У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько сложнее. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоции и снизить интенсивность беспокойства. Зачастую мы считаем пустяком то, что пугает ребенка, однако на детские страхи следует реагировать серьезнее.
Страх — одна из защитных реакций организма человека, обусловленная инстинктом самосохранения. Возникает она в результате столкновения с опасностью и может вызвать рефлекторную реакцию, под названием испуг. Однако по отношению к детям термин «испуг» имеет несколько иное значение. Это состояние, которое отличается характерной симптоматикой, ассоциируется с пережитым стрессом и может иметь последствия для детской психики.
На приеме у психолога очень часто обнаруживается, что люди путают названия своих переживаний. Приходят по поводу болезненного состояния, которое называют тревогой. А в ходе анализа выясняем, что часть переживаний естественны и нормативны для тех событий, которые описывает пациент.
- Что такое тревога?
- Переживания из спектра «Страх»
- Испуг
- Страх
- Ужас
- Паника
- Почему важны эти отличия
- Отличия здоровой и патологической тревоги
- Причины страха
- Что такое детские страхи
- Причины заболевания
- Виды и симптомы повышенной тревожности
- Причины появления детских страхов
- Запугивание
- Приобретенный опыт
- Чрезмерная опека
- Разговоры взрослых
- Виртуальная реальность
- Беспокойство родителей
- Нарушение привязанности
- Агрессивные родители
- Конфликтная семья
- Болезни
- Чувство одиночества
- Что делать
- Борьба с ночными страхами
- Возрастные страхи
- Как узнать, что ребенок чего-то боится
- Когда икота может быть опасна. Способы, как от нее избавиться
- Диагностика
- Испуг и его последствия
- Диагностика и лечение
- Осложнения болезни
- Профилактика беспокойства
- Чего боятся дети в разном возрасте
- от 1 до 5 лет
- от 5 до 11 лет
- от 11 до 16 лет
- Что чувствует ребенок
- Виды
- Природные и социальные
- Сверхценные, навязчивые, бредовые
- Ситуативные и личностные
- Острые и хронические
- Фобии
- Ночные страхи
- Терапия и коррекция
- Классификация детских страхов
- Бредовые страхи
- Сверхценные страхи
- Навязчивые страхи
- Что чувствуют родители
- Как бороться с детскими страхами
Что такое тревога?
Переживания из спектра «Страх»
Испуг
Страх
Ужас
Паника
Почему важны эти отличия
Отличия здоровой и патологической тревоги

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.
Причины страха
Из-за разницы в жизненном опыте взрослые и дети боятся разных вещей. Например, если для нас визг тормозов — это предвестник ДТП, то для ребенка — лишь громкий звук. В такой ситуации взрослый человек напряжется, оглянется, попытается уйти в безопасное место. А малыш максимум проявит любопытство и посмотрит в сторону источника звука.
При этом детей могут напугать совершенно тривиальные вещи. К примеру, пролетающий над головой голубь или клоун на празднике.
Что еще может испугать ребенка:
- Громкие звуки, которые возникли резко: работающий перфоратор, крик, грохот грома, лай собаки.
- Страшные картинки, экзотические животные, люди с необычной внешностью.
- Врачи и медицинские процедуры, если ребенок имеет негативный опыт.
- Стрессовые ситуации: переезд, разлука с родителями.
- Чрезвычайные происшествия: укус животного, падение с горки или велосипеда, физическое насилие.
Что такое детские страхи
Страхом называют чувство, возникшее в ответ на действие угрожающих факторов.
В основе взрослого и детского страха находится врожденный инстинкт самосохранения. Психологами выделяются базовые угрозы, провоцирующие опасения – угрозы жизненным ценностям и непосредственно жизни человека.
Детские страхи – это ощущение, обычно не связанное с актуальной угрозой. В их основе лежит информация, полученная детьми от взрослых, и пропущенная через призму фантазий и воображения.
Зачастую детский страх провоцируют явления, которые обычно не вызывают переживаний у взрослых. Речь может идти о каких-либо героях сказок и так далее. Появление детских страхов может возникнуть из-за неких запретов, непонятных малышу или внушения со стороны сверстников.
В течении месяца детский страх обычно проходит, однако у некоторых индивидуумов он закрепляется в сознании. В таком случае психолог проводит специальные сеансы с малышом, применяя разные методы психокоррекции. Если вовремя не поработать с этими беспокойствами, то они могут остаться вплоть до взрослого возраста. Как пример, можно назвать страх высоты, темноты.
Причины заболевания
Однозначного понимания причины появления этой болезни нет. Патология может возникнуть как реакция организма на соматические или психические факторы, развиться из-за травм головного мозга или при эндокринных нарушениях. Беспочвенный страх зачастую является побочным эффектом приема сильнодействующих препаратов, наркотических или психотропных веществ.
Выделяют четыре теории появления тревожного расстройства:
- Психологическая. Беспокойный синдром как ответ психики на наличие у человека запретной, невозможной в привычном окружении потребности. Тело и психика блокируют поступки человека, которые имеют интимную или агрессивную подоплеку. Такой подсознательный барьер приводит к неврозам, так как организм сдерживает эту недопустимую потребность.
- Когнитивная. Постоянная депрессия, волнения вызываются мыслеобразами самого больного. Обычно мысли пациента крайне иррациональны, непрактичны, оторваны от реальности.
- Поведенческая или бихевиористическая. Сильное беспокойство – это рефлекторная реакция организма на пугающие или болезненные раздражители. В большей части это нормальная реакция здорового организма. Патологические симптомы возникают, когда стимулов больше нет, а тревога у человека осталась.
- Четвертая теория – биологическая. Патологические состояния вызываются сбоем обменных процессов в головном мозге. Исследования доказали, что увеличение количества нейромедиаторов приводит к возникновению состояния повышенного волнения.
Чувство чрезмерной обеспокоенности является патологией, но при которой человек осознает свои проблемы. Данное заболевание не изменяет личность пациента.
Страх и волнение испытывают все люди, но беспричинное и устойчивое чувство беспокойства у человека говорит о наличии синдрома тревожного расстройства (ТР). Возникает тревога из-за влияния разных факторов: жизненные сложности, проблемы в карьере, самоопределении и т.д. Такие виды переживаний свойственны всем и не считаются патологией. Но если повышенная тревожность не связана с конкретными объектами или ситуацией, то это сигнал о сбое психики.
Болезнь подобного типа не имеет ограничений по возрасту, полу, социальному положению. Тревожные расстройства – это группа неврозов с повышенным ощущением страха без причины. Сильное волнение, которое возникает у взрослых по относительно малым поводам, специалисты делят на две большие категории:
- Эмоциональные переживания. Больного человека мучает необъяснимая тревога, часто беспричинный страх вызывает постоянную напряженность в теле, нервозность. Полярное состояние – депрессия, полная опустошенность. Человек в эмоциональном расстройстве не может находиться на одном месте, ему трудно концентрироваться. Он ждет чего-то страшного и неотвратимого, что должно вот-вот случиться. Явный признак возбужденного состояния – это частое и полное дыхание, грудная клетка движется интенсивно, как после бега.
- Физические переживания. Чувство тревоги и беспокойства проявляется в виде повышенного потоотделения, частого сердцебиения. У больного человека может появиться тяжесть в грудной клетке, отдышка, тремор в руках и ногах. Часты головные боли, потеря аппетита и сна. Беспричинная тревога вызывает напряжение всех мышц в теле, появляется усталость даже при небольшой физической активности. Зачастую случаются сбои в работе ЖКТ, выделительной системы – диарея, запор, частые мочеиспускания.
Основными причинами, вызывающие ТР у взрослых, являются генетические и экологические факторы. Чаще всего этой болезни подвергаются люди с психическими недугами, частыми депрессиями, с историей жестокого обращения в семье или потребления наркотических/психотропных веществ.
Виды и симптомы повышенной тревожности
Выделяют несколько видов патологических проявлений с конкретной симптоматикой:
- Генерализированное ТР. У человека проявляются неврозы, которые не связаны с конкретным объектом или ситуацией. Наиболее устойчивые симптомы – гиперактивность, склонность к плаксивости, напряженное состояние лица и тела (брови опущены, есть небольшой тремор в конечностях, кожа бледная).
- Панические атаки. У взрослых психическое расстройство сопровождается периодическими приступами паники «на ровном месте». Контролировать их проявления человек не может. Однако больной хорошо предчувствует атаку и может избежать ситуации, приводящей к обострению. Симптоматика – чрезмерный эмоциональный накал перед панической атакой, повышение потливости, частый пульс, взвинченное состояние.
- Обсессивно-компульсивное. Болезнь сопровождается депрессией и появлением навязчивых мыслей, которые приносят дискомфорт. Больной находится в постоянном переживании каких-то ситуаций из прошлого или выдуманного мира. Симптоматика – неадекватное поведение в обычной обстановке. Например, частое мытье рук, уборка в доме до сильного утомления и т.д.
- Фобии – это страх, доведенный до крайней точки интенсивности. Симптомы как при обычном испуге, только умноженные в десятки раз. Человек может бояться как вполне опасных, так и безопасных вещей. Больной старается избежать контакта с объектом испуга, что приводит к обострению фобии. У таких людей повышенное потоотделение, грудная клетка дышит крайне интенсивно, неадекватное поведение.
- Социальное. Болезни носят психосоматический характер. Больной испытывает повышенное волнение получить негативную оценку других людей в социуме. Социофобы робки, застенчивы, замкнуты, часто мрачны из-за отсутствия радости общения с окружающими. Они страдают апатией, депрессией.
- Посттравматическое. Волнение без раздражающего стимула может возникать на фоне пережитой ситуации, травмы, шока. Сложный вид протекания болезни, так как тревожный синдром проявляется регулярно и не ослабевает. Требуется помощь психотерапевта, который назначит лечение и пропишет средства для успокоения нервной системы.
Причины появления детских страхов
Детский страх – это серьезная проблема, и ее провокатором могут стать несколько причин.
Запугивание
Старайтесь не запугивать малыша сказочными героями, применяя эту тактику, как метод воспитания. Развитое воображение ребенка может надолго поселить Бабу-Ягу или злого волка в уголках детского сознания.
Приобретенный опыт
Одна из самых распространенных и очевидных причин появления детского страха – это ранее пережитое волнительное событие. Примером может послужить множество рядовых ситуаций. Например, если малыш во время купания в бассейне нахлебался воды. В такой ситуации обычно пугается сам ребенок и его родители, активно демонстрирующие ему свои переживания. Это может спровоцировать боязнь воды в будущем.
Чрезмерная опека
Большинство родителей заботятся о детях, но некоторые проявляют чрезмерную опеку. С каждым годом это явление учащается. Пытаясь уберечь их от неприятностей и возможных угроз, затаившихся в современном мире, родители постоянно рассказывают сыну или дочери о том, что им стоит опасаться буквально всего. Эта информация делает детей боязливыми и замкнутыми.
Разговоры взрослых
Избегайте в присутствии малыша обсуждения различных зверских преступлений и масштабных катастроф. Иногда родителям, кажется, что чадо занято собственными делами и совсем не слышит их бесед, но зачастую это не так. Подобные разговоры могут оставить в неокрепшей психике ощущение того, что какие-то страшные события подстерегают его на каждом углу, и их никак невозможно избежать.
Виртуальная реальность
Серьезный прогресс отчасти стал большой проблемой человечества. Недостаток общения и отсутствие полезных увлечений оборачивается немалой вовлеченностью современных ребят в мир виртуальности. Компьютерные игры приходят на смену необходимому живому общению. Это оказывает существенное влияние на психику. В современном мире регулярное и качественное общение родителей со своим чадом – необходимость.
Беспокойство родителей
Родители, обладающие высоким уровнем тревожности, не могут не транслировать свои опасения малышу. Часто они или бабушки с дедушками делают подобные предостережения: «Не бегай – упадешь и сломаешь ногу», «Не смотри долго телевизор – ослепнешь», «Не ешь быстро – подавишься и задохнешься» и тому подобное. Обычно в детской памяти остается лишь вторая часть предостережения о том, что он находится в серьезной опасности. Он не понимает в полной мере, что конкретно ему угрожает, однако чувство беспокойства нарастает и не покидает его. Некоторые родители умудряются даже «передать по наследству» собственные страхи. Например, мама, которая боится темноты, будет всячески транслировать собственные опасения сыну или дочери. Постепенно ребенку передается это беспокойство.
Нарушение привязанности
Малыш, не ощущает безопасность в семье, если не видит надежной опоры в лице ближайшего взрослого и не испытывает уверенности в том, что родитель сможет встать на его защиту в любом случае. Это обстоятельство провоцирует немало детских страхов. Первая причина явления: нарушение привязанности. Чувство безопасности страдает, ребенку сложно доверять окружающему миру.
Агрессивные родители
В первую очередь, речь идет об агрессии по отношению к ребенку. Если мать занимает в семье лидирующую позицию и позволяет себе агрессию в отношении других членов семьи, то появление детских страхов практически неизбежно. Мать не воспринимается ребенком, как надежный объект, в любой момент готовый прийти на помощь, защитить. Базовое чувство безопасности страдает.
Конфликтная семья
Нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, регулярные ссоры взрослых, непрекращающаяся агрессия между членами семьи, отсутствие поддержки и взаимопомощи, эмоциональная отчужденность – это причина нарастающих детских страхов. Ребенок постоянно находится в стрессе, что постепенно ведет к устойчивому страху.
Болезни
Неврозы или иные психические заболевания могут привести к возникновению страха у малыша. Лечением подобных заболеваний должны заниматься медики. Нередко детский страх является симптомом невроза, если он имеет патологический характер и не соответствует возрасту.
Чувство одиночества
Статистика гласит, что чаще всего страхам подвержены малыши, у которых нет сестер или братьев. Особенно часто проявляется страх одиночества.
Что делать
Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Помогут справиться со страхами такие простые действия:
- пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
- рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
- использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
- вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
- устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
- просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
- объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.
В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.
Что придётся изменить в семье:
- уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
- обеспечить комфортную атмосферу в дома;
- ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
- говорить о своей любви;
- убедить его в полной защищённости;
- нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
- записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.
Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:
- снизить нагрузки в школе и по дому;
- увеличить дозировку положительных эмоций;
- нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
- обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
- увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
- устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
- приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
- перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.
9 категорических «нельзя» для родителей:
- Не наказывать за трусость.
- Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
- Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
- Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
- Не стыдить и не высмеивать.
- Не называть трусом.
- Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
- Не акцентировать внимание на страхах.
- Не наказывать слишком жестоко.
Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Борьба с ночными страхами
Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.
- Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
- По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
- Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
- Сводить в туалет.
- Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
- Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.
Если приступы повторяются постоянно, необходимо:
- вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
- выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
- организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
- исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
- привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
- исключить стрессовые факторы.
Когда требуется помощь со стороны:
- приступы повторяются несколько раз за ночь;
- сохраняются даже после 12 лет;
- ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
- возникают трудности с засыпанием.
Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.
Возрастные страхи
Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.
Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.
Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»
Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.
Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Таблица показывает и возрастные кризисы:
- 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
- 6-7 лет;
- 11-12 лет.
Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.
Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»
Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»
Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»
Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:
- «Быть не собой».
- Провала, осуждения, наказания.
- Физического уродства.
- Одиночества.
- Бесперспективности и невозможности самореализации.
На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.
Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.
Как узнать, что ребенок чего-то боится
Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его, есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после достижения ребенком возраста трех лет.
Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом, подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.
Когда икота может быть опасна. Способы, как от нее избавиться
2
Икота обычно вызывает только раздражение у икающего и легкий смех у окружающих. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях она может указывать на серьезные заболевания. Мы расскажем, когда нужно обращаться к врачу и какими еще методами, кроме испуга, питья и задержки дыхания, можно избавиться от этой неприятности.
Из-за чего возникает икота
«Кто-то меня вспоминает» — такая мысль иногда приходит, как только начинается икота. Но на самом деле она возникает в результате судорожного сокращения диафрагмы и мышц грудной клетки, как при интенсивном вдохе. В определенный момент происходит резкое закрытие голосовой щели, сопровождающееся характерным звуком и непроизвольным содроганием туловища. По сути, икота — это своего рода рефлекс, как чихание или кашель. Таким образом организм избавляется от лишнего воздуха, оказавшегося внутри желудка. Как только весь воздух выходит, приступ прекращается.
Икоту могут вызвать следующие моменты:
— торопливость в еде или переедание: именно таким образом в желудок и
попадает лишний воздух;
— длительная неудобная поза;
— сильный стресс, волнение, испуг;
Как избавиться от неприятного ощущения
Оториноларингологи утверждают, что обычная икота, связанная с сокращением диафрагмы, обычно проходит сама. Максимальное время приступа — 10-20 минут. Можно попробовать проверенные методы, наподобие испугать икающего, медленно выпить стакан воды, задержать дыхание или перечислить всех, кто мог бы вас вспоминать. Но есть несколько медицинских советов, которые можно использовать, если вышеперечисленные варианты не сработали.
- Гиппократ для борьбы с приступом икоты рекомендовал чихнуть, используя перец. Чихание не только
выводит из носа раздражающие частички перца, но и лишний воздух из организма. К тому же диафрагма «сбивается» с ритма икоты. - Некоторым помогают потягивания, как после сна. Нужно сцепить руки за спиной в замок и, прилагая усилие, попытаться его «разорвать». Это в таких случаях, когда икота появилась после долгого нахождения в неудобной позе.
- Проглотите немного чего-нибудь очень кислого, горького или сладкого. Например, пососите кусочек лимона. Внезапное попадание в желудок продукта с резким вкусом спровоцирует выделение желудочного сока и отвлечет организм от икоты. Повысит слюноотделение и посасывание леденца или жевание кусочка
черствого хлеба.
- Можно выпить воду необычным способом. Наклонитесь и постарайтесь выпить воду из противоположного края кружки. Когда вы нагнетесь, диафрагма может перестать сокращаться, а вода
укрепит этот эффект. - Заложите руки за спину, сцепите их в замок, и, стараясь растянуть его, пейте холодную воду быстрыми глотками из чашки, которую держит другой человек. Так икота быстро проходит. Когда руки заложены за спину и сцеплены в замок, диафрагма расслабляется, а быстрое питье при этом снова сжимает ее. Два действия, которые происходят одновременно, прекращают движение диафрагмы, а икоту вызывает именно это движение.
- Вдохните несколько раз, а после задержите дыхание. Выдохните в бумажный пакет, а когда будете вдыхать, сделайте вдох из этого пакета. Так вы повысите содержание углекислого газа в крови, и
икота пройдет быстрее. - Заткните уши большими пальцами обеих рук. Закройте пазухи носа мизинцами. Зажмурьте глаза, для верности прикройте их оставшимися пальцами. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на максимально долгое время. После такого упражнения вы начнете часто и тяжело дышать. Это позволит диафрагме раскрыться, и икота прекратится.
- И самый невероятный и забавный способ. Некоторые врачи утверждают, что он помогает не хуже прочих. Заключите с икающим пари. Положите любую купюру на стол (в зависимости от вашей щедрости) и
скажите страдальцу, что, если он икнет еще раз в ближайшую минуту, деньги его. Человек сосредоточится на сокращении диафрагмы, и, скорее всего, икота прекратится. Впрочем, на всякий случай не ставьте на кон купюры большого номинала.
Когда икота становится опасной
Сама по себе икота не опасна, но в определенных случаях она может быть признаком более серьезных нарушений. О том, когда нужно обратиться к врачу, рассказал оториноларинголог, врач высшей категории Владимир Зайцев газете «Аргументы и Факты».
К врачу нужно обратиться, если:
— икота продолжается больше часа;
— приступы возникают по несколько раз в день или несколько дней в неделю;
— кроме икоты, вы жалуетесь на изжогу, боль в груди или нарушения глотания.
Такие симптомы могут указывать на ряд серьезных заболеваний. Например, упорная икота порой появляется у больных воспалением легких. Возможно, это связано с тем, что
инфекция раздражает нервы в грудной клетке или саму диафрагму. Причиной токсической икоты может быть сильное алкогольное отравление. Или вызванное чрезмерным приемом алкоголя заболевание печени, которая, увеличиваясь, раздражает диафрагму.
Подготовлено с использованием материалов: aif.ru, segodnya.ua, medportal.ru, lifehacker.ru
Диагностика
На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.
Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.
Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.
Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.
Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.
Используются также диагностические опросники:
- П. Бейкера и М. Алворда;
- Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.
Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:
- частая смена настроения;
- мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
- чрезмерная возбудимость, нервозность;
- плаксивость, капризность;
- отсутствие аппетита;
- нарушения сна;
- трудности в концентрации внимания.
Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.
Испуг и его последствия
Нервная система маленьких детей еще недостаточно зрелая, чтобы стойко переносить потрясения из внешнего мира. В ситуациях, когда взрослый может лишь вскрикнуть «Ой!», малыш пугается по-настоящему.
Последствия такого испуга имеют разный характер — от легких, которые быстро пройдут:
- внезапный плач, истерика;
- беспокойное поведение;
- чрезмерная активность;
- оцепенение.
- нарушение аппетита;
- ночные кошмары, бессонница, пробуждения среди ночи;
- боязнь темноты, замкнутого пространства, громких звуков и т. д.
- энурез;
- невроз;
- нервные тики;
- заикание;
- тремор конечностей;
- тревожное расстройство.
Диагностика и лечение
Изучение признаков данного заболевания у взрослых и подростков позволили апробировать методики психотерапевтического и медикаментозного восстановления здоровья нервной системы человека. Специалисты используют следующие способы диагностики невротических проявлений страха:
- Консультационная помощь психолога или психиатра для выявления конкретной симптоматики, получения данных об интересах, образе жизни, мотивах пациента.
- Психодиагностика, тестирование – эти методы позволяют выявить патологические признаки страха и сопутствующие нарушения нервной системы.
- Наблюдение за пациентом и анализ его поведения в жизни, социуме, в отношениях с близкими людьми и окружающими.
Беспричинные проявления волнения входят в сферу интересов психолога и психотерапевта. Перед посещением кабинета специалиста пациенту рекомендуется детально сформулировать свои проблемы, рассказать о приеме психоактивных препаратов, сроках и длительности предыдущего лечения. Гормоны радости помогают в борьбе с тревожными чувствами, поэтому профессиональные врачи советуют запастить позитивом.
Лечение человека с ТР основывается на комплексном методе. В курс восстановления входят прием медикаментов психоактивного типа (антидепрессантов), психотерапия, коррекция образа жизни больного. Психиатрическая помощь включает групповые, индивидуальные, семейные методики восстановления пациента. Терапия помогает изменить отношение больного к беспочвенному неврозу.
Также допускается использование средств народной медицины – успокоительные настои, отвары из трав мелисы, ромашки. Они дают общий расслабляющий эффект, временно снижают активную фазу проявления болезни.
Осложнения болезни
Без медицинской помощи тревожное расстройство даёт ряд социально-психологических осложнений. Это и самоизоляция от общества, заниженная самооценка, истощение организма на психическом и физическом планах, развитие депрессивных состояний и другие проявления. Также больной испытывает осложнения в социальном плане. Самые частые – финансовые затруднения, алкоголизм, потеря интереса к работе, карьере, сексу. Постоянное напряжение и неудовлетворенность собой, жизнью снижает иммунитет организма. Больной испытывает сильные головные боли, аллергические реакции, мышцы находятся в постоянном тонусе.
Все эти проявления приводят к ещё худшим последствиям для человека. Организм дает сбои, развиваются серьезные недуги: рак, болезни сердечнососудистой и эндокринной систем, язва и другие.
Профилактика беспокойства
Справиться с ТР на ранней стадии можно попытаться в домашних условиях. Но, если профилактические методики не помогли, рекомендуем немедленно обратиться в медучреждение. Если чувствуете приближение волнения без причины, сделайте следующее:
- Расслабьтесь максимально, сконцентрируйтесь на своем теле. В уме или вслух перечислите свои опасения. Не убегайте от них, а примите.
- Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте грудную клетку. Дышите спокойно. Несколько циклов помогут прийти в норму.
- Выделяйте время для полноценного сна и отдыха, недосып или хроническая усталость первые признаки ТР.
- Оградите себя от негативной информации, не смотрите новости, не читайте газеты. Сходите в кино или дома включите комедию, романтическую историю. Заряжайте себя позитивом.
- Осознайте факт, что за черной полосой в жизни всегда идет белая. Проблемы не длятся вечно, учитесь принимать жизнь в динамике.
Специалисты советуют пациентам развивать ресурсное состояние, в котором они чувствуют приток энергии, собственные силы. Ощущение достаточности внутренних ресурсов помогает победить все проблемы. У каждого человека имеется личный источник силы. Кто-то любит прогулки в лесу, парке, кому-то нравится общаться с близкими, играть с детьми, заниматься спортом и т.д. Секрет успеха лечения ТР в том, чтобы находить время для занятий любимыми делами.
Чего боятся дети в разном возрасте
Детские страхи довольно разнообразны. Рассмотрим, какие из них преобладают в определенные возрастные периоды.
от 1 до 5 лет
Наиболее распространенные страхи у детей после года – боль (ребенок не единожды падал и знает, что такое ушиб), внезапное появление незнакомого человека, резки и громкие звуки. Малыш может впасть в панику, оставшись в комнате без близких людей. Ближе к двухлетнему возрасту, дети испытывают страх при виде собак или иных животных, завидев движущий транспорт. Такой детский страх преодолим, если познакомить чадо с упомянутыми явлениями с положительной стороны. При этом помните о разумном отношении и безопасности.
После двухлетнего возраста малыш боится родительского наказания. Он проявляет активность, периодически делает «пакости» в ответ на которые получает родительское замечания. Ему становится страшно получить возмездие за проступки, даже если раньше его не шлепали. Все, что действительно допустимо, лучше разрешать. Малыш формирует осознание себя, как личности, практикует свободу действий. Позвольте ему открыто демонстрировать свои чувства, желания, страхи. Невысказанные ощущения оборачиваются фобией.
Ближе к трем годам многие дети боятся темноты. Отметим естественность этого страх. Как известно, даже древние люди предпочитали не охотится в темноте, опасаясь стать добычей хищных животных. Отмечается возникновение первых страшных снов.
Стремитесь уменьшить подобные детские страхи? Будьте внимательны к режиму отхода ко сну. Ритуал укладывания должен быть спокойным и непринужденным. Хорошим решением будет оставить неподалеку от детской кроватки ночник с мягким светом. Укладывайте рядом с чадом и его любимую игрушку. Страх темноты можно побороть разными играми.
Пример: поиск «клада» с фонариком и прочее. Если сын или дочь рассказывают о том, что в комнате есть какие-то персонажи, то вместо отрицания их существования, подружитесь с ними. Пример: Баба-Яга. Расскажите, что теперь эта бабуля добрая, с ней можно дружить. Оставляйте на столе конфеты, и говорите, что это оставила Баба-Яга специально для малыша, потому что он ей нравится.
Распространенный детский страх – врачи. Многие ребята запоминают, что сначала медики доброжелательны и позитивны, но потом предлагают невкусные пилюли и ставят болезненные уколы. Приобретите «набор доктора» — пусть малыш сам побудет врачом в увлекательной игре. Предложите «полечить» игрушки. Заранее расскажите о том, что его ждет в поликлинике, насколько это полезно и как быстро пройдет.
В возрасте 3-5 лет малыши переходят на другой эмоциональный уровень. Прежние страхи могут не только сохраниться, но и усилиться. Появляются и новые опасения – более серьезные и глубокие. Достигнув трехлетнего возраста, малыш боится оказаться нелюбимым и отвергнутым со стороны мамы и папы. Происходит активное эмоциональное развитие, и в этом возрасте самые страшные слова для него: «Я не люблю тебя». Формируйте у чада чувство защищенности, собственного достоинства, безопасности. Акцентируйте на том, что любите его при любых обстоятельствах.
Повышенный уровень тревожности наблюдается у особо беспокойных родителей. Такие мамы и папы стремятся к отрицанию и запрету детских страхов, не зная как их побороть. Помните, что этим делу не поможешь, и боязнь боли, одиночества, темноты, транспорта и так далее – довольно распространенное явление, наблюдающееся у многих детей.
от 5 до 11 лет
В 5-6 лет впервые формируется страх смерти. Душевные возможности малыша достигают уровня, когда он приходит к осознанию скоротечности жизни. Он понимает, что однажды не станет близких людей, как и его самого. 50% детей подвергаются этой боязни, начав задавать вопросы, беспокоится и плакать. Не уходите от темы, полагая, что так вы отгораживаете кроху от травмирующих тем. Незакрытые вопросы – причина навязчивых мыслей, комплексов, нервозного состояния. Попробуйте простым и доступным языком объяснить чаду, что все мы увидимся в другом мире. Можно придумать и другие истории.
Старайтесь при ребенке не смотреть пугающие фильмы о катастрофах, авариях и прочих пугающих вещах. Подобные киноленты вызывают стойкий детский страх – ребенок опасается отпускать куда-либо родителей надолго и испытывает сильные переживания, когда их нет дома. Всегда рассказывайте, когда вы вернетесь, и если не успеваете, то найдите способ заранее предупредить об этом.
В возрасте 7-11 лет дети активно контактируют с окружающими людьми. Обычно речь идет о школе – учителях, сверстниках, друзьях. Дети боятся выглядеть «недостаточно хорошими», достойными, уважаемыми – даже перед своими родителями. В чем выражается страх? В боязни поступить неправильно, спровоцировать осуждение. В сознании ребенка формируются естественные чувства долга, ответственности, совести, и с этим связаны переживания. Некоторым школьникам боязно отвечать у доски. Они опасаются допустить ошибку. На первый план выдвигается самооценка.
Некоторые дети с опаской относятся к суевериям, веря в потусторонних существ, рок, судьбу. В их сознании появляются мысли о роковой предопределенности. Появляется вера в магию, сказки, и это происходит на более ощутимом возрасте, чем в три года. Десятилетнего ребенка легко убедить в существование вампиров, которых он будет бояться, даже если не скажет об этом напрямую. Причина таких явлений – повышенная внушаемость. После десяти лет ситуация будет понемногу приходить в норму. Для младшего школьного возраста также характерен страх смерти, относящийся к трагическим стечениям разных факторов.
от 11 до 16 лет
Ребенок боится, что другие узнают о его неблаговидных поступках, что родители испытают разочарование. Мистика и чудища уходят на второй план.
Наступает важный период в становлении мировоззрения, интересов, ценностей, социальной направленности, увлечений. Существенные изменения происходят в самооценке, напрямую зависящей от чувства самоуважения и уверенности в себе. На это существенно влияет контекст межличностных отношений.
С одной стороны подросток жаждет сохранить индивидуальность, а с другой – ощутить принадлежность к группе, соответствовать ее нормам. Это противоречие разрешается непросто, имея несколько вариантов: эгоцентризм и уход в себя с потерей контактов со сверстниками до слепого конформизма. Второй вариант предполагает отказ от личной свободы и потерю самостоятельности в своих суждениях.
Желание быть собой приводит к желанию самосовершенствования. Это неотделимо от беспокойства, детских страхов, тревоги. Подросток боится быть обезличенным, непринятым.
Обычно такой страх подразумевает страх изменений. Чувствительные, ранимые и впечатлительные подростки опасаются не только психических, но и физических несовершенств. Это может выражаться в нетерпимости к недостаткам окружающих или в маниакальных мыслях о собственной внешности («толстая фигура», «большой нос», «уродские волосы» и так далее).
У страха к изменениям имеются и физиологическое объяснение. Во время полового созревания отмечаются заметные сдвиги в деятельности организма. У девочек появляется менструация, а у мальчиков – поллюции. Период может характеризоваться уменьшением или увеличением массы тела, болезненными ощущениями, стремительным ростом.
Что чувствует ребенок
Сразу после сильного испуга малыш пребывает в стрессе. Его естественный порыв — как можно быстрее прижаться к маме или уйти домой, в комфортную обстановку. Некоторые дети после испуга долго и крепко спят — так восстанавливается нервная система от внезапной перегрузки.
Очень важно в первые минуты после испуга успокоить, обнять малыша, поговорить с ним тихим, ласковым голосом. Сейчас он остро нуждается в материнском тепле и спокойствии.
Последствия испуга могут проявиться не сразу. Даже если малыш перестал плакать и вернулся к игре, это не значит, что все в прошлом. Дело в том, что эмоциональный фон детей до 5 лет настолько нестабилен, что воспоминания об испуге могут сами по себе вызывать сильный стресс. Так формируются страхи, фобии, неврозы, которые иногда длятся годами.
Виды
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
- смерти — собственной, родителей;
- замкнутого пространства;
- темноты, глубины, высоты;
- животных, чудовищ, насекомых;
- стихий: воды, огня;
- крови, врачей, уколов;
- громких звуков.
- одиночества;
- наказания;
- осуждения;
- быть не собой;
- опоздания;
- насмешек.
Сверхценные, навязчивые, бредовые
- Сверхценные / воображаемые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
- Навязчивые / реальные
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
- Бредовые
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
- обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
- становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
- легко перерастают в фобии.
- обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
- причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
- проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
- со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
- взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.
Острые и хронические
- возникают в определённой ситуации;
- часто имеют кратковременный характер;
- при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.
- развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
- могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
- требуют психотерапевтического вмешательства;
- являются фобиями.
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
- ночных кошмаров;
- снохождений;
- сноговорения;
- сонного паралича;
- бруксизма.
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
- пробуждение от собственных движений и криков во сне;
- учащённое сердцебиение;
- сбитое дыхание;
- гиперемия, гипергидроз;
- расширение зрачков;
- крик, плач;
- отсутствие реакции на окружающих.
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
- наследственность;
- отсутствие режима сна;
- новая обстановка (в гостях, при переезде);
- приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
- черепно-мозговая травма;
- лихорадка;
- перевозбуждение перед сном;
- стрессовая ситуация днём;
- полный мочевой пузырь;
- психическое и/или физическое переутомление.
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.
Терапия и коррекция
Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:
- избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии;
- разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов;
- невербально проявить мысли и чувства;
- развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.
В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.
Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.
Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).
Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.
Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Классификация детских страхов
Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.
Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.
Детские страхи также делимы на три группы.
Бредовые страхи
Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.
Сверхценные страхи
Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.
Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.
Навязчивые страхи
Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.
Что чувствуют родители
Первая эмоция, с которой сталкивается мать испугавшегося ребенка, — растерянность. В первые секунды ей может быть трудно сориентироваться и определить так называемый «размер ущерба». Поэтому в такой ситуации можно понять замешательство или замедленную реакцию на источник стресса у ребенка.
Через минуту приходит понимание, что малыш сильно испугался. И тут уже важно правильно повести себя:
- попытаться успокоить ребенка словами;
- поддержать тактильно — обнять, приласкать, поцеловать;
- переключить его внимание на что-то нейтральное (дать игрушку);
- уйти с места, где это произошло;
- дома наблюдать за состоянием крохи;
- быть готовым к последствиям испуга.
Далеко не все родители осознают степень влияния стресса на детскую психику. Поэтому одни могут отрицать наличие испуга, а другие — связывать с ним любые нарушения в поведении или самочувствии малыша. Всё же лучше держаться золотой середины: не игнорировать произошедшее, но и не списывать на испуг все проблемы.
- не кричать на испугавшегося ребенка;
- не стыдить его, не заставлять успокоиться;
- не вовлекать в активные игры сразу после стрессовой ситуации.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Как бороться с детскими страхами
Психологи не рекомендуют игнорировать детские страхи – с ними нужно бороться.
- Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над страхом.
- Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок, акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать чадо, говоря о его смелости и отваге.
- Игра. Побороть детский страх поможет игра или инсценировка. Психолог часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов. Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает отрицательных эмоций у малыша.
Помните! Страхи характерны для всех. О них, как и обо всем прочем, нужно спокойно и доброжелательно разговаривать с ребенком.
Главная задача родителей в преодолении детских страхов – находиться рядом с ним. Всегда будьте готовы выслушать чадо, успокоить его, помочь. Если вы полагаете, что детский страх приобрел хроническую форму, не игнорируйте ситуацию. Лучшим решением станет помощь детского психолога.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.