Пол и гендерные различия

Пол и гендерные различия Мужчинам
Содержание
  1. Возникновение феминизма и появление новаторских идей
  2. В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.
  3. Фрейдовский этап
  4. В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.
  5. Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи
  6. В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчер­ки­вая социаль­ное происхождение того, что принято называть женским.
  7. Они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.
  8. Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.
  9. Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.
  10. Современные гендерные исследования
  11. В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.
  12. Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.
  13. Внед­ре­ние тер­мина «гендер» в созна­ние обще­ства как деструк­тив­ный про­цесс
  14. И при чем здесь сексуальная ориентация?
  15. Как проявляется гендер?
  16. Гендерная психология
  17. Гендер = биологический пол
  18. Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
  19. Гендер = социальный пол

Возникновение феминизма и появление новаторских идей

Дальнейшее развитие гендерной психологии связано с появлением феминистских идей. Одной из первых защитниц прав женщин была англичанка Мэри Уолстонкрафт, жившая во второй половине XVIII столетия. В условиях гендерного неравенства она смогла получить блестящее образование и стать известной писательницей. В эссе «В защиту прав женщин» Уолстонкрафт пишет о необходимости совместного обучения мальчиков и девочек и полемизирует с Жан-Жаком Руссо, который в своем романе «Эмиль, или О воспитании» утверждает, что предназначение женщины — рожать детей, вести хозяйство и быть приятной мужу, а умственные занятия ей не нужны. Ключевой тезис эссе — второстепенная роль женщин не обусловлена биологией, а сконструирована обществом:

«Обученный с младенчества, что красота — скипетр женщины, ум приспосабливается к телу и, бродя вокруг своей позолоченной клетки, стремится только украсить тюрьму».

Пол и гендерные различия

Мэри Уолстонкрафт. Изображение из открытого источника

В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.

В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.

В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.

В 1902 году вышла книга «Пол и характер» Отто Вейнингера — эксцентричного философа, который был мизогинистом и считал, что никакого «женского вопроса» нет, а вся шумиха на эту тему — желание женщины сравняться с мужчиной и скопировать его творческую силу. В основу его работы легла докторская диссертация Вейнингера о бисексуальности. Через год после публикации ученый покончил с собой, чем привлек к ней повышенное внимание.

Основные тезисы книги:

  • Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
  • Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
  • Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
  • Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
  • Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.

Современные психологи по-разному оценивают работу Вейнингера. Некоторые считают его блестящим ученым, одним из основоположников психологии пола, гендерной психологии и полагают, что теория Вейнингера о сочетании в каждом человеке маскулинности и феминности всё еще актуальна. Другие критикуют «Пол и характер», в частности утверждения о мужском-добродетельном и женском-порочном, и утверждают, что Вейнингер — очередной мужчина-ученый, который в реальности ничего не знал о женщинах, не учитывал их опыт и делал выводы, исходя из собственных предрассудков и амбиций.

Пол и гендерные различия

Отто Вейнингер. Источник

Фрейдовский этап

Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.

Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом. По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.

Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.

Пол и гендерные различия

Зигмунд Фрейд. Фото из открытого источника

Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.

В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.

По мнению психолога Татьяны Бендас, за 1920–1930 годы вышло только несколько интересных работ психологов: «Об изучении детского коллектива» Е. А. Аркина, «Очерки детской сексуальности» П. П. Блонского. Но вскоре их работу запретили, а труды перестали публиковать. В последующие 30 лет развитие гендерной психологии было полностью парализовано.

Мужчинам:  Тюремную форму

Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи

Впервые термин «гендер» ввел в научный оборот американский психиатр и сексолог Джон Мани. В 1955 году он изучал особенности интерсексов и пытался найти название для небиологической дифференциации людей. С помощью понятия «гендер» он описал социальный опыт людей, которые не вписываются в стандартную бинарную систему.

В 1960-е годы развернулась вторая волна феминизма, и понятие «гендер» стало ее символом. Центральной работой феминистского движения была книга Симоны Бовуар «Второй пол», в которой критикуются мифы о биологической природе женских качеств:

«Ее поведение, ее качества, всё, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой. Общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения».

В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчер­ки­вая социаль­ное происхождение того, что принято называть женским.

Пол и гендерные различия

Симона Бовуар. Источник

Во период второй волны феминизма в крупнейших университетах США начали создавать программы Women’s Studies. Женщины становились не только научным объектом, но и учеными. По сути, это были первые гендерные исследования, в которых принимали участие психологи, философы, историки, социологи, генетики. Они проанализировали различные научные работы и выяснили, что наука субъективна: под видом исследования человеческого организма на практике изучались только мужчины. А если женщины и становились объектом изучения, то итоги работы рассматривались с точки зрения мужчины-ученого, без учета женского опыта. Так появлялись необъективные, выгодные для мужчин теории, которые приписывали женскому полу отсутствие когнитивных, творческих, лидерских способностей, «мягкость» характера, домовитость.

Вторая волна феминизма запустила исследования, изучающие мотивацию и достижения женщин. В 1964 году американский психолог Мартина Хорнер в своей работе «Боязнь успеха» писала, что основной фактор, который не дает женщинам продвигаться по карьерной лестнице, — это страх успеха, сформированный обществом.

Они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.

Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.

Пол и гендерные различия

Мартина Хорнер. Источник

Согласно данным, которые приводит в своей книге психолог Татьяна Бендас, с 1950 по 1980 год в англоязычных источниках были опубликованы результаты 30 тысяч гендерных исследований. Один из самых масштабных трудов — «Психология половых различий» Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, анализ 2000 результатов предыдущих научных работ.

Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.

Подтвердились только некоторые гендерные различия:

  • женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
  • у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.

В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.

Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.

Также Бем разработала теорию гендерной схемы и описала феномен «линзы гендера».

Пол и гендерные различия

Сандра Бем. Фото из открытого источника

В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.

После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.

Современные гендерные исследования

Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.

Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.

В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.

Пол и гендерные различия

В скобках указано количество стран. Источник

В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве. Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.

Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.

Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.

До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.

В последние годы ученые анализируют:

В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.

К сожалению, период «железного занавеса» и популярная в СССР теория полового диморфизма привели к тому, что сейчас в нашей стране нет базы, на которой можно было бы создать современную исследовательскую школу. Как говорят сами отечественные психологи, многое еще предстоит сделать, а пока в России gender studies всё еще остаются экзотическим и маргинальным сегментом научного пейзажа.

Внед­ре­ние тер­мина «гендер» в созна­ние обще­ства как деструк­тив­ный про­цесс

При опи­са­нии образа жизни совре­мен­ного чело­века в столь же совре­мен­ном рус­ском языке появи­лись новые слова, заим­ство­ван­ные в англий­ском языке. Нередко этот «новояз» явля­ется мар­ке­ром соци­аль­ных и поли­ти­че­ских про­цес­сов, при­вне­сен­ных в наше обще­ство запад­ной куль­ту­рой: в рус­ском языке нет соб­ствен­ных слов для обо­зна­че­ния фено­ме­нов чело­ве­че­ской жизни, появив­шихся у нас совсем недавно и зача­стую чуждых нашей куль­туре.

Одним из таких слов явля­ется слово «гендер». Сто­ле­ти­ями это слово даже в самом англий­ском языке исполь­зо­ва­лось в линг­ви­стике и обо­зна­чало грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию (как муж­ской или жен­ский род в рус­ском языке). И лишь во второй поло­вине два­дца­того века, с рас­цве­том феми­ни­сти­че­ских теорий, в запад­ной куль­туре о «ген­дере» заго­во­рили сна­чала в рамках соци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти раз­ли­чий между муж­чи­нами и жен­щи­нами (с лозун­гом: «Муж­чи­нами и жен­щи­нами не рож­да­ются, а ста­но­вятся»), а затем — про­дви­гая про­блему ген­дер­ной иден­тич­но­сти (якобы муж­чи­ной или жен­щи­ной чело­век может опре­де­лять себя, неза­ви­симо от био­ло­ги­че­ского пола).

Мужчинам:  Левое яйцо неожиданно болит? Получите облегчение с помощью этих простых шагов

Неко­то­рые оте­че­ствен­ные пси­хо­логи под­хва­тили термин «гендер» в каче­стве ино­стран­ного сино­нима слову «пол», или чаще — «соци­аль­ный пол», и до сих пор эти слова как равные исполь­зуют многие люди. Однако это невер­ный поверх­ност­ный подход.

Уже во второй поло­вине XX века в оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской науке, парал­лельно запад­ной пси­хо­ло­гии, выде­ли­лось направ­ле­ние «ген­дер­ная пси­хо­ло­гия», изу­ча­ю­щее вли­я­ние вос­пи­та­ния и прочих соци­о­куль­тур­ных фак­то­ров на фор­ми­ро­ва­ние поло­вых раз­ли­чий, поло­вой иден­ти­фи­ка­ции, поло­вого пове­де­ния. Но вопреки зару­беж­ным кол­ле­гам, наши ген­дер­ные пси­хо­логи изна­чально рас­смат­ри­вали гендер как соци­аль­ный пол и иссле­до­вали соче­та­ние био­ло­ги­че­ского и соци­аль­ного пола (норму и пато­ло­гию): нали­чие муж­ского и жен­ского полов, опре­де­ля­е­мых сово­куп­но­стью био­ло­ги­че­ских и соци­аль­ных фак­то­ров, рос­сий­скими пси­хо­ло­гами не ста­ви­лось под сомне­ние. Наша ген­дер­ная пси­хо­ло­гия опи­сы­вала био­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства фемин­но­сти (жен­ствен­но­сти) и мас­ку­лин­но­сти (муже­ствен­но­сти); рас­смат­ри­вала при­чины нор­маль­ного и пато­ло­ги­че­ского фор­ми­ро­ва­ния муж­ских и жен­ских черт лич­но­сти и осо­бен­но­стей пове­де­ния; сопо­став­ляла поло­вые осо­бен­но­сти и соци­аль­ные роли; изу­чала фак­торы, иска­жа­ю­щие есте­ствен­ную (соот­вет­ству­ю­щую био­ло­ги­че­скому полу) ген­дер­ную иден­ти­фи­ка­цию и т. д. Несо­от­вет­ствие поло­вой само­иден­ти­фи­ка­ции реаль­ному полу и неспо­соб­ность при­нять свою или чью-то еще поло­вую при­над­леж­ность рас­смат­ри­ва­лись как рас­строй­ство. Напри­мер, иссле­до­ва­лось вли­я­ние мате­рин­ского стиля вос­пи­та­ния на поло­ро­ле­вую, или «ген­дер­ную», иден­тич­ность ребенка, и, если мать оде­вала доста­точно взрос­лого маль­чика в жен­ское платье, это одно­значно трак­то­ва­лось как болез­нен­ное у матери и вре­до­нос­ное для ребенка откло­не­ние.

Однако посте­пенно в наше обще­ство всё актив­нее внед­ря­лись (и этот про­цесс про­дол­жа­ется полным ходом) идеи отри­ца­ния двой­ствен­но­сти (бинар­но­сти) полов. В связи с этим стало неиз­беж­ным исполь­зо­ва­ние тер­мина «гендер» в том же смысле, в каком его упо­треб­ляют в запад­ном обще­стве — не просто для отли­чия био­ло­ги­че­ского пола от соци­аль­ного, но для их про­ти­во­по­став­ле­ния, для отри­ца­ния био­ло­ги­че­ской пред­опре­де­лён­но­сти в отно­ше­нии поло­вой иден­ти­фи­ка­ции.

Про­па­ганда поня­тия «гендер» изна­чально была частью борьбы феми­ни­стов за равен­ство в правах мужчин и женщин, против власти мужчин над жен­щи­нами, против при­тес­не­ния женщин. При этом феми­низм посте­пенно при­об­ре­тал фана­тич­ные и даже совер­шенно извра­щен­ные формы. Изна­чально желая защи­тить женщин от власт­ного про­из­вола мужчин и отсто­ять права женщин на актив­ную соци­аль­ную жизнь и проч., феми­нистки стали агрес­сивно вос­при­ни­мать даже тех женщин, кото­рые не под­дер­жи­вали их идеи. В послед­ние же деся­ти­ле­тия феми­низм стал частью дви­же­ния за так назы­ва­е­мую «толе­рант­ность».

Борцы за «толе­рант­ность» заяв­ляют, что их цель — спра­вед­ли­вое отно­ше­ние к якобы или на самом деле угне­тен­ным груп­пам людей (жен­щи­нам, неграм, боль­ным, «сек­су­аль­ным мень­шин­ствам» и т. п.) и наде­ле­ние их рав­ными с про­чими пра­вами. Они гово­рят, что стре­мятся защи­щать угне­тен­ных. И вроде бы эти идеи звучат неплохо, если бы не одно «но»: на прак­тике «угне­тен­ные» далеко не всегда на самом деле угне­та­ются, а защит­ники тре­буют для «угне­тен­ных», по сути, не равных прав, а при­ви­ле­гий.

Отно­си­тельно ген­дера это выра­жа­ется в том, что люди, не жела­ю­щие при­зна­вать связь био­ло­ги­че­ского пола с соци­аль­ным и под­чи­няться усто­яв­шимся в обще­стве пред­став­ле­ниям о муж­чи­нах и жен­щи­нах (их пока, Слава Богу, реально мень­шин­ство), не просто отста­и­вают свое право счи­таться нор­маль­ными. Они утвер­ждают, что именно их взгляды на поло­вую иден­ти­фи­ка­цию верны, и тре­буют пере­смот­реть суще­ству­ю­щие пред­став­ле­ния о нали­чии муж­ского и жен­ского полов, а также при­знать за людьми право самому себе выби­рать пол, и не только из этих двух, или не выби­рать себе пол вообще, а также менять био­ло­ги­че­ский пол по соб­ствен­ному жела­нию, даже у детей. Тех же, кто отста­и­вает тра­ди­ци­он­ные взгляды и наста­и­вает на сохра­не­нии суще­ству­ю­щего уклада вещей, они клей­мят как угне­та­те­лей и т. п. Само пред­став­ле­ние о суще­ство­ва­нии двух полов – муж­ского и жен­ского – пред­став­ля­ется ими как основа ген­дер­ного угне­те­ния. Невольно вспо­ми­на­ется анек­дот о том, что скоро умным людям запре­тят думать, чтобы не оскорб­лять чув­ства глупых.

Сто­рон­ники раз­лич­ных ген­дер­ных теорий новей­шего вре­мени кате­го­ри­че­ски против урав­ни­ва­ния тер­ми­нов «пол» и «гендер»:

«Исполь­зо­ва­ние тер­мина „гендер” как сино­нима слова „пол” лишает поня­тие „гендер” его кри­ти­че­ского поли­ти­че­ского содер­жа­ния и тем самым спо­соб­ствует оправ­да­нию ген­дер­ного нера­вен­ства» (Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о клас­со­вом про­екте пост­со­вет­ского феми­низма, 2009).

В раз­лич­ных феми­ни­сти­че­ских и прочих тео­риях (пост­фе­ми­низме, ген­дер­ной пси­хо­ло­гии, ген­дер­ной социо­ло­гии, «лес­бий­ской фило­со­фии» и др.) термин «гендер» трак­туют по-раз­ному, однако неоспо­римо, что «гендер» — это термин борцов за изме­не­ние миро­устрой­ства в сто­рону хаоса и гре­хов­ного обще­ства.

В этом кон­тек­сте суще­ствует мно­же­ство раз­лич­ных идей, порой выво­ра­чи­ва­ю­щих созна­ние наизнанку. Напри­мер, это призыв Энн Фаусто-Стер­линг, аме­ри­кан­ской феми­нистки, сек­со­лога, про­фес­сора био­ло­гии и ген­дер­ных иссле­до­ва­ний в Бра­у­нов­ском уни­вер­си­тете, при­знать нали­чие у людей не двух, муж­ского и жен­ского, а пяти полов — доба­вить кате­го­рии гермов, назван­ных в честь «насто­я­щих» гер­ма­фро­ди­тов, мермов, назван­ных в честь муж­ского псев­до­гер­ма­фро­ди­тизма, и фермов, назван­ных в честь жен­ского псев­до­гер­ма­фро­ди­тизма. Или же дви­же­ние неби­нар­ных ген­де­ров, или ген­дерк­ви­ров (упро­щенно, «ненор­маль­ных ген­де­ров»), кото­рые могут вос­при­ни­мать и пре­под­но­сить себя как име­ю­щих сразу два или более ген­дера (биген­дер­ных, три­ген­дер­ных); не име­ю­щих ген­дера (аген­дер­ных, сво­бод­ных от ген­дера и др.); иметь изме­ня­ю­щу­юся ген­дер­ную иден­тич­ность (ген­дер­флю­иды); при­над­ле­жа­щих к тре­тьему или иному ген­деру. Или же транс­гу­ма­ни­сти­че­ский пост­ген­де­ризм, высту­па­ю­щий за полное устра­не­ние ген­дера у чело­ве­че­ства.

Совре­мен­ное поня­тие «гендер» явля­ется частью инду­ци­ру­е­мых обще­ству соци­аль­ных идей, в част­но­сти идео­ло­гии сек­су­аль­ной рево­лю­ции, несов­ме­сти­мой с Пра­во­сла­вием.

И при чем здесь сексуальная ориентация?

Скажем честно. Наше время – плохой период для того, чтобы создавать какие-либо окончательные классификации в сфере сексуальной ориентации. Благодаря относительной доступности операций по смене пола и росту рефлексии сексуальных предпочтений мы наблюдаем огромное количество вариантов позиционирования пола и продолжающиеся изыскания на этот счет.

Мужчинам:  Прогноз рака почки: что нужно знать для улучшения результатов

По некоторым источникам – вариантов 54, из которых 24 начинаются со слова «транс», а 30 оставшихся вариантов явно недостаточно для самоопределения, поэтому классификация также включает в себя такие определения как «neither» и «other» (ни тот, ни другой и иной).

Мы не можем (и не вправе) подвести черту в вопросе сексуальной ориентации, но можем рассмотреть наиболее часто звучащие сегодня варианты.

Гетеросексуальность – направленность полового влечения на лиц противоположного пола.

Гомосексуальность – направленность полового влечения на лиц своего пола. Варианты: гомосексуальный мужчина – «гей»; или гомосексуальная женщина – «лесбиянка». Сами понятия могут описывать ориентацию, идентичность или поведение.

Бисексуальность – направленность полового влечения как на лиц противоположного пола, так и на лиц своего пола.

Асексуальность – отсутствие полового влечения и отсутствие потребности в сексуальных отношениях.

Демисексуальность – половое влечения возникает только при сильной эмоциональной связи с объектом, пол объекта, на которого направленно влечение зависит от личностных особенностей демисексуала. Сексуальное влечение может возникнуть только вследствие эмоциональной привязанности. Считаются близкими к сообществу асексуалов, поскольку сексуальное влечение может быть достаточно редким (один или несколько человек за всю жизнь).

Пансексуальность – направленность полового влечения связана с симпатией к личности, не зависит от гендерной принадлежности партнера. В данном случае – для возникновения сексуального желания важна личность человека, а не его пол. Как говорила одна из дерзкой четверки «Секса в большом городе» Саманта Джонс: «Не важно, спишь ты с мужчиной или женщиной – ты спишь с личностью!»

Как проявляется гендер?

  • Феминность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам, в отличие от мужчин (Клецина).
  • Маскулинность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин (Кон).
  • Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт (Красова). На андрогинность ориентировано современное адекватное гендерное воспитание.
    Один из примеров: мальчикам можно плакать («мужчины не плачут» – токсичная установка), девочкам можно доминировать и настаивать на своем («женщина должна быть мягкой, уступать» – токсичная установка).

Гендерная роль понимается как «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности или феминности ребенка или взрослого» (Кон).

Гендерный перформанс – проявление гендерных ролей во взаимодействии с другими людьми через предъявление индивидом своего образа как мужчины или женщины или существа без пола, посредством жестов, манеры речи, одежды (близкие понятия: «doing gender», «гендерный дисплей» (Кон).

Гендерная стратификация полов – рассмотрение двух полов как неравных («гендерная асимметрия»), помещение в центр, рассмотрение в качестве позитивного и доминирующего того, что определяется как мужское. Тогда как женское маркируется как периферийное (Рябов). Гендерная стратификация обращает внимание на то, что все, что делается мужчинами, все мужское – ценится больше, чем то, что делается женщинами, женское.

Гендерные стереотипы – это устойчивые представления о нормативном поведении мужчины или женщины, они обеспечивают воспроизведение гендерных ролей, способствуют закреплению гендерного неравенства.

Гендерная идентичность – «степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого» (Кон).

Гендерквир – обозначение гендерной идентичности, отличающееся от традиционной двухвариантной. Может представлять собой: сочетание женской и мужской гендерной идентичности; или изменяющуюся со временем гендерную идентичность; или «отсутствие» гендерной идентичности, т. е. идентичность, в целом не связанную с каким-либо из гендеров.

Гендерная психология

Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».

Гендер = биологический пол

В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:

  • всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
  • все люди гетеросексуальны;
  • биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.

Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.

Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.

Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.

Гендер = социальный пол

В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.

Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:

  • Пол — совокупность биологических особенностей человека.
  • Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.

Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.

Пол и гендерные различия

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий