- Турецкий беспилотник «Байрактар»
- Характеристики Байрактара
- Что такое «Байрактар»?
- Из чего состоит?
- Ракета
- Как наводится?
- Немного про «турецкого Илона Маска»
- Какие характеристики у двигателя Bayraktar
- Чем вооружён «Байрактар»
- Главное преимущество Bayraktar
- Боевая эффективность оказалась выше ожидаемой
- Николай Маслов
- Принципы выбора беспилотника под Ваши задачи
- А преимущества у БПЛА коптер над БПЛА вертолет примерно можно изобразить так
- Сколько стоит беспилотник — сильно зависит не только от самого летательного аппарата, но и от НСУ, ПН и подвеса, о которых ниже.
- Полезная нагрузка для беспилотника (ПН для БПЛА)
- Подвесы для БПЛА
- Беспилотник продажа в РФ
- Метод Взлета-посадки БПЛА
- Взлетная полоса
- Взлет с катапульты
- Взлет с рук
- Посадка на парашют/подушку безопасности
- Посадка на корпус
Турецкий беспилотник «Байрактар»
«Байрактар TB2» — это средний ударный беспилотник, который широко используется в Турции. Скорость беспилотника может превышать 200 км/ч, а высота полета достигает 8 км. Перенося на борту управляемые противотанковые ракеты, БПЛА Байрактар удаленно может запускать их и поражать цели. Дрон может находиться в воздухе до 24 часов.
Бесплатная консультация военного юриста
Консультация юриста, который расскажет о законных методах решения проблемы.
Оздемир Байрактар, основатель компании Baykar, дал название беспилотнику, что в переводе с турецкого означает «знаменосец». Предполагается, что эти беспилотники могут успешно использоваться в локальных конфликтах, где системы ПВО и радиолокационной разведки не столь совершенны. Масштабный удар беспилотника может переломить ход боевых действий и сдержать противника, говорят эксперты.
До того, как Киев начал использовать «Байрактары» в своих боевых действиях, эти беспилотники применялись в Турции, Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе.
Эта серия дронов включает в себя модель «Байрактар» ТБ-2 и ее варианты. ВСУ используют именно эту модификацию с весны 2013 года. Несколько лет назад Украина закупила «Байрактары» у турецкой компании Baykar и согласно опубликованным данным, в 2019 году в украинских вооруженных силах было 12 единиц этих машин. С тех пор Министерство обороны сосредоточилось на закупке нового вооружения. Наряду с закупкой беспилотников, Украина также получила лицензию на изготовление на своем заводе беспилотников Байрактар TB 2.
Характеристики Байрактара
- Размах крыльев — 12 метров;
- длина корпуса — 6,5 метров;
- скорость — 222 км/ч;
- вес боезапаса — 95 кг. Это управляемые противотанковые ракеты или скользящие бомбы: осколочные, бронебойные или зажигательные, по желанию;
- потолок — чуть более пяти миль;
- Время нахождения в воздухе — до суток;
- Цена — 2,5 миллиона долларов.
Производитель знаменитых боевых беспилотников «Байрактар ТБ2» — турецкая авиастроительная частная компания Baykar Makina, передала Украине три БПЛА абсолютно бесплатно. Об этом рассказал технический директор компании Сельчук Байрактар, которому беспилотники обязаны своим названием.
По словам министра обороны Украины Алексея Резника, ранее предполагалось, что эти БПЛА будут выкуплены в результате акции по сбору средств «Народный Байрактар», запущенной в интернете. Однако, в Baykar Makina решили исполнить жест и красиво проанонсировать его в СМИ: «Дух солидарности народа Украины произвел на нас впечатление», — сообщается в Твиттере компании.
Это не первый раз, когда турецкая фирма передает крылатое оружие бесплатно. Месяц назад один беспилотник был даром отдан Литве, в которой тоже объявили народный сбор для Украины. На этом щедрость турок ограничивается. Четыре летательных аппарата — капля в море по сравнению с тем, на что турецкий завод уже раскрутил бюджет Украины.
«С 24 февраля турецкая компания поставила Украине полсотни БПЛА, а в будущем собирается поставить еще несколько десятков таких „самолетов“. Почти все мощности завода Baykar Makina будут сосредоточены на обеспечении потребностей ВСУ», — докладывает министр обороны Алексей Резник.
Учитывая, что стоимость одного аппарата, по обнародованным данным, составляет порядка 5,37 миллиона долларов (14 млрд руб.), Украине уже пришлось расстаться с 268 миллионами долларов. Последующие «десятки» «Байрактаров» могут оцениваться еще в 150 миллионов долларов. Вырисовывается цифра в районе 420 миллионов долларов (22 млрд руб.) — 1/20 часть всего военного бюджета Украины за 2021 год.
При этом турецкие беспилотники, которые министр Резник ласково называет «птичками», вовсе не являются неуязвимыми. Западное издание Army Recognition называет российские комплексы «Бук-М3» — «убийцами» беспилотников. «Они способны поражать любые типы воздушных целей на расстоянии до 70 километров и на высоте до 35 километров», — указывают авторы.
Как рассказывает aif.ru бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007–2009), полковник Сергей Хатылев, эффективность турецких беспилотников сильно преувеличена.
— Вокруг них есть очень сильно раздутый фетиш, — считает Сергей Хатылев, — Во многом это связано с армяно-азербайджанским конфликтом и недостаточной подготовкой армянской стороны. Тогда удивительно было наблюдать, как «Байрактар» подлетает и кидает снаряды в комплекс С-300, который стоит на голой территории — неприкрытый, незамаскированный.
По словам специалиста, с беспилотниками справляется не только комплекс «Бук-М3».
— Сегодня наши ЗРПК «Панцирь-С1» и «Панцирь-С2» прекрасно работают против «Байрактаров». После боевого применения в Сирии они были специально доработаны. Были улучшены характеристики специально для обнаружения и уничтожения беспилотных летательных аппаратов. «Байрактары» — это беспилотники, которые действуют на малых высотах, имеют малоэффективную отражающую поверхность, небольшую скорость (дозвуковую, естественно) и возможность несения при себе ударного вооружения. Так вот, помимо «Панцирей», с этими целями справляется ЗРК «Тор». Однако это очень дорогое удовольствие. Один «Байрактар» и ракета «Тора» по стоимости несовместимы. Также для этого у нас есть ЗРК «Сосна», который был недавно принят на вооружение.
Что такое «Байрактар»?
«Байрактар ТБ2» — турецкий беспилотник, который умеет не только проводить разведку, но и наносить удары с помощью управляемых боеприпасов. Байрактар может нести на себе до 4 снарядов.
В 2018-2020 годах Украина импортировала турецкие беспилотники на сумму около 74 миллионов долларов. Выплаченные деньги в этой ситуации — важный политический момент. Турция, которая сохраняет партнерские отношения с Россией, подчеркивает, что «Байрактары» не являются военной помощью Украине. «Это закупки у частной компании», — заявлял замглавы МИД страны Явуз Селим Кыран.
Примерное время чтения: 4 минуты
Основной угрозой для беспилотных летательных аппаратов Bayraktar турецкого производства является российский зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Викинг», так называется последняя модификация одной из самых распространенных российских систем ПВО «Бук-М3». АиФ. ru выяснил, в чем ее главные особенности.
«Викинг» стал главной угрозой для БПЛА «Байрактар» благодаря его характеристикам, он как будто специально создан для уничтожения этих целей. Эта система является последним поколением российского ЗРК средней дальности и получила широкие возможности по сравнению со старыми системами «Бук». Комплекс способен уничтожать воздушные цели любого типа на дальности от 2,5 до 70 километров со скоростью 3000 метров в секунду на высоте от 15 метров до 35 километров. Российские средства ПВО на Украине сбили около 90 ударных беспилотников Bayraktar, большую часть — с помощью «Бук-М3». Эти БПЛА являются простой мишенью для современных систем ПВО из-за своих относительно крупных размеров, малой скорости и крайне низкой маневренности. Главное, нужно их своевременно обнаружить с помощью радаров.
Из чего состоит?
В состав комплекса «Викинг» входят командный пункт, станция обнаружения и целеуказания, две автономные самоходные огневые установки 9А317М с шестью зенитными управляемыми ракетами, одна или две транспортно-пусковые установки с двенадцатью ракетами, а также транспортно-заряжающие машины. Главное внешнее отличие самоходной пусковой установки «Бук-М3» от предшественников — шесть транспортно-пусковых контейнеров вместо четырех зенитных ракет.
Российский ЗРК «Викинг». Фото: http://www.youtube.com/
Ракета
На вооружении «Викинга» стоят зенитные управляемые ракеты 9М317М с улучшенными техническими характеристиками. В первую очередь это чрезвычайно маневренная ракета, способная выдержать колоссальные перегрузки и готовая преследовать воздушные объекты, летящие по самой сложной и непредсказуемой траектории в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Это дает ему возможность атаковать такие сложные цели, как крылатые ракеты, за что их прозвали «охотниками за Tomahawk». Еще одна отличительная черта ракеты — она стартует из вертикального положения, а на боевой курс ложится уже после пуска. Это значительно увеличивает темп стрельбы — «Буку» не приходится изменять положение направляющих, и повторные пуски ракеты осуществляются через считанные секунды.
Как наводится?
За прицеливание «Викинга» отвечает многофункциональная радиолокационная станция, способная захватывать десятки целей одновременно. Один дивизион из двух «Буков» способен сопровождать и обстреливать одновременно до 36 целей. Еще одно преимущество — его можно использовать в паре с другим зенитным комплексом — «Тор-М2», прикрывающим ближние рубежи обороны. Синхронизация происходит с помощью единой автоматизированной системы управления ПВО, цели распределяются через систему «Купол». Совместно определяются приоритетные объекты атаки, «Тор» видит то же, что и «Бук», и получает информацию о том, какие из целей поражены, а какие — еще нет. В такой связке эффективность работы значительно повышается.
Разработкой зенитных ракетных комплексов средней дальности «Бук» занимаются конструкторы НИИ приборостроения имени Тихомирова (сейчас входит в концерн «Алмаз-Антей»), первые упоминания о системе появились в конце 1970-х. Первые зенитно-ракетные комплексы поступили на вооружение Советской армии в 1980-х. Этот комплекс пришел на смену устаревшему к тому времени ЗРК «Куб». Первая версия «Бук» поражала воздушные цели на высоте до 18 километров и дальности до 25 километров. Однако почти сразу же начались работы по его модернизации и совершенствованию. Сейчас «Викинг» использует новую ракету, в несколько раз улучшившую показатели стрельбы и повысившую вероятность поражения цели.
https://www. armyrecognition. com/ukraine_-_russia_conflict_war_2022/analysis_discover_combat_capabilities_of_russian_buk-m3_missile_system_killer_of_bayraktar_drones. html
Киргизия приобрела у Турции боевые беспилотники Bayraktar. Об этом глава Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) республики Камчыбек Ташиев сообщил на церемонии передачи военной техники Пограничной службе, передает сегодня, 22 октября, Kaktus.media. 40 летательных аппаратов будут направлены в Баткенскую область для усиления личного состава погранслужбы и укрепления государственной границы.
Ташиев отметил, что стоимость приобретенной военной техники составила 300 млн сомов ($ 3,5 млн).
«Сейчас в Турции делают для нас беспилотники „Байрактар“. Такая техника есть только у пяти стран, и одной из них будет Кыргызстан. Скоро она поступит к нам», — сказал Ташиев.
При этом добавил, что операторы, которые будут управлять боевыми дронами, прошли обучение в Турции.
Он также сообщил, что Киргизия закупит у России беспилотники «Орлан-10», предназначенные для наблюдения, и приобретет за рубежом снайперское оружие.
Количество и стоимость боевых дронов и дронов для наблюдения, которые будут поставлены в Киргизию, Ташиев не озвучил. В 2019 году, когда Украина приобрела турецкие боевые беспилотники у Турции, стоимость поставки 6 дронов, 3 станций управления и вспомогательного оборудования составляла $ 69 млн.
«Бизнесмены и обычные люди внесли средства — малые и большие — для достижения этой цели на протяжении нескольких дней. Компания Baykar не будет принимать оплату за TB2 и бесплатно отправит три БПЛА на украинский фронт», — указано в сообщении.
Директор Baykar Makina Сельджук Байрактар сопроводил новость следующим постом:
«Эта война однажды обязательно закончится, как и любая другая. Мы молимся, чтобы справедливое решение было достигнуто как можно скорее. Да исцелит Всевышний раны многострадального украинского народа».
Турция с осторожностью относится к поставкам большего количества оружия на Украину после того, как БПЛА турецкого производства «помогли Киеву защититься от России», заявил на прошлой неделе в беседе с американской газетой The Wall Street Journal глава Управления оборонной промышленности (SSB) при администрации президента страны Исмаил Демир.
Власти Турции ранее утверждали, что страна стала четвёртым по величине производителем боевых беспилотников в мире. Компания Baykar, совладельцем и директором которой является Сельджук Байрактар, зять президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, продала дроны Bayraktar TB2 Азербайджану, Украине, Катару и Ливии. Польша в мае 2021 года закупила у Турции 24 БПЛА, став первой страной — членом НАТО, которая приобретëт у Анкары данную продукцию военного назначения. В западных СМИ после войны в Карабахе осенью 2020 года появились публикации, где указывалось, что турецкие «Байрактары» «меняют военный баланс в регионе».
Напомним, Анкара выступает за развитие отношений и с Россией, и с Украиной. Турция поставляет «Байрактары» на Украину, при этом утверждая, что государственные органы не вовлечены в данный процесс, ибо это «частные закупки» со стороны Киева. Турция не признаёт факт воссоединения Крыма с Россией, называет «неприемлемым» решение Москвы о признании суверенитета Донецкой и Луганской народных республик. Вместе с тем Анкара отказывает Западу в присоединении к беспрецедентным по своей жёсткости санкциям в отношении РФ и пытается выступить посредником в урегулировании российско-украинского конфликта.
Поставки турецких БПЛА Bayraktar TB2 на Украину болезненно воспринимаются в российском обществе, заявил 4 апреля посол России в Турции Алексей Ерхов в интервью газете Aydınlık.
С начала специальной военной операции России на Украине и по сегодняшний день средствами ПВО Российской армии и вооружённых сил ДНР и ЛНР, по разным оценкам, сбито от 90 до 100 указанных дронов турецкого производства.
Исполнительный директор турецкой компании Baykar Makina Халюк Байрактар заявил, что поддерживает Украину и никогда не позволит продавать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Bayraktar в Россию. В интервью CNN, опубликованном 18 июля, турецкий апологет киевского режима рассказал о поставках Турцией оружия Украине.
«Между Турцией и Украиной существуют связи на стратегическом уровне, особенно в аэрокосмической и оборонной сферах. Турция поддерживает Украину боевыми беспилотниками. Мы покупаем турбинные двигатели для дронов с Украины. Мы построили отношения с Украиной таким образом, что это даëт преимущество обеим странам», — доложил Халюк Байрактар американскому телеканалу.
На вопрос о теоретической возможности поставки беспилотников производства Baykar Makina России исполнительный директор компании ответил отрицательно.
«Мы не делали такого и не снабжали их. Мы также никогда не сделаем этого. Потому что мы поддерживаем Украину, поддерживаем еë суверенитет, фактически еë борьбу за свою независимость», — утверждал он.
Baykar Makina заявила 27 июня о намерении передать бесплатно Украине три ударно-разведывательных дрона Bayraktar TB2.
Турция с осторожностью относится к поставкам большего количества оружия на Украину после того, как БПЛА турецкого производства «помогли Киеву защититься от России», заявил в прошлом месяце в беседе с американской газетой The Wall Street Journal глава Управления оборонной промышленности (SSB) при администрации президента страны Исмаил Демир.
Кажется, в этом году каждый хоть раз слышал или читал о турецком беспилотнике с непривычным названием «Байрактар». На текущий момент ему удалось подвинуть в информационном поле и американские MQ-1 Predator и RQ-4 Global Hawk, российские «Орион» и С-70 «Охотник».
Попробуем разобраться, что на самом деле представляет собой турецкий «Знаменосец» (Bayraktar на турецком), в чём его секреты и как ему удалось обойти куда более продвинутые аналоги.
Немного про «турецкого Илона Маска»
Разработкой и производством беспилотников Bayraktar TB2 занимается Сельчук Байрактар (кажется, уже понятно, откуда название дрона?) — один из самых молодых авиагиков в современной истории.
Сегодня ему всего 44 года (впрочем, по собственным словам, он самый старый инженер в компании), что для главного конструктора совсем немного. А уж если учесть, что официально разработкой дрона он занимался самостоятельно — можно считать, что равных Байрактару сегодня действительно нет. Речь о человеке, конечно.
Соответствующий образ активно поддерживается в социальных сетях. В Твиттере, в котором рассказывает о турецкой истории и новинках авиационной промышленности, автор имеет больше 2 миллионов подписчиков.
Недаром международная пресса называет его «Илоном Маском» от авиации. Факт: он живёт с семьей на территории собственного технологического комплекса.
В свободное время Сельчук является супругом дочери президента Турции. Но это якобы лишь подспорье для инженера.
Какие характеристики у двигателя Bayraktar
Прямых аналогов Bayraktar TB2 на рынке очень много. Используется известная двухбалочная схема конструкции с толкающим винтом, часто встречающаяся на медленных высоколетящих разведовательных дронах.
Характеристики турецкого беспилотника не впечатляют:
▪ длина 6,5 метров
▪ размах крыла 12 метров
▪ масса 650 килограмм
▪ максимальная высота полета 8 километров
▪ запас топлива 300 литров (достаточно на 27 часов полета)
Корпус изготовлен из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность аппарата. Заодно позволяет улучшить аэродинамику.
Двухбалочная схема с толкающим винтом повышает дальность аппарата, снижая его скорость (всего 130 километров/час) и удобство эксплуатации. Поэтому для боевых задач создаются совсем другие дроны с куда большей полезной нагрузкой и скоростью.
Дальность полета TB2 тоже не впечатляет: радиус действия комплекса составляет всего 150 километров от станции управления.
Система наведения на поверку оказывается наземной, но работает успешно
Неудивительно, что боевая нагрузка аппарата невелика. Класс не позволяет использовать крупногабаритные авиационные боеприпасы. TB2 слишком мал для них со своей полезной нагрузкой в 150 килограмм, из которых 55 «съедает» стандартный модуль целеуказания (вместо него может использоваться радар с активной фазированной решеткой, что уникально для этого класса дронов), а ещё около 20 кг забирают модульные электронно-оптическая и инфракрасная камеры.
Обычно этого хватает на 1 ракету или разведывательные системы. Но в Турции посчитали иначе.
Чем вооружён «Байрактар»
Ввиду низкой полезной нагрузки Bayraktar TB2 и отсутствия собственной авиационной промышленности (читай — нет авиационных боеприпасов, которыми завалены склады России и США), инженеры из Турции разработали собственный комплекс, включающий:
▪ противотанковая ракета UMTAS весом 37,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба Bozok весом 16 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-C (с осколочно-фугасной либо бронебойно-зажигательной боевой частью) весом 6,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-L (с осколочно-фугасной, бронебойной либо термобарической боевой частью) весом 22 кг
В каждый вылет дрон берет 2-4 боеприпаса под крыло. Это значительное отличие от всех прочих беспилотных систем, разработчики которых предпочитают использовать стандартные варианты большего калибра.
Ярким примером может стать российский С-70 «Охотник». Так же, как американский Predator. Обе машины способны нести противотанковые ракеты, авиационные бомбы стандартных калибров (нагрузка C-70 составляет, по разным данным, от 2 до 8 тонн!) и летают очень высоко, хотя могут и использовать рельеф для обхода зенитных комплексов.
Задачи же одноклассников «Байрактара» — IAI Heron из Израиля, «Ястреба» из Белоруссии, «Форпост» из России, RQ-7 Shadow из США, — чаще всего сводятся к тактической разведке, непосредственной поддержке войск для целеуказания. Их полезная нагрузка заметно ниже.
Российский “Охотник” на фоне Bayraktar – как стратегический бомбардировщик рядом с “кукурузником”
Так в чем же техническое преимущество «Байрактара»? Он малозаметный, медленный. ПВО сложно реагировать на эту цель. Кроме того, инженеры оснастили его комплексом радиоподавления, который мешает наведению наземных систем на малых дистанциях до километра.
Главное преимущество Bayraktar
Самая важная причина успеха турецкого беспилотника — цена. Одна из сделок, совершенная в 2019 году, указывает, что покупатель приобрел шесть TB2 на 69 млн долларов. Сопоставимое число ударных дронов Reaper американского производства обошлось бы в шесть раз больше.
В цену входит как поставка собственно летательного аппарата, так и целый комплекс по обслуживанию, начиная от трехмесячного обучения внешних пилотов и заканчивая полноценным сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей.
Управление простое: эффективность показывают даже обучающиеся на «удовлетворительно».
Кстати о запасных частях: в отличие от других боевых дронов, использующих авиационные стандарты разработки и изготовления, Bayraktar собирается «из того, что было». Там, где американцы ставят специально разработанный узел высокой надежности, а Россия проводит многолетние испытания, турки используют обычные агрегаты из других отраслей.
Их надежность низкая, но TB2 летает невысоко, недалеко и медленно, поэтому причин беспокоиться нет. А вот цена эксплуатации (и, особенно, ремонта) снижается кратно. Как и стоимость исходного аппарата.
Турецкий эрзац-авианосец для Bayraktar
Не стоит забывать, что для каждого дрона турецкий производитель предоставляет «аэродромный комплекс» для обслуживания и запуска. При необходимости — и платформу, позволяющую летательному аппарату стартовать с малых площадок (например, прямо из кузова грузовика). Скоро появится вариант для запуска с кораблей, способные к устойчивому поведению на качающихся платформах.
Благодаря непрерывным поставкам и низкой цене Bayraktar смог завоевать рынок развивающихся стран. Сегодня их поставляют (или поставляли) в Украину, Азербайджан (именно в Нагорном Карабахе состоялось настоящее боевое крещение «Знаменосцев», выявившее их сильные стороны), Нигерию, Эфиопию, Катар, Ливию, Марокко и Польшу.
Такая страшная видеоигра
Свободная продажа отличает продукцию из Турции. Россия и США не продают боевые дроны в третьи страны. Исключением становятся ближайшие союзники. Причем это касается как разведывательных аппаратов этих стран, подобных Bayraktar TB2, так и более скоростных, тяжелых для прямого нанесения ударов по земле.
На международном рынке также активно представлены только беспилотники Aeronautics Defense Systems из Израиля. Их стоимость значительно выше, чем предлагает ближневосточный сосед. Плюс, они продают аппараты избирательно, избегая регионов прямых конфликтов.
Боевая эффективность оказалась выше ожидаемой
Испытания варианта Bayraktar морского базирования
Сама Турция так же активно использует TB2 на фронтах Сирии, Ирака, а так же во внутренних конфликтах, проводя с помощью дронов полицейские операции. Аппарат летает тихо, низко, умеет обходить рельеф — получается оружие локальных конфликтов, где не требуется большая дальность и высота полета.
Оператор может находится в соседнем доме, сам дрон перевозиться в кузове грузовика и стартовать с короткой полосы в полуавтоматическом или автоматическом режиме без участия человека, что позволяет управлять несколькими аппаратами одновременно. А навигация «Знаменосца» не использует сбоящий GPS.
В итоге практика конфликтов показывает, что TB2 чаще опознают по звуку. А малый калибр боеприпаса при точной наводке не имеет значения — его хватит для поражения одиночной цели.
Bayraktar бьет почти впритык к цели, шумит очень слабо. Противовоздушная оборона часто не успевает произвести наводку на цель, особенно если налет сопровождается малогабаритными гражданскими дронами.
Reaper точнее, но больше и дороже. И его продают только ближайшим друзьям
Это позволило стать Bayraktar TB2 самым эффективным дроном за всю историю: сначала Карабах, потом Сирия, подавление мятежа в Турции, Ирак и Украина. История с войной в Анголе повторилась снова: переоборудованный легкий летательный аппарат стал «королем», поскольку избегает традиционных средств поражения.
Как долго будет продолжаться победоносное шествие «Байрактаров», неизвестно. Уже сейчас против них активно используют зенитно-ракетные комплексы «Тор», показывающие почти 100% эффективность.
У турецких разработчиков есть обновленный двигатель и возможность установки любых компактных радиоэлектронных систем, значительно повышающих живучесть. И, конечно, цена, за счет которой противоборствующие стороны могут закупать и одновременно запускать рой «Знаменосцев» для прорыва даже продвинутой обороны.
Даже если их собьют, цена потерь несовместима: практически любая бронированная военная машина дороже турецкого беспилотника. По крайней мере до тех пор, пока активно исследующие боевое применение этих дронов американские и российские разработчики не представят аналоги.
Но на это нужно время. А пока Bayraktar TB2 остается самым обсуждаемым летательным аппаратом в мире, пусть его разработка, постройка и эксплуатация идут совсем не по канону.
Главный секрет прост.
Николай Маслов
Не инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.
Принципы выбора беспилотника под Ваши задачи
Если на вашем предприятии встал вопрос о покупке профессионального БПЛА для целей аэрофотосъемки, картографии, геодезии, мониторинга, маркшейдерии и других задач, очень важно правильно понять, какой именно беспилотник наиболее оптимально подходит для решения поставленных задач.
Беспилотники сейчас в основном делятся на несколько типов:
Стоимость беспилотника также варьируется в больших пределах в зависимости от ТТХ БПЛА, но самое главное от фирмы производителя и потенциальных клиентов. На стоимость влияет:
Тип двигателя. Так бензиновый двигатель стоит дороже и обходиться дороже электрического, а при постройке беспилотника на бензине необходимо решить большое количество нетривиальных задач, первая из которых это уменьшение количества вибраций передаваемых от винто-моторной группы, в отличии от беспилотника на электричестве где вибрации гораздо ниже.
Законченность и удобство продукта: это пожалуй основное. Ведь БАК (Беспилотный Авиационный Комплекс) или БАС (Беспилотная Авиационная Система), это:
- БЛА (БПЛА) – Беспилотный Летательный Аппарат.
- НСУ (Наземная Станция Управления), обычно содержит ноутбук и радиомодем, (о них в конце статьи).
- ПН (Полезная Нагрузка), обычно камера видимого диапазона, реже видеокамеры и тепловизоры, но разновидностей может быть большое количество.
- ПО (Программное Обеспечение), это не только программы планировщика маршрутов, но и программы обработки полученных данных и приведение данных в конечный продукт необходимый заказчику
Все эти элементы так или иначе взаимодействуют между собой, но от того на сколько это удобно и качественно, зависит, будет ли ваш БЛА активно эксплуатироваться или придется все время его обслуживать и в скором времени полностью отказаться от беспилотника, как просто от дорогой игрушки неоправдавшей ожидания.
Цена владения. Некоторые БПЛА имеют 10-ки устройств и механических узлов в совокупности с бензиновым двигателем. Такие аппараты просто необходимо снабжать специалистом, который будет отвечать за БЛА и проводить его техническое обслуживание, также будет необходим подходящий транспорт например Газель, а также цена расходников и ошибки намного больше чем у небольших электрических юортов, которые по сути не надо обслуживать, а эксплуатировать может даже ребенок.
Основными ориентациями промышленности остаются БПЛА самолеьного типа. Эти БПЛА продолжают выполнять задачи аэрфотосъемки и мониторинга площадных и линейных объектов. Взлет производятся зачастую с катапульты, иногда просто с рук (Орлан 1), а посадка производиться на парашют, если беспилотник тяжелый, то используется еще и подушка безопасности, которая надувается перед ударом БПЛА о землю. (картика посадки Орлан 10) При установке хороших камер (бытовых, но калиброванных) и высокоточного ГНСС приемника, беспилоник может рассматриваться как БПЛА для геодезии и БПЛА для аэрофотосъемки.
Если по роду своей задачи вы хотите купить квадракоптер для аэрофотосъемки (аэросъемки), вам надо руководствоваться некоторыми другими посылами, чтобы купить бпла. Так как ТТХ БПЛА вертолетного типа и характеристики БПЛА самолетного типа в корне различы.
Преимущества БПЛА мультироторного типа над самолетным, теже, что и у БПЛА вертолетного типа.
А преимущества у БПЛА коптер над БПЛА вертолет примерно можно изобразить так
- Большая стабильность аппарата на малых скоростях
- При весе аппаратов до 5кг по КПД выигрывает
- Легкость в управлении
- Безопасость для окружающих
- Перестрахова по надежности
- Ремонт дешевле и проще
- Вертолет и вправду лучше летит на скорости или стоит на месте, действительно беспилотик для видеосъемки, это все чаще коптер, потому что плавные пролеты ему удаются очень хорошо, собсвенно говоря это одна из его главных задач на сегодняшний момент.
- При весе аппаратов до 5кг по КПД выигрывает мультикоптер, однако при установке бензинового двигателя преимущество переходит к вертолету беспилотнику. Но бензиноый двигетель имеет гораздо большие вибрации, чем даже 6-8 электрических моторов у мультикоптрера, эти высокочастотные вибрации побороть весьма не просто, а вибрации, которые будут передаваться на видео, для съемок видео катострафичны.
- В вертолетах есть такое понятие, как скорость и шаг винта, в классическом коптере шага винта нет, это мешает ему более плавно спускаться с высоты, особенно на больших винтах, но зато упрощает управление аппарата в целом.
- Маленький кухоный нож безопаснее одного мачетте, хотя тут уже зависит от ситуации, но кроме пальцев коптеру отпилить ничего пока не удавалось.
- Имея 8 и более винтов коптер не заметив патерю одного или даже двух из них, без каких либо излишних дерганий может произвести посадку, в некоторых случаях 6-ти моторный аппарат также может завершить задание и произвести посадку.
- Если вы решились купить беспилотник вертолет для аэросъемки, то надо сразу задуматься о цене ошибки. Все ВМГ (винто-моторные группы) коптера находятся на приличном расстояниии друг от друга и то, что случилось с одним винтом на другой может не повлиять, а ремонт часто заканчивается на смене копеечного винта прямо в поле. Что касается вертолета, то если, например беспилотный вертолет совершил посадку в траву и не очень удачно зацепился за нее, то система шестиренок находящяяся внутри аппарата может просто перемолоть себя, а это долгий и весьма дорогостящий ремонт.
И все же коптер для аэросъемки и вертолет для аэросъемки то — это разные классы аппаратов. Характеристики БПЛА сильно различаются – промышленные беспилотные самолеты сейчас весят по 50-100 и более киллограмм и могут летать по 3-7 часов, таская очень сьезное и дорогостоящее оборудование для аэрофотосъемки: профессиональные аэрофотосъемочные камеры, лазерные сканеры стоящие не одним миллион иногда даже долларов. И цена БПЛА может также далеко выходить за цену в пару мллионов рубликов. Цена среднестатистического коптера пока довольно примерна, но находится в районе миллиона рублей. Исходя из этого хочу заметить, что купить вертолет для аэросъемки может действитеьно большая компания понимающяя необходимость в этом, со штатом специалистов в этой области.
Исходя из таблицы сравнения беспилотников в начале статьи, которая,правда, разработана исключительо для самолетов, можно сказать что вертолет – это мини беспилотник, а коптер микро беспилотник.
Сколько стоит беспилотник — сильно зависит не только от самого летательного аппарата, но и от НСУ, ПН и подвеса, о которых ниже.
В общем случае НСУ – это ноутбук с подключенным к ней радиомодемом.
Ноутбук может быть защищенным как Panasonik TOUGHBOOK CF-53, такие в комплект можно доложить с многими БПЛА. У Птеро, например два радиомодема ближней и дальней связи, так как аппарат может улететь на 400км и вернуться обратно и к ноутбуку привязан специальный пульт, с тремя кнопка который в случае например зависания компьютера, может выключить питание борта, выпустить парашют или вернуть беспилотник на точку старта.УTrimble UX5, Trimble X100 (Gatewing X100) под БЛА спроектирован специальный компьютер, кто конечно добавляет удобства с добавлением цены комплекса за БАК или БАС (Беспилотный авиационный комплекс (система))
На некоторых НСУ устанавливается трекер с направленными антеннами. БПЛА во время полета передает свои координаты на НСУ, а трекер вращается в двух плоскостях и наводит антенну с узкой диаграммой направленности на летящий беспилотник . Это позволяет в несколько раз увеличить дальность радиосвязи по сравнению с обычными штыревыми антеннами.
У некоторых беспилотников есть возможность управления в ручном режиме с пульта или джойстика. Но это присуще в основном БПЛА мультироторного типа, для выполнения художественных или технических задач, где полету проходят вблизи объектов.
Полезная нагрузка для беспилотника (ПН для БПЛА)
Перед тем как купить бла, необходимо определиться с полезной нагрузкой, которая также может сильно различаться в зависимости от задач.
Это могут быть:
- камеры теплового диапазона,
- фото и видео оборудование
- лазерные сканеры, лидары
- все то что можно сбросить с аппарата и т.д.
При необходимости построения фотопланов местности или других задач требующих точности, на борту аппарата должен быть установлен ГНСС приемник, а на земле должна быть промеренная опора (закоординированые опознаки)
Самым востребованным является беспилотник с камерой видимого диапазона.
Подвесы для БПЛА
Цена беспилотного летательного аппарата зависит и от типа подвеса.
Подвесы в зависимости от задачи и подвесного оборудования также сильно меняются.
Беспилотные летательные аппараты для аэрофотосъемки или кадастра, имеют аэрофотосъемочная аппаратура на беспилотниках зачастую закрепленную жесто и ортоганально(четко вниз). Некоторые производители устанавливают 2ух осевые подвесы. Такие подвесы в сильный ветер компенсируют углы сноса, а трех осевые подвесы также компенсирую эффект елочки. Минусом таких решений является сильное усложнение конструкции, и увеличение энергопотребления, как следствие уменьшение времени полета и надежности и увеличение цены.
В случае полета без подвеса, грамотное планирование маршрута полета относительно ветра и правильная обработка, дадут качественный результат в задаче Аэрофотосъемка местности (топосъемка).
При таких задачах как например мониторинг протяженных объектов — ЛЭП, для контроля состояния опор, провисания проводов, аппарат должен летать низко (70-200м) и в таких случаях камера устанавливается под наклоном 10-20 градусов, что позволит при небольшом базисе съемки увеличить стерео эффект.
В задачах Мониторинг с БПЛА в необходим качественный видеоканал и управляемый 2ух или 3ех осевой подвес, чтобы оператор смог в вращать камерой как считает нужной и в случае необходимости направить БПЛА в точку интереса.
На мультироторных БПЛА 2ух или 3ез осевой подвес является необходимостью. Полет мультикоптера зачастую подвержен большей нестабильности, чем самолетный БПЛА. 3ех осевую подвесы используются зачастую в задачах художественной аэровидеосъемке, где подвесом с камерой управляет оператор и для съемки сферических аэропанорам.
Виброразвязка также очень часто необходимый элемент подвеса. Её задача минимизировать вибрации, передающиеся от винто-моторной группы на полезную нагрузку. Особенно важно это при использовании бензинового двигетеля на самолетных БПЛА, вибрации от бензинового двигателя намного больше, чем от электрического, а отключение двигателя БПЛА в момент съемки АФА (аэрофотоаппарата) не практикуется.
Беспилотник продажа в РФ
Важный момент если вы хотите купитьбеспилотный летательный аппарат, который произведен за рубежом официально, такой как Trimble UX5, Trimble X100 (Gatewing X100). То необходимо получить заключение от федеральной службы по Военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), о том что ввозимый на территорию РФ беспилотник, к продукции военного назначения не относиться. Так как такого рода продукция, может попадать под действие Федерального закона от 18 июля 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
И при официальном провозе таможня возьмет 20% от стоимости аппарата, как и с другой авиационной техники весом до 2 000кг, что скажется на цене беспилотника.
Метод Взлета-посадки БПЛА
Для некоторых покупателей БПЛА этот момент не играет никакой роли, а некоторым он крайне важен:
Взлет:
Для БПЛА существует виды взлетов такие как:
- со взлетной полосы
- с катапульты
- с рук
И виды посадок:
- на взлетною полосу
- на парашют/подушку безопасности
- на корпус
Взлетная полоса
Очевидным минусом взлетной полосы является то что она есть далеко не всегда, и со взлетной полосы взлетаю восновном беспилотники которые весят сотни киллограмм и тонн, цены таких беспилотников соответствующие.
Посадка на взлетную полосу должна осуществляться либо вручную (что неприемлемо), либо с помощью очень хорошего автопилота. В любом случае такие БПЛА восновном заточены на военного потребителя.
Взлет с катапульты
Это Самая популярная система запуска БПЛА. Т.к. работа БПЛА происходит восновном в местах необорудованных взлетно-посадочной полосой.
Катапульты бывают:
- пневматические
- резиновые
- резиновые ручные
Пневматические катапульты разгоняют бпла с помощью плотного воздуха. Плюсом является удобство эксплуатации в зимние периоды времени. Минусом является невозможность провозить заряженные баллоны гражданскими самолетами.
Катапульты где разгоняющим элементом являются резинки, не имеют проблем с провозом, но имеет проблемы с количеством циклов эксплуатации, в первую очередь в зимние периоды времени, где резинку нужно ставить перед взлетом и убирать в теплое место сразу после взлета.
Запуск с катапульты самолетного БПЛА Gatewing Х100 (Trimble Х100)
Посадка самолетного БПЛА Gatewing Х100 (Trimble Х100)
Запуск БПЛА Геоскан 101 на Заокском геополигоне
«Резиновые ручные катапульты» — основной плюс большая компактность, но при запуске надо иметь силу и аккуратность, чтобы аппарат не въехал на старте в землю, хотя это большая редкость.
Взлет с рук
Основной плюс виден из названия, но в тоже время основной минус заключается в безопасности, на старте бпла включает полную мощность двигателя и его можно неудержать, особенно при запуске БПЛА мультироторного типа.
Посадка на парашют/подушку безопасности
Очевидный плюс парашюта — это достаточно мягкая посадка, с условием мягкой подстилающей поверхности. Но тут же сразу вылезает и минус — во-первых дополнительный вес, во-вторых аппарат при срабатывании парашюта, бпла останавливается и его полет зависит только от ветра.
Если парашют раскрывается на высоте 100метров, при скорости ветра 14м/с, то аппарат может унести на километр от предполагаемой точки посадки. Этот факт ограничивает использование бпла с парашютной системой на некоторых объектах.
Если парашют после посадки не отстреливается, он может надуться и потащить самолет по земле, что может привести к поломкам.
Большие беспилотные аппараты(более 15кг), имеют подушку спасения, которая смягчает удар при посадке, это позволяет сделать парашютную посадку более быстрой, не боясь за самолет. Такая система посадки есть у Птеро-СМ и Птеро-Е5
Посадка на корпус
Возможна только при малом весе аппарата и необходимой жесткости. Такие системы хорошо эксплуатируются на сильно ветреных объектах, такая система работает на БПЛА Trimble UX5. Данный БПЛА способен выполнять аэрофотосъемочную задачу при ветре скоростью до 65км/ч. При подлете к точке посадки аппарат включает реверс мотора и садиться на корпус прямо в назначенную точку, не зависимо от скорости ветра.
Если вас заинтересовали мультироторные системы, вы можете подробнее ознакомиться с ними в разделе Новости .