Современный вокзал и 10 вокзалов России, признанных шедеврами архитектуры

Современный вокзал и 10 вокзалов России, признанных шедеврами архитектуры Мужчинам
Содержание
  1. Вокзал и функция
  2. Вокзал — зеркало жизни общества
  3. О чем расскажу
  4. Витебский вокзал Санкт-Петербурга
  5. Казанский вокзал Москвы
  6. Ярославский вокзал Москвы
  7. Вокзал Сочи
  8. Вокзал Великого Новгорода
  9. Вокзал Казани
  10. Вокзал Волгограда
  11. Вокзал Слюдянки
  12. Вокзал Владивостока
  13. Вокзал Новосибирска
  14. Центральный вокзал Нью-Йорка (Grand Central Terminal), Нью-Йорк, США
  15. Вокзал Сент-Панкрас (St. Pancras International), Лондон, Великобритания
  16. Центральный вокзал Антверпена (Antwerpen Centraal), Антверпен, Бельгия
  17. Вокзал Сан-Бенту (Estacao de Sao Bento), Порту, Португалия
  18. Вокзал Страсбурга (Gare de Strasbourg), Страсбург, Франция
  19. Вокзал города Канадзава (Kanazawa Station), Канадзава, Япония
  20. Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Chhatrapati Shivaji Terminus), Мумбаи, Индия
  21. Железнодорожная станция Саутерн Кросс (Southern Cross Station), Мельбурн, Австралия
  22. Вокзал Пуэрта де Аточа (Madrid Puerta de Atocha), Мадрид, Испания
  23. Вокзал Хайдарпаша (Haydarpasa Gari), Стамбул, Турция

Вокзал и функция

Вокзал — зеркало жизни общества

Гравюра-лубок 1857 г. Изображён вокзал Петербургско-Московской железной дороги (Ленинградский). В центре — паровозное депо. Слева — церковь Тихвинской богоматери и Алексеевский монастырь

Ф. Леже. Вокзал. Холст, масло, 1923 г.

Агитпоезд «Октябрьская революция», 1919 г.

П. Фикс-Массо. «Точность». Плакат, 1932 г.

Работу французского скульптора Армана (1985 г.), установленную на площади перед вокзалом Сен-Лазар в Париже, можно интерпретировать как время, довлеющее над человеком в огромном городе

Верхняя часть календаря 1985 г. на шёлке, изображающая вокзал в Тынде — центре БАМа

Память, высеченная в камне. История Финляндского вокзала в Ленинграде неразрывно связана с В. И. Лениным, неоднократно приезжавшим нелегально в Петербург в 1905—1907 гг. Вверху — памятник В. И. Ленину на площади перед Финляндским вокзалом. Скульптор С. Евсеев. Архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх; внизу — мемориальная стена с бюстами декабристов. Вокзал. Петровский завод

Войны и стихийные бедствия приносят массовые разрушения вокзальных зданий и окружающих строений. Вверху — разрушенное во время Отечественной войны здание вокзала во Львове; внизу — Токио. Разрушения вокзала на станции Симбаши в результате землетрясения 1923 г.

Детские железные дороги: слева — вокзал «Парк» на «Малой Южной» в Харькове; справа — вокзальное здание на Пионерской железной дороге в Донецке

Москва. Реконструкция Курско-Октябрьского диаметра на участке между Курским вокзалом и Комсомольской площадью. Дипломанты В. Колупаева, И. Здановская. Руководитель проф. Н. Уллас, ассистент Е. Русаков. Вариант планировки

Только в нашей стране ежегодно почти 4 млрд пассажиров пользуются железнодорожным транспортом, непрерывно перемещающим на различные расстояния массы людей от далёких окраин к центральным районам, из пригородов в города к месту работы, из городов к природе на отдых.

Круглосуточно работают вокзалы — эти форпосты железных дорог, призванные помочь в осуществлении одной из многочисленных функций человеческой деятельности — функции передвижения.

В оценке значения вокзала, его роли в жизни общества всегда сохранялась широта оттенков: от сухого сведения к простому набору технологических помещений для обслуживания пассажиров до образной поэтической метафоры:

«Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик

Начать — не исчислить заслуг»

Несмотря на солидный, более чем стопятидесятилетний возраст вокзалов, мы, в сущности, знаем о них немного.

Для того чтобы понять вокзал, нельзя ограничиться только рассмотрением его места в городе или на площади, видеть в нём лишь результат творческих усилий архитектора или инженера, строителя или экономиста, к нему следует отнестись как к своеобразной социальной структуре, являющейся зеркалом жизни общества, находящейся в постоянном развитии во времени, от одних социальных условий к другим, от простого к сложному.

Возникнув в начале промышленной эры на конечных станциях железной дороги, соединявшей столицу с предместьем, где размещалась королевская или царская резиденция (Париж — Версаль, Берлин — Потсдам, С.-Петербург — Павловск), первые вокзалы во Франции, Германии и России в социальном аспекте выглядят скорее как привилегия правящему слою общества, вовлечённому в светскую жизнь предместий ослепительным блеском и роскошью двора. Путешествие превращали в развлечение: в первом открытом вагоне поезда Царскосельской железной дороги, например, играл оркестр; богатые люди ездили в собственных экипажах, устанавливавшихся на открытых платформах, вагоны для пассажиров, окрашенные в яркие цвета, напоминали кареты, в вокзалах устраивались помещения для увеселений и отдыха. Поэтизировались названия паровозов: каждый назывался своим именем: «Слон», «Богатырь» и др.

Эта традиция пришла из Англии. На одной из платформ вокзала в Дарлингтоне до сих пор сохраняется музейная реликвия — паровоз инженера Д. Стефенсона, носящий название «Передвижение» (1825 г.). Три паровоза, именовавшиеся «Ракета», «Несравненный», «Новость», участвовали в состязании у Рэнгвилля в 1829 г., вошедшем в историю под названием «Битвы локомотивов».

На юго-востоке Англии и сегодня действует модернизированная прогулочная Блюбельская железная дорога, на которой используют девять старых локомотивов. Некоторые из них датируются 1872 г. и сохраняют свои оригинальные цветочные названия «Примула», «Гиацинт», а вагоны имеют историческую умбристо-коричневую окраску.

В Париже названия «Белые дамы», «Газели», «Сильфиды», «Беарнки» носили линии омнибуса, возобновлённые в столице Франции с 1828 г. и соединявшие впоследствии вокзалы с центром.

В Германии первый поезд из Нюрнберга в Фюрт (1835 г.) тянул локомотив под названием «Орёл».

В России проводы отъезжающих по железной дороге были событием в каждой семье, по обычаю на вокзал прибывали задолго до отправления поезда с большим числом домочадцев. К моменту отправления первых поездов у вокзала и вдоль железной дороги собирались толпы обывателей, смотревших на новые машины, как на чудо. Во избежание неприятностей на Николаевской дороге вначале вся паровозная прислуга и кондукторы были одеты в форму, с касками на головах и снабжены тесаками, а первый поезд в Петербург ушёл из Москвы, заполненный солдатами Гвардейских полков, так как обыватели садиться в «адскую» машину опасались. Для привлечения публики к новому виду транспорта для отдыха на каждой станции между С.-Петербургом и Москвой разбивались сады. Их устройство связывается с именем известного садовода Альберта.

Социальное общественное устройство во всех странах определяло специфическую форму отношений индивидов и отдельных групп в вокзалах, заметно влияя на его структуру. Различия в уровне комфорта, вызванные социальным неравенством, стремлением имущих слоёв к изоляции породили социальную функцию, предопределившую устройство в здании самостоятельных помещений для пассажиров I, II, III, а иногда и IV классов, раздельных помещений для дам и мужчин, специальных апартаментов для высокопоставленных лиц, а в России иногда и для членов царской семьи. Царя выделяли особо: для него в Москве (у платформы Каланчёвской) был построен императорский павильон, а в Царском Селе, у северной границы Александровского парка — Царский вокзал. К последнему в 1901 г. была подведена специальная ветка Царскосельской железной дороги. Кроме членов царской фамилии, по ней в Царское Село приезжали различные делегации, представители иностранных держав и др. Первое деревянное здание сгорело, и в 1913 г. по проекту архит. В. Покровского было построено новое каменное сооружение в неорусском стиле.

Социальный контраст проявлялся не только в самом здании вокзала, в различии комфорта и качестве отделки интерьеров, но и подчёркивался за его пределами на платформах и в поездах.

Так, в России вагоны I класса окрашивали в синий цвет, II класса — в жёлтый, III — в зёленый.

Вспомним у А. Блока:

«Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели».

В Англии, например, на классы делились не только вагоны, но и поезда. Окраска вагонов была несколько иной: первый класс имел жёлтую окраску, второй — белую, жёлтую или зелёную, третий класс имел тёмно-синий цвет.

Но наиболее остро социальный конфликт, выраженный в форме расовой дискриминации, проявлялся в Америке.

Социология вокзалов, повседневная жизнь, события, происходящие внутри и вокруг них, нашли отражение в литературе и искусстве. Тема вокзала проходила через произведения Л.Толстого и А. Чехова, Ф. Достоевского и Л. Андреева, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Блока, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Естественно, что каждый из них, совершая поездки не раз и не два, бывал на вокзалах. Известно, что Л. Толстой и А. Чехов пользовались Курским, чтобы добраться до Ясной Поляны и Мелихово. Б. Пастернак — Белорусским для поездок в Переделкино. У Б. Пастернака есть стихотворный цикл, озаглавленный «На ранних поездах». Кто, возвращаясь с дачи или просто с загородной прогулки, не испытывал подобного чувства:

«Обыкновенно у задворок

Меня старался перегнать

Почтовый или номер сорок,

А я шёл на шесть двадцать пять».

.. .вдали, в конце путей и перронов возвышался весь в облаках и дымах железнодорожный прощальный горизонт, за которым скрывались поезда и который заключал целую историю отношений, встречи и проводы и события до них и после них».

Сущность вокзала психологически тонко передана в одной из глав романа французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»: «К несчастью, волшебные места, именуемые вокзалами, откуда мы отбываем в дальние края, в то же время трагичны, ибо хотя здесь творится чудо, благодаря которому страны, до сих пор существовавшие в нашем воображении, превратятся в страны, где мы будем жить, но по той же самой причине, выйдя из зала ожидания, мы должны исключить из себя возможность немедленного возвращения в нашу прежнюю комнату, где мы только что были».

Вокзальный сюжет встречается в изобразительном искусстве на полотнах известных живописцев. Крупнейший западный вокзал Парижа — Сен-Лазар, в конце 1876 и начале 1877 гг. стал темой живописных композиций художника Клода Моне. На третьей выставке импрессионистов Моне показал семь своих наиболее значительных работ из этого цикла.

В атмосфере острой критики, обрушившейся на серию «Вокзал», лишь газета «Импрессионист» дала положительную оценку, в которой больше внимания уделялось содержанию изображения, чем живописному качеству:

«На одной из самых больших картин мы видим: поезд только что прибыл и паровоз стоит, собираясь снова тронуться в путь. Как нетерпеливый, фыркающий зверь, скорее возбуждённый, чем утомлённый дорогой, оставшейся позади, он трясёт гривой из дыма, собирающегося под стеклянным потолком вокзала. На рельсах вокруг чудовища, как карлики у ног великана, копошатся люди.

Мужчинам:  Кровь в сперме: причины, риски и советы экспертов

На противоположной стороне картины изображены отдыхающие и как бы уснувшие паровозы. Кажется, что слышишь выкрики железнодорожников, резкие свистки паровоза, далеко разносящие свои тревожные звуки, беспрерывный лязг железа и устрашающее, пыхтящее дыхание пара».

Несколько ранее, в 1861 г., большое полотно «Железнодорожный вокзал» создано английским живописцем Уильямом Фритом (1814—1909 гг.). Известна картина английского художника Джона О’Коннорса, написанная в 1884 г., где огромное здание лондонского вокзала Сент-Панкрасс кажется растворяющимся в отблесках заходящего солнца, передавая романтическое отношение художников викторианской эпохи к техническому прогрессу.

Многие мастера живописи были непосредственными исполнителями художественно-декоративного оформления вокзальных зданий, работая над интерьерами в содружестве с архитекторами. Известно участие художников Е. Лансере, Покровского и Фойнберга в росписи плафонов Курского вокзала в Москве при реконструкции в 1948 г.

Среди художников, работавших со Щусевым над монументальными росписями Казанского вокзала в Москве, были А. Бенуа, Б. Кустодиев, З. Серебрякова, Е. Лансере, М. Добужинский, К. Рерих, А. Яковлев, И. Билибин.

До наших дней сохранилась, правда, в плохом состоянии, оригинальная живопись на панелях вестибюля Северного вокзала в Париже, построенного Я. Гитторфом в 1865 г.

Живой интерес к новому виду транспорта в эпоху его становления проявляли художники-любители. Гравюры и литографии помогают восстановить общую атмосферу вокруг железных дорог. Широкое развитие получила рассматриваемая тема в документальном и художественном кино, начиная от известного фильма «Прибытие поезда на вокзал» братьев Люмьер (1895 г.) до некоторых новых, скажем, художественной ленты Э. Рязанова «Вокзал для двоих» (1982 г.), в плакатах, открытках, марках, игрушках.

Интерес к миру вокзалов во Франции перерос в крупную международную выставку, подготовленную и проведённую в 1979 г. Центром промышленных изобретений (CCI) в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Экспозиция вокзалов железных дорог разных стран дополняла целый ряд выставок, проведённых в составе Центра Помпиду и призванных, по мнению организаторов, давать оценку взаимоотношениям личности и общества с пространством (градостроительство и архитектура), объектом (промышленного или гражданского назначения) и признаком (визуальная связь) в повседневной жизни от начала промышленной эры до наших дней не только во Франции, но и за границей.

Занимая центральное положение в системе железнодорожного узла любого города, вокзал приобрёл важное стратегическое значение. Это обстоятельство часто превращало его в место политических и экономических событий в периоды социальных бурь и потрясений в мирное время и ожесточённых боёв во время войн.

В апреле 1917 г. трудящиеся революционного Петрограда встречали на Финляндском вокзале В. И. Ленина, вернувшегося из эмиграции. Память об этом событии бережно хранится в архивах и отражена в экспозиции Ленинских комнат Финляндского вокзала. С именем В. И. Ленина связана история вокзалов в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Красноярске и других городах. Биография скромного вокзального здания, бывшего императорского павильона и платформы Каланчёвская в Москве, включает яркие страницы революционной летописи.

В первые дни октябрьских боёв 1917 г. здесь находился военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии Железнодорожного района Москвы.
21 октября 1917 г. в здании проходила конференция Московского союза рабочей молодёжи III Интернационала. В 1922 г. проводились сборы первого пионерского отряда имени Спартака Сокольнического района. Память об этих событиях высечена в камне его мемориальных досок.

Главный вокзал в Штутгарте (Германия) был цитаделью полиции, засевшей в здании, во время восстания спартаковцев в 1923 г. В помещениях старого вокзала Монпарнас в августе 1944 г. подписывался акт о капитуляции немецкого гарнизона, оккупировавшего Париж. Не только вокзал, но и площадь перед ним нередко становилась ареной многих крупных событий или общественных манифестаций. Площадь трёх вокзалов Москвы — Комсомольская в 1938 г. встречала папанинцев.

В разные годы сюда к перронам Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов со всех концов страны прибывали делегаты съездов комсомола. Отсюда в феврале 1954 г. отправлялась на освоение новых целинных земель первая группа комсомольцев-добровольцев. В 1956 г. под сводами Казанского вокзала и на площади звучали приветственные речи и поздравления в честь олимпийцев — победителей Мельбурнской олимпиады.

Эта площадь — свидетель проводов комсомольских строительных отрядов на народные стройки Сибири и Дальнего Востока, сооружение Байкало-Амурской магистрали. И каждый раз на Комсомольской площади собираются массы людей, развеваются флаги, играют оркестры. Звонкий мир вокзалов в советских песнях стал символом движения вперёд к освоению новых трудовых рубежей.

В одной из советских песен есть строки, которые могли бы стать эпиграфом ко всей книге: «был гениальным человек, который выдумал вокзалы».

Мирная атмосфера вокзальной жизни прерывалась в годы войн, и вокзалы в числе первых оказывались в траурном списке городских строений, подвергавшихся разрушениям в результате обстрелов, бомбёжек, боёв. Особенно большой ущерб был нанесён вокзальному хозяйству нашей страны в период Великой Отечественной войны. Только на Южной дороге было разрушено 94 % вокзалов, на Донецкой — 80 %, превращено в руины большинство пассажирских зданий на Львовской и Юго-Восточной дорогах, находившихся во временной оккупации.

Факты разрушений капитальных зданий вокзалов можно отметить и в мирное время. Причины их различны: от потери устойчивости до случаев вандализма и рекламных трюков.

Так, в 1905 г. в результате разъедания паровозными газами элементов металлических конструкций обрушилась часть большого покрытия дебаркадера на станции Черинг-Кросс в Лондоне, во время катастрофы погибло много людей.

Можно примириться со стихийным бедствием — каким было землетрясение 1923 г. в Токио, повлёкшее за собой катастрофические разрушения большинства пассажирских зданий японской столицы, но нельзя оправдать ни с чем не сравнимую жестокость группы итальянских экстремистов, заложивших бомбу в августе 1980 г. в здание вокзала в Болонье, от взрыва которой погибло свыше ста человек.

В рекламных целях американская фирма Разер Корпорейшн приобрела в Шотландии железнодорожный вокзал посёлка, имеющего в своём названии 58 букв и часто посещаемого туристами. Разобранный по кирпичику вокзал был восстановлен в США.

Есть в Советском Союзе особая категория железнодорожных пассажирских сооружений, которые выполняют важную воспитательную функцию. По инициативе комсомольских организаций в Москве, Харькове, Волгограде, Донецке, Свердловске и многих других городах страны построены детские железные дороги. Они располагаются в живописных уголках городов или пригородов и имеют свои мини-вокзалы, депо для ремонта и технического ухода за локомотивами и вагонами, оснащены современными средствами связи и другим оборудованием. Тысячи учащихся школ получают здесь практические навыки — сами водят почти настоящие поезда, работают проводниками, стрелочниками, диспетчерами; сами выступают в роли пассажиров.

Время на пионерских дорогах также неумолимо: поезда отправляются строго по расписанию, работа строится по графику. Одни вокзалы детских железных дорог существуют уже многие десятилетия, другие построены недавно, и их облик отражает эволюцию архитектуры с момента возникновения первых мини-вокзалов до наших дней. Если детский вокзал «Парк» на Малой Южной железной дороге в Харькове возведён по архитектурным канонам начала 50-х годов, то в Донецке его собрат сооружён в стекле и бетоне, в формах современной архитектуры и большим числом технических помещений, работающих на базе новой технологии.

Вокзалы пионерских железных дорог — важные центры общения и досуга подростков, в которых создана обстановка, позволяющая выполнять работы первичной профессиональной ориентации школьников и знакомить подрастающее поколение с перспективами своей будущей профессии.

Общественные транспортные здания, благодаря многообразию входящих в их состав типологических объёмов, а также специфике образного решения, открывающего широкие композиционные возможности, нередко становятся поводом для проектного эксперимента в системе архитектурного образования. В тематику дипломного проектирования высших архитектурных школ страны, охватывающих большинство важнейших проблем современного производственного и гражданского строительства, включаются проекты реконструкции крупных вокзалов с разработкой проблем освоения надземного и подземного пространства железнодорожных станций и городских трасс, проходящих в застройке города.

Ранее уже рассматривался получивший широкую известность дипломный проект Центрального вокзала для Москвы (дипломант А. К. Буров, 1925 г.).
В последующие годы тема реконструкции московских вокзалов привлекала многих студентов-дипломников Московского архитектурного института.
Отметим одну из работ — реконструкцию Курско-Октябрьского диаметра (КОД) на участке между Курским вокзалом и Комсомольской площадью в Москве. Идея проекта — создать деловой и общественный центр между двумя крупнейшими транспортными узлами (также подлежащими реконструкции) на основе городского диаметра железной дороги — КОДа, говорит о большом внимании, уделяемом в системе образования проблемам транспортных коммуникаций в городской среде и их архитектурно-пространственной композиции.

Так, выбором ряда различных обстоятельств, ситуаций, событий, освещающих социально-культурное развитие общества и имевших место внутри и вокруг вокзалов, можно в какой-то мере дополнить представление об этой своеобразной и специфической общественной городской структуре.

Фото: pierer.net

Вокзал, как известно, — ворота города. Всегда ведь приятно, приезжая в какой-нибудь город попадать не на рынок или гадюшник, а на чистое и хорошо организованное пространство. Но и этого мало — необходима хорошая архитектура, чтобы вокзалы не только отличались друг от друга, не превращаясь в однотипную застройку, но и имели свои уникальные черты, например, связанные со страной или регионом, или же идущие от самого архитектора. Всё же интереснее скучной серой коробки, исполняющей функции приёма-отправления пассажирских поездов и их ожидания пассажирами.

Путешествуя на поезде, я всегда обращаю внимание на вокзалы, а при возможности и посвящаю им часть поездки. А сегодня давайте посмотрим ещё несколько примеров хороших железнодорожных вокзалов — может быть, среди них есть интересные решения, которые можно было бы использовать и в России.

Для начала отправимся в Саудовскую Аравию, где недавно открылась железная дорога, связывающая два священных города мусульман — Мекку и Медину. И если вы вдруг решили устроить тур по описываемым вокзалам, напомню, что получить туристическую визу в Саудовскую Аравию затруднительно, а въезд в священные города немусульманам запрещён законом. Поэтому постарайтесь обойтись фотографиями.

Фото: Nigel Young

Расстояние между городами — 450 километров. Кроме Мекки и Медины, на новой железной дороге находятся также Джидда и экономический город короля Абдаллы. Строили линию девять лет, с 2009 по 2018 годы. По плану транспортного министерства страны, ежегодно дорога будет перевозить около 60 миллионов человек, лишь 3–4 миллиона из которых будут паломниками.

Мужчинам:  Безопасность форт нокс
Фото: Nigel Young

Всего на линии пять станций — кроме названных городов, это ещё и аэропорт Джидды. Весь путь поезда проходят за два с небольшим часа, развивая скорость до 300 км/ч.

Фото: Nigel Young

Станции не только построены в едином стиле, воспроизводящем традиционную архитектуру Хиджаза, но и основаны на едином квадратном модуле, который на каждой станции лишь менялся в деталях.

Фото: Nigel Young
Фото: Nigel Young

Саудовская Аравия — очень жаркая страна. Среднегодовая температура в Мекке и Медине находится в районе 30 градусов, а летом значительно превышает её. Но в поездах обычно прохладно (если это не доисторический плацкарт), а здесь комфортную температуру в +28 градусов установили уже на вокзалах с помощью кондиционеров и туманообразователей.

Фото: Nigel Young

Следующая остановка — Кингс-Кросс, Лондон! Сам по себе вокзал довольно старый — он был построен ещё в 1852 году и реновирован в 2012–м, незадолго до Олимпийских игр. Новый Кингс-Кросс — это уже не вытянутая станция, напоминающая Ленинградский вокзал. Теперь самая заметная часть сооружения — его западный вестибюль, построенный в форме стеклянного полукруга, примыкающего к викторианскому вокзалу.

Фото: Hufton+Crow
Фото: Hufton+Crow

Его форма повторяет геометрию соседнего отеля Great Northern, в который теперь можно попасть, не покидая вокзал.

Фото: John Sturrock
Фото: Hufton+Crow

Над платформами возвели новый пешеходный мост, а свод обновили, и теперь Кингс-Кросс является самой большой односводчатой станцией в Европе.

Фото: Hufton+Crow
Фото: Hufton+Crow
Фото: Hufton+Crow

На Кингс-Кроссе проходит часть действия книг и фильмов о Гарри Поттере, включая вход на платформу 9 ¾. В реальности 9–я и 10–я платформа не пересекаются, но в одну из стен всё равно вмонтировали багажную тележку, которая теперь постоянно привлекает туристов, что Джоконда в Лувре.

Из Британии мы отправляемся на континент. В соседней Франции, но довольно далёком Монпелье, что на берегу Средиземного моря, пару лет назад построили новый железнодорожный вокзал.

Фото: Hisao Suzuki
Фото: Hisao Suzuki

Идея оформления интерьера станции в том, чтобы подчеркнуть особенность её расположения — на Средиземноморье. Многие европейские вокзалы накрыты стеклянной крышей, а в Монпелье, из-за его жаркого климата, свет пропускают лишь небольшие, но многочисленные окошки, создающие игру света и тени.

Фото: Hisao Suzuki
Фото: Hisao Suzuki
Фото: Lisa Riccioti

Из Франции направляемся в Швейцарию. Обычно, говоря о вокзалах, мы представляем себе массивные сооружения, за или под которыми ходят поезда. Но бывает и иначе. В Цюрихе на уже существующем центральном вокзале построили новый подземный уровень.

Фото: Ruedi Walti
Фото: Ruedi Walti

Весь вокзал разделён на три части: историческая наземная, первый подземный уровень с магазинами и второй подземный уровень с платформами — и это не считая других подземных платформ.

Фото: Ruedi Walti
Фото: Ruedi Walti
Фото: Ruedi Walti

Всего на вокзале 26 платформ, 10 из которых находятся под землёй. В 2014 году была открыта станция Löwenstrasse, четыре пути которой обслуживают поезда пригородного и дальнего следования.

Фото: Ruedi Walti
Фото: Ruedi Walti

Схема вокзала. Кроме прочего, красным выделены и новые подземные уровни, связывающие вокзал с подземкой.

Впереди конечная — австрийский город Грац, железнодорожный вокзал которого был перестроен в 2015 году. Внешне новое здание напоминает вокзал в Монпелье, но здесь не заложен образ моря — волна изображает динамику движения поезда.

Фото: pierer.net
Фото: pierer.net
Фото: pierer.net

Крыша над путями сплошная, свет проникает лишь через окна над пассажирскими платформами.

Фото: pierer.net
Фото: pierer.net

Но так выглядит не весь вокзал. По краям крыша опускается и закрывает только платформы, оставляя пути открытыми.

Фото: pierer.net
Фото: pierer.net

Пути соединены с городом и между собой туннелем, превращённым в арт-пространство с помощью 150–метровой работы художника Петера Коглера. продолжающей его работу в вокзальном вестибюле.

Фото: pierer.net
фото: pierer.net

Как вам новые вокзалы?

Фото: pierer.net

Железнодорожный вокзал — первое, что видит человек, когда приезжает в город на поезде.

Во многих местах к их строительству привлекали лучших архитекторов и инженеров, а к оформлению интерьеров — известных художников.

В этой подборке познакомим вас с десятью красивейшими вокзалами в разных городах России. Некоторые из них построили еще до революции, при этом они сохранили первоначальный экстерьер и интерьер. Другие возвели в советское время — они отображают реалии тех лет или, наоборот, напоминают своими архитектурными особенностями о Древней Руси. Собрали их на карте:

О чем расскажу

Витебский вокзал Санкт-Петербурга

История строительства. Изначально вокзал строили для первой в России Царскосельской железной дороги. Она соединяла Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Вокзал открыли в 1837 году. Он назывался Царскосельским и располагался во временном здании. Отсюда в Царское Село отправился первый паровоз «Проворный» с почетными пассажирами, в их числе был император Николай Первый.

Каменное двухэтажное здание по проекту архитектора Константина Тона построили в 

Железнодорожное сообщение развивалось, и в 1904 году заработала линия от Павловска до Витебска. открылось новое здание вокзала, который теперь уже назывался Витебским. Это была одна из первых общественных построек в стиле модерн в Санкт-Петербурге. Автором проекта стал архитектор Станислав Бржозовский.

Фото: Maxim Mitsun / Shutterstock

Архитектурные особенности. Снаружи вокзал украшают башня с часами, огромное арочное окно и купол. Кованое ограждение балконов на втором этаже рисунком напоминает лиру. Внутри на первом и втором этажах — светлые вестибюли. На второй этаж ведет парадная лестница с мраморными перилами, железными светильниками, лепниной на стенах: на панно изображены головы женщин и античного бога Меркурия — покровителя путешественников. Дневной свет попадает сюда через красивые витражные окна.

Железнодорожные пути находятся на втором этаже. Над ними — ажурные металлические перекрытия, которые любят фотографы и кинематографисты. Здесь снимали фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Вокзал для двоих», «Брат», «Анна Каренина», «Серебряные коньки».

Фото: FOTOGRIN / Shutterstock
Фото: Nordcry / Shutterstock

Казанский вокзал Москвы

История строительства. В 1864 году открыли первое каменное здание вокзала. Он работал для Рязанской железной дороги, а затем и для Казанской.

Современное строение в стиле модерн возводили с 1913 по 1940 годы. Проект разработала группа архитекторов во главе с Алексеем Щусевым.

Фото: Baturina Yuliya / Shutterstock

Архитектурные особенности. Здание Казанского вокзала состоит из нескольких асимметричных построек. Зрительно их объединяет башня на углу. В основу ее проекта Щусев положил башню Сююмбике Казанского кремля. На вершине находится позолоченная фигура дракона Зиланта — мифического существа из татарского фольклора. Другую башню — часовую — построили по образу башни собора Святого Марка в Венеции. Знаки зодиака на циферблате часов создали по рисункам Щусева.

К работе над интерьером вокзала привлекли известных художников: Николая Рериха, Зинаиду Серебрякову, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа. Они создали эскизы, но после революции их сочли неактуальными. Некоторые из них утрачены, другие находятся в музейных коллекциях — например, работы Серебряковой хранятся в собрании Третьяковской галереи.

Самое роскошное оформление получил привокзальный ресторан. Его интерьер выполнили в стиле московского барокко — декорированный свод, лепнина, живопись Евгения Лансере. Сейчас в этом помещении располагается бизнес-зал Казанского вокзала.

Фото: VLADJ55 / Shutterstock
Фото: demm28 / Shutterstock

Ярославский вокзал Москвы

История строительства. Первое здание вокзала по проекту Романа Кузьмина открыли в 1862 году. Отсюда отправлялись поезда до станции Сергиево, а вокзал тогда назывался Северным. Свое нынешнее имя он получил в 1870 году, когда железнодорожную ветку продлили до Ярославля.

В 1897 году на Ярославском вокзале произошла авария: машинист паровоза слишком сильно разогнался, и поезд врезался в здание — пробил стену и уперся в окна. По счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал.

Вокзалу потребовалась реконструкция. Автором нового проекта стал Федор Шехтель. Архитектор взял за основу «суровость и стройность северных построек» и совместил элементы древнерусского зодчества с декором, характерным для модерна. Идеи Шехтеля понравились Николаю Второму.

Фото: yulenochekk / iStock

Архитектурные особенности. Здание получилось похожим на терем. Его доминантами стали башня с высоким шатром и вестибюль, который оформляет крыша в виде гребня. По верху стен идет керамическая декоративная полоса с растительными мотивами.

Интерьер изначально украшали картины импрессиониста Константина Коровина. Художник изобразил на них жизнь людей на Севере — «Лодка поморов в море», «Охота на моржей», «Северное сияние». Позже их передали Третьяковской галерее. После Великой Отечественной войны архитектор Алексей Душкин и скульптор Иван Ефимов поработали над реконструкцией интерьеров: убрали установленные Шехтелем светильники, сняли со стен деревянную облицовку, на барельефах вестибюля изобразили сцены рыбной ловли и охоты.

Вокзал несколько раз реконструировали, возводили новые постройки. В 2004 году архитектурное бюро Тимура Башкаева предложило очередной проект реставрации. В ходе работ расширили залы ожидания, восстановили зал для пассажиров первого класса, открыли замурованные после революции помещения.

Фото: bellena / Shutterstock
Фото: VLADJ55 / Shutterstock

Вокзал Сочи

История строительства. Современному зданию сочинского вокзала предшествовали еще два: первое открыли в 1923 году, второе — в 1939 году. Третье построили в 1952 году.

Главным архитектором стал Алексей Душкин. За основу он взял собственный проект железнодорожного вокзала в Симферополе.

Фото: Stetiukha Kristina / Shutterstock

Архитектурные особенности. Здание получилось трехэтажным, с тремя внутренними дворами, арками в античном стиле и башней с часами. Цифрам на них соответствуют знаки зодиака, но они расположены в хаотичном порядке. Водолея, Тельца и Скорпиона заменяют созвездия Гончие Псы, Лебедь и Змея. Почему архитектор решил так сделать — неизвестно.

Во внутренних дворах установили фонтаны и скульптуры, разбили небольшие сады. Одним из самых популярных был фонтан в виде девушки с кувшином, из которого лилась вода. В 2000-х неработающую конструкцию демонтировали и перенесли к Музею истории Сочи, а на ее месте установили новую статую девушки с кувшином.

Фото: Galina 2703 / Shutterstock
Фото: Tatyana Bakul / Shutterstock

Вокзал Великого Новгорода

История строительства. Первая железная дорога в Великом Новгороде появилась в 1871 году. Узкоколейка соединяла город со станцией Чудово. Строительство первого вокзала спонсировал петербургский купец Александр Варгунин, но он находился не там, где стоит современное здание, а рядом с церковью Федора Стратилата. Во время Великой Отечественной войны деревянная постройка сгорела.

В 1945 году конкурс на строительство вокзала в Великом Новгороде выиграл Игорь Явейн — доктор архитектуры, автор монографии о железнодорожных вокзалах.

Фото: Ojimorena / iStock

Архитектурные особенности. В своем проекте Явейн стремился отобразить архитектурный образ древнего города. Он использовал традиции новгородского и псковского зодчества — так появились белые стены, похожие на монастырские, башня, напоминающая звонницу, арочные окна. На стенах вокзала разместились рельефные изображения ладьи и святого князя Александра Невского.

В 1992 году случился пожар, которого здание сильно пострадало: сгорели перекрытия, отделка зала ожидания и комнат отдыха. Российские архитекторы — члены Российской и Международной академии архитектуры отправили письма в разные ведомства с просьбой сохранить здание. В нем они говорили об уникальности архитектуры вокзала. По мнению академиков, она заключается «в мастерском сочетании традиций архитектуры Новгородской республики с новаторскими идеями начала 20 века».

Средства на восстановление вокзала выделили только в 2001 году. Проектом реставрации занимались сыновья Игоря Явейна — архитекторы Олег и Никита Явейны.

Фото: Егор Цветков
Фото: Massimo Vernicesole / Shutterstock

Вокзал Казани

История строительства. В 1893 году построили Московско-Казанскую железную дорогу. В 1896 году в Казани появилось здание вокзала.

Автором проекта стал местный архитектор Генрих Руш. Он имеет отношение и к другим достопримечательностям Казани: руководил строительством Александровского пассажа, разрабатывал проекты Чернояровского пассажа, домов Шамиля и Кекина.

Фото: Diego Fiore / Shutterstock

Архитектурные особенности. Главный вокзал Казани — это симметричное двухэтажное здание из красного кирпича. Его центральную часть венчает шпиль. На фасаде разместили гербы губерний, через которые проходила Московско-Казанская железная дорога: Московской, Казанской, Пензенской, Вятской, Симбирской, Рязанской, Тамбовской.

Местные газеты в 1896 году так описывали интерьер вокзала: «Внутри помещений первого и второго классов роскошная мебель, гардины, зал окрашен в нежно-лимонный цвет, помещение буфета — в серый. Над входом, отделанным под орех, устроены хоры, в балюстраду вделаны часы».

В 1992 году случился пожар, здание вокзала выгорело изнутри. Его восстановили к 1997 году, в интерьерах воссоздали лепнину. Как и прежде, фасад украшают фонари и барельефы с гербами российских губерний.

К универсиаде 2013 года Привокзальную площадь Казани реконструировали: уложили брусчатку, установили фонтаны. Скользкие ступени заменили — сделали их из другого вида гранита. Перед вокзальным входом сидят белые барсы — скульптуры из мрамора. Это животное считают одним из символов Татарстана.

Мужчинам:  Риск для смелых
Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock
Фото: Kseniya Bogdanova / Shutterstock

Вокзал Волгограда

История строительства. В 1896 году появилась Волго-Донская железная дорога. В  время построили первый деревянный вокзал в Царицыне — такое имя тогда носил Волгоград. Первое кирпичное здание на месте современного вокзала возвели в 1871 году, а в 1931 году достроили второй этаж.

Во время Сталинградской битвы здание было частично разрушено. После войны его решили не восстанавливать, а строить новое. Авторами проекта стали архитекторы Александр Куровский и Самуил Брискин. Вокзал открыли в 1954 году.

Фото: Gaika102 / Shutterstock

Архитектурные особенности. Трехэтажное здание со шпилем построили из кирпича. Фасад облицевали гранитом и инкерманским камнем, стены внутри — мрамором.

Перед входом установили барельефы, которые изображают сражения гражданской войны и Сталинградской битвы. В арке над входом стоит скульптура: Родина-мать надевает лавровый венок на победителей. Роспись на потолках вокзала тоже изображает сцены боев, а еще — строительство Волго-Донского канала и Волжской ГЭС.

В 1997 году вокзал признали памятником архитектуры федерального значения. В 2005 году сделали капитальный ремонт. После теракта 2013 года вокзал снова восстановили — отреставрировали декоративные элементы и барельефы.

Фото: PhotoVic / Shutterstock
Фото: Matyas Rehak / Shutterstock

Вокзал Слюдянки

История строительства. Слюдянка — город в Иркутской области. Его основали в 1899 году, во время строительства Кругобайкальской и Транссибирской железных дорог.

Нужна была железнодорожная станция с паровозным депо, откуда можно было руководить строительством очередного участка дороги. Выбор пал на почтовую станцию Слюдянка.

Фото: Ravshan Mirzaitov / Shutterstock

Архитектурные особенности. Имя архитектора здания не сохранилось. Считается, что им был некий итальянец.

Неподалеку от Слюдянки находился мраморный карьер. Из местного белого и розового мрамора и возвели здание. Это единственный в мире вокзал, который полностью построили из этого материала. Здание небольшое, одноэтажное, с зеленой крышей и шпилем.

К 100-летнему юбилею Кругобайкальской дороги в 2005 году вокзал отреставрировали и установили рядом памятник Михаилу Хилкову. Он был министром путей сообщения во времена строительства Кругобайкальской и Транссибирской дорог.

Фото: Vvicca1 / Shutterstock
Фото: Vvicca1 / Shutterstock

Вокзал Владивостока

История строительства. Автором проекта здания вокзала во Владивостоке стал Платон Базилевский. Во время начала строительства в 1891 году он заложил первый камень. При этой церемонии присутствовал цесаревич Николай — будущий император Николай Второй.

Вокзал открыли в 1893 году, вместе с запуском железнодорожной линии Владивосток — Уссурийск.

Фото: Alex-VN / Shutterstock

Архитектурные особенности. Вокзал построили из камня. Центральная часть была одноэтажной, боковые — двухэтажными. годах здание расширили и надстроили по образцу Ярославского вокзала. Оба напоминают терем и выполнены в русском стиле. Задумка была в том, чтобы пассажиров поездов «Москва — Владивосток» в начале и конце их пути встречали похожие здания.

На стенах и потолке были размещены мозаичные панно с гербами и рельефные изображения с фольклорными мотивами. В советское время они исчезли под слоем штукатурки, на их месте появились росписи на темы соцреализма. Первоначальный дореволюционный вид восстановили К реставрационным работам привлекали мастеров из Италии.

Фото: Alexander Khitrov / Shutterstock
Фото: Denis Kabelev / Shutterstock

Вокзал Новосибирска

История строительства. Первое деревянное здание новосибирского вокзала появилось в 1896 году. В начале 20 века к нему добавили несколько каменных построек.

В 1929 году Московское архитектурное бюро объявило конкурс на строительство нового здания вокзала. Его выиграл Николай Волошинов. По его задумке постройка должна была очертаниями напоминать мчащийся паровоз. Сбоку от вокзала предполагалась гостиница-небоскреб.

Позже проект долго дорабатывали другие архитекторы — Борис Гордеев, Григорий Бархин, Александр Гринберг. От первоначальной идеи Волошинова мало что осталось: городская планировочная комиссия посчитала, что его проект «походит на конструкцию коробки для производственных зданий».

Фото: Grigorii Pisotsckii / Shutterstock

Архитектурные особенности. Вокзал возводили в  Его окончательный стиль можно определить как эклектичный: на авангардные идеи Волошинова наложились переделки в духе постконструктивизма и сталинского ампира.

Визуальной доминантой здания стала центральная часть. Ее сделали в виде застекленной триумфальной арки с пилястрами и большим аттиком — он скрывает железобетонный свод кассового зала. Конструкцию разрабатывал Николай Никитин, автор проекта Останкинской башни и высотного здания МГУ.

Новосибирский стал самым большим вокзалом, который построили в СССР в довоенные годы. В 1960 году его признали памятником архитектуры регионального значения. Сейчас он остается крупнейшим вокзалом Сибири.

В 1999 году его отремонтировали — обновили бирюзовый фасад, облицевали стены и пол гранитом и мрамором. В 2006 году рядом построили пригородный павильон с часовой башней.

Фото: arh-sib@rambler.ru / iStock
Фото: Car Spotter / Shutterstock

Крупные транспортные узлы должны быть не только удобными и безопасными, но также эффектными — ведь это первое, что вы увидите при попадании в страну по железной дороге. Впечатление о городе начинает формироваться уже здесь. Мы выбрали десять самых красивых железнодорожных вокзалов, которые запросто можно включить в список главных достопримечательностей страны.

Центральный вокзал Нью-Йорка (Grand Central Terminal),
Нью-Йорк, США

Фото: Grand Central Terminal

У самого старого и самого крупного в мире вокзала Нью-Йорка 44 платформы и 67 путей. Вокзал двухуровневый: 41 путь поместился на первом уровне и 26 на втором. Здание построено больше ста лет назад — в 1913 году, причём раньше на его месте тоже находился вокзал. Grand Central Terminal выполнен в эклектичном стиле боз-ар, отличительные черты которого — симметрия, использование вычурных украшений в декоре, фигурные скульптуры и вставки под золото.

Фото: Grand Central Terminal

В здании есть несколько популярных кафе и ресторанов, особенно хвалят устричный бар. А ещё есть кинотеатр, так что если поезд задерживается, либо вы приехали на вокзал слишком рано, можно скоротать время за просмотром фильма.

Вокзал Сент-Панкрас (St. Pancras International),
Лондон, Великобритания

Фото: St. Pancras International

Вокзал, как многие другие из этого списка, немолод: он был открыт в 1868 году и находится напротив Британской библиотеки в центре Лондона. Здесь же расположена пятизвёздочная гостиница St. Pancras Renaissance Hotel (невероятно красивая),

это основное здание вокзала. Оно построено из красного кирпича в неоготическом стиле и считается одним из самых ярких примеров этого архитектурного направления.

Фото: St. Pancras International

St. Pancras International не только превосходно выглядит, но и является важным транспортным узлом. Отсюда, например, выполняются рейсы в Париж и Брюссель на поездах Eurostar, проходящих под проливом Ла-Манш.

Отправиться в путешествие на поезде!

Центральный вокзал Антверпена (Antwerpen Centraal),
Антверпен, Бельгия

Фото: Antwerpen Centraal, Антверпен, Бельгия

По фотографиям кажется, что это особняк какого-нибудь старинного графского рода или и вовсе королевской семьи. Вокзал открылся в 1905 году, но поезда отсюда отправлялись ещё с 1898 года, когда был построен декабаркадер — это часть вокзала с платформами и навесом над ними.

Фото: Antwerpen Centraal, Антверпен, Бельгия

Красивейшее здание с трудом противостояло течению времени: оно в прямом смысле слова начало разваливаться в середине двадцатого века. Сноса удалось избежать благодаря статусу памятника архитектуры, который был присвоен вокзалу в 1975 году. Начатая в 1998 году реставрация завершилась только спустя одиннадцать лет. Вокзал получил другую планировку: вместо одного уровня стало три. При реконструкции Antwerpen Centraal соорудили новый проход к перронам, но напоминающее замок здание по-прежнему стоит на месте.

Вокзал Сан-Бенту (Estacao de Sao Bento),
Порту, Португалия

Фото: Estacao de Sao Bento

До вокзала Сан-Бенту здесь раньше был монастырь Сан-Бенту-де-Аве-Мария. После пожара в 1783 году его отреставрировали, но постепенно место оказалось заброшено. В тот период активно развивалась сеть железных дорог, и в 1900 году начались работы по переоборудованию монастыря в вокзал.

Фото: Estacao de Sao Bento, Порту, Португалия

Здание построено в неоклассическом стиле. Внутри представлено много работ Жоржа Коласа, одного из лучших художников своего времени, который расписывал португальские плитки азулежу. Среди сюжетов, украшающих стены вокзала — исторические эпизоды и сцены сражений. Словом, здесь есть на что посмотреть в ожидании поезда.

Фото: Estacao de Sao Bento

Вокзал Страсбурга (Gare de Strasbourg),
Страсбург, Франция

Фото: Gare de Strasbourg

Снаружи вокзал выглядит современно и необычно — это полностью стеклянное полукруглое здание. Купол появился относительно недавно. До этого вокзал выглядел под стать сооружениям того времени — его открыли в 1883 году, но строительство продолжалось ещё пять лет.

Фото: Gare de Strasbourg

На реконструкцию, которая завершилась в конце 2007 года, ушло порядка 150 миллионов евро. Здание оборудовали всем, чем только можно: полы с подогревом, новейшая система электрической централизации, которая позволяет следить за плотным трафиком и не допускать сбоев в движении поездов, различные системы безопасности.

Вокзал города Канадзава (Kanazawa Station),
Канадзава, Япония

Фото: Kanazawa Station, Канадзава, Япония

Здание вокзала в Канадзаве интересно сочетанием традиционной японской архитектуры с современными стилями. Вход похож на огромную четырнадцатиметровую арку, выполненную из деревянных колонн ручной работы. С неё начинается стеклянная крыша, которая резко контрастирует с самими колоннами.

Фото: Kanazawa Station

Внутри Kanazawa Station много зелени: там растут деревья и кустарник. Есть даже фонтаны. Оказавшись внутри, вы и не заметите, как быстро пролетит время в ожидании поезда. А само здание, несмотря на смелое сочетание стилей, выглядит удивительно гармонично.

Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Chhatrapati Shivaji Terminus),
Мумбаи, Индия

Фото: Chhatrapati Shivaji Terminus, Мумбаи, Индия

Вокзал назван не по месту, где он расположен, а по имени Шиваджи — национального героя Индии, который в 17 веке поднял восстание против правящих тогда мусульман. До 1996 года, впрочем, вокзал носил название Victoria Terminus в честь королевы Виктории.

Фото: Chhatrapati Shivaji Terminus

Здание, как и Antwerpen Centraal, очень напоминает дворец. Убранство вокзала усиливает впечатление: лестница с балюстрадой, деревянные вставки с фигурной резьбой, медные перила. Это один из наиболее загруженных вокзалов Индии, он обслуживает не только поезда местных маршрутов, но и составы дальнего следования.

Железнодорожная станция Саутерн Кросс (Southern Cross Station),
Мельбурн, Австралия

Фото: Southern Cross Station

Главный железнодорожный вокзал Мельбурна начинает свою историю в 1859 году, когда он открылся под названием Spencer Street Station. Вокзал подвергся серьёзной реконструкции в 1960 году, а затем его переделали снова в 2000 году, расширив и приведя к современному виду. Спустя тринадцать лет были добавлены две новые платформы, всего их стало шестнадцать.

Фото: Southern Cross Station

Снаружи вокзал выделяется необычной формой крыши. Она изогнутая, волнистая. Смотрится оригинально и узнаваемо — такое здание ни с чем не перепутаешь.

Вокзал Пуэрта де Аточа (Madrid Puerta de Atocha),
Мадрид, Испания

Фото: Madrid Puerta de Atocha

Название происходит от городских ворот Аточа, которые были снесены в середине 19 века. Вокзал имеет три перрона, откуда идут поезда до крупных туристических городов, вроде Валенсии, Севильи, Барселоны.

Фото: Madrid Puerta de Atocha

Здание выглядит монументально, а внутри радует путешественников обилием зелени. Тут есть зимний сад с пальмами и водоём, в котором обитают черепахи.

Вокзал Хайдарпаша (Haydarpasa Gari),
Стамбул, Турция

Фото: Haydarpasa Gari

Вокзал находится в азиатской части Стамбула, отсюда отправляются поезда до пригорода столицы и по всему востоку Турции. Построен он на насыпном полуострове, который выходит прямо к морю. С вокзала можно пересесть на паром для переправы через Босфор.

Фото: Haydarpasa Gari

Хайдарпаша — важный транспортный узел, поэтому обычно здесь многолюдно. Здание впервые открылось в 1908 году, а станция существовала ещё с семидесятых годов 19 века. В архитектуре угадываются европейские черты и это неспроста, ведь здание проектировали архитекторы из Германии.

Главное — помните, что впечатляющий вокзал вовсе не означает, что и маршрут от него пройдёт по столь же зрелищным местам. Началом самых живописных маршрутов часто становятся откровенно неказистые станции. О 10 самых красивых железнодорожных маршрутах мира можно узнать прочитав эту статью.

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий