Экскурс в историю российских модных журналов

К старту конкурса фотографов и видеографов Passport to Russia, стартующего на площадке Pexels 1 июля, подготовили материал о истории модных журналов в царской России и СССР.
Фотография в индустрии моды давно стала самостоятельным течением. Особенность модной фотографии – в сочетании исторической действительности с художественной составляющей, которая способна вобрать в себя целые эпохи. С течением истории вместе с авторским слогом, говорящим о новых тенденциях и направлениях в мире моды, развивалось и направление модных журналов. В Российской империи журналы появились лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, если точнее, к концу XVIII века.
Например, первым изданием, говорившим о моде, стал журнал с необычайно длинным названием «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.».
Печатали журнал в столичной типографии Московского императорского университета. Издание выходило ежемесячно и стоило шесть рублей. Модная книжица распространялась преимущественно по подписке. Издателем был Василий Иванович Окороков, владелец той самой типографии, писали в журнал анонимные авторы исключительно о моде и нравах в Европе — Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Варшаве.
Есть теория, что в 1779 году начинает выходить журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» для столичной аудитории. Впервые в русском названии мы встречаем слово «модный». Картинки мод с забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести» – выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.
Фэшен-фотография, будучи неотъемлемой частью моды, начала зарождаться в конце XIX – начале XX века с активным развитием глянцевых журналов во всем мире. Модная фотография формировала свое восприятие эстетики и красоты. Направление фэшен-фотографии – это и простые появления моделей в каталогах, и кадры с показов, и профессиональные фотоработы с идеальной ретушью и цветовым решением, и эпатажные снимки на грани абсурда.
Сегодня фотография в мире моды – популярное и дорогостоящее дело, но когда зародилась модная фотография и как она стала столь востребованной в наше время?
Соперниками, кто впервые разместили фотографии на разворотах и обложках, были Vogue и Harper’s Bazaar. С помощью реалистичных изображений редакторы привлекали внимание новой аудитории. Более того, используя модные фотографии, журналы старались привить обществу чувство стиля и подтолкнуть читателя к выбору опубликованных предметов одежды и аксессуаров на страницах издания. Первые попытки сделать фотографии были предприняты в 1802 году. Ежегодно технологии развивались, аппараты становились проще и мобильнее. В начале fashion-фотографии использовали коммерческие компании, применяя снимки для рекламы. В 1920-е годы модная фотография заняла главенствующую позицию в прессе, а после дошла до модельеров и ателье, где дизайнеры, заметив снимки модных коллекций, отодвинули рисунки на второй план.
Harper’s Bazaar и Vogue с конца XIX века выступают новаторами, они первыми разместили снимки у себя на страницах издания и начали сотрудничать с сильными фотографами. Съемки проходили в закрытых студиях, а готовые работы показывали наряды и аксессуары моделей. В 1935 году, благодаря изобретению портативных фотокамер, фотографы вышли на улицу, пробовали эксперименты с ракурсами и разрешали моделям двигаться в кадре.
Переходя к самым известным изданиям в Советском Союзе, важно отметить, что в связи с переходом к социализму изменился подход авторов и издательств к работе с материалом, он обрел некий специфический просветительский статус.
Так, первый женский журнал «Работница» появился еще до революции – в 1914 году. Инициатором его создания выступил Владимир Ильич Ленин. Было подготовлено 7 выпусков с тиражом 12 тысяч экземпляров каждый. Журнал выходит с 2001 года для семейного чтения.
Сразу после «Работницы» в 1922 появился журнал «Крестьянка», где политика партии могла дойти до самых малограмотных в отдаленных селах. Первоначальный тираж был небольшим, всего 5 тысяч и редко доходил до провинции, подача была простая, больше изображение и советов по быту.
В послевоенном СССР прорывным и истинно модным для 50-х стал журнал Rigas Modes, где авторы продвигали мировую моду, перерисовывая модели из зарубежных журналов, порой даже не публикуя фотографии. При Сталине авторы не могли решиться на эксперименты, но с наступлением оттепели стали перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые подтягивали актуальные идеи из Европы.
Последний и самый скучный из перечисленных журналов СССР был «Советская женщина», который буквально распространялся, а не продавался. Большинство транслируемых там идей были плакатными и не содержали какой-либо свежей мысли, транслируя удобную для государства политику.
На данный момент в современных медиа есть важная тенденция в фотографии и слоге – подлинность, честность, натуральность, даже больше наглости. Люди устали видеть идеальные модели, человек хочет ассоциировать себя с тем, что он видит на снимках, чувствовать эмоции тех, кто похож на них самих. Ранее мы старались соответствовать стандартам, теперь же отбрасываем их, возможно, всем деятелям слога и фотографии стоит чаще обращать внимание на себя и самовыражаться, нежели следить за «политикой партии» моды.
Конкурс Passport to Russia — это идеальный способ познакомиться с платформой Pexels, где каждый новый фотограф получит возможность показать Россию своими глазами, поговорить о моде через объектив с единомышленниками. Чтобы принять участие, нужно показать через объектив, что вас цепляет, радует и вдохновляет: величественные памятники, бытовые городские зарисовки, советский авангард или же завтрак в любимой кофейне.
История создания модных глянцевых журналов
Наш сайт Милитта ведется по принципу блога – сетевого журнала, содержит множество фотографий, которые по возможности высокого качества и большого размера. Глянцевые журналы, коих сейчас огромный выбор, тоже отличаются обилием качественных фотографий и иллюстраций. Да и вообще по содержанию Журнал Милитта и печатные глянцевые журналы имеют много общего. А значит Милитта в некотором роде продолжательница дела бумажного глянца, и в будущем будет нести идеи пропагандирующие моду, красоту посредством самых совершенных технологий.
А сейчас немного из истории глянцевых журналов, так сказать взгляд в прошлое.
Первые глянцевые журналы были созданы в Европе в начале ХVII века. Эти журналы, в основном, были только с модными картинками. Но благодаря им, мода доходила до народа.
Сначала журналы были с желтой и шершавой бумагой, а картинки в них были просто разукрашены. И только значительно позже, когда бумажная промышленность и полиграфия позволили бумаге стать блестящей, они стали глянцевыми. И вот тогда, в них появились уже не картинки, а фотографии. Изначально, как и фотографии, глянцевые журналы были черно-белыми и матово-глянцевыми. Многие иллюстрации были рисованными, и именно это позволяло сохранить удивительную эстетику. Но в 30-х годах прошлого века в полиграфию пришел цвет и такие журналы, как Vogue, Harper’s Bazaar, стали вводить цветовые решения.
Что же видели на их страницах? Конечно же, там были изображены различные платья, пиджаки, сюртуки и цилиндры. И различным безделушкам, так называемых сейчас, аксессуаров здесь нашлось место. Позже стали появляться так же эскизы разнообразной мебели и интерьера. Из этих журналов народ стал узнавать, что сейчас в моде и какой цвет или фасон предпочесть, придя за покупкой в магазин. Кроме журналов, посвящённых моде и интерьеру, появились и другие, освещающие литературные новинки книг, культурную жизнь и достижения в науке. Мужчины читали в основном интеллектуальные журналы, а дамы, заботящиеся о своем внешнем виде, модные журналы.
Названия и Даты:
В 1665 г. во Франции был издан Journal des savants , в начале 18 века в Англии журналы Tatler и Spectator . В начале XIX века такой тип журналов появляется и в Соединенных Штатах. Одним из первых и очень успешных журналов был Godey’s Lady’s Book, основанный в 1830 году. Наиболее популярны глянцевые журналы были в 1920-ые – 1950-ые годы, когда были основаны несколько супер- гигантов, например, Time d 1923 году и New Yorker в 1925 году. Появился так же первый журнал для мужчин – Esquire.
Французские журналы мод, как например, первый журнал мод с иллюстрациями «Кабине де Мод» (Cabinet des Modes), который начал издаваться в 1785 г., или вышедший в свет спустя год в Веймаре Бертухский «Джёрнал дес Люксус унд дер Моден» (Journal des Luxus und der Moderi), часто достигали высокого уровня. Видные писатели — среди них Кокто, Жироду, Колет и художники, такие как Рауль Дюфи и Христиан Берар — внесли свою лепту в создание этого уровня. В настоящее время издания «Vogue» и «Harper’s Bazaar» говорят свое последнее решающее слово в вопросах моды. Эти журналы за последние двадцать лет помогли искусству фотографии мод подняться до высокой степени художественности.
А потом, постепенно начали создаваться журналы с профессиональным уклоном: журналы для бухгалтеров, учителей, врачей и т.д. Так же журналы подразделялись и по месту жительства потенциальных читателей – на городские и для людей из сельской местности.
Я думаю, многие согласятся с тем, что журналы помогают в работе. А тем, кто печатается в журнале, открывается дорога в мир, в известность, кто-то приобретает популярность.
В Россию первые журналы попали благодаря «Русскому телеграфу». Они перепечатывались из парижских изданий.
Перед революцией очень популярным был журнал «Нива». В советские времена были журналы для женщин – «Крестьянка» и «Работница», а также мужской журнал «Сделай сам». Женские журналы, как и все другие журналы советского времени, были ориентированы большей частью на труд, и только на последней странице немного уделялось внимания на рукоделие, здесь же помещались 2 -3 фотографии моделей. Прибалтийские и польские журналы мод были на вес золота, так как при их помощи можно было обновить скудный гардероб советских женщин.
Одни журналы очень популярны, а другие быстро изживают себя и исчезают. Одним из популярнейших журналов является американский Космополитен. Его тираж около миллиона экземпляров.
Космополитен считается самым популярным журналом для молодых женщин. Многим нравится ироничный тон и независимый стиль Космополитен. То, что журнал очень популярен и сейчас, говорит о профессионализме изданий.
Журнал Vogue ориентирован на высокую моду и высшее общество. Так же в нем печатают статьи о культуре, политике и искусстве. Его редакторами по всему миру являются популярные женщины – журналисты.
Журналы выражают весь стиль жизни обществ, они стали составной частью культуры повседневной жизни, иллюстрацией нашей жизни.
В будущем, причем очень скоро глянцевые журналы претерпят глобальные изменения. Современные технологии и интернет, отправят в прошлое большинство печатных изданий, оставив лишь самые лучшие. А основная масса информации будет передаваться в электронном виде, в различных, удобных для пользователя форматах.
Еще можно добавить интересную информацию, относительно создательницы такого известного глянцевого журнала как Elle. Сегодня это один из самых популярных женских журналов, имеющий огромную аудиторию читательниц, а создала его наша соотечественница – Элен Гордон-Лазарефф (1913 — 1988 г.г.) эмигрировавшая во время октябрьского переворота вместе с родителями из Ростова-на-Дону. По одним сведениям она дочь донского казака, по другим, она имеет еврейское происхождение, правда это не так важно, главное, что создательница одного из самых успешных глянцевых журналов мира, имеет российские корни.
Модные глянцевые журналы
В наше время существует огромный выбор модных журналов и сайтов — выбирай, что нравится! Но с чего всё началось?

Первые модные журналы появились еще несколько веков назад. Началось всё с Европы — в конце XVII века прототип глянца выходил во Франции (но не в Париже, что удивительно, а в Лионе), Испании, Италии.
Первый модный журнал в России
В 1779 году появляется первый модный журнал и в России. Он назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», где особенно прикольными были названия нарядов. Как тебе, например, «Расцветающая приятность» или «Рог изобилия»?
12 лет спустя новое издание — «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Да-да, вот такое длиннющее название.
Первые глянцевые журналы в мире
Конец XIX века отмечается первым глянцевым журналом — в 1892 году вышел первый номер Vogue. Уже после появились и другие модные журналы, хорошо тебе известные и сегодня, — Cosmopolitan, Elle, L’Officiel и другие.
Первый советский журнал мод
В 1923 году СССР перенимает опыт заграничных коллег и выпускает свой первый журнал мод. Он получил название «Ателье».
К созданию первого советского глянца приложили руку знаменитые художники Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Константин Юон и Константин Сомов, а статьи для него писали Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Федор Сологуб и другие талантливейшие личности того времени.
Со страниц «Ателье» советские модницы узнавали не только последние тренды, но и любовались фотографиями столичных актрис в модных аутфитах, не уступающих французским фэшиониста.
Дальше индустрия глянца в СССР устремилась вверх. В 1945-м, через месяц после окончания Великой Отечественной, выходит первый номер «Журнала мод», который на многие десятилетия стал единственным источником информации о fashion-индустрии.
И только в 1988-м в киосках появляется первый заграничный модный журнал на русском языке — Burda. Самые модные фасоны, рецепты, выкройки — ох, что это был за клад! У многих, кстати, до сих пор хранятся номера тех лет.
Читай также: Зачем женщины в СССР носили комбинацию под платье — 3 причины
Когда глянец пришел в Россию? С какого журнала всё началось? Рассказываем в этом материале.
В мир глянца наша страна окунулась с приходом западных модных журналов. Первым глянцевым журналом в России стал Cosmopolitan — в мае 1994 года. Тогда на обложке сияла Синди Кроуфорд.
В тот год вышли всего 4 номера, но это был прорыв — так открыто о сексе в нашей стране еще не говорили. Интересно, что цена номера Cosmopolitan в России была очень высокой — около $2.40, и поэтому позволить его себе могла далеко не каждая женщина, в отличие, например, от Америки, где журнал покупали домохозяйки.
В июне 1995 года в России появился первый Playboy под руководством Артемия Троицкого. Эротические фото женщин сопровождали классные тексты Виктора Пелевина, Эдуарда Лимонова и многих других.
В марте 1996 года в России появился первый журнал Elle. Интересно, что тогда в России только-только начали появляться такие профессии, как фэшен-фотографы, стилисты, фэшен-редакторы. Первую обложку украсила модель Татьяна Завьялова.
В том же, 1996, году в России запустился Harper’s Bazaar — первый номер вышел с Шэрон Стоун на обложке.
В 1997-м появился L’Officiel, который одним из первых начал писать о российских дизайнерах. И, наконец, в сентябре 1998-го появился первый номер Vogue Россия, на обложке — супермодели Кейт Мосс и Амбер Валетта на Красной площади. Главным редактором стала Алена Долецкая.
В 2004 году в России появился Glamour, а в 2008-м — Tatler. Такой была история глянца в России.
Читай также: Как сегодня выглядит звезда кино из видеосалонов Кёрсти Элли — время беспощадно!
Журналы и блоги
Сегодня мы поговорим о журналах мод (в лице небезызвестного L’Officiel) и блогах. О новом и старом. Об истории и современности. И о том, что в любом деле, главным всё же является профессионализм, желание учиться и любовь к тому, что ты делаешь.
И так, L’Officiel («официально о моде»), немного истории.
По номерам французского L’Officiel запросто можно проследить историю моды, и историю ХХ века в целом. Наверное, подшивка номеров L’Officiel с 1921 года вполне может стать своеобразной энциклопедией моды. В конце концов, именно журнал L’Officiel первым знакомил своих читателей с такими кутюрье, как Жак Фат или же Кристиан Диор. А ещё именно L’Officiel первым в мире из журналов мод опубликовал на своих страницах цветные фотографии, и произошло это в 1938 году.
Сегодня L’Officiel издаётся не только во Франции, свой L’Officiel есть в Японии, Бразилии, Греции. А так же L’Officiel издается в Латвии, Украине, и в России.
В России L’Officiel издаётся с 1997 года. Его главным редактором на протяжении долгого времени была небезызвестная Эвелина Хромченко. Эвелина не раз появлялась на телевидении, к примеру, в шоу «Модный приговор».
Существование L’Officiel в России закончилось скандалом. В 2010 году вместо Эвелины главным редактором L’Officiel-Россия была назначена жена издателя русской версии L’Officiel, в прошлом модель и редактор моды L’Officiel, Мария Невская, что вызвало претензии с французской стороны. В результате лицензия на издание L’Officiel в России была передана издательству АСТ, а пост главного редактора сохранялся за Эвелиной Хромченко, что вызвало в свою очередь уже претензии со стороны ЗАО «Парлан Паблишинг» ранее издававшего L’Officiel в России, начались судебные разбирательства.
Украинская версия журнала
Есть свой L’Officiel и в Украине, причём, по признанию французской стороны это один из лучших вариантов журнала L’Officiel за пределами Франции. В украинской версии L’Officiel около 90 % материалов посвящены местным темам, и лишь 10 % — тому, что актуально во Франции. L’Officiel-Украина издаётся на русском языке, издаётся с 2001 года. Шеф-редактором L’Officiel-Украина с 2004 года является Анна (Ана) Варава.
Ана Варава получила лингвистическое (английский язык) и психологическое образование (имиджмейкер-психолог). Обучалась на курсах таких известных школ дизайна, как Институт Марангони и Колледж Моды Святого Мартина в Лондоне, Fashion Institute of Technology (Нью-Йорк).
Ана Варава человек очень деятельный, она из тех немногих людей, которым нравится то, что они делают, действительно нравится. Такие люди живут своей работой. Ана отмечает, что ей ещё в институте нравилось писать, а свою нынешнюю работу она не рассматривает, как работу с девяти до шести, фактически, она живёт работой, а по-другому и не возможно. И, наверное, именно поэтому она отмечает, что совмещать карьеру и семью не реально, ведь вряд ли «какой-либо нормальный муж выдержит такой график».
И тут мы наконец-то подходим к теме блогов.
Будучи редактором журнала о моде, журнала с историей Ана Варава весьма критично относится к фэшн-блоггерам. Что ж, фэшн-блоггеры также весьма критично относятся к старым добрым журналам мод. Но, с Аной Варавой, с её критикой фэшн-блоггеров как раз таки вполне можно согласиться. И я попробую вам передать то, как я её понимаю.
Во-первых, большинство фэшн-блоггеров создают собственный стиль, выставляя на всеобщее обозрение фотографии своих луков. И если у человека безупречный вкус – это хорошо, если же вкус не очень, если не хватает знаний и понимания что такое мода, то тогда одно дело, если аудитория такого блоггера не велика, а если так сложилось, что читателей много, то что же тогда этот человек, этот блоггер, предлагает своим читателя, уроки дурного вкуса? И потом, глупо говорить, что вы держите сумку от Louis Vuitton, если у вас в руках дешёвая подделка, которую вы просто не в состояние отличить от оригинала, знаний не хватает. Всё же чтобы чем-то заниматься и о чём-то авторитетно говорить, нужно быть в этой сфере профессионалом, нужно иметь определённые знания и навыки.
Во-вторых, уличная мода — street fashion bloggers не могут рекламировать дорогие бренды. Street fashion bloggers очень часто фотографируют людей на улицах, их не обычные образы, но люди на улице часто одеты совершенно не от Dior. Но, с другой стороны, такие блоги не претендуя на высокую моду, вполне могут зарабатывать на рекламе одежды от демократических марок, тех марок, в которые как раз таки и могут быть одеты люди на улице.
И, в-третьих, всё зависит от того, на какую аудиторию рассчитывают сами дизайнеры, всё же люди, которые могут себе позволить дорогую одежду, чаще всего консервативны и доверяют старым, проверенным источникам информации, а именно тем самым старым добрым журналам мод.