Цыганский барон показал коллекцию лимузинов времен СССР
Цыганский барон из Молдавии рассказал российскому блогеру о своих лимузинах ГАЗ-14 «Чайка», которые были куплены в советские времена у высших чиновников
Известный российский блогер Илья Варламов снял репортаж о жизни молдавских цыган из города Сороки. В ролике, в частности, местный барон Артур Черари показывает свою небольшую коллекцию автомобилей, среди которых есть два правительственных лимузина ГАЗ-14 «Чайка».
Варламов отмечает, что отец нынешнего барона Мирча Черари еще во времена СССР сделал состояние на пошиве нижнего белья и стал одним из первых советских миллионеров. По слухам, у Черари был личный самолет, а у его овчарки — золотые зубы.
Что касается автомобилей ГАЗ-14, то они были приобретены еще в советские времена у высших чиновников. По словам Артура Черари, одна из «Чаек» была выкуплена в конце 80-х из гаража генсека Юрия Андропова в крымской Ялте.
Вторая машина, которую Черари называет «семейной реликвией», изначально была в собственности Центрального комитета Коммунистической партии в Кишиневе. Барон заявил о своем желании восстановить этот автомобиль. «Была на ходу. Красавица, черная. Покрашу, сделаю, все у меня есть: и крылья и двери. Все делается», — отметил Черари.
ГАЗ-14 «Чайка» выпускали в Горьком (Нижний Новгород) с 1977 по 1988 год. Разработка модели в силу ряда обстоятельств велась очень долго — более десяти лет. Первый серийный экземпляр вишневого цвета был собран в 1976 году в качестве «трудового подарка» ко дню рождения тогдашнего генерального секретаря ЦК Леонида Брежнева.
«Чайку» оснащали 5,5-литровым двигателем V8, развивавшим 220 л.с. и 451 Нм крутящего момента. Мотор сочетается с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Лимузин способен ускоряться до «сотни» за 15 сек., а его максимальная скорость составляет 175 км в час.
Всего было выпущено около 1100 таких автомобилей. На данный момент, судя по объявлениям в интернете, ГАЗ-14 на ходу можно приобрести по цене от 800 тыс. до 2,8 млн рублей. При этом есть и гораздо более дорогие машины. Так, в мае 2021 года появилось объявление о продаже вишневого лимузина, по утверждению продавца, принадлежавшего Леониду Брежневу. Такую «Чайку» оценили в 10,7 млн рублей.
Autonews.ru теперь можно читать и в Telegram.
В понедельник, 2 августа, цыганский барон Артур Черарь из молдавского города Сороки выступил с оригинальным предложением: объединить цыган бывшего СССР (а в перспективе — и всей Европы) в единое цыганское королевство. Дескать, лишь после того, как рассеянные по свету цыгане соберутся под единой рукой, будет им счастье. А до тех пор обречены они прозябать на задворках истории. К тому же на дворе уже третье тысячелетие, а цыгане все без своего королевства — безусловно, непорядок. Дело за малым — дождаться восхищенных рукоплесканий и всемерного одобрения со стороны мирового сообщества.
Как пишет газета «Время новостей», намерения у Артура Чераря самые серьезные. В Страсбурге, по его словам, сейчас полным ходом идет подготовка к цыганскому форуму. Участники этого мероприятия намерены выработать стратегию цыганского сообщества, уяснить его структуру и приступить к конкретным действиям. Дело это, как признает сам барон, безусловно, долгое — лишь на предварительную подготовку уйдет несколько лет. Зато потом перспективы открываются самые блестящие.
До сих пор цыгане не пытались создать собственное государство просто потому, что оседлость противоречит традициям и жизненному укладу этого кочевого народа. Так что заявление Чераря можно рассматривать как своего рода сенсацию из жизни ромалов (одно из самоназваний цыган). Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что слова о Великом королевстве цыганском — далеко не первые громкие заявления баро Чераря.
В прошлом году Артур Черарь огорошил мировые СМИ новостью, что хочет построить четырехкилометровый мост через Днестр высотой 150 метров, который соединил бы Молдавию и Украину. А про открытие Цыганского университета с непременным факультетом цыганологии баро говорит регулярно, так же как и о создании цыганской политической партии.
Что касается финансовой стороны любого из этих проектов, то, утверждает Черарь, средства на подобные мероприятия он найти сможет. Чераря неофициально называют одним из самых богатых цыган на территории СНГ. Его отец баро Мирча Черарь, скончавшийся в 1999 году, был известным предпринимателем и даже владел личным самолетом. В его деловую империю входили трикотажные фирмы, сельскохозяйственные кооперативы и множество мелких предприятий. Сын пошел по стопам отца и приумножил семейное состояние.
В цыганском языке прилагательное «баро» значит «большой», «великий», а форма мужского рода используется также как одушевленное существительное «глава семьи или табора». Словосочетание «ром баро» значит «взрослый мужчина; видный, уважаемый цыган».В европейских языках словосочетание «цыганский барон» широко распространилось после появления оперетты Иоганна Штрауса «Der Zigeunerbaron» (1885). Либретто «Zigeunerbaron» было написано на основе повести венгерского писателя Мора Йокаи «A ciganybaro». В начале 1890-х слово der Zigeunerbaron было заимствовано русским языком в виде кальки («цыган-барон») и несколько позже переосмыслено более естественным образом, как «цыганский барон». Понятно, что к европейскому дворянскому титулу «барон» оно никакого отношения не имеет.
По словам баро Чераря, после того как цыганское королевство будет создано, в европейских странах откроются его дипломатические представительства. Но на вопрос, чем будут заниматься представители новоявленного монарха, четкого ответа Черарь не дал. Как и на вопрос — на какие деньги будет существовать королевство и чем вообще будут заниматься его подданные. В теории — улучшением условий собственной жизни, тем более что сделать тут, действительно, предстоит немало.
В 2003 году ООН попыталось изучить положение цыган в Европе, и от полученных в ходе исследований результатов чиновники пришли в ужас. ПО данным экспертов из Программы развития ООН (UNDP), только 20 процентов цыган официально работают где-либо. Далее в докладе аккуратно говорилось, что еще около 20 процентов «действуют в области теневой экономики». Нетрудно предположить, что эта цифра занижена — цыган в Европе не любят, на официальную работу берут с неохотой, и ромалам приходится зарабатывать деньги не совсем законными способами. При этом около 70 процентов цыганских семей пользуются государственными дотациями.
ООН тогда призвало страны ЕС увеличить объем оказываемой цыганам помощи, в том числе выпускать бесплатные учебники, стимулировать цыган к более активному поиску «законных» рабочих мест и так далее. Но особого успеха это не возымело — огромная часть европейских цыган просто не знают о программах, предназначенных им в помощь, отказываются получать документы и не верят государствам, на территории которых проживают. А 70 миллионов долларов, выделенные ЕС на улучшение жизни цыган, в основном тратятся на адресные дотации отдельным семьям.
Проблема заключается в том, что цыгане не только не встраиваются в реалии современного мира, но и не хотят этого. С одной стороны, они желают, чтобы их не трогали и позволяли жить по-своему, категорически противясь какой бы то ни было ассимиляции. С другой — они не хотят прозябать на задворках истории и хотят, чтобы к ним относились как к полноправным членам мирового сообщества. Нетрудно догадаться, что это вещи в принципе взаимоисключающие. В современном мире «жить, чтобы тебя не трогали» — редкая привилегия, доступная немногим.
Для правоохранительных органов государств, на территории которого проживают хотя бы несколько тысяч цыган, деятельность их общин является предметом постоянных забот. Не только потому, что существуют цыганские группировки, занимающиеся различной противозаконной деятельностью, но и потому, что цыгане — одна из любимых мишеней для различных националистических и экстремистских группировок. Само появление цыганского табора, как правило, повсюду в Европе создает излишнюю социальную напряженность. Практически любой полицейский из Восточной или Западной Европы скажет, что так называемая «цыганская проблема» существует и ее необходимо решать. Вот только как — не знает никто.
Надо заметить, что в Европе к «цыганской проблеме» относятся двояко. Национал-радикалы всех мастей мечтают, чтобы все цыгане исчезли с глаз долой, а каким образом и куда — неважно. Политкорректная часть ЕС считает, что цыгане должны быть интегрированы в цивилизованное общество. Ни то, ни другое, однако, самих цыган не устраивает.
Конечно, слова баро Чераря не стоит воспринимать всерьез. Никто не даст перекраивать границы современной Европы, а без собственной территории, аппарата управления и вооруженных сил любое государство, будь оно королевством или республикой, останется не более чем бумажным фантомом. В лучшем случае на слова кандидата в цыганские монархи обратят внимание чиновники из евроструктур и выделят дополнительные ассигнования различным организациям, защищающим права нацменьшинств. Но на жизнь основной массы европейских цыган это никак не повлияет.
Так что появление на карте мира Великого цыганского королевства — по-прежнему вопрос очень отдаленного будущего.
Цыгане стран СНГ и Европы намерены объединиться в единое королевство. Как стало известно изданию «Время новостей», в Страсбурге в настоящее время готовится цыганский форум, на котором планируется выработать стратегию и тактику развития сообщества, разработать его структурные механизмы.
Инициатором объединения стал цыганский барон Артур Черарь, который живет в городе Сороки на севере Молдавии, еще во времена СССР ставшем одним из центров цыганства. По словам наследственного барона, идею создания королевства и выдвижения его кандидатуры на престол уже поддержали цыгане России, Украины и Белоруссии, а сейчас ведутся переговоры с сородичами из европейских государств дальнего зарубежья.
«На дворе третье тысячелетие, а цыгане все живут в прошлом. Мы не должны более оставаться на задворках истории!» — считает Артур Черарь. Вместе с тем потенциальный король осознает, что даже если идея цыганского королевства сможет воплотиться в жизнь, это займет несколько лет. За это время, по его словам, будут созданы организационные основы цыганского сообщества.
По словам Чераря, в достаточно условном цыганском королевстве будут созданы реальные представительства короля во всех подопечных странах. Представители главы королевства будут заниматься тем же, чем сейчас занимается сам барон. По его словам, для цыган он выступает в роли третейского судьи, адвоката при их контактах с окружающим миром, например, с правоохранительными органами, агента по трудоустройству, инспектора по народному образованию.
Пёс с золотыми зубами
В небольшом городке Сороки на севере Молдове насчитывается 22 тыс. человек, минимум половина – «рома». «Как к Цыганскому холму пройти? – чешет в затылке прохожий. – А вон, видите – жёлтый купол на солнце блестит. Двигайте прямо туда, не ошибётесь». Поднявшись вверх, я попадаю на улицу настоящих дворцов – один шикарнее другого: французский, немецкий готический, восточный стиль: в центре сверкает золотом крыша, прямо как в Иерусалиме. Стоит сделать пару снимков, толпа молодых цыган подходит ко мне, настороженно реагирует на фотоаппарат: «Вы откуда приехали?» – «Из Москвы». Напряжённость сразу спадает: «А, такая же деревня, как и наша!»
– Позвольте с ходу вопрос о мистике: могут ли цыгане видеть будущее? Так посмотришь со стороны – гаданием практически все цыганки занимаются.
– Далеко не все, но я лично встречал таких людей. Чудеса случаются, поверьте. Бывали и потрясающих сил женщины, способные одним движением рук изменить погоду, наслать дождь. Поэтому ясновидение среди цыганских девушек – не особенная редкость.
– Отлично. Не поможете предсказать курс доллара к рублю на ближайший год?
– (Пауза.) Нет, извините, экономику мы угадывать не умеем.
– Вы верите в цыганское проклятие?
– Конечно. Но, с другой стороны, надо понимать – мы все крещёные православные христиане. И если кого-то проклясть, это может обернуться против тебя самого.
Кладбище и норковые шубы
Не особенно известно, но цыган во время Второй мировой войны нацисты и их пособники убивали так же безжалостно, как и евреев, – стариков, женщин, маленьких детей. По максимальным оценкам, в концлагерях СС в ходе массовых расстрелов и изуверских медицинских опытов погибли около 1,5 млн (!) цыган. В СССР каратели уничтожили до 50% (!) всех «рома». Никакой компенсации этот народ не получил – ввиду того что у него нет своего государства.
Откуда у нас взялись цыгане? Исторически они жили в северных районах Индии и где-то в III веке до н. э. начали кочевать по миру, пока не добрались до Персии и Египта. Оттуда переправились в Византийскую империю и из неё уже разъехались по Европе. Кстати, по-английски «цыгане» – gypsies, что происходит от egyptians – «египтяне». «Рома» обожают рассказывать о себе легенды: тот же цыганский барон объяснял мне, что евреи – это забывшие о своём происхождении цыгане, а запорожские казаки – результат смешения кровей цыган и украинцев. Ещё одно интересное место города – цыганское кладбище на окраине Сорок. Помимо шикарных склепов, напоминающих пятизвёздочные гостиницы, там много надгробий, где покойные изображены за столом, ломящимся от вина и закусок. Популярны фото в полный рост, когда усопший протягивает стакан и радушно улыбается. Женщины изображены с золотом на шее и в ушах, в дорогих шубах – как правило, норковых. Встречаются и «философичные» надгробия – с выбитыми на камне игральными картами, бутылкой водки и дамским силуэтом – с надписью: «Виновники смерти». В Румынии на кладбищах цыган полно раскрашенных в яркие цвета, «весёленьких» усыпальниц с картинами поющих и танцующих девушек. Значение простое – покойным важно, чтобы близкие помнили их, но не убивали себя постоянной скорбью. Похороны – весьма знаковая вещь в цыганском быту, и некоторые семьи берут на ритуальные услуги кредиты, которые отдают потом лет по 20. Я задаю барону вопрос: что он думает насчёт вовлечения цыган в преступность?
«Облили торговцев бензином»
– Лично я категорически, жёстко против торговли наркотиками, – заявляет Артур Черарь. – Не скрою – у нас в городке в 90-е годы отдельные люди начали продавать героин, опиум, и молодёжь стала гибнуть от передоза. Как поступила цыганская община? В правоохранительные органы Молдавии бесполезно было обращаться, полицейские были подкуплены. Простые цыгане обошли дома наркоторговцев, облили их бензином изнутри и снаружи. И предупредили: либо ты прекращаешь, либо сейчас одна спичка – и всё, твоё жилище, имущество пойдут прахом, ты и твоя семья будут на улице жить. И знаете, подействовало. Кто-то просто сбежал из нашего города, а кто-то принял предупреждение и перестал заниматься наркотиками – цыгане же не шутят. Скажете, неправильно, не по закону? Но извините, иногда приходится брать правосудие в свои руки, когда закон бездействует. Вы наверняка назовёте мне в России случаи с цыганами, торгующими наркотиками. А кто такое допустил, кто берёт от них деньги, кто «крышует»? К сожалению, за криминал-то ответственны не одни только цыгане.
Развод с согласия барона
Считается, что цыган вынудили заняться кражами в Средние века: иначе они не могли добыть себе пропитание. Это действительно так – в XIV–XVIII веках власти стран Европы приняли суровые меры против кочевого народа. В благополучной Англии при королеве Елизавете I лишь за общение (!) с цыганами казнили через повешение, прусский король Фридрих I повелел уничтожить всех цыган старше 18 лет, в Моравии цыганским девушкам отрезали правое ухо. Таборы часто передвигались ночью, воровство кур и поросят с крестьянских ферм стало нормой – «рома» старались выжить. Цыганам запрещали интегрироваться в общество, они могли рассчитывать только на себя. И в наше время цыганский табор – это государство в государстве. Там действуют свои методы правления, и в случае чего – скорый, иногда суровый суд. Того же наркоторговца могут изгнать из города, сделав «неприкасаемым», – ему нигде не окажут помощь среди соплеменников, даже если он будет умирать. За столь элементарной вещью, как развод, следует обращаться к цыганскому барону, а не в загс или суд. Обычно супругам дают год на «устаканивание» отношений. Если ситуация не поменялась, их разводят на довольно неприятных для мужчины условиях. Он обязан оставить бывшей жене дом и содержать её всю жизнь, ежемесячно выплачивая алименты. Женщина имеет право вторично выйти замуж, однако новому мужу запрещено переступать порог дома, подаренного прежним супругом. «У нас существует и кровная месть, – признаётся Василий Кульча, один из цыганских бизнесменов в Сороках. – Убили твоего родственника – убей человека из этого же клана. Но в последнее время и цыганские бароны, и влиятельные люди стали такие вещи прекращать. Убийцу, конечно, редко предают в руки правосудия – в основном изгоняют, по «сарафанному радио» предупреждают, чтобы его нигде не принимали. А цыган не может существовать в одиночку, ему надо жить среди своих. Часто случается, что изгнанники кончают затем свою жизнь самоубийством».
«Изображаем сирийцев»
В Румынии насчитывается 621 тыс. цыган, ими заселены целые городки и деревни – как богатые (по типу Сорок), так и бедные – вроде настоящего гетто Ферентари на окраине Бухареста. Полицейские не рекомендуют заходить в эту «страну цыган» даже днём, а ночью и вовсе не приезжают туда на вызовы. Находясь там, понимаешь, насколько это бедный в массе своей народ. 23-летний обитатель Ферентари Михай рассказывает: до 14-летнего возраста он вместе со своей семьёй (12 братьев и сестёр) жил на улице возле теплотрассы. Там же готовили еду, сушили бельё. «Додумались поехать в Париж, – добавляет Михай. – За год заработали денег, смогли дом в деревне купить – правда, без воды и электричества, но ничего – такой же и у других, зато крыша над головой». Каким образом заработали, он не говорит. Большинство мелких карманников, нищих в метро Парижа – именно цыгане из Румынии. Распространён способ – человек снимает деньги в банкомате, группа юных цыган (обычно в возрасте 11–12 лет) вырывает у него купюры и разбегается. «Сейчас ещё проще, – мечтательно прикрывает глаза Михай. – Ребята в Париже «работают» под сирийских беженцев, им щедро подают как жертвам диктатуры: сидят прямо на улице на одеялах, полиция редко гоняет. Вы же понимаете – каждый цыган в душе великий артист, сыграет кого угодно, хоть «Оскара» давай». В 2010 г. в перестрелке с полицией погиб цыганский подросток из Румынии, и президент Франции Николя Саркози приказал депортировать «рома» из республики. Всего выслали 8 тыс. человек (собирались выслать 30 тыс.), но дело застопорилось из-за протестов французской и мировой общественности, назвавшей действия Саркози «нацизмом» и «позором».
Жизнь без воды и тепла
– У местных женщин к 25 годам уже пятеро детей, – объясняет специалист по цыганской культуре Николае Опрян. – Рожают много и часто, не редкость семьи, где 12–14 мальчиков и девочек – дети считаются счастьем и при полном отсутствии денег. «Ничего, воспитаем с божьей помощью» – популярная точка зрения среди цыган Румынии. В результате десятки тысяч людей живут под открытым небом, без воды и отопления: средства, присылаемые ЕС на улучшение их жилищных условий, зачастую разворовываются местными чиновниками. Цыгане остались закрытым обществом и в каких-то кланах делятся на касты, словно в Индии: сын мусорщика должен и далее собирать мусор, сын кузнеца куёт решётки и ограды для кладбищ, сын ювелира работает с украшениями. За сотни лет отношение в мире к цыганам не слишком-то изменилось – их по-прежнему опасаются, им не доверяют, они вызывают настороженность. На Земле живут, по самым разным оценкам, от 4,5 до 20 млн цыган, и большинство из них оставляют и в Европе, и в России впечатление пришельцев с другой планеты.
Многомиллионный народ, никогда не имевший своего государства, в 1971 г. принявший общий флаг, герб и гимн, веками сохраняющий и в Европе, и в России древние индийские традиции, всегда стоит особняком и не особенно хочет меняться. Терпеть откровенный криминал и наркоторговлю, чем зарабатывают отдельные цыгане в РФ, разумеется, никто не будет. Но для того чтобы эти люди подчинялись закону, прежде всего нужно понять суть их жизни. А это, как мы видим за сотни лет, отчего-то совсем не получается.