Концепции мужественности и женственности как предпосылки возникновения зависимости и насилия в гендерных отношениях

К 2020 году стандарты красоты и мужчин, и женщин настолько изменились, что мы перестали до конца понимать, где проходят границы маскулинности и феминности. Стилист Александра Добрянская рассуждает, как мы сегодня переосмысляем отношение к своему телу и тому, во что мы его одеваем

Почему в одних странах развито предпринимательство и венчурный бизнес, зато другие умеют преодолевать серьезные кризисы? Экономист Александр Аузан рассказывает, как формируются индивидуальные черты наций и при чем здесь холодные зимы и пословица «Я — последняя буква алфавита»

Это третья колонка из цикла «Культурные коды экономики» доктора экономических наук Александра Аузана в рамках совместного проекта Forbes Life и Arzamas. Лекцию «Как на успешность нации влияют язык, климат и история» и полный курс лекций «Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному»  можно послушать на сайте Arzamas или в мобильном приложении «Радио Arzamas».

Лев Толстой сказал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. В экономике не так: те, кто успешен, успешны по-разному, в разных областях деятельности и по разным причинам. Среди очень близких по экономическим результатам наций мы можем обнаружить множество отличий, иногда трудно объяснимых. 

  1. Понятие гендер, феминность, маскулинность, андрогинность

Понятие
«гендер» является центральным и ключевым
в гендерологии и феминологии.

В
1968 г. Р. Столлер впервые обозначил
различие понятий
«пол» и «гендер». Хронологически
феминология сформировалась ранее, чем
гендерология, которая появилась как
следствие интенсивных гендерных
исследований в рамках предметных
областей различных наук в последней
трети XX
в. Гендерология стала преемницей
феминологии
и феминизма.

Одно
из первых определений
гендера возникло в связи с феминистским
анализом современного общества, критикой
дискрими­национного положения женщин.
Гендер как инновационный научный и
философский дискурс впервые сформировался
в США, где гендерные исследования
получили статус официальной учебной и
научной дисциплины.

В
культурной антропологии

было предпринято категориальное
обоснование гендера. В статье антрополога
Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки
по поводу политической экономии» полов»
(1974) «гендер» определяется как комплекс
соглашений, регулирующих биологический
пол как предмет общественной деятельности.

Социология.
Социолог Э. Гидденс, определяет понятие
гендер следующим образом: пол имеет
отношение к физическим, телесным
раз­личиям между женщиной и мужчиной,
понятие «гендер» затрагивает их
психологические,
социальные и культурные особенности.
Если пол индивида биологически
детерминирован, то род (гендер) является
культурно и социально заданным.

Современные
социологи определяют гендер как «черты
личности и социальные позиции,
рассматриваемые членами общества как
мужские и женские» (Дж. Масионис).

Таким
образом, гендер
достигаемый
статус, конструируемый психологическими,
культурными и социальными средствами,
это система межличностного взаимодействия,
посредством которого создается,
утверждается, подтверждается и
воспроизводится представление о мужском
и женском как базовых категориях
социального порядка.

Гендер – понятие
многозначное:

а)
гендер — это социальный
статус
,
который определяет индивидуальные
возможности в образовании, профессиональной
деятельности, доступе к власти,
сексуальности, семейной роли и
репродуктивного поведения (Goffman,
1976). Данное определение построено через
отнесение гендера к другим социостатусам
(профессии, общественному, гражданскому
статусу).

б)
гендер — совокупность поведенческих
характеристик и ролей
,
определяющих личный, социальный и
правовой статус мужчины или женщины в
определенном обществе (Money,
1965);

в)
гендер — это организованная модель
социальных отношений

между женщинами и мужчинами, не только
характеризующая их межличностное
общение или взаимодействие в семье, но
и определяющая их социальные отношения
в основных институтах общества, например,
в социальных классах, в иерархиях крупных
организаций и при формировании структуры
занятости.

Пол
— совокупность морфологических и
физиологических особенностей организма,
обеспечивающих половое размножение.

Гендер
система
социокультурных половых отношений
,
возникающих у мужчин и женщин в результате
их общения между собой и с внешним миром
и проявляющихся во всех сферах жизни
человека и общества.

Гендер
— это совокупность социальных и культурных
норм, смыслов и ожиданий, которые общество
предписывает индивидам в зависимости
от их пола. Гендер — один из способов
социальной стратификации, влияющих на
социальное положение женщин и мужчин,
на доступ к ресурсам, на их жизненные
стратегии и практики.

Т. В. Бендас
дает следующую трактовку понятий
маскулинность и фемининность:

Маскулинность
(лат.
masculinus
— мужской) – набор личностных и
поведенческих черт, соответствующих
стереотипу «настоящего мужчины»:
мужественность, уверенность в себе,
властность и т.д.

Фемининность
(лат.
femina
– женщина) – набор личностных и
поведенческих черт, соответствующих
стереотипу «настоящей женщины»: мягкость,
заботливость, нежность, слабость,
беззащитность и т.д.

Андрогинность
набор
личностных и поведенческих черт, которые
характеризуются как
сильно выраженные мужские, так и сильно
выраженные женские.

Почему культуры такие разные?

Факторов довольно много, но если говорить о сильно влияющих обстоятельствах, которые исследуются количественными методами, то можно свести их к трем основным. 

Во-первых, язык. Язык — это вторая макрохарактеристика культуры, первая — религии. И если религии конституируют цивилизации, то язык во многом конституирует нацию. Еще в XIX веке великий немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт предположил, что язык — это не средство коммуникации, как думают все, а способ мышления, который определяет поведение. В ХХ веке представления Гумбольдта превратились в гипотезу лингвистической относительности Сепира — Уорфа, и начались количественные исследования того, какие особенности языка влияют на те или иные характеристики поведения и экономику.

Например, обязательность употребления личного местоимения прямо коррелирует с индивидуализмом. Если в языке невозможно выкинуть из фразы личное местоимение, то в обществе, как правило, высокий уровень индивидуализма, значительно внимание к правам человека. Если же, как в русском, греческом или португальском, местоимение можно опустить, то четкой предрасположенности к индивидуализму нет. А индивидуализм — это фактор радикальных инноваций.

Очень тонкие и сложные исследования связаны с понятием дискурса в языке, с тем, как вообще устроена речь. Есть высококонтекстные языки и культуры, где многое не проговаривается, но предполагается, и низкоконтекстные, где к сказанному нечего добавить. Таков, например, английский язык — отсюда поведение, основанное на четко прописанной системе правил.

Устройство письменного языка тоже влияет на характеристики культуры и экономическое поведение. Например, бывает, что правила есть, но к каждому правилу много исключений. В русском языке именно так. Это не только свойство языка, но и трансляция отношения к институтам: «правила не абсолютны». 

Второй фактор, который сильно воздействует на разнообразие культур, — климат и связанные с его особенностями методы агротехники, которые в течение долгих веков значительно влияли на жизнь общества. За последнее десятилетие по ряду косвенных признаков удалось восстановить картину изменения климата с 1500 года и стало возможно строить многочисленные графики, искать и проверять корреляции. 

Выяснилось, например, что существует N-образная зависимость температуры и «маскулинности»/«феминности», то есть склонности к массовому стандартному производству или к сервисной деятельности и креативности. Если средние температуры очень высокие или очень низкие, то нации в этом климате, как правило, «феминные», а «маскулинные» нации образуются в гораздо более благоприятном климате. Можно даже понять почему: туда стекается большое количество разных этнических групп, возникает жесткая конкуренция, и напористость, стремление довести план до конца становится постоянным свойством.

Есть и факторы, лежащие на стороне агротехники. Например, рисоводство требует последовательного соблюдения большого ряда алгоритмов, стандартов и создает предрасположенность к массовому стандартизированному производству. Этого нельзя сказать о пашенном земледелии (которое свойственно России и сопредельным странам), в котором быстрое истощение почв требует постоянного перехода на новое поле и решения новых задач.

Латиноамериканские страны появились примерно тогда же, когда Соединенные Штаты Америки и Канада. Некоторое время они держали уровень ВВП на душу населения на том же уровне, что и в США, но потом проиграли эту конкуренцию. Одно из объяснений — что в странах, где европейцы климатически плохо совместимы с территорией, где они много болеют, они стали строить так называемые экстрактивные институты, то есть создавать системы, основанные на получении ренты. А в странах, где климат подходил европейцам, они стали обустраивать жизнь для себя, и, соответственно, там возникли институты, которые ориентированы не на ренту, а на инновационную и продуктивную деятельность. Все исследования такого рода проверялись количественными методами.

Но нобелевский лауреат Даглас Норт (он получил Нобелевскую премию как раз за исследование институциональных изменений) объяснил это тем, что в Южную Америку свою культуру транслировала Испания, а в США — Англия, где институты были удачнее. Таким образом, третий фактор воздействия на культуру — история. 

Выбрать можно только два

Доля государственных расходов в ВВП в США и в континентальной Европе за длинные периоды отличается в 1,5 раза — 30% в США и 45% в Европе. Доля межбюджетных трансфертов — 11% в США и 18% в Европе. Откуда, несмотря на цивилизационную близость, такое разное отношение к государству в экономике? Оказывается, здесь тоже свое слово говорит культура. 

Опрос, проведенный в рамках всемирного исследования ценностей, показал кардинальные различия континентальной Европы и Соединенных Штатов. Например, на вопрос «Считаете ли вы, что причиной бедности является лень?» утвердительно отвечают 60% американцев и только 26% европейцев. На вопрос «Считаете ли вы, что доход определяется удачей?» утвердительно отвечают 30% американцев и 54% европейцев. На вопрос «Считаете ли вы, что бедные заперты в ловушке нищеты?» утвердительно отвечают 29% американце и 60% европейцев. 

Получается, что европейцы считают экономический результат более случайным, связанным с везением, а не с трудом. А американцы не признают существование ловушки нищеты (хотя это признанный экономистами факт), потому что считают важным, чтобы человек сам нес ответственность за то, что он делает.

Мужчинам:  Почувствуйте комфорт с кремом от раздражения интимной зоны

Эти различия можно не только фиксировать, но измерять и объяснять. Великий английский экономист Джон Мейнард Кейнс почти 100 лет назад сказал: вы не можете одновременно максимизировать свободу, справедливость и эффективность — вам придется выбирать. И вся политическая борьба состоит в том, какую ценность выбирает избиратель и правительство. С точки зрения треугольника Кейнса европейцы склоняются к сочетанию свободы со справедливостью, а американцы, скорее, стоят на линии свободы.

Треугольник Кейнса позволяет ответить на вопрос, откуда берется спрос на государство и каким оно будет — либеральным, социальным, диктатурой развития. Но он не может объяснить многих других различий в экономике, которые тоже связаны с культурой.

О новой женственности и мужественности

Что делает вещи, образы или детали кроя «актуальными»? То, что мы решили на них смотреть больше, чем на другие, а почему мы это решили, надо спросить у нас самих. Причины всегда разные.

Почему сегодня так современно выглядят женщины в длинных платьях? Почему так хороша и свежа эта «девственная» женственность эдакой Gibson girl— одетой очень по-взрослому, но все-таки остающейся «девушкой»? Это ведь еще и образ прекрасной дамы, заправляющей сотней рыцарей и носящей при этом все то же длинное платье. Это, вероятно, невинность, неуловимый и древний белый кит.

Это и, как ни пародоксально, образ матери. Если это так, то и вывести идеал современной мужской красоты тоже несложно. Как и у феминности, распадающейся вполне ожидаемо на «вульгарную» и «возвышенную», у маскулинности тоже есть свои проявления. «Низким», земным здесь будет очевидно образ ребенка — те самые джинсы-футболка, шорты, кепка, классная заметная цацка на шее и Очень Большая Машинка.

Getty Images

Getty Images

Что же до возвышенного сияющего идеала, то это, безусловно, тело йогическое. По аналогии с женским зрелым телом, вышедшим из замкнутого круга самовоспроизведения, мужское идеальное тело — тело аскета, устремившегося прочь от ипотеки и престижной частной школы в интеллигентном районе. Тело, стремящееся к опыту, который превосходит предначертанный, «природный», условно-нормальный, — опыт встречи с собой.

Рассуждения о такой материи, как тело, невероятно сложны. И дело не в мужчинах и женщинах, а в самой попытке разговора на эту тему в публичном пространстве: где тело, там всегда кто-то обижен, ущемлен, оговорен или подвергся харассменту. Но тело — не только сексуальность и скандал. Это еще и полотно для творчества, и предмет для удовольствия, и духовный инструмент, и единственное, благодаря чему мы в принципе способны валяться на траве и смотреть в небо. Тело — хорошее. Не замечать его нельзя. Говорить о нем — можно.

Маскулинность -феминность

Каждое общество по родовому признаку
состоит из мужчин и женщин. Биологические
различия между мужчинами и женщинами
одинаковы во всем мире, но их социальные
роли в обществе лишь в малой степени
объясняются биологическими различиями.
Многие виды поведения, которые не связаны
непосредственным образом с проблемой
продолжения рода, считаются в обществе
типично мужс­кими или типично женскими.
Однако те виды поведения, которые
считаются характерными для того или
иного пола, меняются от культуры к
культуре. Понятия маскулинность и
феминность, согласно Хофстеде, определяют
социальные, заранее определенные
культурой роли. Однако относительно
того, что считать «мужским», а что
«женским», в каждой конкретной культуре
существуют различные мнения. Поэтому
в,качестве критерия разделения
маскулинных и феминных культур
Хофстеде предлагает традиционное
разделение общества. То есть мужчинам
приписывается твердость, ориентация
на конкуренцию, соперничество и стремление
быть первым. Женщинам приписывается
ориентация на дом, семью, социальные
цен­ности, а также мягкость,
эмоциональность и чувственность.
Естественно, что эти понятия не являются
абсолютными. Некоторые мужчины могут
иметь черты женского поведения, а
женщины — мужского, но это рассматривается
как отклонение от нормы.

Согласно такому разделению в маскулинных
культурах центральное место занимают
работа, сила, независимость, материальный
успех, открытость, конкуренция и
соперничество и существует ясное
разграничение мужских и женских ролей.
В феминных культурах эти признаки
считаются не столь важными. На первом
плане здесь находятся эмоциональные
связи между людьми, забота о других
членах общества, сам человек и смысл
его существования. Например, конфликты
в таких культурах пытаются решать путем
переговоров и достижения компромисса,
в то время как в маскулинных культурах
конфликты решаются в свободной борьбе,
по принципу «пусть победит лучший».

Соответственно в маскулинных культурах
у детей поощряется честолюбие, дух
соревнования, самопрезентация. В
работе здесь у больше ценится результат,
и награждение происходит по принци­пу
реального вклада в работу. В феминных
культурах при воспитании детей
большее значение придается развитию
чувства солидарности и скромности.
Награждение за труд происходит больше
по принципу равенства. К культурам
феминного типа Хофстеде относит Швецию,
Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию,
Чили, Португалию и другие страны. Можно
предположить, что Россия также относится
к этому ряду. К маскулинным культурам
относятся Япония, Австрия, Венесуэла,
Италия, Швейцария, Мек­сика,
Великобритания, Германия и другие
страны.

Следует заметить, что отнесение некоторых
стран, например, к ярко выраженным
феминным культурам вовсе не означает,
что мужские и женские ценности в этих
странах полностью совпадают. В каждой
культуре, даже в «самых» маскулинных,
например, Японии или Австрии, мужские
и женские ценности также нередко
пересекаются, однако различие; между
маскулинными и феминными культурами
состоит в частоте таких пересечений.
Поэтому такое разграничение не следует
понимать буквально, так как за ним стоят
данные статистического анализа, а не
абсолютные выводы.

Состояние и чувство неопределенности
является неотъемлемой частью человеческого
существования, поскольку невозможно
абсолютно точно предсказать события
ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем.
По мере возможностей, с помощью различных
технологий, законов или религии люди
пытаются снизить уровень неопределенности.
Стратегии преодоления неопределенности
различаются от культуры к культуре в
зависимости от того, в какой степени в
той или иной культуре признают или
ограничивают неопределенность.

В культурах с высоким уровнем избегания
неопределенности в ситуации
неизвестности индивид испытывает стресс
и чувство страха. Высокий уровень
неопределенности, согласно Хофстеде,
ведет не только к повышенному стрессу
у индивидов, но и к высвобождению у них
большого количества энергии. Поэтому
в культурах с высокой степенью избегания
неопределенности наблюдается высокий
уровень агрессивности, для выхода
которой в таких обществах создаются
особые каналы. Это проявляется в
существовании многочисленных
формализованных правил, регламентирующих
действия, которые дают возможность для
людей максимально избегать неопределенности
в поведении. Например, в обществах с
высоким уровнем избегания неопределенности
в организациях создаются особенно
подробные законы или неформальные
правила, которые устанавливают права
и обязанности работодателя и наемных
работников. Так, контракт на работу,
составленный в США, будет заметно короче
аналогичного японского контракта. В
последнем будет учтено множество
деталей, которым американцы не придадут
большого значения. Кроме того, существует
множество внутренних правил и инструкций,
определяющих распорядок рабочего дня.
Создается четкая структура, в которой
люди стараются в максимально возможной
степени избежать случайностей. В таких
культурах постоянная спешка является
нормальным явлением, а люди не склонны
к принятию быстрых изменений и препятствуют
возможным нововведениям.

В культурах с низким уровнем избегания
неопределенности люди в большей степени
склонны к риску в незнакомых условиях,
и для них характерен более низкий уровень
стрессов в неизвёстной ситуации. Молодежь
и люди с отличающимся поведением образом
мыслей воспринимаются в таких обществах
позитивнее, чем в обществах с высоким
уровнем избегания неопределенности. В
странах с низким уровнем избегания
неопределенности наблюдается отчетливое
противоборство относительно введения
формализованных правил, которое чаще
всего эмоционально окрашено. Поэтому
правила устанавливаются только в случае
крайней необходимости. В таких обществах
люди считают, что они способны решать
проблемы и без множества формальных
правил. Они в состоянии много работать,
если необходимо, но при этом не чувствовать
потребности быть постоянно активными.

В культурах с разным уровнем избегания
неопределенности можно наблюдать и
разные установки относительно поведения
учителей и учеников. Например, в культурах
с высоким уровнем избегания неопределенности
ученики или студенты видят в своих
учителях и преподавателях экспертов,
от которых они ждут ответов на все
вопросы. В таких странах ученики обычно
придерживаются той научной позиции,
которая не отклоняется от научных
взглядов их учителя. В частности,
если аспирант сталкивается с тем, что
его подход к решению научной проблемы
идет вразрез с мнением научного
руководителя, ему остается либо отказаться
от своей пози­ции, либо поискать нового
руководителя для своей диссертации.

В культурах с низким уровнем избегания
неопределенности учителя и преподаватели
не воспринимаются как непогрешимые
эксперты. Здесь допускается, что учитель
может ответить на вопрос учеников «я
не знаю» и это не будет считаться
признаком его некомпетентности.
Несовпадение мнений между преподавателем
и учениками в таких культурах является
скорее признаком критического мышления
последних и чаще всего поощряется.

К культурам с низким уровнем избегания
неопределенности относят такие страны,
как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция,
Ирландия, Великобритания, Индия, США и
др. Греция, Португалия, Гватемала,
Уругвай, Бельгия, Япония, Франция, Чили,
Ис­пания и другие соответственно
относятся к странам с высоким уровнем
избегания неопределенности. Относительно
России подобных данных не существует.
Можно лишь предположить, что в России
нет четко выраженной тенденции ни к
явно высокому, ни к явно низкому уровню
избегания неопределенности.

Глобальные изменения последних лет в
мире приводят к тому, что люди вынуждены
ежедневно общаться с представителями
других культур. Каждая из культур
поставляет собственную программу
действий для своих членов, которая
всегда отлична от программы действий
другой, культуры. Поэтому интерес к
культурным различиям велик и, не.
ограничивается только приведенными
выше категориями. Существуют и другие
подходы, которые позволяют исследовать
отличия между культурами. Необходимость
учета культурных категорий объясняется
тем, что они существенно облегчают
осознание и принятие во внимание
культурных различий. Это в свою очередь
позволяет гибко реагировать на неожиданные
действия партнеров по межкультурной
коммуникации и избегать возможных
конфликтов при контактах с представителями
других культур.

Мужчинам:  Антибиотики при обострении хронического простатита

Меняющееся разнообразие

Климат сильно воздействовал на жизнь в прежние времена, но сейчас степень его воздействия значительно снизилась по сравнению, например, с XV веком. Языки тоже движутся, перемешиваются, заимствуют какие-то формы. Может быть, культуры сближаются? Это довольно тонкий вопрос. 

Мы в 2011 году исследовали восточноазиатские модернизации. Материал позволял сопоставить макроэкономическую динамику — то, как росли эти страны, — и культурные сдвиги: и по Всемирному исследованию ценностей, и по характеристикам Хофстеде. И вот что оказалось: все восточноазиатские страны, добившиеся успеха, очень сблизились по ценностному профилю с Европой и Америкой. Сработал не только код успеха по Инглхарту, который требует, напомню, секулярно-рациональных ценностей, отношения к религии как к частному делу и установки на самореализацию. Рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, уменьшалось избегание неопределенности. 

Однако модернизация не означает, что мы все движемся к ценностной модели англосаксов. Сэмюэл Хантингтон, исследуя цивилизационные процессы, установил, что есть маятниковые движения: за вестернизацией наступает так называемая индигенизация — попытка опереться на свои национальные и религиозные ценности. Причем такую попытку делает молодое поколение, получившее западное образование. Экономика меняется — уже сейчас надо говорить о лидерстве не только Запада, но и Востока, о конкуренции между христианской и конфуцианской цивилизациями. Маятник будет двигаться, весы будут качаться. Поэтому если процессы сближения культур и идут, то они очень медленные и итеративные — проходят через постоянные колебания.

Разнообразие культур — это хорошо. Любое разнообразие позволяет бежать по разным дорожкам и не сталкиваться лишний раз лбами. Конечно, разнообразие может быть и препятствием. Счетность культурных характеристик позволила ввести понятие культурной дистанции. Мы можем увидеть, какие нации по каким характеристикам близки друг к другу или, наоборот, чрезвычайно далеки. Исходя из этого, их возможности сотрудничества будут разными. Особенно хорошо это видно по тому, как адаптируются к культуре страны пребывания мигранты. 

Что все это означает для каждого из нас? Во-первых, надо научиться принимать других как иных, потому что различия, скорее всего, устойчивы или по крайней мере они будут преодолеваться очень долго. Во-вторых, отдыхать лучше у теплых морей, но, например, центры обработки данных лучше строить в холодном климате. И подобно тому, как каждому климату можно найти применение, важно искать его и для собственной идентичности.

О женской сексуальности

Еще недавно идеальный образ женственности пережил большое потрясение. На некоторое время его стали определять исключительно через тождественность мужественности, тождественность во всем: даже порностудии обильно пополнили свой ассортимент видео со страпонами.

И костюм заблудился, формы поплыли. Когда-то похожим образом они уже плыли — в 1920-е годы. Но если тогда 1920-е они поплыли, превращая взрослую женщину в мальчика-подростка (наиболее подходящий парадигматический аналог образа мужчины на женском материале) — долой талия, долой волосы, долой подол! — сейчас эта внешняя оплавка происходит уже где-то на совсем других планах. Потому что равноправие, в сущности, было завоевано с брюками; женщины, надев штаны, получили формальную свободу движения в той же степени, в какой она была доступна мужчинам. Но одно дело юридическая свобода,  совсем другое — свобода тела.

Переживания недавнего прошлого — это еще и попытка переосознания женской сексуальности. Она дошла до своего карикатурного расцвета в образе условной Ким Кардашьян — женщины-тела, которое полностью и даже в движении видели все (включая тех, кто не собирался этого делать).

Популярность этого образа лишена сложных причин (человечество по-прежнему ценит идеалы каменного века, и кто мы, чтобы себя за это осудить), но в нем, как и в любом хорошем образе, интересен не он сам, а то, что за ним скрывается. Неприкрытая и живая сексуальность все той же условной Ким Кардашьян (Саши Грей, Джессики Стоядинович) стала достоянием миллионов — и тут-то и вышла странность. Женщинам на экране как будто вообще не было стыдно. Хуже того — кажется, им нравилось происходящее. (Важно: речь идет именно об образе, а не о реальных условиях жизни женщин, работающих в порноиндустрии).

Getty Images

Getty Images

В недалеком прошлом женская сексуальность — конструкт, существующий в тесных рамках семьи. Не «патриархата», потому что, честно говоря, важен не доминант, а само устройство системы. Системы из мужчины, женщины и их потомства — неизбежного и неотвратимого, как антитела к SARS-CoV-2. И потому женский идеал всегда вращался вокруг ее возраста: идеальным, «красивым» возрастом женщины всегда была юность, изобилие.

В этом смысле история к женщинам беспощадна: быть красивой и желанной якобы можно было лишь в юности или в почтенном замужестве (в приемлемых рамках). Образ женщины зрелой — это всегда образ старухи, образ Деметры, тоскующей по утраченной дочери-юности. Образ грустной осени. Радикальное отличие современной женственности от любой другой — это ее необязательная детность. А это кое-что меняет.

О мужской телесности и чувствительности

Разговор о мужском теле и одежде (шире: мужской красоте), как и о женском теле и одежде (также и о макияже и украшениях, шире — женской красоте), следует вести отталкиваясь от социального. Во-первых, потому что о внешней красоте вообще можно говорить лишь в контексте социального (превосходящего единичное). А во-вторых, потому что иначе не получается: самая громкая современная дискуссия о теле — это разговор о его взаимодействии с другим телом и о последствиях такого взаимодействия.

Getty Images

Getty Images

Но главным сокровищем, преподнесенным в тот вечер мужчинами, была растерянность. Автор растерянного комментария робко признался: он понял, что чувствуют девушки, которые постоянно с такими обсуждениями сталкиваются, — и подвел лаконичный итог: «Довольно ужасные ощущения».

Мужчинам сегодня действительно не всегда просто воспринимать себя и как тело тоже. Краса ногтей, а вместе с ними и прочих заметных частей, — это «традиционно» удел женский, украшательный. Мужская же красота — это красота соответствия. Соответствия — по эпохам: божественному идеалу, идеалу универсального человека, человека просвещенного — или, наконец, человека, лишенного привычной телесности, переставшего замечать свое тело — как, скажем, академик Сахаров в любом из своих скульптурных воплощений. Или роденовский Бальзак. Это соответствие идеальному образу мужественности — относительно, понятно, идеального же образа женственности.

О переменах в мужском и женском

Архитектор Адольф Лоос, автор знаменитого «Орнамента и преступления», был большой любитель порассуждать о костюме. Его эссе об одежде — это рассуждения, по тональности располагающиеся где-то между социальной критикой и легкомысленными глянцевыми  статейками. Вот их названия: «Обувь», «Белье», «Мужские шляпы».

А вот цитата из его статьи «Женская мода»:

Они действительно исчезли, и о них мы помним почти благодаря одним лишь вечерним платьям. Женский костюм сегодня, хоть и испытывает отчаянное тяготение к девичьей нежности, все же в массе своей весьма прост и неказист. И под стать ему костюм мужской — скорее, городская униформа, чем собственно костюм.

Современная одежда обоих полов удивительно десексуализирована и похожа на удобные детские вещи, в которых хоть сейчас можно отправиться в песочницу:

«Мужчины и женщины в «малышовой» одежде словно бы декларируют, что стратегии поиска партнера вообще никогда не занимали их умы; секс может разве что захватить их врасплох», — это уже Энн Холландер, историк моды, образца 1994 года.

Getty images

Getty images

Маскулинность — феминность

Понятия
маскулинность и феминность, согласно
Хофстеду, опре­деляют социальные,
заранее определенные культурные роли.
Однако относительно того, что считать
«мужским», а что «женским», в каждой
конкретной культуре существуют различные
мнения. Поэтому в каче­стве критерия
разделения маскулинных и феминных
культур Хофстеде предлагает традиционное
разделение общества. То есть мужчинам
приписывается твердость, ориентация
на конкуренцию, соперничество и стремление
быть первым. Женщинам приписывается
ориентация на дом, семью, социальные
ценности, а также мягкость, эмоциональность
и чувственность. Естественно, что эти
понятия не являются абсолют­ными.
Некоторые мужчины могут иметь черты
женского поведения, а женщины — мужского,
но это рассматривается как отклонение
от нормы.

Согласно
такому разделению в маскулинных культурах
цент­ральное место занимают работа,
сила, независимость, материальный успех,
открытость, конкуренция и соперничество
и существует ясное разграничение мужских
и женских ролей. В феминных культурах
эти признаки считаются не столь важными.
На первом плане здесь нахо­дятся
эмоциональные связи между людьми, забота
о других членах общества, сам человек
и смысл его существования. Например,
кон­фликты в таких культурах пытаются
решать путем переговоров и дос­тижения
компромисса, в то время как в маскулинных
культурах кон­фликты решаются в
свободной борьбе, по принципу «пусть
победит лучший».

Избегание неопределенности

В
культурах с высоким уровнем избегания
неопределенности в си­туации
неизвестности индивид испытывает стресс
и чувство страха. Высокий уровень
неопределенности, согласно Хофстеде,
ведет не только к повышенному стрессу
у индивидов, но и к высвобождению у них
большого количества энергии. Поэтому
в культурах с высокой степенью избегания
неопределенности наблюдается высокий
уровень агрессивности, для выхода
которой в таких обществах создаются
осо­бые каналы. Это проявляется в
существовании многочисленных
фор­мализованных правил, регламентирующих
действия, которые дают возможность для
людей максимально избегать неопределенности
в поведении. Например, в обществах с
высоким уровнем избегания не­определенности
в организациях создаются особенно
подробные зако­ны или неформальные
правила, которые устанавливают права
и обя­занности работодателя и наемных
работников. В таких культурах по­стоянная
спешка является нормальным явлением,
а люди не склонны к принятию быстрых
изменений и препятствуют возможным
нововведе­ниям.

В
культурах с низким уровнем избегания
неопределенности люди в большей степени
склонны к риску в незнакомых условий и
для них характерен более низкий уровень
стрессов в неизвестной ситуации. Молодежь
и люди с отличающимся поведением и
образом мыслей воспринимаются в таких
обществах позитивнее, чем в обществах
с высоким уровнем избегания неопределенности.
В странах с низким уровнем избегания
неопределенности наблюдается отчетливое
проти­воборство относительно введения
формализованных правил, которое чаще
всего эмоционально окрашено. Поэтому
правила устанавливают­ся только в
случае крайней необходимости. В таких
обществах люди считают, что они способны
решать проблемы и без множества
фор­мальных правил. Они в состоянии
много работать, если необходимо, но при
этом не чувствовать потребности быть
постоянно активными.

Мужчинам:  Сколько раз можно тренировать ноги и "Вызывает сильное желание умереть". Чемпион мира по велотреку, тренеры «Спартака» и лыжная команда рассказали о тренировке ног

В
модели выделяется шесть основных
показателей, по которым оцени­ваются
разные культуры.

Подчинены
ли люди окружению, находятся с ним в
гармонии или способны доминировать над
ним. Во многих странах Ближнего Восто­ка
жизнь считается предопределенной и все
происходящее — волей Бога. Американцы
и канадцы, напротив, считают, что могут
управлять природой. Промежуточное
положение занимает позиция в гармонии
с окружением, специфичная для стран
Дальнего Востока.

Эти
три подхода хорошо различаются, например,
в постановке це­лей. В подчиненной
окружению позиции цели ставятся редко,
ибо предполагается, что для их достижения
мало что можно сделать. Средний подход
согласует цели с окружением, а коррекция
целей или их недостижение достаточно
распространены и не наказываются.
До­минирующая позиция предполагает
постановку целей, ожидание их достижения
и наказание за недостижение.

Российский
(советский) подход предполагал
доминирование над окружением. «Мы не
можем ждать милостей от природы, взять
их -наша задача». «Нет таких крепостей,
которых не брали бы большеви­ки».
Несоответствие реальных результатов
мифической всесильности, особенно в
достижении стратегических целей привело
сейчас к высо­кому уровню социальной
апатии и связанному с ней распространению
альтернативного — подчиненного — подхода.

Портрет пятью красками

Универсальный закон, который объясняет конкурентную специализацию и большинство различий в экономике, связан с именем голландца Герта Хофстеде. В 1960-е годы он придумал, как рисовать портреты наций. Исследования, лежащие в основе такого портретного искусства, — это социология так называемых гомогенных групп. Хофстеде опрашивал в разных странах сотрудников одной и той же международной компании (другие исследователи опрашивают только учителей начальных классов или, например, только студентов-юристов). 

Краски, которыми Хофстеде рисовал портреты наций, менялись по ходу совершенствования методики. Сначала он придумал четыре характеристики, которые выяснял через социологические опросы, потом добавил пятую, а уже в конце жизни — шестую (терпение). Но по последней характеристике почти не набрано материала, поэтому я буду говорить о пяти красках Хофстеде. Графически их можно изобразить в виде пяти- или шестиконечной звезды, поэтому мы их называем звездограммами. 

Портреты, которые таким образом получаются, не вечны. Те, кто стал повторять методы мастера, выяснили, что «лица меняются» — подобно тому, как различаются фото на паспорт, сделанные в разные годы, хотя идентичность никуда не уходит. Это важный вывод для будущих рассуждений о том, можно ли менять культуру в определенном направлении.

Первая характеристика — индивидуализм/коллективизм. Проявляется она, например, в спорте: есть нации, которые предпочитают командные виды спорта, а есть нации, увлеченные индивидуальными видами. Скажем, американская игра бейсбол фактически состоит в том, что каждый может сыграть против всех и имеет шанс выиграть — это демонстрация индивидуализма. Другое проявление — туризм: мы знаем, что японцы и китайцы передвигаются группами, иногда очень большими, а, например, европейцы предпочитают путешествовать в одиночку или небольшой семьей. Индивидуализм/коллективизм — ключевая характеристика, определяющая вид инноваций. На основе индивидуализма возникают так называемые радикальные инновации, ведущие к перевороту, а на основе коллективизма — так называем инкрементные: медленные постоянные совершенствования.

Вторая характеристика — дистанция власти. Нации, где к власти относятся как к символической ценности, а не как к деловому партнеру, ценят, например, доски почета и огромные памятники государственным деятелям. Чем выше дистанция власти, тем меньше в экономике распространены инновации и предпринимательство. Зато в такой экономике становятся возможны мобилизационные методы хозяйствования, что для некоторых периодов, особенно кризисных, оказывается чрезвычайно важным. Нередко именно нации с высокой дистанцией власти показывают лучшие результаты во время войн и эпидемий.

Третья характеристика — избегание неопределенности. «Не открывайте эту дверь — за ней страшное». «Не меняйте этого человека — следующий будет хуже». «Не трогайте систему — она посыплется». С такой установкой практически невозможно заниматься венчурной экономикой. 

Четвертая характеристика — «маскулинность»/«феминность». Может быть, это не совсем удачные названия. Но речь идет об очень важном обстоятельстве — оно помогает найти ответ на тот вопрос, который я задал в самом начале: почему в нашей стране в ХХ веке одни вещи получались, а другие — нет, почему штучные, малосерийные, редкие вещи мы делаем хорошо, а массовую стандартную продукцию — не очень. Так вот, «маскулинность» — это напористость, готовность следовать плану и соблюсти все 142 пункта инструкции. Это не про нас, потому что мы читаем инструкцию, когда телевизор уже сломался. А «феминность» — это очень высокая адаптивность, способность каждую ситуацию решить как уникальную. «Маскулинные» нации лучше занимаются массовым стандартизированным производством, а «феминные» (в том числе мы) лучше занимаются сервисными видами деятельности — сюда попадает многое, связанное с творчеством, с креативной экономикой, с индивидуализированными видами продукта. 

Пятая характеристика — долгосрочная ориентация. Это настроенность на значительные перемены в стране. Это глубина исторического взгляда, исторического мышления. Скажем, у одного из лидеров современного мира — американцев — ориентация оказалась краткосрочной: им нужен результат как можно скорее, не откладывая, здесь и сейчас. Восточные нации, у которых долгосрочная ориентация высокая, оказались способны к инвестициям в проекты, которые будут приносить результат через 10 или 15 лет.

Эта картина позволяет сформулировать практический закон конкурентной специализации наций, который коротко можно выразить так: есть зависимость между измеряемыми культурными характеристиками и расположенностью тех или иных наций и их экономик к инновациям, к распространению предпринимательской деятельности, к мобилизационным методам хозяйствования, к массовому стандартного производству или индивидуализированной сервисной деятельности, к долгосрочным инвестициям — то есть довольно многочисленным и важным экономическим характеристикам. 

Индустрия вокруг мужского тела

Размышления об идеалах красоты — только на первый взгляд эстетская безделка в духе видеороликов «Женский макияж за 1000 лет». Но все, конечно, куда глубже, ведь сама рефлексия понятия красоты — явление элитистское. Красота, какой мы ее знаем по истории искусств, — это по большей части красота глазами богатых. В огромной степени она есть отражение социального запроса на отдельность и инаковость, красота-стигма.

В «Истории красоты» — масштабной монографии, вышедшей под редакцией Умберто Эко, — подробно выписаны мельчайшие изменения идеала в его связи с эпохой. Интересно не только то, как меняется «модное тело» в зависимости от обстоятельств, но и то, как оно живет и двигается: так, женщин XVII века как будто бы расколдовывают — они «начинают» не только добродетельно сиять красотой, но и проявлять индивидуальный характер. Причины? Как минимум одна: укрепление женской монархии. Женщины начинают масштабно действовать — и это действие немедленно приковывает к себе внимание.

Причины наших игр в переодевание в огромной степени социальные, и было бы наивно полагать, что распределение гендерных ролей в современном мире никак не влияет на наш внешний вид. Конечно, влияет. Правда, сегодня человек любого пола — это прежде всего работающий человек; консервативность в распределении гендерных ролей очень хорошо заметна в костюме элит — пожалуй, это та область, в которой перемены происходят медленнее всего: вспомним хотя бы наряды Мелании Трамп или Кейт Миддлтон, которые традиционно принято обсуждать больше, чем поведение их носительниц, известных в первую очередь как жены своих мужей.

Как и во все времена, феминность и маскулинность в образе формируются не в вакууме, а на основании наших ожиданий друг от друга. И с этими ожиданиями явно что-то происходит. Вот например: согласно прогнозам Allied Market Research, мужчины в 2022 году будут вовсю ухаживать за собой в общей сложности на $166 миллиардов — в таких цифрах оценивают рынок мужской косметики. За 2018 год продажи мужских уходовых продуктов выросли на 7% — это данные из официального отчета NPD. Другая интересная цифра — из прогноза все тех же NPD: сегодня порядка 40% людей в возрасте 18-22 демонстрируют интерес к гендерно-нейтральной косметике.

Getty images

Getty images

От того, как выглядит эйдос мужчины сегодня, зависит, что будут шить для отделов мужской одежды и ставить на «мужские» полки в магазинах косметики. А ведь мужская репрезентация тела всегда неразрывно была связана с его социальной значимостью, считает социолог Брайан С. Тернер. (Один из авторов понятия «социология тела» и пионер исследований телесности. — Прим. Forbes Life). Вот только в наше странное время само понятие социальной значимости трансформировалось так, что, кажется, едва ли не вывернулось наизнанку.

Традиционный «успех» в виде увесистых благ как-то подрастерял свою привлекательность, стоило им стать доступными и для женских отрядов тоже. Что мы знаем о социально успешном мужчине сегодня? Довольно мало, и то от противного: что он не злоупотреблял своими полномочиями и не ущемлял кого-нибудь потенциально уязвимого. Что может быть сегодня более отталкивающим эстетически, чем пресловутый «сильный лидер»? Нет, мужская «красота» сегодняшнего дня явно куда как более феминна в том смысле, что позволяет себе чуткость и мягкость. Более того: обязана позволять, поскольку решения о ее успешности или неуспешности принимаются не одним лишь мужским кругом.

Что это значит для ее нового внешнего облика — быть может, мужское тело ждут (наконец-то) платья, а лица — арт-макияж? Появятся ли «мужские» шопперы, в которые можно будет уместить памперсы, бутерброды и ребенка? Быть может, нас ожидает нечто прямо противоположное «великому мужскому отказу»? (Радикальная революция в мужском костюме рубежа XVIII-XIX веков, обусловившая отказ от декоративной избыточности, дорогих тканей, драгоценных камней в пользу минималистичного мужского стиля, — прим. Forbes Life).

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий