавшими компании La Salle, отправились по реке Миссисипи с 300 поселенцами на борту в надежде колонизировать местность. Корабль затонул во время шторма, а обнаружен был в 1995 году морскими археологами.
Корпус судна был восстановлен, причем на борту были обнаружены редкие и очень ценные артефакты, включая инструменты, товары для продажи, оружие, личные вещи.
Vasa
Это шведское боевое судно было спущено на воду в 1628 году. В свое время это был самый крупный корабль шведского флота. Однако из-за конструкторских ошибок судно перевернулось и затонуло. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.
Mary Rose
«Мэри Роуз» — флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII. Судно было спущено на воду в Портсмуте в 1510 году.
В 1545 году в сражении с французами перегруженное артиллерией судно начало крениться и заполняться водой. Корабль затонул вместе с большей частью экипажа, включая капитана корабля. Лишь 35 членам экипажа удалось спастись. В последующие 20 лет предпринимались несколько попыток поднять корабль.
К 1982 году со дна удалось поднять большую часть затонувших артефактов и корабельных останков.
«Бату-Хитам»
Этот арабский торговый корабль затонул у берегов современной Индонезии более 1200 лет назад. В обломках корабля морские археологи обнаружили один из самых значительных кладов, найденных в современной истории.
В опасном проливе между островами Суматра и Борнео затонуло множество кораблей, которые волновали кладоискателей на протяжении истории.
В 1998 году был обнаружен арабский торговый корабль, на котором нашли очень ценные артефакты — 63 тысячи предметов из золота, серебра и керамики.
Все артефакты были изготовлены в период правления династии Тан, которая стояла у власти в Китае с VII по X века. В числе предметов с арабского корабля был, например, самый большой золотой кубок того времени.
Затонувший корабль XII века у берегов Кореи
В 2007 году южнокорейские археологи заявили о том, что нашли затонувшее судно XII века, на борту которого была целая коллекция прекрасно сохранившегося корейского фарфора. Помимо этого, в коллекции оказались более 2 500 артефактов – чашки, тарелки, кубки. Общая стоимость клада не сообщается, однако очевидно, что найденные артефакты обладают высокой ценностью.
Gribshunden
Gribshunden – датский средневековый корабль, который был обнаружен еще в 1970-е годы, однако работы по исследованию корабля начались лишь в 2015 году. Корабль затонул у побережья Швеции в 1495 году. На его борту нашли много интересных и ценных артефактов, включая оружие, личные предметы, одежду.
23 октября 2018, 21:10
Наука
В Черном море нашли древнейший корабль
На дне Черного моря найден древнейший затонувший корабль, он пролежал на дне более 2400 лет. Судно прекрасно сохранилось, его внешний вид совпадает с рисунками античной греческой керамики. Кораблю удалось сохраниться благодаря отсутствию кислорода в Черном море на глубине более 150 м. Поднимать его на поверхность не планируется.
В мертвой зоне Черного моря обнаружили неповрежденный корабль, который пролежал на дне более 2400 лет, передает Sky News.
Древнегреческий торговый корабль длиной 23 метра был найден в 80 км от берегов Болгарии с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата.
Небольшой фрагмент находки был отправлен для анализа в университет Саутгемптона. Согласно результатам исследования, это древнейший из известных на данный момент затонувших кораблей.
У судна сохранились мачты, руль и даже скамейки для гребцов, он считается древнейшим неповрежденным кораблем 500 года до нашей эры. Ранее удавалось находить только обломки кораблей этой эпохи.
Исследователи сообщили, что внешний вид обнаруженного корабля совпадает с рисунками античной греческой керамики — например, Вазой сирен (480-470 гг. до н.э.), которая хранится в Британском музее. На ней изображено похожее судно, на борту которого находится Одиссей, а у мачт вьются сирены.
«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил ведущий исследователь профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс. Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.
«Корабль, сохранившийся в неповрежденном виде со времен классической эпохи и лежащий на глубине более двух километров, — это то, во что я бы никогда не поверил, — признался Адамс. —
Это изменит наше понимание судостроения и мореплавания в древнем мире».
Отмечается, что материал корабля смог сохраниться в отличном состоянии, так как в водах Черного моря на глубине более 200 метров отсутствует кислород. В других морях в подобном виде корабль бы не сохранился. «До нас дошло лишь очень небольшое количество обломков кораблей той эпохи», — констатировал Адамс.
По словам исследователей, они намерены оставить корабль там, где его нашли.
Судно было обнаружено в рамках трехлетней миссии подводных археологов и геодезистов, исследующих дно Черного моря. На настоящий момент команда ученых нашла уже более 60 мест кораблекрушений. Возраст затонувших кораблей охватывает классический период, эпоху Древнего Рима и XVII век, когда казаки совершали морские рейды против Османской империи.
Предположительно, судно затонуло во время шторма. На нем могло находиться 15-25 человек, чьи останки, возможно, находятся где-то поблизости. Однако не исключено, что их уничтожили бактерии.
В 2016 году международная команда ученых в ходе исследований в Черном море обнаружила кладбище древних кораблей. Исследовательский проект Maritime Archaeology Project был направлен на проведение геофизических исследований, однако в ходе изучения ученые по случайности натолкнулись на затонувшие суда.
Более 40 кораблей Османской и Византийской империй отлично сохранились из-за недостатка кислорода в Черном море на глубине.
«Использование новейших 3D-технологий помогло запечатлеть удивительные изображения, не нарушая морского дна», — сообщили ученые.
Экспедиция прошла на глубине в 1,8 тыс. м с использованием новейших аппаратов подводной съемки и сканирования.
А до этого международная группа археологов, в которую входили специалисты из Греции и США, обнаружила в районе архипелага Фурни 23 корабля, затонувших в период с 1000 лет до нашей эры до XIX века. Исследование The Fourni Underwater Survey, цель которого состояла в поиске затонувших в периоды Античности, Средневековья и позднее кораблей, проводилось в июне — июле 2016 года и охватывало территории 13 островов архипелага.
Работы включали погружение вдоль прибрежной линии на глубину до 65 метров. Так, например, ученым удалось обнаружить корабль с амфорами, датируемый 525–480 годами до нашей эры. По словам исследователей, обнаруженные корабли доказывают, что через архипелаг Фурни проходил важный торговый путь, соединявший Черное и Эгейское моря с Кипром и Египтом.
А совсем недавно, в августе 2018 года, у берегов Севастополя был обнаружен сохранившийся корпус деревянного корабля древнеримской эпохи.
Как рассказал руководитель экспедиции «Нептун» Роман Дунаев, корпус корабля был найден на глубине порядка 90 метров в районе Балаклавы.
По его словам, примерный возраст корабля можно определить по сохранившемуся якорю.
На дне Черного моря найден самый древний корабль
Древний корабль нашли археологи на дне Черного моря. Предположительно, древнегреческое судно оказалось на глубине чуть более мили. Здесь мало кислорода, поэтому судно неплохо сохранилось. На нем уцелели рули, мачта и скамьи для гребцов.
Корабль длиной в 23 метра похож на те суда, которые изображались на древнегреческих сосудах, сообщает «Интерфакс». Вероятнее всего это пентеконтор. Возраст находки оценивается в 2400 лет, что делает затопленное судно древнейшим из известных затонувших кораблей.
Небольшие фрагменты находки отправлены для анализа в Саутгемптонский университет. Команда исследователей планирует оставить судно на том же месте морского дна у берегов Болгарии, где оно было обнаружило.
За три года международная группа ученых по исследованию изменения уровня моря в доисторический период в Черном море сделала более шести десятков находок. Двухчасовой фильм о своей работе археологи покажут в Британском музее.
«Террор» нашли во льдах
Легендарный корабль HMS Terror, входивший в экспедицию британского полярника Джона Франклина и затонувший 168 лет назад в Северном Ледовитом океане, был обнаружен специалистами Arctic Research Foundation. С помощью небольшой дистанционно управляемой субмарины моряки смогли проникнуть внутрь судна и пришли к выводу, что оно сохранилось практически нетронутым. Находка позволила выдвинуть новую теорию, согласно которой моряки «Террора» преднамеренно оставили корабль и перебрались на другое судно — «Эребус», на котором в конце концов встретили свою трагическую судьбу.
«Мы успешно проникли в кают-компанию, сумели побывать в нескольких каютах, нашли продуктовый склад с тарелками и одной банкой консервов на полке. Мы заметили две бутылки вина, столы и пустые полки. Обнаружили стол с выдвинутыми ящиками с содержимым», — сообщил The Guardian Адриан Шимновски, представитель Арктического научно-исследовательского фонда, один из руководителей организации с борта исследовательского корабля Martin Bergmann.
Проникнуть внутрь судна исследователям удалось в минувшее воскресенье, однако фрагменты корабля были обнаружены чуть раньше — 3 сентября, недалеко от острова Бичи в бухте Нунавут благодаря наводке участвовавшего в экспедиции инуита. При этом корабль был найден в 96 километрах южнее от того места, где, по мнению ученых, судно было затерто льдами (между островами Кинг-Вильям и Виктория).
По словам Шимновского, корабль сохранился в отличном состоянии на глубине 24 метров: «Если поднять его и откачать воду, он все еще мог бы плавать». Все три мачты корабля сломаны, но по-прежнему стоят. Люки корабля оказались закрытыми, а все снасти укомплектованы. Кроме того, уцелела металлическая обшивка судна, которая должна была выдерживать давление арктических льдов. Изначально моряки считали, что корабль лежит на правом борту под углом 45 градусов, но после третьего погружения обнаружили, что он лежит ровно на дне моря.
«Это говорит о том, что корабль ушел под воду плавно», — уточнил Шимновски.
Джим Балзилли, канадский бизнесмен и учредитель Arctic Research Foundation, уверен: данная находка является исторической. «Учитывая расположение обломков и состояние затонувшего судна, можно практически с уверенностью говорить, что HMS Terror был оперативно задраен выжившими членами экипажа, которые затем перебрались на HMS Erebus и отправились на юг, где их в конце концов постигла трагическая судьба», — считает Балзилли. Корабль «Эребус», на котором, предположительно, находился сам Джон Франклин, был обнаружен в сентябре 2014 года. Останки судна были обнаружены на дне на глубине 11 метров, вблизи острова Кинг-Вильям.
Экспедиция Джона Франклина (1845–1847), состоявшая из двух кораблей — «Эребус» и «Террор», должна была пересечь северо-западный проход Арктики из Атлантического в Тихий океан. На тот момент проход уже был картографирован с востока и с запада, но не покорен человеком. Франклин и его экипаж — 129 моряков — отплыли из Британии в мае 1845 года. В августе корабли видели в последний раз в водах Баффинова залива.
Восстановить картину произошедшего отчасти помогли спасательные экспедиции, которые направлялись в предполагаемое место крушения в течение последовавших 11 лет. Моряки пришли к выводу, что оба корабля были затерты льдами и брошены своими экипажами. Все 129 человек погибли, пытаясь добраться по суше до канадского Форт-Резольюшен.
Поскольку консервы участников экспедиции оказались испорченными, некоторые из них дошли до каннибализма — это подтверждают слова местных эскимосов, а также разрезы на костях скелетов, найденных на острове Кинг-Вильям в конце XX века.
В XXI веке главным инициатором поисков затонувших кораблей стал бывший министр Канады Стивен Харпер. Канадские экспедиции в Арктику стали частью более широкого плана по защите суверенитета Канады в арктическом секторе и исследованию энергетических ресурсов — в том числе огромных запасов нефти и природного газа. Миссия проводилась под руководством Парков Канады — правительственного учреждения, которому поручено защищать и представлять в национальном масштабе примеры Канады по природному и культурному наследию.
Теперь Парки Канады должны подтвердить аутентичность обломков «Террора», посетив место крушения или изучив снимки.
Huge piece of the Franklin Expedition puzzle possibly found at last. Amazing news. #HMSTerror https://t.co/xZn5ne5VBQ
В Ираке археологи успешно провели операцию по спасению и сохранению удивительного артефакта — легкого судна возрастом 4000 лет, которое было обнаружено в окрестностях древней шумерской столицы.
Как сообщает The History Blog, уникальное 4000-летнее плавательное средство было обнаружено международной группой археологов недалеко от древнего города Урук на юге Ирака. Команда провела специальную спасательную операцию, так как уникальному артефакту грозило полное уничтожение.
Впервые это древнее судно было замечено еще в 2018 году. Его нашли археологи, проводившие раскопки древних оросительных каналов в археологической буферной зоне вокруг Урука. В результате были обнаружены не только многочисленные каналы, но и остатки поселений, которые располагались вблизи этой древней столицы шумеров. Кстати, население данного города достигало 80 тысяч человек, что делало его крупнейшим мегаполисом своего времени.
Что касается корабля, то он, скорее, представлял собой очень крупную лодку. К сожалению, ее борта подверглись мощной эрозии. Поэтому с момента обнаружения археологи лишь внимательно следили за состоянием артефакта, не решаясь проводить раскопки. И только в марте 2022 года началась спасательная операция.
Судя по описанию, лодка сохранилась практически полностью, но она является довольно хрупкой, так как изготовлена из органического материала. По мнению экспертов, в качестве строительного материала использовались тростник и пальмовые листья, а поверхность была покрыта битумом. Длина судна составляла семь метров, а ширина — 1,4 метра.
Органические материалы не сохранились, поэтому о размерах и форме судна ученые судят только по дошедшему до наших времен битумному слою, толщина которого не превышала 1 см. Органические остатки сохранились только в виде отпечатков на битуме. Вероятно, лодка затонула у самого берега реки и оказалась заилена. Археологи покрыли ее оболочкой из глины и гипса, что позволило создать подобие саркофага для стабилизации. Этот «саркофаг» помог провести раскопки и извлечь лодку из окаменелого речного ила. Она будет полностью восстановлена и выставлена на всеобщее обозрение в Иракском музее в Багдаде.