- Карлинский хасидский двор
- 1947—1979Править
- ИдеологияПравить
- Сатмар сегодняПравить
- Хабад – любавические хасиды
- СсылкиПравить
- Гурский хасидский двор
- Хасидские обычаиПравить
- Ребе
- Праздники ХабадаПравить
- 1980—2006Править
- История хасидизмаПравить
- Хасиды в России
- Хасиды США и Латинской Америки
- Оппозиция хасидизму
- Современный образ хасида
- Одежда мужчин
- Одежда женщин
- Хабад в миреПравить
- СовременностьПравить
- Количественные показатели деятельности
- Глобальные проекты Хабада
- Какие дворы хасидов существуют?
- Последствия Холокоста
- Браславские хасиды
- Место проживания хасидов, количественный состав общин
- Некоторые обычаи хасидов
- Современные хасидские «дворы»Править
- Язык хасидовПравить
- Хасидские династииПравить
- Критика движенияПравить
- Хасидская общинаПравить
- Возникновение хасидизма
- Сопротивление хасидизмуПравить
Карлинский хасидский двор
Основоположник данного течения – Рабби Аарон из Карлина, прямой ученик Магида из Межрича. Карлинское движение отличается громкой манерой вести молитвенную службу.
1947—1979Править
Переселившись в США, Тейтелбаум поселился в Вильямсбурге (Бруклин) с маленькой группой последователей и восстановил общину, которая была уничтожена во время Холокоста.
ИдеологияПравить
Плакат против выборов в Кнессет Израиля 1955 года.
Сатмар сегодняПравить
Две самые большие сатмарские общины располагаются в Уильямсбурге в Бруклине (город Нью-Йорк) и городе Кирьяс-Йоэль (штат Нью-Йорк). Кроме того, значительные сатмарские общины находятся в Боро-Парк (Бруклин) и Монси (Нью-Йорк). Меньшие по численности общины находятся в ряде других городов Северной Америки (Лос-Анджелес, Лейквуд, Монреаль) и некоторых европейских городах (Антверпен, Лондон и Манчестер), а также в Аргентине, Австралии и Израиле).
Кроме двух главных конгрегаций — Аарона и Зальмана, также можно выделить группу главного ребе общины Монси Хаима Йехуда Халберстама. В отличие от братьев Тейтельбаумов, Хальберстам не претендует на всю секту, но ведёт себя как хасидский ребе, включая принятие «квитл» (записки с просьбой к ребе о молитве) и устраивая «Тиш» (собрание хасидов у ребе). Ещё один сын Моше Тейтельбаума, Липа Тейтельбаум, основал собственную конгрегацию, и называет себя зентерским раби, по названию города Сента в Сербии, где до Второй мировой войны его отец был раввином.
Хабад – любавические хасиды
Представителей данного течения можно встретить в любом уголке мира. Главной особенностью этих хасидов является масштабная благотворительная деятельность, направленная на приближение светских евреев к иудаизму. Организаторов и лидеров из общин Хабада принято называть шлихим – т.е. посланцы ребе.
Среди любавических хасидов не принято носить штраймл, мужчины этого течения носят исключительно черные шляпы.
СсылкиПравить
- The Kiryas Joel Voice Newspaper Архивная копия от 26 августа 2005 на Wayback Machine
- Satmar Dispute Over Half A Billion (03/22/2006)
- One Rebbe or Two? (05/05/06) from The Forward
- Hats On, Gloves Off (05/08/06) from New York Magazine.
- Тейтельбаум, хасидская династия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Двор Цанз обязан своим существованием Рабби Хаиму бар Арье-Лейб Хальберштаму, автору книги «Диврей хаим». В состав цанзского двора входят такие направления, как Цанз-Жмиград, Цанз-Львов и Цанз-Клойзенбург.
- Хасидизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Хасидизм (Etnolog.ru)
- Отличительные черты хасидизма
- Аудиоуроки по хасидизму на Еврейском Радио — JewRadio(архив регулярно пополняется)
- Полонский П. Введение в иудейскую философию: Хасидизм
- Рабби Менахем Мендел Шнеерсон. Сущность учения хасидизма
- Кетер Шем Тов. Учение рабби Исраэля Баал Шем Това
- (недоступная ссылка) Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон. Контрос «Изучение хасидизма» (недоступная ссылка)
- Мемуары Любавичского Ребе Рабби Й. И. Шнеерсона («Летопись Хабада») изд. Кегат, Бруклин Н.-Й.
- Д-р Нисан Миндель. Философия Хабада
- Э. Визель. «Рассыпанные искры» Биографии и истории учителей хасидизма — Баал Шем Тов, Магид из Межерич, рабби Леви Ицхак из Бердичева, рабби Элимелех из Лиженска, рабби Исраэль из Ружина, рабби Нахман из Бреслава, Пшисха, рабби Менахем Мендел из Коцка
- Основы каббалы и хасидизма на сайте Галь Эйнай, посвящённом учению рабби Ицхака Гинзбурга
- Живая каббала Аризаля Публицистика по тематике современного хасидизма и движения «баалей тшува» (возвращения в лоно религии)
- Асаф Д., Сагив Г. Хасидизм в царской России: исторические и социальные аспекты.
- Хасиды и традиции дворов Чернобыля, Макарова, Сквиры, Рахмистровки и так далее: Уникальная подборка информации
- Брацлавский хасидизм в Умани
- Хасидская мудрость
- Хасидские притчи
- Hasidism, jewishvirtuallibrary.org
- Hasidic Judaism Reading List, shamash.org
- Chassidism from chabad.org
- Large collection of Chassidic Texts in English from chabad.org (англ.)
- Туров И. Ранняя история хасидизма.
- Бубер М. Хасидские предания.
- Эттингер Ш. Очерк истории еврейского народа (недоступная ссылка)
- Лавский В. В. Хасидская мудрость.
Гурский хасидский двор
Гурский двор – самый крупный хасидский двор во всем Израиле, во главе которого – династия наставников из рода Альтер. Гурских хасидов можно отличить по форме штраймла – он черный и высокий. В отличие от других приверженцев хасидизма, гурские хасиды общаются на современном иврите.
Хасидские обычаиПравить
Хасидские застолья (идиш , фарбренген) — являются характерной чертой хасидского быта, во время них хасиды собираются, рассказывают хасидские истории, поют песни-нигуны и произносят тосты за жизнь (Ле Хаим!). С одной стороны это символизирует почтение ребе, а с другой выражает хасидскую радость (грустить — Бога гневить).
Ребе
Одной из наиболее уникальных черт хасидского иудаизма является центральное положение ребе. У каждой хасидской «династии» есть свой ребе, и их преемственность обычно носит династический характер. Когда ребе умирает, его преемником обычно становится сын или другой близкий родственник. Иногда преемственность оспаривают, и это может даже расколоть «династию», как это произошло в 2006 году после смерти Сатмарского ребе Моше Тейтельбаума. Ребе считается не только главой общины хасидов и духовным наставником, он имеет статус посредника между его последователями и Всевышним. К ребе обычно обращаются за помощью в случаях ухудшения здоровья или финансового неблагополучия, а также просят совета по личным вопросам.
Праздники ХабадаПравить
Кроме общееврейских праздников, любавичские хасиды отмечают ряд памятных дат из истории движения:
- 20 Хешвана — день рождения ребе РАШАБа (Пятого Любавического Ребе).
- 10 Швата — ребе Менахем Мендель Шнеерсон стал главой Хабада.
- 11 Нисана — день рождения Менахема Менделя Шнеерсона (Седьмого Любавического Ребе).
- 12 Тамуза — Праздник Освобождения Шестого Любавического Ребе.
- 18 Элула — день рождения Баал-Шем-Тов и Алтер Ребе
1980—2006Править
Никто из детей Тейтельбаума не пережил его: все три дочери умерли при его жизни.
В 1994 году Верховный суд США постановил, что границы школьного округа Кирьяс-Джоэль, проведённые так, чтобы включать только сатмарских детей, нарушают первую поправку к конституции США.
История хасидизмаПравить
Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Бешта (1698—1760) — каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в городе Меджибож (Подолье, ныне Украина). Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов и прежде всего Виленского гаона. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм. После смерти Бешта движение хасидов (праведников) возглавил Дов-Бер из Межерича (также известный как «Магид»), который перенёс свою резиденцию в Межерич (Волынь, Украина).
После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей. Рабби Элимелех распространил хасидизм в город Лежайск (ныне Польша). Менахем Мендель основал общину в Витебске (Белоруссия), из которой вышел Шнеур Залман из Ляд — родоначальник Хабада (любавичский хасидизм). Леви Ицхак в 1785 году создал хасидский центр в Бердичеве. Также значительный центр хасидизма стал представлять Чернобыль (Украина), после переселения сюда ученика Бешта Менахема Нахума.
К 1782 году Яков Йосеф из Полонного пишет первую хасидскую книгу, в которой собирает изречения Бешта.
Хасиды в России
Первоначальный конфликт между хасидами и миснагдим в XIX веке был улажен, и хасиды стали ассоциироваться с ортодоксальными иудеями. К началу XX века хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций.
В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды Хабада, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в России (Берл Лазар), Чехии, Грузии, Молдавии и Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, не-хасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина.
Первые хасиды появились на территории Израиля ещё в 1777 году, когда большая их группа во главе с Менахемом Менделем прибыла из Речи Посполитой после херема Виленского гаона. Хасидским центром в Палестине стала Тверия.
Хасиды США и Латинской Америки
Около двух миллионов евреев эмигрировали из Российской империи (включая Царство Польское) в США с 1881 по 1915; иммиграция в Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны также была значительной. Многие из них были выходцами из хасидских семей. Однако придерживаться традиций пытались немногие из них, да и тем это удавалось весьма редко, особенно во время Великой депрессии, когда было необходимо выходить на работу по субботам.
Оппозиция хасидизму
К концу XVIII века хасидизм стал широко популярен, чем вызвал серьезную оппозицию со стороны Литовских евреев, так называемых митнагдим (в переводе с иврита «сопротивление»), которые воспринимали хасидские практики как еретические. Литваки видели в хасидизме несовместимость с рационалистической талмудической традицией. Основная разница между течениями состояла в том, что литовские евреи отрицали возможность постижения Всевышнего через радости мира, тогда как хасидизм принес еврейскую мистику в массы, то, что традиционно держалось в тайне и распространялось очень малым количеством благочестивых и ученых.
Хасидская практика отличалась от Литовского течения во многих отношениях. Это направление делало акцент на изучении Каббалы (в частности молитв), и охватывало культуру народных сказок, в которых часто рассказывалось о магии и чудесах. Евреи хасиды также отвергли традиционные молитвенные стандарты ашкеназов и приняли версию, заимствованную как из ашкеназских, так и из сефардских источников.
Согласно учению хасидов, даже самые рутинные аспекты повседневной жизни могут раскрыть духовную сущность.
Среди наиболее видных ранних противников хасидизма был Виленский гаон, почитаемый лидер литовского еврейства, который издал указы об отлучении хасидов, но так и не смог противостоять распространению хасидизма. Это противостояние продолжалось вплоть до основания ультраортодоксальной организации «Агудат Исраэль» в Польше в 1912 году, когда обе стороны отказались от своих разногласий в интересах совместной борьбы с секуляризмом и сионизмом. Сегодня и хасидизм, и так называемый литовский иудаизм считаются подмножествами евреев-ортодоксов, или харедим.
Современный образ хасида
Образ современного хасида не всегда столь строг, как будет описано ниже. Многие евреи хасидского, да и других направлений, в быту и в будни предпочитают в одежде современный демократический стиль. Традиционные галахические одеяния они обязательно используют во время праздников внутри общины: свадьбы, бар-мицвы и других.
Большинство хасидских групп все еще говорят на идише.
Одежда мужчин
Манера евреев хасидов одеваться отличается в зависимости от двора, к которому они принадлежат.
Представители бреславских хасидов носят синие полосатые халаты, а по праздникам – золотые. В костюме вижницких хасидов присутствует черный лапсердак, известный как бекише или капота. А в некоторых общинах мужской одеждой являются характерные белые чулки. На Шаббат и праздники хасиды носят отделанную мехом шапку, называемую штраймл или сподик.
Хасиды коротко бреют голову и оставляют только волосы у висков – пейсы.
Одежда женщин
Женщины из хасидских дворов, как и из прочих еврейских течений, скромны в одежде. Она должна быть неяркой, закрывать ноги, и рукава прикрывают локти. Волосы замужняя женщина обязана закрывать платком, шляпкой или париком. Некоторые жены хасидов бреют голову для того, чтобы волосы случайно не выбились из-под головного убора.
Хабад в миреПравить
Основным центром хабадских хасидов в Израиле считается Кфар-Хабад, находящийся в центре страны. Он был основан по призыву Шестого любавичского Ребе. Там есть школа для девочек, иешива, проводятся свадьбы, там была построена копия дома Любавичского Ребе, находящегося в Америке, с соблюдением всех пропорций.
Хабадники организовывают уроки Торы для разных слоёв населения, проверяют мезузы и тфилин, обеспечивают едой и одеждой семьи нуждающихся, заботятся о больных и роженицах, помогают откашеровать кухню.
Хабадники не имеют своей партии.
В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин Берл Лазар, выдвинутый от Федерации еврейских общин России.
В федерацию входит 200 общин из 178 городов России, при этом в 42 городах работают раввины (данные на 2007 год).
В 2012 году ФЕОР открыла Еврейский музей и центр толерантности в здании бывшего Бахметьевского гаража, в Марьиной Роще, на северо-востоке Москвы.
После 1991 года движение Хабад широко распространилось в крупных городах Украины, а его центром стал город Днепр (бывший Днепропетровск), с которым связаны детские и юношеские годы Седьмого любавического ребе.
В 2012 году в центре Днепропетровска открыт крупнейший в мире (площадью ) центр «Менора».
Членами попечительского совета еврейской хабадской общины города являются крупнейшие украинские бизнесмены И. Коломойский, Г. Боголюбов, В. Пинчук и другие.
Главным раввином Днепра с 1994 года является Шмуэль Каминецкий, начавший свою деятельность в городе ещё в 1990 году.
В Алма-Ате похоронен Леви Ицхак Шнеерсон, главный раввин Екатеринослава (Днепропетровска) с 1909 по 1939 год, автор трудов по каббале и хасидскому учению, праправнук по отцовской линии третьего любавического ребе Менахем-Мендла (Цемах Цедека) и отец Седьмого любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона, в 1939 году обвинённый компартией в антисоветской деятельности и сосланный в Казахстан в посёлок Чиили (совр. назв. — Шиели), в последние дни жизни получил разрешение переселиться в Алма-Ату.
СовременностьПравить
Сегодня движение Хабад продолжает практику, начатую Шестым любавичским ребе, рассылая посланников и налаживая еврейский быт и традиционную религиозную еврейскую жизнь во всех уголках мира.
Количественные показатели деятельности
Продолжая инициативу Шестого Любавичского ребе, Менахем-Мендл Шнеерсон, став в 1950—1951 году Любавичским Ребе, дал начало движению, которое стало известным как «Шлихут» (ивр. «деятельность посланников», «посланничество»). В результате, посланники Ребе (ивр. Шлухи́м; в единственном числе обычно ивр. Шали́ах) разъехались по всеми миру с целью стимулировать соблюдение заповедей евреями, которые не соблюдали их в должной мере до этого. Посланники всесторонне помогают евреям соблюдать заповеди, причём помощь выражается как в духовном руководстве и обучении, так и в материальной помощи нуждающимся. Декларируемой целью работы посланников является поощрение изучения евреями наследия своего народа и соблюдение заповедей иудаизма.
За 60 лет существования данного движения были подготовлены тысячи раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъехались по разным уголкам мира. Обычно, посланниками, прибывающими в новый город, является молодая семья (в возрасте 23-26 лет) с одним или двумя детьми.
Движение ХаБаД представлено в различных странах мира. Посланники Ребе открывают в тех городах, в которых живут евреи, или в которых много туристов евреев (Таиланд, Индия) синагоги, которые называют «Бейт Хабад» (дословно «Дом Хабада»). В этих местах организуется уроки Торы, молитвы, праздничные трапезы.
«Дом хабада» (англ. ) — разновидность еврейского общинного центра, который организуется посланником (Шалиахом). Зачастую, Бейт Хабад является базой для всех образовательных и социальных программ посланника и его коллег по работе в общине. Обязательным элементом Бейт Хабада является синагога, но при этом, в отличие от большинства других синагог, большая часть прихожан — это евреи, которые недавно начали соблюдать заповеди, или не соблюдающие их вовсе.
Зачастую, когда средств общины не хватает на приобретении или аренду отдельного помещения, функцию Бейт Хабада выполняет квартира, в которой со своей семьёй живёт посланник, где в качестве синагоги выступает гостиная.
Термин «Бейт Хабад» (точнее английская версия наименования — «Chabad House») впервые был использован при создании раввином Шломо Куниным Бейт Хабада в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Глобальные проекты Хабада
Раввины Хабада призывают каждого еврея не только самому соблюдать заповеди, но и стимулировать других евреев, в том числе не религиозных, соблюдать максимальное количество заповедей. Раввины систематически подчёркивали в своём учении, что соблюдение заповедей всеми евреями напрямую влияет на срок прихода Мошиаха, и соответственно, чем больше евреев будут соблюдать заповеди, тем быстрее придет Мошиах.
Раби Менахем-Мендл обращался со следующим призывом к каждому еврею: «Даже если твоя жизнь в целом далека от идеалов Торы, начни соблюдать хотя бы какую-нибудь заповедь, так как исполнение любой заповеди имеет непреходящую ценность, которая не зависит от соблюдения всех остальных заповедей».
Раби Менахем-Мендл также выделил десять специфических заповедей (в некоторых случаях групп заповедей), на которых, по его мнению, шалиахам стоит делать акцент при работе с не соблюдающими заповеди евреями. Данные заповеди принято называть «мивцоим» (с иврита «мивца» — ед. ч., множ. ч. — «мивцоим») «кампания», «проект»). Их перечень приведён ниже:
- Зажигание свечей перед Шаббатом и праздниками еврейскими женщинами и девочками
- Исполнение заповеди тфилин
- Прикрепление мезузы
- Регулярное изучение Торы
- Цдака (благотворительность)
- Приобретение еврейских книг
- Соблюдение кашрута
- Любовь к ближнему
- Еврейское образование
- Соблюдение законов семейной чистоты
Какие дворы хасидов существуют?
На сегодняшний день существует около сотни хасидских дворов. Часть из них насчитывает десятки тысяч последователей, а некоторых менее сотни.
Последствия Холокоста
До Второй мировой войны в Восточной Европе процветали сотни хасидских течений, которые обитали в небольших городах и деревнях, названия которых в конечном итоге были приняты как названия самих «династий».
Те, кто пережил Холокост, вновь обосновался за пределами Восточной Европы, главным образом в Израиле и в районе Нью-Йорка, многие из них вполне успешно возродили свои течения. Бурному развитию способствовал высокий уровень рождаемости в хасидских общинах, обусловленный как религиозными соображениями, так и желанием восстановить общину после Холокоста. Сегодня в мире насчитывается около 400 000 евреев-хасидов. А в районе Нью-Йорка, согласно исследованию 2011 года, они составляют 16 процентов всего еврейского населения.
Браславские хасиды
Этот хасидский двор зародился в местечке Брацлав на территории современной Украины. Основатель течения – праведник и мудрец Рабби Нахман. В основе данного течения лежит концепция, что служить Всевышнему нужно в радости.
После смерти рабби Нахмана, последователи не нашли достойной замены своему учителю и потому не избрали другого ребе. Каждый год браславские хасиды совершают паломничество на могилу рабби Нахмана в Умане, на Украине.
Место проживания хасидов, количественный состав общин
В 2016 году учеными Принстона было проведено исследование, в результате которого было установлено, что в мире проживает около 129 000 хасидских семей. На территории Нью-Йорка живет 34 000, Иерусалим – второй по количеству город с 16 000 семей, Бней Брак – город, где свое существование продолжают 13 000 хасидских семей.
Монси – населенный пункт, в котором обитают дворы Вижниц Монси, Кирьят Йоэль и Нью Сквер. Известными «городами хасидов» в Израиле являются Бейтар Илит, Кирьят Гад, Тверия Элад.
Хасидским центром Британии стал Стемфорд Хилл, северный район Лондона, среди жителей которого насчитывается не менее 5000 хасидских семей. Около 2000 семей-приверженцев хасидизма проживают в Бельгии, Антверпен.
Некоторые обычаи хасидов
Каждый хасидский двор имеет свои обычаи и традиции. Последователи хасидизма молятся по нусаху Сфарад на основе мнения Аризаля.
Во многих хасидских течениях принято накладывать два вида Тфилин: тфилин Раши и тфилин Рабейну Там. Способ повязывания тфилин у хасидов такой же, как у каббалистов: сидя повязать тфилу на руку, затем стоя надеть головную тфилу, после обмотать ремнём трижды палец.
Одна из самых старых традиций хасидов – это общественная трапеза Тиш ( в переводе с идиша означает «стол»), на которой присутствует ребе. Обычно это происходит в праздник или Субботу. В процессе Тиша ребе произносит слова Торы и читает проповеди. Церемония сопровождается угощениями и коллективным пением. Во время молитвы последователи хасидизма используют специальный пояс, который называется гартл.
Современные хасидские «дворы»Править
Исторически течения хасидизма формировались как группы последователей определённого ребе (духовного наставника). Своё название они, как правило, получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе. Тяжёлый удар хасидизму был нанесён во время катастрофы европейского еврейства. Многие общины были полностью уничтожены нацистами.
Наиболее крупные течения хасидизма в настоящее время:
Основная статья: Хабад
Движение зародилось в Польше в городе Гура-Кальвария в середине XIX века. Гурский ребе поддерживал репатриацию своих хасидов в землю Израиля. В настоящее время община гурских хасидов самая большая из хасидских общин Израиля и насчитывает 10-12 тысяч семей в Израиле, США и Европе. У гурских хасидов существует своя система образовательных учреждений — около 120 ешив для мальчиков и школ для девочек. С 1996 года главой является Арье Яаков Альтер, проживающий в Иерусалиме. Гурских хасидов можно отличить по высокой узкой меховой шапке (Сподик), которую они надевают по субботам и праздникам.
Первым ребе был ученик Магида из Межрича раби Аарон из Карлина — ныне район г. Пинска Брестской области. Около 1770 года сын р. Аарона р. Яков прибыл в землю Израиля и основал первую израильскую хасидскую общину. В настоящее время около 1700 семей карлинских хасидов проживают в Израиле и США. Отличительной особенностью этой общины является молитва, сопровождаемая громкими возгласами.
Течение сформировалось в г. Вижница в середине XIX века. В настоящее время насчитывает около 7000 семей в Израиле, преимущественно в Бней-Браке, и в США. Возглавляет общину р. Исраэль Агер шестой в династии Агеров.
Течение в хасидизме, основанное р. Нахманом из Брацлава, правнуком Бааль Шем Това в конце XVIII века. После смерти р. Нахмана у брацлавских хасидов уже не было другого ребе. Учение продолжило своё существование благодаря записям, систематизированным и изданным его ближайшим учеником р. Натаном. В конце XX — начале XXI века из незначительной группы брацлавские хасиды превратились в движение, насчитывающее десятки тысяч последователей.
Второй по величине, после гурского, хасидский двор в Израиле. Насчитывает около 6000-8000 семей. Возник в начале XIX века в городе Белз, на Западной Украине. Первым ребе был р. Шалом Рокеах. В настоящее время его возглавляет представитель династии Рокеахов р. Иссахар Дов Рокеах второй. Центр Бельзских хасидов находится в Иерусалиме в районе Кирьят Бельз, где рядом с домом ребе находится огромная синагога Бельзских хасидов.
Язык хасидовПравить
По большей части хасиды в странах проживания говорят на идиш, с употреблением слов из местного языка, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеет большинство хасидов.
Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы.
Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений.
Хасидские династииПравить
Хасидские династии — династии духовных лидеров хасидизма.
Хасидские династии имеют следующие особенности:
- Каждый член династии является духовным лидером, имеющим группу учеников и последователей. Он носит титул «адмор» (ивр. — аббревиатура слов אדוננו מורנו ורבנו — наш господин, учитель и раввин) или просто «ребе» (идиш רבי — учитель, раввин).
- После смерти лидера титул переходит к его сыну или зятю.
- Династия, как правило, носит название города в Восточной Европе, где родился или жил её основатель, или где начался расцвет соответствующей общины.
- Последователи ребе образуют отдельное направление хасидизма, которое может продолжить существование даже если династия прервалась.
Хасидских династий насчитывается более двух сотен. Основателями первых династий были ученики Бааль Шем Това и его преемника Дов-Бера (XVIII век). Их ученики и сыновья становились в свою очередь основателями династий, большинство которых было основано в XIX веке на западе Российской империи (в черте оседлости) и на востоке Австрийской империи (Австро-Венгрии). После катастрофы европейского еврейства все центры хасидских династий переместились в США и Израиль, где в XX веке стали возникать новые династии.
Критика движенияПравить
В последний период жизни Менахем-Мендла Шнеерсона и особенно после его смерти со стороны ортодоксального еврейского сообщества появляются обвинения любавичских хасидов в мессианизме и отходе от традиционного еврейского мировоззрения, связанные с существующими внутри организации взглядами на личность покойного лидера.
Вход в Сатмарскую ешиву в Бруклине.
Сатмарскому движению принадлежат многочисленные организации.
- Бикур Холим — общество помощи госпитализированным евреям, вне зависимости от общинной принадлежности, основанное в 1957 году женой Сатмарского Ребе Фейгой.
- Рав Тув — общество помощи евреям в Советском Союзе, основанное в 1950-х годах. Сегодня организация помогает в основном евреям из Ирана и Йемена.
- Керен Хацола — благотворительная организация для поддержки ешив и бедных в Израиле.
- Сеть ешив для мальчиков (Torah VeYirah) и школ для девочек (Beis Rochel).
- Центральный раввинатский конгресс США и Канады — основан в 1953 году, предоставляет различные услуги, в том числе надзор за кашрутом.
- Сеть раввинатских судов.
- Газеты Дер Йид (группы Зальмана) и Дер Блатт (группы Аарона)
Хасидская общинаПравить
Многие хасиды-мужчины обычно не работают в молодости, то есть до свадьбы и в первые годы после неё, а отдают всё время изучению Торы, но тем не менее работа для мужчины-хасида не считается ненормативным явлением, в отличие от общепринятого у литваков. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов.
Вместе с тем, хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного признания и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.
Среди хасидов ощутима прослойка парнасов — состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок. Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынка кошерного мяса США объёмом около 4 млрд долларов в год и контролируют сеть общественных учреждений, ссудных касс, объектов недвижимости только в Нью-Йорке стоимостью около полумиллиарда долларов.
Уникальную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасиды Хабада. Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов — «посланников Ребе» по всему миру. Её оборот достигает 1 миллиарда долларов США в год.
Крупный хасидский двор, который берет свое начало в Буковине. Наставники этого течения принадлежат к семье Хагер. Третий ребе, сын Баруха, Исроэль, во время первой мировой войны покинул Вижницу и образовал крупный хасидский центр в Венгрии. Вскоре венгерская община приобрела много последователей и стала более крупной, чем вижницкий двор.
Возникновение хасидизма
Хасидское течение в иудейской религии впервые возникло в Украине на фоне повышенного интереса к еврейской мистике и, как альтернатива направлению, которое придерживалось более формального и научного подхода к еврейской практике (позже оно стало известно как митнагдим). Основателем хасидизма является раби Исраэль бен Элиэзер (1698–1760), более известный как Баал Шем Тов (буквально «обладатель доброго имени»), которого иногда упоминают как Бешт. Историкам почти ничего неизвестно о биографии Баал Шем Това, но рассказы о нем, как харизматическом лидере, и его навыках Чудотворца прочно укоренились в хасидских преданиях. От выдающихся раввинов своего времени, которые славились талмудической ученостью, Баал Шем Тов работал школьным учителем и чернорабочим, надолго уединялся и бродил по лесу, чем выделялся среди них.
Баал Шем Тов много путешествовал и имел большое количество преданных последователей. Он учил своих учеников развивать личные отношения с Богом. В созданном им учении говорилось о важности двекут (буквально «слияние») – мистического состояния связи с Богом, которого можно было достигнуть путем объединения духовного и материального. После его смерти в 1760 году его учение развивали и распространяли его ученики, главным из которых был Дов Бер из Межирича, также известный как Магид из Межирича. К Дов Беру присоединилось большое количество учеников, некоторые из них основали свои собственные хасидские династии. Среди них были рабби Шнеур Залман из Ляд, основатель движения Хабад, и раби Аарон из Карлина, основатель династии Карлин-Столин.
Еще одним из последователей Баал Шем Това был раввин Яков Йосеф из Полонного, который написал «Повествование Якова Йосефа», на сегодняшний день главный источник учения Баал Шем Това. Эта книга содержала изложенные понятным и общедоступным языком идеи хасидизма, в отличии от большинства предыдущих еврейских книг была написана без хвалебных отзывов и большого количества комментариев, что привлекало к ней людей.
Сопротивление хасидизмуПравить
Еврейское движение просвещения Хаскала сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу.
Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселие порой достигалось изрядным возлиянием алкоголя. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:
Или другой пример:
Спрашивает как-то еврей хасидов:
— Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
— Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.
— И откуда вы знаете, что это правда?
— Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?
Со временем хасиды восприняли и сохранили все эти шутки, которые, по их мнению, относятся к чужому ребе. Многие антихасидские песенки, как про дураковатого ребе Элимелеха, делавшего всё наоборот, или «Эх, выпили хасиды», циклы анекдотов про мудрецов-хахамов из Хелма во главе с их ребе Лемехом (бараном) вошли в хасидский фольклор и с удовольствием исполняются самими хасидами.