Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики Мужчинам

Кажется, в этом году каждый хоть раз слышал или читал о турецком беспилотнике с непривычным названием «Байрактар». На текущий момент ему удалось подвинуть в информационном поле и американские MQ-1 Predator и RQ-4 Global Hawk, российские «Орион» и С-70 «Охотник».

Попробуем разобраться, что на самом деле представляет собой турецкий «Знаменосец» (Bayraktar на турецком), в чём его секреты и как ему удалось обойти куда более продвинутые аналоги.

Немного про «турецкого Илона Маска»

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Разработкой и производством беспилотников Bayraktar TB2 занимается Сельчук Байрактар (кажется, уже понятно, откуда название дрона?) — один из самых молодых авиагиков в современной истории.

Сегодня ему всего 44 года (впрочем, по собственным словам, он самый старый инженер в компании), что для главного конструктора совсем немного. А уж если учесть, что официально разработкой дрона он занимался самостоятельно — можно считать, что равных Байрактару сегодня действительно нет. Речь о человеке, конечно.

Соответствующий образ активно поддерживается в социальных сетях. В Твиттере, в котором рассказывает о турецкой истории и новинках авиационной промышленности, автор имеет больше 2 миллионов подписчиков.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Недаром международная пресса называет его «Илоном Маском» от авиации. Факт: он живёт с семьей на территории собственного технологического комплекса.

В свободное время Сельчук является супругом дочери президента Турции. Но это якобы лишь подспорье для инженера.

Какие характеристики у двигателя Bayraktar

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Прямых аналогов Bayraktar TB2 на рынке очень много. Используется известная двухбалочная схема конструкции с толкающим винтом, часто встречающаяся на медленных высоколетящих разведовательных дронах.

Характеристики турецкого беспилотника не впечатляют:

▪ длина 6,5 метров
▪ размах крыла 12 метров
▪ масса 650 килограмм
▪ максимальная высота полета 8 километров
▪ запас топлива 300 литров (достаточно на 27 часов полета)

Корпус изготовлен из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность аппарата. Заодно позволяет улучшить аэродинамику.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Двухбалочная схема с толкающим винтом повышает дальность аппарата, снижая его скорость (всего 130 километров/час) и удобство эксплуатации. Поэтому для боевых задач создаются совсем другие дроны с куда большей полезной нагрузкой и скоростью.

Дальность полета TB2 тоже не впечатляет: радиус действия комплекса составляет всего 150 километров от станции управления.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Система наведения на поверку оказывается наземной, но работает успешно

Неудивительно, что боевая нагрузка аппарата невелика. Класс не позволяет использовать крупногабаритные авиационные боеприпасы. TB2 слишком мал для них со своей полезной нагрузкой в 150 килограмм, из которых 55 «съедает» стандартный модуль целеуказания (вместо него может использоваться радар с активной фазированной решеткой, что уникально для этого класса дронов), а ещё около 20 кг забирают модульные электронно-оптическая и инфракрасная камеры.

Обычно этого хватает на 1 ракету или разведывательные системы. Но в Турции посчитали иначе.

Чем вооружён «Байрактар»

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Ввиду низкой полезной нагрузки Bayraktar TB2 и отсутствия собственной авиационной промышленности (читай — нет авиационных боеприпасов, которыми завалены склады России и США), инженеры из Турции разработали собственный комплекс, включающий:

▪ противотанковая ракета UMTAS весом 37,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба Bozok весом 16 кг

▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-C (с осколочно-фугасной либо бронебойно-зажигательной боевой частью) весом 6,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-L (с осколочно-фугасной, бронебойной либо термобарической боевой частью) весом 22 кг

В каждый вылет дрон берет 2-4 боеприпаса под крыло. Это значительное отличие от всех прочих беспилотных систем, разработчики которых предпочитают использовать стандартные варианты большего калибра.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Ярким примером может стать российский С-70 «Охотник». Так же, как американский Predator. Обе машины способны нести противотанковые ракеты, авиационные бомбы стандартных калибров (нагрузка C-70 составляет, по разным данным, от 2 до 8 тонн!) и летают очень высоко, хотя могут и использовать рельеф для обхода зенитных комплексов.

Задачи же одноклассников «Байрактара» — IAI Heron из Израиля, «Ястреба» из Белоруссии, «Форпост» из России, RQ-7 Shadow из США, — чаще всего сводятся к тактической разведке, непосредственной поддержке войск для целеуказания. Их полезная нагрузка заметно ниже.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Российский “Охотник” на фоне Bayraktar – как стратегический бомбардировщик рядом с “кукурузником”

Так в чем же техническое преимущество «Байрактара»? Он малозаметный, медленный. ПВО сложно реагировать на эту цель. Кроме того, инженеры оснастили его комплексом радиоподавления, который мешает наведению наземных систем на малых дистанциях до километра.

Главное преимущество Bayraktar

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Самая важная причина успеха турецкого беспилотника — цена. Одна из сделок, совершенная в 2019 году, указывает, что покупатель приобрел шесть TB2 на 69 млн долларов. Сопоставимое число ударных дронов Reaper американского производства обошлось бы в шесть раз больше.

В цену входит как поставка собственно летательного аппарата, так и целый комплекс по обслуживанию, начиная от трехмесячного обучения внешних пилотов и заканчивая полноценным сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей.

Управление простое: эффективность показывают даже обучающиеся на «удовлетворительно».

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Кстати о запасных частях: в отличие от других боевых дронов, использующих авиационные стандарты разработки и изготовления, Bayraktar собирается «из того, что было». Там, где американцы ставят специально разработанный узел высокой надежности, а Россия проводит многолетние испытания, турки используют обычные агрегаты из других отраслей.

Их надежность низкая, но TB2 летает невысоко, недалеко и медленно, поэтому причин беспокоиться нет. А вот цена эксплуатации (и, особенно, ремонта) снижается кратно. Как и стоимость исходного аппарата.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Турецкий эрзац-авианосец для Bayraktar

Не стоит забывать, что для каждого дрона турецкий производитель предоставляет «аэродромный комплекс» для обслуживания и запуска. При необходимости — и платформу, позволяющую летательному аппарату стартовать с малых площадок (например, прямо из кузова грузовика). Скоро появится вариант для запуска с кораблей, способные к устойчивому поведению на качающихся платформах.

Благодаря непрерывным поставкам и низкой цене Bayraktar смог завоевать рынок развивающихся стран. Сегодня их поставляют (или поставляли) в Украину, Азербайджан (именно в Нагорном Карабахе состоялось настоящее боевое крещение «Знаменосцев», выявившее их сильные стороны), Нигерию, Эфиопию, Катар, Ливию, Марокко и Польшу.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Такая страшная видеоигра

Свободная продажа отличает продукцию из Турции. Россия и США не продают боевые дроны в третьи страны. Исключением становятся ближайшие союзники. Причем это касается как разведывательных аппаратов этих стран, подобных Bayraktar TB2, так и более скоростных, тяжелых для прямого нанесения ударов по земле.

На международном рынке также активно представлены только беспилотники Aeronautics Defense Systems из Израиля. Их стоимость значительно выше, чем предлагает ближневосточный сосед. Плюс, они продают аппараты избирательно, избегая регионов прямых конфликтов.

Боевая эффективность оказалась выше ожидаемой

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Испытания варианта Bayraktar морского базирования

Сама Турция так же активно использует TB2 на фронтах Сирии, Ирака, а так же во внутренних конфликтах, проводя с помощью дронов полицейские операции. Аппарат летает тихо, низко, умеет обходить рельеф — получается оружие локальных конфликтов, где не требуется большая дальность и высота полета.

Оператор может находится в соседнем доме, сам дрон перевозиться в кузове грузовика и стартовать с короткой полосы в полуавтоматическом или автоматическом режиме без участия человека, что позволяет управлять несколькими аппаратами одновременно. А навигация «Знаменосца» не использует сбоящий GPS.

В итоге практика конфликтов показывает, что TB2 чаще опознают по звуку. А малый калибр боеприпаса при точной наводке не имеет значения — его хватит для поражения одиночной цели.

Bayraktar бьет почти впритык к цели, шумит очень слабо. Противовоздушная оборона часто не успевает произвести наводку на цель, особенно если налет сопровождается малогабаритными гражданскими дронами.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Reaper точнее, но больше и дороже. И его продают только ближайшим друзьям

Это позволило стать Bayraktar TB2 самым эффективным дроном за всю историю: сначала Карабах, потом Сирия, подавление мятежа в Турции, Ирак и Украина. История с войной в Анголе повторилась снова: переоборудованный легкий летательный аппарат стал «королем», поскольку избегает традиционных средств поражения.

Как долго будет продолжаться победоносное шествие «Байрактаров», неизвестно. Уже сейчас против них активно используют зенитно-ракетные комплексы «Тор», показывающие почти 100% эффективность.

У турецких разработчиков есть обновленный двигатель и возможность установки любых компактных радиоэлектронных систем, значительно повышающих живучесть. И, конечно, цена, за счет которой противоборствующие стороны могут закупать и одновременно запускать рой «Знаменосцев» для прорыва даже продвинутой обороны.

Турецкие беспилотники bayraktar характеристики

Даже если их собьют, цена потерь несовместима: практически любая бронированная военная машина дороже турецкого беспилотника. По крайней мере до тех пор, пока активно исследующие боевое применение этих дронов американские и российские разработчики не представят аналоги.

Но на это нужно время. А пока Bayraktar TB2 остается самым обсуждаемым летательным аппаратом в мире, пусть его разработка, постройка и эксплуатация идут совсем не по канону.

Главный секрет прост.

Николай Маслов

Не инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Первые ударные беспилотники, такие как американские MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, использовали для нанесения ударов ракеты с лазерным наведением AGM-114 Hellfire, цена которых колеблется от $65 000 до $98 000. При такой стоимости их можно применять только по довольно важным целям. Еще дороже использовать барражирующие боеприпасы, в которых стоит очень дорогая система разведки и наведения. Например, цена израильского дрона-камикадзе первого поколения Harop оценивается от $100 000 до $800 000.

Американское оружие, как известно, подходит для ведения боевых действий исключительно американской армией — оно очень, очень дорогое. Стоимость MQ-1 Predator превышает $4 млн, а MQ-9 Reaper — $30 млн. Поэтому кроме США их использует всего несколько стран — Великобритания, Франция, Италия и Турция в гомеопатических количествах — в этих странах их не более десятка и куплены они были, скорее, для ознакомления с технологией.

Дешево и сердито

Современные спецоперации, как известно, ведут бухгалтеры. Именно поэтому Bayraktar TB2 стал хитом. В самом беспилотнике нет каких-то особых технологий, это, скорее, конструктор из импортных комплектующих, но конструктор дешевый — цена колеблется от $2,5 млн до $5 млн за штуку, а набор из шести дронов, двух станций управления, двухсот боеприпасов и вспомогательного оборудования предлагается дешевле, чем за $70 млн. Так же «бухгалтерским» решением является боевая нагрузка — корректируемые планирующие боеприпасы с лазерной системой наведения MAM-L и MAM-С. Турецкие авиабомбы MAM-L и MAM-С — близкие родственники турецких противотанковых ракет дальнего действия L-UMTAS, у которых удалили дорогостоящий ракетный двигатель и увеличили площадь оперения для лучшего планирования.

Наводятся они аналогично ПТУРам по лазерному лучу, а подсвечивает цель сам Bayraktar TB2 или другой разведывательный беспилотник. Самый большой MAM-L может нести осколочно-фугасную, термобарическую или тандемную боевую часть до 10 кг, а «малыш» MAM-С — 2,5-килограммовую осколочно-фугасную или многоцелевую БЧ. Дальность планирования боеприпасов около 8 км, а точность — до 1 метра. В сочетании с Bayraktar TB2 эти боеприпасы — наиболее эффективное и бюджетное высокоточное оружие в мире. Именно поэтому применять их выгодно даже для одиночного поражения танков — только в Сирии, Ливии и Карабахе боеприпасами MAM-L было уничтожено более 100 танков. «Сотым танком, уничтоженным MAM-L, стал Т-72, принадлежащий армянской армии» — утверждает турецкая пресса. А еще более дешевые и легкие MAM-С применяются и просто по скоплению живой силы. Хотя Bayraktar TB2 может нести и более дорогое оружие — две управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением и дальностью пуска до 8 км.

Недостатки

У Bayraktar TB2 есть два принципиальных недостатка — ограниченная прямой радиосвязью небольшая дальность действия (до 150 км) и необходимость прямой подсветки цели. Чтобы точно поразить цель, ударный беспилотник должен подсветить её лазерным целеуказателем, который не может светить дальше 3,5 км по наклонной. Значит сам он должен находиться на высоте 2,5 км максимум и доступен для поражения почти всеми системами ПВО, от ракетных до пушечных. Для сравнения, дальность поражения целей самоходной ЗРПК «Панцирь-С1» ракетами до 30 км, а пушками — до 4 км. Как выход — для подсветки использовать разведывательный беспилотник с лазерным целеуказателем.

Мужчинам:  Можно ли работать после удаления почки

Еще одна проблема — невысокий рабочий потолок, около 5,5 километров. В Карабахе «Байрактары» работали связками, а над ними на большой высоте летал тяжелый беспилотный ретранслятор-разведчик, который передавал данные в центр управления через спутник. Он более неуязвим для средств ПВО и позволял увеличить дальность боевого применения Bayraktar TB2. Но на Украине таких нет.

Как с ними бороться

«Байрактары» прекрасно зарекомендовала себя в Карабахе и, наверняка, создали бы много проблем в Донецкой и Луганской республиках, так как там практически не было современной ПВО. На Украине же их действия носят, скорее, пропагандистский характер — малый радиус действия не позволяет им действовать в глубине обороны, а на передовой они становятся легкой добычей средств ПВО, РЭБ, да и встреча с боевой авиацией не оставляет им шансов.

Большая часть «Байрактаров» на Украине сбивается комплексами «Тор-М2», которые непосредственно сопровождают войсковые колонны и способны захватывать и поражать цель в движении. Вероятность поражения одной ракетой беспилотных летательных аппаратов комплексом оценивается в 0,85—0,95. «Тор-М2» стал первой системой ближнего боя в мире, имеющей вертикальный старт, по аналогии с ЗРС С-300, и способен работать в условиях интенсивного огневого и радио-оптико-электронного противодействия, в любых метеоусловиях, днём и ночью. По сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое увеличен боекомплект (до 16 ракет) и есть данные что для удешевления средств поражения БПЛА для него разработаны малые зенитные ракеты.

«Панцирь-С1» работает ракетами

Второй неприятностью для «Байрактаров» может стать российский самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», у которого, учитывая опыт боевого применения, в том числе азербайджано-армянский конфликт, была доработана система обнаружения низкоскоростных малогабаритных БПЛА. Существует по крайней мере одно видео, где украинский Bayraktar TB2 ракетой сбивает как раз этот комплекс.

Существуют и вовсе экзотические автономные «охотники за «Байрактарами»», которые разработала компания ZALA, но данных о их применении на Украине пока нет. Ну, и не стоит забывать про средства радиоэлектронной борьбы. Так что, судя по всему, Bayraktar TB2 в небе Украины практически одноразовый аппарат.

Главный герой войны в Карабахе — турецкий оперативно-тактический средневысотный беспилотник Bayraktar TB2. Bayraktar TB2 является прорывом не в области каких-то технологий, а в эффективности — он работает «дешево и сердито». Может ли Россия предложить что-то похожее?

Разработанный в 2014 году турецкой компанией Baykar Makina, в том же году Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди БПЛА в своем классе, продержавшись на высоте 8 км 24 часа 34 минуты. По сути это небольшой беспилотный самолет с двигателем внутреннего сгорания Rotax 912, размахом крыльев 12 метров, массой 650 кг и радиусом боевого применения 150 км.

Первые ударные беспилотники, такие как американские MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, использовали для нанесения ударов ракеты с лазерным наведением AGM-114 Hellfire, цена которых колеблется от $65 000 до $98 000. При такой стоимости их можно применять только по довольно важным целям. Еще дороже использовать барражирующие боеприпасы, в которых стоит очень дорогая система разведки и наведения. Например, цена израильского дрона-камикадзе первого поколения Harop оценивается от $100 000 до $800 000. Bayraktar TB2 в качестве боевой нагрузки несет по два сравнительно дешевых корректируемых планирующих боеприпаса с лазерной системой наведения MAM-L и MAM-С. Турецкие авиабомбы MAM-L и MAM-С — близкие родственники противотанковых ракет дальнего действия L-UMTAS, у которых удалили дорогостоящий ракетный двигатель и увеличили площадь оперения для лучшего планирования. Наводятся они аналогично ПТУРам по лазерному лучу, а подсвечивает цель сам Bayraktar TB2 или другой разведывательный беспилотник. Самый большой MAM-L может нести осколочно-фугасную, термобарическую и тандемную боевую часть до 10 кг, а «малыш» MAM-С — 2,5-килограммовую осколочно-фугасную или многоцелевую БЧ. Дальность планирования боеприпасов около 8 км, а точность — до 1 метра. В сочетании с Bayraktar TB2 эти боеприпасы — наиболее эффективное и бюджетное высокоточное оружие в мире.

Просто сердито

Этим летом на выставке «Армия-2020» компания «Кронштадт» показала долгожданного одноклассника Bayraktar TB2 — ударный БПЛА «Орион», входной билет нашей страны в довольно малочисленный клуб стран, производителей дронов класса MALE (Medium-altitude long-endurance). В отличие от «турка», который на тот момент выпускался сотнями, ударный «Орион» только прошел испытания. В остальном по характеристикам они похожи, включая даже двигатели Rotax, которым и мы и турки сейчас в срочном порядке разрабатывают аналоги-замены. Разве что «Орион» чуть больше (размах крыльев у него 16,3 м против 12 м у TB2) и имеет сбрасываемую нагрузку чуть больше — 200 кг против 150 кг.

Для ударного «Ориона» тоже сделали дешевые средства поражения: корректируемая авиабомба КАБ-50, управляемая планирующая авиабомба УПАБ-50 с аналогичной боевой частью, неуправляемая авиабомба ФАБ-50. Как видно из названия, полная масса этих авиабомб примерно равна 50 кг, а у всех в качестве боевой части используется 37-килограммовая БЧ от РСЗО «Град». Это дешевле, чем переделывать противотанковые ракеты, да и масса, и номенклатура БЧ поразнообразнее. Есть и «малютки», аналоги MAM-С: корректируемая малогабаритная авиабомба КАБ-20 производства  ФГУП «ЦНИИХМ» со спутниковым или лазерным наведением и массой осколочно-фугасной БЧ в 7 кг. Есть и аналоги AGM-114 Hellfire — авиационная управляемая ракета Х-50 производства АО «КТРВ» с осколочно-фугасной боеголовкой массой от 10 до 20 кг, в зависимости от системы наведения. Главное отличие нашего комплекса от турка — почти полное российское производство, за исключением авиадвигателя, который сейчас разрабатывается в срочном порядке. У Bayraktar TB2 до 80% оборудования — иностранного производства — от электроники до двигателей. Но турок уже много где повоевал, а «Орион» только готовится. Так что можно смело тут поставить ничью — 1:1.

Item 1 of 6

Старшие братья

Главный недостаток и «Ориона» и Bayraktar TB2 — небольшая дальность действия, ограниченная прямой радиосвязью. Для неограниченного радиуса действия нужна спутниковая система связи. И для этого уже нужны аппараты побольше, аналоги американского MQ-9 Reaper. Тут у нас с турками ситуация аналогичная, как с «малышами» — уже есть готовые проекты, но турецкий Bayraktar Akinci уже как год летает, а «Сириус» разработки все того же «Кронштадта» все еще находится на стадии макетов. Оба используют спутниковую систему связи, что видно по характерному носовому «горбатому» обтекателю. На обоих стоят два двигателя, аналогичных Rotax, но не от хорошей жизни — ни Россия, ни Турция просто не производят подходящий по мощности двигатель. А вот в MQ-9 Reaper он один — турбовинтовой Honeywell TP331-10.

Про Bayraktar Akinci известно больше, чем про «Сириус», что и понятно. Он способен находиться в воздухе более суток, работать на высотах до 12 км, скорость полета составляет 240-360 км/ч и он может нести до 1350 кг сбрасываемой нагрузки — 450 кг на внутренней подвеске и еще 900 кг — на внешней.

Сириус с боевой нагрузкой

«Сириус» поменьше — максимальная взлетная масса 2 тонны против 5,5 тонн у турка, соответственно и он несет всего 300 кг полезной нагрузки. Боекомплект Bayraktar Akinci, помимо уже описанных MAM-L и MAM-С, расширен за счет 70-мм ракет с лазерным наведением CIRIT, ПТУР L-UMTAS, и свободнопадающих авиабомб Mk-816, Mk-82 и Mk-83. Также Bayraktar Akinci станет первым коммерчески доступным БПЛА, способным запускать крылатую ракету воздушного базирования SOM-A. Эта ракета турецкого производства длиной 4 метра, весом 620 кг и боевой частью в 230 кг способна поражать цели на удалении до 250 км. Система наведения — инерциальная, совмещенная с GPS.

Боекомплект «Сириуса» будет состоять из корректируемых авиабомб калибров 20, 50, 100 и 250 кг и авиационных управляемых ракет калибров 50 и 100 кг с лазерным, спутниковым или телевизионным наведением. Максимальная высота полета «Сириуса» тоже поменьше — 7 км. Оба беспилотника оборудованы продвинутыми системами оптической и радиолокационной разведки и прицеливания и средствами радиоэлектронной борьбы. Радиус применения «Сириуса» ограничен только запасом топлива — порядка 1000 км.

Электрическая альтернатива

Самая дорогая часть таких беспилотников — разведывательная электроника, которая составляет большую часть стоимости аппарата. Именно поэтому барражирующие боеприпасы, которые несут на борту собственные системы разведки, сравнительно дороги по сравнению с нагрузкой ударных беспилотников. Но есть идеи, как обойти эти ограничения — рой дронов. Вместе с барражирующими боеприпасами, из которых выбрасывается дорогостоящая система разведки, а оставляется только дешевая система наведения по лазерному лучу, действуют небольшие тактические разведчики, задача которых — обнаружение и наведение на цель боеприпасов, которые летят с ними. Только после поражения целей разведчики с дорогой электроникой возвращаются на базу. Им не нужны для взлета аэродромы — запускаются с катапульты, не нужны и дорогостоящие двигатели — они электрические. Их трудно обнаружить и почти невозможно сбить — они маленькие, да и стоят дешевле любой зенитной ракеты. Такие штуки у нас могут делать в компании ZALA AERO, изготовителе отечественных тактических разведчиков ZALA и барражирующих боеприпасов семейства «Ланцет». А какая из концепций окажется более эффективной покажут ближайшие локальные конфликты, недостатка в которых, к сожалению, нет.

В войнах и вооруженных конфликтах последнего десятилетия на Ближнем Востоке (Сирия, Йемен, Афганистан), в Северной Африке (Ливия), Закавказье (Нагорный Карабах) и на Украине широко применялась либо продолжает применяться беспилотная авиация. За это десятилетие четко определилась небольшая группа государств (США, КНР, Израиль, Россия, Иран и Турция), которые не только активно и результативно занимаются разработкой и производством беспилотных авиационных комплексов, но и также накопили реальный боевой опыт их применения.

Компания «Baykar Makina»

В силу целого ряда обстоятельств из многочисленных беспилотных авиационных комплексов военного назначения, производимых в вышеперечисленных странах, наиболее известным стал турецкий комплекс «Байрактар-ТБ2» (Bayraktar ТВ2). Он получил свое название по фамилии семьи турецких предпринимателей (отца и двух сыновей), владеющих компанией «Baykar Makina». Фамилия владельцев компании переводится с турецкого как «Знаменосец». «Baykar Makina» была основана в 1986 г. и занималась производством и поставками запасных частей к автомобилям. В 2000-х годах «Baykar Makina» превратилась в ведущую турецкую компанию по производству беспилотных летательных аппаратов. Этот процесс тесно связан с деятельностью Сельчука (1979 г.р.), младшего сына О. Байрактара, основателя компании. Сельчук является талантливым инженером и учёным, энтузиастом внедрения беспилотных технологий в летательныё аппараты.

Работая в компании, принадлежащей его отцу, ему удалось реализовать свои исследования в области архитектуры систем авионики, управления полётом беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), разработки алгоритмов навигации, кинематики и динамики авиационных систем, разработки электронного оборудования и встроенного программного обеспечения. Ныне С. Байрактар — технический директор и совладелец компании «Baykar Makina». Также он стал зятем президента Турции Р. Эрдогана.

Создание БпЛА «Байрактар-ТБ2»

БпЛА, разработанные и производимые турецкой компанией «Baykar Makina»

Состав комплекса «Байрактар-ТБ2»

— передвижная наземная станция управления (ПНСУ «Байкар» — Mobile GCS “Baykar”) — 2 ед.;

— передвижной бензо- или дизель-генератор — 2 ед.;

— средства наземного обслуживания и поддержки, комплект ЗИП и эксплуатационная документация, а также автомобили технической поддержки;

— беспилотные летательные аппараты — 6 ед.

Стоимость комплекса составляет около $70 млн, а стоимость одного беспилотника — примерно $5 млн.

Передвижная наземная станция управления«Байкар»

Передвижная наземная станция управления (ПНСУ) «Байкар» (Mobile GCS) обеспечивает удалённое управление беспилотниками с передовых баз, размещённых на удалении от своих стационарных командных пунктов. ПНСУ включает в себя подъёмную платформу с мачтовым устройством с гидравлическим приводом, установленную непосредственно на шасси ПНСУ. По техническим требованиям к комплексу «Байрактар-ТБ2» шасси (грузовой автомобиль) станции управления должно иметь топливный бак ёмкостью 350 л, что должно обеспечить запас хода более 1  000  км.

Мужчинам:  Меры профилактики мочекаменной болезни и профилактика мочекаменной болезни

На подъёмной платформе размещена антенно-фидерная система (АФС). Гидравлическая система позволяет поднимать платформу с АФС на высоту до 12 м, что обеспечивает достаточную дальность (до 150 км) и качество работы каналов связи станции управления с беспилотниками. Платформа снабжена механическим предохранительным устройством, обеспечивающим фиксацию мачтового устройства в случае нештатного падения давления в гидравлической системе. Полезная нагрузка на платформу составляет 300 кг.

Передвижная наземная станция управления «Байкар». Подъёмная платформа с гидравлическим приводом и антенно-фидерная система, установленная на шасси ПНСУ — автомобили Ford (параболическая антенна с системой ATAS — справа, всенаправленная антенна — слева)

Антенно-фидерная система ПНСУ состоит из двух комплектов антенных узлов (системы телеуправления и системы приёма видеотрансляции с БЛА). Фидер представляет собой линию передач (электрическую цепь) и вспомогательные устройства, с помощью которых энергия радиочастотного сигнала подводится от радиопередатчика к антенне или от антенны к радиоприемнику.

В состав антенно-фидерной системы входят

— следящая (поворотная) параболическая антенна с узкой диаграммой направленности с возможностью автосопровождения;

— GPS антенна (приёмник) для определения координат беспилотника и задания угла места и азимута параболической антенны;

— антенна с круговой диаграммой направленности (всенаправленная).

Параболические антенны с системой ATAS из состава передвижной наземной станции управления комплекса «Байрактар-ТБ2»: а — следящая (поворотная) параболическая антенна; б — переносная следящая мини-параболическая антенна

Положение параболической антенны в пространстве устанавливается автоматически — по уровню сигнала, а также с помощью данных (координат) глобальной системы позиционирования GPS (исходя из полученных координат места нахождения БпЛА и координат места установки следящей антенны). Её активная антенная система автоматического слежения (Automatic Tracking Antenna System — ATAS) обеспечивает высокоэффективную передачу видеоизображения, ряда других данных с БпЛА, а также устойчивую связь с беспилотником на расстоянии до 150 км.

Все основные элементы (приёмники, контроллеры и т.д.) размещены внутри обтекателя антенны — на выходе с неё снимается готовый сигнал, который передается в цифровом виде оборудованию рабочих мест расчёта наземной станции управления.

Всенаправленная антенна предназначена для телеуправления БпЛА. Телеуправление — это управление беспилотником с ПНСУ (командного пункта) в автоматическом или ручном режиме. Отметим, что следящая параболическая антенна может автоматически сопровождать БпЛА на дальностях прямой радиовидимости. Если беспилотник находится близко к наземной станции, то его угловая скорость перемещения может превысить угловую скорость вращения антенны. В этом случае применяется всенаправленная антенна. Антенны переключаются автоматически.

Перед совершением марша подъёмная платформа опускается, а установленные на ней антенны демонтируются. При прибытии к месту дислокации, например, на заданный аэродром, антенны устройство вновь устанавливается на подъёмную платформу силами личного состава.

Структурная схема взаимодействия наземной станции управления «Байкар» (в перевозимом исполнении) с БпЛА «Байрактар-ТБ2»:1 — БпЛА «Байрактар-ТБ2»;2 — передвижной генератор, установленный на прицепе;3 — универсальный контейнер наземной станции управления «Байкар»;4 — антенна с круговой диаграммой направленности (всенаправленная);5 — переносная следящая мини-параболическая антенна носимой станции управления для разведывательных групп;6 — следящая (поворотная) параболическая антенна

В составе ПНСУ имеется носимая станция управления, состоящая из промышленного ноутбука, наземной станции передачи данных «EnerLinksIII», переносной модификации поворотной параболической антенны (Mini Automatic Tracking Antenna) с системой ATAS, а также аккумуляторной батареи.

Носимая станция управления применяется в составе разведывательных групп и позволяет устанавливать устойчивую связь с БпЛА на расстоянии до 30 км.

Передвижная наземная станция управления размещена в стандартизированном для стран НАТО контейнере (кузове) типа КУНГ, оснащённом перекрёстными резервными системами командования и управления, стеллажными шкафами, блоком кондиционирования воздуха, системой фильтрации воздуха, блоками электроснабжения, беспроводными системами и системами внутренней связи. Всё оборудование внутри контейнера станции помещено в стеллажные шкафы.

Рабочие места расчёта и оборудование наземной станции управления комплекса «Байрактар-ТБ2», установленное в стандартизированном универсальном контейнере (кузове) типа КУНГ

В состав расчёта станции входят 3 человека — начальник станции (он же — командир расчёта и пилот) и 2 оператора, один из которых управляет нагрузкой, а другой — координирует работу беспилотников с вышестоящим операционным центром. Каждый из членов расчета ПНСУ имеет отдельное рабочее место с двумя экранами, клавиатурой, джойстиком, компьютерной мышью и прочими устройствами ввода информации, используемыми для управления, контроля и мониторинга в режиме реального времени и обеспечивающими управление двумя находящимися в воздухе беспилотниками. Командир БпЛА управляет летательным аппаратом главным образом при помощи клавиатуры и компьютерной мыши, так как пилотирование в основном осуществляется автопилотом, по вводимой командиром программе.

Наземные станции управления «Байкар», вид снаружи

Электропитание ПНСУ «Байкар» может осуществляться либо от промышленной сети переменного тока напряжением 220 В, либо от передвижного генератора из состава комплекса. Генератор предназначен для резервирования электропитания станции — в случае отключения или отсутствия промышленной сети. Передвижной генератор представляет собой агрегат, состоящий из двигателя внутреннего сгорания и генератора, установленного на автомобильный прицеп.

Электрическая система ПНСУ включает в себя

— наружную электрическую панель, питаемую от промышленной сети переменного тока напряжением 220 В либо от передвижного генератора из состава комплекса;

— бортовую сеть станции напряжением 24 В с резервным источником питания — аккумуляторными батареями;

— системы кондиционирования и поддержания температурно-влажностного режима;

— системы освещения — основная и дежурная;

— внешние разъёмы для подключения оборудования (АФС, систем связи ПНСУ-БпЛА).

ПНСУ «Байкар» оснащен

— интерфейсом C4I в виде LAN-портов (локальной вычислительной сетью) для трансляции видеоизображений и координации действий как с командованием беспилотной авиацией (высшими звеньями управления), так и с командирами подразделений и воинских частей, в интересах которых работает комплекс;

— системами контроля и самодиагностики оборудования станции;

— телефонными, оптическими, радио линиями и средствами связи, громкой голосовой связью;

— дублирующей (резервной) системой работы пультов пилота и операторов для повышения надёжности работы БпЛА.

Расчет «Байкара» обеспечивает полёт БпЛА

Программно-аппаратный комплекс ПНСУ обеспечивает получение пилотом и операторами информации, необходимой для управления и контроля БпЛА. Контейнер станции оснащён молниезащитой.

Рассмотренный выше ПНСУ (Mobile GCS) является собственной разработкой компании «Baykar Makina».

Средства наземного обслуживания и поддержки

Средства наземного обслуживания и поддержки комплекса включают в свой состав метеорологическую станцию, другие устройства, приборы и датчики, необходимые для проведения и обеспечения безопасности полётов. В состав комплекта средства наземного обслуживания станции управления «Байкар» входит, например, устройство наземной поддержки GSU (Ground Support Unit). Оно является по своей сути стабилизированным источником питания для беспилотника «Байрактар-ТБ2» во время его нахождения на земле. Устройство также предназначено для заряда аккумуляторных батарей и обеспечения диагностики, а также обслуживания систем и приборов БпЛА через интерфейс оператора. Устройство наземной поддержки GSU за счёт своих резервных аккумуляторных батарей может обеспечивать электроснабжение беспилотника или заряжать его батареи в течение четырёх часов без подключения к внешнему источнику питания. При подключении к электрической сети устройство работает от источника переменного тока напряжением 220 В.

Средства наземного обслуживания из состава комплекса «Байрактар-ТБ2»:а — устройство наземной поддержки GSU;б — топливозаправочная станция «Байкар»

Также в состав комплекта средства наземного обслуживания входит топливозаправочная станция «Байкар» изготовленная по специальному заказу для БпЛА «Байрактар-Тб2». Она имеет заправочную ёмкость объёмом в 800 л и установлена на полуприцепе. Станция может производить как заправку, так и отбор топлива из топливных баков беспилотника. Она работает от промышленной электрической сети переменного тока напряжением 220 В или от передвижного генератора. Габаритные размеры станции составляют 1 188 × 2 252 × 1 430 мм.

По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится:

— по радиусу действия (максимальной дальности применения) — к БпЛА средней дальности (его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км), что соответствует решению задач оперативного уровня (в интересах объединений в составе ВС РФ);

— по скорости полёта в пределах от 50 до 400 км/ч — к малоскоростным БпЛА;

— по высоте полёта в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полёта;

— по продолжительности полёта (свыше 8 ч) — к БпЛА с большой продолжительностью полёта.

По классификации Международной ассоциации по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) «Байрактар-ТБ2» относится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полёта (БпЛА категории Medium Altitude Long Endurance — MALE).

Конструктивно-компоновочная схема БпЛА «Байрактар-ТБ2»

Планер беспилотника самолётный, типа монокок, в котором внешняя оболочка фюзеляжа летательного аппарата является основным несущим элементом планера.

Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна, кевлара (параамидного высокопрочного волокна) и гибридных композитов. Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) этого беспилотника оценивается на уровне ЭПР семейства американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35   «Lightning II», выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. Для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением РЛС в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, турецкий беспилотник какой-либо особой угрозы не представляет.

В качестве соединительных элементов в конструкции планера применяются прецизионные детали из алюминиевого сплава. Планер имеет прямое крыло большого удлинения и хвостовое оперение выполненное в форме перевернутой буквы V.

Толкающий двухлопастный винт с регулируемым шагом силовой установки БпЛА «Байрактар-ТБ2»

Старт и приземление беспилотника производится с взлетно-посадочной полосы в автоматическом режиме с применением неубирающегося трёхстоечного шасси (убирается только передняя стойка).

Силовая установка беспилотника представляет собой двигатель с толкающим двухлопастным винтом с регулируемым шагом. Регулировка шага винта винтового движителя осуществляется бортовой электроникой. Винт регулируемого шага в отличие от винтов фиксированного шага позволяет увеличивать или уменьшать мощность тяги, сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Двигатель силовой установки — «Rotax-912» расположен между хвостовыми балками беспилотника, работает на автомобильном бензине с октановым числом не ниже 95. Это авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания с инжекторным (принудительным) впрыском топлива, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, горизонтально-оппозитный. Его головки цилиндров имеют жидкостное, а цилиндры — воздушное охлаждение.

Авиационный двигатель «Rotax-912»

«Rotax-912» разработан в Австрии компанией «BRP-Powertrain», производится в Канаде компанией «Bombardier Recreational Products» (BRP). Мощность двигателя N = 100 л.с. обеспечивает беспилотнику максимальную скорость полёта, равную 222   км/ч, а крейсерскую скорость полёта — 130 км/ч.

Мужчинам:  Что делать если левое яйцо ниже правого

Практический потолок «Байрактар-ТБ2» составляет 8 230 м, рабочая высота — 5 500 м. Максимальная продолжительность полёта аппарата может достигать 27 часов. Запас топлива на борту аппарата хранится в баках-дозаторах — усиленных прорезиненных мешках, установленных в полостях планера и предназначенных для размещения топлива. При расходе топлива баки автоматически уравновешиваются системой электромагнитных клапанов.

Беспилотник «Байрактар-ТБ2» оснащён тройной резервной системой авионики. Под термином «авионика» подразумевается совокупность:

— бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Для своей работы оно излучает и/или принимает радиоволны, например, как GPS-приёмник БпЛА;

— авиационного оборудования. Его приборы, механизмы, агрегаты в своей работе используют электрический ток, но при этом не излучают радиоволны, например, контроллер микропроцессорной системы управления двигателем «Rotax-912»;

— авиационного вооружения, содержащего электронные узлы.

Тройное резервирование является отказоустойчивой формой работы бортовой авионики, позволяющее системе продолжить правильную работу в случае одной или нескольких неисправностей. Это крайне важно для ударного беспилотника, который во время боевых действий подвергается воздействию средств ПВО противника.

Гиростабилизированная оптико-электронная система

Под фюзеляжем БпЛА «Байрактар-ТБ2» устанавливается гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС), представляющая собой вращающийся всеракурсный турельный блок. Базовой ГОЭС для «Байрактар-ТБ2» является «Wescam MX-15Di», разработанная американской компанией «L3Harris Technologies Inc.» и производимая канадской компанией «L3Harris Wescam».

Данная ГОЭС включает в себя

— модуль электрооптических камер видеонаблюдения;

— модуль инфракрасной камеры наблюдения;

— лазерный целеуказатель;

— лазерный дальномер с подсветкой.

ГОЭС имеет встроенный GPS-приемник. Масса «Wescam MX-15Di» составляет 42,7 кг при диаметре устройства 40 см и высоте 48 см. В зависимости от комплектации масса ГОЭС может превышать 45  кг. Ориентировочная стоимость — более $1 млн.

В оптико-электронной системе «Wescam MX-15Di» установлено две цветных ТВ-камеры. Одна из них имеет малое увеличение и предназначена для ведения обзорной разведки. Другая — для дальнего обнаружения объектов. Она оснащена объективом точного наведения большой кратности и имеет четыре фиксированных угла поля зрения. Её качество таково, что камера позволяет обнаруживать наземную технику противника на удалении порядка 50–70 км, на удалении в 20 км определять тип военной техники. Наличие во вращающемся всеракурсном турельном блоке «MX-15Di» лазерного дальномера и целеуказателя с рабочими длинами волн 1064 и 860 нм (при мощности лучей около 680  мВт) дает ГОЭС возможность целеуказания на дистанции до 20 км.

Система потокового видео Baykar Live Video Streaming System (BLVSS) предоставляет потоковую передачу изображения и управления архивами в реальном времени. BLVSS позволяет авторизованным пользователям смотреть потоковое видео высокого разрешения в реальном времени. Видео в прямом эфире записываются в архивные видеофайлы длительностью 30 мин. Функция комментариев позволяет пользователям оценивать архивные видео с необходимыми и достаточными подробностями, что позволяет их использовать при планировании и постановке боевых задачи.

Зенитно-ракетные комплексы малой дальности обладают возможностями поражения высокоточного оружия, а также артиллерийских снарядов и ракет малой дальности, включая ракеты систем залпового огня на расстоянии до 20 км. Следовательно, с 20 км, то есть из-за пределов действия ЗРК малой дальности, БпЛА «Байрактар-ТБ2» имеет возможность точно определить его местоположение. «Wescam MX-15Di» оснащена аппаратурой управления MX-GEO/MX-GEO Gen 3, в состав которой входят подсистемы:

— автоматического картографирования;

— автоматического сопровождения цели в видеорежиме и по координатам;

— расчёта скорости и экстраполяции предполагаемого направления движения цели;

— указания цели в ручном режиме для её сопровождения в городских условиях.

Аппаратура управления «Wescam MX-15Di» обеспечивает

— определение собственных координат беспилотника с привязкой к цифровой карте местности;

— автоматическое удержание маршрута в районе аэросъёмки с высокоточной стабилизацией линии визирования при помощи блока инерциальной навигации на основе волоконно-оптического гироскопа.

Качество функционирования ГОЭС «Wescam MX-15Di» при выполнении боевых задач беспилотниками зависит от многих факторов: опыта и профессиональной подготовки расчёта БпЛА, времени суток, погодных условий, способов и уровня применяемой противником маскировки, способов воздействия на беспилотник и др. Например, в условиях тумана и низковысотной облачности для уверенного обнаружения и устойчивого сопровождения низко-, средне- и высококонтрастных теплоизлучающих наземных целей ГОЭС  «MX15Di» операторы «Байрактар-ТБ2» будут вынуждены снижать рабочие эшелоны беспилотников с 6 500 м до 1500-700 м. В таких погодных условиях применяется низковысотный (на высоте нескольких сот метров) полёт с поддержкой связи со станцией контроля через беспилотник-ретранслятор, летящий на высоте и на безопасном удалении. Такую низколетящую цель РЛС ЗРК может засечь лишь на небольшом расстоянии, с которого беспилотник сможет атаковать комплекс своими боеприпасами.

В настоящее время на «Байрактар-ТБ2» может устанавливаться ГОЭС «CATS» (в 2020 г. прошли её успешные испытания), разработанная и производимая турецкой компанией «ASELSAN». Гиростабилизированная оптико-электронная система «CATS» предназначена для ведения разведки, наблюдения и наведения высокоточных боеприпасов. Она может устанавливаться не только на беспилотники, но и на вертолёты и самолёты.

Турецкая ГОЭС «CATS», установленная на БЛА «Байрактар-ТБ2»

Возможность целеуказания у канадских «Wescam MX-15Di» — 20 км, у турецких ГОЭС «CATS» — около 25  км. БпЛА «Байрактар-ТБ2» также может комплектоваться и мини-РЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), что даёт ряд преимуществ перед ГОЭС. Мини-РЛС сканирует местность с высоким разрешением, и обычная маскировка, дым, туман, дождь и т.п. при её работе не являются помехой.

Вооружение

Базовыми боеприпасами для «Байрактар-ТБ2» являются малогабаритные корректируемые авиационные бомбы (КАБ) MAM-L и MAM-C, называемые иначе управляемыми планирующими авиационными бомбами (УПАБ). Они разработанные и производятся турецкой компанией «Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret  A. S.». Каждая из них может быть снаряжена каким-либо типом боевой части из трёх возможных вариантов с круговым вероятным отклонением не более 1 м. На бомбы установлена головка самонаведения (ГСН) с полуактивной лазерной системой наведения, принцип действия которой основан на использовании систем подсвета объектов лазерным лучом. Наведение бомбы на объект осуществляется на отраженный сигнал от цели, по которому осуществляет планирующий полёт к цели.

КАБ MAM-L представляет собой существенно упрощенный вариант ПТУР L-UMTAS — без ракетного двигателя, но с более развитым оперением, позволяющим планировать на цель. Дальность применения с использованием опции INS/GPS (использование спутниковых сигналов GPS для коррекции инерциальной навигационной системы INS) достигает 14 км.

КАБ MAM-C втрое легче, предназначен в основном для поражения живой силы противника на дальности до 8 км. Боевая эффективность авиационных бомб MAM-L и MAM-C по результатам боевых действий оценивается командованием турецких вооруженных сил как весьма высокая. Серьёзным недостатком данных авиабомб является то, что они не оборудованы транспортно-пусковыми контейнерами. Это подвергает чувствительную электронику их ГСН негативному воздействию условий полета и может ухудшить характеристики КАБ в ходе боевого применения.

Корректируемых авиационных бомб MAM-L и MAM-C на внешней подвеске «Байрактар-ТБ2»

В настоящее время компания «Roketsan» постоянно совершенствует боеприпасы класса MAM (Mikro Akıllı Mühimmat, в переводе с турецкого «умные микробоеприпасы»). Новые образцы также представляют собой главным образом высокоточные малогабаритные корректируемые авиационные бомбы с лазерной полуактивной головкой самонаведения, предназначенные для установки не только на БпЛА, но и на самолёты и вертолёты. Также продолжается модернизация БпЛА «Байрактар-ТБ2».

Развитие «Байрактар-ТБ2»

Всего через 4 дня (10 ноября 2020 г.) после удачных испытаний по применению КАБ MAM-L с БЛА «Байрактар-ТБ2», оборудованного ГОЭС «CATS», компания «Baykar Makina» представила новую модификацию своего беспилотника — «Байрактар-ТБ2С» (Bayraktar ТВ2S) с антенной спутниковой связи, размещённой в специальном отсеке (своеобразном «горбе»), расположенном в передней верхней части фюзеляжа аппарата. Внедрение системы спутниковой связи позволит увеличить боевые возможности БпЛА «Байрактар-ТБ2С», сделав дальность управления им с наземной станции управления (его радиус действия) практически неограниченным.

В настоящее время для беспилотников «Байрактар-ТБ2» дальность управления составляет 150 км. Система спутниковой связи, по всей видимости, была создана турецкой компанией «CTech», которая в июле 2020 г. поставила 15 терминалов спутниковой связи SOTM (Satcom-On-The-Move) для установки их на военные турецкие БпЛА. Система SATCOM (Satellite Communication/Satellite Connection) используется в качестве телекоммуникаций путём ретрансляции сигналов через искусственные спутники Земли.

Также компания «Baykar Makina» разрабатывает беспилотники «Байрактар-ТБ3» (Bayraktar TB3). Военное руководство Турции планирует разместить их вместо американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой на универсальном десантном корабле своих ВМС «Анадолу» (Anadolu), который может использоваться как легкий авианосец.

Ударный БпЛА «Байрактар-ТБ3» оснащается новым турецким авиационным дизельным поршневым двигателем с турбонаддувом «TEI PD-170», который был создан в 2018 году и уже активно устанавливается на турецкие БпЛА «Anka» различных модификаций и «Aksungur». Мощность двигателя 170 л.с. на высоте 9 000 м, объём цилиндров — 2,2 л, масса двигателя с редуктором — 162 кг.

Турецкий авиационный дизельный поршневой двигатель с турбонаддувом «TEI PD-170»

На «Байрактар-ТБ3» также установлена новая турецкая ГОЭС «CATS». Разработка собственных двигателей и ГОЭС для беспилотников является вынужденной реакцией Турции на фактически введённые против её военно-промышленного комплекса санкции со стороны ряда западных стран. Предлог — поддержка Турцией Азербайджана, который успешно применил турецкие беспилотники на войне в Нагорном Карабахе. Причина — устранение перспективного конкурента на рынке вооружений.

Выводы

Для западных партнеров по НАТО турки всегда будут недочеловеками и поэтому «союзники» указывать им место Турции в «альянсе равных» будут открыто и незамысловато. Турецкие вооруженные силы, в первую очередь сухопутные войска, приобрели успешный опыт применения «Байрактар-ТБ2» в целой серии операций:

— против курдских иррегулярных воинских формирований в самой Турции, Ираке и Сирии в течение 2018/19 гг.;

— в военной операция против сирийских вооруженных сил в сирийской провинции Идлиб в 2020 г.;

— в военной операции в Ливии в 2020 г.;

— в Нагорно-карабахском конфликте в 2020 г.

Достигнутые результаты вызвали «головокружение от успехов» у ряда турецких военных специалистов, но особенно — в прессе, турецкой и западной.

Беспилотный авиационный комплекс «Байрактар-ТБ2» смог раскрыть полностью свои боевые возможности только в войнах и вооруженных конфликтах низкой или средней интенсивности. Они велись либо против стран, либо против отрядов мятежников или экстремистов, не обладающих развёрнутой эшелонированной многоуровневой системой ПВО и единой системой контроля воздушного пространства. В гипотетической войне против государства, обладающего такой системой ПВО, беспилотники типа «Байрактар-ТБ2», конечно, займут свою нишу, но не смогут оказать решающего влияния не только на исход, но даже и на ход отдельных военных операций.

Литература

Журнал Министерства обороны РФ «Армейский сборник», № 3, 2022

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий