Спор между Японией и Южной Кореей — ключевое экономическое противостояние последних дней. На время оно отодвинуло на второй план даже торговую войну США с Китаем. Как возник и к чему может привести этот конфликт?
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (слева) и президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. Саммит «Большой двадцатки» в Осаке, 2019 год
На прошлой неделе правительство Японии наложило ограничения на поставки в Корею редких материалов, используемых для производства электроники. Ограничение не означает полного запрета, однако для экспорта в Корею японским компаниям отныне нужно получать особое разрешение. Разрешение требуется для каждой поставки. Его получение занимает до 90 дней.
Более того: Япония планирует исключить Корею из списка стран, которые на упрощенных условиях закупают японскую продукцию, предназначенную для военного производства. В список входит фторид водорода. По сообщениям японских СМИ, Южная Корея продавала его КНДР в обход международных санкций. Президент Южной Кореи назвал эти сообщения необоснованными.
Южная Корея — третий по важности для Японии рынок экспорта. В прошлом году его объем составил $53,5 млрд
Ограничения на поставки редких материалов для электроники затрагивают важнейшую область корейской экономики — производство чипов, микросхем и дисплеев. Этот запрет в долгосрочной перспективе способен ударить по крупнейшим корейским компаниям — таким как Samsung и SK Hynix. Они, в свою очередь, поставляют детали производителям устройств: американской Apple, китайской Huawei и другим.
В ответ на эти меры жители Кореи выступили с призывом к своим соотечественникам бойкотировать японских производителей и не посещать Японию с туристическими целями. В социальных сетях появился хэштег #BoycottJapan.
Агентство Bloomberg обратило внимание, что корейские пользователи начали выкладывать в интернете квитанции об аннулировании своих билетов в Токио, Осаку и другие популярные туристические места Японии. В 2018 году 13% объема дохода Японии от туризма пришлось на гостей из Кореи.
Бойкот японских компаний выразился в том, что корейцы призывают, например, покупать одежду не в японском Uniqlo, а в 8 Seconds или Top 10, которые принадлежат Samsung, а вместо японского пива Asahi брать корейское Hito Jinro. Корейский альянс супермаркетов, который объединяет свыше 23 тыс. магазинов, выразил свою поддержку движению и временно приостановил продажу японских товаров, включая сигареты. К ним присоединились независимые магазины и частные торговцы.
Что касается правительства Кореи, то оно предупредило Токио об ответных мерах в случае, если торговые ограничения не будут сняты.
Ссора между двумя соседями и главными партнерами США по региону разгорелась неожиданно. Чтобы разобраться, почему Япония и Южная Корея вдруг оказались на грани настоящий экономической войны, нужно взглянуть на последние сто лет их отношений между собой.
Колониальное прошлое, эксплуатация и десятки нерешенных споров
Нынешний торговый спор между Японией и Южной Кореей имеет глубокие корни, которые уходят в начало прошлого века. С 1910 по 1945 год Южная Корея была колонией Японии. От того периода у соседей осталось множество неразрешенных вопросов, а у корейцев — преимущественно плохие воспоминания:
- мужскому населению Южной Кореи приходилось воевать на стороне Японии во Второй мировой войне;
- японские компании активно использовали корейцев в качестве рабочей силы;
- жителей Кореи метрополия заставляла менять имена на японские.
Это только часть исторических обстоятельств, которые не дают Японии и Корее оставаться торговыми партнерами. Существуют и территориальные сложности. Например, корейцы не согласны, что разделяющее их море называется Японским, в то время как японцы не согласны с тем, что острова Лианкур в этом море после завершения Второй мировой войны управляются корейцами.
Впрочем, даже на таком фоне выделяются две совершенно нерешаемые проблемы. Первая — вопрос о «женщинах утешения». В военное время Япония забирала корейских женщин в сексуальное рабство и заставляла их работать в военных полевых борделях. Несколько десятилетий после 1945 года Япония и Корея спорили о том, как одной стороне искупить свою вину, а другой — принять извинения и не чувствовать себя оскорбленной.
К формальному урегулированию спора стороны пришли только в 2015 году. В то время был основан фонд на $8 млн для компенсаций жертвам эксплуатации. В Корее соглашение вызвало протест населения и спустя два года от фонда отказались. Это, в свою очередь, вызвало негодование японского правительства.
Второе препятствие — эксплуатация японскими компаниями тысяч корейских граждан во время колониального периода. Еще в 1965 году страны подписали соглашение о полном урегулировании этого вопроса — Япония выплатила компенсации на сумму свыше $2 млрд в пересчете на 2019 год, в подписанном соглашении сказано, что проблема улажена «полностью и окончательно».
Однако на практике спор совсем не решен. В 2018 году судебным решением Корея обязала японские компании Mitsubishi Heavy Industries и Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp к выплате компенсаций пострадавшим от эксплуатации корейцам. Mitsubishi и Sumitomo — только две из 70 компаний, аналогичные дела которых рассматривает суд Южной Кореи.
Судебное решение корейского суда стало предвестником торговых санкций Японии 2019 года.
Почему конфликт не объясняется одним только прошлым
Однако нынешняя взаимная враждебность Токио и Сеула может иметь не только исторические корни. Одна из причин — экономика. Так считают опрошенные РБК Quote эксперты.
Ограничивая экспорт в Южную Корею, Япония намерена вернуть себе позиции, которые она утратила за последние 20 лет на мировой экономической арене, считает руководитель аналитического отдела компании «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. По его мнению, именно в этом контексте стоит рассматривать экономический конфликт с Южной Кореей.
В качестве аргумента Тимофеев привел лидерское положение корейского Samsung в сфере высоких технологий. 20 лет назад одним из флагманов рынка была японская компания Sony.
«Есть ощущение, что в вопросах международной политики мировое сообщество вернулось на 200 лет назад: к торговым войнам, барьерам и протекционизму. Не хотелось бы, чтобы вслед за США и Китаем разразилось серьезное противостояние между Японией и Южной Кореей», — заявил аналитик «Инстант Инвеста».
Японские ограничения могут иметь катастрофические последствия для южнокорейской электротехнической промышленности, поскольку они направлены на те материалы, которые Корея не способна оперативно заменить, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев придерживается мнения, что в теории Корея все же способна найти замену японской продукции: «Запасов японских товаров хватит еще на три-четыре месяца. У производителей будет время на получение лицензий и переговоры, благо японцы достаточно сильно зависят от экспорта в Корею, а значит, рычаги давления у Сеула присутствуют. Либо они смогут найти альтернативу, которой может стать продукция Dow Chemical или целого ряда китайских компаний.
Аналогия напрашивается сама собой: действия японцев очень похожи на политику США в отношении китайской Huawei, против которой предприняли точечный, но невероятно мощный удар».
В том, что действия Японии напоминают методы США в отношении Китая и являются протекционизмом, сходятся многие эксперты. «Япония в противостоянии с Кореей пошла по стопам старшего брата — США, — согласился руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. — За последние 30 лет развитие технологий практически поставило на один уровень экономики Японии и Южной Кореи, и тут в регионе и на мировой экономической арене они выступают прямыми конкурентами. А в конкурентной борьбе все методы хороши».
Отрицательные настроения в двух странах нарастают, что затрудняет для правительств поиски выхода из сложившегося положения, пишет Nikkei Asian Preview. Торговые министерства Японии и Южной Кореи находятся в постоянном неофициальном диалоге, однако на решение вопроса в ближайшее время никто не рассчитывает.
Примечательно, что в прошлом в моменты обострения отношений Токио и Сеула в ситуацию всегда вмешивались США. Однако на этот раз, даже посетив Японию и Южную Корею, Дональд Трамп не сделал никаких комментариев, которые могли бы снизить градус напряженности между этими странами.
Два важнейших союзника США в Азии — Южная Корея и Япония — стали на шаг ближе к нормализации двусторонних отношений, омраченных многолетними спорами вокруг ряда острых моментов в общей истории. 4 июля Сеул запустит работу специального совета для решения проблемы трудового рабства, к которому японцы принуждали южнокорейцев во время оккупации Корейского полуострова в 1910–1945 годах. Наряду с территориальными спорами этот вопрос считается одним из главных стопоров для взаимодействия двух стран. Примирение союзников, считают эксперты, и в интересах Вашингтона: в свете северокорейской и особенно активно раздуваемой Штатами китайской угрозы бороться с этими вызовами легче сообща, без отвлечения на двусторонние конфликты.
В товарищах согласья нет
Времена японского колониального господства на обширных территориях Восточной Азии давно прошли, но претензии соседей Японии относительно преступлений ее военных в те годы отнюдь не канули в Лету.
Чаще про это любили вспоминать в Южной Корее, а особенно часто при недавно ушедшем президенте Мун Чжэ Ине. Именно при нем Сеул приступил к пересмотру соглашения с Токио от 2015 года. В нем Япония признала ответственность за преступления своих военных в 1932–1945 годах и обязалась выплатить компенсации всем живущим на тот момент «женщинам для утешения» — бывшим рабыням военных борделей, организованных японскими военнослужащими на оккупированных Токио территориях.
Антияпонский митинг возле памятника корейским женщинам, пострадавшим от насилия японских военных во время Второй мировой войны
Не забыли в Южной Корее и о проблеме репараций для тех, кого японцы принуждали к рабскому труду на своих шахтах и судостроительных верфях. В 2018 году Верховный суд страны постановил, что компенсацию жертвам (их на данный момент осталось около 300 человек) можно выплатить за счет отъема и продажи местных активов японских компаний Mitsubishi Heavy Industries и Nippon Steel. Пока, правда, из-за многочисленных апелляций перейти от угроз к делу в Сеуле не смогли.
Японская сторона между тем полагала, что вопрос о компенсации за принудительный труд был «полностью и окончательно решен» еще в 1965 году в рамках договора о нормализации между двумя странами. И неустанно предупреждала, что арест активов японских компаний станет «красной линией», о пересечении которой южнокорейцы будут горько сожалеть.
Если добавить к этому то и дело всплывавший территориальный спор (страны не могут поделить архипелаг Токто (Такэсима) в Японском море) и затеянную при президенте Муне кампанию за переименование Японского моря в Восточное (по причине того, что общепринятое название служит напоминанием о колониальной политике Японии), становится ясно, почему в последние годы отношения Сеула и Токио не особо клеились.
Несколько лет назад на фоне омрачающих отношения исторических обид и территориальных споров Токио и Сеул прекратили совместные военные учения с США. А в 2019 году Южная Корея чуть было не вышла из соглашения об обмене разведданными с Токио, притормозив исключительно под давлением американцев.
Он новый мир построит
Вступивший 10 мая в должность нового президента Республики Кореи консерватор Юн Сок Ёль, не раз критиковавший своего предшественника-демократа за излишнюю политизацию отношений с соседом, дал понять, что при нем все будет по-другому. И объявил улучшение отношений с Японией наряду с укреплением альянса с США одним из своих важнейших приоритетов.
Показательным шагом на этом пути стало решение о запуске 4 июля под эгидой МИД РК специального совета для решения вопроса о компенсациях южнокорейским жертвам принудительного труда. Главной мерой, обсуждаемой сейчас в Сеуле, может стать создание фонда в размере 30 млрд вон ($23 млн) на репарацию пострадавшим. При этом средства для фонда предлагается взять от местных компаний, в прошлом получившим от Японии гранты и займы на сумму $800 млн. Финансовое же участие японских компаний — преимущественно тех, кому будущая двусторонняя нормализация принесет неминуемые выгоды, — будет добровольным.
Немаловажно, что такая инициатива появилась в ожидании решения Верховного суда Южной Кореи о сроке давности по делам о принудительном труде (том самом, что грозит экспроприацией активов японских компаний). И запуск нынешнего совета призван продемонстрировать Токио, что Сеул пытается снять раздражитель в отношениях дипломатическим, а не только судебным путем.
Желание Сеула перевернуть страницу этой болезненной истории не связано с тем, что южнокорейцы готовы окончательно «понять и простить». Главную лепту скорее внесла геополитика. Одной из ключевых мотиваций Сеула в стремлении примириться с соседом служит желание укрепить американо-южнокорейский альянс, сказала «Известиям» директор Института Японии при Австралийском национальном университете Лорен Ричардсон.
— Новая южнокорейская администрация обеспокоена тем, что ее оставляют в стороне от стратегических событий в регионе. США и Япония остаются ключевыми участниками Индо-Тихоокеанской стратегии, и президент Южной Кореи понимает: чтобы быть частью геополитических событий в Индо-Тихоокеанском регионе, ему придется улучшить отношения с Японией, — пояснила эксперт.
Ссора с возу, США легче
Что касается Японии, то там к примирительным настроениям новых южнокорейских властей поначалу отнеслись без лишних восторгов, предпочтя подождать конкретных шагов. Например, Токио отклонил просьбу Сеула направить на майскую инаугурацию Юн Сок Ёля премьера Фумио Кисиду. Тем не менее на церемонии побывал глава МИД Ёсимаса Хаяси — чиновник достаточно высокого уровня, чтобы продемонстрировать: Япония готова говорить с Южной Кореей об улаживании напряженных отношений, но любое долгосрочное решение их тлеющих политических споров будет нелегким.
Лидер КНДР Ким Чен Ын во время испытаний баллистических ракет
Отклонили в Японии и предложение США свести за одним столом лидеров двух стран во время майского турне американского президента Джо Байдена в Азию. Но зато на завершившемся на прошлой неделе саммите НАТО в Мадриде Юн, Кисида и Байден провели трехстороннюю встречу, где двое первых обменялись довольно приветливыми заявлениями.
«Честно говоря, поведение Южной Кореи меня огорчает. Но когда дело доходит до противодействия Северной Корее, Япония не может действовать в одиночку без сотрудничества с Южной Кореей», — написал Кисида в своей книге, опубликованной еще в 2020 году. С тех пор угроза со стороны КНДР лишь набрала обороты (с начала года Север, по японским данным, испытал уже 28 баллистических ракет), вынуждая и Токио идти на примирение с Сеулом ради общей безопасности.
— Токио был отстранен от региональных усилий по проблеме Северной Кореи с помощью дипломатии на высшем уровне. И с точки зрения Японии сотрудничество с Южной Кореей важно из-за угрозы безопасности со стороны КНДР, — заметила Лорен Ричардсон.
Небольшие подвижки на пути совместного реагирования на эту угрозу, к слову, уже произошли. В середине июня, в ходе первой с 2019 года трехсторонней встречи глав минобороны США, Японии и РК, в кулуарах сингапурского диалога по безопасности Шангри-Ла стороны договорились возобновить в августе трехсторонние учения у берегов Гавайев по отражению баллистических ракет.
По словам старшего исследователя Фонда Карнеги за международный мир Александра Габуева, США всегда стремились способствовать нормализации отношений между своими союзниками, будь то в Европе или в Азии.
— Но если в Европе есть НАТО и там странам-членам приходится договариваться между собой, как сейчас пришлось Финляндии и Швеции с Турцией, то в Азии, где обе страны связаны договорами с США по отдельности и единого союза нет, посредническая роль Вашингтона всегда была очень важна, — отметил эксперт.
По его логике, нормализация между Токио и Сеулом позволит спокойнее работать в трехстороннем формате с США и подключать обе страны к взаимодействию с союзниками Штатов по НАТО и такими странами, как Австралия и Новая Зеландия, «для сдерживания Китая и мониторинга северокорейской угрозы».
Причем в большей степени надежды на укрепление трехсторонних отношений США связывают именно с противостоянием китайской, нежели северокорейской угрозе, отметила Лорен Ричардсон.
У КНДР нет желания запугивать Японию запусками ракет, единственной потенциальной целью Северной Кореи на японской территории может быть инфраструктура США. Такое мнение доцент Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук Андрей Губин высказал в среду, 2 ноября.
По словам эксперта, выражение Японией протеста относительно запусков ракет является стандартным ответом.
«Япония в случае любых действий северокорейской стороны, которые ей кажутся угрожающими, созывает разного рода заседания. Поскольку если говорить об ответных запусках, то у Японии пока такой возможности нет. При этом недавно японская сторона не исключила приобретения крылатых ракет морского базирования «Томагавк» у США. Но это может произойти не раньше 2026 года», — сказал Губин в беседе с Lenta.Ru.
Он высказал уверенность, что КНДР залпами своих ракет не преследует цели угрожать безопасности Японии, поскольку это государство само по себе не попадает в список возможных противников Северной Кореи. Япония воспринимается северокорейским руководством исключительно в привязке к Соединенным Штатам.
«На территории Японии располагаются американские военные, боевые корабли и авиабазы, которые в случае необходимости могут быть использованы против Северной Кореи. Поэтому именно американская военная инфраструктура может быть в случае такого конфликта целью, но не японская территория сама по себе. Никакой нужды запугивать простых японцев нет абсолютно», — подчеркнул политолог.
В отличие от ситуации, когда существовали всесторонние переговоры по северокорейскому ядерному вопросу, то есть фактически до 2006 года, сейчас Япония уже не является участником переговорного процесса и в вопросах урегулирования безопасности на северокорейском полуострове дистанцируется, сообщил Губин.
Также он напомнил, что администрация президента США Джо Байдена, в отличие от администрации экс-главы государства Дональда Трампа, никаких сигналов для диалога не высказывала. Напротив, вся деятельность Соединенных Штатов за последнее время свидетельствует о намерении американцев не только самим укрепиться в регионе, но и укрепить своих союзников: Японию, Республику Корею, Тайвань, а также сделать их более наступательными.
Ранее в этот день официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, заявил, комментируя сегодняшние пуски ракет КНДР, все стороны конфликта на Корейском полуострове должны избегать шагов, которые могли бы спровоцировать рост напряженности, сообщается на сайте kp.ru.
Северная Корея, как сообщили южнокорейские и японские СМИ, запустила около 100 артиллерийских снарядов по морской буферной зоне и не менее 17 баллистических ракет малой дальности в сторону Восточного моря, и одна из них пролетела за Северную ограничительную линию. Как заявили в Сеуле, это стало беспрецедентной провокацией со времен раздела Корейского полуострова, передает НСН. Позднее сообщалось, что КНДР запустила в сторону Желтого и Японского морей еще шесть ракет класса «земля – воздух».
Южная Корея выпустила три ракеты класса «воздух – земля» в сторону Пхеньяна в ответ на пуски КНДР, сообщает телеканал «Звезда».
Кровопролитная война между Югом и Севером, начавшаяся 25 июня 1950 года и формально не завершившаяся до сих пор, унесла миллионы человеческих жизней. Для ее главных участников конфликт завершился хрупким равновесием сил на Корейском полуострове без формального подписания мирного договора. Пути развития разделенного народа разошлись кардинально. Но не менее серьезные последствия Корейская война имела для всего региона и для мироустройства в целом. О некоторых региональных и глобальных последствиях конфликта в районе 38-й параллели — в материале «Известий».
Уничтожение ради единства
Основная цель, которую Север и Юг декларировали в качестве главного повода для активных, в том числе силовых действий на территории полуострова — создание единого корейского государства. Впрочем, по итогам длившейся три с лишним года гражданской войны с иностранным участием ни одна из проблем «не была в реальности решена, а национальное разделение обрело трагически перманентный характер», отмечает профессор истории из Университета Чикаго Брюс Камингс. При этом «горячий» конфликт стал столкновением двух систем — коммунистической, в которой при поддержке Китая и Советского Союза существовала Северная Корея, и капиталистической, которую при участии Запада и прежде всего США строили на Юге.
После войны КНДР и Республика Корея ожидаемо пошли по различным путям развития, которые были предопределены еще до войны и поощрялись союзниками Пхеньяна и Сеула. В коммунистической Северной Корее социально-экономическая ситуация после войны была крайне трудной. Властям нужно было возрождать практически разрушенную страну. Восстанавливаться КНДР помогали СССР, КНР и другие социалистические государства. Общая безвозмездная помощь соцстран составила более 800 млн рублей (в ценах 1953 года), пишет ректор МГИМО Анатолий Торкунов в книге «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории».
Товарищ Ким Ир Сен беседует с крестьянами села Чхонсан
В стране решили провести коллективизацию сельского хозяйства. Печально известный по раннему периоду существования СССР метод привел к серьезным проблемам в продовольственном обеспечении: большинство крестьян голодали. В рамках поддержки села крестьянам разрешили не возвращать взятые во время и после войны ссуды. В начале 60-х стал применяться новый метод политического руководства сельским хозяйством — «метод Чхонсанри» (по названию села, который посетил Ким Ир Сен). Его основные принципы — вышестоящий партийный орган помогает нижестоящим, руководитель лично разбирается с положением дел на месте, ведется политработа с населением, чтобы оно проявляло энтузиазм и творческий подход. «Метод Чхонсанри» стал использоваться как средство идеологического воспитания в духе идей чучхе — принципа опоры на собственные силы. Сформулированный еще Ким Ир Сеном более чем полвека назад идеологический подход остается для Северной Кореи, пожалуй, основным принципом существования.
В первые послевоенные годы Республика Корея оставалась во многом аграрной страной (промышленность была сконцентрирована в основном на Севере). Но уже в 1960-е на Юге началась реализация госпрограмм индустриализации. Правительство направило средства от иностранных займов и деньги национальных банков компаниям, привлеченным к общественным проектам. В результате сформировались десятки семейных конгломератов — чеболей, которые с годами стали творцами экономического чуда. А страна в итоге превратилась в одного из мировых лидеров в таких сферах, как технологии, тяжелая промышленность, медицина и многих других.
Не пошли на Третью мировую
Корейская война стала одним из самых кровопролитных вооруженных конфликтов ХХ века. По разным данным, число погибших там составило от 3 до 5 млн человек, при этом около 70% жертв — это гражданское население. Война «выкосила» около четверти жителей Севера, прежде всего — за счет ударов американской авиации, которая, помимо прочего, использовала боеприпасы с напалмом. Потери, которые понесли американцы, тоже были весьма ощутимыми — в общей сложности в войне участвовали около 1,7 млн военнослужащих из США. Из них свыше 33,6 тыс. человек были убиты, еще почти 8 тыс. до сих пор считаются пропавшими без вести, ранения получили еще 103 тыс. солдат и офицеров.
Масштабными оказались последствия войны и для военно-политической сферы в Соединенных Штатах — возможно, они были бы меньше в случае, если бы США вышли из конфликта победителем. Расходы национального бюджета на оборону выросли в четыре раза, Вашингтон начал обзаводиться десятками военных баз по всей планете, впервые в истории страны после Второй мировой была сформирована огромная для мирного времени армия, а Центральное разведывательное управление получило прежде немыслимо широкие полномочия и соответствующее финансирование, отмечает американский историк Камингс.
Не менее значимым являются не наступившие, а предотвращенные в результате Корейской войны события. Так, столкнувшись с провалом кампании в Корее, Соединенные Штаты совершенно по-другому стали оценивать собственные военные возможности. В беседе с «Известиями» научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов напомнил о точке зрения, согласно которой ход Корейской войны «по сути предотвратил Третью мировую: Соединенные Штаты поняли, что если значительная часть их стратегии не работает в Корее, это означает, что при сражении с более глобальным противником будет еще больше проблем».
Местные жители покидают зону боевых действий, Южная Корея
Поэтому возможность «горячего» конфликта с крупнейшим на тот момент идеологическим соперником — Советским Союзом в Вашингтоне рассматривать всерьез перестали. При этом неутешительные для американской стороны итоги сражений на Корейском полуострове стали своеобразным катализатором холодной войны между США и СССР.
Как писал политолог Александр Фролов, война в Корее «показала также ту огромную опасность, которую таят в себе практически бесконтрольные поставки вооружений своим союзникам, что эскалация конфликта неизбежно ведет к втягиванию в войну новых участников». «На каком-то этапе великие державы — главные поставщики огромного количества вооружений в зону конфликта — осознали, что их клиенты далеко не всегда могут использовать это вооружение должным образом, что может вынуждать их самих вмешиваться в боевые действия», — указывал эксперт, ныне — ведущий научный сотрудник Группы по исследованию проблем мира и конфликтов ИМЭМО РАН. По его словам, Советский Союз и Соединенные Штаты «в определенной степени начали осознавать всю степень риска и своей ответственности и в последующем в подобного рода ситуациях действовали более осмотрительно».
Получили боевой опыт
Война на Корейском полуострове стала важной поворотной точкой в определении путей развития вооруженных сил стран-участниц. Например, напоминает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Константин Богданов, именно там активно и регулярно велись бои реактивной авиации самых передовых стран. «Воздушная война над «Аллеей МиГов» на северо-западе Кореи дала обеим сторонам — США и СССР — большой практический опыт в этой новой для них области, — отметил эксперт в беседе с «Известиями». — Неудачные результаты применения бомбардировщиков B-29, полностью беспомощных против советских истребителей МиГ-15, подтолкнули работы по созданию в США реактивных тяжелых бомбардировщиков как основы сил ядерного сдерживания».
Столбы дыма над железнодорожными путями после американской воздушной атаки
Кроме того, одним из главных новшеств Корейской войны стало широкое использование вертолетов. «Корейский полуостров — это пересеченная местность, бедная коммуникациями. В таких условиях вертолеты оказались удобны для снабжения передовых групп, но главным образом для эвакуации раненых, что создало, по сути, уже современную систему MEDEVAC в вооруженных силах США. Вертолетами во время Корейской войны были вывезены с передовой свыше 18 тыс. раненых», — рассказал Богданов.
Неоконченная война
Формально Корейская война не завершена до сих пор — подписи под соглашением о перемирии поставили представитель сил ООН (американский генерал Уильям Гаррисон) и представитель северокорейской народной армии и китайских добровольцев генерал Нам Ир; Сеул стать участником договора отказался. С тех пор вспышки острой вражды между Севером и Югом сменяются на времена «оттепели».
Один из таких периодов потепления отношений между Сеулом и Пхеньяном пришелся на 2000-е годы, когда прошли первые в истории межкорейские саммиты. Последняя такая встреча, которую в апреле 2018 года провели Ким Чен Ын и Мун Чже Ин, завершилась принятием «Пханмунджомской декларации о мире, процветании и объединении Корейского полуострова». В документе, в частности, прописана приверженность обеих стран денуклеаризации Корейского полуострова и отказ Пхеньяна и Сеула от любых враждебных действий в отношении друг друга.
Президент США Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын, Ханой, Вьетнам
Эйфория от этих достижений, впрочем, продолжалась не слишком долго. Нормализации обстановки на полуострове не смогли помочь и контакты США и КНДР на высшем уровне — первый саммит состоялся в 2018 году в Сингапуре, еще раз президент Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ын встретились в 2019-м во Вьетнаме. Многими специалистами ханойский саммит «без сделки» был признан провальным — слишком принципиальными оказались различия в подходах сторон к процессу ядерного разоружения Северной Кореи. В Пхеньяне, в частности, говорили о готовности к разоружению, но ощутимых уступок и отмены санкций со стороны Вашингтона так и не дождались.
Сейчас тупиковая ситуация в сфере межкорейского урегулирования обострилась — в середине июня Пхеньян сперва объявил о готовности ввести войска в демилитаризованную зону на границе, а затем взорвал межкорейский офис связи, созданный для активизации двусторонних контактов пару лет назад.
Этот демарш по сути стал ответом КНДР на отсутствие значимых результатов усилий Сеула как в плане нормализации отношений с северным соседом, так и в процессе налаживания отношений с Америкой, в котором Южная Корея вызвалась играть посредническую роль. В результате полуостров остается региональным и общемировым очагом напряженности, и универсального рецепта для ее снятия сейчас, похоже, нет ни у кого.
Япония и КНДР
Япония — единственное государство, в полной мере ощутившее на себе разрушительную мощь ядерного оружия, поэтому закономерно ожидать, что ее позиция по этому вопросу будет строго «анти-ядерной». Действительно, Япония активно выступает против ядерных испытаний, распространения ядерного оружия, продвигает разоружение.
Проблема разоружения и нераспространения ядерного оружия часто возводится Японией в число приоритетных вопросов на различных конференциях. Япония также является автором многих инициатив, направленных на продвижение разоружения в мире. Так, в 1994 году на 49 заседании Генеральной Ассамблеи ООН Япония предложила в последствии принятый проект резолюции по ядерному разоружению, позитивно оценив усилия «Соединённых Штатов, России и других ядерных держав» по разоружению, а также успехи действующего Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 года, а также СНВ-1 и СНВ-2.
Не менее конкретной является и позиция Японии касательно ядерных испытаний: ещё в начале 1990-х она была активным сторонником находившегося тогда в обсуждении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и одним из государств, в последствии подписавших и ратифицировавших его. После распада Советского Союза Япония выделила более 100 миллионов долларов США в рамках поддержки уничтожения ядерного оружия на территориях постсоветского пространства.
ДЗЯО ратифицировали 50 государств, однако члены так называемого «ядерного клуба» — Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, — а также государства-члены НАТО отказались его подписывать. Спорное решение Японии же объясняется тем, что страна, не имея собственного ядерного оружия, вынуждена рассчитывать на американский «ядерный зонтик».
Поэтому неудивительно, что, если в официальных документах японского правительства китайская проблема определяется как «вызов», то северокорейская оценивается как «угроза». Это делает КНДР единственным государством с подобным статусом в японской международной дипломатии.
В начале 1990-х реальная перспектива того, что КНДР создаст ядерное оружие возникла впервые (после выхода Республики из Договора о нераспространении ядерного оружия в 1994 г. и игнорирования призыва СБ ООН остаться в Договоре). Когда 31 августа 1998 года КНДР без всякого оповещения провела испытание баллистической ракеты, направив ее в Тихий океан через территорию Японии, негодование Страны восходящего солнца было очевидным. Токио сразу же обьявил об отказе от проведения переговоров с Пхеньяном об установлении дипломатических отношений.
Официально Токио намерен продолжать полностью полагаться на американский ядерный зонтик, дополняя его приобретением у США противоракетных комплексов как сухопутного, так и морского базирования. С тем, чтобы не давать Токио дополнительного повода думать о собственном ядерном вооружении, Вашингтон регулярно официально подтверждает свои «ядерные гарантии» перед Японией и обязуется защищать ее в случае нападения КНДР.
В отношении Пхеньяна действия Токио в основном ограничиваются выражением протестов в связи с регулярными ядерными испытаниями и запусками баллистических ракет северокорейцами. На площадке Организации Объединенных Наций Япония часто обращается в СБ ООН с предложениями ввести дополнительные санкции в отношении КНДР. Нередко она вводит собственные односторонние санкции, на что Пхеньян в свою очередь реагирует ещё большим ограничением контактов с Токио.
Этот признание казалось на тот момент поворотным событием в сложных отношениях двух государств: вскоре после визита северокорейские власти выдали пятерых из тринадцати похищенных Японии (восемь, по признанию Ким Чен Ира, к тому времени уже умерли), а затем, в 2004 году, и их родственников. Однако затем никакого прорыва не произошло, и вскоре взаимоотношения Японии и КНДР охладели снова: в 2006 году Северная Корея провела испытание ядерного оружия, и правительство Японии ввело санкции, полностью запретив импорт из Северной Кореи, на время заморозив вопрос похищений.
Снова о нем заговорили лишь в 2014 году, когда в результате совместных консультаций правительство КНДР пообещало провести повторное расследование вопроса о похищении. Однако результаты действия созданной комиссии Японию не удовлетворили, и в 2016 году северокорейский комитет, почти два года занимавшийся расследованием судеб похищенных специалистами КНДР японских граждан, был распущен после очередных инициированных Японией санкций.
Авг 5, 2021
Независимо от своего исхода, кризис на Корейском полуострове уже заставляет Японию играть все более активную роль в региональной безопасности. Это проявляется в закупках новой ПРО, изменении военных статей Конституции и даже в дискуссиях о необходимости ядерного оружия, что неизбежно вызовет ответную реакцию соседних держав
Северная Корея полна решимости разработать межконтинентальную баллистическую ракету, способную ударить по материковой Америке ядерной боеголовкой. В своем новогоднем выступлении Ким Чен Ын заявил, что страна находится на заключительной стадии разработки подобного оружия. С начала 2017 года Пхеньян уже провел 12 испытаний ракет меньшей дальности, включая запуск ракеты высокой точности 29 мая.
Одновременно президент США Дональд Трамп пообещал, что во время своего президентства не допустит запуска межконтинентальной ракеты Пхеньяном, и заявил, что администрация готовa рассмотреть все варианты, включая военные, чтобы предотвратить это. Как объяснил Ван И, министр иностранных дел Китая, «стороны похожи на два ускоряющихся поезда, летящих друг на друга». Если они столкнутся, то последствия почувствует на себе весь мир, но одной из самых пострадавших неизбежно будет Япония, поэтому в Токио уже активно начали готовиться к худшему.
Быть авианосцем
Если между США и Северной Кореей дойдет до войны, то Япония тоже будет втянута в конфликт. У США десятки военных баз в Японии и более 40 тысяч военнослужащих. В случае войны на Корейском полуострове эти силы будут наносить удары по военным объектам в Северной Корее, а силам самообороны Японии придется играть поддерживающую роль.
По девятой статье японской Конституции, написанной американцами во время оккупации после Второй мировой войны, «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Кроме того, Япония «никогда впредь не будет создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Тем не менее устав ООН дает всем странам право на самооборону, поэтому для Японии считается допустимым иметь вооруженные силы, но только для защиты страны. Даже сегодня японские вооруженные силы официально называются Силами самообороны Японии.
С момента их создания в 1954 году задачей сил самообороны было защищать японский архипелаг и его прибрежные воды от вражеских атак. Взамен США взяли на себя ответственность за наступательные операции за пределами Японии. Это остается основным принципом разделения труда внутри альянса, но ситуация начала значительно меняться в 2015 году, когда правительство Синдзо Абэ ввело новую интерпретацию Конституции, которая разрешает так называемую коллективную самооборону.
По новым законам Япония может, впервые после окончания Второй мировой войны, использовать вооруженную силу не только для защиты себя, но и для защиты союзников, при условии, что ситуация также влияет на безопасность Японии. Это значит, что в случае конфликта на Корейском полуострове, даже если войска КНДР не нападут на Японию, а только на американские силы в Южной Корее, Япония примет ответные военные меры против Северной Кореи.
В любом случае, учитывая, что американские военные используют Японию в качестве «непотопляемого авианосца», независимо от действий японского правительства северокорейские силы все равно атаковали бы американские базы в Японии в случае конфликта. Пхеньян пригрозил этим 11 апреля, когда государственные СМИ КНДР заявили, что «северокорейский ядерный прицел нацелен на американские базы вторжения, и не только в Южной Корее».
Япония располагает системой противоракетной обороны, включая комплексы Aegis, которые работают с судов и перехватывают ракеты во время их средней фазы, и Patriot PAC-3, расположенные на суше и перехватывающие ракеты непосредственно перед их приземлением. Тем не менее эти системы не способны остановить концентрированную атаку нескольких ракет одновременно. В марте этого года КНДР смоделировала такую атаку четырьмя ракетами на базу морской пехоты США в Ивакуни, префектура Ямагути.
Хотя американские базы были бы главной целью атаки КНДР, любые ракетные удары приведут к значительным жертвам среди гражданского населения. Ракеты КНДР не очень точные, а американские базы находятся рядом с японскими городами. Например, авиационная станция морской пехоты Футенма расположена в центре города Гинован, на острове Окинава. В 2004 году вертолет американской армии врезался в университет, который находится всего в трехстах метрах от базы.
Кроме того, главная военно-морская база США Йокосука расположена в столичной зоне Токио – Йокогама, население которой составляет около 38 млн человек. Сейчас в Японии есть опасения, что Северная Корея будет атаковать именно эту густонаселенную область, поэтому во время ракетных испытаний КНДР 29 апреля токийское метро было временно остановлено, пока не стало известно, что запуск не был началом атаки на японскую столицу.
До сих пор у Пхеньяна не получалось освоить технологии размещения ядерного оружия на ракетах. Тем не менее огромный ущерб может быть нанесен и обычными ракетами Северной Кореи, включая ракеты «Нодон» и Scud-ER, которые могут долететь до любого японского города. Также есть опасения, что Пхеньян может использовать ракеты, вооруженные таким химическим оружием, как зарин или VX, – их у Северной Кореи большие запасы.
Помимо ракетной угрозы, в случае конфликта японскому правительству нужно будет репатриировать своих граждан из Южной Кореи, а их там почти 60 тысяч человек. Также война приведет к большому потоку беженцев из обеих частей Кореи. Среди них могут быть переодетые северокорейские военные, представляющие угрозу для внутренней безопасности Японии. В апреле Совет национальной безопасности Японии провел совещание для обсуждения этих вопросов.
Новые покупки
Конечно, несмотря на нынешнюю напряженность, вероятность войны на Корейском полуострове по-прежнему остается довольно низкой – Пхеньян хорошо понимает, что сможет победить США, Южную Корею и Японию. Тем не менее даже без вооруженного конфликта нынешний кризис сильно меняет подходы Японии к вопросам безопасности.
Прежде всего, Япония начинает играть гораздо более активную роль в региональной безопасности. Это включает в себя использование нового права на коллективную самооборону. Поправка уже была использована 1 мая, когда Япония впервые поручила военному кораблю сопровождать военно-морское судно снабжения США в Японском море для встречи с авианосной ударной группой для демонстрации Северной Корее американских военных сил. Ранее такая активная защита союзника считалась неконституционной.
Из-за кризиса на Корейском полуострове Япония все активнее закупает новые виды оружия. Японское правительство рассматривает возможность купить Aegis Ashore, американскую систему ПРО наземного базирования, аналогичную той, что установлена в Румынии и Польше. В Японии хотят, чтобы эта новая система была установлена и введена в эксплуатацию не позднее 2023 года. Япония предпочитает Aegis Ashore системе THAAD, которая установлена в Южной Корее, потому что она дешевле, а диапазон у нее шире.
Такие системы американской ПРО, скорее всего, повысят региональную напряженность из-за того, что и Москва, и Пекин считают, что настоящая цель этих систем в Азии не ракеты Пхеньяна, а ядерное оружие России и Китая. Двадцатого марта российский министр обороны Сергей Шойгу предупредил своего японского коллегу Томоми Инаду в отношении развертывания системы ПРО Японией: «Есть опасения, что это повлияет на баланс сил в АТР».
К тому же в начале мая стало известно, что японское правительство рассматривает возможность приобрести «Томагавки», крылатые ракеты, запускаемые с кораблей или подводных лодок. Сейчас у Японии нет такого оружия, потому что оно всегда считалось наступательным, а не оборонительным. Но в этом году премьер Абэ заявил, что крылатые ракеты могут быть использованы для ударов по местам запуска ракет в Северной Корее. Если альтернативы не будет, то такие удары можно будет классифицировать как акт самообороны, что соответствует Конституции.
В Японии идут активные споры вокруг концепции превентивной самообороны, потому что она может быть использована для узаконивания широкого спектра военных действий, как произошло в случае вторжения США в Ирак в 2003 году. Также приобретение крылатых ракет Японией может еще больше усилить региональную напряженность, потому что в принципе это оружие может быть использовано не только против КНДР, но также против России или Китая.
Помимо открытых дискуссий о системах ПРО и крылатых ракетах, некоторые политики в Токио неофициально начали говорить о том, что в будущем Япония может разработать собственное ядерное оружие. Для Японии, единственной страны, пострадавшей от атомной атаки, тема ядерного оружия очень чувствительная, и правительство официально выступает за полное ядерное разоружение. Но на деле известно, что некоторые члены правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) считают, что поддержка США в ядерном вопросе может быть недостаточной для Японии, окруженной тремя государствами, обладающими ядерным оружием.
Например, Шигеру Ишиба, бывший министр обороны и вероятный кандидат на пост премьер-министра после Абэ, ранее высказывался, что «важно, чтобы мы сохраняли свои коммерческие реакторы, потому что они позволили бы нам быстро разработать ядерную боеголовку. Это средство так называемого ядерного сдерживания». В этом году Япония отказалась участвовать в переговорах в ООН о потенциальном договоре о запрете любого ядерного оружия. По словам министра иностранных дел Фумио Кисиды, причина в том, что «если мы продолжаем эту инициативу, то разрыв между ядерными и неядерными странами будет все более серьезным».
Еще Нобусукэ Киси, премьер-министр Японии с 1957 по 1960 год, выступал за создание Японией собственного «оборонительного» ядерного оружия, утверждая, что, по его мнению, приобретение такого оружия не было запрещено Конституцией. Мнение этого давно умершего политика важно, потому что Киси – родной дедушка нынешнего премьер-министра, и Синдзо Абэ считает его своим политическим образцом для подражания.
Особенности восприятия
Помимо закупок новых видов оружия, нынешний кризис может сильно изменить японское законодательство. С самого своего основания в 1955 году Либерально-демократическая партия хотела изменить девятую статью Конституции, чтобы Япония получила право официально обладать военными силами и использовать их так же, как и другие страны. Хотя ЛДП доминировала в японской политике на протяжении практически всей послевоенной эпохи, до сих пор они не смогли внести эти поправки из-за оппозиции в парламенте и в обществе в целом. Изменение Конституции требует поддержки двух третей обеих палат парламента, а также одобрения на референдуме. Из-за таких высоких требований Конституция Японии никогда не менялась, но кажется, что руководители ЛДП считают, что нынешний кризис представляет для этого неплохую возможность.
В начале мая премьер Абэ воспользовался 70-й годовщиной вступления в силу японской Конституции, чтобы заявить, что он хочет внести в нее поправки до 2020 года. Как он объяснил потом, он хотел бы изменить в том числе девятую статью, чтобы создать более прочную правовую основу для военных сил страны. Что касается сроков, то Абэ сказал, что поправки должны быть одобрены до 2020 года, потому что именно в этом году в Токио пройдут Олимпийские игры.
Объяснение довольно странное, скорее Абэ хочет действовать быстро, пока сторонники изменения Конституции составляют две трети в обеих палатах. Он также надеется, что нынешний кризис на Корейском полуострове убедит население в том, что японским вооруженным силам необходимо играть более активную роль. Есть некоторые признаки, что это ему удается. По опросу, проведенному в мае информационным агентством «Киодо», 56% японцев поддерживают изменение девятой статьи. Кроме этого, Абэ явно хочет, чтобы первые в истории поправки в Конституцию внес именно он, а у него полномочия истекают в 2021 году.
Нынешний кризис на Корейском полуострове станет переломным моментом в истории послевоенной Японии. Решение японцев активнее заняться своей обороной обусловлено чувством угрозы, но некоторые из соседних стран неизбежно воспримут эти шаги как агрессивные и предпримут ответные меры. Северная Корея, безусловно, увидит угрозу в японских закупках оружия и поправках в Конституцию и будет продолжать свои ракетные и ядерные программы. Также, вероятнее всего, посчитают и в Китае, решив, что японские шаги – это признаки, что Япония возвращается к милитаризму 1930-х. В ответ правительство Китая займется дальнейшим укреплением собственных военных ресурсов. Также и Россия вряд ли станет игнорировать растущую военную роль союзника США, расположенного на ее дальневосточной границе. В результате реакция Японии на корейский кризис может привести к более широкой гонке вооружений с серьезными дестабилизирующими последствиями для всего региона.
Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.