Определение тренировочной нагрузки

Определение тренировочной нагрузки Мужчинам

Рассматривая содержание тренировочной и соревновательной нагрузки, следует отметить, что, согласно общепринятым представлениям, нагрузки мини-футболистов характеризуются следующими основными компонентами:

– объемом и интенсивностью нагрузки;

– продолжительностью и характером интервалов отдыха;

Кратко остановимся на вышеперечисленных компонентах нагрузки.

По характеру воздействия все упражнения могут быть разделены на три группы:

– общего (в работу включены более 2/3 объема мышц);

– локального (до 1/3 всех мышц);

– частичного воздействия (от 2/3 до 1/2).

В мини-футболе большинство задач спортивной тренировки решается с помощью упражнений общего воздействия. Для решения частных задач, например, развития мышц ног, рук и т. д., могут применяться упражнения локального и частичного воздействия.

Выполнение физических упражнений дает определенную нагрузку на организм спортсмена. Физическая нагрузка складывается из двух компонентов – объема и интенсивности.

Объем физической нагрузки – это суммарное количество выполненных физических упражнений за единицу времени (занятие, неделя, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: километрах (циклические упражнения), часах (ациклические упражнения).

Интенсивность нагрузки – степень напряженности функционирования организма. Интенсивность во многом определяет характер энергообеспечения мышечной деятельности, а, соответственно, и направленность нагрузки.

Интенсивность может характеризоваться как физиологическими показателями (ЧСС, скорость потребления кислорода, расход энергии в единицу времени), так и педагогическими (темп движений, скорость, плотность выполнения упражнений, время преодоления дистанции).

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. В мини-футболе выделяют четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок, каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75 % от ее максимального значения (ЧСС макс.).

2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85 % от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения.

3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95 % от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения.

4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95 % от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений – это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений – это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом:

пороговая – 75 % от максимальной частоты сердечных сокращений;

пиковая – 95 % от максимальной частоты сердечных сокращений.

Чем ниже уровень физической подготовленности мини-футболиста, тем ниже интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности она постепенно увеличивается, вплоть до 80–85 % максимального потребления кислорода (до 95 % частоты сердечных сокращений).

Интервалы отдыха и число повторений

Различают следующие интервалы отдыха:

– полные – продолжительность пауз отдыха обеспечивает восстановление работоспособности к началу следующего упражнения;

– неполные составляют 60–70 % полных;

– сокращенные – повторное выполнение упражнений приходится на фазу значительного снижения работоспособности;

– удлиненные – упражнения повторяются через промежуток времени, в 1,5–2 раза превышающий длительность восстановления работоспособности.

Отдых между повторениями может быть активным и пассивным.

В мини-футболе, как правило, серии высокоинтенсивной работы чередуются с малоинтенсивными упражнениями технического характера (жонглирование, передачи в парах, удары по воротам и т. д.).

9.2. Методика определения тренировочной нагрузки

При составлении планов тренировки и подведении итогов занятий используют несколько методов подсчета нагрузки: первый – по сумме поднятых килограммов (Н.И. Лучкин), второй – в килограммометрах (Н.Н. Саксонов) и третий – по количеству подъемов штанги (КПШ) (Р.А. Роман, А.И. Фаламеев, А.В. Черняк). Остановимся кратко на каждом из этих методов.

Определение тренировочной нагрузки

Рис. 9.2. Зависимость объема тренировочной нагрузки в СФП от времени спортивной подготовки юных тяжелоатлетов

Подсчет нагрузки по сумме поднятых килограммов. Учитывается каждый вес поднятой штанги в одном из упражнений, в целом за тренировку, неделю, месяц и год. Приведем пример.

Атлет в течение одной тренировки выполнил четыре упражнения – рывок, швунг толчковый, приседание и жим лежа. В рывке было поднято 50 кг – 3 раза, 60 кг – 3 раза, 70 кг – 2 раза и 80 кг – 1 раз; сумма поднятых килограммов (тоннаж) составила (50 ? 3) + (60 ? 3)+ (70 ? 2) + 80 = 550 кг (0,55 т). В швунге толчковом – (60 ? 3) + (70 ? 3) + (80 ? 3) + (70 ? 3) = 700 кг (0,7 т). В приседании – (100 ? 3) + (110 ? 3) + (115 ? 2) = 900 кг (0,9 т). В жиме лежа – (50 ? 4) + (60 ? 3) + 70 = 450 кг (0,45 т).

Следовательно, мы определили объем тренировочной нагрузки в каждом из указанных упражнений. Объем же всей тренировки составил: О^ = 550 + 700 + 990 + 450 = 2690 кг (2,69 т). Однако этот показатель характеризует лишь одну сторону тренировочной нагрузки – объем выполненной работы и не отражает качественную сторону, т.е. ее интенсивность. В тяжелой атлетике интенсивность тренировочной нагрузки принято оценивать по среднему тренировочному весу штанги (Вср). Этот вес определяется путем деления суммы поднятых килограммов на КПШ. Например, в рывке.

Определение тренировочной нагрузки

Согласно данным А.В. Черняка по среднему весу штанги нельзя сравнивать интенсивность тренировочной нагрузки в отдельных упражнениях атлетов различной квалификации и весовой категории, так как этот вес характеризует лишь общий уровень развития силовых качеств. Более информативен показатель относительной интенсивности, который определяется величиной отношения (в %) среднего веса штанги к лучшему результату в данном упражнении. Например, при результате в рывке 90 кг относительная интенсивность нагрузки составит:

Определение тренировочной нагрузки

Подсчет нагрузки в килограммометрах (кгм).Замеряется высота подъема штанги в каждом подъеме. В результате этого высчитывается мощность выполненной работы (F = Р ? 1), где F – работа (кгм), Р – вес груза (кг) и 1 – расстояние (м), на которое поднимается штанга. Следовательно, мощность работы зависит не только от веса штанги, но и от роста спортсмена. Например, один атлет поднял штангу весом 80 кг на высоту 1,2 м. Затраченная работа у него будет равна 80 ? 1,2 = 96 кгм. Другой спортсмен этот же вес штанги поднял на высоту 0,9 м. У него работа будет равна 80 кг ? 0,9 = 72 кгм.

Использовать данный метод на практике значительно сложнее, чем первый, поскольку необходимо постоянно фиксировать высоту подъема штанги и выполнять более сложные расчеты. Однако в исследовательской работе этот метод дает более объективное представление о динамике изменения мощности работы каждого атлета в отдельности. Но сравнивать данные показатели одних атлетов с показателями других будет не совсем правильно из-за различий в росте. Более высокие спортсмены имеют, как правило, значительное преимущество.

Подсчет нагрузки по КПШ.Этот параметр отражает только то, что штанга поднята определенное количество раз. Подсчитывается КПШ при выполнении одного упражнения, всей тренировки, за месяц и год. Для того, чтобы использовать данный параметр в анализе тренировочных занятий, учитывают не только КПШ, но и зоны интенсивности. Так, Р.А. Роман предложил градуировать диапазон тренировочных весов через 5%-ный интервал. Наиболее эффективным интервалом в градуировании оказался 10%-ный (А.В. Черняк, А.С. Медведев). В настоящее время в практике различают следующие зоны интенсивности:

1-я зона, включающая малые веса штанги (свыше 50—60%);

2-я зона, включающая небольшие веса (свыше 60—70%);

3-я зона, включающая средние веса (свыше 70—80%);

4-я зона, включающая большие веса (свыше 80—90%);

5-я зона, включающая субмаксимальные и максимальные веса штанги (90-100%).

Таким образом, при оценке тренировочной нагрузки КПШ распределяют по зонам интенсивности, что достаточно полно характеризует как количественную, так и качественную стороны тренировки.

Варианты тренировочной нагрузки.Напомним, что тренировочная нагрузка может быть малой, средней, большой и максимальной. Для малой тренировочной нагрузки характерна работа до 50—60% от лучшего результата, для средней – до 70—80%, для большой – до 90% и максимальной – свыше 90%. Поскольку при работе с подростками тренировочную нагрузку свыше 90% от максимального результата применять не рекомендуется, в дальнейшем мы не будем останавливаться на этом виде нагрузки.

В табл. 9.5 показано соответствие нескольких вариантов соотношения ОФП и СФП трем видам тренировочной нагрузки (малой, средней и большой). Например, средней нагрузке в тренировочном уроке соответствуют три варианта: средняя нагрузка по ОФП (С0) и средняя же по СФП (Сс), т. е. С0 + Сс; малая нагрузка по ОФП (М0) и средняя по СФП (Сс), т. е. М0 + Сс; большая по ОФП (Б0) и малая по СФП (Мс), т. е. Бо + Мс, где «о» – общая физическая и «с» – специальная физическая подготовка.

Примерный вариант распределения тренировочной нагрузки

Определение тренировочной нагрузки

Примечание: Мо, Со, Бо – соответствуют нагрузке по ОФП, Мс, Сс, Б – нагрузкам по СФП.

Тренировочная нагрузка планируется отдельно на урок, недельный, месячный и большой циклы (тренировочные). Большой цикл может продолжаться от 2 до 6 месяцев, а иногда и до 1 года. В работе с юными атлетами 2-годичная начальная подготовка разбивается на несколько тренировочных циклов: первый цикл, включающий всю первую ступень подготовки юных спортсменов (6 месяцев), второй и третий циклы, охватывающие вторую ступень (по 6 месяцев), и четвертый, включающий всю третью ступень (6 месяцев).

Мужчинам:  Получите облегчение: эффективные домашние средства от сухой кожи в паху

Тренировочный цикл, в свою очередь, делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Планирование тренировочной нагрузки по периодам позволяет сознательно варьировать ее в зависимости от поставленных задач, спортивной формы и функционального состояния организма спортсмена.

В табл. 9.6 дается вариант периодизации спортивной тренировки во время начальной подготовки штангистов с 13—14– до 15– 16-летнего возраста.

Примерный вариант периодизации спортивной тренировки юных тяжелоатлетов на 2 года

Определение тренировочной нагрузки

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.3. Вопросы оптимизации тренировочной нагрузки
На протяжении многолетней истории развития тяжелоатлетического спорта особое внимание уделялось изучению и практическому совершенствованию тренировочного процесса, направленного на эффективную спортивную подготовку

Содержание
  1. Планирование тренировочной нагрузки по специальной и общей физической подготовке
  2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-1
  3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-3
  4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-4
  5. 2 Параметры нагрузки. 1 Объём нагрузки.
  6. 2 Преимущественная направленность тренировочной нагрузки.
  7. 1 Особенности построения тренировочной нагрузки.
  8. Определения и классификация
  9. Термины и определения
  10. Вспомогательные гигиенические мероприятия, повышающие работоспособность тхэквондиста
  11. Учебно – тренировочная группа первого года обучения
  12. Учебно – тренировочная группа второго года обучения
  13. Учебно – тренировочная группатретьего года обучения
  14. Учебно–тренировочная группа четвёртого года обучения
  15. Учебно–тренировочная группа пятого года обучения.
  16. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  17. Параграф 12. Нагрузка и отдых
  18. ТРЕНИРОВОЧНАЯ СХЕМА УПРАЖНЕНИЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  19. ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
  20. Физическая нагрузка при декомпенсированном диабете
  21. Комплекс упражнений для утра, чтобы в течение всего дня сохранять бодрость и высокую работоспособность
  22. Тренировочная программа
  23. Линейная разрывная нагрузка (прочность)
  24. Классификация видов нагрузок

Планирование тренировочной нагрузки по специальной и общей физической подготовке

9.3. Планирование тренировочной нагрузки по специальной и общей физической подготовке
Как уже отмечалось, в начальный период спортивной подготовки штангистов особенно большое внимание необходимо уделять оптимальному планированию тренировочной нагрузки при занятиях с

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-1

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-1
В первой половине года обучения1. Совершенствование осанки.2. Совершенствование полученных знаний у опоры (боком).3. Развитие координации средствами

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-3

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-3
Задачи третьего года обучения:1. Совершенствование пройденного в группе УТГ-2.2. Совершенствование устойчивости, «апломб».3. Совершенствование элементов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-4
Задачи хореографической подготовки в учебно-тренировочной группе четвертого года обучения УТГ-4:1. Совершенствование пройденного в группе УТГ-3.2. Методика

2 Параметры нагрузки. 1 Объём нагрузки.

3.2 Параметры нагрузки.

3.2.1 Объём нагрузки.
Под объёмом тренировочной нагрузки в общем случае понимается произведение мощности выполняемой работы на длительность её выполнения. Другими словами, объём нагрузки – это количество работы с определённой мощностью в течение

2 Преимущественная направленность тренировочной нагрузки.

6.2 Преимущественная направленность тренировочной нагрузки.
После того, как мы рассмотрели факторы, влияющие на уровень развития статической силовой выносливости, нужно выяснить, существует ли такое упражнение, которое позволит развивать все недостающие способности

1 Особенности построения тренировочной нагрузки.

7.10.1 Особенности построения тренировочной нагрузки.
Разбивка целевой нагрузки на части. Для того чтобы набрать приемлемое количество очков и претендовать на высокое итоговое место, спортсмену требуется подтянуться на соревнованиях не менее 40 раз. Естественно, что для

Определения и классификация

Определения
С древних времен до появления огнестрельного оружия бой, как вооруженное столкновение воюющих сторон, представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).Словарь Даля так трактует понятие рукопашного боя:

1.1.1. Определения
С древних времен до появления огнестрельного оружия бой как вооруженное столкновение воюющих сторон представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).Словарь В. Даля так трактует понятие

Определения
С древних времен до появления огнестрельного оружия бой как вооруженное столкновение воюющих сторон представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.). Словарь Даля так трактует понятие рукопашного боя:

Термины и определения

Термины и определения
Глубокое дыхание: Сделайте большой вдох ртом, задержите дыхание на одну секунду, а затем 10 секунд выдыхайте почти закрытым ртом, прижав язык к нижним зубам. Должно получиться негромкое шипение. Все дыхательные и прочие упражнения, все вдохи и выдохи

9.1. Физическая работоспособность и тренировочная нагрузка

На протяжении многих десятков лет мы являемся свидетелями значительного роста спортивных достижений тяжелоатлетов молодого возраста. Так, в настоящее время мало кого удивляет тот факт, что тяжелоатлеты подросткового возраста добиваются высоких спортивных результатов, поднимая отягощения, превышающие их собственный вес в 1,5 или 2 раза. Однако при этом надо признать, что эти достижения не являются доступными для массы занимающихся спортом и, в частности, тяжелой атлетикой в молодом возрасте.

70—80-е годы характеризовались значительным ростом спортивных достижений молодых тяжелоатлетов. Их успехи оказали, в свою очередь, большое влияние на повышение популярности занятий с тяжестями среди школьников и учащейся молодежи. Исследования последних 15—20 лет позволили доказать эффективность влияния этого вида спорта как на степень изменения физического развития, так и на совершенствование функциональных возможностей сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и дыхательной систем детей 12—14 лет. В соответствии с результатами этих исследований были разработаны методики тренировки для юных тяжелоатлетов различного возраста.

В то же время дальнейшее внедрение силовой и скоростно-силовой подготовки с использованием дозированных отягощений в систему массового физического воспитания школьников и учащейся молодежи требует новых научно обоснованных разработок по применению тех или иных тренировочных нагрузок. Важно, чтобы при этом определение их оптимальных величин опиралось как на результаты педагогических исследований, так и на выявление функциональных возможностей с помощью физиологических методов.

В данной главе рассматривается методика использования известного показателя физической работоспособности для расчета объективно возможных тренировочных нагрузок при подъеме штанги юными тяжелоатлетами. Это относится как к интенсивности, так и к объемам тренировочной нагрузки в специальной подготовке с учетом физических и функциональных возможностей организма спортсменов.

Физическая работоспособность по принятой международной терминологии (Physical working capacity) – это способность человека выполнять в течение продолжительного времени интенсивную физическую работу (А.А. Аскеров). Большое распространение получило определение физической работоспособности при помощи теста PWC170. По В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковскому и ИА. Гудкову, этот тест основан на следующих двух факторах: 1) учащение сердечных сокращений при мышечной работе прямо пропорционально ее интенсивности (мощности); 2) степень учащения сердцебиений при всякой (непредельной) физической нагрузке обратно пропорциональна способности испытуемого к выполнению мышечной работы данной интенсивности (мощности).

Обоснование теста PWC170 связано с физиологическими закономерностями. Известно, что существует определенная зона оптимального функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем. При максимальном потреблении кислорода длительность сердечного цикла колеблется примерно в пределах 0,35—0,3 с, т. е. частота сердечных сокращений достигает 170—200 в 1 мин (СВ. Хрущев, К.М. Смирнов, В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков и др.). В.Л. Карнизным, З.Б. Белоцерковским и Б.Г. Люблиной была предложена формула для расчета

Определение тренировочной нагрузки

где N1 – мощность первой нагрузки, N2 – мощность второй нагрузки, f1 – частота пульса в конце первой нагрузки, f2 – частота пульса в конце второй нагрузки. Обе нагрузки по данному тесту выполняются на вело-эргометре и являются неспецифичными для тяжелой атлетики, поскольку характеризуют не столько скоростно-силовые качества тяжелоатлета, сколько его выносливость. Эта формула может быть использована для расчета тренировочной нагрузки с учетом функциональных возможностей организма спортсмена. Для этого можно взять усредненные данные высоты подъема штанги, указанные в табл. 9.1 и 9.2.

Высота подъема штанги спортсменов разного роста, см

Определение тренировочной нагрузки

Приведенная формула для оценки физической работоспособности в специфичных для тяжелоатлетов упражнениях неудобна, так как темп выполнения упражнений, лимитируемый инерцией штанги, практически одинаков у всех спортсменов. Физические возможности тяжелоатлетов точнее оценивать не мощностью, а работой. Для этого умножим обе части первой формулы на время t и получим:

Определение тренировочной нагрузки

где А170 = PWC170 ? t, A1 = N1 x t – работа при выполнении первого подхода, A2 = N2 x t – работа при выполнении второго подхода.

Вторая формула была применена для расчета физической работоспособности тяжелоатлетов и определения оптимальных величин объемов тренировочной нагрузки (ОТН). Исследования проводились следующим образом. Каждому испытуемому предлагалось выполнить экспериментальное упражнение дважды. В первом подходе спортсмен поднимал штангу весом в 70% от максимального три раза подряд, во втором – шесть раз. Интервал отдыха между подходами составлял 2,5—3 мин. Объем тренировочной нагрузки рассчитывался из произведения веса штанги и количества ее подъемов (КПШ) в одном подходе. Высота подъема штанги определялась при помощи гибкой рулетки.

Мужчинам:  Быстрые и простые решения для снятия раздражения кожи

Частота сердечных сокращений (ЧСС) регистрировалась при помощи биорадиотелеметрической аппаратуры «Тренер – спортсмен», разработанной в Уральском политехническом институте и позволяющей получить информацию в цифровом виде одновременно у пяти спортсменов. Непрерывная запись ЧСС проводилась до начала подъема штанги, во время работы и в восстановительном периоде.

Высота подъема штанги спортсменами разного роста и различной спортивной квалификации (по А.В. Черняку), см

Определение тренировочной нагрузки

Приведем пример расчета показателей физической работоспособности и тренировочной нагрузки. У тяжелоатлета, рост которого 160 см, после трехкратного приседания со штангой весом 100 кг ЧСС составляла 140 уд./мин (f1), а после шестикратного– 155 уд./мин (f2). Высота подъема штанги (h) равнялась 0,55 м. Объем тренировочной нагрузки за первый подход составил:

O1 = 300 кг (100 кг ? 3), А1 = 165кгм (100 кг ? 3 ? 0,55 м)

Во втором подходе

O2 = 600 кг (100 кг ? 6), и А2 = 330 кгм (100 кг ? 6 ? 0,55 м)

Зная работу, выполняемую спортсменом в первом и втором подходах, а также изменение ЧСС, можно подсчитать максимальные возможности этого спортсмена:

Определение тренировочной нагрузки

Чтобы перевести эту величину в объем тренировочной нагрузки, преобразуем формулу с помощью следующего соотношения: А = Pxnxh, где А – работа, выполняемая атлетом за один подход, Р – вес штанги, п – число повторений за один подход, h – высота подъема штанги. Получаем:

Определение тренировочной нагрузки

Исключив h и полагая О170 = Р-n170 (максимальный объем тренировочной нагрузки), O1 = Р ? n1 (объем тренировочной нагрузки при выполнении первого подхода), O2 = Р ? n2 (объем тренировочной нагрузки при выполнении второго подхода), получаем:

Определение тренировочной нагрузки

Подставляя числовые значения, определенные выше, находим:

Определение тренировочной нагрузки

Для вычисления максимального количества повторений за один подход исключим из формулы вес штанги Р:

Определение тренировочной нагрузки

Подставляя числовые значения, указанные выше, получаем:

Определение тренировочной нагрузки

Физическая работоспособность тяжелоатлетов (А170) при выполнении рывка с возрастом увеличивается относительно равномерно. Так, в период с 13 до 14 лет этот показатель увеличился на 21%, с 14 до 15 – на 17,2%, с 17 до 18 – на 27% и с 20 до 21 года – на 21%. В то же время в приседании со штангой на плечах ежегодный прирост показателя А170 в возрастном периоде с 13 до 16 лет был выше, чем с 16 до 21 года, и составлял соответственно 25 и 5% (табл. 9.3 и 9.4).

В первые четыре года спортивной подготовки прирост физической работоспособности у молодых тяжелоатлетов при выполнении рывка составил 195 кгм, а в приседании со штангой на плечах – 344 кгм; в последующие четыре года – соответственно 267 и 155 кгм. Следовательно, с 13 до 17 лет, в течение которых происходит становление спортсмена высокого класса, в большей мере увеличивается физическая работоспособность в специально-вспомогательном упражнении. С 17 до 21 года у более зрелых спортсменов дальнейшее более выраженное возрастание физической работоспособности наблюдается в классических упражнениях.

Предварительные исследования изменения ЧСС при подъеме штанги показали, что выполнение тяжелоатлетических упражнений с весом до 70% от максимального не приводит к достоверному возрастанию частоты пульса при увеличении количества подъемов штанги с трех до шести в одном подходе.

Достоверная реакция сердечно-сосудистой системы на увеличение КПШ наблюдается, начиная с веса штанги в 70% от максимального и выше. Так, при выполнении рывка штанги весом в 70% увеличение КПШ вдвое (с 3 до 6) привело к достоверному приросту ЧСС у спортсменов 13 лет на 30, 14 лет – на 28, 15 лет – на 25 и 16 лет – на 22 уд./мин (табл. 9.3).

В приседании со штангой на плечах у 13-летних тяжелоатлетов ЧСС после трехкратного подъема штанги весом в 70% от максимального составила 128+2,4, а после шестикратного – 156+4 уд./мин (t=5,6), у 14-летних – соответственно 124+4 и 152+4,8 уд./мин (t = 4,5) и у 15-летних – 120+3,4 и 145+4 уд./мин (t =4,2).

Максимальная величина ЧСС наблюдалась после окончания упражнений на пятой – десятой секундах восстановительного периода и была наибольшей у 13-летних тяжелоатлетов при трех подъемах в рывке 135+3,2 уд./мин и приседании 128+2,4 уд./мин; при шести подъемах соответственно 165+ ±3,8 и 156+4 уд./мин.

Наименьший показатель ЧСС отмечался в рывке в первом случае у 17-летних 122+6,8 уд./мин; а во втором – у спортсменов 21 года 145+2,4 уд./мин; в приседании со штангой на плечах соответственно 116+5 и 138+3,4 уд./мин. Результаты исследований физической работоспособности тяжелоатлетов различного возраста в специальной подготовке позволили определить ОТН в экспериментальных упражнениях, выраженные в килограммах и КПШ. Наиболее существенное увеличение ОТН наблюдалось в рывке и приседании со штангой на плечах с 13 до 14 лет (соответственно на 15,3 и 12%) и с 14 до 15 лет (на 23 и 16%). В остальные возрастные периоды ежегодное увеличение ОТН колебалось в первом упражнении с 2,8 до 7,3%, а во втором – с 1,6 до 4,5%. Если в период с 13 до 16 лет прирост ОТН составил при выполнении рывка 52,4%, а в приседании со штангой на плечах – 35,2%, то с 16 лет до 21 года – соответственно 16,8 и 18,6%.

По формуле А170 были рассчитаны оптимальные величины ОТН в КПШ в одном подходе (табл. 9.3 и 9.4).

Итак, использование известной формулы PWC170, переработанной для характеристики физической работоспособности тяжелоатлетов в специальной подготовке (А170), как показали результаты эксперимента, объективно отражает состояние физических и функциональных возможностей молодых атлетов различного возраста. На наш взгляд, она может быть рекомендована для практической работы в видах спорта скоростно-силового характера. В ходе исследований была выявлена зависимость между изменением тренировочной нагрузки и частотой пульса лишь в упражнениях с весом штанги не менее 70% от максимального.

При определении оптимальной тренировочной нагрузки важно учитывать существующую зависимость между КПШ и весом штанги. Эта зависимость выражается графически в виде кривой (рис. 9.1). Зная заданный тренировочный вес штанги, можно легко определить оптимальное количество подъемов штанги этого веса для подростков, используя данную зависимость.

С повышением уровня тренированности растет возможность юных штангистов выполнять всевозрастающие нагрузки. В первые годы тренировок это увеличение находится в прямой зависимости от спортивного стажа. Так, наши исследования показали, что на первом этапе объем тренировочной нагрузки по СФП увеличивается без ущерба для здоровья юных спортсменов в среднем на 5—10%.

Возрастные изменения показателей физической работоспособности у тяжелоатлетов при выполнении рывка

Определение тренировочной нагрузки

Примечание: О1 и О2 – объем тренировочной нагрузки, получаемой умножением поднятого веса штанги на количество подъемов;

f1 и f2 – частота пульса в минуту, зарегистрированная на десятой секунде восстановительного периода после подъема штанги;

КПШ – количество подъемов штанги.

Возрастные изменения показателей физической работоспособности у тяжелоатлетов при выполнении приседания со штангой на плечах

Определение тренировочной нагрузки

Определение тренировочной нагрузки

Рис. 9.1. Кривая зависимости веса штанги от количества ее подъемов за один подход

Например, если в первые 3 месяца подростки выполняли в среднем по 500 подъемов штанги в месяц, то через 12 месяцев тренировок – 700 подъемов (рис. 9.2).

Таким образом, с повышением уровня тренированности спортсменов увеличивается как КПШ в каждом упражнении, так и количество упражнений в уроке. На первой ступени для начинающих подростков достаточно 10 тяжелоатлетических упражнений, на второй – 14 и на третьей – 18.

Резюмируя изложенное выше, можно заключить, что оптимальное дозирование тренировочной нагрузки по ОФП и СФП как в целом, так и в отдельных упражнениях позволяет постепенно готовить юных атлетов к дальнейшей спортивной тренировке в тяжелой атлетике без ущерба для их здоровья.

Углеводная нагрузка
Репортер спросил: «Придерживаетесь ли вы специальной диеты?» — «Нет, мой режим питания ничем не примечателен: 60% углеводов, 20—25% белков и жиров» — таков был ответ. «А что вы думаете о специальной диете с повышенным содержанием углеводов?» — и

Вспомогательные гигиенические мероприятия, повышающие работоспособность тхэквондиста

14.5. Вспомогательные гигиенические мероприятия, повышающие работоспособность тхэквондиста
Вспомогательные гигиенические мероприятия, направленные на повышение работоспособности тхэквондистов и быстрейшее восстановление, – это гидропроцедуры, различные виды

Учебно – тренировочная группа первого года обучения

Учебно – тренировочная группа первого года обучения
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной

Мужчинам:  Норма и отклонения

Учебно – тренировочная группа второго года обучения

Учебно – тренировочная группа второго года обучения
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной

Учебно – тренировочная группатретьего года обучения

Учебно – тренировочная группатретьего года обучения
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной

Учебно–тренировочная группа четвёртого года обучения

Учебно–тренировочная группа четвёртого года обучения
Совершенствование ранее изученных, освоение и совершенствование новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной

Учебно–тренировочная группа пятого года обучения.

Учебно–тренировочная группа пятого года обучения.
Совершенствование ранее изученных, освоение и совершенствование новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Целью учебно-тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному

Параграф 12. Нагрузка и отдых

Параграф 12. Нагрузка и отдых
Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Само понятие «физическая нагрузка» воспроизводит очевидный

ТРЕНИРОВОЧНАЯ СХЕМА УПРАЖНЕНИЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

ТРЕНИРОВОЧНАЯ СХЕМА УПРАЖНЕНИЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Тренировочная схема занятий для женщин и мужчин, имеющих опыт тренировок с отягощениямиУчитывая индивидуальные особенности занимающихся, тренером составляет цикл тренировок, которые повторяются

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами. Работоспособность подразделяют на общую и специальную.Общая физическая

Физическая нагрузка при декомпенсированном диабете

Физическая нагрузка при декомпенсированном диабете
Декомпенсированный сахарный диабет – это состояние, когда уровень сахара в крови не поддается коррекции лекарственными средствами. В такой ситуации страдает весь организм больного, тяжелые осложнения возникают

Комплекс упражнений для утра, чтобы в течение всего дня сохранять бодрость и высокую работоспособность

Комплекс упражнений для утра, чтобы в течение всего дня сохранять бодрость и высокую работоспособность
Обратите внимание, на какой кровати вы спите? Многие предпочитают мягкие матрасы. А то, что каждое пробуждение сопровождается болями в отлежанных за ночь ребрах и

Тренировочная программа

Тренировочная программа
Если вы давно не занимались спортом, начните с 1–2 тренировок в неделю по Базовой программе, выделяя на тренировку 30–60 минут.Почему первые занятия не могут быть меньше получаса? Но 10 минут займет разминка, а уделять ей больше трети времени не

Линейная разрывная нагрузка (прочность)

Линейная разрывная нагрузка (прочность)
Сразу скажу, что прочность лесы измеряется на «прямой» лесе, без узла. Обычно узел, в зависимости от его вида и от параметров самой лесы, уменьшает прочность на 5 — 50 %. Тут изготовители также хитрят. Практически никогда вы не найдете

Классификация видов нагрузок

Наряду с понятием «средство и метод» для характеристики факторов,
воздействующих на спортсмена в процессе тренировки, пользуются понятием
«тренировочная нагрузка». Оно подчёркивает тот очевидный факт, что,
выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом
организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в
состоянии покоя. В результате органы и системы организма спортсмена как бы
дополнительно «загружаются» и, если нагрузка достаточно высока, наступает
утомление.

Тренировочная нагрузка – это воздействие физических упражнений на
организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных
систем, а также и степень преодолеваемых при этом трудностей.

Смысл тренировочной нагрузки состоит в том, что, расходуя рабочий
потенциал организма и вызывая утомление, она тем самым стимулирует
восстановительные процессы, а в результате сопровождается не только
восстановлением,
но
и
сверхвосстановлением
работоспособности
(суперкомпенсацией).

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является
функцией мышечной работы, присущей и тренировочной, и соревновательной
деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий
потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую
функциональную перестройку.

Классификация нагрузок, применяющихся в спорте:

по характеру – тренировочные и соревновательные; специфические и
неспецифические;

по величине – малые, средние, значительные (околопредельные) и
большие (предельные);

по направленности – способствующие совершенствованию отдельных
двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости,
гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных
анаэробных возможностей, аэробных возможностей); совершенствующие
координационную
структуру
движений,
компоненты
психической
подготовленности или тактического мастерства и т.п.;

по координационной сложности – выполняемые в стереотипных
условиях, не требующие значительной мобилизации психических способностей
и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

по психической напряжённости – на более напряжённые и менее
напряжённые в зависимости от требований, предъявляемых к психическим
возможностям спортсменов.

Показатели тренировочных и соревновательных нагрузок:

внешние – суммарный или общий объём работы, соотносящийся по
продолжительности воздействия нагрузки к суммарному количеству работы,
выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии
упражнений, и выражающийся в часах, километрах, в количествах
тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций,
элементов, прыжков и т.д.; параметры интенсивности, связанные с величиной
прилагаемых усилий, напряжённостью функций и силой воздействия нагрузки
в каждый момент упражнения или же степенью концентрации объёма
тренировочной работы во времени, в том числе темп движений, скорость или
мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и
дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина
отягощений преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств, и т.п.;

внутренние, характеризующиеся реакциями организма на тренировочную
работу во время её выполнения и сразу после её окончания, а также характером и продолжительностью периода восстановления. «Внешние» и «внутренние»
показатели нагрузки взаимосвязаны. Увеличение объёма и интенсивности
тренировочной работы ведет к увеличению сдвигов в функциональном
состоянии разных систем и органов, к развитию и углублению процессов
утомления.

Далее приведены виды величин воздействия нагрузок на организм
спортсмена.

Развивающие, это большие и значительные нагрузки (100 % и 80 %),
характеризующиеся высоким воздействием на основные функциональные
системы организма и вызывающие значительную степень утомления. Для
восстановления организма после таких нагрузок требуется, соответственно 48–
96 и 12–24 ч.

Поддерживающие (стабилизирующие), к ним относятся средние нагрузки
(50–60 % по отношению к большим) и требующие восстановления организма в
течение 12–24 ч.

Восстановительные – малые нагрузки, и организм спортсмена (25–30 %
по отношению к большим) требует восстановления не более 6 часов.

Зоны тренировочных нагрузок на основе ЧСС представлены (Суслов
Ф.П., Холодов Ж.К., 1997).

1-я зона – аэробная восстановительная. Ближний тренировочный эффект
нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140–145 уд/мин. Работа в
этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она
стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и
совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений,
выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

2-я зона – аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект
нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 160–175 уд/мин.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может
проходить несколько часов и связана с марафонскими дистанциями,
спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости,
требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также
обеспечивает работу по координации и гибкости. Основные методы:
непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный
эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180– 185 уд/мин.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме
в этой зоне может продолжаться до 1,5–2 ч. Такая работа стимулирует
воспитание специальной и силовой выносливости, обеспечиваемой как
аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями. Основные
методы – непрерывного и интервального экстенсивного упражнения.

4-я зона – анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный
эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 180–200 уд/мин.
Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10–15 мин.
Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно
анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 секунд до
6–10 мин. Основной метод – интервального интенсивного упражнения.

Динамика нагрузки. Для рационального управления тренировочным
процессом важно обеспечить разумное чередование нагрузок по величине,
координационной сложности и направленности (Туманян Г.С., 1998):

  • динамика величины нагрузок может возрастать или понижаться
    линейно, ступенчато, скачкообразно или волнообразно;
  • координационно-сложные упражнения следует чередовать с
    простыми, легко управляемыми движениями;
  • задания,
    направленные
    на
    повышение
    технико-тактической
    подготовленности, надо сочетать с заданиями по другим видам подготовки;
  • специализированные тренировочные задания следует сочетать с
    такими, которые направлены на решение общеподготовительных задач, и т.п.

Эти изменения нагрузки происходят в рамках занятия, тренировочного
дня, микроцикла, нескольких микроциклов (например, на учебно-
тренировочном сборе), мезоцикла, макроцикла и всего тренировочного года.
Разумеется, при этом необходимо соблюдать требования регулярности,
непрерывности и вариативности нагрузки.

Оцените статью
ManHelper.ru
Добавить комментарий