Современный термин «харедим» происходит из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» (66:5). Со временем словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») сократилось до слова «харедим» (трепещущие). В единственном числе — «хареди».
Кто такие «харедим»?
Харедим — евреи, прилагающие все усилия, чтобы жить в соответствии с еврейским законом
Харедим — это условный термин, который используется как определение современного религиозного общества, включающего в себя основную часть евреев, соблюдающих заповеди Торы. Понятие используется также как обозначение членов данного общества и в качестве названия, которым пользуются эти люди для самопрезентации и самоидентификации.
Говоря о «харедимном обществе» мы не имеем в виду, что харедим обязательно состоят в некой жестко организованной структуре, с четкими внутренними правилами и административным аппаратом. Группы и общины харедим могут руководствоваться мнением разных раввинов и отличаться друг от друга обычаями, принятыми нормами практического закона, разговорным языком, порядком молитв и даже политическими позициями. Существуют многочисленные организации самого разного назначения и профиля, включая собственные системы учебных заведений, различные общественные объединения, а также СМИ, политические партии и даже рекорд-лейблы, которые связаны именно с харедим, представляют и обслуживают харедим. Но все же под «харедимным обществом» понимается скорее пестрая совокупность различных групп и общин, которые могут быть условно объединены в единое «общество» по двум критериям:
1) Для харедимного человека мерилом всех вещей и смыслом жизни является Тора. Это значит, что вся его жизнедеятельность вращается вокруг Торы и заповедей, вокруг идеи служения Б-гу и реализации Его Воли. Все остальное для него вторично и подчинено Торе и задачам, которые она ставит перед человеком.
2) Харедимный человек прилагает все усилия чтобы жить строго в соответствии с алахой — религиозным законодательством, регулирующим как отношения еврея с Б-гом, так и его отношения с другими людьми. Он чтит обычаи, принятые в его общине, начиная от особенностей кашрута и заканчивая одеждой. Этим обусловлен «консерватизм» харедим: допуская развитие еврейского закона и изменение обычаев, они не склонны подгонять действующие нормы под изменяющуюся действительность. Посвящать весь день изучению Торы или начать работать, остаться в ешиве или пойти служить в армию, за кого голосовать на выборах или игнорировать выборы вообще — ответы на эти и многие другие вопросы в каждом отдельном случает зависят от принятых алахических решений и требований, предъявляемых алахой. Поступиться алахой ради выгоды харедимный человек не готов.
Разношерстное еврейское ортодоксальное общество
Когда возникло общество харедим?
Оно возникло в те дни, когда Поколение Исхода стояло у горы Синай и получало Тору. Однако осознание себя как некой группы в еврейском народе действительно началось у харедим относительно недавно — в начале XIX века, в связи с бурными изменениями, происходившими в еврейском мире: прямым порождением «европейского Просвещения» явилось еврейское движение «Аскала», принесшее в общины т.н. «реформистский иудаизм», секуляризацию, ассимиляцию, распространение идеи социализма, появление политического сионизма. Все это стремительно вело к разрушению традиционного уклада.
Слово «ультра-ортодоксы» подразумевает харедим, но имеет явную негативную окраску и используется в основном в СМИ
Усиление этих тенденций привело к распаду прежде единой общности на две группы, и, как следствие, к возникновению новой общественной идентификации. Та часть евреев, которая пыталась сохранить традицию, противостояла реформизму, защищала мир Торы от ударов, наносимых сторонниками «новых веяний», стала называться новым термином — «харедим», хотя эта группа ничего принципиально нового не предлагала и не делала, придерживаясь того же самого «мейнстримного» иудаизма, которым руководствовались все предыдущие поколения.
Вопрос о том, как реагировать на стремительно изменяющуюся действительность и новые вызовы, породил большую дискуссию, которая продолжалась много лет. В дальнейшем из среды строго соблюдающих евреев выделилось движение «модерн ортодокс», сторонники которого пытались совместить следование алахе с «современной жизнью» в изменившихся условиях. Духовные лидеры харедим, видя в таком подходе угрозу постепенного вытеснения алахи этой самой «современной жизнью», избрали другую стратегию: чтобы удержаться в поле алахи нужно последовательно тормозить процесс разрушения гетто, «устанавливать стены для Торы».
Существует расхожее мнение, что политика руководителей харедим представляла своей целью полную самоизоляцию. Это не соответствует действительности. Речь шла о выработке некой системы «якорей и маяков», которые позволят харедимному еврейству не утратить свою сущность и помогут, без революционных скачков, постепенно адаптироваться к новым условиям. И в XIX веке, и позднее многие харедим получали профессиональное образование и работали в самых разных сферах, контактируя с другими еврейскими группами и нееврейским окружением, принимали участие в принятии всех важнейших решений, влияющих на судьбу еврейского народа.
Кто такие «ультра-ортодоксы», «досы» и «датишные»? И чем они отличаются от харедим?
«Ультра-ортодоксы» — это клише, которое в светских СМИ постоянно используется вместо или в качестве слова-синонима для термина «харедим». Проблема с использованием этого понятия, очевидная для харедим, состоит в том, что слово «ультра-ортодоксы» имеет явную негативную окраску, и, по сути, несет следующую смысловую нагрузку: «фанатики, которые соблюдают в ненормальном объеме, религиозны сверх меры».
В Америке харедимных евреев иногда называют «black hats» («черные шляпы»), в Израиле есть упрощенный аналог — «шхорим» («черные»), но он используется редко. Наиболее широкое распространение получила в Израиле кличка «досим», которая обыгрывает ашкеназское произношение ивритского слова «датим» («религиозные»). У русскоговорящих репатриантов прижилась собственная производная этого слова: «датишные».
Сами харедим используют целый ряд терминов, которыми они определяют то общество, к которому принадлежат. В их числе такие определения как «бней Тора» (досл. «сыновья Торы»), а также ряд терминов на идише, которые используют ашкеназские харедим: «идн» (евреи), «эрлехе идн» (добродетельные евреи), «фрум» (строго соблюдающий), «хеймиш» («как дома», т.е. наш человек) и т.д.
Где искать харедим?
Харедимные общины существуют во многих странах мира. Особенно много харедим живет в Израиле и США, однако большие общины и даже харедимные районы есть и в других странах — в Канаде, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии и Германии, а также в Мексике, Панаме и Бразилии.
В семье харедим высокая деторождаемость, их численность постоянно увеличивается
Современные харедим — это ашкеназское явление?
Харедимное общество включает в себя как ашкеназских евреев («литваки», хасиды различных «дворов» и остатки немецких евреев «йеким»), так и сефардов (потомки беженцев, покинувших Испанию в 1942 г. и направившихся в Италию, Турцию и страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко и Ливию), а также выходцев из «восточных общин» (иранские, иракские, йеменские и бухарские евреи).
Насколько харедим многочисленны?
Точная численность харедим не известна, но считается, что она приближается к отметке в 2 млн человек. После Второй Мировой Войны и Холокоста их осталось очень мало, однако с тех пор харедимное общество стремительно растет. Тому причины: в семье харедим высокая деторождаемость, а еще в их ряды вливается большинство новых «баалей тшува» — светских евреев, которые избрали для себя религиозную жизнь.
- Оглавление
- Проблема определения [↑]
- Иудаизм — религия? [↑]
- Базовые принципы иудаизма [↑]
- Избранность евреев [↑]
- Иудейские символы [↑]
- Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]
- Влияние иудаизма на другие религии [↑]
- Влияние иудаизма на современную культуру [↑]
- Современное Православие
- Философия
- Тора им Дерех Эрец
- Сравнение с другими движениями
- Неоортодоксия / Тора Им Дерех Эрец
- Критика
Оглавление
Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.
Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии
Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.
Проблема определения [↑]
Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.
Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме
Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.
При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название יַהֲדוּת («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).
В идиш используется понятие ייִדישקײַט («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.
Иудаизм — религия? [↑]
Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.
Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.
В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.
В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.
В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».
Базовые принципы иудаизма [↑]
В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:
1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.
2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.
3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.
4. Б-г первый, и Он же последний.
5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.
6. Всё, что сказали пророки — истина.
7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.
8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.
9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.
10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.
11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.
12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.
13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.
Избранность евреев [↑]
С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.
Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.
По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит
Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.
Иудейские символы [↑]
Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.
Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]
В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.
«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.
Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.
Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.
Влияние иудаизма на другие религии [↑]
Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».
На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.
Влияние иудаизма на современную культуру [↑]
На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».
Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.
Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.
Современный ортодоксальный иудаизм (также Современный православный или Современное Православие) движение внутри Ортодоксальный иудаизм это пытается синтезировать Еврейские ценности и соблюдение еврейского закона с светский, современный мир.
Современное Православие
Современное православие включает в себя довольно широкий спектр движений, каждое из которых опирается на несколько различных, хотя и связанных философий, которые в той или иной комбинации составляют основу всех вариаций современного движения.
Философия
Современное православие уходит своими корнями в творчество Раввины Азриэль Хильдешаймер (1820–1899) и Самсон Рафаэль Хирш (1808–1888). Хотя роль Хильдесхаймера не оспаривается, поскольку философский и прагматичный вклады — роль Хирша менее ясна, при этом некоторые исследователи Хирша утверждают, что его философия «Тора им Дерех Эрец» на самом деле расходится с философией современного православия; смотреть дальше ниже и в статье Хильдесхаймера. Сегодня движение находится под дополнительным влиянием философии раввина. Джозеф Б. Соловейчик и тесно связанные Тора Умадда, а также в трудах раввина Авраам Исаак Кук. (Религиозный сионизм (строго говоря, отдельная философия, имеет косвенное влияние.)
Тора им Дерех Эрец
Нео Православие, механизм произошел от Хирша Франкфурт сообщество, считающее себя позиционированным идеологически вне современного современного православия; смотреть дальше ниже.
- Он установил еврейское образование для мужчин и женщин, которое включало как религиозное, так и светские исследования.
- Он установил Раввинская семинария Хильдешаймера, один из первых православных ешивот включение современные иудаики, светские исследования и академические стипендии в своей учебной программе.
- Он не был сектантом и работал с лидерами общин, даже с неправославными, по вопросам, затрагивающим общину.
- Он сохранял традиционные привязанности к Земля Израиля, и работал с инославными от его имени.
Тора Умадда связана с Хиршем. Тора им Дерех Эрец, но смотри ниже для сравнения между ними.
Современное православие опирается на учение раввина Авраам Исаак Кук (1864–1935), а также сочинения и толкования его сына Рабби Цви Иегуда Кук (1891–1982), оба в том, что касается их взглядов на Еврейское население и как они рассматривают (родственное) взаимодействие со светским миром.
Сравнение с другими движениями
Как указано выше, современное православие включает в себя различные подходы, от традиционалистских до ревизионистских, и движение, очевидно, пересекается с консервативным иудаизмом и харедимским иудаизмом на соответствующих границах. В своем центре движение, похоже, разделяет практики и ценности с нео-ортодоксией и с религиозным сионизмом. Таким образом, при выяснении того, что в действительности влечет за собой современное православие, необходимо обсудить его позиционирование применительно к этим движениям.
Также под Центристское Православие и Божественное провидение для дальнейшей проработки обсуждаемых здесь различий.
- Современное православие занимает относительно инклюзивную позицию по отношению к обществу в целом и к еврейской общине в целом в частности.
- Современное православие, напротив, «если не гостеприимно», современность, общеобразовательная стипендия и наука.
- Современное православие почти одинаково восприимчиво к Израилю и Сионизм, просматривая Государство Израиль (в добавок к Земля Израиля ) как имеющий внутреннее религиозное значение.
Предлагаемое четвертое отличие касается приемлемости модерации в Еврейский закон. И Современное Православие, и Ультра Православие считают Галаха как божественное по своему происхождению, и поэтому никакое положение не принимается без оправдания в Шулхан Арух и в Ахароним. Однако движения различаются подходом к стриктурам (чумры ) и снисхождения (кулас).
Что касается утверждения о том, что стандарты современного православия в отношении соблюдения Галаха «расслаблены», в отличие от умеренных, см. ниже под Критика.
Неоортодоксия / Тора Им Дерех Эрец
И современное православие, и Нео Православие движение, происходящее непосредственно из франкфуртской общины Хирша, объединило Тору и светские знания с участием в современной западной жизни, и поэтому некоторые утверждают, что между ними существует определенная степень практического и философского совпадения. Тем не менее, движения различны, и в целом нео-ортодоксия придерживается более квалифицированного подхода, чем современная ортодоксия, подчеркивая, что последователи должны проявлять осторожность в отношениях со светским миром.
Широко определяется, Религиозный сионизм это движение, которое поддерживает идею еврейского национального суверенитет, часто в связи с верой в способность еврейского народа осуществить искупительное состояние естественными способами, и часто приписывая религиозное значение современному Государство Израиль. Среди духовных мыслителей, положивших начало этому потоку мыслей, есть раввин Цви Хирш Калишер (1795–1874) и раввин Ицхак Яаков Рейнес (1839–1915). (Это отношение отвергается большинством харедим, но не всеми, особенно Hardal движения.) Таким образом, в этом смысле религиозный сионизм фактически охватывает широкий спектр религиозных взглядов, включая современное православие.
Тем не менее, эти два движения философски различны по двум основным пунктам.
В целом, современное православие не рассматривает процесс принятия решений консервативным движением. Галаха как законный — или с ненормативным весом, присвоенным конкретной галахе консервативным движением. В частности, современное православие не соглашается со многими из консервативных иудаизма. галахический постановлений, особенно по вопросам эгалитаризм. См. Далее Православный взгляд и Консервативный взгляд.
Современное Православие явно отличается от подхода Реформировать иудаизм и Гуманистический иудаизм, которые не учитывают Галаха быть нормативный.
Критика
В этом разделе рассматривается критика в отношении стандартов соблюдения и социальных вопросов. Увидеть «Критика» под Тора Умадда для обсуждения философия.
Обратите внимание, что утверждения такого рода были обычным явлением в ортодоксальном иудаизме со времен первых «реформ» Самсон Рафаэль Хирш и Азриэль Хильдешаймер. Таким образом, в Европа начала 19 века, все Иудаизм то, что отличалось от самых строгих форм, существовавших в то время, называлось «Реформа». Тогда, как и сейчас, современное православие старалось дистанцироваться от своих «реформ», которые согласовывались с Шулхан Арух и поским, из движения реформистов (и консерваторов), которых не было.