- Кто такие стиляги?
- Классические образы стиляг
- Одежда стиляг для мужчин и женщин
- Для женщин
- Одежда для свадьбы в стиле стиляги
- Стильный гардероб из 50-х
- Платья
- Юбки
- Блузки
- Брюки
- Жакеты
- Цветовые решения и модные принты
- Обувь в стиле стиляг
- Макияж в стиле стиляг
- Что можно носить сейчас
- Фотогаларея стиляги
- Советские стиляги
- Откуда взялись стиляги и что означает это слово
- Носки разного цвета и буги-вуги как любимый танец стиляг
- Кто они? Шпионы или просто раскрепощенная молодежь?
- Словечки, которые использовали стиляги и которые до сих пор в ходу
- Приход к власти Хрущева и исчезновение молодежного движения
- Разновидности в зависимости от пола
- Обувь и аксессуары
- Причины популярности образа
- Выбор одежды и обуви
- Для девочки
- Для мальчика
- Прически и аксессуары
- Цветовые сочетания
- Идеи стильных образов
- Видео
Кто такие стиляги?
Специфический термин в середине прошлого века обозначал не только модное направление. Стиляги – это определенный образ жизни, нестандартное мышление, нетипичное поведение.
Для Советского Союза появление молодых людей в ярких экстравагантных костюмах, было удивительным явлением. Страна едва оправилась от тяжелых последствий Второй мировой войны, и жизнь людей была еще трудной и суровой. На фоне серых будней пестро одетая молодежь, танцующая джаз и твист под зарубежную музыку, была откровенным вызовом всему обществу.
Основные идеи стиля доносились из-за океана. Иностранные фильмы, фотографии знаменитых киногероев поражали воображение красотой эффектных нарядов. В далекой Америке люди жили насыщенной веселой жизнью, недоступной советским людям. В отголосках чужой страны новообразовавшиеся стиляги черпали вдохновение и культивировали новый образ жизни.
Молодых людей обвиняли в тунеядстве, бездуховности и подражательстве. Впервые стилягами их назвал писатель Д. Беляев. В сатирическом журнале «Крокодил», газете «Комсомольская правда» и прочих изданиях жестко высмеивали нелепую и абсурдную моду.
Классические образы стиляг
Как мужчины, так и женщины, которые решили для себя одеваться по стиляжной моде, имели отличительные черты. Ну, если для первых обязательным был изысканный костюм, красочный галстук, то для представительниц прекрасного пола все немного усложнялось.
Отличительной чертой этого красочного стиля для них было наличие довольно-таки нескромного, по тем временам, платья. Оно должно было быть яркое, обязательно с веселым рисунком, который привлекал бы внимание. К тому же, девчонки выбирали наряды с открытым верхом и короткими рукавами. Что касается фасонов, то предпочтительными были два:
- «песочные часы»;
- «цветок».
Названия эти фасоны платьев получили от форм, которые создавали при ношении. Платья первого фасона обтягивали бедра своей владелицы и к тому же еще и сужались к коленам.
Второй тип характеризировался наличием пышной юбки, которая выходила из под тонкой талии. Тонкий стан визуально старались уменьшить с помощью широкого пояса. Именно он должен был выделить изящные изгибы. Стиляги советского времени дополнили его еще и большим бантом.
Одежда стиляг для мужчин и женщин
Безусловно, женский и мужской гардеробы кардинально отличались, но основные принципы были едины:
- многообразие цветов;
- необычные фасоны;
- яркие аксессуары.
Все это можно охарактеризовать как вызов системе под влиянием иностранной моды. Нашлись те, кто не захотел быть серыми мышками, они сумели красиво показать свой протест.
Для женщин
Девушки наряжались исключительно в пышные платья или юбки, подчеркивающие одновременно их женственность и игривость. Бессчетное количество оттенков, деталей, подъюбников, которые кружились, задираясь вверх во время танцев. Безумно яркая расцветка сопровождала их во всем. Можно было надеть комплект из юбки и блузки, но очень важно, чтобы они подходили друг к другу и с поясом смотрелись, как единое целое.
Несмотря на всю абсурдность цветов и фасонов, стиляги одевались очень стильно (не зря же их так прозвали).Рукава у блузок или платьев могли быть совершенно различными, чаще всего использовались ¾, 2/3 или крылышки, но так же носили длинные, рукава-фонарики или их могло не быть вовсе, в этом аспекте ограничений не было.
Платья украшались принтами в кружочек, полоску, клетку или узорами в виде цветов. Чем больше принтов, тем ярче образ и тем лучше он смотрится. Узкая талия, часто затянутая широким лакированным поясом, облегающий лиф — максимальная сексуальность форм, бросающая вызов советским устоям. Тонкие лямки, откровенные чулки, дерзкое поведение, смелый макияж, подведенные глаза и ярко накрашенные губы.
Различие было разительно между советскими девушками в бесформенной тусклой одежде и яркими женственными формами, которые подчеркивались контрастом между пышной юбкой с узко затянутой талией. Очень часто такие платья дополняли круглыми бусами, браслетами и другой бижутерии.
Стиляги делились на касты: броские дешевки или лаконичные модные образы, сошедшие с американских журналов. Цветовое разнообразие не всегда являлось весомым критерием, а вот диковинный узор, дорогие серьги, уверенная походка и умение танцевать решали все. Девушки второго типа могли позволить себе надеть лаконичное черное платье или облегающую узкую юбку, при этом ни на каплю не потеряв лоска стиляг.
В 50-е и 60-е годы молодые представители нестандартной субкультуры одевали эпатажную и где-то кричащую одежду не только на тематические вечеринки, но и на каждый день. В современной моде такие решения приветствуются только в деталях. И хотя яркое направление остается актуальным из года в год, мало кто решится на вызывающий внешний вид.
Однако модельеры нашего времени часто используют элементы ретро, что помогает оставаться незаурядной и индивидуальной в своих решениях. Давайте посмотрим, чем отличается женский образ в стиле стиляги:
- Расцветки. Эта деталь в сочетании всегда выступает главной определяющей все направление. Характерными цветовыми решениями считаются яркие природные оттенки – желтый, красный, синий электрик, насыщенный зеленый, оранжевый, малиновый, фиолетовый и другие.
- Принты. Не только монохромный дизайн подчеркнет принадлежность модному направлению, но и принтованные идеи. Самыми популярными остаются геометрические принты – горох и ломаная полоска, а также красочная цветочная абстракция.
- Ткани. Привлекательность и выразительность заключается и в выборе материала для пошива изделий. Актуальными стали женственные легкие и струящиеся ткани – шелк, хлопок, атлас.
Главный предмет костюма – это, конечно, узкие брюки, именуемые дудочками. Кроме фасона нужно помнить, что длина изделий не должна опускаться ниже косточек. Укороченные однотонные брюки открывают всеобщему обозрению яркоокрашенные носки и узкие лакированные туфли.
Вторым элементом мужского костюма является стильный пиджак в крупную клетку или тонкую полоску. Особым шиком считаются широкие плечи и большие накладные карманы.
Рубашка должна также соответствовать эффектному образу. Выбирайте сорочки из тканей насыщенных цветов – желтого, розового, оранжевого, голубого. Отлично подойдет и гавайская рубашка с пестрыми рисунками ярких расцветок. К ней важно правильно подобрать галстук с тем, чтобы избежать «боевой раскраски» образа.
Под темный пиджак стоит выбрать узкую модель типа «селедочка», завязанную на миниатюрный узел. В летнем варианте со светлым пиджаком и голубой рубашкой идеально выглядит «стильный оранжевый галстук», о котором не устает напоминать Валерий Сюткин.
Одежда для свадьбы в стиле стиляги
Наиболее полно претворить в жизнь оригинальную идею поможет предварительный просмотр фильма «Стиляги», который вышел на экраны несколько лет назад. В нем нашли яркое отражение все тонкости стилистической направленности.
Главное в устройстве свадьбы – это одежда и настроение, которое ненадолго вернет всех участников значимого события во времена полувековой давности.
Невеста будет типичной стилягой, если выберет для себя платье до колена с пышной юбкой. Как и полагается, цвет его будет ослепительно белым. А стильности наряду добавит нижняя юбка с густыми оборками, кокетливо выглядывающая наружу. Лучше, если она будет сшита из бирюзового, розового или красного фатина.
Обязательным элементом должен быть атласный пояс. Такую же ленту пускают в волосы, собирая их в аккуратный объемный пучок. Туфли непременно на высоком каблуке, создающем неторопливую плавную походку невесты. Яркая бижутерия, сочные губы и черные стрелки на глазах – финальные штрихи свадебного образа.
Иногда невесте хочется совсем отойти от традиционных принципов формирования праздничного убранства. Тогда красное платье с белыми горошинами, кружевными перчатками и сетчатой вуалью станет отличной находкой для важного события. Оригинальный образ пропитан романтизмом и нежностью.
Одежда жениха должна полностью соответствовать стилю невесты. Если в женском туалете есть красные детали, например, ленты, нижняя юбка, туфли, то мужчина может надеть галстук такого же цвета. Длинные волосы жениха легко укладываются в модный некогда высокий кок. Сейчас сформировать стильную прическу гораздо проще, чем полсотни лет назад.
Свадебная композиция будет неполной, если подружки невесты и друзья жениха не будут соответствовать образам стиляг. Можно посоветовать девушкам яркие платья до колен с пышными юбками. Молодые люди примут эффектный вид, надев цветные рубашки и узкие галстуки.
Несмотря на негативную реакцию современников и откровенное осуждение общества, субкультура стиляг так глубоко проникла в сознание молодежи, что воспоминания о ней продолжают будоражить фантазию модных дизайнеров до сегодняшних пор.
Стильный гардероб из 50-х
Послевоенное время было очень тяжелым не только из-за разрухи, но и из-за того, что человек впервые ощутил на себе понятие «экзистенциального кризиса», то есть кризиса смысла существования. Он отразился не только на поведении людей, но и на моде. Ведь она всегда была отражением состояния общества. Поэтому для молодежи яркий и экстравагантный стиль стал своего рода отдушиной.
Платья
Красивое платье в 50-х стало необходимым видом женской одежды. Самый распространенный силуэт для платья стиля стиляги – песочные часы. Узкий лиф с подчеркнутой поясом слегка завышенной талией сочетается с пышной юбкой. Подъюбник шился из нескольких слоев ткани, впоследствии крахмалился. В моду возвращаются линии корсетного кроя. В вечерних и нарядных платьях используется, ранее забытый, китовый ус.
Женщина в таком платье всегда имеет успех у мужской половины общества. Образцом моды тех лет можно считать роль Людмилы Гурченко в советском кинофильме «Карнавальная ночь». Осиная талия покатая линия плеча и расширенная юбка правильной длины – все это складывается в идеальный образ советской красавицы.
Второй распространенный фасон тех лет (шился, как правило, из ткани «в горошек») имел зауженную к низу юбку. Талия прилегающего платья на пару сантиметров ниже естественного положения. Все помнят роль Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки». Для женщины идеальной считалась фигура слегка полная по сегодняшним меркам.
Пропорции платья 50-х наилучшим образом «уравновешивают» лишние килограммы, но только для фигуры с выраженной талией. Современные модельеры используют пропорции платья «нью лук», чтобы придать идеальные пропорции фигуре с лишними килограммами.
Юбки
Стиляги (фото одежды для женщин 50-х хранятся в каждой семье) одевались очень женственно. Подходящая юбка для стиля на ладонь ниже колен или заканчивается на середине голени. Лучше всего такая длина смотрится на женщине в обуви с высоким каблуком. Второй положительный эффект пышной юбки в стиле «Карнавальная ночь» – она очень красиво колышется, когда девушка движется.
С появлением нового стиля изменилась не только внешность женщины, современница Диора уже может позволить себе женственность и мягкость, ей больше не нужно быть сильной и переносить на себе тяготы тяжелого времени. Высокие каблуки снова входят в моду, а соблазнительные изгибы достигаются утягивающим бельем. Зауженная книзу юбка предполагает женственную походку и неспешный шаг.
Шлица на заднем полотнище юбки позволяет подниматься по лестнице и красиво садиться в машину.
Блузки
К юбкам надевались соблазнительные блузки. Выполненные из полупрозрачного креп-шифона, они как нельзя лучше подчеркивали красоту обладательницы. Часто рукава в области оката имели мелкие складки или сборку, объемная головка рукава должна была подчеркнуть тонкую талию и Х-силуэт в одежде.
В летних блузках пышный рукав-фонарик открывал руки. В фонарике присборенными были верх и низ рукавчика. Блузки богато украшались вышивкой и декоративными линиями кроя. Рубашка для девушек тоже отличалась женственностью и приталенностью.
В моде 50-х годов разрешался глубокий вырез, в сочетании с приподнятой грудью и отсутствие худобы – это создает, бесспорно, очень женственный образ.
Брюки
Для женственного стиля стиляги брюки не были распространенным видом одежды. Но активный отдых с выездами на природу невозможно представить без этой части гардероба. Несколько моделей того времени (дудочки, капри, бермуды) отличаются несильным облеганием в области бедер и заужением книзу.
Завышенная талия в модели брюки-дудочки улучшала пропорции, длина была укороченной на уровне середины голени. Девушки с хорошей фигурой носили шорты умеренной длины и завышенной талией. Застежки на брюках часто оформлялись отделочными пуговицами. Имитация застежки понизу брючины тоже была отделочным элементом.
Даже, сохраняя утилитарную роль, брюки в силе стиляги отличались женственностью и присутствием отделочных элементов.
Жакеты
Судя по фото, обязательным атрибутом одежды для женщин в стиле стиляги является жакет с чуть расширенными плечами. В качестве декора используются большие накладные карманы и контрастный кант по краю изделия.
Маст-хев женского гардероба – короткий жакет от Коко Шанель без воротника. Подобная вещь может стать палочкой-выручалочкой для женщины любого возраста. Она прекрасно смотрится с юбкой-клеш, брюками-дудочками или платьем-футляром.
Цветовые решения и модные принты
Образ девушки стиляги подразумевает буйство красок и преувеличение гендерной разницы в одежде: очень пышные юбки и широкие пояса. Драматичность и выразительность аутфитов достигается использованием контрастных цветов. Причем сочетание может быть совсем нетрадиционным: красное и желтое, черное и желтое.
Одежда стиляги включает в себя преимущественно насыщенные, а иногда кислотные, тона: алый, винный, салатовый, лимонный, сиреневый, мятный, бирюзовый, малиновый, оранжевый, розовый, голубой, синий, изумрудный. Яркие оттенки комбинируются с классическими цветами: черным, белым, бежевым, коричневым, серым.
Для большей красочности и внешней привлекательности дамской одежды стиляги как на фото часто используются принты в виде:
- цветов, бабочек, зверушек,
- абстрактных орнаментов,
- геометрических фигур,
- полос разной ширины,
- разновеликого гороха,
- маковых точек.
Неоновые наряды поднимают настроение, заряжают женщину уверенностью и оптимизмом. Одежда стиляги становится своеобразным тренажером для девушки на пути успеха и востребованности в жизни. Выбор необходимо соотносить с цветотипом прекрасной дамы и ее личными предпочтениями при подборе гардероба. Гармоничнее всего выглядят одежда, содержащая 2-3 кричащих оттенка.
Обувь в стиле стиляг
Немаловажное значение во всем луке имеет его завершение. И в этом стильные модники 50-х и 60-х годов отличались практичностью. Девушки носили удобную обувь на устойчивом каблуке не выше семи сантиметров. В этом случае актуальны как широкие колодки, так и изящная рюмочка или kitty heels.
Наряд в стиле стиляги удачно дополняли и аккуратные романтичные балетки, классические лодочки или, так называемые, «корочки на манной каше». Последний вариант представляет собой закрытые полуботинки на светлой каучуковой подошве. В современной моде эта обувь напоминает английские оксфорды.
Макияж в стиле стиляг
Модницы 50-х и 60-х были радикальны и в make-up. Если основная часть советских женщин предпочитала естественность в макияже, образ стиляги нельзя представить без ярких накрашенных губ. Зачастую эта часть лица была насыщенного красного цвета. Однако приветствовались и малиновые, морковные и винные оттенки.
В современной моде считается гармоничным выделение только одной зоны – либо глаз, либо губ. Ретро-направление предполагает акцент всех зон. Самыми простыми для глаз стали smoky eyes или черные стрелки. Но в тренде было и использование нескольких теней контрастных цветов.
Что можно носить сейчас
Конечно, сейчас нам никто не запрещает носить абсолютно любую одежду, однако вряд ли захочется обращаться к старым стилям, имея перед собой все разнообразие современной моды. Многие элементы одежды в стиле стиляг считаются обычным явлением сегодня. Никого не удивит банальная цветная рубашка, галстук или сумка.
Обувь того времени, наоборот, стала сегодня еще более популярной: броги, оксфорды, туфли найдутся в гардеробе у каждого. Толстая подошва буквально только что вошла в общественную моду, а приталенные пышные платья никогда из нее и не выходили.
Хотя в повседневной жизни лучше ограничиться небольшим количеством подъюбников и цветов, но на праздничное мероприятие вполне можно надеть «стиляжный» фасон. В моду вновь входят сумасшедшие аксессуары с ярким принтом.
Спокойный по цветовым сочетаниям образ можно разбавить цветными носками, сумкой или поясом, это сделает ваш облик интересным. Конечно, если вы используете броские элементы в единичном количестве, а не во всем образе.
Другое дело, сочетание всего костюма вместе или совсем уж стилизованные предметы гардероба, такая одежда подойдет разве что для вечеринки в стиле стиляг или постановки танцевального номера. Существуют даже специальные театральные магазины-прокаты, где продаются те самые платья для женщин и пиджаки с галстуками для мужчин.
Сегодня во многих школах, кружках, местах отдыха или танцевальных коллективах любят заимствовать наряды или элементы стиля стиляг, так как он все же остается одним из самых характерных и жизнерадостных стилей как в одежде, так и в образе жизни.
Особенно интересен такой наряд был бы для детей, поскольку их обликах редко используются столь яркие цвета, как в стиле стиляг. Отчасти, они захотели бы узнать историю такого цветастого, стильного имиджа. Безусловно, сейчас существует множество ответвлений уже устаревших субкультур, среди которых вполне могут найтись любители джаза, которые по сей день предпочитают такой внешний вид.
Фотогаларея стиляги
Советские стиляги
Стиляги — это молодёжная субкультура СССР конца 1940-начала 1960-х. Для них были характерны нонконформизм, специфические сленг и следование западным стилям одежды, танцам, музыке и прочим.
Самые первые стиляги стали появляться в конце 40-х прошлого века. Они являли собой протест советскому обществу. Стиляги были подчёркнуто аполитичны, отрицали некоторые нормы общественной морали, циничны. Те, кто вернулись из Западной Европы, привезли с собой множество украшений, одежды, обуви, журналов. Вот как раз эти вещи стали началом протестного гардероба для стиляг «из народа».
Впервые термин «стиляга» был упомянут в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст вышел в журнале «Крокодил», где описывался вечер, на который явился «разодетый на иностранный манер» молодой человек, гордившийся своим пёстрым нарядом и умением танцевать зарубежные танцы.
Ну конечно же он вызвал смех у других, «нормальных» студентов. В фельетоне была представлена и подруга стиляги Мумочка «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод».
Эта статья стала началом кампании против тлетворного влияния Запада. Также есть мнение, что термин пришёл из музыкальной среды, где у джазовых исполнителей был термин «стилять» — то есть копировать чужой стиль игры. «Дуть стилягу» — играть в подражательной манере.
Уже начиная с 50-х годов стиляги постоянно подвергались остракизму. Представителей этой субкультуры постоянно высмеивали в прессе, пропесочивали на комсомольских собраниях, а дружинники преследовали их на улицах, портя им одежду и отрезая волосы. Насильно отводили в милицию, где фотографировали для всяких обличительных статей.
Небольшие послабления были во время выставки Пабло Пикассо в 1956 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор с моделями (1959 год) и фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году. Тогда были небольшие послабления в преследованиях (чтобы гости столицы не увидели избиений и арестов на улицах), но потом возобновлялись с большей силой.
В середине 60-х движение стало угасать. Часть исследователей считают, что представителей субкультуры начала 60-х к стилягам уже относить нельзя. Но несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами ещё лет десять называли модников.
У стиляг был уникальный специфический внешний вид, своя манера поведения, сленг и музыкальные предпочтения. Вкусы во многом сформировали «трофейные» фильмы — «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», картины с Диной Дурбин.
Самые первые стиляги носили мешковатые двубортные разноцветные пиджаки, яркие носки, шляпы с широкими полями, цветные шёлковые или гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, пёстрые галстуки.
Позже наряды стали элегантнее: брюки-дудочки шириной в обязательные 22 см, зонты-трости, джинсы, узкие галстуки-селёдки.
К началу 60-х стиляги стали называть себя «штатниками», в честь следования американской моде. К тому времени уже были в моде строгие плащи с верхней пуговицей, костюмы из чистой шерсти, ратиновые пальто в английском стиле, сшитые у портного шляпы, туфли с перфорированными носами или американские солдатские ботинки, широкие серые пиджаки с платочком, выглядывающим из кармана.
У девушек-стиляг такого строгого собственного стиля не было — они просто копировали фасоны из прибалтийских модных журналов: пышные или узкие юбки, яркие блузки с цветочным принтом, туфли с удлинённым носком, элегантные брючки.
Стиляги побогаче отоваривались у фарцовщиков или приезжих иностранцев и заказывали пошив вещей из западных тканей, покупаемых в комиссионных магазинах. Стиляги из семей победнее шили плащи и брюки из брезента, а на ботинки наклеивали «манную кашу» — подошвы из каучука, или же микропоры, которые потом сбоку гофрировали.
Ну и конечно же, особым шиком считалось иметь заграничные портсигары, зажигалки, авторучки и игральные карты с девушками в стиле рin-up.
Причёски были особым шиком: начёсанные и набриолиненные «коки» на лбу. И усики-«мерзавчики».
Девушки красились ярче чем обычные советские девушки. Яркая помада, густая подводка, а волосы завивали и укладывали вокруг головы. К 60-м годам из-за фильма «Бабетта идёт на войну» стала невероятно популярной начёсанная бабетта, которую носила главная героиня фильма в исполнении Бриджит Бардо.
Многие представители молодого поколения узнали о стилягах из известного фильма с одноименным названием. Сегодня сложно представить, что бывали времена, когда в обществе строго осуждалось любое проявление интереса к западной или американской культуре. Необычно одетые и странно разговаривающие молодые люди вызывали интерес и в то же время порицание.
Давайте вспомним, как возникло движение стиляг, какая одежда была модна среди них и почему представителей этой субкультуры называли шпионами.
Откуда взялись стиляги и что означает это слово
В конце 1940-х годов в СССР стали появляться первые стиляги, иначе говоря, молодежь, которую не устраивали стереотипы социалистического общества. Некоторая циничность в суждениях, аполитичное поведение и пренебрежение отдельными нормами общепринятой морали стали отличительными чертами этого движения. Трофейная одежда и обувь, образы из западных журналов составили базу для непривычного внешнего вида стиляг.
Многих привлекала модель поведения, показываемая в иностранном кино. Казалось, что «там» все иначе, легко, просто, оригинально. Понятно, что это было не так, но чем меньше информации, тем привлекательнее.
Термин «стиляга» возник в 1949 году. Тогда был опубликован сатирический фельетон Д. Г. Беляева в знаменитом юмористическом журнале «Крокодил». В очерке был описан обычный школьный вечер, куда пришел молодой человек, ярко одетый, смешно танцующий, подражающий иностранцам, то есть имеющий странный стиль. На деле он оказался необразованным и тщеславным человеком.
Носки разного цвета и буги-вуги как любимый танец стиляг
Первые представители движения одевались весьма комично. Молодые люди надевали широкие брюки обязательно яркого цвета, свободные пестрые пиджаки, широкополые шляпы, обувь с острыми носами, рубашки с гавайским рисунком, галстуки с изображением драконов, птиц, макак. Очень модной была «фишка» с цветными носками разного цвета. Позднее стали, наоборот, модны брюки-дудочки, дефицитные джинсы, тонкие галстуки с узелком и зонт-трость.
К 60-м годам мода сместилась в сторону строгих плащей, элегантных пальто в британском стиле. Носили стиляги дефицитные шерстяные костюмы, грубые солдатские ботинки и элегантные туфли с перфорацией на носке. Писком моды был кок на голове, как у Элвиса и усики-«мерзавчики».
В отличие от мужчин, девушки-стиляги не могли похвастаться собственным стилем. Они использовали фасоны, найденные в журналах из Прибалтики или дружественных соцгосударств. Выбирались красивые пышные или наоборот узкие юбки, цветные блузки с принтом, остроносые туфли.
Девушки ярко красили губы и густо подводили глаза. В качестве прически сооружали «венчик мира», то есть укладывали завитые волосы в виде круговой волны, а после появления ленты «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо начали делать так называемую бабетту, как у прекрасной актрисы.
Любимым танцем стиляг считался буги-вуги, появившийся в Европе и основанный на афро-американских танцах. Вне конкуренции был рок-н-рол. Молодежь слушала Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Когда появились магнитофоны, стало проще.
Кто они? Шпионы или просто раскрепощенная молодежь?
В СССР стиляг часто изображали в фильмах, и это были не слишком приятные образы. Преступник, злодей, бездельник, безработный или презираемый отшельник — такими они представали перед зрителями. В очерках и фельетонах из них делали алкоголиков и деградирующих персонажей. А в журналах частенько появлялись карикатуры, где стиляги были настоящими мятежниками или ужасными иностранными шпионами.
С 1950-х годов началось преследование представителей этой субкультуры. Их «песочили» на комсомольских собраниях, дружинники гонялись за ними по улицам, милиционеры доставляли в отделения, где стиляг снимали на фотопленку для позорящих статей. Группы агрессивно настроенной молодежи могли испортить им одежду или даже насильно обрезать волосы.
Иногда случались просветы. Например, в 1956 году, когда состоялась выставка работ великого Пикассо или в 1959 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор со своими прекрасными моделями. Ну и, конечно же, приятным был 1957 год, ознаменованный молодежно-студенческим фестивалем. Но культурные мероприятия заканчивались, и давление начиналось снова.
Словечки, которые использовали стиляги и которые до сих пор в ходу
Стиляги использовали забавные фразы и слова, то есть говорили на собственном сленге. Не все понимали, что в основном тут использовался английский язык, просто к словам для удобства были добавлены окончания и суффиксы, привычные для русского уха. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, «шузы» (shoes), о которых говорила знаменитая Верочка из «Служебного романа» спустя много лет — это не что иное, как обычная обувь на достаточно высокой подошве. Иногда стиляги шли в кино «лукать» (look) фильм. В переводе это означает смотреть. Известные места, где проходили встречи, называли Бродвей. Обычно это была центральная улица какого-то города.
Приход к власти Хрущева и исчезновение молодежного движения
Когда к власти пришел Никита Хрущев, субкультура стиляг постепенно стала исчезать. Возможно, это связано с некоторыми допущенными правительством послаблениями. У молодежи появились другие, новые увлечения и интересы.
В середине 60-х годов XX века стиляги встречались все реже и реже. Тем не менее, еще долгое время модных, ярко одевающихся или пытающихся создать свой стиль молодых людей и девушек называли стилягами. Этот термин постепенно стал означать «модный человек».
Субкультура, пережившая расцвет в 50-80 годах, – неформалы, взорвавшие советские устои и традиции. Главную роль сыграли броские образы и поведение, у представителя стиля стиляги одежда отличалась яркостью, сексуальностью и неординарностью. Их внешний вид не соответствовал привычному и был совершенен в своей неадекватности. Стиль жизни стиляг был под стать одежде: безумным, красочным, бунтарским.
Разновидности в зависимости от пола
Девушки наряжались исключительно в пышные платья или юбки, подчеркивающие одновременно их женственность и игривость. Бессчетное количество оттенков, деталей, подъюбников, которые кружились, задираясь вверх во время танцев. Безумно яркая расцветка сопровождала их во всем. Можно было надеть комплект из юбки и блузки, но очень важно, чтобы они подходили друг к другу и с поясом смотрелись, как единое целое. Несмотря на всю абсурдность цветов и фасонов, стиляги одевались очень стильно (не зря же их так прозвали). Рукава у блузок или платьев могли быть совершенно различными, чаще всего использовались ¾, 2/3 или крылышки, но так же носили длинные, рукава-фонарики или их могло не быть вовсе, в этом аспекте ограничений не было.
Платья украшались принтами в кружочек, полоску, клетку или узорами в виде цветов. Чем больше принтов, тем ярче образ и тем лучше он смотрится. Узкая талия, часто затянутая широким лакированным поясом, облегающий лиф — максимальная сексуальность форм, бросающая вызов советским устоям. Тонкие лямки, откровенные чулки, дерзкое поведение, смелый макияж, подведенные глаза и ярко накрашенные губы. Различие было разительно между советскими девушками в бесформенной тусклой одежде и яркими женственными формами, которые подчеркивались контрастом между пышной юбкой с узко затянутой талией. Очень часто такие платья дополняли круглыми бусами, браслетами и другой бижутерии.
В современном мире сложился стереотип, что парню не так важен имидж и внешний вид, но это не касается стиляг. Здесь трудно определить чей облик был красочнее и смелее. Основой мужского гардероба стиляг являлись зауженные цветастые брюки-дудочки на подтяжках и пиджак — дерзкая аналогия классического мужского костюма. Пиджаки сильно отличались от тех, что носило большинство в те годы. Удлиненные, приталенные, с нашитыми карманами, массивными плечами – фасонам не было конца, но все демонстрировали мужской силуэт и четкость линий (в отличие от советских, чаще всего, бесформенных пиджаков). Наиболее популярна была крупная клетка или однотонная ткань. Порой в пиджаках и других деталях совмещалось сразу несколько цветов, походивших на пятна. В этот стиль одежды мужская половина часто добавляла жилетки, джемпера, пуловеры, которые нередко так же были с рисунками. Завершением образа были, безусловно, рубашка и узкий галстук (его еще называют «галстук-селедка»), все безумно ярких оттенков – вот их стиль, мужская мода у стиляг играла ничуть не меньшую роль, чем женская. Стоит сказать еще об одной детали — цветастые носки, отчасти для их демонстрации стиляги специально носили укороченные брюки.
Обувь и аксессуары
В образе одну из основных ролей играли аксессуары:
- вечерние перчатки;
- объемные сережки;
- чулки с подтяжками;
- ободки на голову или платки
- небольшие сумочки или ридикюли.
Чулки было трудно достать в СССР, девушки иногда шили их сами (как и одежду) или просто подрисовывали швы карандашами. Для всех аксессуаров подбирались самые жизнерадостные цвета: желтый, розовый, синий, зеленый – оттенки были чуть ли не люминесцентными. Для мужчин это, безусловно, галстуки (значительно реже бабочки), подтяжки, в редких случаях запонки – украшенные узорами, будто из современных комиксов. Но, конечно, основным аксессуаром являлась прическа: кок для мальчиков, бабетта и начесы для девочек, закрученные в кудри челки.
Прически отличались объемностью, обилием лака, так получалась аккуратная, но игривая укладка, идущая в разрез с традициями. В качестве головного украшения или дополнения к прическе девушки нередко использовали атласные повязки, крупные заколки или банты.
Обувь для девушек – это, конечно, туфли: с острым носком или вовсе без него, на ремешке и каблуке средней высоты. В них удобно танцевать и, благодаря им, образы выглядели особенно элегантно и женственно. Нередко вместо гольф или чулок, под туфли надевали короткие светлые носочки, придающие игривость. Главной отличительной чертой мужской обуви, характеризующей стиль стиляг, были ботинки , похожие на современные оксфорды или броги, только чуть более грубые и на толстой каучуковой подошве. Обувь стиляги предпочитали классических цветов, будто успокаивающих образ: белые у мальчиков, черные у девочек, но это было характерно не для всех: многие все же в обуви предпочитали насыщенные краски.
Конечно, сейчас нам никто не запрещает носить абсолютно любую одежду, однако вряд ли захочется обращаться к старым стилям, имея перед собой все разнообразие современной моды. Многие элементы одежды в стиле стиляг считаются обычным явлением сегодня. Никого не удивит банальная цветная рубашка, галстук или сумка. Обувь того времени, наоборот, стала сегодня еще более популярной: броги, оксфорды, туфли найдутся в гардеробе у каждого. Толстая подошва буквально только что вошла в общественную моду, а приталенные пышные платья никогда из нее и не выходили. Хотя в повседневной жизни лучше ограничиться небольшим количеством подъюбников и цветов, но на праздничное мероприятие вполне можно надеть «стиляжный» фасон. В моду вновь входят сумасшедшие аксессуары с ярким принтом. Спокойный по цветовым сочетаниям образ можно разбавить цветными носками, сумкой или поясом, это сделает ваш облик интересным. Конечно, если вы используете броские элементы в единичном количестве, а не во всем образе.
Другое дело, сочетание всего костюма вместе или совсем уж стилизованные предметы гардероба, такая одежда подойдет разве что для вечеринки в стиле стиляг или постановки танцевального номера. Существуют даже специальные театральные магазины-прокаты, где продаются те самые платья для женщин и пиджаки с галстуками для мужчин. Сегодня во многих школах, кружках, местах отдыха или танцевальных коллективах любят заимствовать наряды или элементы стиля стиляг, так как он все же остается одним из самых характерных и жизнерадостных стилей как в одежде, так и в образе жизни. Особенно интересен такой наряд был бы для детей, поскольку их обликах редко используются столь яркие цвета, как в стиле стиляг. Отчасти, они захотели бы узнать историю такого цветастого, стильного имиджа. Безусловно, сейчас существует множество ответвлений уже устаревших субкультур, среди которых вполне могут найтись любители джаза, которые по сей день предпочитают такой внешний вид.
Неординарные изысканные образы, которые ценились еще в далекие 60-е годы, не потеряли своей актуальности и сегодня. Особенно привлекательно выглядят стиляги дети, нарядные, яркие, выразительные. Для составления гармоничных ансамблей необходимо правильно подбирать одежду, аксессуары, цветовые сочетания.
Причины популярности образа
Направление стиляг возникло в Америке в 50-е годы, затем привлекло отечественную молодежь, которая стремилась к самовыражению, протесту против серой обыденности. Кричащие разноцветные вещи всегда притягивали внимание малышей. Маленькие модники стремятся походить на взрослых в поведении, одежде. Именно по этой причине вещи в стиле стиляги получили широкое распространение в детской моде.
В пик популярности направления наряды были вызывающими, экстравагантными. Со временем мужчины стали выглядеть более элегантно, дамы — женственно.
Современные вещи для девочек и мальчиков отличаются торжественным внешним видом. Они подойдут для таких случаев:
- карнавала;
- семейного праздника;
- тематической вечеринки;
- выпускного бала.
Жизнерадостные расцветки, контрастные сочетания, эффектные аксессуары и прически внесут яркие нотки в повседневные образы. Оригинальная одежда часто появляется на подиуме, в музыкальных клипах, кинофильмах, на сцене, актуальна для прогулок и отдыха.
Выбор одежды и обуви
Стиль стиляги отлично подходит для праздничной детской одежды. У девочек и мальчиков, которые с детства носят стильные яркие вещи, формируется идеальный вкус. Особое внимание уделяется выбору фасона моделей верха и низа, обуви.
Для девочки
Главной деталью образа маленькой принцессы станет яркое пышное платье с простым лифом без украшений и объемной юбкой-колоколом. Подходящим дополнением модели будет широкий пояс контрастного цвета. Допустимы любые рукава:
- длинные или три четверти;
- короткие;
- прямые;
- в форме летучей мыши;
- в виде фонариков.
Привлекательный тандем получается из пышной юбки с несколькими подъюбниками и блузки либо приталенного топа. Оптимальная длина наряда стиляги для девочек достигает колена, возможны другие варианты. Эффектный образ дополнят аккуратные туфельки, балетки или босоножки с необычным дизайном.
Полным девочкам рекомендуется заменить пышные платья прямыми моделями с крупными принтами.
Для мальчика
Часто родители испытывают трудности с подбором яркого и актуального стиля для мальчиков. Образы стиляги идеально подходят для решения подобных проблем. Юные модники прекрасно выглядят в длинных брючках с зауженным кроем и подтяжками. Приветствуются жизнерадостные тона: желтые, красные, зеленые. Штаны должны прикрывать косточку у стопы, если предпочтение отдается укороченным моделям, необходимо обзавестись подходящими носками.
Костюм стиляги для мальчика предполагает подбор яркого верха, желательно контрастного цвета. При составлении праздничных ансамблей красные брючки можно сочетать с желтой сорочкой. Повседневные образы будут более скромными, подойдут однотонные футболки, клетчатые рубашки.
Для завершения образа подбирается подходящая обувь. Идеальным вариантом станут блестящие, тщательно начищенные туфли. В жару уместно использование необычных сандалий, окрашенных в сочные оттенки.
Прически и аксессуары
Образ стиляги не обходится без стильной прически. Самый простой способ предполагает расчесывание волос и закрепление с одной стороны красивой заколки. Можно повязать голову атласной лентой или использовать ободок. Девочкам постарше делают начесы. Наибольшей популярностью пользуются укладки в виде бантика, «бабетта», высокий пучок. Отлично выглядят завитые локоны, украшенные цветами.
Мальчику со средней длиной волос и челкой подойдут поднятые и зафиксированные лаком пряди. Красиво выглядят беспорядочно разбросанные локоны. Подросткам можно сделать «кок». Для этого влажные волосы укладываются при помощи круглой расчески.
Наряд девочки дополняется подходящими аксессуарами. Подойдет пояс, украшенный бантом. Если у платья нет рукавов, поверх надевается ажурное болеро. Маленьким леди понравятся лаконичные сумочки в виде кисета, стильные перчатки. Интересно смотрятся небольшие симпатичные шляпки. Девушки-подростки смогут носить клатчи, броские длинные бусы, массивные браслеты, колье, сережки, коктейльные кольца.
Мальчики эффектно выглядят с подтяжками или ремнями на брюках. Дополнят образ яркие галстуки, бабочки. Поверх однотонной рубашки можно надеть клетчатый или полосатый пиджак, жилетку. Оригинально смотрятся вещи с накладными карманами, широкими плечиками.
Цветовые сочетания
Стиляга всегда должен быть жизнерадостным, активным. Поклонники этого стиля позитивно смотрят на жизнь, любят находиться в центре внимания. Большое значение уделяется подбору расцветок. Актуально использование спектральных оттенков, неоновых тонов. В небольшом количестве применяются белый и черный, нежная пастельная гамма отсутствует совсем.
Одна из характерных черт образа стиляги — сочетание контрастных цветов.
Предметы гардероба, выполненные в красных, изумрудных, фиолетовых, оранжевых, желтых, белых тонах придадут внешности оригинальности. Для составления стильных образов подбирается 2–3 основных оттенка, дополнительно можно применять ткани с разнообразными принтами. Популярностью пользуются полоски, клетка, горошек, цветочные рисунки: незабудки, лилии, астры, маки. Изображения должны быть пестрыми и выразительными.
Красивое платье на выпускной дополняется подъюбником, но не традиционным белым, а цветным. Необычно выглядят несколько разноцветных нижних юбок, надетых одновременно. У стиляг особой популярностью пользовались вязаные свитера с узорами в скандинавском стиле, звериными принтами. Мужчины носили яркие рубашки с гавайскими рисунками.
Несмотря на характерное буйство красок, костюм на выпускной в детский сад или на утренник не должен превращаться в безвкусное сочетание. Важно во всем соблюдать меру, придерживаться рекомендаций стилистов. Так, оформление пиджака в темных синих или зеленых оттенках, идеально сочетается с узкими галстуками. Светлый наряд гармонирует с яркими оранжевыми, желтыми аксессуарами.
Идеи стильных образов
Примеры интересных нарядов помогут подобрать подходящий вариант:
- Маленькая леди сможет надеть на выпускной в детском саду пышное белое платьице с мелким красным горошком. Образ дополняется закрытыми туфельками или балетками алого цвета, которые надеваются поверх светлых носочков. Подходящими аксессуарами станут широкий пояс, крупные бусы, красивая заколка.
- Школьницам подойдет объемное синее платье в крупный белый горох. На талии повязывается алая лента, которая гармонирует по цвету с подъюбником. Закрытые красные туфли на маленьком каблучке, ажурные перчатки, повязка на волосы, сумочка прямоугольной формы завершат стильный ансамбль.
- Маленьким мальчикам придутся по вкусу черные брюки с вертикальными красными полосками. Они отлично смотрятся с васильковой рубашкой и синими сандалиями на липучках. Образ дополняется подтяжками, оранжевыми носками, алым нашейным платком в мелкий горох.
- Для детей школьного возраста выбирают зауженные фиолетовые брюки, которые эффектно выглядят с ярко-желтой рубашкой из шелка и полосатым бомбером. Галстук или бабочка подбирается под цвет сорочки. Подходящей обувью станут черные туфли из кожи с блестящей поверхностью.
Несмотря на то что стиляги дети во всем стремятся быть похожими на взрослых людей, не нужно впадать в крайность и наряжать ребенка в откровенную одежду, плотно облегающую тело. Открытые платья, туфли на шпильке также, яркий макияж смотрятся на выпускницах детского сада и школьницах слишком вульгарно. Очаровательные образы, соответствующие возрасту, помогут мальчикам и девочкам выглядеть мило и элегантно.
Видео
https://youtube.com/watch?v=ZxzseQai62o%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=hUCoWzRaO5E%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=NlU3XqvdgZM%3Ffeature%3Doembed