Ортодоксальные евреи

Мужчинам

В Восточной Европе

В пределах Российской империи, где со времени раздела Польши было сосредоточено большинство евреев мира, не было организованного реформистского движения, и потому не существовало условий для возникновения ортодоксальных течений в тех формах, в каких это движение развивалось в центральноевропейских и западноевропейских общинах. Однако, начиная со второй половины 19 в., по следам реформ Александра II, маскилим выступили с требованиями изменения традиционного еврейского образа жизни и интеграции евреев в окружающей среде в языковом, бытовом и культурном отношении. Эти маскилим, однако, демонстративно выступали против сторонников ассимиляции, что облегчило проникновение их идей в иешивы и раввинские семинарии. В 1860-х гг. на страницах еврейской печати на иврите развернулась дискуссия между сторонниками и противниками реформ еврейской жизни. Однако эта дискуссия не повлекла за собой размежевания между маскилим и сторонниками традиции, так как многие из раввинов были маскилим, а многие маскилим строго соблюдали галахическими предписания. Экстремистские требования, высказанные некоторыми участниками этой дискуссии, не привели к формированию ортодоксальных и реформистских лагерей; напротив, ряд крупнейших раввинистических авторитетов России выступил против подобного организационного размежевания. Ортодоксальная оппозиция новым веяниям сформировалась как реакция на идеологию Хиббат Цион (см. Ховевей Цион), а затем — сионистского движения.

Избрание деятеля Хаскалы Л. Пинскера главой Хиббат Цион и неудача, постигшая раввина Ш. Могилевера, вызвали в религиозных кругах ощущение, что первоначальная религиозная основа движения Хиббат Цион утрачена, что это национальное движение по своей сути светское и что оно угрожает традиции. Часть религиозных кругов, отстраненных от руководства национальным движением, не приняла впоследствии и сионистского движения.

Подавляющее большинство евреев Восточной Европы придерживалось традиционных взглядов и группировалось вокруг традиционных центров. Сознание еврейской религиозной общественности в России формировалось под влиянием литовских иешив (см. Литва), которые с начала 19 в. развивались в новом направлении, определенном раввином Хаимом из Воложина (см. Х. Воложинер), основавшим там в 1803 г. иешиву «Эц хаим». Литовская иешива была надобщинным учреждением элитарного характера, в котором была принята система мусар, а с начала 20 в. — аналитический метод; ученые — главы иешив и машгихим в иешивот-мусар — сформировали характер религиозной общины в соответствии с традиционной иерархией ценностей в противовес светскому образу жизни. В Польше религиозные круги, впоследствии консолидировавшиеся в ортодоксию, группировались вокруг дворов хасидских цаддиков и хасидских иешив. Существование этих центров традиционной религиозности в Литве и Польше обеспечило успех различным ортодоксальным движениям в этих странах. Распространение Хаскалы, а затем и светской сионистской идеологии повлекло за собой все более возраставшее вплоть до Второй мировой войны отчуждение религиозных кругов от национального движения.

Прическа

Стоит отметить, что существует огромное количество толкований этой заповеди. Однако ортодоксальные евреи воспринимают ее максимально буквально. Что и приводит к появлению пейсов и длинных бород.

Разнообразие и демография

Ортодоксальный иудаизм лишен каких-либо центральных рамок или общего авторитетного руководства. Это не «деноминация «в структурном смысле, но разнообразный спектр групп, объединенных в широком признании нескольких вопросов веры и практики, которые также разделяют сознание и общий дискурс. Отдельные раввины могут и часто получают уважение за пределами границ, особенно признанное децизоры, но каждое сообщество в конечном итоге подчиняется или уважает своих непосредственных лидеров (например, ультраортодокс мир разделяет чувство общей идентичности, но состоит из нескольких крупных отдельных подразделов, каждая из которых включает сотни независимых сообществ со своими раввинами). Помимо этой врожденной множественности, пределы и границы Православия также вызывают большие споры. В самом деле, попытка предложить определение, которое охватило бы все сообщества и подгруппы, бросает вызов ученым. Даже умеренно консервативные подгруппы резко критикуют более либеральные за отклонение от того, что они считают незыблемыми принципами, в то время как строгие сторонники жесткой линии просто отвергают последние как неправославные. Спорные темы варьируются от абстрактных и теоретических, таких как отношение к историко-критическому изучению Священных Писаний, до мирских и неотложных, таких как правила скромности для женщин и девочек.

Чем же отличается ортодокс от обычного хасида?

Итак, что же значит – хасид? На самом деле это название произошло от еврейского слова хасидут, что в переводе звучит как благочестивый праведник, обладающий особым усердием и соблюдающий все предписания иудаизма. Впервые религиозное движение хасидов возникло во второй четверти восемнадцатого века среди представителей еврейской национальности, проживающей не только на территории России, но и в Польше, а также на территории Литвы.

Первоначально под общим веянием того времени появились хасиды каббалисты отличавшиеся от обычных ортодоксов своей религиозной направленностью. Среди хасидов встречались также аскеты-одиночки, которые проводили своё время в молитвах и постоянных постах, напряжённо ожидая спасения. Встречались и такие, которые жили группами, они проводили свои дни в молитвах, исполнении заповедей и постоянном учении. У хасидов того времени были особые молитвы, которые сопровождались танцем и разнообразными движениями. Современный хасидизм широко распространился сначала по территории Украины, позднее попал в Польшу и Венгрию и даже смог превзойти в популярности раввинистический иудаизм, но, несмотря на особую популярность, он не нарушал границы, в любое время, оставаясь верным определённым требования и традициям иудаизма.

Прежде всего, тем, что ортодоксальный еврей должен придерживаться и обязательно соблюдать шестьсот тринадцать правил Пятикнижия, причём делать он это должен ежедневно. Согласно установленным правилам кошерной может быть не только еда, но и одежда. Именно поэтому при её изготовлении не допускается использовать шерсть и лён одновременно, а чтобы не нарушать установленных правил, всю одежду ортодоксы заказывают у проверенных портных.

Ортодоксальный еврей в отличие от того же хасида не может надеть одежду не чёрного цвета. Поскольку нарушать установленные правила нельзя, все ортодоксальные евреи носят только чёрную одежду, причём это правило относится не только к верхней одежде, но и к нижнему белью. Женщины ортодоксальной веры также должны соблюдать установленные правила, а именно, не обнажать ноги и руки, а также область декольте. Для каждой женщины портные шьют специальные чулки и гольфы.

Несколько слов о женщинах

Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.

Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.

Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены – это семья, дом, дети, уют. Все остальное – это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.

Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.

Упадок традиционной учености

Однако в целом того религиозного образования, которое получали наши отцы (глубокое изучение Торы, Талмуда, многочисленных Правоведческих трудов и сводов законов и еще кое-что в придачу), нынешнее молодое поколение евреев почти никогда не получает. В сфере просвещения произошла такая революция, что сторонники как старого, так и нового находятся в полнейшей растерянности.

Вместе с волной еврейских иммигрантов, переселившихся в Америку из европейских гетто в начале 20-го века, приехали и люди большой талмудической учености. Борьба замкнулась в границах конфликта между старым и новым; стоял вопрос, кто победит: иешива или гаскала, еврейская или западная ученость. Законы новой родины евреев быстро разрешили этот спор. Дети были обязаны ходить в светскую школу — что они и делали. Религиозные занятия проводились теперь вечером и в воскресные дни. Это нанесло смертельный удар традиционному еврейскому обучению — хотя в течение целого поколения оно еще с грехом пополам кое-где продолжало цепляться за свои былые позиции.

Однако в какую жалкую пародию оно выродилось! Маленькие дети ходили в хедер, то есть школу, и там их наставлял меламед, то есть учитель. На всякого, кто знает, как все это выглядело, слова хедер и меламед навевают самые мрачные и горькие воспоминания. В меламеды нанимался обычно разве что бедолага-неудачник, который даже в Америке, где улицы вымощены золотом, не мог найти никакой прилично оплачиваемой работы. Чаще всего это был человек невежественный, но очень вспыльчивый и склонный к рукоприкладству. Классом служила обычно его собственная убогая квартира или задняя комната нищей синагоги. Какой разительный контраст со светлыми классами общественных школ и с уверенными, изящно одетыми, образованными учителями-американцами! Мало того: то, что дети учили в американской школе, отвечало требованиям окружающей жизни. А бормотанье меламеда было курьезным эхом неведомого умершего мира. Ну и меламед был, конечно, обречен. Он уступил место талмуд-торе —вечерней школе, где работали учителями молодые американцы и где были доски, мел, звонок, красивые учебники и систематизированная педагогика.

Раньше всего пострадали иешивы — высшие учебные заведения, готовившие раввинов. Иешивы сохранили прежние программы и продолжали учить своих студентов по старинке. А им противостоял богатый выбор блестящих учебных заведений западного типа — от средних школ до колледжей и университетов с аспирантурой, — и в них можно было заниматься любыми науками и искусствами, какие только душа пожелает. Набор в иешивы резко упал, они хирели и закрывались. В Америке происходило то же, что до этого происходило в Германии, когда там начался упадок иудаизма. Многим недальновидным евреям казалось, что они подходят наконец-то к цели, к которой еврейство шло блуждая три тысячи лет.

Но когда вроде бы все пропало, евреи всегда находят способ пройти через Красное море. Нескольким старым раввинам пришло в голову, что если американские законы предписывают всем детям получить светское западное образование, эти законы не указывают, где именно дети должны получить такое образование. Ведь существовали же в Америке частные школы. А что если и иешивам включить в свои программы то, что преподается в американских светских учебных заведениях? Можно таким образом составить расписание, чтобы студентам оставалось время и для изучения Талмуда, и для получения новых знаний. Раввины обратились к властям и заручились их поддержкой.

И вот, наконец, молодые учителя английского языка, географии, истории, высшей математики, естественных наук — люди вовсе не обязательно верующие и даже не обязательно евреи официально впервые за две тысячи лет — перешли порог иешивы. Никак не афишируемое личное начинание небольшой группы людей в нижнем Ист-Сайде города Нью-Йорка в двадцатые годы 20-го века ознаменовало необратимую перемену в истории еврейского народа. Восторжествовало, в конце концов, кредо Рамбама — через семь веков после его смерти. И эта перемена быстро привела к поразительным результатам.

Сионизм и Агуддат Исраэль

В результате того, что на первом Сионистском конгрессе Т. Герцль уклонился от занятия четкой позиции по вопросу о культурной деятельности, боясь оттолкнуть от национального движения широкие круги традиционного еврейства, ортодоксальные круги, видевшие в национальном движении возможную основу политического сионизма и практического сотрудничества, примкнули к сионистскому движению. Однако усиление оппозиции маскилим, требовавших ввести культурно-просветительную работу в сферу деятельности сионистского движения, заставило ортодоксальные круги в сионистском движении организовать свою фракцию Мизрахи, члены которой стремились примирить новую реальность и традицию. Такая позиция вызвала резкую критику со стороны части ортодоксальных лидеров, обвинявших Мизрахи в легитимации сионизма и предательстве традиции. Эта критика повлекла за собой значительное ослабление поддержки Мизрахи религиозными кругами. На десятом Сионистском конгрессе (1911) маскилим сумели добиться принятия резолюции, требующей от сионистского движения проводить «культурную работу», что еще более усилило оппозицию Мизрахи со стороны религиозных кругов и повлекло за собой отставку ряда членов фракции. Резолюция усилила в среде несионистских ортодоксальных кругов ощущение, что двери национального движения закрыты перед ними; с этого времени весь ортодоксальный лагерь вне Мизрахи стал в оппозицию к сионистскому движению.

В 1912 г. в Катовице собрался учредительный съезд организации Агуддат Исраэль, которая была своеобразной реакцией немецких и восточноевропейских ортодоксов на радикальные тенденции в сионизме. Учреждение Агуддат Исраэль было первой в своем роде попыткой ортодоксальных кругов создать собственную влиятельную политическую организацию, использующую современные средства — прессу, политическую борьбу, представительство и т. д. Сущность идеологии Агуддат Исраэль была сформулирована в ее программе, согласно которой следует «решать в духе Торы различные вопросы, которые станут на повестку дня в жизни народа Израиля». Эта концепция — находить в Торе ответы на все актуальные вопросы — возвела гдолей ха-Тора (`великих в Торе`) созданием Совета гдолей ха-Тора в ранг политических лидеров, который они никогда не занимали в традиционных общинах.

В начальный период своего существования Агуддат Исраэль не противилась делу еврейского заселения Эрец-Исраэль, однако после Бальфура декларации, увеличившей среди евреев поддержку сионизма и ослабившей позиции Агуддат Исраэль, усилилась оппозиция сионистскому движению; с этого времени деятельность Агуддат Исраэль сосредоточилась главным образом на укреплении религиозной общины в Европе, и в этой сфере она добилась значительных успехов. Агуддат Исраэль не сумела стать универсальной ортодоксальной организацией. Ультра­ортодоксальные — в первую очередь хасидские — группы не присоединились к Агуддат Исраэль, так как они отрицали политическую деятельность и использование современных организационных форм. Не присоединилась также сильная и организованная венгерская ортодоксия, считавшая, что Агуддат Исраэль недостаточно поддерживает идею создания обособленных ортодоксальных общин, и многие лидеры венгерской ортодоксии даже вели непримиримую борьбу против Агуддат Исраэль. С другой стороны, умеренные ортодоксальные круги отдалились от Агуддат Исраэль. Недовольство части ортодоксальных кругов тем, что Агуддат Исраэль воздерживалась от деятельности в Эрец-Исраэль, привело к тому, что в 1930-х гг. было воссоздано движение По‘алей агуддат Исраэль. Это движение первоначально возникло в Польше в 1920-х гг. с целью защиты интересов рабочих из среды ортодоксального еврейства. В Эрец-Исраэль начало действовать в сотрудничестве с немецким ортодоксальным еврейством и — до известной степени — с сионистскими учреждениями. Уничтожение европейского еврейства нацистами во время Второй мировой войны ослабило политическую оппозицию Агуддат Исраэль сионизму.

Традиции и обряды

Какие соблюдают ортодоксальные евреи обычаи? Что интересного предусматривает их верование?

  • В первую очередь надо рассказать об обрезании. Так, эта процедура предусматривает обрезание крайней плоти мужского полового органа у младенца (на восьмой день от рождения). Считается, что это некий завет между народом Израиля и Богом.
  • В течение всего дня ортодоксальные евреи должны носить кипу (шапочку). Это особый знак уважения к Богу.
  • Перед тем как прочитать утреннюю молитву, представители ортодоксального течения должны надеть талит (покрывало).
  • Каппарот – это традиция искупления своих грехов. Производится она накануне Йом Кипура. Мужчина или женщина должны взять в руки живого петуха и покрутить им вокруг своей головы, приговаривая: «Пусть это будет моим искуплением».

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

Иудей в тфилине и талите

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Упражняться

Закон, обычаи и традиции

Самый важный аспект Минхаг находится в несоответствии между различными Еврейский этнический или общинные группы, каждая из которых также обладает особой традицией галахический постановления, основанные на мнении местных раввинов. Ашкенази, Сефарды, Тейманим, а у других разные молитвенные обряды, несколько иначе кошерный акцентов (по крайней мере, с XII века у ашкенази есть обычай не употреблять бобовые в Песах), и многие другие отличия. Так сделайте, например, Евреи-хасиды и нехасидский одни, хотя оба происходят из Восточной Европы.

Их влияние значительно различается: в консервативных православных кругах, в основном ультраортодоксальных (Харедим ) раввины обладают сильным авторитетом и часто осуществляют свое руководство. Такие органы, как Совет мудрецов Торы, Совет корифеев Торы, то Центральный раввинский конгресс, а Православный собор Иерусалима все они считаются, по крайней мере теоретически, высшими арбитрами в своих сообществах. В более либеральных ортодоксальных кругах раввинов уважают и с ними консультируются, но они редко осуществляют такой прямой контроль.

Ортодоксальный иудаизм подчеркивает соблюдение правил кашрут, Шаббат, семейная чистота, и тефила (ежедневная молитва).

Многих ортодоксальных евреев можно узнать по их одежде и семейному образу жизни. Ортодоксальные мужчины и женщины одеваются скромно, прикрывая большую часть кожи. Замужние женщины покрывают волосы шарфами (Тихель ), снуды, шляпы, береты или парики.

Как обезопасить себя от нежелательного внешнего воздействия

Такая практика, надо сказать, является весьма необычной, так как не имеет смысла пытаться изолировать себя от окружающих или закрывать глаза, например, проходя через аэропорт или магазины и толпы людей. Независимо от того, имеет это смысл или нет, в этой небольшой группе такая практика применяется достаточно часто.

Вышеупомянутая группа считает, что создание светского государства Израиль задерживает приход праведного искупителя Мошиаха Тзидкайну и противопоставлено самому существованию государства Израилева, так как жизнь в пределах его границ является частью религиозных убеждений.

Главный раввинат Израиля

Ортодоксальный иудаизм обладает мощным транснациональным авторитетом даже в большей степени, чем формальные государственные раввинаты Европы, благодаря своему контролю над народом. Главный раввинат Израиля. Регулируя еврейский брак, обращение, усыновление и стандарты питания в стране, Главный раввинат влияет как на население Израиля, так и на евреев во всем мире.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Какие у них правила?

Ортодоксальные евреи имеют ряд своих правил, касательно работы и жизни в целом. Они не выходят на работу в субботу. А под работой ортодоксальные евреи подразумевают также походы в магазин, спуск на лифте, готовку еды. Все, что дозволено делать еврею в воскресенье – это есть, пить и общаться друг с другом. Тенденция последнего времени – разгром или пикетирование ортодоксальными евреями различных заведений, которые позволяют себе работать в субботу. Такими поступками они призывают остальных жить по правилам иудаизма. Ортодоксальная еврейская молодежь придумала себе новое развлечение. Собираясь небольшими группами в субботнее время, они повадились нападать на таксистов и работников магазинов, а также на других евреев, которые, по их мнению, нарушили закон иудаизма касательно субботы.

Нельзя сказать, что жизнь ортодоксальных евреев легка и полна празднеств. Ортодоксальный еврей должен неуклонно соблюдать все правила Торы, а их 613! И это только в будние дни. По этим причинам времени на трудовую деятельность у ортодоксального еврея просто не остается. Любое движение или решение должно быть согласовано согласно правилам Пятикнижия. Свод правил касается пищи – ортодоксальные евреи могут употреблять только кошерную еду, а также придерживаться правил в одежде. Ортодоксальные евреи одежду шьют только у специально обученных портных. Ортодоксальные евреи в обязательном порядке делают обрезание, молятся трижды в день, служат неуклонно Богу и т.д. Получается, ортодоксальные евреи абсолютно равнодушны и не проявляют никакого интереса ни к чему, кроме своей религии.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

Тора — главная книга в иудаизме

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Ультра-ортодоксы

Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда.

Необходимым условием прихода Машиаха является скромная одежда религиозных женщин. Если у вас возникли сомнения по поводу длины юбки или рукавов на блузе – идите к местному раввину! Он для того и посажен общиной, чтобы община соблюдала правила еврейского образа жизни. Если вы – женщина, и ваша одежда не отвечает требованиям местных знатоков Торы, то в районы, где живут ультра-ортодоксы, вам лучше не забредать. Запросто могут побить камнями, таков древний обычай у иудеев! Он также обязывает замужнюю женщину носить головной убор, шляпку или платок. Не приведи Господь, посторонний мужчина или даже сам Машиах увидит немытые пряди ее волос и соблазнится ею! Поэтому свои волосы лучше всего отстричь наголо, а голову покрыть кокетливым париком. Уж на него точно никто из посторонних не польстится. Интересно, что про парики в Галахе –своде еврейских законов и запретов – ничего не сказано.

На машине в религиозные районы лучше по субботам не заезжать вообще. Даже в случае крайней необходимости или же по ошибке (это, кстати, касается туристов, самостоятельно путешествующих по Израилю!), ибо камень в лобовое стекло может надолго лишить вас желания нарушать покой местных мракобесов. Жаль, что у GPS-навигаторов нет пока возможности оградить водителей от таких ошибок.

Видео

Источники

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий