- Bordalo II
- Виталий Царенков aka SY
- Замок Кельбурн, Глазго
- Патриотический мурализм
- Лучшие уличные художники России
- Никита Nomerz
- Алексей Меньшиков
- QBic
- Aske Sicksystems
- Слава PTRK
- StreetSkills
- Vitae Viazi
- 7Слава Птрк
- 8Никита Nomerz
- О хороших примерах представления граффити в галереях и музеях
- Конкуренция
- Российские стрит-арт художники
- Стрит-арт за деньги
- Марат Morik Данильян
- О том, что интересного происходит в стрит-арте сегодня
- Иван Ninety
- «Чувство места»
- 5 героев российского стрит-арта
- О самобытности русского уличного искусства
- О местах силы в современной Москве
- Самые известные граффити-райтеры мира
- «Сан Дженнаро», Неаполь
- 6Zmogk
- «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
- Как выполнялись работы
- «Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
- Эдуардо Кобра
- Будущее
- Кирилл КТО
- Новые волны российской уличной сцены
- Евгений Muluk
- Сергей Акрамов
- Паша 183
- Арон де ла Круз
- Костя Zmogk
- Предыстория
- «Правда здесь больше не живет»
- 2Dyoma
- «Субкультурное гетто»
- Костя Август
- Павел Р183
- Павел Rtue
- Путешествие с помощью граффити
- Анатолий АКУЭ aka AKUE1
- «Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
- Паша WAIS
- Маленькие Люди
- Уничтоженные работы
- Макс “Max13” Торопов
- 3Рустам Qbic
- Trun – Топ 10 райтеров
- Заповедник стрит-арта
- «Майя», Москва
- Улица Дзамбони, Болонья
- Юлия Ванифатиева
Bordalo II
И еще один экологический проект. Bordalo – португальский художник, который использует в творчестве. мусор. Зачем? Художник родился в 1987 году. Свою эпоху он называет «временем потребителей». В развитых странах производится больше товаров, чем нужно человеку, при этом остается огромное количество отходов.
«То, что для одного мусор – для другого сокровище».
Виталий Царенков aka SY
Виталий Царенков (SY) родился в 1987 году и живет и работает в Санкт-Петербурге. Имея большой опыт работы в уличном искусстве, он занимается созданием крупномасштабных картин, росписей и скульптур.
Замок Кельбурн, Глазго
Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
Патриотический мурализм
Большой Балканский переулок, 13
Поворачиваем на Большой Балканский переулок и заходим во двор. В глубине переулков расположились сразу две работы разных жанров.
Первая — представитель самого распространенного в Москве стрит-арта, безымянная роспись трансформаторной будки. Как правило, на них рисуют пейзажи или героев из советских мультфильмов. На этой — персонажи из мультфильма «Метеор на ринге». Такой вид стрит-арта в субкультуре называют «оформухой».
«Картинку я дополнил — это моя серия «Upgrade». На перчатках появились логотипы: вместо adidas — «badass» (в пер. с англ. — задира или подонок), вместо Everlast — «evilrust» (в пер. злой рыжий). Такие работы часто не имеют подписи, так как выполнены на заказ для муниципалитета», — рассказывает ПТРК.
Большой Балканский переулок, 13к5
Повернув голову, на фасаде девятиэтажки можно увидеть огромный мурал с ракетной установкой «Тополь-М» и буквой С. Этот проект делали в год присоединения Крыма, ко дню рождения Путина. Поздравительный флешмоб охватил семь городов: слово «спасибо» разбросано по стране от Калининграда до Владивостока.
«Бриллиант коллекции. Раньше было подписано «суверенитет» — сейчас уже закрасили. Нам повезло, что все это сохранилось: яркий образец российского патриотического мурализма!» — иронизирует художник.
Лучшие уличные художники России
Эти люди делают наши города чуточку красивее, а настроение чуточку лучше!
Никита Nomerz
Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта.
Алексей Меньшиков
Художник из Пензы, украшает свой город картинками, вписывая их в пейзаж. Такое ощущение, как будто город специально построен для его искусства.
QBic
Талантливый российский художник-сюрреалист предпочитает оставаться неизвестным, но его работы известны по всему миру. Тематика его произведений различна — от сказочных персонажей, до представителей разных субкультур.
Aske Sicksystems
Aske московский уличный художник, начавший рисовать на улицах столицы еще с 2000-го года. Его работы — это чёткие линии, яркие цвета и конечно же куча таланта.
Слава PTRK
Художник из Екатеринбурга Слава PTRK — настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции — это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.
StreetSkills
StreetSkills — команда мастеров, которые занимаются художественным оформлением зданий и помещений в технике граффити и стрит-арт.
Vitae Viazi
Vitae Viazi – уличная арт-группа из Москвы. Название «Vitae Viazi» происходит от латинского слова «vitae» («жизни») и «viazi», что является названием специального орнаментального кириллического (старославянского) письма. Этот декоративный сценарий был их первоначальным источником вдохновения.
7Слава Птрк
Седьмое место занимает Слава Птрк – молодой парень из Екатеринбурга, ныне проживающий и работающий в Москве, прославившийся своими остросоциальными работами. Он нередко проводит различные выступления и инсталляции, а также создает граффити на актуальные для современного общества проблемы и вопросы. Работы артиста зачастую пропитаны иронией, черным юмором и сарказмом, чем и узнаваемы. Слава не редко получал лестные отзывы от различных критиков.
8Никита Nomerz
Во вторую пятерку также попал всемирно известный стрит-арт художник по прозвищу Никита Nomerz. Никита Кузнецов, как его по-настоящему зовут, в основном рисует на стенах изображения животных, птиц, лиц или же каких-то культовых персонажей. Он органично вписывает их в архитектурный ансамбль, вызывая восхищение публики. Кроме того, артист является режиссером документального фильма о российском стрит-арте, получившим название «В открытую». Парень не раз удостаивался признания от зарубежных критиков.
О хороших примерах представления граффити в галереях и музеях
У Кирилла была очень хорошая выставка «Много букоф» в галерее, которой уже не существует. Смысл был в том, что он собрал книги определенного года — кажется, их было несколько тысяч — и затем в пространстве галереи собрал огромную стену из них. Потом он пригласил туда граффити-художников, которые их затегали. Кирилл пытался показать опыт современной текстовой культуры, которая пренебрежительно относится к нашему историческому наследию, показать огромное количество текстов, которые уничтожаются слоем современной культуры. Потом эти книги раздали всем, кто их хотел получить. В галерее XL у него была неплохая выставка, связанная с рекламными баннерами, там он акцентировал внимание на этих работах, на том, как они создавались.
Все очень привязываются к названию петербургского Музея стрит-арта. В самом деле, звучит довольно странно, но они развили в городе неплохую деятельность и приводят много лекторов, пытаются устроить достойные экспозиции. А название означает то, что они хотят сохранить амбиции музея, хотя мне кажется, что это просто невозможно коллекционировать. Правда, у нас скоро, может быть, придут к тому, что будут стеклом накрывать работы уличных художников. Хотя мне нравится, что все у нас закрашивается, все очень временно, как и должно быть.
Конкуренция
Сабина Чагина: Я знаю, что закрашенный «Крым» на Таганке люди делали за 20 баллонов краски. На эту стену Дягилев нанес наш логотип «ЛГЗ», по поводу чего Департамент культуры сделал официальное заявление, что у них украли бренд. Я так понимаю, что были какие-то судебные иски. О Дягилеве я узнала через один коммерческий заказ — мне сказали, что он везде показывает наше портфолио, и говорит, что это их работы. Потом он подсуетился и зарегестрировал ООО «ЛГЗ-Арт», переделав наш логотип, — его придумал Эрик Булатов. С Нэзовским я познакомилась, когда он как-то мне позвонил в 12 ночи и спросил, подаем ли мы в суд на Дягилева. Но я-то ни по каким судам не хожу, мне это неинтересно, — я отправила его со всеми вопросами в Департамент культуры. Он начал рассказывать, что у него конфликт с Дягилевым, и чего-то они там не поделили. Мы попрощались, и он исчез, а потом появилась стена на Новослободской с хоккеистом в камуфляжной форме. Я также узнала, что они выполнили коммерческий заказ там же на Новослободской — рисованную рекламу для «Лаборатории Касперского». Они же, помимо патриотических работ, пытаются выйти на рынок рисованной рекламы — она вроде как не является по законам рекламной конструкцией, и легче договориться по поводу ее размещения. Я слышала, на Новослободской жители негодуют, они пожаловались в Департамент СМИ и рекламы, и хоккеист также под угрозой уничтожения. А «Касперского» им рисовал наш художник Рустам Qubik, — хотя я его отговаривала. Вероятно, денежный вопрос оказался решающим. Ну дали ему тысяч 100, может быть.
Александр Дягилев: Мэрия, конечно, поддерживает инициативы с граффити, взять хотя бы новые граффити на Покровском бульваре. Легализация граффити — очень правильная вещь. Мы благодарим наше московское правительство, что они позволяют рисовать. Участвовали в тендере, организованном фестивалем «ЛГЗ». Но я так понимаю, что граффити-площадку фестиваля в этом году вообще отменили. Мы, кстати, предоставили самую выгодную цену проведения граффити-фестиваля. Но по каким-то причинам департамент отменил решение о тендере, поэтому фестиваля, как я понимаю, не будет.
Российские стрит-арт художники
В России граффити появилось намного раньше, чем принято считать. Вовсе не в «нулёые» годы, даже не в конце 90-ых, а на 10 лет раньше — в конце 80-ых. Это было связано с перестройкой и массовым увлечением брейк-дансом. Самые первые надписи на стенах, которые качественно отличались от хулиганства советской молодёжи, возникли в Прибалтике и Калининграде.
Стрит-арт за деньги
Обогнув переулок, выходим на проспект Мира и около торгового центра «Олимпик Плаза» видим огромный ботинок, а над ним — знакомый логотип. По словам ПТРК, форма рисованной рекламы, которая на Западе существует давно, в России получила широкое распространение около пяти лет назад.
Борьба с наружной рекламой в Москве началась в начале 2010-х: сначала запретили размещать баннеры на фасадах и строительных лесах, затем забанили рекламные конструкции на крышах.
Подробности по теме
На этой неделе московская мэрия запретила рекламные граффити. Эту работу закрасят до 10 августа
Свернув на улицу Гиляровского, почти сразу упираемся в огромный мурал с изображением композитора Александра Скрябина. Работа московской команды ZukClub входит в серию портретов «Наследие» и тоже появилась в 2014-м на фестивале «Лучший город Земли».
Пройдя пару домов вперед и свернув налево, снова видим работы Вовы Nootk, которые сложно не заметить. Все те же полуабстракции и мультяшный сюжет, словно вырванный из игры про водопроводчика Марио.
Марат Morik Данильян
Марат Данилян – уличный художник, графический дизайнер и иллюстратор из России. Он пошел в художественную школу, но затем получил степень по филологии и экономике в Новосибирском государственном университете. С появлением Интернета в конце 90-х Морик развил страсть к граффити через культуру хип-хопа. Он развивал собственный уникальный стиль и любовь к экспериментам с формами букв.
О том, что интересного происходит в стрит-арте сегодня
Сегодня интерес к стрит-арту у меня снова угасает. Происходит слишком много всего, с чем я не могу согласиться. На мой взгляд, понятие стрит-арта себя дискредитировало так, что зачастую даже не хочется себя с ним ассоциировать. Ни с городскими фестивальными проектами, ни с декоративными стенами, ни со стрит-арт-премиями и фестивалями в том виде, в котором они существуют сегодня. Но как человек, как отдельная единица я не могу этому противостоять. Но история этого феномена интересна, интересно и поразмышлять о сегодняшней ситуации, именно таким размышлением и станет моя новая книга.
Сегодня исчез не только уличный протестный стрит-арт, но и вся протестная атмосфера и движение в принципе. Но несмотря на это, все же новые художники продолжают появляться — о них мы стараемся рассказывать в рубрике «Новые нескучные» на сайте «Партизанинга». Это в основном социально-политические художники, работающие не только в России, но и в Казахстане, на Украине, в Армении, Белоруссии. Можно сказать, что подрастает новое поколение, осмысляющее уличное искусство с точки зрения инструментария и тактик. В Киев сильная сцена, есть несколько мощных художников, например, дуэт муралистов «Iнтереснi казки», которые делают по-настоящему качественные и живописные работы. Экспериментируют с практиками и медиумами такие художники, как Вова Воротнев и Саша Курмаз, которые, пожалуй, являются граффити-пионерами украинской сцены.
Россия же, конечно, интересна на Западе с точки зрения политической повестки — у них есть определенное видение того, что у нас происходит, есть определенная пропаганда, и им хочется видеть альтернативный взгляд на это через искусство, которое бы реагировало на политические и социальные процессы.
Главные новости к этой минуте, хроники стрит-арта и плейлисты для настроения — в нашем паблике в
Иван Ninety
Иван родился в Протвино. Первоначально он интересовался уличным искусством и постепенно развивал свой интерес к широкоформатной живописи, коллажу, скульптуре и фотографии.
В его работах можно увидеть сочетание геометрической абстракции и фигуративного реализма. Чаще всего он использует технику коллаж.
«Чувство места»
3-й Самотечный пер., 9
Дальше выходим на Малую Сухаревскую, сворачиваем на Олимпийский проспект, идем до академического театра «Русская песня». Затем — налево, идем по улице Дурова и сворачиваем на 3-й Самотечный.
На фасаде дома номер 9 — работа художника Zoom. «Это российский Бэнкси», — отмечает Слава. Zoom тоже работает анонимно. Эта работа легальная — сделана для Музея истории ГУЛАГа: большой черно-белый портрет писателя Варлама Шаламова нанесен на трафаретные строчки о Колыме.
«Уличное искусство должно быть уместно. Если рисунок не подходит месту, значит, это плохой стрит-арт. В Москве много работ Зума, но их быстро уничтожают — закрашивают или вычищают. Хотя его работы прекрасно вписываются в городской ландшафт».
Достоевского, 1/21, стр. 2
На улице Достоевского расположилась разукрашенная трансформаторная будка. И это, по словам Славы, пример того, когда у художника этого «чувства места» нет. Автор работы — девушка-иллюстратор Саша Takloo.
«Тот случай, когда иллюстратор единично выходит на улицу и больше этого никогда не делает. Девочка не учла особенности района: что здесь, например, улица Достоевского. Она просто нарисовала свою иллюстрацию, и это не очень хорошо. Мне нравится более включенный подход: когда художник рисует там, где он живет, или приезжает, гуляет и тем самым знакомится с местом».
5 героев российского стрит-арта
На днях Бэнкси опубликовал новую работу (в День России — конспирологи, задумайтесь). На этот раз уличный художник выразил своё отношение к грядущему Брекситу в Великобритании. В России британский художник ещё не успел наследить — видимо, сомневается, что может победить в битве с российскими работниками коммунальных служб, которые не первый день закрашивают любые произведения стрит-арта. Для них что работы Бэнкси, что граффити с изображением Цоя, что мужской половой орган, нарисованный на двери подъезда, — всё вандализм: закрасить и домой.
Но всё же у нас есть и своя культура стрит-арта, как и свои герои. Они тоже талантливы, знамениты и признаны в мировом сообществе уличных художников. Один Покрас Лампас чего стоит! Но художник успел получить долю хайпа, а кто-то уже считает его вторичным и однообразным. О некоторых не столь известных мастерах уличного искусства и, естественно, об их работах я расскажу далее.
О самобытности русского уличного искусства
Работа, созданная в 2013 году в рамках «Лучшего города Земли». Большой Сухаревский переулок
Наше уличное искусство все еще не стало самобытным — и произойдет это только в тот момент, когда художники начнут учитывать социальный контекст, коммуницировать с жителями, которые и являются потребителями и зрителями. Сейчас же фасады не имеют никакого отношения к жителям — это навязанное изображение, в некотором роде интервенция. Конечно, есть единичные примеры — Кирилла Кто, Тимофей Радя или Женя 0331с, они работают на низовом уровне, но на фоне масштабных программ вроде «Лучшего города Земли» (граффити-фестиваль Департамента культуры Москвы — Прим. ред.) теряют свою значимость. Может быть, в этом и есть цель этих программ — затмить протестные и низовые инициативы. Организаторы называют это граффити, и вслед за ними это так же называют СМИ и жители — хотя это просто монументальная живопись, созданная согласованным образом. Происходит подмена понятий, но обычным людям кажется, что граффити уже не может выглядеть иначе.
В нашем городе происходит много улучшений — от велосипедной инфраструктуры до парков и других публичных пространств. Но пока непонятно, будут ли они работать в перспективе. Возможно, и они являются декоративным жестом, в некотором роде фальш-фасадом. Масштабная программа «Лучший город земли» должна заставить задуматься о ее мотивах. До нее не было запросов города и общественности, а потом одним махом появилось 149 росписей. Мне кажется, это хорошо иллюстрирует общий тренд европеизации.
О местах силы в современной Москве
Раньше в городе было больше всего, в том числе и холл-оф-феймы, где происходило наслоение разных работ, а сейчас многие из них исчезли. Интересную концентрацию уличного искусства найти не так-то просто: на Арбате был прекрасный холл-оф-фейм, но сейчас его закрасили, оставили только верхушку. Сейчас даже трудно сказать, где мое любимое место. Также возникает вопрос, зачем приукрашать центр города? Здесь и так многим можно вдохновиться. Серые районы, наверное, требуют улучшения — но с этим тоже надо аккуратнее.
В качестве тенденции в стрит-арте я бы отметил, что у нас больше текстовых работ, но это верно не только для уличных работ — концептуализм, основанный прежде всего на тексте, у нас также очень развит, да и вся культура очень литературоцентрична.
Мне нравится очень много текстовых работ Кирилла Кто, всегда приятно их встретить в каком-нибудь переулке. Очень люблю находить и небольшие графичные произведения Стаса Доброго. Они выглядят очень органично — кажется, они всегда были на этой стене. Несмотря на то что сегодня все уличное воспринимается через призму интернета, мне нравятся лишь те работы, которые я могу увидеть лично. Это какая-то определенная аура встречи с произведением.
Самые известные граффити-райтеры мира
На этой неделе состоится выставка одного из главных граффити-художников России, Паши 183. Британская The Guardian называла художника русским Бэнкси, а мы вспомнили пять главных имен современного стрит-арта, среди которых есть и сам Паша 183.
Русский Бэнкси, граффити-художник Паша 183, прославился своим умением превращать практически любые детали пейзажа в произведение искусства. Город, мегаполис с его урбанистическими ландшафтами предоставлял мастеру все необходимое для творчества, и Паша 183 пользовался дарами урбана по полной программе. Известность Паше принесли несколько статей в The Guardian, где автор сравнивал работы райтера со стилем Бэнкси. Интересно, что сам Бэнкси следил за творчеством русского райтера: спустя некоторое время после гибели Паши, он посвятил ему работу — P183 R.I.P.
В отличие от многих коллег, Фейри, известный также под псевдонимом Obey, личность свою не скрывает. Напротив, он превратил свое увлечение в настоящий бизнес: под лейблом Obey выходит весьма востребованная линия одежды и аксессуаров. Известность Фейри заработал всего двумя работами, написанными с перерывом в пару десятков лет. Первая изображала борца Андре Руссимоффа и была подписана Obey. Вторая, написанная в 2008, изображала Барака Обаму в фирменном стиле райтера и была также лаконично названа Hope.
Публике известен лишь псевдоним одного из самых знаменитых граффити художников мира. Как и Ник Уокер, Бэнкси прославился благодаря остросоциальной направленности своих работ. Стала популярна и его манера исполнения — трафареты. Вокруг личности Бэнкси ведется много споров, однако, даже снятый райтером фильм («Выход через сувенирную лавку») не внес ясности по этому вопросу. Работы Бэнкси продаются за очень крупные суммы: узнав о стоимости Simple Intelligence Testing ($ 1 265 120) сам райтер сделал пародию на эту работу, добавив к ней надпись «Поверить не могу, что вы, идиоты, действительно покупаете это дерьмо».
Один из старейших и наиболее известных стрит-арт художников. Первые работы Уокера появились в Бристоле еще в начале 1980-х. Трафаретные рисунки райтера украсили стены родного Лондона чуть позже, к началу 90-х. Многие критики считают, что именно Ник Уокер повлиял на знаменитого Бэнкси, который также начинал свою карьеру в Бристоле. Самая знаменитая работа Уокера, Moona Lisa, была продана на аукционе Bonhams за рекордные 3 200 000$.
Судя по всему, атмосфера Лондона каким-то образом провоцирует граффити-райтеров на творчество: еще один уроженец Британии, Адам Нит, считается одним из самых влиятельных художников этого направления. Английская The Telegraph наградила Нита званием известнейшего художника современности. Первые работы Адам выполнял на плотном картоне, который затем оставлял в разных местах Лондона. Сегодня его картины выставляются в галереях, а самая известная, The Apprentice, была продана недавно за внушительные $ 69 692.
«Сан Дженнаро», Неаполь
Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).
Как добраться: пешком по via Duomo до Via Veccaria Vecchia 33 . Дорога займёт около 20 минут.
6Zmogk
Шестое место занимает один из основателей стрит-арта на территории России – Константин Данилов, наиболее известный под прозвищем Zmogk. Он ступил на первую ступень карьерной лестницы еще в 90-х, с того момента став одним из знаменитейших райтеров на родине. Его работы можно узнать по уникальному стилю совмещения четких геометрических форм с мозаиковым способом сотворения картины. Граффити Zmogk отличаются особой яркостью и масштабностью, украшая внушительные стены различных зданий.
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).
Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.
В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.
Как найти: расположена в Истсайдской галерее . Добраться можно на метро, линия U1, до станции « Шлезишес Тор» (Schlesisches Tor) . Отсюда 10 минут пешком. Билет на метро в одну сторону — 2,5 € (≈ 185 руб.).
Как выполнялись работы
Сабина Чагина: У меня было мало времени. В конце марта я узнала, что предстоит украсить 100 стен, — среди них было много совсем небольших — а уже в июне мы рисовали. Поскольку моя галерея давно занимается этой темой, быстро собрать пул художников оказалось несложно. Задачу нам формулировал Департамент культуры в лице Дирекции массовых праздников, и, помимо, больших фресок, надо было еще реализовать ряд социальных затей — перенести иллюстрации к сказкам Билибина и Булатова на стены вблизи детских площадок, например. У меня не было никаких ограничений в выборе художников и сюжетов, кроме здравого смысла. Я представила Департаменту тех людей, которые работают, скажем так, в европейском направлении, то есть участвуют на легальных фестивалях, путешествуют по миру и у них нет проблем с полицией. Из 15 больших стен 9 было выполнено иностранными авторами — у нас не так много художников, которые могут работать в большом масштабе. Никаких правок по эскизам со стороны Депкультуры не было, а вот «Новатек» в какой-то момент перестал согласовывать со мной свои проекты, и за большую часть их вещей я ответственности не несу.
Константин Нэзовский: Мы делали много чего, например, граффити на Нахимовском проспекте «Юра, мы исправились!». Новые граффити на Покровском бульваре тоже наши. Про них, кстати, писали Варламов и газета Metro, только они не знали, что это сделали мы. Открытие на Покровке будет в начале августа, потому что две стены — только первая часть работы. Там есть еще две прилежащих стены, которые тоже будут зарисованы, и получится большой панорамный вид Крыма. У нас, кстати, еще было севастопольское граффити «С возвращением в родную гавань». Когда мы его только начинали рисовать, там было желтое поле и синее небо. В Севастополе люди очень негативно относятся к Украине, и начался большой кипиш — все думали, что это бандеровская провокация. Потом, когда они выяснили, что мы из Москвы и что там будут Путин, Кремль и надпись «С возвращением в родную гавань», то сразу же нас все поддержали и стали оказывать содействие. Губернатор подключился непосредственно к решению этого вопроса, и в течение двух часов со всем разобрались.
«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.
Как добраться: «Машина заказов» расположена в двух минутах пешком от автобусной остановки Championnet . Сюда ходят автобусы 12 и C3.
Эдуардо Кобра
Бразилия – страна, в которой стрит-арт ценится даже городскими властями. Эдуардо Кобра – бразильский художник, чьи работы восхищают яркостью.
В творчестве он использует множество техник, и это заметно. Каждая картина проработана до мельчайших деталей. Его муралы часто называют «фотограффити». Ведь на некоторых с фотографической точностью изображены знаменитые люди, например: Дали, Эйнштейн и Леннон.
Будущее
Сабина Чагина: Мне обидно, что проект, начинавшийся как фестиваль уличного искусства, о котором писала масса иностранных медиа, фактически присвоили люди со своими конъюнктурными интересами. Да, я согласна с Варламовым, что последние работы у них получились лучше, чем то, что делали на Таганке, где шрифт кривой. Авторы росписей на Покровке, может, закончили какое-то художественное училище. Однако называть это уличным искусством бесполезно. Это никакое не граффити — это некая оформительская работа, которую можно было мозаикой выложить или с тем же успехом баннер напечатать. В данный момент мы активно работаем над собственным проектом — это биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая будет проходить в сентябре-октябре этого года. Проект также полностью поддерживается Департаментом культуры и является логическим продолжением «ЛГЗ». Только здесь мы больше уделяем внимания на субкультуры, а в выставке примут участие 40 иностранных и 40 российских художников. Будет также конференция с участием кураторов мировых стрит-арт-фестивлей и деятелей в области уличного искусства.
Александр Дягилев: Я развиваю сейчас проект про 2000 домов в Москве и Петербурге. Смысл в том, чтобы с помощью граффити сообщать жителям о каких-то информационных поводах или доносить события исторического характера, культурного наследия. Будем просвещать людей. Патриотические граффити среди них обязательно будут. Образ Владимира Путина популярен в связи с тем, что граффити рисует в основном молодежь, а молодежь сейчас, к счастью, патриотично настроена. Президент — символ нашего патриотизма. К нам приходит большое количество запросов от жителей, они сами просят оформить их фасады. Чем больше запросов по конкретному дому, тем выше он двигается по рейтингу среди тех, которые мы в итоге закрасим. Все решают жители. С властями тоже нужно согласовывать, но если у работы есть социальный заказ — то все прозрачно. Что скрывать, был я недавно на форуме «Селигер», ко мне подошел парень и сказал: «А не могли бы вы наш дом на Врубеля, 14, зарисовать?» Я ему ответил: «Напишите мне во «ВКонтакте», попробуем проработать этот вопрос в следующем году».
Екатеринбургский художник, который стал обладателем многих наград, достаточно широко известен не только в своих кругах. Работы уличного художника часто появляются на российских и европейских выставках. Да, уличное искусство не всегда остаётся на улице — многие любят наслаждаться стрит-артом на выставках и фестивалях. Да и такие произведения не часто остаются надолго на стенах и фасадах домов.
Определённую долю известности Слава получил благодаря некоторым резонансным работам. Например, портретами Патриарха Кирилла и Владимира Путина с весьма острым подтекстом. Но один из последних проектов художника, который называется «Детство перед телевизором», может свести с ума любого, кто ещё помнит, что когда-то по Первому каналу показывали не только «Давай поженимся!» и политические программы. Он для тех, у кого ещё есть силы вспомнить главные опенинги из диснеевских мультсериалов детства. Слава соединил героев мультфильмов прошлого с персонажами фильмов российского кино. В стрит-арте художника Чип и Дейл становятся героями «Жмурок», а Чёрный Плащ позирует с дробовиком в теле Данилы Багрова.
Кирилл КТО
Кирилл Лебедев (КТО) является культовой фигурой московской субкультуры уличного искусства, внеся огромный вклад не только благодаря своей разнообразной работе художника, но и как один из немногих теоретиков и кураторов уличного искусства.
Новые волны российской уличной сцены
Каждое время имеет какие-то свои особенности. За первой волной была вторая, третья, наконец поколения художников стали работать одновременно. Теперь мы совсем как они — там на Западе. В Москве и Питере у стен тоже можно увидеть людей от 16 до 45 лет, а то и старше. У нас действуют, либо совершают свои деяния, не менее 100 групп, в которых объединены уличные художники из самых разных городов страны. Это тоже очень отрадно. Российский стрит-арт формируется не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Сибири, Нижнем-Новгороде, на Урале и в других регионах. Правда, наиболее известные выходцы уличной сцены из провинции всё же перебираются в столицу, а некоторые пытаются быть актуальными для всего мира, регулярно становясь участниками различных западных выставок.
Современные известные стрит-арт художники России начали свой путь на городских подмостках в начале 21-го века и имеют творческий стаж от 10 лет. Многие из них являются кураторами выставок, биеннале, самым известным из которых является «Артмоссфера», организуют фестивали, открывают свои студии и реализуют самые разные, в том числе и коммерческие, проекты.
Евгений Muluk
Евгений Muluk родился в Астрахани, но сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге. С 2005 года активно занимается творчеством.
Zoom, в основном, изображает персонажей популярных фильмов и сериалов на московских улицах. Свои работы он называет «уличное искусство без вандализма».
Сергей Акрамов
Сергей – русский художник граффити из Екатеринбурга, специализирующийся на абстрактных надписях. Он рисует сложные фрески, демонстрирующие множество техник. Он любит рисовать растительность в сочетании с абстрактными надписями и типографикой.
Паша 183
Павел Пухов, он же Паша 183, он же P183. Его можно назвать символом российского стрит-арта. Британское издание The Guardian в своей статье назвало его «русским Бэнкси», а это значит очень много — уж им-то есть с чем сравнивать. Такое прозвище уличный художник получил и потому, что также сохранял анонимность (до определённого времени).
Произведения Паши были острыми, неудобными, но неизменно застревающими в памяти и серости городского пространства. Одним из главных образов художника стало изображение девочки с обёртки шоколада «Алёнка». Этот светлый образ из детства в уличных работах Паши меняется под давлением общества потребления: она уже не просто голубоглазая девочка в платке — теперь она переходит в категорию товаров. «Каждый из нас, как «Алёнка», продается вопреки своей воле», — считал Паша.
К сожалению, Павел Пухов скончался в 2013 году. Смерть художника тоже полна тёмных пятен: официально её причины не были обнародованы, но некоторые источники сообщают, что он умер от остановки сердца. После этого события Бэнкси посвятил своему российскому «брату» одну из работ, которую назвал «P183. R.I.P.»
Арон де ла Круз
Арон де ла Круз – художник и дизайнер из Калифорнии. Арон – настоящий реформатор в искусстве граффити. Его стиль – минимализм. Оказывается, минимализм возможен и в уличном искусстве.
Художник заинтересовался граффити с самого детства – с 7 лет. А с 12 уже стал пробовать себя в этом деле. То, что Арон создает сейчас – не совсем граффити. Его искусство можно назвать «уличным» только по одной причине – это рисунки на стенах. Сам художник не считает, что рисует граффити. При этом признает: каждый зритель может сам решать, как называется такое искусство. Любое название его устроит.
Что такое искусство? Арон говорит, что искусство – это вызов. Прежде всего – вызов себе. Каждый раз художник проверяет – сможет ли он создать такое произведение, которое найдет отклик в сердцах людей. Арон использует минимум материалов в своем творчестве. А еще – работает без эскизов. Рисует сразу. Спонтанное творчество он называет работой с эмоциями. Сами чувства ведут его. И процесс творчества становится увлекательным путешествием, ведь идущий не знает, куда заведет дорога.
Сейчас Арон живет и работает в Сан-Франциско. Его не пугают большие стены – за роспись огромных пространств художник берется с удовольствием. Более того – он мечтает о целой улице, украшенной его работами. И верит, что в будущем обязательно осуществит эту мечту.
Творчество Арона становится все более популярным. Его рисунки уже украшают не только стены, но и одежду. Минималистический орнамент на футболке смотрится стильно и необычно.
Костя Zmogk
Zmogk – граффити и уличный художник, который родился в Москве в 1979 году. Стиль Zmogk незабываем – созданные формы феноменальны. В 1997 его карьера граффити начала развиваться вторично к его любви к культуре хип-хопа. В это время сцена граффити только прибыла в Россию, и Змогк стал одним из первых авторов граффити в Москве.
Предыстория
Сабина Чагина, куратор программы граффити «Лучший город Земли», владелец галереи Street Kit: В 2012 году мой приятель Федя Павлов-Андреевич (владелец агентства marka:ff. – Прим. ред.) вместе с Департаментом культуры придумал фестиваль «Лучший город Земли», который проводится до сих пор. В его рамках подразумевалась молодежная программа с музыкой, брейкерами и граффитчиками. Мы выставляли в разных точках города звук и устраивали бибойские баттлы. Рисовали только на День города, приезжал французский художник 3ttman и еще представитель украинской команды Intiresni Kazki. В тот год было сложно согласовать разрешения на стены, и мы рисовали на фанерных панелях — это были временные граффити. В конце 2012 года Собянин дал поручение Департаменту культуры разработать программу оформления торцов зданий настенной живописью. И уже в 2013 году снова с Федором мы делали 100 стен. Плюс еще пятьюдесятью стенами занималась компания «Новатек-Арт».
Александр Дягилев, генеральный директор компании «Антикупон», инициатор создания росписи «Крым и Россия вместе на всегда» на ул. Солженицина: Я был в «Идущих вместе», МГЕР, «Наших». Сейчас руковожу несколькими интернет-проектами, связанными с дисконтными системами и банковскими услугами. Часть денег от прибыли мы как раз выделяем на эту социальную работу. Идеологически я поддерживаю «Наших», но профессиональных связей уже нет. К проекту «Сеть» я не имею отношения, но я знаю, что художники, с которыми мы сотрудничали и сотрудничаем, принимают в нем участие. Есть еще проект «Городские галереи» — вот они тесно сотрудничают с «Сетью».
Константин Нэзовский, владелец компании «НЭЗО Street Art», инициатор патриотических граффити от имени проекта «Сеть»: Политическая тематика наших граффити объясняется тем, что мы все за Путина. Поэтому в последних трех проектах мы решили увековечить недавние достижения нашего президента — Крым, хоккей, новый знак рубля, новые самолеты — вот что изображено на этих работах. У нас были и неполитические вещи в прошлом году, например, три корабля на Севастопольском проспекте, сады Семирамиды на Нагорной. Что касается граффити на Таганской «Крым и Россия вместе навсегда», то Александр Дягелев почти случайно попал на эту тему, это ведь был изначально наш проект. Я в это время был в Сирии, и он взял на себя эту историю. В итоге получилось не самое достойное граффити. На мой взгляд, некачественная работа.
- Дом № 37 на Севастопольском проспекте. Работа «НЭЗО street art»
- Дом № 17, к. 1 на Нахимовском проспекте. Работа «НЭЗО street art» для проекта «Сеть»
- Дом № 37 по Севастопольскому проспекту. Работа «НЭЗО street art»
- Покровский бульвар. Работа «НЭЗО street art» для проекта «Сеть»Фотография: Кирилл Искольдский
«Правда здесь больше не живет»
Идем по направлению к ТТК. На Новослободской улице замечаем еще одну трансформаторную будку. На ней изображен юный почтальон, из рук которого выпадают советские газеты. Этой работе около пяти лет, поэтому она выглядит немного обветшалой. В глаза бросается слово «Правда» и сочная подпись снизу: «Здесь больше не живет». ПТРК приписывает авторство работы себе (серия «Upgrade»), хотя весь фасад расписал кто‑то до него.
«В Москве много таких муниципальных росписей, но мало нелегальных рисунков. Я выбрал для себя такой способ, чтобы сохранить свои работы: вношу минимальные изменения, которые меняют весь посыл. Получается такой постмодернизм. Вопрос итогового авторства — дискуссионный, но если после внесения моих изменений восприятие рисунка меняется кардинально, то мне кажется, что это становится твоей работой».
2Dyoma
Второе место занимает популярный стрит-арт художник по имени Александр Демкин, наиболее известный под прозвищем Dyoma. Молодой артист из Рязани ворвался в современное искусство в 2018-м году, показывая на стенах жилых домов, коммерческих зданий или «заброшек» настоящие шедевры, рассказывающие историю. Зачастую в роли главных героев у него выступают молодые парни или девушки, пытающиеся передать зрителю какую-то определенную эмоцию. Так картины Dyoma можно заметить по всей стране.
Никита Nomerz живет в Нижнем Новгороде. СМИ начали писать об этом молодом художнике, увидев только две его фрески в 2011 году.
«Субкультурное гетто»
Возле метро «Дмитровская»
Маршрут заканчивается на выходе из «Хлебозавода». Рядом — небольшой закуток с забором и кучей мусора. На бетонных плитах красуются неряшливые граффити и теги. Это, как говорит ПТРК, «субкультурное гетто», а самое распространенное граффити — надпись «Парковка запрещена».
«В Москве наблюдается очень простая тенденция: нелегального все меньше, и оно радикализируется — становится агрессивным, грязным и примитивным; а легальное уходит в галереи — ребята начинают гонять по фестивалям, зарабатывать деньги».
Стрит-арт или фотошоп? Попробуйте отличить
Только самое интересное — у нас в
Костя Август
Костя Август родился в 1986 году в Москве и в настоящее время живет и работает между Азией и Россией.
Павел Р183
Павел (P183) родился в Москве в 1983 году и скончался в возрасте 29 лет 1 апреля 2013 года. P183, вероятно, является самым известным русским стритартистом и был назван британской прессой как «Русский Бэнкси». Этот художник был одним из создателей движения уличного искусства в Европе, и его безвременная смерть стала большой потерей для уличной арт-сцены.
Павел Rtue
Павел Rtue – уличный художник из Севастополя. Он начал примерно 20 лет назад с типичных граффити-шрифтов, которые постепенно переросли в его узнаваемый стиль. Его работа сочетает в себе абстракцию и понятные образы.
Путешествие с помощью граффити
Сущевский Вал, 5, стр. 2
«Это фотографии реальных людей: снимает человека в одном городе, а рисует — в другом. Так образы людей получают возможность путешествовать по миру».
Следующая часть маршрута пролегает через Савеловский вокзал и рынок. Проходя мимо железнодорожных путей, Слава обращает внимание на длинный ряд неиспользованных площадей для стрит-арта: часть из них испорчена тегами и «бомбами». В отличие от других нелегальных работ, их префектуры не закрашивают. Зато это полотно может служить пособием по терминологии стрит-арта, отмечает художник.
«Это теггинг, или бомбинг — то есть быстрый рисунок, как правило, своего псевдонима».
Слава отмечает, что с теггинга начинают абсолютно все уличные художники. Только одни потом переходят на качественно новый уровень и начинают рисовать сложные композиции или муралы, а другие так и продолжают тегать.
Складочная, 1, стр. 43
После грязных закоулков и торговых рядов картина Кости Zmogk кажется отлично вписанной в место. Пестрая девушка в футуристическом стиле занимает фасад помещения — яркий пример коммерческой работы. Владельцы комплекса заказали художнику оформить одно из зданий. Zmogk повезло: за ним оставили свободу и право нанести свой эскиз.
Обогнув комплекс, видим еще одну работу Zmogk. Пройти мимо сложно: его полуабстрактные росписи идентифицирует даже дилетант.
Чтобы увидеть этот мурал полностью, необходимо забраться на спортивную площадку, которая принадлежит ЖК «Савеловский». Но когда опускаешь глаза ниже, замечаешь маленькие цветные фигурки — эскизы, выполненные через трафарет, разбросаны на парапете, огибающем площадку.
«Посмотри на разницу между коммерческой и авторской работой. У тебя под ногами работа, выполненная за деньги, но без указания имени».
На территории все того же ЖК «Савеловский» между домами разбросаны клумбы — на них еще одна коммерческая «оформушка», как ее нежно называет Слава.
Маленькие человечки — это снимки реальных людей. Слава фотографировал их в московских парках, затем разбивал изображение на четыре черно-белых цвета и через трафарет переносил на бетон. Если повезет, можно попробовать найти и свое фото.
Анатолий АКУЭ aka AKUE1
Анатолий Акуэ (AKUE1 ) начал свой художественный путь с граффити и уличного искусства в конце 1990-х годов. Последние 5 лет он сосредоточился на своей студийной работе, пытаясь найти способы сочетать абстрактную живопись с влиянием буддийской философии и символизма.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.
Паша WAIS
Авторские проекты Паши WAIS включают в себя трехмерную письменность и геометрическую графику. Его работы отличаются стильным оформлением со сложными цветовыми композициями.
Маленькие Люди
Иван Симонов. Художник из России, известный по проекту “Маленькие Люди”.
Уничтоженные работы
Сабина Чагина: Из наших работ уничтожили только вещь аргентинского художника Гуаличо в Б. Сухаревском переулке по инициативе арендатора. То есть собственник был за, а арендатор — Научно-исследовательский институт градостроительного проектирования — против. Они заявили, что эта работа оскорбляет их чувства. Есть же закон об оскорбления чувств верующих, а там размещалась фреска «Медитация», где символически были показаны органы чувств, — в воздухе висел нос, ухо. Директор института сказал, что там висят оторванные части тела и непонятное одноглазое существо, и пригрозил собственнику, который живет, кажется, в Америке, что они съедут из здания, если работу не уничтожат. А мы ведь специально в программе выбирали такие браундмауэры, которые являются основными «спотами» для граффитчиков. До нас там регулярно появлялись «флопы», которые приходилось закрашивать рабочим, а теперь все стены, кроме погибшей «Медитации», стоят нетронутыми. Мы делали все это в виде эксперимента, но оказалось, что выполнили антивандальную задачу, — перекрасили город так, чтобы не было желания портить. Потому что есть все-таки внутренние субкультурные авторитеты, и вряд ли кто-то будет красить поверх их муралов — для этого нужно быть совсем конченным идиотом.
Александр Дягилев: Сейчас мы эту стену на Солженицына привели в надлежащее состояние и в сентябре уже что-нибудь нарисуем на тему старой Москвы. Мы как раз в процессе согласования и с жителями, и с местными властями. Это будет, скорее всего, образ Таганки 50-х. Вообще, согласование граффити зависит от объекта. Это здание не включено ни в какие списки или реестры, несмотря на то что многие говорят, что это охранный объект. Это обычный дом XIX века, там офисы, турагентства. Поэтому особых согласований в данном случае не требуется — там упрощенная система, мы ее отладили и по ней действуем.
Константин Нэзовский: Были разборки и с граффити хоккеиста на Новослободской, потому что там был указан проект «Сеть». Кто-то был возмущен граффити и написал в городской портал по этому вопросу. Но там у нас все было согласовано заранее, проведено собрание собственников. Управа тоже была не против этого рисунка. Но сама «Сеть» решила, что мы его закрасим и вместо этого нарисуем новый — более социальный, не касающийся политических вопросов, потому что повестка уже прошла.
- Дом № 78 на Садовнической улице. Работа художника украинской группы Interesni Kazki для «ЛГЗ»
- Дом № 24 на Беговой улице. Работа Qbik для «ЛГЗ»Фотография: Игорь 1337x
- Дом № 9 на Гончарной улице. Работа итальянского хужожника Агостино Лакурчи для «ЛГЗ»
- Большой Сухаревский переулок. Работа аргентинского художника Gualicho для «ЛГЗ», которая была закрашена по требованию арендатора здания Фотография: Игорь 1337x
- До № 16, к. 4 на Туристской улице. Работа Sy для «ЛГЗ»
- Дом № 1 в 6-м Новоподмосковном переулке. Работа испанского художника Sixe для «ЛГЗ»
- Дом № 6 на Троицкой улице. Работа Алексея Луки для «ЛГЗ»
Макс “Max13” Торопов
Макс «Тринадцать» живет в Иваново. Он рисует не только на стенах, но и производит футболки с графикой и другими товарами.
3Рустам Qbic
Открывает призовую тройку российский стрит-арт художник по прозвищу Рустам Qbic, особенно популярный за рубежом. Так работы артиста можно увидеть не только в отечественных городах, но и на стенах многих европейских мегаполисов. Зачастую его картины рассказывают какую-то историю, которая может быть, как фантастической, реальной, так и остросоциальной, а в роли главных героев нередко выступают маленькие дети с серьезными лицами. Граффити созданы в основном в пастельных тонах.
Trun – Топ 10 райтеров
Нашему коллеге Александру Ющенко пришла в голову интересная идея. Опросить именитых райтеров и узнать, кого они считают лучшими райтерами своей страны и мира. Первым откликнувшимся стал петербургский райтер Trun (TAD, HA, MDR).
Топ 10 России от Trun:
Biggie K (Екатеринбург)
Spy (Said) ex DS crew (Санкт-Петербург)
Splash (DS) (Санкт-Петербург)
Super (158) (Санкт-Петербург)
Worm (RUS) (Москва)
Топ 10 райтеров мира по версии Trun:
Aroe (HA) (Великобритания)
Askew (Новая Зеландия)
Cemnoz (David Kammerer) (Германия)
Заповедник стрит-арта
Пройдя ЖК, попадаем на «Хлебозавод». Если идти не со стороны метро, то оказываешься сразу почти в самом конце кластера.
Рисунок португальского художника VHILS — яркий пример того, как работа сама создала вокруг себя место. Мурал с портретом Маяковского — точка притяжения поэтов: сейчас здесь часто проходят поэтические баттлы.
«Он придумал и популяризировал свою технику: наносит слой штукатурки на стену, а потом из нее выдалбливает рисунок отбойным молотком. VHILS ездит по миру и рисует разных людей. Например, в Киеве есть портрет человека, который первым погиб во время Майдана».
Дизайн-завод «Флакон», который располагается по соседству, Слава называет заповедником стрит-арта — местом, где муралы не закрашивают. Хотя большинство работ на территории завода коммерческие, а вместо реального автора здесь часто указываются хештеги магазинов. Но встречаются и авторские — например, здесь можно найти групповой рисунок от легендарной московской команды «Немы» (NOWE).
Во дворе «Флакона» есть и работа Славы ПТРК — еще один пример коммерческой росписи художника. На фасаде изображены смартфоны, которые поднимают вверх маленьких человечков, а под крышей спрятались сцена и софиты.
«Если тебе удается выполнить коммерческий заказ со своим эскизом, чтобы потом не было противно и мучительно больно, — это кайф. Работа здесь — тот самый случай».
«Майя», Москва
Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.
Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).
Улица Дзамбони, Болонья
Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.
Юлия Ванифатиева
Юлия Ванифатиева (Hoolya) – русская уличная художница, известная по тегу #PinkPower
Кто-то для донесения своих мыслей через стрит-арт использует скрытые смыслы в работах, кто-то эти смыслы и не скрывает, а человек, называющий себя Кириллом Кто, просто записывает мысли на стенах.
Кому-то может показаться, что такой стрит-арт может сделать каждый. Да и многие произведения художника похожи на детские записи мелом на асфальте. Но в этом и вся их прелесть!
Проснулся ты рано утром, втискиваешься в забитую маршрутку, весь помятый, новые белые кеды тебе оттоптали, везде разбитые пивные бутылки, ближайшую остановку можно найти по запаху мочи, в кино новые «Ёлки», везде афиши с концертами Дениса Майданова — и тут ты видишь яркую надпись среди ободранных фасадов: «Будет всегда лучше, чем было». А может, и правда будет?
Не все работы уличного художника в таком позитивном ключе, но это лишь значит, что остальные найдут своё место в другой жизненной ситуации. Ведь иногда так хочется выгнать эмоции! И тут его строки могут совпасть с твоими мыслями.
«Большинство лучших своих работ я не подписываю и не фотографирую, и я удовольствие получаю от того, что люди на них реагируют, даже где-то обсуждают», — говорит автор. Что ж, где-то сейчас Кирилл должен немножко порадоваться.