В отличие от других минных тральщиков, которые в основном детонировали мины путем наезда на них, советский «Прогрев-Т» взрывал мины путем их нагрева.
Построенный на базе Т-54 тридцатисемитонный минный тральщик был больше похож на футуристическую лазерную пушку, чем на танк. Вместо пушки на нем стоял двигатель истребителя МиГ-15, с помощью которого танк «дул» на дорогу перед собой раскаленной реактивной струей, взрывая все мины.
Запаса керосина хватало на очистку 6 километров дороги.
В разряд экспериментальной техники «Прогрев» попал по очевидным причинам: запылённость при работе, прожорливость двигателя и низкая скорость движения.
У данной установки были и другие области применения. Кроме того, что с помощью газовой струи она выкорчовывала из земли мины, а те, что остались, должны были выворачиваться на поверхность «клювом» видным сверху, она также использовалась для:- дегазации бронетехники. В газовую струю вводились разрушающие отравляющие вещества или дезактивирующие реагенты.- сдува небольшого покрова снега и осушения взлётных полос на аэродромах. Однако перепад температур разрушал покрытие, вызывая отслаивание гравия, который засасывался в турбины.
В аэропортах используются машины с реактивными двигателями
Необычные способы использования авиационных двигателей
Реактивный двигатель это мощь, поэтому главная сфера их применения — авиация. Впрочем, авиационные двигатели не всегда используются по своему прямому назначению. Например, с их помощью расчищают дороги от мин и борются с комарами. Самые необычные способы применения авиационных двигателей в обзоре LiveJournal Media.
Не претендуя на лавры капитана Очевидность, заметим, что любой двигатель в первую очередь предназначен для того, чтобы что-то двигать. Поэтому массовые эксперименты с альтернативным применением авиационных двигателей проводились именно в области транспорта. Правда, в основном это были машины, которые двигались не за счет реактивной тяги, а за счет вращения колес валом турбины (турбо-вальные двигатели). Однако были и реактивные изыскания. В 60-70х годах прошлого века СССР и США появились экспериментальные железнодорожные локомотивы, которые перемещались в пространстве при помощи реактивной тяги.
Скоростной вагон-лаборатория ЭР22
Советский реактивный поезд, а точнее «скоростной вагон-лаборатория ЭР22» был построен в 1970 году на Калининском вагонном заводе (КВЗ). В движение локомотив приводился двумя турбо-реактивными двигателями АИ-25 применявшимися на самолёте Як-40. Во время испытаний локомотив сумел развить скорость в 250 километров в час. Несмотря на это, от идеи вскоре отказались, одной из причин стал огромный по сравнению с классическими локомотивами расход топлива.
Локомотив M-497 «Black Beetle»За океаном эксперименты по переводу железнодорожного транспорта на реактивную тягу вылились в постройку локомотива M-497 «Black Beetle», на крыше которого были установлены двигатели General Electric J-47-19 от бомбардировщика Convair B-36. Локомотив был переоборудован из обычной дизельной мотриссы, на испытаниях чудо техники развило максимальную скорость в 290 километров в час, но, как и в случае с советским побратимом, создание таких поездов было признано нецелесообразным. Другое полезное свойство турбореактивных двигателей, на которое обратили внимание рационализаторы — это мощная реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателя. При ее помощи можно, например, эффективно что-нибудь распылять. Распылять, в частности, решили воду для тушения пожаров. В СССР, а позже и в России были созданы несколько «автомобилей газо-водяного тушения».
Подробней об этих гибридах пишет vanillarabbit:
Об одной из таких машин — «Аист-5ТМ» пишет zhzhitel:
Тепловая машина „АИСТ-5ТМ»«Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина „АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют „Горыныч». Тепловая машина „АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: „Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон. За кабиной „КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах „Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко».
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Двигатель ВК-1 использовался и на другой интересной машине- газодинамическом тральщике Прогрев-Т. Грозная на вид машина на шасси танка Т-54 предназначалась для разминирования дорог. По задумке авторов проекта газодинамическая струя создаваемая двигателем должна была «выковыривать» из грунта вражеские мины. Известно, что Прогрев-Т применялся в Афганистане, однако в серию машина так и не пошла.
Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65Зато авиа-автомобильные гибриды прижились в химических войсках. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65, смонтированная на базе грузовика «Урал» предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции техники мощным газовым и газокапельным потоком. Проще говоря, машина смывает и сдувает с техники всю химическую, бактериолохическую и радиоактивную гадость. Что интересно, и здесь используется все тот же авиационный двигатель ВК-1 от давно снятого с вооружения Миг-15. ТСМ-65 была разработана в середине 60-х годов, но машина до сих пор стоит на вооружении Войск РХБЗ и регулярно принимает участие в военных учениях.
Машина для борьбы с гнусом
Пожалуй самой оригинальной идеей стал проект по использованию турбореактивных двигателей для борьбы с гнусом, который донимал строителей и геологов в Сибири. В 1964 году ученые из Сибирского отделения РАН установили на плавающий транспортер реактивный двигатель, который распылял в воздухе ядохимикаты. За один час работы машина уничтожала гнус на 10 тысячах гектар, стоимость обработки одного гектара составляла 12 копеек.
Летающий танк. Ничего необычного.
С момента, когда люди стали создавать танки, прошло немало времени. Еще в Средневековье в Англии войска стали применять «крепость на колесах» — прототип современного танка. Но сейчас речь пойдет о реальных изобретениях, которые так и не поступили в серийное производство. Большинство из них выглядят необычно, а некоторые вообще странно.
Царь-танк
Царь-пушка, Царь-бомба, а еще в России быль Царь-танк. Только вот мало кто знает об этом изобретении. Установка, сконструированная инженером Николаем Лебеденко в 1915 году, больше походила на гигантскую тележку, чем танк.
Прогрев-Т
Минный тральщик Прогрев-Т.
Советский минный тральщик Прогрев-Т был разработан для траления мин на асфальтированных дорогах. Для плавления асфальта использовался реактивный двигатель МиГ-15.
Танк-бункеровщик
Броневой танк-топливозаправщик ТР-26Ц был создан в Ленинграде в 1946 году. Для перекачки топлива использовался ручной насос. На танке также находились два пенных огнетушителя.
Атомный танк
Были в истории попытки строительства и атомных танков. Однако до серийного производства так дело и не дошло. В 1935 году компания Chrysler построила первый и единственный танк, который передвигался за счет маленького ядерного реактора. От разработки пришлось отказаться в связи высокой опасностью и сложностью производства.
Прыгающий танк
Восьмиколесный прыгающий танк.
Один из главных недостатков танка — его низкая маневренность и слабая управляемость. Эту проблему решили исправить американские инженеры, которые сконструировали восьмиколесный мобильный бронетранспортер. Аппарат мог преодолевать препятствия высотой 1,2 метра, а на максимальной скорости перепрыгивал ров шириной 14 м.
Минный тральщик
Сверхмассивный минный тральщик массой 130 тонн. Единственный прототип боевой машины был захвачен армией США в 1945 году.
Самоходная баллистическая установка
Итальянский танк времен Первой мировой войны.
Итальянская баллистическая самоходная установка. Об этом танке известно мало. Предположительно он использовался для атак австрийских войск в Альпах во время Первой мировой войны. По данным Novate.ru предполагаемая дальность полета снаряда танка составляла 17 км.
Tortuga
Танк «Tortuga» был создан в Венесуэле в 1930-е годы. Название танка в переводе с венесуэльского означает «черепаха», что полностью характеризует его внешний вид и характеристики. Танк был очень медленным и неэффективным.
Летающий танк
Пожалуй, единственный летающий танк, когда-либо созданный человеком. Аппарат был сконструирован в СССР на базе всем известного танка Т-40. Гибрид аэроплана и танка создавался с целью доставки боевой машины в любую точку за короткий срок. Впрочем, дальше разработки единственного экземпляра дело не пошло.
Танк-шар
Единственный в своем роде танк-шар был произведен в нацисткой Германии для корректировки артиллерийских снарядов. Танк не имел вооружения, а для передвижения использовался мотоциклетный двигатель.
Турбореактивный минный тральщик ТМТ («Объект 604») предназначался для проделывания сплошных проходов в минно-взрывных заграждениях в ходе боевых действий войск путем выброса вперед и в стороны грунта с минами газовыми струями двух турбореактивных авиационных двигателей. ОКР по созданию ТМТ была задана Постановлением СМ СССР от 25 октября 1961 г. Опытный образец был спроектирован в Омске конструкторским бюро ОКБ-174 под руководством A.A. Морова и изготовлен на заводе № 174 в 1962 г. Ведущим конструктором машины был A.A. Ляхов. В четвертом квартале 1963 г. машина прошла полигонные испытания. На вооружении и в серийном производстве она не состояла.
Тральщик был создан на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-55. Схема компоновки машины предусматривала наличие отделения управления, двух отсеков для турбореактивных двигателей, отделения для топлива и МТО.
Экипаж машины состоял из командира-оператора и механика-водителя. Он размещался в отделении управления, которое находилось в верхней носовой части корпуса над отделением для топлива. У командира машины имелась вращающаяся броневая башенка. Отделение управления было отгорожено броневыми стенками с теплоизоляцией от двух отсеков для турбореактивных двигателей. В нижней половине носовой и средней частях корпуса тральщика располагалось отделение для топлива. В нем устанавливались два бака общей емкостью 1500 л для реактивного топлива ТС-1 и два топливных бака для дизельного топлива. Кормовую часть корпуса занимало МТО аналогичной компоновки, что и на танке Т-55 с незначительными конструктивными изменениями. Для управления главным фрикционом и ПМП использовались пневмосервоприводы.
Корпус машины был изготовлен с уменьшенной толщиной броневых листов в носовой части до 80 мм, бортов — до 45 мм.
Машина имела специальное оборудование для траления мин, включавшее два двухвальных турбореактивных двигателя РПФ-300 с сопловыми устройствами. Газовые струи работавших двигателей производили выброс всех типов установленных мин с одновременной разработкой и удалением грунта вперед и в сторону за пределы прохода. Тральщик обеспечивал создание сплошных проходов шириной не менее 4 м, при тралении глубина разработки грунтов с дерновым покрытием достигала 0,3-0,5 м, на снегу — 0,6 м. На корме тральщика был установлен прибор для обозначения прохода в минно-взрывных заграждениях пиротехническими знаками. Скорость траления составляла 3-4 км/ч.
Ходовая часть тральщика была также аналогична ходовой части танка Т-55. Отличие состояло лишь в изменении расположения опорных катков и углов закрутки торсионных валов, вызванных условиями обеспечения равномерной нагрузки по каткам.
Члены экипажа имели личное оружие (2 автомата АК-47, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с ракетами). Толщина брони верхней лобовой детали корпуса машины — 80 мм, нижней — 60 мм. Угол наклона обеих деталей от вертикали -55°. Толщина бортов — 45 мм. Корпус сопла был защищен броней толщиной от 20 до 60 мм. В машине было две системы противопожарного оборудования. Одна система была такой же, как на танке Т-55, другая — для топливного отделения была заимствована из авиации. Машина оснащалась системой ПАЗ и аппаратурой ТДА. При работе тралящих установок управление машиной затруднялось из-за большой запыленности. В этом случае для поддержания заданного направления движения использовался гирополукомпас ГПК-48. На тральщике устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Масса машины составляла 37 т. Эксплуатационно-технические показатели минного тральщика практически не отличались от показателей среднего танка Т-55.
P.S. Этим же конструкторским бюро на базе самоходной установки ИСУ-152К был разработан турбореактивный минный тральщик «Объект 606», который имел одинаковое с ТМТ «Объект 604» специальное оборудование для траления. На этой машине также была уменьшена толщина броневых листов корпуса и переделана броневая рубка. Масса тральщика, имевшего противоснарядную броневую защиту, составляла 47 т. Экипаж тральщика состоял из командира и механика-водителя. Дизель мощностью 382 кВт (520 л.с), обеспечивал передвижение тральщика со скоростью до 35 км/ч.