Ортодоксы кто это фото

Мужчинам

Одежда ортодоксальных евреев (46 фото)

Харедим ортодоксальные евреи

Еврейская свадьба ортодоксов

Израиль хасиды, Ортодоксы

Вильямсбург Нью-Йорк хасиды

Ортодоксальные еврейские женщины

Евреи Ортодоксы женщины

Израиль семья ортодоксов

Евреи хасиды и Ортодоксы

Ортодоксальная Еврейская свадьба

Хасиды евреи Израиль

Одежда евреев ортодоксов

Хасиды Нью-Йорка женщины

Еврейская хасидская свадьба

Ортодоксальные еврейки Бреют голову

Евреи Ортодоксы свадьба

Ультра ортодоксальные евреи женщины

Ортодоксальные евреи свадьба

Сатмарские хасиды женщины

Меа Шеарим женщины

Еврейские дети Израиль пейсы

Сатмарские хасиды свадьба

Меа Шеарим в Иерусалиме

Фото ортодоксальных евреев женщин

Еврейская мода для женщин

Якоб Нахуми — документальный фотограф из Израиля. Шесть последних лет своей жизни он посвятил созданию фотопроекта, запечатлевшего культурные особенности, обычаи и обряды ортодоксальных евреев. Предлагаем ознакомиться с самыми выразительными его работами.

Ортодоксальный иудаизм — Сток картинки

Посмотреть видео про ортодоксальный иудаизм

Просмотрите 15 287 доступных стоковых фотографий и изображений на тему «ортодоксальный иудаизм» или начните поиск других стоковых фотографий и изображений.

Православные религиозные картины в продаже

Три Hasidic евреев

Жизнь в Иерусалиме

Православная иудеев отделкой

Люди в старом городе Иерусалима

Мозаика в Собор Святой Софии (Hagia Sophia) Описание

Нью-йоркская еврейская hassidic семья

Уличный портрет еврейской пары средних лет весной

Еврейский отец с милой девочкой

черные боковые замки с бородой . маска парик еврей хасид шляпу .

Традиционная православная иудейская семья с ребенком на улице Меа

Группа религиозных мужчин Танец на свадьбе

Вид спереди еврея, молящегося своему богу и изгибающего лицо сидду

Евреи гуляют по Иерусалиму

еврейский отец и сын говорить и держать танах в квартире

Еврейская шляпная икона. Простой стиль Ту Бишват день плакат фон с

Уличный портрет еврейского отца в кипе с маленьким солнцем и мален

Христианские кресты. Католическое, православное и кельтское кресто

Rabbinical студентов в Иерусалиме.

Пурим 2017 в Меа Шеарим, Иерусалим

Молитвенные свечи в церкви

Религиозный еврей ходит по улице и смотрит на свой мобильный телеф

Халла шаббат хлеб векторный значок. Еврейская коса хала, праздник

Хлебный вектор Халлы, икона шаббата, еврейская коса бриошь, мультя

Крупный план священника, зажигающего свечи в церкви. Рождественска

Мемориал имен жертв Холокоста в Амстердаме

Портрет старого старшего ортодокса Хадима еврейского человека

Набор понятий на тему религий. Христианство, ислам, иудаизм, индуи

В Израиле ненавидят «черных» больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим — «богобоязненные». Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?

Больше не экзотика

Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал — Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.

Светские иерусалимцы жаловались, что город «чернеет». Через какое-то время «почернел» я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать «мы», нежели «они».

«Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты», — не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно «русскими» харедим. Самый известный — иерусалимский район Рамот.

Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим

Коммунизм без ТВ

Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. «Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят», — говорит 10-летний Йоси. Школа — самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь — на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: «А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?» В этих условиях директору школы проще «попросить» того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.

Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, — это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее «токсичным» предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти «блага цивилизации» многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают «кошерный интернет», в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.

Несмотря на все это «мракобесие», многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих «простую, бесхитростную веру», еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.

Изучение Торы — главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, — более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей — за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники — поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество «гмахов» — мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные «гмахи», где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни — вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.

Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни «соблюдающего» еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины — и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.

Перечеркнутый Герцль

Мой раввин живет в Бней-Браке на улице рава Шаха. Улица названа в честь великого раввина, который родился в 1894 году в Литве, входившей тогда в Российскую империю, а умер в 2001-м здесь, в Бней-Браке. Когда-то улица носила имя основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, но жители добились переименования. На некоторых домах до сих пор висят таблички со старым названием, перечеркнутым наискосок. Это своего рода протест: «Мы не признаем вашей идеологии и ваших кумиров!», «Не хотим вашего Герцля!»

Большинство харедим относятся к Государству Израиль и идеям сионизма скептически, настороженно, а иногда и враждебно. Дело не только в том, что Герцль писал, что призвал бы евреев креститься, если бы это избавило их от преследований. И даже не в том, что основатели государства были нерелигиозными людьми левых взглядов. Главная причина в том, что с точки зрения многих религиозных авторитетов избавление, которого евреи давно ждут, придет только с восстановлением Иерусалимского Храма. Сам Творец отправил евреев в изгнание, и Он же должен их вернуть. Только когда придет Машиах — царь-избавитель, тогда и будет создано не просто еврейское государство, устроенное по законам Торы, но царство справедливости во всем мире. А сионистский эксперимент — это самоуправство.

Особо непримиримые к сионизму течения (например, сатмарские хасиды) отказываются от полагающихся им льгот и пособий, не желая ничего принимать от «неправильного» государства. Следует, однако, заметить, что те харедим, которые любят устраивать демонстрации перед камерами с палестинскими флагами, в среде самих же харедим считаются отщепенцами. Одно дело — не признавать государство, совсем другое — поддерживать убийц.

Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. «Вязаные» относятся к Герцлю и основателям современного Израиля благосклонно, несмотря на то, что те были абсолютно светскими людьми. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии.

Дезертиры

«Под ружье пейсатых дармоедов!» — такое звучит регулярно. Этот вопрос часто ставится на выборах, политики зарабатывают очки на обещаниях заставить наконец-то харедим служить. Это основная претензия к ним со стороны израильского общества и причина острой критики со стороны «вязаных кип», которые приравнивают службу в армии к религиозной заповеди.

У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры.

Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

У чужих

«Ну и где же ваш Машиах?» — ехидно бросает мне лысый старичок в шортах, реагируя на мою черную кипу и белую рубашку. Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде.

На одной из красивых тель-авивских улиц к нам подходят улыбчивые и вроде бы скромно одетые девушки, раздающие листовки. Вчитавшись в текст, я понимаю, что это какая-то околохристианская секта. Иногда из окон свешиваются радужные флаги ЛГБТ. Нагулявшись по территории противника, мы возвращаемся к своим — в «черное гетто», где все не так эстетично, зато можно поесть, зайти на общественную молитву или урок Талмуда. Там везде бегают дети. Там — жизнь.

Кролики

При этом окружающие всячески хвалят нас за то, что мы в нашей неблагополучной стране в столь трудное время отваживаемся рожать и воспитывать целых троих детей. Наши друзья в Израиле, у которых по четверо, пятеро, шестеро детей, и вовсе считаются героями-безумцами.

У моего раввина 13 детей, и для семей харедим это норма. Из социальных благ такому родителю полагается только пособие в 700 шекелей (примерно 185 долларов), при том что только на детский садик уходит больше 1000 шекелей. При этом от светских израильтян можно услышать примерно следующее: «Эти религиозные фанатики специально плодятся, как кролики, чтобы тянуть из государства пособия и не работать».

Даже с моими социальными льготами я не могу сказать, что из воспитания детей можно извлечь материальную выгоду. Льготы и пособия облегчают жизнь, но они несопоставимы с расходами, а в Израиле — тем более.

А la guerre comme а la guerre

Еду в аэропорт в маршрутке, забирающей пассажиров с разных адресов. На одной из остановок ждем пассажира слишком долго. Наконец входит немолодой человек в одежде вижницкого хасида. Все, начиная с водителя и заканчивая загорелой полной женщиной, поспешили сделать ему замечание, пристыдив за лицемерие: «Какой же ты религиозный, раз заставляешь людей ждать?!» Прямо как в советском трамвае — «А еще шляпу надел!» Он отбивается: «Да вы на меня набросились только потому, что я хареди! А на тебя, водитель, я пожалуюсь в твою фирму!» Формально мужик неправ: опоздав, он задержал всех. С другой стороны, не будь он «черным», накал возмущения был бы куда слабее.

Под их предпочтения постепенно подстраиваются магазины, рестораны, другая инфраструктура. Когда государственная авиакомпания «Эль-Аль» попыталась совершать перелеты по субботам и еврейским праздникам, лидеры харедим объявили компании бойкот: ни один представитель ни одной из ультраортодоксальных общин самолетами «Эль-Аль» не летал — указания раввинов соблюдаются неукоснительно. В результате авиакомпании пришлось вернуться к прежнему расписанию.

Сложно сказать, какие причудливые формы может принять израильское общество в ходе этой тихой войны. Харедим все больше входят в израильскую жизнь, меняя лицо страны, но незаметно для самих себя меняются сами. Одно ясно: «противники» больше не могут делать вид, что не замечают друг друга хотя бы в силу быстро растущей численности «черных» жителей страны.

«Лента.ру» продолжает рассказывать о том, как развлекаются женщины в разных странах мира. Героинями предыдущей статьи стали турчанки. Турецкое общество чрезвычайно поляризовано: горожанки живут и одеваются по-европейски, учатся и работают, а их ровесницы в деревне рано выходят замуж и часто рожают. Нечто похожее можно увидеть в самой европейской из ближневосточных стран — Израиле. Светские девушки служат в армии, развлекаются в ночных клубах и позволяют себе сексуальные эксперименты, а религиозные еврейки рано выходят замуж за малознакомых мужчин и проводят всю жизнь в рамках традиционных ограничений — как бытовых, так и половых.

Отдых без ограничений

Официально Израиль — государство светское, хотя иудаизм там на особом положении: он гарантирует заявленный в основных законах страны еврейский характер государства. Так что религиозность поощряется, но не обязательна. Существуют как кошерные, так и некошерные рестораны, определенные виды транспорта ходят в шаббат, брак на территории страны должен быть скреплен религиозной церемонией (еврейской, мусульманской или христианской), но государство без ограничений признает браки, заключенные за границей в мэрии или загсе.

Личная же жизнь светских израильтянок регулируется только светскими же законами и их собственными предпочтениями и моралью. А мораль в стране, где почти каждая девушка служит в армии (и потенциально рискует жизнью) и где, к огромному сожалению, нередки теракты, к молодежи довольно снисходительна. Светские девушки целуются с бойфрендами на пляже, отрываются на вечеринках и музыкальных фестивалях, ходят по пляжу в умопомрачительных бикини, украшают тело татуировками и пирсингом, категорически запрещенными религиозным еврейским законом.

В армию девушки призываются на год и восемь месяцев. Большинство солдаток остаются на штабной работе (их называют «джобницами») и могут проводить дома больше времени, чем те, кто служит в боевых частях, куда женщин зачисляют только по их желанию (и результатам тестов). Вообще в ЦАХАЛе девушкам доступно 83 процента военных специальностей: они служат в пехоте и авиации, водят вертолеты, пограничные катера и танки, прыгают с парашютом. Практически во всех подразделениях девушки служат вместе с парнями и при желании занимаются сексом со своими сослуживцами и даже командирами в армии (в казармах это, естественно, запрещено, но в увольнительной считается личным делом каждой и каждого).

Израильтянки любят активный отдых и уход за собой. Популярны походы, занятия бегом и фитнесом, плавание, виндсерфинг и тому подобные полезные для здоровья развлечения. Много спа-салонов, салонов красоты, маникюрных и парикмахерских. Как правило, они не пустуют. Их сотрудницы и посетительницы по большей части девушки-выходцы из Марокко или республик бывшего Союза: они особенно внимательны к своей внешности. Уроженки Израиля, так называемые «сабры», скорее помешаны на ЗОЖ, спорте и личностном росте.

Большую часть года в стране или тепло, или откровенно жарко, поэтому здесь процветают опенэйры и музыкальные фестивали на морском берегу или в пустыне, которые длятся несколько дней. Например, MidBurn, ежегодно проходящий в пустыне Негев, организован по образу и подобию американского фестиваля Burning Man. Участники и зрители тусят почти до утра, спят в спальниках и палатках, слушают музыку, знакомятся и хорошо проводят время.

Боди-арт на израильском фестивале MidBurn

Тель-Авив — город бурной ночной и клубной жизни. На бульваре Ротшильд есть клубы и бары на любой вкус, в том числе гей-френдли. Не влекут никаких правовых последствий частные свинг- и садо-мазо-вечеринки: разумеется, если все их участники развлекаются по добровольному согласию, не нарушают уголовный закон и не создают проблем с соседями и другими посторонними лицами.

Наркотические вещества в Израиле, как и в большинстве европейских стран, запрещены, но некоторые граждане позволяют себе на закрытых вечеринках употреблять марихуану или кокаин. Также официально запрещена проституция, но она существует: иногда интимные встречи за плату позволяют себе даже студентки престижных вузов, которые с их помощью оплачивают учебу.

Среди светских не принято рано выходить замуж. Сначала девушка заканчивает школу, потом служит в армии, после армии многие год отдыхают — путешествуют с рюкзаком за плечами по экзотическим странам вроде Непала или Чили. Затем — выход на работу или учеба в университете. Все это время израильтянка может встречаться с разными молодыми людьми или жить с постоянным бойфрендом.

При этом израильские светские девушки очень феминистичны: даже если пара уже живет вместе, она, как правило, делит бюджет и расходы. Считается нормальным, что на свидании парень не платит за девушку — счет или делят пополам, или каждый платит за себя. Это подразумевается даже в тех случаях, когда влюбленных связывают интимные отношения. Чаще всего брак официально заключают, когда пара уже закончила учебу и обеспечила себе некоторую материальную «подушку безопасности».

Любовь и вера

Совсем иначе обстоят дела в религиозном секторе. Ультраортодоксы-харедим составляют примерно 10 процентов израильтян, еще немалое их количество считают себя религиозными сионистами — так называемые кипа сруга («вязаные кипы»). Они соблюдают главные заповеди Торы, но в целом у них более свободный образ жизни, чем у харедим.

Романтические отношения у религиозных евреек-израильтянок строго регламентированы. Заповедь «плодиться и размножаться» безусловно обязательна для всех фертильных мужчин детородного возраста, а так как без женщины эту заповедь соблюсти невозможно, она, естественно, обязательна и для женщин: института монашества у иудеев не существует.

При этом евреи должны соблюдать заповедь скромности — цниют. Романтические отношения до брака, а тем более отношения интимные, включающие сексуальные действия, полностью запрещены. Поэтому браки заключаются довольно рано, сразу по достижении совершеннолетия. Юноша и девушка (а также вдовцы и вдовы) знакомятся с матримониальными целями через сватовство (шидух). Шодхен, то есть сваха (эту роль выполняет мужчина), знает свою и дружественные общины и в курсе не только материального положения женихов и невест, но и их морального облика. Девушка или вдова, замеченные в нарушении скромности и уж тем более в аморальности, на «хороший шидух» рассчитывать не могут.

Религиозная еврейка с семьей в квартале Меа-Шеарим в Иерусалиме

Мужчины и женщины в браке должны соблюдать сложные правила полового взаимодействия, включающие несколько дней полного воздержания каждый месяц, запреты на защищенный секс (презервативы), прерванный половой акт, а также, разумеется, измены. Однако нередко в желтой прессе, особенно за пределами Израиля, можно встретить «жареные» статьи о том, как на самом деле харедим собираются и устраивают тайные оргии. Скептикам подобные рассказы могут показаться больными фантазиями, однако не все так просто.

«Я не думаю, что это исключительно больные фантазии светских, — считает Марьям, замужняя женщина из хасидской общины одного из городов на севере Израиля. — На официальном уровне подобное полностью запрещено, ибо противоречит всем религиозным требованиям и установкам. Но у харедим те же слабости, что и у атеистов. В религиозном обществе, как и в светском, есть свои извращенцы и развратники. А из-за того, что сексуальность зажимается — иногда даже больше оснований для подобного. Регулярно кого-то ловят на насилии, развращении малолетних. Случаются скандалы. Все как у светских. И «закрытые клубы» для извращенцев наверняка кто-то из религиозных тоже посещает».

В принципе, сходить в клуб или на вечеринку «для извращенцев» может и религиозная супружеская пара. Но это рискованно. «Если о таком станет известно, то как минимум могут быть проблемы с шидухом (и перспективным женихом или невестой) для их детей, — рассказывает Марьям. — Это подмоченная репутация. Если человек занимает какие-то должности в общине — преподает в хедере (начальной школе) или ешиве (религиозном училище), работает сойфером (переписывает свитки Торы) — то он может лишиться работы».

По словам Марьям, случаи аморального поведения сначала стараются пресекать «среди своих», своими силами. Есть, например, специальный форум раввинов, куда можно подать жалобу на сексуальное домогательство от других раввинов (например, преподавателей ешивы), и раввины расследуют дело и принимают меры. Признанного виновным могут лишить права преподавания, предписать переселиться в другой город. Если общественное порицание не помогает — тогда передают данные в полицию.

Ты ж меня обманула

Серьезно разнится отношение к разврату и изменам применительно к мужчинам и женщинам, а среди последних — применительно к незамужним и замужним. Скажем, если мужчина-харедим изменил жене со светской проституткой и его вина очевидна и доказана, то он, скорее всего, отделается порицанием раввина и скандалом с женой.

Развод в этом случае остается на усмотрение жены: если она будет настаивать на нем и подаст в раввинский суд, то, скорее всего, суд пойдет ей навстречу. Но прежде ее будут уговаривать «понять и простить» развратника. «Если причины измены (или просто разлада между супругами) кроются в проблемах в сексуальной сфере, то раввин, к которому муж и жена с этим обращаются, может рекомендовать соблазнительное белье, игрушки для взрослых и все, что способствует сексуальной гармонии в паре, — в рамках законов Торы, конечно», — поясняет Марьям.

В случае же измены жены развод обязателен: Тора запрещает жить с женой, чья измена доказана. Впрочем, реальность вносит в законы свои коррективы. Вынудить мужа оставить жену суд не может: для установления факта измены муж должен увидеть ее своими глазами в ситуации, исключающей любые толкования. Даже если жена сама признается в «леваке», у мужа всегда есть право не поверить — или сделать вид, что не верит. Единственный вариант, ведущий к неизбежному разводу — если были свидетели, видевшие, что муж застал жену с любовником. Ситуация из анекдота «вернулся муж из командировки», но модифицированная: «вернулся муж из командировки с друзьями».

Причина подобного неравенства в том, что еврейство передается по матери, и, чтобы быть уверенным, что его дети евреи, мужчина должен знать, что все дети — от него. К пойманной на «разврате» незамужней женщине (причем в случае с юными девушками под таковым может пониматься даже флирт, рукопожатие или поцелуй) тоже применяются меры общественного порицания. Скорее всего, им уже не удастся удачно выйти замуж: шодхены сурово следят за нравственностью будущих матерей семейств. Что характерно, сексуальные отношения двух женщин, даже замужних, Тора не осуждает. В том случае, если замужняя женщина докажет, что интим с подругой у нее случился потому, что муж систематически не выполнял супружеских обязанностей (например, надолго уехал), она может даже добиться выгодных для себя условий развода — с возвратом приданого, например.

Гуляют все!

Израиль — мультикультурное общество, и мультикультурализм распространяется и на его религиозную часть. Среди религиозных есть более и менее строго соблюдающие семьи и общины. «Кипа сруга» — самая свободная часть верующих иудеев. Среди них много людей изначально светских, обратившихся к исполнению заповедей сознательно, ради сохранения еврейского характера государства.

Они носят обычную одежду (отвечающую, правда, правилам скромности), они могут сходить в кино или театр. Как правило, они соблюдают шаббат и кашрут, но куда ближе по своим привычкам к обычной светской публике, нежели ортодоксы. Вечеринки, дни рождения, выезды на природу у них практически не отличаются от таких же мероприятий у светских израильтян, за исключением обязательного соблюдения принципа «шомер негия»: недопустимы прикосновения не состоящих в родстве мужчин и женщин — поцелуи в щеку, рукопожатия, похлопывания по плечу и тому подобное.

Среди ортодоксальных евреев разброс обычаев времяпрепровождения тоже достаточно большой. Самые вольные в плане развлечений нравы среди них — у хасидов, исповедующих чистую радость от служения Богу. У них допустимы, скажем, совместные танцы мужчин и женщин в праздник (без прикосновений), женские кинопоказы фильмов на религиозные темы, снятых режиссерами, соблюдающими заповеди Торы. В относительно свободных общинах взрослые люди сами определяют для себя диапазон приемлемости в рамках соблюдения заповедей. На детские мультики ходить можно семьями. Самые суровые общины районов Меа-Шеарим в Иерусалиме и Бней-Брак в Тель-Авиве в принципе не допускают никаких развлекательных сборищ, где женщины и мужчины могут оказаться рядом. Даже на свадьбах есть отдельные мужской и женский зал.

Харедимные девушки не ходят в кино и не ходят в театры, поскольку в фильме или постановке могут оказаться сцены, нарушающие законы скромности. Они могут собраться и пообщаться в школе (школы для девочек и мальчиков раздельные), устроить девичник дома у одной из них или в кошерном приличном кафе, погулять компанией в парке, зоопарке, сходить поесть пиццы или мороженого (разумеется, тоже кошерного). Главное, чтобы на этих гуляньях, вечеринках и посиделках не было мальчиков. Допускаются концерты, но зрителями могут быть только мужчины или только женщины.

Однако у многих замужних харедим просто нет времени на отдых вне дома. Рахель, сестра ультрарелигиозной многодетной женщины Шломит (имена изменены), рассказала о том, как ее родственница проводит свой выходной день — шаббат. В шаббат (время с вечера пятницы до вечера субботы) нельзя работать, причем под работой понимается даже включение газовой плиты или компьютера. Поэтому загодя приготовленную пищу женщина подогревает на специальной «плате», а также развлекает детей вместо мультиков. На нее же ложатся все заботы по уходу за отпрысками, пока супруг молится в синагоге, читает дома духовные книги или предается послеобеденному сну.

«Мать отдыхает так, как обычно отдыхают, когда рядом извергается вулкан. Работать ведь нельзя. Под работой понимается также включение телевизора или смартфона с играми детям — возможность для матери получить хоть короткую передышку. Посадить рисовать детей тоже нельзя, потому что рисование и письмо считается работой.

Поскольку отец спит и читает, ему нужна тишина. Но дети — они на то и дети, что не хотят смирно сидеть, читать умные книги и покорно спать днем. Следовательно, чтобы позволить мужу исполнить заповедь — отдохнуть и почитать Тору — мать должна собрать детей и выйти с ними на прогулку. Спускаться на лифте нельзя, поэтому спускаются дети по лестнице с верхнего этажа — кто на руках, кто за руку. Обычно многочисленные дети не играют спокойно, а вместо этого ссорятся, поэтому матери всю прогулку приходится их мирить». Если на площадке собирается несколько женщин, то они могут немного поболтать, постоянно отвлекаясь на детей.

Вечером религиозная женщина должна накормить всю семью ужином, собрать детям вещи для следующего учебного дня и уложить малышей спать. А с начала новой недели начинается работа: многие многодетные матери-харедим работают неполный день, чтобы что-то привнести в небогатый семейный бюджет. Отдыхать в выходной верующей многосемейной еврейке попросту некогда.

Шопинг-терапия

И религиозные, и светские израильтянки — женщины, поэтому они логично любят шопинг. Однако, разумеется, выбираемые ими вещи разнятся. Светские молодые девушки в Израиле любят броскую облегающую одежду, сексуальные купальники и яркую бижутерию. Даже солдатки, обязанные носить форму, покупают себе симпатичные брелочки на армейский рюкзак, сережки и кольца (вне учебки-тиронута и боевой обстановки носить украшения не возбраняется).

При этом светские израильтянки практичны, они искренние поклонницы масс-маркета, секонд-хендов и блошиных рынков, а также вечеринок-«обменников», на которых девушки и женщины обмениваются ненужной одеждой и аксессуарами или просто отдают друг другу то, что им уже разонравилось или перестало подходить по размеру. Это одна из традиционных форм женского общения в Израиле.

Одна из вечеринок-обменников, в которой мне довелось участвовать, проходила в шаббат в помещении частного детского садика. Его владелица обеспечила помещение, а другие женщины принесли угощения: газировку, соки, конфеты, печенье. Никто не стремился к сколько-нибудь равноценному обмену: все вещи выложили на столы, и каждая могла брать то, что нравится и подходит. Кто первый взял — того и платье (топ, джинсы). Основной целью было общение на обычные женские темы: дети, отношения с родителями, мужьями и бойфрендами, фитнес, диеты, учеба, карьера, рецепты новых блюд.

В Израиле не принято много тратить на дорогую одежду и аксессуары (в приоритете — покупка жилья, медицинская страховка, образование свое и детей), поэтому и магазинов с товарами класса люкс немного (и цены в них заоблачные). Состоятельные светские израильтянки ездят за модными вещами в Италию, Францию или Испанию, совмещая шопинг с культурным или пляжным отдыхом.

В свободное время светские израильские девушки любят плавать и отдыхать на пляже

«Шопятся», конечно, и харедим. Но ультраортодоксальные девушки и женщины покупают только подчеркнуто несексуальную одежду (нарядную, аккуратную, но исключительно «добропорядочную»). Она не должна обтягивать и подчеркивать женские формы, не должна быть слишком яркого цвета или необычного кроя. Не допускаются у харедим ни слишком короткие, ни чересчур длинные юбки: обычная длина — до середины голени. Юбки «в пол» из легких тканей — обычная одежда женщин из общин «вязаных кип». Рукава должны закрывать локоть, декольте не допускается.

Состоятельные ультрарелигиозные дамы, как правило, носят поверх парика из собственных волос шляпы — и весьма дорогие, но понятно это только тем, кто «в теме»: никаких легкомысленных перышек и цветов, и уж тем более стразов или блесток. Они также покупают дорогую обувь, но непременно темную, полностью закрытую, на невысоком устойчивом каблуке. Но покупка дорогого и соблазнительного белья, как уже выше упоминалось, не запрещается: это личное дело мужа и жены, главное, чтоб помогало исполнять заповедь насчет размножения.

В общем, израильтянки, даже ультраортодоксальные харедим, — такие же женщины, как и любые другие. Они любят своих партнеров, вечеринки, вкусную еду, развлечения и шопинг. Религиозные ограничения те из них, кто воспитывался в соблюдающих общинах, обычно воспринимают как должное — точно так же, как светские женщины воспринимают как должное свой феминизм и личную свободу.

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий