Сколько весит алеша попович из мультика

Мужчинам

СозданиеПравить

После успеха мультфильмов «Приключения в Изумрудном городе» (1999) и «Карлик Нос» (2003) Александр Боярский, получив письмо от студента из Кургана со сценарием о приключениях Алёши Поповича на современный лад, показал полученное письмо Сергею Сельянову. Идея понравилась обоим, и они решили перейти на русский фольклор. Мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» был снят Константином Бронзитом примерно за год и вышел в декабре 2004 года, когда российский кинорынок находился уже на подъёме. До него этого не делала даже студия «Союзмультфильм».

После этого фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» стал одним из самых кассовых мультфильмов России, и его часто стали показывать по каналам «РЕН ТВ» (на праздники), «СТС» (до 2015 года) и «Дом кино» (ежедневно). После «Алёши Поповича» Бронзит отказался снимать продолжение, но режиссёр Илья Максимов заявил, что будет новый «блокбастер» про богатыря. Узнав это, зрители просили вернуть коня Гая Юлия Цезаря, но Максимов твёрдо решил, что последнему в этом мультфильме не место. Зато обещали оставить Князя Киевского. Он также не окупился в прокате, при бюджете 3 млн $, собрав чуть большую сумму.

13 февраля 2006 года сначала в программе «Спокойной ночи, малыши» по телеканалу «Россия», а потом и в кинотеатрах 16 марта показали мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». 27 декабря 2007 года состоялась премьера нового мультфильма уже об Илье Муромце, режиссёром которого был Владимир Торопчин, а 4 ноября следующего года он был показан на Первом канале.

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин-оффом, где все три богатыря и другие персонажи, когда-либо появлявшиеся в первых трёх фильмах, объединятся. Это были Юлий, князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и ездовые животные богатырей (конь Бурушка, осёл Моисей и верблюд Вася). Новые мультфильмы стали показывать события, которых не было в былинах. Первым из них стал мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), режиссёром которого стал главный монтажёр на студии, Сергей Глезин.

Следующие четыре части, вышедшие с 2012 по 2017 год, режиссировал Константин Феоктистов. В 2018 году к созданию девятой части («Три богатыря и наследница престола») вернулся Константин Бронзит. Режиссёрами десятого («Конь Юлий и большие скачки») и одиннадцатого («Три богатыря и Конь на троне») мультфильмов стали Константин Феоктистов и Дарина Шмидт. Режиссёром двенадцатой части («Три богатыря и Пуп Земли») стал Константин Бирюков.

ИзданиеПравить

В 2005 году мультфильм был издан на VHS и DVD концерном «Союз» со звуковой системой Dolby Digital 2.1 и изображением PAL на видеокассете, а на DVD с субтитрами и главным меню со сценами из мультфильма (оно тоже было на VHS). После 2007 года он был издан (коллекционное издание) на DVD концерном «Мега-Видео». В январе 2011 года лицензионно издавался на DVD компанией «Мистерия звука».

Роли озвучивалиПравить

  • Персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри».
  • «Алеша Попович» — картина Василия Верещагина, написанная для дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге).
  • «Алёша Попович» — эскиз Ивана Билибина.
  • «Алеша Попович и красна девица» — картина Константина Васильева.
  • Алеше Поповичу посвящен лубок «Сильный богатырь Алёша Попович».
  • В 1902 году вышла почтовая открытка «Алеша Попович» из цикла «Богатыри» художника И. Я. Билибина.
  • «Алёша Попович и Елена Краса» — картина Б. М. Ольшанского
  • Персонаж оперы-былины Александра Гречанинова «Добрыня Никитич».
  • Персонаж оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри».
  • Симфоническая картина «Алёша Попович» композитора Александра Танеева.
  • Симфоническая картина «Алёша Попович» композитора Г. А. Алчевского.
  • «Дума об Алеше Поповиче» — песня Жанны Бичевской.
  • Илья Муромец (1956; СССР) режиссёр Александр Птушко, в роли Алёши Сергей Столяров.
  • В фильме «Чудеса в Решетове» (2004) в роли Валерий Иваков.
  • Персонаж российского фильма «Реальная сказка» (2011), исполнитель роли — Антон Пампушный.
  • В 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Алешу сыграл Алексей Шутов.
  • Последний богатырь (2017; Россия) режиссёр Дмитрий Дьяченко, в роли Алёши — Вольфганг Черни.
  • В 2017 году вышел украинский приключенческий фильм-фэнтези «Сторожевая застава», где роль Алёши исполнил Роман Луцкий.
  • Алеша Попович и Тугарин Змей (2004; Россия) режиссёр Константин Бронзит, Алёшу озвучивает Елена Шульман (самое начало небольшой) и Олег Куликович (позже большой взрослый).
  • Три богатыря и Шамаханская царица (2010; Россия) режиссёр Сергей Глезин, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря на дальних берегах (2012; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря. Ход конём (2014; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря и морской царь (2016; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря и принцесса Египта (2017; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря и наследница престола (2018; Россия) режиссёр Константин Бронзит, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Конь Юлий и большие скачки (2020; Россия) режиссеры Дарина Шмидт и Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.
  • Три богатыря и Конь на троне (2021; Россия) режиссёры Дарина Шмидт и Константин Феоктистов, Алёшу озвучивает Олег Куликович.

НовеллизацииПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2021 года; проверки требуют 96 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Попович.

Сильный богатырь Алёша Попович. Лубок

Алёша Попович и Тугарин Змей

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2022 года; проверки требуют 22 правки.

НаградыПравить

С детства из сказок и былин мы слышали о русских богатырях, одним махом перерубавших мечом всадника до седла, выкорчевывающие вековые дубы с корнем и выпивающими в один присест ведрами пива или меда. Мы всегда представляли их гигантами и атлетами с телосложением никак не уступающим Джеффу Монсону, но какие же они были на самом деле, давайте узнаем.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Пожалуй самый популярный из всех богатырей Илья Муромец. Согласно легенде, крестьянский сын и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от волхвов, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киеве. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.

Исследования мощей в 1988г Илии Печерского показали, что его останки имеют множественные переломы ключицы, ребер, на костях отметины от ударов мечей и копья, позвоночник деформирован от перенесенного в детстве паралича, что совпадает с былинными описаниями Ильи Муромца.
Исследуя останки Ильи Печерского установили, что его рост 177 САНТИМЕТРОВ.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Александр Невский – новгородский князь и полководец. Князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Канонизирован Русской православной церковью. Традиционно считается российскими историками русским национальным героем, истинно христианским правителем, хранителем православной веры и свободы народа

Это стало известно благодаря исследованиям его усыпальницы, имеющей 166-167 см в ширину внутреннего пространства.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Самый неоднозначный персонах имеющий наибольшее количество прототипов. Наиболее вероятной считается версия, что Добрыня Никитич на самом деле был дядей Владимира по материнской линии. Согласно летописям, отчество Никитич появилось гораздо позже уже в былинах, так как отца воеводы звали Малко или Мал. Многие исследователи вообще считают, что по происхождению Добрыня был далеко не русичем, а самым настоящим евреем, что долгие годы замалчивалось, как нелицеприятный и не стоящий подробного анализа фейк. Вполне возможно, что родина родителей будущего великого богатыря находилась на Волыни, так как у Мала именно там было несколько деревень, среди которых были Низкиничи (откуда и мнимое отчество Никитич-Низкинич, уроженец Низкиничей?), Будятичи и Калусов, который ныне уже называется Гряды. Выяснить, где родился богатырь Добрыня Никитич на самом деле, сегодня не представляется возможным.
Но есть и иные теории происхождения знаменитого богатыря. В некоторых источниках его называют Добрыней Резанским или Резановичем, что многие воспринимают, как явный намек на происхождение из Рязани. Но все не так просто, ведь существовал известный род с такой фамилией, которые проживали в окрестностях Владимира-Волынского. Именно Резановичам принадлежала деревня Будятина весть в пятнадцатом веке. Вполне возможно, оттуда и «уши растут». Есть и третья версия, будто маленький Добрынюшка родился в городе Искоростене (ныне Коростень Житомирской области).
В возрасте десяти годков, его самого, а также юную его сестрицу взяли в плен, после чего они были помещены в княжеские палаты, где оба выполняли обязанности прислуги. Воспитывающийся таким образом вместе с юными княжичами Добрыня вскоре научился всем премудростям, он умело держал в руках большой меч, обладал большой ловкостью и сноровкой, метко стрелял из лука. За особое старание и прилежание подросший юноша был записан в дружинники и приставлен к Владимиру, в качестве наставника. Так Добрыня Никитич стал богатырем и отправился в свой долгий путь подвигов и побед

в п. Шилово, Рязанской обл. разрыли курган при строительстве дороги, при раскопках обнаружены останки воина в полном облачении с мечом и кольчугой. Большая часть найденного была увезена властями в неизвестном направлении, в шиловском музее остались поясная накладка и кольчуга того самого Добрыни, кольчуга соответствует примерно 56 размеру, ее обладатель был приблизительно 185см РОСТА. по тем временам настоящий гигант, выше самого Ильи Муромца. Богатырю, судя по состоянию кольчуги был нанесен мощный удар в сердце, возможно он и стал причиной гибели.

ПЕРЕСВЕТ

Дата рождения Александра (Да,да его звали Саня, а пересвет это погремуха 🙂 )доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности. Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.

По преданию воин-монах Пересвет молился в келье отшельника, при часовне св. воина Дмитрия Солонского (ныне Мужской Дмитриевский Ряжский монастырь) , помолясь, Пересвет оттуда ушел, оставив там свой посох из яблоневого дерева. Ныне этот посох хранится в Музее Рязанский Кремль, высота этого дорожного посоха 142 САНТИМЕТРА и перекладиной 28см., Отмечается, что посох был урезан на 6 вершков по приказанию настоятеля из-за того, что не помещался в короткий футляр. Первоначальная длина посоха равнялась 2 аршинам и 6 вершкам (примерно 1 м 70 см). Обладатель такого посоха должен быть ростом выше 195 САНТИМЕТРОВ. И хоть сегодня ставят под сомнение подлинность и аутентичность посоха Пересвета, но мы то знаем как политической волей 7 неопознанных трупов могут стать останками императорской семьи и пока нет исторических документов доказывающих обратное, будем считать его посохом Пересвета.

СсылкиПравить

  • Мультфильмы о трех богатырях не покинут экраны в ближайшие годы. Рамблер/кино. Дата обращения: 13 ноября 2022.
  • Лауреаты премии Икар, 2019 г. Дата обращения: 10 апреля 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  • Наталья Каменских. Три богатыря и принцесса Египта. — ИД Комсомольская правда, 2017. — P. 1-176. — ISBN 462-0-0162-9553-3.
  • Евгений Калюков. ЦБ выпустил монеты в честь Винни-Пуха и Следственного комитета. РБК (28 декабря 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 13 февраля 2021 года.
  • О выпуске в обращение памятных монет из драгоценного и недрагоценных металлов. Пресс-служба Банка России (28 декабря 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 25 сентября 2020 года.
  • Три богатыря (в специальном исполнении). Банк России. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 7 сентября 2019 года.
  • Бреева, 2013, с. 87.
  • Федотова И. П. Вербальные интертекстуальные маркеры в серии мультфильмов о трёх богатырях. — Вестник Брянского государственного университета., 2016. — С. 233—240.

ПризнаниеПравить

Памятная монета 3 рубля Банка России, 2017

ПерсонажиПравить

  • Алёша Попович — ростовский богатырь, немного глуповат, но зато весел и честен. У Алёши есть невеста — юная красавица Любава, конь Юлий и дядька Тихон.
  • Гай Юлий Цезарь — просто Юлий, фантастический конь Алёши Поповича, который умеет разговаривать. Родной город — Новгород. Там он прочёл много книг, а потому нарёк себя в честь римского полководца.
  • Тихон — дядька (наставник) Алёши, заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но труслив. Любит Алёшу, как своего сына.
  • Любава — 16-летняя девица, которая влюблена в Алёшу.
  • Бабуля — бабушка Любавы. Ворчлива. Недолюбливает Алёшу и называет его «непутёвым».
  • Тугарин Змей — злой, жадный полководец, командующий армией варваров монголо-татар.
  • Моисей — ослик, который носит имя еврейского пророка. Домашний питомец Любавы и друг коня Юлия. Победил в бою Тугарина Змея.
  • Князь Киевский — былинный князь, которого ошибочно отождествляют с князем Владимиром Красно Солнышко. Жадный, хитрый, при этом трусливый.
  • Святогор — богатырь из былин, тут старый, больной и немощный, но по-своему мудрый. Служил начальником дружины. Имеет провалы в памяти.

МультфильмыПравить

Действие происходит в Средние века на территории Киевской Руси во время правления Владимира Красное Солнышко (или по другому, Князя Киевского) в 978—1015 года. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий.

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался режиссёром Константином Бронзитом. Эта первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче.

  • Бюджет: $ 4 000 000
  • Кассовые сборы: $ 1 752 000
  • Съёмки: 11 июня — 22 июля 2004 года

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год.

  • Бюджет: $ 4 500 000
  • Кассовые сборы: $ 3 642 382
  • Съёмки: 13 декабря 2005 — 4 февраля 2006 года.

Илья Муромец и Соловей-разбойник (2007)

Премьера этого фильма состоялась 27 декабря 2007 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию — кассовые сборы не только окупили мультфильм, но и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Телевизионная премьера состоялась на Первом канале 4 ноября 2008 года.

  • Бюджет: $ 2 000 000
  • Кассовые сборы: $ 10 000 000
  • Съёмки: 15 июля — 24 сентября 2007 года

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Премьера состоялась 30 декабря 2010 года.

  • Бюджет: $ 3 000 000
  • Кассовые сборы: $ 19 000 000
  • Съёмки: 23 октября — 27 ноября 2010 года

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Премьера мультфильма состоялась 27 декабря 2012 года.

  • Бюджет: $ 3 500 000
  • Кассовые сборы: $ 31 505 876
  • Съёмки: 25 мая — 4 июля 2012 года

Три богатыря. Ход конём (2014)

Премьера состоялась 1 января 2015 года.

  • Бюджет: $ 3 500 000
  • Кассовые сборы: $ 17 123 281
  • Съёмки: 24 июля — 4 октября 2014 года

Три богатыря и морской царь (2016)

Премьера в России состоялась 1 января 2017 года.

  • Бюджет: $ 4 000 000
  • Кассовые сборы: $ 13 456 359
  • Съёмки: 20 июня — 25 июля 2016 года

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Премьера состоялась 29 декабря 2017 года.

  • Бюджет: $ 2 000 000
  • Кассовые сборы: $ 13 722 267
  • Съёмки: 22 мая — 30 июня 2017 года

Три богатыря и наследница престола (2018)

Премьера состоялась 27 декабря 2018 года.

  • Бюджет: $ 1 000 000
  • Кассовые сборы: $ 9 195 443
  • 2019 Приз за лучший полнометражный фильм «Три богатыря и наследница престола» режиссёр Константин Бронзит.

Конь Юлий и большие скачки (2020)

Премьера состоялась 31 декабря 2020 года.

  • Бюджет: $ 3 000 000
  • Кассовые сборы: $ 4 767 386
  • Приз за лучший анимационный фильм на «Золотой Орёл».
  • Приз за лучший анимационный фильм на «Главный герой» 2021 года.

Три богатыря и Конь на троне (2021)

Премьера состоялась 30 декабря 2021 года.

Три богатыря и Пуп Земли (2023)

Премьера намечена на 30 декабря 2023 года.

Происхождение образаПравить

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Образ Алёши в былинахПравить

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом, образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пелёнами, а кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугариным. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Компьютерная играПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2022 года; проверки требуют 4 правки.

«Три богатыря» — российская франшиза полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей — Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы анимационной студией «Мельница» и кинокомпанией «СТВ». Осенью 2008 года был выпущен сборник первых трёх частей от концерна «Союз». Начиная с 2010 года, фильмы этой серии стали выходить в составе сборников.

СюжетПравить

В древнем русском городе Ростове у попа в семье родился сын, его назвали Алёшей, а по его отцу — Поповичем. Когда он стал постарше, во время развлечений стал попадать в неприятные ситуации: то во время кулачного боя всех перебьёт и его поймают, то бросив меч, случайно отрубит хвост корове, то стреляя в яблоко, расположенное на голове возлюбленной, случайно попадает в бросившуюся её спасать бабулю. За это он был прозван «непутёвым».

Однажды к Ростову подступает вражеская орда тугар во главе с Тугарином Змеем и требует, чтобы жители города выплатили дань золотом. Алёша Попович начинает толкать речь об освобождении от захватчиков и со своим дядькой Тихоном предлагает план: спрятать золото в пещере, которая находится в Баюн-горе, и подождать, пока басурманы зайдут туда, а затем завалить выход огромным камнем, подождать, пока они ослабнут от голода, и забрать золото назад. Жители одобряют его. План проваливается: скинутый камень укатывается от пещеры и разрушает весь Ростов, целым остаётся только храм. Кочевники беспрепятственно уходят с золотом, а Алёше и Тихону за это достаётся. Богатырь не намерен с этим мириться и решает один отправиться на поиски золота, но Тихон отправляется вслед за ним. Также по следам Алёши идут Любава, её ослик Моисей и бабуля.

По пути Тихон встречает цыган, которые оставляют его в нижнем белье, подсунув ему не очень симпатичного коня с завязанным ртом. Вскоре Тихон находит Алёшу, и вместе они вытаскивают кляп. Животное оказывается говорящим. Его зовут Гай Юлий Цезарь (сам назвал себя так «в честь великого римского полководца и императора»), для друзей просто — Юлий. Тут же они встречают Любаву, Моисея и бабулю, и все вместе отправляются на поиски золота.

Придя к глубокому каньону реки, они думают, как попасть на другой берег. Пока Юлий проводит физические расчёты, Алёша валит дерево, и все, кроме Тихона, переходят по нему. Тихон признаётся, что боится высоты, и ему советуют идти с закрытыми глазами. Переходя, он поскальзывается, падает и повисает на сучке на верёвке с крестом. Вскоре сучок обламывается и Тихон падает в реку, все сразу же бросаются его спасать и прыгают вниз.

Через некоторое время они доходят до домика на горе, и Юлий, рассуждая, кто должен пойти туда первым, приходит к выводу, что он, Алёша и Любава не могут погибнуть, потому что они главные герои, а Моисей, потому что тот ему нравится, соответственно отправиться должны оставшиеся — либо Тихон, либо бабуля. Чтобы разрешить спор, Алёша самовольно идёт в дом, и обнаруживает, что там никого нет. Ночью в дом приходит бывший богатырь Святогор, который рассказывает гостям, что недавно видел войско Тугарина с золотом, а также подсказывает им короткую дорогу до пещеры и дарит Алёше свой меч.

Путники снова отправляются в дорогу. Подойдя к пещере, все берутся за руки, чтобы не потеряться при походе, но неожиданно падают куда-то вниз. Алёша зажигает факел. В пещере лежит множество скелетов, и из-за этого Юлий начинает нервничать. Пещера сужается. Все пролезают, а Юлий застревает в самом конце, ему на голову падает очень маленький шлем (который он впоследствии отдаёт Алёше) и конь в панике оттуда выскакивает. Выйдя из пещеры, товарищи видят Ростов, а пещерой оказывается та самая, в которой Алёша и Тихон прятали золото. Они понимают, что именно здесь Святогор и видел тугар, когда они уезжали с золотом.

Расстроенный Алёша заваливает выход из пещеры найденным неподалёку камнем, но неожиданно бабуля замечает, что камень указательный. На нём написано: «Кто налево пойдёт, тот богатым будет», «Кто направо пойдёт, тот женатым будет», «Кто прямо пойдёт, тот смерть свою сыщет». Алёша, вернув камень на то перепутье, где нашёл его, решает пойти прямо. Однако Любава, которая хочет выйти замуж, ссорится с ним и вместе с бабулей уходит направо, а желающий разбогатеть Юлий — налево.

Некоторое время спустя Юлий находит говорящий Дуб, который предлагает ему сыграть, отгадывая числа. Юлий ставит подковы, а когда становится нечего ставить, Дуб предлагает поставить свою шкуру. Юлий проигрывает и дерево приказывает своим охранникам-живодёрам снять с Юлия шкуру, но тот сбегает. Тем временем Алёша и Любава понимают, что любят друг друга, и воссоединяются. Вскоре их находит и Юлий, и товарищи снова вместе отправляются на поиски Тугарина Змея, чтобы довести свою миссию до конца.

Вскоре герои находят лагерь басурман. Ночью, пока все спят, они проникают туда, прокрадываются в юрту Тугарина и уносят золото, при этом обнаружив, что ордынцы переплавили его в большой золотой шар. Алёша не может стерпеть, что они ведут себя как воры. Он будит весь лагерь и вызывает врагов на честный бой. Ему удаётся одолеть всю вражескую армию, хоть и с большим трудом, однако Тугарин Змей похищает Любаву и приказывает Алёше принести ему золото к старому дубу в обмен на девушку. Алёша, попросив Тихона и бабулю вернуть золото в Ростов, на Юлии едет спасать Любаву, однако старики решают оставить золото на сохранении у князя в Киеве, а сами идут на подмогу богатырю.

Следом все отправляются в Киев, где Алёша оставляет связанного Тугарина в качестве подарка князю. Монарх возвращает ему лишь маленький золотой шарик, сказав, что остальное забрал как долю за хранение. Разгневанный Алёша начинает перерезать верёвки, связывающие Тугарина, и напуганный правитель возвращает остальное. Забрав своё золото, Алёша вместе с друзьями возвращается в Ростов. Шар, подобно камню вначале, падает с горы, но на этот раз мимо домов. Упав на церковь, он разлетается обратно на вещи, из которых был изготовлен. Жители Ростова думают, что всё золото вернулось к ним Божьим промыслом, а богатыря приветствуют словами «Непутёвый вернулся!». В последней сцене фильма выясняется, что летопись в начале фильма писал Моисей, и у него оказываются золотые подковы и золотые зубы.

Кроме того, Алёша играет важную роль в популярной былине «Добрыня на свадьбе своей жены» («Добрыня в отъезде», «Добрыня и Алёша» — № 18 по указателю Азбелева), где является отрицательным персонажем.

Как лицо общеизвестное, Алёша часто упоминается и в других былинах, обычно с указанием на его недостатки.

  • Брокгауз и Ефрон, 1898, с. 552.
  • Украинская советская энциклопедия: в 12 томах = Українська радянська енциклопедія (укр.) / За ред. М. Бажана. — 2-ге вид. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1974—1985.
  • Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. — Л.: Наука, 1982. — С. 287.
  • Летописные известия о богатырях Добрыне и Александре Поповиче Архивная копия от 18 февраля 2020 на Wayback Machine // Добрыня Никитич и Алёша Попович. — М.: Наука, 1974. — С. 336—342. — (Лит. памятники)
  • Кравцов Н. И. Историко-сравнительное изучение эпоса славянских народов — С. 299—313 // Основные проблемы эпоса восточных славян: Сборник статей / Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. Акад. наук УССР. Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 347 с. — С. 310
  • Кирдан Б. П. Украинские народные думы: XV — начало XVII в. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962—286 с. — С. 26
Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий