- Возникновение феминизма и появление новаторских идей
- В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.
- Фрейдовский этап
- В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.
- Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи
- В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчеркивая социальное происхождение того, что принято называть женским.
- Они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.
- Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.
- Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.
- Современные гендерные исследования
- В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.
- Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.
- Внедрение термина «гендер» в сознание общества как деструктивный процесс
- И при чем здесь сексуальная ориентация?
- Как проявляется гендер?
- Гендерная психология
- Гендер = биологический пол
- Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
- Гендер = социальный пол
Возникновение феминизма и появление новаторских идей
Дальнейшее развитие гендерной психологии связано с появлением феминистских идей. Одной из первых защитниц прав женщин была англичанка Мэри Уолстонкрафт, жившая во второй половине XVIII столетия. В условиях гендерного неравенства она смогла получить блестящее образование и стать известной писательницей. В эссе «В защиту прав женщин» Уолстонкрафт пишет о необходимости совместного обучения мальчиков и девочек и полемизирует с Жан-Жаком Руссо, который в своем романе «Эмиль, или О воспитании» утверждает, что предназначение женщины — рожать детей, вести хозяйство и быть приятной мужу, а умственные занятия ей не нужны. Ключевой тезис эссе — второстепенная роль женщин не обусловлена биологией, а сконструирована обществом:
«Обученный с младенчества, что красота — скипетр женщины, ум приспосабливается к телу и, бродя вокруг своей позолоченной клетки, стремится только украсить тюрьму».
Мэри Уолстонкрафт. Изображение из открытого источника
В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.
В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.
В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.
В 1902 году вышла книга «Пол и характер» Отто Вейнингера — эксцентричного философа, который был мизогинистом и считал, что никакого «женского вопроса» нет, а вся шумиха на эту тему — желание женщины сравняться с мужчиной и скопировать его творческую силу. В основу его работы легла докторская диссертация Вейнингера о бисексуальности. Через год после публикации ученый покончил с собой, чем привлек к ней повышенное внимание.
Основные тезисы книги:
- Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
- Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
- Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
- Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
- Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.
Современные психологи по-разному оценивают работу Вейнингера. Некоторые считают его блестящим ученым, одним из основоположников психологии пола, гендерной психологии и полагают, что теория Вейнингера о сочетании в каждом человеке маскулинности и феминности всё еще актуальна. Другие критикуют «Пол и характер», в частности утверждения о мужском-добродетельном и женском-порочном, и утверждают, что Вейнингер — очередной мужчина-ученый, который в реальности ничего не знал о женщинах, не учитывал их опыт и делал выводы, исходя из собственных предрассудков и амбиций.
Отто Вейнингер. Источник
Фрейдовский этап
Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.
Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом. По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.
Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.
Зигмунд Фрейд. Фото из открытого источника
Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.
В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.
По мнению психолога Татьяны Бендас, за 1920–1930 годы вышло только несколько интересных работ психологов: «Об изучении детского коллектива» Е. А. Аркина, «Очерки детской сексуальности» П. П. Блонского. Но вскоре их работу запретили, а труды перестали публиковать. В последующие 30 лет развитие гендерной психологии было полностью парализовано.
Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи
Впервые термин «гендер» ввел в научный оборот американский психиатр и сексолог Джон Мани. В 1955 году он изучал особенности интерсексов и пытался найти название для небиологической дифференциации людей. С помощью понятия «гендер» он описал социальный опыт людей, которые не вписываются в стандартную бинарную систему.
В 1960-е годы развернулась вторая волна феминизма, и понятие «гендер» стало ее символом. Центральной работой феминистского движения была книга Симоны Бовуар «Второй пол», в которой критикуются мифы о биологической природе женских качеств:
«Ее поведение, ее качества, всё, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой. Общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения».
В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчеркивая социальное происхождение того, что принято называть женским.
Симона Бовуар. Источник
Во период второй волны феминизма в крупнейших университетах США начали создавать программы Women’s Studies. Женщины становились не только научным объектом, но и учеными. По сути, это были первые гендерные исследования, в которых принимали участие психологи, философы, историки, социологи, генетики. Они проанализировали различные научные работы и выяснили, что наука субъективна: под видом исследования человеческого организма на практике изучались только мужчины. А если женщины и становились объектом изучения, то итоги работы рассматривались с точки зрения мужчины-ученого, без учета женского опыта. Так появлялись необъективные, выгодные для мужчин теории, которые приписывали женскому полу отсутствие когнитивных, творческих, лидерских способностей, «мягкость» характера, домовитость.
Вторая волна феминизма запустила исследования, изучающие мотивацию и достижения женщин. В 1964 году американский психолог Мартина Хорнер в своей работе «Боязнь успеха» писала, что основной фактор, который не дает женщинам продвигаться по карьерной лестнице, — это страх успеха, сформированный обществом.
Они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.
Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.
Мартина Хорнер. Источник
Согласно данным, которые приводит в своей книге психолог Татьяна Бендас, с 1950 по 1980 год в англоязычных источниках были опубликованы результаты 30 тысяч гендерных исследований. Один из самых масштабных трудов — «Психология половых различий» Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, анализ 2000 результатов предыдущих научных работ.
Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.
Подтвердились только некоторые гендерные различия:
- женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
- у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.
В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.
Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.
Также Бем разработала теорию гендерной схемы и описала феномен «линзы гендера».
Сандра Бем. Фото из открытого источника
В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.
После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.
Современные гендерные исследования
Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.
Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.
В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.
В скобках указано количество стран. Источник
В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве. Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.
Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.
Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.
До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.
В последние годы ученые анализируют:
В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.
К сожалению, период «железного занавеса» и популярная в СССР теория полового диморфизма привели к тому, что сейчас в нашей стране нет базы, на которой можно было бы создать современную исследовательскую школу. Как говорят сами отечественные психологи, многое еще предстоит сделать, а пока в России gender studies всё еще остаются экзотическим и маргинальным сегментом научного пейзажа.
Внедрение термина «гендер» в сознание общества как деструктивный процесс
При описании образа жизни современного человека в столь же современном русском языке появились новые слова, заимствованные в английском языке. Нередко этот «новояз» является маркером социальных и политических процессов, привнесенных в наше общество западной культурой: в русском языке нет собственных слов для обозначения феноменов человеческой жизни, появившихся у нас совсем недавно и зачастую чуждых нашей культуре.
Одним из таких слов является слово «гендер». Столетиями это слово даже в самом английском языке использовалось в лингвистике и обозначало грамматическую категорию (как мужской или женский род в русском языке). И лишь во второй половине двадцатого века, с расцветом феминистических теорий, в западной культуре о «гендере» заговорили сначала в рамках социальной обусловленности различий между мужчинами и женщинами (с лозунгом: «Мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся»), а затем — продвигая проблему гендерной идентичности (якобы мужчиной или женщиной человек может определять себя, независимо от биологического пола).
Некоторые отечественные психологи подхватили термин «гендер» в качестве иностранного синонима слову «пол», или чаще — «социальный пол», и до сих пор эти слова как равные используют многие люди. Однако это неверный поверхностный подход.
Уже во второй половине XX века в отечественной психологической науке, параллельно западной психологии, выделилось направление «гендерная психология», изучающее влияние воспитания и прочих социокультурных факторов на формирование половых различий, половой идентификации, полового поведения. Но вопреки зарубежным коллегам, наши гендерные психологи изначально рассматривали гендер как социальный пол и исследовали сочетание биологического и социального пола (норму и патологию): наличие мужского и женского полов, определяемых совокупностью биологических и социальных факторов, российскими психологами не ставилось под сомнение. Наша гендерная психология описывала биологические и психологические качества феминности (женственности) и маскулинности (мужественности); рассматривала причины нормального и патологического формирования мужских и женских черт личности и особенностей поведения; сопоставляла половые особенности и социальные роли; изучала факторы, искажающие естественную (соответствующую биологическому полу) гендерную идентификацию и т. д. Несоответствие половой самоидентификации реальному полу и неспособность принять свою или чью-то еще половую принадлежность рассматривались как расстройство. Например, исследовалось влияние материнского стиля воспитания на полоролевую, или «гендерную», идентичность ребенка, и, если мать одевала достаточно взрослого мальчика в женское платье, это однозначно трактовалось как болезненное у матери и вредоносное для ребенка отклонение.
Однако постепенно в наше общество всё активнее внедрялись (и этот процесс продолжается полным ходом) идеи отрицания двойственности (бинарности) полов. В связи с этим стало неизбежным использование термина «гендер» в том же смысле, в каком его употребляют в западном обществе — не просто для отличия биологического пола от социального, но для их противопоставления, для отрицания биологической предопределённости в отношении половой идентификации.
Пропаганда понятия «гендер» изначально была частью борьбы феминистов за равенство в правах мужчин и женщин, против власти мужчин над женщинами, против притеснения женщин. При этом феминизм постепенно приобретал фанатичные и даже совершенно извращенные формы. Изначально желая защитить женщин от властного произвола мужчин и отстоять права женщин на активную социальную жизнь и проч., феминистки стали агрессивно воспринимать даже тех женщин, которые не поддерживали их идеи. В последние же десятилетия феминизм стал частью движения за так называемую «толерантность».
Борцы за «толерантность» заявляют, что их цель — справедливое отношение к якобы или на самом деле угнетенным группам людей (женщинам, неграм, больным, «сексуальным меньшинствам» и т. п.) и наделение их равными с прочими правами. Они говорят, что стремятся защищать угнетенных. И вроде бы эти идеи звучат неплохо, если бы не одно «но»: на практике «угнетенные» далеко не всегда на самом деле угнетаются, а защитники требуют для «угнетенных», по сути, не равных прав, а привилегий.
Относительно гендера это выражается в том, что люди, не желающие признавать связь биологического пола с социальным и подчиняться устоявшимся в обществе представлениям о мужчинах и женщинах (их пока, Слава Богу, реально меньшинство), не просто отстаивают свое право считаться нормальными. Они утверждают, что именно их взгляды на половую идентификацию верны, и требуют пересмотреть существующие представления о наличии мужского и женского полов, а также признать за людьми право самому себе выбирать пол, и не только из этих двух, или не выбирать себе пол вообще, а также менять биологический пол по собственному желанию, даже у детей. Тех же, кто отстаивает традиционные взгляды и настаивает на сохранении существующего уклада вещей, они клеймят как угнетателей и т. п. Само представление о существовании двух полов – мужского и женского – представляется ими как основа гендерного угнетения. Невольно вспоминается анекдот о том, что скоро умным людям запретят думать, чтобы не оскорблять чувства глупых.
Сторонники различных гендерных теорий новейшего времени категорически против уравнивания терминов «пол» и «гендер»:
«Использование термина „гендер” как синонима слова „пол” лишает понятие „гендер” его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства» (Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма, 2009).
В различных феминистических и прочих теориях (постфеминизме, гендерной психологии, гендерной социологии, «лесбийской философии» и др.) термин «гендер» трактуют по-разному, однако неоспоримо, что «гендер» — это термин борцов за изменение мироустройства в сторону хаоса и греховного общества.
В этом контексте существует множество различных идей, порой выворачивающих сознание наизнанку. Например, это призыв Энн Фаусто-Стерлинг, американской феминистки, сексолога, профессора биологии и гендерных исследований в Брауновском университете, признать наличие у людей не двух, мужского и женского, а пяти полов — добавить категории гермов, названных в честь «настоящих» гермафродитов, мермов, названных в честь мужского псевдогермафродитизма, и фермов, названных в честь женского псевдогермафродитизма. Или же движение небинарных гендеров, или гендерквиров (упрощенно, «ненормальных гендеров»), которые могут воспринимать и преподносить себя как имеющих сразу два или более гендера (бигендерных, тригендерных); не имеющих гендера (агендерных, свободных от гендера и др.); иметь изменяющуюся гендерную идентичность (гендерфлюиды); принадлежащих к третьему или иному гендеру. Или же трансгуманистический постгендеризм, выступающий за полное устранение гендера у человечества.
Современное понятие «гендер» является частью индуцируемых обществу социальных идей, в частности идеологии сексуальной революции, несовместимой с Православием.
И при чем здесь сексуальная ориентация?
Скажем честно. Наше время – плохой период для того, чтобы создавать какие-либо окончательные классификации в сфере сексуальной ориентации. Благодаря относительной доступности операций по смене пола и росту рефлексии сексуальных предпочтений мы наблюдаем огромное количество вариантов позиционирования пола и продолжающиеся изыскания на этот счет.
По некоторым источникам – вариантов 54, из которых 24 начинаются со слова «транс», а 30 оставшихся вариантов явно недостаточно для самоопределения, поэтому классификация также включает в себя такие определения как «neither» и «other» (ни тот, ни другой и иной).
Мы не можем (и не вправе) подвести черту в вопросе сексуальной ориентации, но можем рассмотреть наиболее часто звучащие сегодня варианты.
Гетеросексуальность – направленность полового влечения на лиц противоположного пола.
Гомосексуальность – направленность полового влечения на лиц своего пола. Варианты: гомосексуальный мужчина – «гей»; или гомосексуальная женщина – «лесбиянка». Сами понятия могут описывать ориентацию, идентичность или поведение.
Бисексуальность – направленность полового влечения как на лиц противоположного пола, так и на лиц своего пола.
Асексуальность – отсутствие полового влечения и отсутствие потребности в сексуальных отношениях.
Демисексуальность – половое влечения возникает только при сильной эмоциональной связи с объектом, пол объекта, на которого направленно влечение зависит от личностных особенностей демисексуала. Сексуальное влечение может возникнуть только вследствие эмоциональной привязанности. Считаются близкими к сообществу асексуалов, поскольку сексуальное влечение может быть достаточно редким (один или несколько человек за всю жизнь).
Пансексуальность – направленность полового влечения связана с симпатией к личности, не зависит от гендерной принадлежности партнера. В данном случае – для возникновения сексуального желания важна личность человека, а не его пол. Как говорила одна из дерзкой четверки «Секса в большом городе» Саманта Джонс: «Не важно, спишь ты с мужчиной или женщиной – ты спишь с личностью!»
Как проявляется гендер?
- Феминность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам, в отличие от мужчин (Клецина).
- Маскулинность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин (Кон).
- Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт (Красова). На андрогинность ориентировано современное адекватное гендерное воспитание.
Один из примеров: мальчикам можно плакать («мужчины не плачут» – токсичная установка), девочкам можно доминировать и настаивать на своем («женщина должна быть мягкой, уступать» – токсичная установка).
Гендерная роль понимается как «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности или феминности ребенка или взрослого» (Кон).
Гендерный перформанс – проявление гендерных ролей во взаимодействии с другими людьми через предъявление индивидом своего образа как мужчины или женщины или существа без пола, посредством жестов, манеры речи, одежды (близкие понятия: «doing gender», «гендерный дисплей» (Кон).
Гендерная стратификация полов – рассмотрение двух полов как неравных («гендерная асимметрия»), помещение в центр, рассмотрение в качестве позитивного и доминирующего того, что определяется как мужское. Тогда как женское маркируется как периферийное (Рябов). Гендерная стратификация обращает внимание на то, что все, что делается мужчинами, все мужское – ценится больше, чем то, что делается женщинами, женское.
Гендерные стереотипы – это устойчивые представления о нормативном поведении мужчины или женщины, они обеспечивают воспроизведение гендерных ролей, способствуют закреплению гендерного неравенства.
Гендерная идентичность – «степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого» (Кон).
Гендерквир – обозначение гендерной идентичности, отличающееся от традиционной двухвариантной. Может представлять собой: сочетание женской и мужской гендерной идентичности; или изменяющуюся со временем гендерную идентичность; или «отсутствие» гендерной идентичности, т. е. идентичность, в целом не связанную с каким-либо из гендеров.
Гендерная психология
Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».
Гендер = биологический пол
В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:
- всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
- все люди гетеросексуальны;
- биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.
Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.
Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.
Гендер = социальный пол
В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.
Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:
- Пол — совокупность биологических особенностей человека.
- Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.
Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.