В 2015 году «Номер 17А» Поллока был продан за 200 миллионов долларов

Мужчинам

Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock; родился 28 января 1912 — умер 11 августа 1956 гг.) — американский художник и великий экспериментатор XX века, идеолог и яркий представитель экспрессионизма. Джексон Поллок разработал собственное направление — радикальный абстрактный стиль, в котором оторвал линию от цвета, внедрил новые техники описания пространства и доказал, что истинного художника нельзя ограничивать узкими рамками традиционной живописи.

Джексон Поллок за работой

Биография Джексон Поллок

Детство Джексона Поллока, который родился 28 января 1912 года в городе Коди, штат Вайоминг, сложно назвать счастливым. Пятый, самый младший, сын рос в постоянном страхе перед вечно пьяным отцом-землемером. Средств на проживание не хватало, поэтому мать ездила на заработки по разным штатам и возила с собой детей. Потом отец их бросил, а семейство переехало в Калифорнию.

Джексон Поллок не пользовался популярностью среди сверстников и учителей, рос тихим и замкнутым мальчиком, у которого часто случались вспышки гнева и злости. При этом его тянуло к прекрасному — Джексон интересовался культурой и искусством индейских племен, проживающих в поселках возле города Чико. В 15 лет он уже работал чернорабочим на Гранд-Каньоне, где и научился пить. К двадцати годам превратился в полноценного алкоголика, увлеченного философией, психоанализом и кино.

В 1928 благодаря матери, насобиравшей денег на учебу, Джексон Поллок поступил в Высшую школу искусств, где познакомился с работами Диего Риверы (Diego Rivera), Давида Сикейроса (David Alfaro Siqueiros), Хосе Ороско (José Clemente Orozco) и других. Сокурсники насмехались над юношей и утверждали, что он не умеет рисовать, ему стоит бросить обучение и пойти в водопроводчики. Вместо этого Джексон стал брать приватные уроки рисования у Томаса Бентона (Thomas Hart Benton). И нашел в художнике не только учителя, но и собутыльника — вместе они уходили в продолжительные запои.

Молодой человек много путешествует, берется за любую работу, не чурается получать пособие для нуждающихся художников. В 1934 году наконец-то решает осесть и лучшего места, чем Нью-Йорк, не нашел. В 1944 году женился. Поселился с супругой Ли Краснер (Lenore «Lee» Krasner) в двухэтажном коттедже в Спрингсе, а в небольшом сарае обустроил мастерскую. В 1947 году изобрел новую технику рисования: расстилал на полу огромные холсты и разбрызгивал на них краску, не прикасаясь к поверхности полотна кистью. «Льющаяся техника», как окрестил Поллок свое изобретение, со временем получила название дриппинг или капельная живопись. А у Джексона появилась кличка — Jack the Dripper (в переводе — Джек Разбрызгиватель).

Новизна и естественность картин, созданных Поллоком, привлекла внимание критиков. В 1948 году он организовал выставку в Галерее Бетти Парсонс, которая прошла вполне успешно. На вырученные деньги мастер обустроил себе большую мастерскую и создал серию из 6 картин. Через год Джексон Поллок стал «величайшим художником Америки» по версии журнала Life Magazine. Его работы стали пользоваться спросом среди коллекционеров современного искусства, у семьи Поллоков появились деньги. При этом Джексон стал пить еще чаще и больше, начал изменять супруге и купил новый автомобиль Ford. Именно на нем Джексон Поллок и разбился 11 августа 1956 года, врезавшись в дерево. Он был пьян, и ему исполнилось всего 44 года.

Самые известные Картины Джексона Поллока

Одной из самых известных картин Поллока, выполненных в стиле абстрактный экспрессионизм, была и остается картина «№ 5, 1948». Как и у большинства произведений художника, у нее нет названия, только номер. Мастер использовал фиброкартон, на котором разбрызгал и разлил краски серого, белого, желтого и коричневого цветов. Первый покупатель выложил за «№ 5» всего 1500 долларов. Последний владелец, по слухам это коллекционер из Мексики Давид Мартинез, не пожалел за работу Поллока 140 миллионов долларов.

Джексон Поллок. «№ 5, 1948»

«Синие столбы» — еще одна нашумевшая картина. В 1973 году ее купила Национальная галерея Австралии за 1,3 миллиона австралийских долларов и с тех пор шедевр остается в собственности государства. Картину редко и неохотно отпускают на выставки за пределы Австралии. Сегодня ее стоимость оценивают от 100 до 350 миллионов американских долларов.

Среди известных картин Джексона Поллока:

  • «На запад», 1934-1935 годы;
  • «Хранители тайн», 1943 год;
  • «Фреска», 1943 год;
  • «Мужское и женское», 1942 год.

Джексон Поллок. «На запад», 1934-1935

Картины, написанные в технике дриппинг, часто продают на аукционах и выставляют в галереях. В электронном каталоге платформы Very Important Lot представлены интересные работы современных художников, вдохновленных примером Поллока. Произведения можно купить у живописцев напрямую.

«Джек-пульверизатор»

24 декабря 2018

Шедевры Джексона Поллока много лет бьют ценовые рекорды. И неважно, что писатель Олдос Хаксли называл эти картины «обоями».

Картина «Синие столбы» («Номер 11, 1952») Эмаль и алюминиевая краска со стеклом на холсте 212,1 × 488,9 см 1952 Находится в Национальной галерее Австралии в Канберре

Самая резонансная сделка в истории Национальной галереи Австралии состоялась в 1973 году. За картину американского авангардиста Джексона Поллока «Синие столбы» ее владелец запросил баснословную цену в 1,3 миллиона австралийских долларов (2 миллиона долларов США по курсу того времени). Директор галереи не имел права тратить такую сумму, и покупку санкционировал сам премьер-министр Австралии Гоф Уитлэм. Пресса возмутилась: стоило ли отдавать столько денег налогоплательщиков за беспорядочно забрызганную краской пятиметровую холстину? Поллока называли самым знаменитым живописцем Америки, но многие сомневались в художественной ценности его произведений. К тому же в СМИ появилось признание скульптора Тони Смита, будто эта картина началась с того, что они с Поллоком развлекались по пьяни. Какой уж тут глубокий авторский замысел!

Впрочем, говорил ли Смит правду, неизвестно и в общем неважно, поскольку следы вмешательства другого художника, если они и были, скрыты под несколькими живописными слоями. «Никакого хаоса, черт возьми!» — заявлял Поллок. Его «живопись действия» была срежиссированным сочетанием намеренного и случайного, результатом долгой работы и поисков новых материалов и средств выразительности, чтобы дать гармоничной картине «проявиться».

В наши дни «Синие столбы» — один из самых примечательных экспонатов Национальной галереи Австралии, и потенциальная цена шедевра выросла в десятки раз.

Джексон Поллок за работой. Фото Марты Холмс. 1949 год

1. Доски . С их помощью Поллок проводил темно-синей краской вертикальные линии, «столбы», которые создают нетипичную для его абстрактных картин иллюзию разделения на передний план и фон. Искусствовед из Гарвардского университета Джордан Кантор считает, что таким образом художник, устав от декоративности своих полотен, искал компромисс между абстрактной и фигуративной живописью.

2. Кожа . На красочном слое в нескольких местах — отпечатки рук и босых ног художника. Поллок создавал свои абстрактные полотна, расстелив холст на полу, чтобы, по его словам, чувствовать себя ближе к живописи, «буквально быть внутри нее». Художник перемещался с красками вдоль краев холста и иногда заходил на него, а также рисовал руками.

3. Гравитация . На промежуточном этапе Поллок подвесил еще не высохший холст на стену. Так получились ритмичные вертикальные потеки краски.

4. Кулинарный шприц . По словам жены художника, Поллок закупал такие шприцы десятками и использовал их «как огромную авторучку». Это был удобный инструмент: выдавливая из шприца краску, живописец мог легко контролировать ее поток.

5. Осколки . Ради фактуры Поллок часто включал в свои картины нестандартные материалы, например песок, монеты, окурки, стекло. В «Синих столбах» есть фрагменты битого стекла — осколки шприцев с краской.

6. Палки и кисти . С их помощью получались разнообразные кляксы и брызги краски на картинах Поллока. Его даже прозвали Jack the Dripper (Джек-разбрызгиватель) по аналогии с Jack the Ripper (Джек-потрошитель). Поллок, увлекавшийся психотерапевтическим методом автоматического рисования, придавал большое значение спонтанным изображениям, через которые проявляется бессознательное.

7. Природные алгоритмы . Ричард Тейлор, бывший директор Института материаловедения Орегонского университета, рассмотрел на картине Поллока фракталы. По мнению физика, люди получают удовольствие от созерцания «Синих столбов», потому что подсознание считывает характерные природные структуры.

ХУДОЖНИК Джексон Поллок

1912 — родился в Коди, штат Вайоминг, в семье фермера.1930 — переехал в Нью-Йорк, присоединился к Лиге студентов-художников Нью-Йорка и стал учеником живописца-регионалиста Томаса Харта Бентона.1938 — попал в психиатрическую клинику из-за нервного срыва на почве алкоголизма. После этого его манера стала более абстрактной.1943 — впервые выставлялся персонально, в галерее Пегги Гуггенхайм.1943–1944 — написал «Фреску», первую монументальную картину.1945 — женился на художнице-экспрессионистке Ли Краснер. Пара купила дом в районе Спрингс в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, и переехала туда.1947 — перешел на новую технику — разбрызгивание краски по холсту.1948 — написал «Номер 5, 1948», одну из самых дорогих картин в истории.1956 — ведя машину в нетрезвом состоянии, попал в аварию и погиб. Похоронен на кладбище Грин-Ривер в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2018 г.

Как Джексон Поллок стал культурным героем США

Новый год — новый выпуск рубрики #на_изящном, в которой автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этот раз речь пойдет о Джексоне Поллоке, в которого сначала мало кто верил, но пропаганда и пресса сделали свое дело.

При жизни Джексона Поллока его арт-дилер Пегги Гуггенхайм не могла продать ни одной его картины дороже нескольких тысяч долларов, а после трагической смерти художника в автокатастрофе в 1956 году цены на его работы за несколько лет выросли в разы — до сотен тысяч долларов за картину. В 2007 году работа №5 ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за рекордные $140 млн, став не только самым дорогим в мире, но и первым произведением послевоенного искусства, занявшим это место.

Как так вышло?

Джексон Поллок, №5, 1948, частная коллекция, Нью-Йорк

Первостепенную роль сыграло плотное многолетнее сотрудничество Поллока со знаменитой галеристкой Пегги Гуггенхайм. Они познакомились в апреле 1943 года на «Весеннем салоне для молодых художников», который Пегги проводила в своей галерее. Она долго не хотела принимать работы Поллока и считала их «ужасными». За творца вступился сначала советник Пегги, Говард Путцель, назвав его «гением», а затем — Пит Мондриан, входивший в состав жюри, отбиравшего финалистов. Изучая картину Поллока «Стенографическая фигура» (1942), он сказал, что «может быть, это самая захватывающая картина, которую я видел за долгое-долгое время здесь или в Европе».

Джексон Поллок, «Стенографическая фигура», 1942, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Пегги прислушалась к рекомендациям коллег и подписала контракт с Поллоком. Она покупала его картины, пристраивала их на выставки и договаривалась с именитыми специалистами о положительных рецензиях на его творчество. Так Поллок получил хвалебное интро к каталогу первой персональной выставки в галерее «Искусство этого века» в 1943 году от Джеймса Суини, искусствоведа, куратора в Музее современного искусства (МоМА), будущего директора Музея Соломона Гуггенхайма.

Более занятный инфоповод подкинула статья в The Nation (от 27 ноября 1943 года) Клемента Гринберга — одного из наиболее влиятельных американских арт-критиков и теоретиков абстрактного экспрессионизма. Он написал, что восхищается методом живописи Поллока и впервые назвал его «величайшим американским художником со времен Миро».

После этого художника пригласили на интервью для статьи «Пять американских художников» в Harper’s Bazaar (1944) и проиллюстрировали ее картиной Поллока «Волчица» 1943 года. После публикации МoМА купил картину за $600. Это было первое полотно Поллока, появившееся в музее. (The Complete Reprint of Physique Pictorial: 1951 — 1990 (Taschen Verlag, 1997

Джексон Поллок, «Волчица», 1943, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Интерес прессы к Поллоку, наряду с другими американскими художниками того времени, подкреплялся и потребностью политической пропаганды США в успехе на мировой культурной арене. В 1946 и 1947 годах после поездок в Европу некоторые члены конгресса США были удивлены, что искусство их страны там воспринимается довольно негативно. Казалось, что подобный имидж — дело рук исключительно коммунистической пропаганды. В январе 1948 года сенат принял закон Смита — Мундта, целью которого было вывести национальное американское искусство на мировой уровень и противопоставить свою «мягкую силу» агрессивному маркетингу красных. США было нужно движение, которое смело бы с первых полос известные европейским «измы» того времени (дадаизм, абстракционизм, сюрреализм), заменив их чем-то сугубо американским. Так, абстрактный экспрессионизм получил в США мощную политическую поддержку, в том числе национальных музеев.

Поллок не первый в Америке начал писать картины в этом стиле. Например, одним из пионеров был Марк Тоби. А само определение «абстрактный экспрессионизм» придумал Альфред Барр в отношении живописи Кандинского и впервые использовал этот термин в своей истории абстракционизма (опубликована в каталоге выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в 1936 году). Тем не менее именно «живопись действия» Поллока, его «капельная» техника, или «дриппинг» (нанесение краски на холст не кистью, а палочками, которые Поллок окунал в банки с краской и затем разбрызгивал ее, примешивая к изображению мусор и пепел), сделала направление узнаваемым.

Все дело опять же в грамотной поддержке прессы. В 1947 году вышла статья Time, откровенно насмехавшаяся над новым модным направлением и называвшая «хламом» работы в том числе Поллока. Но в ней также приводилась цитата Гринберга в контексте, что «вот это» называется «величайший американский художник». Однако черный пиар — тоже пиар, и он дал толчок популярности Поллока.

Вишенкой на торте стала статья Life 1949 года с лидом «Джексон Поллок — величайший из ныне живущих американских художников?». Вообще, это было заигрывание со статьей Time и продолжением тренда на иронизирование над стилем художника. Это даже не первое упоминание Поллока в Life: журналисты уже писали о нем октябре 1948 года в рамках «круглого стола о современном искусстве». Но это была первая статья, посвященная целиком Поллоку и проиллюстрированная его портретами авторства Арнольда Ньюмана. Если в стране кто-то не слышал о Джексоне Поллоке, после этой публикации о художнике узнали все: тираж Life составлял около пяти миллионов.

По словам американского художника-абстракциониста Милтона Резника, лидер абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг прокомментировал статью и фотографии Джексона так: «Он похож на парня с заправки».

На тот момент у американцев художники ассоциировались в основном с далекими от обычной жизни чопорными людьми в классических костюмах, что в большей степени сформировалось из-за переехавших в США во время войны европейских мастеров. А тут фотографии грязного Поллока с сигаретой в зубах.Что могло быть более американским? Именно фотографии Ньюмана в Life, которые массово начали перепечатывать другие издания, сделали Поллока национальным культурным героем.

Журнал Life, 8 августа 1949 года

После статьи Life цены на Поллока поползли вверх. Общая стоимость проданных работ за 1950 год дошла до почти четырнадцати тысяч долларов. Чтобы осознать масштаб: в начале 1950-х более половины американцев зарабатывали $4000 в год.

В 1956 году Поллок трагически погибает в автокатастрофе. К национальной славе лидера американского искусства добавляется классическая арт-дилерская история формирования стоимости работ.

Еще в декабре 1955 года арт-дилер Сидни Дженис пытался продать «Осенний ритм» Музею современного искусства за $8000, но предложение было отклонено из-за высокой цены. После смерти Поллока музей Метрополитен купил «Осенний ритм» за $30 тысяч.

Поллок всю жизнь боролся с алкоголизмом, наркозависимостью и, как следствие, еще и с депрессией. Почти образцовая формула для удержания высоких цен: чем трагичнее биография автора, тем дороже произведение.

Если же вернуться к №5, самой дорогой картине Поллока вне рейтингов, то ее рекорд был побит в конце 2015 года, когда миллиардер и основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин приобрел у фонда Дэвида Геффена (один из основателей DreamWorks) картину Поллока №17а 1948 года за $200 миллионов.

Джексон Поллок, 17а, 1948, Чикагский институт искусств, Чикаго, частная коллекция Кена Гриффина Gennadiy Kats

Джексон Поллок создал абстрактный экспрессионизм — направление в искусстве прошлого века, которое сместило внимание мира с европейской классики на американское новшество. Тем не менее на пике славы художник навсегда отказался от «капельной техники», принесшей ему всемирный успех, и представил публике чернильные работы, из которых была продана всего лишь одна, да и то за полцены. Ещё через несколько лет он разбился в автомобильной аварии, потому что вел машину в состоянии алкогольного опьянения. Находящаяся с ним в машине любовница утверждала, что это было самоубийством. Так кто же такой этот Джексон Поллок?

Из этой статьи вы узнаете:

  • о жизни Поллока: детство, переезд в Нью-Йорк и смертельная авария
  • о головокружительном успехе и не менее головокружительном падении
  • о том, почему картины Поллока стоят сегодня сотни миллионов долларов
  • о его особом понимании искусства
  • о проблемах с алкоголем, которые начались еще в школе
  • о жене с русскими корнями и любовницах
  • о том, почему многие считали его грубияном и лентяем

Детство и юность (1912-1929)

Американский художник Джексон Поллок родился 28 января 1912 года в поселении Коди штата Вайоминг. Сельская местность, ковбои и фермерство — вот и всё, чем мог похвастаться городок. Джексон был младшим из пяти братьев. Тихий и скромный отец — Лерой Поллок — был не особо удачливым фермером, из-за чего семья постоянно колесила по стране в поисках нового места работы. Мальчиков воспитывала мать — Стелла Мэй Поллок — авторитарная и склонная к неврозам женщина.

Мальчики часто помогали отцу и даже какое-то время работали землекопами в Большом Каньоне. Во время таких поездок Джексон познакомился с культурой индейцев, что в дальнейшем повлияло на его творчество.

Семья Поллоков (Джексон справа)

В 1928 году, когда семья поселилась в Лос-Анджелесе, шестнадцатилетний юноша поступил в среднюю школу прикладных ремесёл, но почти сразу же был исключён за употребление алкоголя и несоответствующее поведение. В этот же год его выгнали из другой школы.

Нью-Йорк, Великая депрессия и риджионализм

В 1930 году Джексон переехал в Нью-Йорк, поддавшись уговорам двух старших братьев, которые там жили. Будущий художник поселился в квартире своего брата Чарльза и его жены Элизабет. Тем временем в стране царила Великая депрессия: рынок обвалился, денег катастрофически не хватало, многие люди голодали. Однако Поллоки восторгались мегаполисом и строили планы по его завоеванию.

Вот, что вспоминает Элизабет: «Это был период Великой депрессии. Мы были очень бедны, но абсолютно счастливы! Когда я впервые увидела Джексона, то подумала, что он самый привлекательный среди всех братьев Поллоков: его улыбка ослепляла. И хоть оказалось, что это был лишь способ манипулировать людьми, поначалу я заискивала перед ним. Лишь позже я поняла, что Джексон — эгоист, баловень и лентяй».‎

Джексон (слева) и Чарльз (справа) Поллоки

Джексон действительно отличался скверным характером: высокомерный, гордый и заносчивый. К тому же молодой человек злоупотреблял алкоголем и курением, что лишь усугубляло эти черты. Он искал сильного человека, который мог бы стать для него авторитетом и указать нужное направление.

Такой опорой стал художник Томас Харт Бентон, у которого учились Джексон и его брат Чарльз в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Бентон писал в стиле риджионализма (англ.regionalism) и мексиканского мурализма (англ.muralism), то есть реалистично изображал повседневную жизнь американцев и индейцев Среднего Запада, стремясь сделать сюжеты понятными и близкими как можно большему количеству людей.

Несколько ранних картин Поллока выполнены в схожем стиле, но влияние учителя не было существенным — преимущественно Джексон работал в своём направлении. Однако он перенял у Бентона ритмичность композиции и стремление к художественной независимости.

Работа Поллока в стиле риджионализм и мурализм

Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Поллока, вспоминал: «Когда я впервые увидел работы Джексона, то подумал, что они энергичные и кипучие, словно разговаривают со зрителем. Часто мы с ним посещали выставки по этнической графике и ходили в походы, где изучали национальное искусство».

С 1935 года Джексон часто проводил время в экспериментальной мастерской, где познакомился с художниками, которые работали в свободном стиле и стремились уйти от преобладающего в США академизма. Поллок был очарован сюрреализмом, в частности Пикассо, и его картины стали смелее и провокационнее.

Абстракционизм, алкоголь и психотерапия

Человек с ножом, 1938-1940

В течение четырех лет, с 1938 по 1942, Джексон работал в Федеральном художественном проекте — масштабной программе Правительства по поддержке и трудоустройству людей творческих профессий во время Великой депрессии. Власти всячески стремились снизить безработицу и обеспечить финансовое благополучие большему количеству граждан. Почти все участники проекта придерживались реализма, но Поллок продолжал эксперименты и всё больше приближался в своём стиле к абстракционизму.

Меж тем Джексон всё больше пил, теряя контроль над собой и своей жизнью. В течение нескольких лет он посещал психотерапевта и проходил курс лечения, базирующийся на идеях немецкого психолога Карла Юнга. Будучи последователем и одновременно критиком Фрейда, Юнг признавал доминирующую роль бессознания. Вполне вероятно, что именно тогда Поллок определил для себя, что главным источником творчества является не окружающий мир, а внутреннее состояние человека.

Ли Краснер, первый успех и эксперименты

В 1942 году в студию к Джексону без предупреждения заявилась девушка со словами «Я знаю всех абстракционистов Нью-Йорка, кроме Вас!». Это была Ли Краснер — художница из русско-еврейской семьи, когда-то переехавшей из Украины в Америку. Через три года Джексон и Ли поженились.

Ли Краснер, художница и жена Джексона Поллока

Джексон Поллок и Ли в студии

Будучи художницей, Ли понимала тягу Джексона к искусству как никто другой. Для мужа она стала настоящим другом и поддержкой, занималась его продвижением и верила в его талант. Её собственная карьера не была такой удачной, потому что успех Джексона стоял на первом месте: «Он может дать искусству гораздо больше, чем я!». Тем не менее на протяжении всей своей жизни Ли продолжала писать и экспериментировать в живописи.

После начала отношений с Ли дела у Джексона пошли в гору: во многом благодаря ей в 1943 году он подписал контракт с известным коллекционером искусства Пегги Гуггенхайм. В том же году состоялась его первая персональная выставка. Всю свою дальнейшую карьеру Джексон сотрудничал с Пегги, которая продвигала творчество Поллока и других известных абстракционистов. По Нью-Йорку ходили слухи, что Гуггенхайм состояла в интимных отношениях с большим количеством мужчин, в том числе и из богемных кругов. Многие приписывали ей интрижку и с Джексоном.

Пегги Гуггенхайм, агент Джексона Поллока

Работы Джексона этого периода выполнены по классическим канонам абстракционизма: отказ от изображения реальных предметов, нарушение формы и перспективы, эксперименты с цветом.

Поллок начинает создавать свои работы на холстах непривычно больших размеров. Его работа «Фреска» имеет шесть метров в длину и почти два в ширину.

Кстати, «Фреска» была создана при необычных обстоятельствах: Пегги Гуггенхайм заказала её у Джексона для своего таунхауса на Манхэттене. Сама арт-дилер не была до конца уверена в таланте Поллока и поддалась уговорам своего помощника Говарда Путцеля и художника Марселя Дюшана, которые видели потенциал в начинающем абстракционисте. Зарплата составляла 150$ в месяц, что на те времена было большой суммой. Деньги были нужны как никогда, потому что Джексон и Ли едва сводили концы с концами, часто отдавая последнее за квартиру и не имея средств на еду и краски.

Но оказалось, что Поллок не мог начать рисовать. Как говорила Ли, он смотрел на пустой холст днями, дни складывались в недели, а недели в месяцы. Гуггенхайм всё больше раздражалась и в итоге выдвинула ультиматум: либо Джексон заканчивает работу до января, либо он может распрощаться со своей карьерой. Вечером перед установленной датой холст всё так же оставался нетронутым, но когда Пегги проснулась утром, то на пороге стоял Джексон со свёрнутым полотном в руках — произведение было создано за ночь.

Эта красивая история была отражена в одной из самых известных биографий Поллока, выигравшей Пулитцеровскую премию: «Джексон Поллок: Американская сага» (Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит, 1989). Однако в 2014 году американские Музей Гетти и Институт Сохранения Гетти опровергли этот слух, опубликовав исследование, в котором показали, что между нанесением различных слоёв на холст прошло минимум несколько недель. Тем не менее вполне вероятно, что большая часть работы — финальный слой — была создана за сутки.

Смена обстановки, природа, искусство

Сразу же после свадьбы Ли и Джексон переехали из центра Нью-Йорка в район Спрингс, расположенный на южном берегу Лонг-Айленда. Одолжив деньги у Пегги, молодожены приобрели небольшой дом, где планировали полностью посвятить себя искусству.

Дом Джексона Поллока

Поллок боролся с алкоголизмом, и сельская природа однозначно пошла ему на пользу. В сарае он устроил себе небольшую студию, а Ли работала в комнате в доме. В свободное время они много гуляли, занимались готовкой и принимали гостей.

Вероятно, Джексон упрашивал Ли завести ребёнка, но та не соглашалась, мотивируя это тем, что они художники, и кто-то третий им помешает. К тому же семья жила бедно, и женщина не хотела подвергать подобным испытаниям малыша. Ли понимала, что Джексон — прежде всего творческий человек, для которого искусство всегда будет на первом месте. Он никогда не сможет обеспечить материальную и эмоциональную стабильность, что необходимо для воспитания ребёнка.

Первые пару лет после переезда Джексон продолжал идти по пути абстракционизма, но в 1947 году начался «капельный период» в творчестве Поллока, который принес ему успех и сделал всемирно знаменитым.

Стремительный взлёт, журнал Life и фотограф

Среди исследователей и поклонников творчества Поллока существует красивая история, что художник придумал «капельную технику», случайно пролив краску на разложенный на полу холст. Неизвестно, насколько это правдиво, но картины этого этапа действительно выглядят так, будто бы на них кто-то ненароком разбрызгал краски. Как ни странно, это стало прорывом.

Номер 8, 1948

Первая же выставка картин, выполненных в«капельной технике», привлекла колоссальное внимание публики. Творческое сообщество Америки не могло понять, что это: гениальность или шарлатанство?

Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?».

Кажется, судьба решила ответить на этот вопрос положительно — Джексон Поллок получил славу, деньги и признание. Его обсуждали на всех модных тусовках, картины продавались за большие деньги, а все, кто раньше смотрел на него свысока, хотели стать его близкими приятелями. В какой-то степени Поллоку повезло родиться в нужное время в нужном месте: подъём его карьеры совпал с подъёмом США как великой державы после Второй мировой войны. Стране был нужен художник, который смог бы вывести национальное американское искусство на мировой уровень и соперничать с европейскими признанными мастерами. Им стал Джексон Поллок и его абстрактный экспрессионизм.

В июле 1950 года в дом Поллоков приехал немецкий фотограф Ганс Намут, чтобы снять фильм о популярном художнике. Джексон согласился под влиянием Ли, которая понимала значимость СМИ для дальнейшей популярности своего мужа. Намут снял около 500 черно-белых фотографий, а также небольшой документальный фильм, который в будущем детально изучался исследователями искусства и критиками.

Джексон Поллок за работой, фотография Ганса Намута

Отношения между фотографом и художником не ладились, потому что первый часто командовал, чтобы поймать хороший кадр. Поллок говорил, что ощущал искусственность происходящего и не мог в полной мере сосредоточиться на процессе, потому что был вынужден постоянно подчиняться приказаниям Намута. Напряжение достигло кульминации, когда холодным ноябрьским вечером Джексон и Ганс вернулись домой после особенно неудачной съёмки. Поллок, который полностью бросил пить после переезда в Спрингс, налил себе стакан бурбона. После этого художник выпил ещё и начал спорить с фотографом. Каждый из них назвал другого фальшивым, после этого пьяный Джексон опрокинул стол с едой на глазах гостивших у Поллоков друзей.

Попытка, провал и творческий кризис

Джексон сомневался в «капельной технике» и не мог даже для себя ответить на вопрос, не является ли его творчество шарлатанством. В 1951 году на пике своей популярности Поллок отказался от яркой «капельной техники» и начал писать тёмные чернильные работы, которые отражали его внутреннее состояние. Он словно пытался доказать, что его творчество не должно восприниматься как поверхностное, легкое, декоративное и приносящее только удовольствие.

Джексон Поллок, осенний ритм, номер 30

Первая же выставка провалилась — лишь одна работа была продана, но и то за полцены. Все спрашивали: почему же Поллок отказался от черты, которая делала его уникальным и успешным?

Джексону ничего не оставалось, как отказаться от неудачных черно-белых попыток и вернуться к яркости. Начиная с 1952 года, он экспериментирует с цветами, балансируя между абстракционизмом и «капельной техникой». Но кажется, он исчерпал своё вдохновение. За последние пять лет своей жизни Поллок так и не создал каких-либо значимых полотен. Последней крупной работой считается написанная в 1953 году картина «Портрет и сон».

Левая часть представляет собой сон, сквозь чернильные линии изображения можно разглядеть намёки на женскую обнаженную фигуру. Справа изображён портрет в черном цвете с добавлением агрессивной оранжево-красной гаммы. Комментируя эту работу, Ли говорила, что «сон» представляет «обратную сторону луны», то есть светила, традиционно воплощающее женскую энергию. Поллок, увлекавшийся фрейдизмом, не мог не знать значение этого символа. В статье the Guardian утверждается, что в этом полотне Поллок отвечает на фундаментальный для себя вопрос: как соотносятся секс («сон») и гений («портрет»)? Может ли творец поддаваться страстям и плотскому удовольствию? Судя по тому, что два символа разведены по разным краям, ответ отрицателен — не является ли это манифестом о завершении творческого пути? Поллок, отказавшийся от сексуальной энергии, экстаза и чувств, — как он может что-то создавать?

Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Джексона, говорил, что «Поллок не мог работать по принуждению, поэтому так мало картин он написал на заказ и так мало работал в последние годы».

Из-за творческого кризиса, проблем с деньгами и алкоголя отношения между супругами трещали по швам: Джексон и Ли постоянно ругались, ссорились и обвиняли друг друга. Ли кричала: «Почему ты перестал писать? Ты должен творить! Ты не можешь закапывать свой талант в землю!».

В начале 1956 года Поллок завёл отношения с начинающей абстрактной художницей Рут Клигман, которая была младше его на 18 лет. Ли, естественно, знала о романе и угрожала разводом, если встречи не прекратятся.

Рут была веселой, легкой и очарованной известностью Джексона. Она радовалась вечеринкам, смеялась, когда он гнал на машине, и не препятствовала крепким спиртным напиткам.

Летом Ли уехала в Париж к друзьям в надежде на то, что разлука поможет отношениям. Она продолжала любить мужа и писала ему письма в надежде на то, что он перестанет пить, забудет Рут и вернётся в семью. Меж тем к Рут приехала подружка Эдит Метцгер, которую тут же познакомили с Джексоном. Мужчина и две девушки много веселились и отдыхали.

Теплым августовским вечером они собирались на вечеринку к друзьям. Джексон сел пьяным за руль, что было обычным делом. На бешеной скорости он вёл машину по петляющей ночной дороге, что напугало Эдит. Она стала кричать, плакать и просить остановиться — Поллока это лишь смешило. По словам Рут, «он любил быстро водить, потому что через скорость выражал свою злость». Джексон не справился с управлением, и машина вылетела с дороги в трёх километрах от дома.

Воспоминания Рут: «Я потеряла сознание. Когда пришла в себя, то поняла, что меня оттащили от места аварии. Рядом была какая-то девушка, я попросила её сходить к машине и сказать мне, что с Джеком. Она вернулась и заверила, что он жив. Я попросила её поклясться Богом. Она ответила, что не может. Тогда я поняла, что Джексон Поллок мёртв».

Могила Джексона Поллока на кладбище Грин Ривер, Спрингс, США

Джексон Поллок и Эдит Метцгер погибли в автомобильной катастрофе 11 августа 1956 года.

После внезапной смерти Джексона его образ приобрел популярность: странноватый гениальный художник, который всю жизнь боролся со своими внутренними демонами — чем не герой-романтик?

Номер 17А, продана в 2015 году за $200 млн

Некоторые критики высказывают мнение, что такие высокие цены выгодны США и искусственно подогреваются изнутри: каждая страна гордится своим художником, за картины которого весь мир готов выложить огромные деньги. Более того, репутация Джексона Поллока может считаться результатом своего рода «культурного пузыря»: что произойдёт, если все искусствоведы внезапно признают в нём заурядного художника? Книги придётся переписывать, учебники перерабатывать, а его работы переносить на чердак. К чему вся эта суета?

Техника и стиль

При первом знакомстве с картинами Поллока многие люди разводят руками и говорят: «И это стоит таких денег? Я тоже так нарисовать могу!» Это верно. Однако есть одно «но». Вы точно так же можете нажать клавишу пианино, и ваши «до» или «си» ничем не будут отличаться от «до» или «си» Моцарта или Баха. Но это ещё не делает вас великим композитором. Гораздо важнее то, как Моцарт или Бах сочетали ноты, чтобы те создавали единое звучание. То же и с картинами Поллока: брызнуть краску на стол сможет, конечно, даже ребёнок, но сделать это так, чтобы десятки брызг гармонично сосуществовали в композиции, под силу только Поллоку. В этом, вероятно, и состоит его гениальность.

Движения художника при разбрызгивании не были случайными — он рисовал всем телом. Поллок оттачивал технику и рассчитывал, как краска польётся на холст, что впоследствии изучалось многими искусствоведами. Например, 30 октября 2019 года вышло немецкое исследование, в котором в очередной раз анализируется «капельная техника» с математической точки зрения. Прежде всего, авторы утверждают, что метод нельзя называть «капельным», потому что на работах мы наблюдаем брызги и линии.

Опираясь на фото- и видеоматериалы, снятые Гансом Намутом, ученые выводят формулу траектории Поллока, используя три переменных: скорость перемещения руки, расстояние между кистью и холстом, густота и количество краски. Джексон отработал свои движения так, чтобы на холсте оставались задуманные им идеальные брызги — далее он воспроизводил их с определенной степенью автоматизма.

Исследование заканчивается выводом: значения переменных сохраняются при анализе всех полотен Джексона, что создает его уникальный стиль и может использоваться для отличия оригиналов его работ от подделок. Если раньше для подделки можно было разбрызгать краску и создать что-то похожее на Поллока, то теперь придётся высчитывать эту самую формулу и накладывать цвет в соответствии с ней.

Отдельно необходимо отметить большой размер картин. Во время «капельного периода» Джексон расстилал холсты на полу, чтобы разбрызгивать краску, перемещаясь по периметру и иногда даже наступая на полотна. Сам художник верил в то, что искусство рано или поздно откажется от ограниченной мольбертной живописи и перейдет к wall-painting (англ.wall — стена, painting — рисование).

Поллок писал: «Моя картина не из мольберта. Я предпочитаю прикреплять ненатянутый холст к твердой стене или полу. Мне нужно сопротивление твердой поверхности. На полу мне легче. Я чувствую себя ближе к большей части картины, так как таким образом я могу ходить вокруг нее, работать с четырех сторон и буквально быть в картине».

Многие критики утверждают, что своей смелостью Джексон порвал с господствующей европейской традицией и создал альтернативное направление в искусстве, привлекшее внимание к США как к новому мировому центру культуры и искусства. Работы Поллока словно олицетворяют всю Америку — огромную страну, где жизнь суетлива и кипит.

Феномен Джексона Поллока

После Второй мировой войны Америка стала сверхдержавой: ее кино, архитектура, литература и музыка — на вершине культурной лестницы. Но популярный и уже процветающий в Европе и на других континентах авангардизм не прижился здесь. Поэтому США нуждались в своем направлении в искусстве.

В это время и появился Джексон Поллок. После смерти художника в пьяной автомобильной аварии в Америке продолжили пробуждать интерес к личности своего первого абстракциониста.

Через четыре месяца в Музее Современного искусства в Нью-Йорке прошла мемориальная выставка Поллока. В 1967 году там же прошел еще более масштабный показ работ художника. В 1998 и 1999 годах крупные выставки прошли в МСИ и в музее Тейт в Лондоне.

С 80-ых по 00-ые в США выпустили три документальных и два игровых фильма про художника.

Параллельно картины Поллока били рекорды по стоимости на арт-рынках:

  • В 2006 году в Sothebys №5 продано за 140 миллионов долларов — самая дорогая картина на тот момент.
  • В 2013 аукционный дом Christie’s выставил №19 за 25 млн  долларов, за одну ночь цена поднялась до 58 млн долларов. Это остается одним из самых дорогих аукционов в сфере искусства.
  • В 2015 №17А продано за двести миллионов и также входит в список одних из самых дорогих полотен.

Метод — переосмысление произведения искусства

Метод появился в 1947 году, а уже  через два года в США Поллока объявили величайшим художником современности. В основу метода  легли восточные эзотерические практики, культура индейцев и психоанализ, с помощью которого Поллок лечился от алкоголизма. Его творчество стало манифестом свободы самовыражения, то есть тем, на чем строилась идеология американского общества.

Знаменитый метод заключался в разбрызгивании краски на лежащее полотно (Собор, 1947). У Поллока была особая философия исполнения, он первым ответил на вопрос «что такое произведение искусства?». Для него это время создания, момент творчества.

Эволюция художника происходила постепенно: от влияния экспрессионизма и Пикассо (“Стенографическая фигура”, 1942) он пришел к Готике 1944 года, где уже отбросил образность и геометрию, вступив на путь авангардизма. Но пока это еще не та манера исполнения, за которую художник получит прозвище Jack the Dripper (Джек Разбрызгиватель — аналогия с Джеком-потрошителем — Jack the Ripper).

Вокруг Поллока сложился образ современного художника: того, кто бросил вызов европейской традиции и дал новое определение общепринятому понятию произведения искусства. Сюжеты, мотивы и замыслы остаются позади, теперь на передний план выходит эмоция художника в момент создания произведения.

Образ — двигатель интереса

Популярности Поллока способствовали его биография и сложный характер: детство будущего создателя «живописи действия» прошло в бедности, из художественной школы его выгнали за прогулы и пьянство, а к алкоголю мальчик пристрастился уже в девять лет. Все это создало вокруг художника ауру гения и бунтаря.

Внезапная смерть в результате аварии в 1956 и слухи о возможном самоубийстве сделали из Поллока героя-романтика. И после гибели художника цены его картин взлетели в разы. В 1973 году № 11 (Синие столбы) 1952 была продана за два миллиона долларов — рекордная сумма для того времени.

Джексон Поллок появился в нужное время: он был абстракционистом, в котором так нуждалась Америка. Он отличается от художников европейской традиции, что делает его родоначальником собственного художественного направления. Поллоку удалось создать новый язык изображения, признаваемый культурным сообществом. Философия Поллока совпала с идеалами и настроениями в США. Образ художника был интересен публике, а личность вызвала резонанс в культурном сообществе. Неожиданная и загадочная смерть делают его культовым. В течение двадцати лет о Джексоне Поллоке снимали фильмы. Новатор стал  классикой современного искусства.

Интересные факты

  • Первое имя художника — Пол. Однако такое обращение не нравилось Поллоку, поэтому семья и друзья называли его Джеком.
  • Однажды Поллок сломал стену в доме, чтобы создать достаточное место для двадцатиметрового холста.
  • Джексон находился под большим влиянием Пикассо, в частности его работы «Герника». Сохранились несколько альбомов Поллока, листы которых покрыты набросками пикассовской Герники.
  • Поллок не присутствовал на похоронах своего отца в 1933 году, потому что у него не было денег на билет домой.
  • Некоторые знакомые специально покупали выпивку для Джексона в барах, чтобы посмотреть на его пьяные выходки.
  • Многие работы Поллока не имеют названия и подписаны номерами. Художник это делал для того, чтобы люди воспринимали его полотна с ясной головой, не имея предустановленных идей.
  • Про Джексона сняли несколько фильмов. Наиболее известны номинированный на Оскар «Поллок» (2000 год) и «Кто такой, черт возьми, этот Поллок?» (2006).

Если вы интересуетесь не только абстракционизмом, то посмотрите на пять самых известных картин, написанных в технике сюрреализма.

Альманах для любознательных «Хочу все знать» продолжает знакомить своих читателей с самыми дорогими художниками.

Одним из них является идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма — Джексон Поллок, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов.

Один из самых узнаваемых художников ХХ века родился 28 января. Ко Дню рождения культового абстракциониста мы
представляем краткий обзор самых популярных картин Поллака, которые являются настоящей гордостью Америки.

Став одним из самых ярких представителей экспрессионизма, создатель живописи действия Джексон Поллок в свое время решил, что для написания картин не обязательно использовать привычные техники.

Джексон Поллок не писал кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

К середине 1950-х годов он почти бросил писать. Вскоре разрушилась и семейная жизнь, узнав о романе с юной натурщицей его бросила жена. В 1956 году после развода с он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила.

После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.

Самая знаменитая работа Джексона Поллока — «Номер 5»

В 2006 году на аукционе Сотбис была продана за 140 миллионов долларов и стала самой дорогой картиной мира. Храниться в частной коллекции

Эту картину Поллок написал в 1948 году на листе фибролита размером полтора на два с половиной метра. У этой необычной картины вполне обычная история.

Сначала она стала собственностью Сэмюэла Ньюхауса, затем была достоянием общественности и демонстрировалась в Музее современного искусства Нью-Йорка.

Спустя некоторое время она опять стала экспонатом частной коллекции, на этот раз Дэвида Геффена, известного аудио- и кинопродюсера. Геффену удалось продать ее мексиканскому коллекционеру шедевров живописи за рекордно большую цену – $140 млн.

Таким образом работа Джексона Поллока № 5 стала самой дорогой картиной мира. Она обошла по стоимости и «Женщину III» Виллема де Кунинга, и «Портрет Аделе Блох-Бауэр I» Густава Климта, которые были до неё самыми дорогими картинами.

Самая дорогая картина Джексона Поллока «Номер 17А»

В 2015 году на частных торгах продана за рекордные 200 млн. долларов. Принимает участие в выставке Института искусств Чикаго.

В 2015 году рейтинг самых дорогих картин пополнился еще одной работой Джексона Поллока.

Американский миллиардер Кэннет Гриффин приобрел работу Поллока «Номер 17А» за 200 миллионов долларов у фонда Дэвида Гэффина.

К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег.

Представляем еще несколько работ одного из самых дорогих художников — Джексона Поллока. Кстати, в рейтинге — «200 самых лучших художников ХХ века» британской газеты The Times, Джексон Поллок занимает 7 место.

Осенний ритм «Номер 30»

Выставляется в музее Метрополитен, Нью-Йорк

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Незадолго до этого у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую и создать серию из 6 работ.

Женщина-Луна, режущая круг

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Больше всего, как это ни покажется странным на творчество Джексона Поллока оказал влияние простой смотритель музея.

В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов.

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

Эхо «Номер 25»

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

Джексон Поллок использовал в своей живописи необычные, революционные методы, которые явились предметом бурных дискуссий но, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность.

Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Вот что писал о Поллоке, Сальвадор Дали в своем «Дневнике гения»

Справедливости ради, надо отметить что Дали писал рецензии не часто и далеко не о каждом художнике. Поэтому достаточно сложно понять является ли это высказывание Дали комплиментом или презрительным отзывом.

Однако Джексон Поллок остаётся не только одним из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма но и одним из самых дорогих художников мира.

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий