Запрещённых картин и запрещённых картин гениальных художников не найдено

Мужчинам

За что запрещали произведения искусства

Почему не все обнаженные тела раздражали Церковь, чем советскую власть смутила мирная выставка на окраине города и как назвал свой «Сельский крестный ход на Пасхе» сам Перов

«Страшный суд» Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы. 1537–1541 годыCappella Sistina / Wikimedia Commons

В 1541 году Микеланджело по заказу папы Павла III создал одно из самых грандиозных своих произведений — фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Еще при жизни художника произведение вызвало в кру­гах высшего духовенства ожесточенные споры. На самого заказчика «Страш­ный суд» произвел невероятно мощное впечатление. По свидетельствам совре­менников, увидев фреску, Павел III в благоговейном трепете пал пред ней на колени. Напротив, кардинал Карафа — иезуит и инквизитор, непоколеби­мый поборник христианской морали — был немало возмущен живописью Микеланджело, назвав его произведение безнравственным и непотребным: «То, что можно стерпеть в декоре купальни, выглядит оскорбительным и непристойным на стене самой знаменитой христианской церкви».

Скандал, связанный со «Страшным судом» Микеланджело, не утихал долгие годы и разворачивался на фоне одного из самых важных соборов в истории католической церкви — Тридентского. Открывшись в 1545 году, он с переры­вами продолжался до 1563 года. Собор был призван реформировать Церковь и дать отпор Реформации. Было принято 17 догматических постановлений, а также множество декретов, часть которых касалась цензуры литературы и искусства. В 1557 году вышла папская булла, которая предписывала прикры­вать обнаженную плоть на живописных и скульптурных произведениях драпи­ровками или фиговыми листами. Впоследствии это предписание и последовав­шие за ним события назвали «кампанией фигового листка». По итогам собо­ра в 1564 году был утвержден декрет о вольности в религиозной живописи, запрещавший изображение обнаженных тел.

Конечно, произведение Микеланджело, находившееся в самом сердце Вати­кана, прямиком подпадало под этот декрет. Еще в конце 1550-х годов папа Павел IV (тот самый кардинал Карафа, сменив­ший на папском престоле глав­ного заказчика и защитника Микеланджело Павла III) предлагал попросту сбить «Страшный суд». К счастью, сделать этого он не успел. Пришедший ему на смену Пий IV отказался от идеи полного уничтожения фрески и решил ее немного «подкорректировать» согласно декрету. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, главный летописец художников Возрождения, пишет об этом эпизоде:

В 1564 году ученик Микеланджело Даниеле Риччарелли из Вольтерры при­ступил к цензурированию срамных мест большей части персонажей фрески. Надо сказать, что сделал он это с большим уважением к труду своего учителя. Правда, ему пришлось полностью переписать изображения святой Екатерины Александрийской и святого Власия: церковники сочли, что их позы вызывающе фривольны и напоминают совокупление. Даниеле пришлось вырезать кусок фрески с авторской живописью и написать новые фигуры святых — теперь уже одетых и в более приемлемых позах.

На этом история с исправлениями «Страшного суда» не закончилась. В тече­ние XVIII и XIX века работу неоднократно подновляли, поскольку «непри­стой­ная» ав­торская живопись постоянно проступала через позднейшие записи. В 1994 го­ду была произведена последняя на данный момент рестав­рация фре­ски. Реставраторы очистили произведение Микеланджело от записей XVIII и XIX века, но оставили живописные вмешательства XVI века как истори­ческое свидетельство церковной цензуры времен Контрреформации.

«Аллегория с Венерой и Купидоном» Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Купидоном. Около 1545 годаNational Gallery, London / Wikimedia Commons

«Написал он также картину необычайной красоты, которая была послана во Францию королю Франциску и на которой была изображена обнаженная Венера с целующим ее Купидоном и в окружении с одной стороны олицетворений Наслаждения и Игры, сопутствуемых другими амурами, а с другой — Обмана и Ревности и прочих любовных страстей»,

— так писал о произведении Бронзино «Аллегория с Венерой и Купидоном» Джорджо Вазари.

Глядя на эту картину, несложно угадать, что именно в ней смутило цензоров и какие именно фрагменты полотна подлежали корректировке. Впрочем, уди­вительно здесь то, что срамные места, а именно гениталии Венеры и яго­дицы Амура, были целомудренно прикрыты не в XVI веке, а в середине XIX века. Конечно, во времена Контрреформации Церковь не одобряла нагие тела, но запрет на их изображение распространялся по большей части на религи­оз­ную живопись, а также на скульптуру. Но «Аллегория» Аньоло Бронзино была написана на мифологический сюжет, а также, в отличие от фрески или скульп­туры, не была доступна широкой публике. Картина была написана по заказу Кози­мо I Медичи, великого герцога Тосканского, который подарил ее фран­цуз­скому королю Франциску I. Откровенный эротизм и пре­дельная чув­ствен­ность «Аллегории с Венерой и Купидоном» соответ­ствовали вкусам как Ме­дичи, так и самого Франциска I, чей двор был одновременно невероятно утонченным и развращенным.

Во времена Наполеона работа была перевезена из Парижа в Вену, а в 1813 году ее купил коллекционер Иоганн Кеглевиц. В 1860 году картина попала в Лон­дон­скую национальную галерею. Сдержанная и консервативная английская публика не выдержала столь неприкрытого во всех смыслах эротизма, поэтому на гениталии Венеры «накинули» драпировку, а ягодицы Амура прикрыли веточкой. И только в XX веке реставраторы вернули произведению Бронзино первоначальный вид.

Караваджо

В период с 1602 по 1606 год Караваджо заказали написать для римских церквей несколько алтарных образов. «Святой Матфей и ангел», «Успение Богоматери» и «Мадонна со змеей» были отвергнуты заказчиками, которые сочли полотна крайне непристойными, возмутительными и искажающими историю Церкви.

«Святой Матфей и ангел»

Караваджо. Святой Матфей и ангел. 1602 годWikimedia Commons

Караваджо. Святой Матфей и ангел. 1602 годSan Luigi dei Francesi / Wikimedia Commons

«Святого Матфея и ангела» Караваджо написал для капеллы Контарелли  Капелла в римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.. Алтарный образ должен был стать центром живописного цикла капеллы и за­вершить посвященный евангелисту ансамбль. Таким образом, капелла стано­вилась фактически единым произведением Караваджо: здесь уже висели две его работы 1599 года — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апо­стола Матфея». В первом варианте картины художник изобразил апостола неотесанным мужиком, который с большим трудом удерживает в своей не привыкшей к письму руке перо. Рядом с ним, подперев подбородок, стоит несколько скучающий, но терпеливый ангел, который направляет своей изящ­ной дланью грубую руку Матфея. Ноги евангелиста — обнаженные и, как во­дит­ся у Караваджо, грязные и мозолистые — буквально лезут в нос зрителю. Такая трактовка (которая, в сущности, была очень правдивой) шокировала церковников. Они сочли это изображение унизительным, выставляющим святого в дурном и неподобающем свете, и аннулировали свой заказ. Тогда Караваджо написал второй вариант «Святого Матфея и ангела», который полностью удовлетворил заказчиков и до сих пор находится в капелле Конта­релли. Ну а первый вариант картины долгое время хранился в Берлине и был утрачен во время штурма города в 1945 году.

«Успение Девы Марии»

Караваджо. Успение Девы Марии. 1604–1606 годы Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Успение Богоматери — традиционный сюжет христианской живописи, кото­рый изображает момент между смертью Девы Марии и ее вознесением на не­беса. Считается, что в это время Богоматерь не была мертва в обычном пони­мании: она как бы пребывала в глубоком священном сне, который сохранял ее тело нетронутым. Именно этот сюжет и заказали Караваджо для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако живописец, для которого достоверное и непри­ук­рашенное изображение человеческой плоти было основным худо­жественным приемом, изобразил Деву Марию мертвой в самом прозаическом смысле. По не­­которым свидетельствам, «моделью» послужило тело выловлен­ной из Тибра утонувшей проститутки. Зеленоватый оттенок лица Богородицы, а также распухшее тело с нелепо откинутой левой рукой и торчащие из-под платья босые грязные ноги возмутили заказчиков. Священ­нослужители Санта-Мария делла Скала отвергли полотно, которое спустя несколько лет приобрел герцог Мантуи по совету Рубенса. Фламандский живописец был поражен эмо­циональной напряженностью произведения Караваджо и всячески хотел реаби­литировать его создателя.

«Мадонна со змеей»

Караваджо. Мадонна со змеей. 1605–1606 годыGalleria Borghese / Wikimedia Commons

«Мадонна со змеей» Караваджо находилась в церкви Санта-Анна ровно два дня. Священнослужители были возмущены тем, что живописец изобразил Христа непристойно обнаженным и к тому же более старшего возраста, чем это было принято. Не меньше возмутило их декольте Богоматери, которое подчеркивало ее соблазнительную грудь (художнику позировала всем известная римская про­ститутка). Сразу после того, как картину сняли, ее выкупил кардинал Шипи­оне Боргезе.

Иконы

В результате церковной реформы и учреждения Святейшего синода Петр I фактически лишил Церковь автономии и включил ее в жесткую систему госу­дарственного управления. Постепенно функцию контроля за качеством худо­жественной продукции взяло на себя государство. В 1722 году был издан ряд запретов, касающихся религиозного искусства. Некоторые из них касались иконографии священных образов. В результате этих запретов некоторые обра­зы сегодня можно встретить крайне редко. Среди них — Святая Троица в виде человека с тремя головами, икона Троеручицы с тремя руками, святой крест в виде змея, мученик Христофор с песьей головой и другие. Синод счел, что эти образы «противны естеству, истории и самой истине». Однако никаких богословских обоснований за этими утверждениями не стояло. С XVIII века подход к священным изображениям основывался скорее на соображениях при­ли­­чия, уместности и благообразия тех или иных образов и того, что «регламент и здравый разум показуют», во избежание «поругания святых первообразных лиц» и «укорения святой Церкви от инославных»  Записки Тюменского общества научного изучения местного края (Mitteiluhgen der wissenschaftlichen Gesellschaft fur Heimatskunde in Tjumen). Вып. 1. С. 160. Тюмень, 1924. .

Смесоипостасная «Святая Троица»

Святая Троица. Фреска церкви Святой Агаты. Перуджа (Италия), XIII векWikimedia Commons

Святая Троица. Икона неизвестного мастера из Тобольска. 1729 годWikimedia Commons

Иконография смесоипостасной Троицы предполагала совмещение трех ликов Господа — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа — в одном. Одна из са­мых ранних иконографий Святой Троицы в виде человека с тремя ликами относится к XIII веку. Это фреска церкви Святой Агаты в Перудже. В Россию такое нео­бычное и даже несколько зловещее изображение, по всей видимости, попало в XVII веке, когда русскую иконопись буквально захлестнуло западно­европей­скими иконографиями. В Европе смесоипостасная «Троица» была запрещена как «еретическая и кощунственная» еще при папе Урбане VIII в 1628 году. В Рос­сии запрет на нее был наложен лишь в 1764 году. Указ Святейшего синода предписывал, чтобы

«в иконных изображениях странные и нелепые непристойности (как от одного купца образ, изображающий Св. Троицу с 3 лицами и 4 гла­зами наподобие эллинских богов) все, конечно, пресечены были, и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотре­нию настоятеля»  В этом отрывке речь идет об иконе смесоипос­тасной «Троицы», которая находи­лась в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкого мужского монастыря в Тюмени..

Христофор Псоглавец

Святой Христофор. Икона. XVII векХудожественный музей, Череповец / Wikimedia Commons

В иконографии святой Христофор традиционно изображался с песьей головой. Считалось, что родиной Христофора была страна кинокефалов  Кинокефалы — мифические зооморфные персонажи, имеющие тело человека и голову собаки, волка, шакала или гиены., о которой пи­сали еще Геродот, Плиний Старший и другие. Согласно античным истори­кам, кинокефалы жили в Сирии, Эфиопии, Индии и Скифии, то есть на гра­ницах тогдашней Римской империи. По другим источникам, Христофор был юношей, который обладал невероятной красотой и, дабы избежать искушений, молил Господа даровать ему менее привлекательную внешность. В ответ на его мольбы Бог наградил его головой пса. Поскольку изображение человека с песь­ей или лошадиной головой, согласно постановлениям Святейшего синода 1722 года, было «противно естеству», иконы с Христофором Псоглавцем были запрещены, уничтожены или переписаны на новый манер.

«Сельский крестный ход на Пасхе» Василия Перова

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 годГосударственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

Александр Бенуа в своей «Истории русской живописи» писал:

Впервые картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была показана на выставке в Петербурге в 1862 году и вызвала горячие споры. Одни были восхищены сме­лостью художественного высказывания Перова, другие — оскорблены в лучших чувствах. Знаменитый критик Владимир Стасов, чья деятельность была тесно связана с передвижниками, писал, что Перов в своем творчестве правдив и ис­кре­нен, несмотря на жесткую сатиру. Большинство же критиков обвиняли живо­писца в том, что он, карикатурно показывая неприглядную сторону жизни, попросту убивает искусство и низводит его до уровня обличи­тельного памфлета. Представителей Святейшего синода глубоко оскорбило произве­де­ние молодого передвижника. Художник был обвинен в намеренном очернении Церкви, а обер-прокурор Синода генерал Ахматов предписал Акаде­мии худо­жеств снять полотно с выставки и запретил его публичное экспониро­вание. К тому моменту, как разгорелся скандал, картину уже приобрел в свою кол­лекцию Павел Третьяков. Кстати, это он дал картине название «Крестный ход на Пасху», во многом исказив сюжетный замысел полотна. Изначальное назва­ние, которое дал картине Перов, — «Поп».

«Фонтан» Марселя Дюшана

Марсель Дюшан. Фонтан. Фотография Альфреда Стиглица. 1917 годWikimedia Commons

Марсель Дюшан был не только отцом реди-мейда, но и любителем пошутить. Одна из его работ — скульптура «Фонтан», которая представляет собой пере­вернутый писсуар — не была оценена современниками по достоинству, зато потомки оценили ее в полной мере.

В 1917 году в Нью-Йорке проходила выставка Общества независимых худож­ников. Общество позиционировало себя как противников консервативной Национальной академии художеств. В выставке мог принять участие любой художник с любой работой; единственное, что от него требовалось, — запла­тить один доллар за участие и пять долларов ежегодных членских взносов. Поскольку Марсель Дюшан был членом оргкомитета выставки и главой Общества независимых художников, он решил выставить свою скульптуру под псевдонимом Р. Матт  Mutt — англ. «дурак».. В назначенный день «Фонтан» был доставлен в выставочный зал вместе с письмом и шестью долларами внутри. Другие члены оргкомитета были потрясены и возмущены дерзостью господина Матта. Возмущение в первую очередь вызвало то, что художник преподнес как произ­ведение искусства не вещь, сделанную собст­венными руками, а писсуар, куп­лен­­ный в магазине сантехники. Единственное, что он сделал самосто­я­тель­но, — перевернул его и подписал. Но для Дюшана был важен не материал, из которого сделана картина или скульптура, и не про­изведение само по себе, а художественный замысел, который мог быть вопло­щен в любом предмете. Таким образом, создавая смыслы и контексты, худож­ник мог возвести любую вещь в ранг искусства. Такого до Марселя Дюшана не делал никто. Помимо прочего, «Фонтан» был наполнен откровенно сексуальным содержанием: в перевернутом виде он напоминал женские гениталии.

Произведение Дюшана сочли вульгарным и оскорбительным и не допустили до выставки. Реакция художника не заставила себя ждать: он немедля вышел из руководства Общества. Его выходка с «Фонтаном» была не только намерен­ной провокацией, но и проверкой членов Общества, которую они не прошли.

«Бульдозерная выставка»

«Бульдозерная выставка». 1974 годИз архива журнала «Искусство», получена в дар из личного собрания генерала-майора ФСБ в запасе Александра Михайлова

В 1974 году молодые советские художники-нонконформисты решили провести выставку на открытом воздухе. Никто из них не состоял в Союзе художников СССР, а значит, не мог демонстрировать свои произведения на официальных площадках. Отказавшись от изначальной идеи устроить вернисаж на Красной площади, они выбрали пустырь в районе Беляева. Выставка открылась 15 сен­тября 1974 года и была буквально разрушена бульдозерами в течение несколь­ких минут. Причиной разгрома стало и само искусство, которое не укладыва­лось в рамки социалистического реализма, и форма проведения выставки. Но в итоге поражение обернулось победой. Кроме художников и органов право­порядка, на беляевском пустыре собралось множество журналистов, в том числе иностранных. Жестокий и циничный разгон выставки вызвал огром­ный резонанс в зарубежной прессе. «Бульдо­зерная выставка» стала пере­ломным событием в истории советского искус­ства: впервые неофици­альные художники так громко и открыто заявили всему миру о себе, а власть так испу­галась собственных действий, что следующую выставку разрешила.

  • Предыдущий материал10 картин, которые не так поняли
  • Следующий материалРазглядите животное в человеке

Хотите быть в курсе всего?

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая северо-западного слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок
в России XVIII века

Как слушать
классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект
Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Мы запустили детское приложение с лекциями, подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

Arzamas об отечественной культуре от варягов до

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Чем «Олимпия» Мане напугала первых зрителей

В чем разница между картиной Мане и другими портретами куртизанок — и при чем тут перепланировка Парижа

Чем занята «Венера Урбинская» Тициана

Что Марку Твену казалось развратным, неприличным и «чересчур забористым», а людям эпохи Возрождения — вполне уместным в определенных ситуациях

Как выглядит непорочное зачатие

Как распознать Богородицу в «Аннунциате» Антонелло да Мессины, куда может исчезнуть ангел из сцены Благовещения и что такое «драматический крупный план»

Почему «Маленькая танцовщица» Дега похожа на крысу

Что могут сказать о человеке кошачьи глаза и орлиный нос, как преступников определяли по чертам лица и почему смотреть на искусство глазами современников интереснее, чем просто им любоваться

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий