Дата публикации: 05 апреля 2006.
доктор педагогических наук,
профессор Московского городского педагогического университета
- Дети нового типа сознания и современное образование
- Дети Индиго
- Дети Кристаллы
- Дети Орхидеи и Одуванчики
- Альфа-дети
- Объясните уже, что за шумиха с поколениями?
- Кто такие центениалы?
- Чем они отличаются от других поколений?
- Как технологии повлияли на центениалов?
- Почему они такие невнимательные? Они глупее?
- А они что-нибудь ценят, кроме лайков?
- Можно ли наладить контакт с центениалами?
- Зачем мне учиться работать с центениалами?
Дети нового типа сознания и современное образование
доклад на Международной научно-общественной конференции
«Дети нового сознания»,
Москва, 8-11 октября 2006 г.
Проблему сознания человека можно рассматривать с разных позиций: с позиции психологии, физиологии, социологии, культурологии.
Я представлю эту проблему с позиции психолингвистики как теории речевой деятельности, решение которой очень важно для современного образования, так как позволяет понять Кого? мы обучаем и воспитываем?
Обращение к этой проблеме было вызвано многочисленными просьбами родителей и педагогов: объяснить поведение современных детей, которое порой вызывало недоумение у взрослых и большие трудности в воспитании и обучении, заставляло искать пути обоюдного понимания.
В своем докладе я представлю результаты исследования, которое проводилось на протяжении 25 лет, что позволило сравнивать особенности и закономерности развития детей прошлого века и настоящего и судить о надежности и достоверности полученных нами данных.
Я представляю научную психолингвистическую школу А.А.Леонтьева. В своем докладе я остановлюсь на двух основных вопросах:
– Главная проблема и задачи современного образования.
– Особенности и закономерности развития современных детей как базис современной стратегии образования.
Образование отражает состояние общества на определенном этапе развития.
Современный этап развития общества характеризуется переходом от постиндустриального к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие человека и человечества в целом.
Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией и бережно относиться к ней. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.
Современному образованию предстоит решить следующие задачи:
1) трансформировать господствующую репродуктивную модель образования в продуктивную.
При репродуктивном образовании из поколения в поколение в готовом виде, без каких-либо изменений передаются знания и навязывается социальный опыт. Репродуктивное образование обеспечивает статическое развитие общества и в конечном итоге ведет к его негативной деформации.
2) разработать и внедрить продуктивную модель непрерывного образования с учетом требований Болонских и Брюгге-Копенгагенских реформ, которые нацелены на создание единого европейского пространства высшего и общего образования, на создание единого информационного Центра.
3) подготовить молодое поколение к инновациям и творчеству, к жизни в современном европейском и мировом сообществе, к диалогу культур в рамках толерантности. Современный человек должен обладать активными знаниями и ключевыми компетенциями, уметь принимать ответственное (а не ответное) решение.
Решить эти задачи возможно путем преобразования знаниецентрированной парадигмы в личностно ориентированную, в центре которой – современный ребенок с его задатками, особенностями и закономерностями развития.
Проведенные нами исследования показали, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции, требуя дополнительных разъяснений (зачем надо выполнять это задание?), что отнимает много времени на уроке.
90% учителей указали на то, что сейчас дети другие, и те методы и приемы обучения, которые были раньше эффективными, сейчас устарели.
Только 15% учителей смогли в общих чертах описать образ человека, который они созидают в процессе обучения и воспитания.
Как известно, каждая система образования порождает определенный образ человека. Например, образ человека, «ощущающего» себя как «устройство» по переработке информации. Здесь процесс обучения направлен на усвоение знаний, выработку навыков и умений. Образ человека «нуждающегося» представлен образовательными системами, где обучение и воспитание нацелено на удовлетворение личных потребностей и интересов. Образ человека «запрограммированного» порождается образовательными системами, ориентированными на строгое подчинение определенным правилам и социальным нормам.
На какой образ человека должен ориентироваться наш современный учитель: первый образ – «знаю/не знаю», второй образ – «хочу/не хочу», третий образ – «надо/не надо»?
Современное образование должно быть ориентировано на созидание образа человека-деятеля. Может ли современный ребенок соответствовать этому образу, каковы особенности и закономерности его развития?
Какие же они современные дети?
Можно выделить огромное количество особенностей современных детей и привести массу примеров из жизни, подтверждающих их наличие. Но выделение самих особенностей не ответит на главный вопрос образования: что с ними, с этими особенностями, дальше делать? И будет ли это называться научным подходом?
Поэтому, раскрывать особенности современных детей я буду с позиции молодой науки – психолингвистики, характеризуя тип сознания и структуру личности. Такой подход позволил определить объективные закономерности и динамику развития человека.
Какую структуру личности взять за основу? Дело в том, что в настоящее время существует более 350 зарубежных и отечественных теорий личности разной направленности и в каждой представлена своя структура личности, причем, большинство из них – психоаналитические. Но к сожалению, ни одна из существующих теорий не отвечает следующим требованиям:
во-первых, она должна отражать как идеалистические, так и материалистические теории и представления о человеке, большинство которых заложено в основу образовательных систем;
во-вторых, она должна отражать гармоничное развитие человека на протяжении всей жизни (а не определенного этапа) для того, чтобы обеспечить непрерывность образования;
в-третьих, она должна быть очень простой, понятной и доступной родителям, учителям и подросткам с тем, чтобы стать методическим инструментарием для образования и самообразования.
Поэтому с учетом данных требований в качестве методического инструментария была разработана стратегия персонального развития личности, в которой представлена структура личности, в рамках которой я буду раскрывать особенности современных детей.
Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному.
Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.
В сознании современных детей преобладает смысловая сфера.
Преобладание смысловой ориентации в сознании современного ребенка перестраивает всю его функциональную систему и приводит к ее преобразованию. Смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития смысловой сферы личности, и это развитие возможно только при условии удовлетворения духовных потребностей ребенка. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если – нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.
Смысловая сфера личности имеет три зоны – личностный смысл («я в этом мире»), жизненный смысл («мир вокруг меня»), смысловые структуры личности (ведущие и значимые для каждого возраста виды деятельности, в процессе которых происходит развитие деятельной натуры ребенка). Только при комплексном развитии этих зон будет происходить формирование смысловой сферы личности ребенка.
Смысловая сфера личности как внутренний мотив и побудитель управляет развитием других четырех сфер: сферой тела (энергетический план развития), сферой души (эмоциональный план развития), сферой разума (ментальный план развития) и сферой духа (волевой план развития).
1) Современные дети обладают повышенной возбудимостью, или гиперактивностью.
Этот диагноз получает каждый ребенок еще в роддоме. Если раньше гиперактивность рассматривалась как патология, то сейчас – это норма.
Гиперактивность влияет на сон, который у современных детей – непродолжительный, прерывистый, очень чуткий. Порой удивляешься тому, что шестимесячный малыш может не спать днем, а вечером чувствовать себя бодро. Что касается питания, то дети очень рано отказываются от грудного молока, в среднем, к шестимесячному возрасту.
Гиперактивность проявляется в повышенном тонусе сферы тела и влияет на развитие осязания, ощущения пространства и мышечной массы тела, кинестетических ощущений, на координацию движений. Для того, чтобы снять мышечный тонус и восстановить энергетический баланс, ребенок начинает бегать, прыгать, пока не пропотеет или начинает кружиться и затем резко падает на пол, фиксируя свои ощущения.
Гиперактивность негативно сказывается на развитии концентрации и сосредоточенности внимания, усидчивости и терпения, может вызывать утомляемость и раздражительность.
2) У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.
В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать целостное восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга ребенка. Высоко развитая интуиция помогает малышу воспринимать информацию и перерабатывать ее на чувственной (бессознательной) основе – нравится/не нравится; комфортно/дискомфортно.
У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.
Мы проводили занятия по коммуникативно-речевому развитию с детьми раннего и дошкольного возраста по специально разработанной методике. Уже к трем годам дети свободно общались, удерживая в памяти фразы из 12 слов. Когда эти же познавательно-развивающие игры мы предложили детям младшего школьного возраста (8-10) лет, то они смогли оперировать фразами только из пяти-шести слов.
В результате проведенных исследований нами было установлено, что эти способности надо развивать, иначе они блокируются.
Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, четырехлетний ребенок может выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет ответить на вопрос: почему он так сделал? Если это комплексное задание разбить на элементы, то ребенок может не выполнить задание. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.
У некоторых детей в 2,5-3 года наблюдаются признаки заикания, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание может возникнуть из-за того, что ребенок не успевает во внутреннем плане осуществить этот перевод и торопится высказаться. Как выражаются многие специалисты – мысль опережает речь.
3) У современных детей – повышенная тревожность и агрессия.
Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. Повышенная тревожность проявляется обычно во время ночного сна: ребенок резко кричит, просыпается, не желает ложиться в свою кроватку, прижимается к маме и не отпускает ее, пока не уснет.
Агрессия проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок бьет, кусает, царапает своих близких, разбрасывает и ломает игрушки. Причем, приступы агрессии могут появляться внезапно.
Ситуации, которые провоцируют агрессию, могут быть разными. Ребенок чувствует не только эмоциональные состояния каждого члена семьи, но и отношения между ними.
Не раз мы отмечали такие ситуации, когда мать находилась в тревожном состоянии и переживала за отца ребенка. Например, как проявил свое отношение мальчик 2,5месяца. Папа пришел поздно с работы и хотел пообщаться с малышом. Но ребенок отвернулся и не смотрел на отца. Отец взял его на руки, а ребенок опустил глаза вниз, а потом начал его бить ручонками, царапать и кричать. Все его поведение говорило о том, что он не желает с ним общаться. Только после того, как отец при ребенке попросил прощение у матери, что не позвонил и не предупредил о том, что задержится, ребенок посмотрел на него и заулыбался.
Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.
Детская врожденная агрессия – это продукт и результат развития и Природы, и Общества.
В последние десятилетия Природа находилась «во власти» Человека, стремящегося ее покорить. Долгое время насилие над Природой осуществлялось в рамках научно-технической революции под девизом: «Нам незачем ждать милости от Природы, взять их у нее – наша задача». В настоящее время нарушен энергетический баланс в Природе, что приводит к изменениям климата, ураганам, землетрясениям. Эти явления свидетельствуют об угрозе экологической катастрофы. И если человек не научится жить по законам Природы, любить ее, понимать и чувствовать, то это может привести к гибели живой материи.
Насилие над Природой порождает агрессию, которая на бессознательном уровне заполняет душу ребенка. Современный ребенок – проекция Природы, ее агрессивного состояния.
С другой стороны, современный ребенок – продукт развития Общества.
Образовательная стратегия Общества десятилетиями, вернее, столетиями была ориентирована на реализацию репродуктивного образования, при котором из поколения в поколение передавались готовые знания, отрабатывались навыки и умения. Знаниецентрированная парадигма образования диктовала жесткие условия усвоения программы, превращая учащихся в «устройство» по переработке программного содержания.
В таких условиях творческий потенциал, заложенный в человеке Природой, не получает своего развития через образование и не воплощается в стремлении человека к самореализации. Отсутствие самореализации духовных потребностей порождает в человеке депрессию и как следствие – агрессию.
Агрессия – это мощный заряд отрицательных эмоций, но в раннем возрасте, при определенных условиях, ее можно преобразовать в положительную, т.е. созидательную энергию. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда «недополучают» человеческое тепло и необходимой «порции» информации, востребованной сферой разума. Недостаток тепла, неудовлетворенная потребность ребенка к восприятию и переработке информации провоцируют сферу души и вызывают агрессию.
4) Современные дети – настойчивы и требовательны, они не желают слепо подчиняться указаниям взрослых.
Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Проявляя любопытство и настойчивость, ребенок тянется к любимой игрушке или криком заставляет родителей выполнить свои желания. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все их прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим.
От воспитания и образования зависит: будет ли ребенок проявлять упрямство или настойчивость и целеустремленность?
Итак, современные дети обладают гиперактивностью, повышенной потребностью к восприятию информации, они агрессивны, настойчивы и требовательны.
Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и обучении. Организуя образовательный процесс, необходимо помнить, что есть особенности, которые проявляются только в раннем возрасте, и если не обеспечить условия для гармоничного развития каждой сферы личности, то после трех лет может произойти их «блокировка», и компенсировать недостатки развития станет невозможно. Так, если в раннем возрасте не будет сформировано смысловое восприятие, то в дошкольный период у ребенка исчезнет данная предрасположенность, что может привести к задержке в развитии других познавательных процессов и сфер личности.
Вывод – современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.
Педагогика Культуры № 5 (2006)
Последние десятилетия считаются эпохой детоцентризма — родители стали уделять детям намного больше внимания и считаться с ними, а психологи и ученые вывели не одну теорию относительно развития и становления личности ребенка. Стали появляться различные классификации детей по типам характера и взаимодействия с окружающим миром — дети Индиго, дети Одуванчики и прочие загадочные на первый взгляд персонажи. О том, кто они такие, мы сегодня и поговорим.
Дети Индиго
Именно с Индиго началась тенденция искать у детей какие-то особенные черты характера и формировать на их основе отдельные категории и группы. Термин появился в 90 гг. XX века: он обозначал детей нового времени, не желающих развиваться по навязанным правилам и знаменующих новый уровень эволюции человечества. Детей Индиго отличают высокий интеллект вкупе с большим творческим потенциалом, лидерские качества, нежелание идти в ногу с коллективом, неусидчивость и импульсивность. Они плохо находят общий язык с другими людьми, но «на ты» с техникой и гаджетами.
ауры детей Индиго имеют темно-синий цвет, что и легло в основу термина.
Автором термина и первых книг о детях индиго является экстрасенс Нэнси Энн Тэпп. Традиционная же наука относится к талантам детей индиго скептически — за почти 40 лет никаких доказательств суперспособностей таких детей найдено не было. Педиатры отмечают большое сходство характерных черт с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДГВ). Наиболее логичным объяснением появления у детей вышеперечисленных черт является технический прогресс, шагнувший за последние годы далеко вперед и кардинально изменивший среду, в которой дети растут. Также бытует мнение, что слишком мягкие, не способные строго воспитывать своих чад родители объясняют чрезмерную их избалованность «синдромом Индиго».
Многочисленные медицинские исследования детей индиго не обнаружили в них никаких отклонений от нормы, кроме одного: индиго используют не 7-6 процентов ресурсов мозга, как все люди, а 12-14 %
Дети Кристаллы
Логическим продолжением теории детей индиго является набирающая сейчас популярность идея о детях Кристаллах. Согласно ей, дети Индиго призваны менять мир и разрушать существующие устои, а дети Кристаллы, напротив, — миротворцы и несут окружающим покой и добро. Люди Кристаллы всегда пытались сделать окружающий мир гармоничнее и красивее, а сейчас их, если верить данной теории, становится все больше. Особенно много Кристаллов, согласно авторам термина, встречается среди детей, рожденных после 2011 года.
Эксперты утверждают, что ауры у детей Кристалов имеют кристаллическую форму, при том, что у всех остальных — круглую
Отличить таких детей можно по следующим признакам: они тянутся к животным, поздно начинают говорить, очень чувствительны ко лжи и несправедливости, не нуждаются в коллективе и могут играть сами с собой долгое время. У них могут быть выдающиеся способности к музыке уже в раннем возрасте. В отличие от колючих Индиго они обаятельны и спокойны, предпочитают сладостям овощи и свежевыжатые соки и часто интуитивно выбирают вегетарианское меню. Но одна из главных отличительных черт детей Кристаллов — способность к сопереживанию: именно эти дети будут тихонько листать книжку в уголке, если у мамы болит голова, и периодически подбегать для «лечебного» поцелуя.
Дети Орхидеи и Одуванчики
Если Индиго и Кристаллы — понятия, скорее, эзотерические, то относительно свежее деление детей на Орхидей и Одуванчиков базируется на вполне научном подходе к генетическим особенностям каждого человека. В последние 5-6 лет сразу несколько западных ученых обратили внимание на так называемый «синдром сверхчувствительности», свойственный, в первую очередь, интровертам — такие люди пугаются резкого света или громких звуков, легко расстраиваются по пустякам, их беспокоят жесткие ярлычки на одежде. Во время исследований выяснилось, что ген, отвечающий за низкую стрессоустойчивость, отвечает также и за наблюдательность и высокий уровень чувствительности к социальным и эмоциональным сигналам. Был введен термин «orchid children» — «очень чувствительные дети», дети Орхидеи.
Если такой ребенок растет в семье с высоким уровнем стресса, где не считаются с его индивидуальными особенностями, он может часто болеть респираторными заболеваниями, проявлять склонность к депрессиям или агрессии, с возрастом демонстрировать все усиливающиеся проблемы с поведением. Однако если близкое окружение учитывает сверхчувствительность такого ребенка, заботится и защищает, то его интеллект развивается до экстраординарных высот, а болезни практически не прилипают.
Около 70% детей Орхидей — интроверты
Ребенка Орхидею можно узнать уже в младенчестве — именно он будет спать урывками по полчаса в любое время суток и постоянно проситься на ручки. Повзрослев, такие дети сторонятся шумных подвижных игр, кажутся застенчивыми при общении с новыми людьми, плохо засыпают после насыщенного дня. Родителям нужно как можно раньше принять эти особенности ребенка, чтобы он смог вырасти многогранной и интересной личностью.
Противоположность детей Орхидей — дети Одуванчики, которые одинаково развиваются в любой среде и практически не зависят от атмосферы и уровня стресса в семье.
Альфа-дети
Своим появлением термин обязан психологу Гордону Ньюфелду, изучающему теорию привязанности родителей и детей. Согласно ему, альфа-дети или дети с альфа-комплексом — это лидеры и заводилы, склонные не только руководить и командовать, но и заботиться о слабых, защищать и опекать их. На первый взгляд этот перечень качеств выглядит заманчиво, но такие дети, как правило, более тревожны и агрессивны, не умеют принимать заботу о себе и часто отказываются слушаться и подчиняться. Подобные Альфы — отчасти продукт модного в последнее время развития лидерских качеств у ребенка, отчасти результат воспитания, направленного в первую очередь на «достигаторство», а не на развитие гармоничных отношений в семье. Ньюфелд говорит о том, что альфа-задатки есть у многих людей, но в детстве ребенок не должен их проявлять, так как его роль — быть зависимым и опекаемым, а роль родителя — как раз быть «заботливой Альфо».
Детей, чей альфа-комплекс вышел из-под контроля, узнать легко — именно им нужно быть первыми во всех играх и конкурсах, они стремятся командовать мамами и бабушками, отвергают любую помощь, замечают слабости других лишь для того, чтобы высмеять их. «Лечение» здесь только одно — выстраивание правильной привязанности между родителем и ребенком.
Следите за жизнью Бебинки в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук.
От автора: Каждое новое поколение удивляет нас всё больше и больше своими психологическими особенностями, поведением, способностями, отношением к людям и миру. Для них даже был придуман такой термин — «Дети нового сознания». Вот о таких детках нового сознания и пойдёт речь в данной статье.
Появилось целое поколение детей, которые утрут нос любому родителю. Знакомьтесь — центениалы. Эти люди будут взрослыми уже завтра. Вы моргнуть не успеете, а они захватят мир. Разбираемся, кто они такие, в чём их отличие от предыдущих поколений и как научиться с ними взаимодействовать.
Объясните уже, что за шумиха с поколениями?
Теория поколений была описана в 1991 году Нилом Хау (Neil Howe) и Уильямом Штрауссом (William Strauss). По этой теории поколения сменяют друг друга раз в 20–25 лет. Недавно оформилось поколение, следующее за миллениалами — центениалы, их ещё называют поколением Z. Пожалуй, впервые в истории дети настолько отличаются от родителей.
Кто такие центениалы?
Это люди, которые родились после 1996 или после 2000 года (по данным различных исследований). Разброс в датах появился, потому что исследований пока немного. Центениалы ещё молоды, но их уже ни с кем не спутаешь.
Чем они отличаются от других поколений?
Это первое поколение, которое родилось в эпоху интернета. Центениалы не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день. На каждый шаг у них — приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно.
Как технологии повлияли на центениалов?
Минус — центениалы не любят долго концентрироваться. Среди детей и подростков распространяется синдром дефицита внимания и гиперактивность. Поэтому поколение Z предпочитает смотреть, а не читать. Им нужно уловить максимум информации в короткий срок.
Почему они такие невнимательные? Они глупее?
Нет. Центениалы учились в обнимку с технологиями и привыкли к перекрёстному изучению предметов. В их голове каждый параграф учебника пронизан гиперссылками, как в «Википедии». Кроме того, они привыкли думать глобально, потому что мгновенно получают информацию со всего света. Они хотят делать открытия, любят исследования и разработку.
Да, центениалы часто переключают внимание, но поэтому быстрее принимают решения. Поколение Z не любит возвращаться к одному вопросу несколько раз.
А они что-нибудь ценят, кроме лайков?
Они, как никто, ценят безопасность. Поскольку это поколение, которое выросло в эпоху терактов и экономических кризисов, центениалы хотят стабильности, спокойствия и процветания. Им не нравятся одноразовые вещи, они хотят покупать то, что прослужит долго. Среди них модно быть минималистами.
У центениалов очень трезвые представления о жизни и о том, как добиваться успеха. Миллениалы мечтают, чтобы весь мир заметил, какие они прекрасные и замечательные. У центениалов нет таких иллюзий. Они собираются много работать и зарабатывать: 72% выпускников задумываются о предпринимательстве.
Центениалы — это не бунтующие подростки. Они мало курят и пьют, даже к сексу относятся ответственнее. ВОЗ говорит о снижении количества подростковых беременностей во всём мире, а в США этот показатель сейчас вообще самый низкий за последние 50 лет.
Они не хотят разрушить систему, они собираются медленно и верно делать мир лучше. Возможно, это подростковая романтика. Но если вспомнить теорию, то основные взгляды у них уже сложились.
Можно ли наладить контакт с центениалами?
Во-первых, для них всё нужно визуализировать, любая информация должна быть наглядной.
Во-вторых, всё нужно делать быстро. Скорость работы становится важна как никогда. Если вы привыкли согласовывать каждый плакат и каждую публикацию в соцсети по два месяца, вы проиграли.
В-третьих, делайте вирусную рекламу. Центениалы любят делиться интересным, но быстро забывают об этом. Учитесь выделяться.
В-четвёртых, они любят покупать, но предпочитают покупки онлайн, а в интернет выходят с мобильных устройств. Работайте с ними именно через такие каналы.
Зачем мне учиться работать с центениалами?
Каждое поколение — это определённая целевая аудитория. Если вам приходится работать с клиентами, то вы взаимодействуете в широком смысле именно с поколениями.
Центениалы — необычное поколение. Мы не можем понять, как они совмещают любовь к покупкам и к минимализму, образованность и гиперактивность, визуальное мышление и встроенный адблок. А они могут. Кто после этого скажет, что дети всё хуже?
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Автор статьи: Психолог, ЭОТ-терапевт Семейный психолог
От автора: На сегодняшний день споры о существовании феномена Индиго, между родителями, воспитателями, педагогами, психологами и врачами не утихает. Глубоких, серьёзных, широкомасштабных психолого-медико-педагогических исследований на эту тему очень мало. А тесты, которые с очень большой достоверностью могли бы определить Индиго и отделить таких детей (или уже взрослых) от детей с отклоняющимся развитием пока не созданы. Рассмотрению и подробному изучению этих вопросов и посвящена данная работа. Здесь и будет рассмотрена клинико-психолого-педагогическая характеристика таких детей. Также в этой работе далее будут представлены те тесты, которые на сегодняшний день хоть как-то отделяют, отграничивают Индиго от состояний сходных по МКБ-10 (международная
Дети Индиго — этот термин появился после того, как американская ясновидящая и психолог Нэнси Энн Тэпп в 1982г выпустила свою книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Это, пожалуй, первое известное издание, в котором определяются модели поведения «новых» детей, с цветом ауры индиго. Нэнси классифицировала определённые типы человеческого поведения по цветам спектра солнечного света и, руководствуясь интуицией, создала поразительно точную и наглядную систему. Индиго – это смесь синего и фиолетового цветов. Также она классифицировала Детей Индиго. Эта классификация будет представлена чуть ниже по тексту. По её собственным наблюдениям такие дети стали появляться с середины 70-х годов XX века.
В разных странах таких детей называют по разному: в Японии таких детей называют Детьми Света, в Китае – Детьми-экстрасенсами, в Германии – Звёздными детьми, в США и России – Детьми Индиго. Такие дети качественно отличаются структурой своей психики и нестандартны в своём поведении. Родители, педагоги, воспитатели, психологи, да и медицинские работники почти в один голос утверждают, что эти дети почти не управляемы, гиперактивы, у них может наблюдаться резкая смена настроений, они своенравны, вольнодумны, знают себе цену, не терпящие насилия над собственной волей, не признающие авторитетов, ни кого и ни чего не боятся. Часто плохо учатся в школе, нарушают дисциплину, лгут. У них снижен объём памяти и способность к запоминанию, проявляются различные нарушения в эмоционально-волевой сфере, они не способны к достаточно долгой концентрации внимания, и т.д. Чутко чувствуют чужое враньё, неискренность и болезненно на это реагируют. Часто таким детям специалисты ставят диагнозы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а также ММД (минимальная мозговая дисфункция), ЗПР (задержка психического развития) и даже РДА (ранний детский аутизм) и шизофрению. У таких детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, в чтении, нарушения в пространственной ориентации.
Нередки случаи, когда родители со своим ребёнком часто меняют детские сады, школы, центры, так как их ребёнок не может там находиться, либо из-за того, что его не понимают воспитатели или учителя и не хотят или не могут найти к нему подход, либо ребёнку там скучно, и он отказывается учиться и/или слушаться.
Но при всём этом — эти дети имеют весьма высокие показатели интеллекта. Думают и рассуждают не по-детски о глобальных проблемах, войнах, экологии, коррупции в правительствах, проявляя невиданную мудрость для своих юных лет. Часто у них наблюдается леворукость или даже амбидекстрия (двурукость). Не редки и проявления так называемых сверхспособностей – видение ауры, ясновидение, чтение чужих мыслей, целительские способности. Также в младшем и старшем дошкольном возрасте они часто могут говорить о своих прошлых жизнях, о жизни на других планетах, об устройстве мироздания, о Боге.
Некоторые считают, что эти дети – новое человечество, новая раса, посланцы Небес. Они пришли, чтобы изменить этот мир к лучшему, научить нас Любви, Милосердию, Состраданию, Всепринятию, Всепрощению. Они пришли, чтобы совершить духовную революцию в умах и сердцах людей. Многие считают, что Дети Индиго – это вестники будущего планеты. Они словно мост между прошлым и будущим, от одного измерения к другому: от старого – к новому, от материального – к духовному, от тела – к душе, от ума – к сердцу.
Педагогическая характеристика детей Индиго
Маленькие Индиго требуют к себе гораздо больше внимания, уважения, признания их личности. Они требуют считаться с ними как с полноправными членами общества. Характер у них непоседлив. Зная чего они хотят они стараются добиваться этого, чего бы им это не стоило. С возрастом у них появляются грандиозные планы, которые требуют реализации.
Они очень чутко реагируют на отношение к себе других людей. Им необходима поддержка и Любовь для осуществления своих планов. Будучи нетерпимыми к насилию над личностью, над собственной волей, они попытаются устранить всё, что их в этом ограничивает и мешает самореализации.
Им свойственно «играть по-крупному», пойти «ва-банк» для достижения своих идей и целей. Таких детей не остановит ни один закон, если он не согласуется с моральными нормами.
В отличие от других детей, они с завидным упорством могут противостоять чужой воле, невзирая на возраст и чужие мнения, и всеми возможными способами отстаивают право оставаться самими собой. Часто они оказываются левши или даже амбидекстры (двурукость), а значит, по-другому воспринимают и обрабатывают получаемую информацию, что ведёт к трудностям в обучении, по общепринятым стандартам образования. Общеобразовательная программа для них не подходит. А вот альтернативные методы обучения, например, методика М. Монтессори или вальдорфские школы, педагогика Ш.А. Амоношвили и подобные им оказываются более результативными.
Парадоксальная ситуацияпроявляется в том, что «новые» дети могут проваливать экзамены имея при этом высокий уровень интеллекта. Некоторые исследователи видят здесь проблему в том, что принятые тесты и педагогические системы просто устарели, а «новые» дети просто не желают учиться по такой системе.
§ Чтение. Читает с трудом. Отвращение к чтению. Или, внешне бойко читает текст; пересказать не может.
§ Математика. Плохо понимает содержание условия задач. Отсюда и остальные проблемы с математикой.
§ Русский язык. Ужасная орфография. Масса ошибок. При этом правила может знать наизусть.
§ Иностранный 1-й. «Не слышит» иностранную речь. Или понимает иностранную речь, но не может сформулировать мысль на чужом языке. Бедный словарный запас. Часто проблемы с произношением.
§ Иностранный 2-й, 3-й. Хорошие успехи по одному языку, и непонятный провал по другому.
§ Отсутствие музыкального слуха. Отсутствие вокализации и музыкального слуха.
Многие исследователи феномена Индиго, родители, учителя и воспитатели отмечают, что к таким детям нужен совершенно другой подход воспитания и обучения. Они в большей степени, чем другие дети нуждаются в Любви и направляющей их заботе. Они ждут от взрослых точных и простых объяснений на свои непростые вопросы. Если взрослый не может удовлетворить их любопытства, то они перестают общаться с ним, часто замыкаясь в себе. Эти дети ждут уважительного к себе отношения и требуют, чтобы с ними общались на равных. Эти дети являются хорошими знатоками слабостей людей. Они как будто сканируют человека, отмечают его слабые места, а потом пытаются манипулировать им, нажимая на эти «кнопки». Если их ограничивать в любой их активности и не давать им проявляться, если подавлять их нестандартное восприятие мира и не пытаться их понять, и сотрудничать с ними, — это приведёт их к бешенству. В этом случае эти дети идут в «разнос», и ни какие педагогические воздействия уже не помогут. Также, если давать им чрезмерную свободу, и не в чём не ограничивать, они перестанут уважать такого взрослого и начнут морально над ним издеваться, доводя такого человека до невроза или психического истощения. Они могут начать испытывать взрослых, (чаще своих родителей и учителей) на прочность, нажимая на «болевые точки» и «слабые места», проверяя таким образом, рамки дозволенного и садясь им на шею, если взрослые не установили чётких и строгих границ поведения.
Очень часто своим поведением они протестуют против сложившейся за долгие годы системы образования, не желая учиться традиционным способом. При этом они могут предложить свой способ изучения или подачи учебного материала. Если к ним не прислушиваются, они могут вообще забросить учёбу, либо пытаются любым способом избавиться от тех, кто их не принимает и/или не понимает, вплоть до физической расправы. Также, если они не находят поддержки и понимания у окружающих своей души, своего мировосприятия они могут замкнуться и уйти в себя, максимально ограничив внешние контакты. По этой причине у них не бывает много друзей, а иногда их вообще нет.
«1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в собственной значимости. Нередко они сообщают своим родителям, «кто они есть».
4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу выбора.
5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.
6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.
8. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины.
10. Они не стесняются, давая вам понять, в чём испытывают нужду».
Такие дети с самого рождения нуждаются в признании их статуса. Если они не получили признание у педагогов, то постараются привлечь к своей персоне внимание сверстников, и преподаватели поневоле будут вынуждены отреагировать. Однако таким образом они часто переходят границы дозволенного. Они очень быстро замечают, что способны взять власть над взрослыми, заставить их выйти из себя, закричать, и встречают шумные выпады довольной ухмылкой. Если их не хотят выслушать и отмахиваются от них как от недостойных внимания они стремятся к тому, чтобы набирать очки в глазах своих одноклассников и сверстников, корча рожи или вытворяя что-нибудь ещё в таком роде.
Они не понимают, что такое субординация и могут общаться со взрослыми как с ровесникам, и обращаться на «ты». Для них почти нет авторитетов. Они не стесняются смеяться над людьми, глядя им в лицо, либо просто говорят в лицо человеку всё, что они думают, в том числе и об этом человеке. Часто могут по-хамски разговаривать, унижая взрослого собеседника.
В школе и других учебных заведениях у них отсутствует мотивация учения. Они могут откровенно не учиться, и ни что не может их заставить. Либо хорошо изучают только те предметы, которые им нравятся, которые им пригодятся для поступления в ВУЗ. У них вообще есть такая особенность – не делать того, чего они не хотят или не понимают зачем это надо, кто-бы или что-бы не пытались их заставить.
Из-за психологических проблем их поведение может стать неконтролируемым. В таком состоянии у них могут наблюдаться агрессивность, озлобленность, противопоставления себя другим и обществу, ненависть по отношению к людям и даже к животным. У них может наблюдаться частая смена настроений, дурашливость, признаки маний, фобий, психозов, неврозов и так далее. В связи с этим они начинают пробовать наркотики, алкоголь, вступают в уличные банды, занимаются грабежами, кражами, вступают в беспорядочные сексуальные связи и ведут антиобщественную жизнь.
Но дети Индиго не исчадие ада! И дальше мы это увидим.
Давайте посмотрим, какую классификацию этих детей составила Нэнси Энн Тэпп, и какую характеристику она даёт этим необычным детям, благодаря знанию психологии и своему дару ясновидения.
«Существуют четыре типа Детей Индиго, каждый из которых имеет свою определённую жизненную программу:
1. ГУМАНИСТЫ: они служат массам и намерены работать с людьми: это будущие врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены и политики. Они гиперактивны, коммуникабельны и способны разговаривать с кем угодно, как угодно долго, в очень дружественной манере. У них есть стойкие убеждения. Физически они неуклюжи. В детстве они не могут понять, как можно играть только с одной игрушкой. Они вываливают из ящиков абсолютно всё, а потом могут играть, а могут вообще ни к чему не притронуться. Если вы велите ему убрать свою комнату, то вам придётся неоднократно напоминать ему об этом, ибо он рассеян.
2. КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: Этот тип Индиго погружён в свои прожекты гораздо больше, чем все остальные. Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные. Обычно они хорошо сложены. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становится их матери, если это мальчики; либо отцы – если это девочки. Этот тип Индиго имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте.
3. ХУДОЖНИКИ: Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий Индиго. Обычно они лёгкого телосложения, хоть и не всегда. Они погружены в разного рода исскуства. Они склонны к творчеству, это будущие учителя и художники. К какой бы сфере человеческой деятельности они ни обратились, они всегда сохраняют творческий подход. В возрасте 4-10 лет они могут перепробовать себя в полутора десятка видов творчества.
Как утверждают некоторые специалисты знакомые с этой классификацией и работавшие с такими детьми — эта классификация удивительно точная.
Существуют и другие характеристики Детей Индиго, которые будут рассматриваться далее в этой работе.
1. Они требуют больше внимания и чувствуют, что жизнь слишком ценна, чтобы её можно было растрачивать впустую. Они хотят, чтобы жизнь была более насыщенна событиями, и часто форсируют ситуацию, чтобы увидеть результаты своих поступков и ожиданий. Родители легко попадают в ловушку, делая всё за ребёнка, вместо того, чтобы «проиграть» ситуацию вместе с ними.
2. Такие дети могут быть эмоционально неуравновешенными из-за своих сверстников, которые не понимают их. Они не могут представить себе, как это другие могут действовать, с каких угодно позиций, но только не с позиции любви. Как бы то ни было, они очень жизнерадостны и способны помочь нуждающимся детям, хотя их помощь часто отвергают. В юном возрасте они могут иметь множество трудностей, пытаясь найти своё место среди других детей.
Детям Индиго часто ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но нередко такой диагноз ставят ошибочно, вследствие непонимания истинного состояния ребёнка, поскольку наука не признаёт терапевтического значения такого понятия, как «место ребёнка в духовном мире».
Ещё один немаловажный аспект в поведении детей Индиго, — это их высказывания, по тем жизненным аспектам, которых они не могут знать или понимать. Например, по поводу своих прошлых жизней, жизни на других планетах, о Боге, о том, что будет после смерти и о многих других метафизических вещах.
Эти дети часто поражают своих родителей и других взрослых своими глубокими духовными знаниями и чётким пониманием того, зачем они сюда пришли. Из-за этой своей необычности родители часто побаиваются своих детей и даже считают их умнее, и/или мудрее себя. Многие источники, как зарубежные, так и отечественные описывающие феномен Индиго изобилуют информацией о такого рода необычности в поведении таких детей.
«Однажды я спросила тринадцатилетнего мальчишку: «Зачем ты пришёл на Землю?» Он спокойно ответил: «Я пришёл, чтобы обрести просветление и помочь Богу проявить себя. Я хочу применять вселенские законы на практике, утверждая Любовь и мир». Тогда я спросила: «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», он ответил: «Это не имеет значения. Я живу в текущем моменте. Самое главное вспомнить путь души и следовать ему».
«Когда я сказала своему трёхлетнему сыну, что ему пора в подготовительную школу, он посмотрел на меня очень спокойно и заявил: «Мне не нужно в школу. Я помню всё ещё с прошлого раза».
Запись высказываний ребёнка из дневника одной из мам ребенка Индиго, в период 5-7лет:
«Полагаю, мы все – Божья фантазия. То есть он нас всех просто выдумал, и тем самым создал. Мы ему снимся».
Также многие исследователи отмечают и другие особенности этих детей. Например, их заботу о младших или желания помогать нуждающимся, даже если те и не просили помощи. Большая любовь к животным и любовь животных к ним. Они возмущаются мировым беспорядкам, войнам, экологии, коррупции, богохульству людей. Они очень чутко могут чувствовать неискренность и ложь. У них могут проявляться разного рода сверхспособности: видение ауры, ангелов и уже умерших людей, и общение с ними. Чтение мыслей, предвидение, способность исцелять мысленно, наложением рук и другими способами. Рентгеновское видение, диагностирование заболеваний «считыванием» информации с человека, чтение текста руками, ногами и другими частями тела и т.д. и т.п. Такой информацией изобилуют многие источники на тему Индиго.
В общем и целом поведение новых детей выходит за рамки любых ранее известных особенностей в поведении, не подпадая под описание классических (ранее известных) категорий, классификаций нарушений, синдромов, патологий. У таких детей странным и непонятным образом могут сочетаться негативные, негармоничные качества психики, характера с высокими интеллектуальными и/или творческими способностями и совершенно другим – не обычным взглядом на мир, что характерно, наверное, только гениям.
1Каждая человеческая Раса состоит из семи подрас. Нынешнее человечество является пятой подрасой Пятой расы. Таким образом, предполагается, что Индиго – люди шестой подрасы (предпоследней) Пятой расы. Подробнее об этом смотри — Е.П. Блаватская «Тайная доктрина», т.1, т. 2.
* При копировании материалов, ссылка на сайт b17 обязательна!
Дети Индиго и педагогика Ш.А. Амонашвили