Опёнок тёмный (лат. ) — гриб рода Опёнок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2017 года; проверки требуют 22 правки.
Knock Nevis (в прошлом также назывался Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking) — супертанкер под норвежским флагом. Его размеры составляли: 458,45 метров длины и 69 метров ширины, что делало его крупнейшим судном мира до ввода в строй супертанкера-газозавода «Prelude FLNG».
Построен в 1976 году, перестроен в 1979 году, в последние годы использовался как плавучее нефтехранилище, затем доставлен в Аланг (Гуджарат, Индия), где в 2009 году утилизирован.
Якорь Брюса (англ. ) — бесштоковый однорогий якорь повышенной держащей силы, разработанный шотландской фирмой «Bruce anchor ltd.».
Является модификацией однорогого якоря адмиралтейского типа. Плоская лапа якоря Брюса снабжена своеобразными загибами, что позволяет ему зарываться в грунт даже в случае падения на дно боком. Внутренняя сторона веретена этого якоря, обращенная к лапе, заострена подобно режущей кромке меча, что позволяет ему легко входить в грунт.
У этого термина существуют и другие значения, см. Якорь (значения).
различные способы постановки судна на якорь
Якорные цепи на морских судах обычно делают стандартными. В СССР, а теперь и в Российской Федерации куски якорной цепи делают длиной 25 метров. На судах построенных в Западной Европе и в США, куски якорной цепи делают длиной 27,5 метра. На судне, длина якорной цепи может состоять из одного до 13 участков и составлять от 25 до 240 метров.
Длина носовых якорный цепей на печально известном «Титанике» была 302 метра каждая и это в то время, как длина самого «Титаника» была всего 269 метров. Один носовой якорь «Титаника» весил 8 тонн и по 48 тонн весила каждая якорная цепь.
В Википедии, да и в различных Советских справочниках, есть данные о том, что первое, научно-исследовательское судно Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН «Витязь», в 1959 году, установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 м. Это можно назвать как правдой, так и ложью. По тому, что осуществляя слежение за американскими подводными лодками, судно «Витязь» не имело якорных цепей. И стояло на якорной стоянке не на якорной цепи, а на специальном тросе. Сейчас это судно, полностью «огражданенное», стоит в музее в Калининграде, на набережной исторического флота.
Но из этого правила, бывают исключения. На супертанкерах и океанских контейнеровозах, длина якорной цепи достигает 500 метров, а у американских атомных авианосцев, длина якорной цепи бывает более 500, до 600 метров.
Если Юрий Владимирович Радионов где-то ошибся в своем ответе, буду признателен всем, кто сумеет меня поправить.
Самым крупным живым организмом планеты долгое время считался голубой кит и коралловый риф, но теперь их место занял гриб. Найденный в национальном парке Орегона черный опенок весит порядка 35 000 тонн, а его мицелий занимает более 90 квадратных километров. Гриб распространил свою корневую систему на огромный лес и действует так, словно пытается его себе подчинить.
Гриб известный как Humongous Fungus (это так и переводится, «Огромный гриб») относится к подвиду Armillaria ostoyae. Он был найден в Национальном лесу Малер в Восточном Орегоне и уже официально стал самым большим живым организмом на Земле. В отличие от тех же кораллов, которые представляют собой множество организмов, гриб является одним целым, растянувшись на многие километры под землей.
Самое интересное, что ученые классифицируют его как гриб-парази. Он распространяет под землей длинные черные щупальца-ризомормы и проникает в окружающие деревья. Укрепившись ризоморфы действуют как вампиры, превращая растительность в питательную среду для гриба.
Один такой гриб способен за 2 года высушить досуха небольшой лесок. Ученые считают, что найденный в Орегоне гриб пытается подчинить себе весь местный национальный парк, весь его гигантский мицелий требует все больше и больше питательных веществ.
Черные ризоморфы выделяют особые ферменты, под давлением проникающие в кору. Уже внутри дерева они разветвляются на мицелиальный веер, выделить его и убрать уже невозможно.
Возможно, наше заявление звучит слишком фантастично, но гриб действует почти разумно, — пояснил журналистам миколог Адриан Кафер.
Что делать с гигантским грибом из Орегона, ученые пока не понимают. Вероятно, будет принято решение искать пути по освобождению леса от нового соседа.
ОписаниеПравить
Микологи изучили, как выживает опенок черный (Armillaria ostoyae), известный паразитический гриб. Об этом сообщает «Хайтек».
Читайте «Хайтек» в
Команда исследователей из Университета штата Юта изучила защитный механизм древесного гриба Armillaria ostoyae, чтобы понять, как его уничтожить. Их результаты публикует Journal of the Mechanical Behavior of Biomedical Materials.
Armillaria ostoyae — гриб-паразит с длинными черными щупальцами, которые распространяются и атакуют растительность. Его шнуровидные структуры, ризоморфы, ищут и атакуют деревья, высасывая из них питательные вещества. Известно, что эти грибы заражают и убивают более 600 видов древесных растений, представляя серьезную угрозу для лесов и сельского хозяйства. С 2000 по 2002 только один случай заражения привел к ущербу на сумму $1,5 млн: он уничтожил персиковые деревья в штате Джорджия, США. До сих пор было мало что известно о том, почему Armillaria ostoyae так сложно убить.
Для исследования ученые взяли образцы самого большого гриба в мире, который находится в Национальном лесу Малер в Восточном Орегоне, США. Размер грибницы составляет более 90 км², она весит 35 000 тонн. Согласно пресс-релизу Университета штата Юта, этот экземпляр, известный как Humongous Fungus («Огромный гриб»), возможно, является самым большим живым организмом на Земле.
Исследование показало, что черные ризоморфы используют специальные ферменты и давление, чтобы проникнуть в корни и под кору деревьев. Оказавшись внутри дерева, они оставляют мицелиальный веер, белые ветвящиеся нити, которые покрывают внутреннюю часть коры, как краска, лишая дерево воды и питательных веществ. Также у ризоморфов есть внешний меланизированный слой, который защищает усики от химикатов и механических сил. Исследователи также узнали, что они содержат кальций, который обеспечивает грибу защиту от атак насекомых и химических соединений, которые они выделяют.
Ученые восстановили лицо женщины бронзового века, которую похоронили с драгоценностями
Искусственный интеллект в Москве теперь обрабатывает исследования по 7 направлениям
Ученые из Гарварда открыли новое состояние материи — квантовую спиновую жидкость
- Baljit Singh. The world’s biggest ship . The Tribune (11 июля 1999). Дата обращения: 28 сентября 2016. Архивировано 25 марта 2008 года.
- Александр Сергеев. Чёрная вертикаль (рус.) // Вокруг света : журнал. — 2016. — Ноябрь (№ 11 (2914)). — . — ISSN 0321-0669. Архивировано 20 ноября 2016 года.
- Опёнок тёмный (англ.): таксономия на сайте Species Fungorum.
- Янсен Пелле. Всё о грибах. — Вильнюс: «Акритас», 2009. — С. 15. — 160 с. — ISBN 5-30600-350-8.
- Крупнейший организм на Земле набрал свои размеры из-за паразитизма (рус.), Life.ru. Архивировано 2 сентября 2017 года. Дата обращения: 2 сентября 2017.
- Гигант из Орегона — National Geographic Россия (рус.), Nat-geo.ru. Архивировано 1 сентября 2017 года. Дата обращения: 2 сентября 2017.
Держащая сила якорного устройства (Т) зависит от типа якоря, характера грунта и длины вытравленной якорной цепи. Она складывается из держащей силы якоря kРяк и держащей силы участка якорной цепи fРяц, лежащей на грунте:
T=kРяк + fРяц
- Ряк — вес якоря в воде;
- f — коэффициент трения цепи о грунт (f ≈ 0,3 для большинства грунтов);
- Ряц — вес якорной цепи, лежащей на грунте: Ряц = рl; р — вес одного метра якорной цепи в воде, l — длина якорной цепи, лежащей на грунте :
d — калибр цепи (мм).
Наибольшей держащей силой якорь обладает, когда его веретено лежит на грунте (поднятие веретена над грунтом на 15° вдвое уменьшает держащую силу якоря). Поэтому для обеспечения наибольшей держащей силы якоря длина вытравленной якорной цепи должна быть такой, чтобы в любых условиях веретено лежало на грунте.
В культуреПравить
Апостолы Пётр и Павел держат якорь надежды у Ноева Ковчега, символизирующего церковь Христа
В геральдике также существует «Якорный крест» (Крест моряка, или Крест св. Климента), стилизованный в форме якоря. Символ может использоваться для обозначения «нового старта» или «надежды». Также якори встречаются в геральдике.
Устройство и классификация якорейПравить
По конструкции якоря разделяются на якоря с неподвижными лапами и якоря с поворотными лапами, по способу крепления на судне после съёмки судна с якоря — на заваливающиеся (со штоками) и втяжные (без штоков).
Классифицируют якоря преимущественно по числу рогов и лап. В качестве становых используются обычно двурогие якоря. К однорогим якорям относятся доковый и ледовый. Доковый якорь служит для долговременного закрепления плавучих доков и земснарядов (коэффициент держащей силы 10 — 12), ледовый якорь закрепляют за край полыньи при стоянке судна во льдах. Его масса не превышает 150 — 180 кг, а держащая сила определяется в основном прочностью льда и лапы якоря. К безрогим относится мёртвый якорь (в виде пирамиды, сегмента, грибовидный и винтовой). Безрогие мёртвые якоря употребляются для оборудования рейдов и гаваней (удержания швартовных бочек, буёв и т. п.). Якоря с числом лап от трёх до пяти в морской практике используют редко.
В настоящее время имеется множество систем якоря без штока, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление наподобие «кошки» (четырёхлапого якоря), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство якорей без штока в том, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъёма и уборки. Материалом для якоря раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается мартеновская сталь, позволяющая дёшево изготавливать якоря литыми.
Наиболее древний стандартизированный тип якоря — «адмиралтейский», состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штока (поперечины) наверху, причём шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того чтобы якорь не лёг плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших якорях этого типа шток делался деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами).
Громоздкость такого якоря привела к тому, что сначала стали делать — при небольших размерах — шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи якоря — чекой на своём месте; при креплении же по-походному чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие якоря — запасные, верпы и т. д.
Якорь спускают на длинной цепи. Иногда на небольших судах её заменяют тросом, но около якоря всё равно ставят несколько метров цепи — это помогает правильно заглубить якорь.
Становые (в носу) — для удержания судна на стоянке («на приколе», длительная стоянка — морской термин). Для удобства хранения становых якорей их стали делать различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна — например якоря системы Мартина, Портера, Паркера, Холла и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причём лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, лёгший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, всё более уходили в дно. Якорь Холла штока вовсе не имеет, а на лапах у него делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап. С начала 20-х годов прошлого века было разработано множество типов становых якорей повышенной держащей силы (якоря Хейна, Ансальдо, Байерса, Матросова, LWT, AC-14 и т. п.), обеспечивающих безопасную стоянку судов в условиях сложных грунтов и сильных течений. Вес некоторых становых якорей (якорь Болдта) составляет около 30 тонн, они предназначены для крупнейших военных кораблей — авианосцев.
Вспомогательные, также завозы (в корме) — устанавливаются отдельным судном или шлюпкой (заво́зней), зачастую на несудоходную мель, например, для предотвращения разворота судна, стоящего на становом якоре, удержания судна лагом к ветру (стоп-анкеры, верпы). Завозам требуется хорошая держащая сила при малой массе. Часто завозы делают однорогими. К завозам относятся папильонажные якоря, рассчитанные на надёжное удержание в широком секторе и предназначенные, например, для земснарядов.
Отдельная категория якорей — якоря для малых судов (клип-анкер, якорь-плуг, якорь Нортхилла и другие). Принцип квадрата-куба действует против таких судов, требуя большую (относительно тоннажа) держащую силу. К тому же на мели зачастую захламлённое дно — а значит, нужно освобождать застрявший якорь. На резиновых лодках опасно использовать обычный рогатый якорь. Многие из подобных якорей снимаются отдельным тросом — буйрепом.
Мёртвые — для длительного стояния на одном месте (буровые суда, маяки, буи). Мёртвые якоря часто устанавливают специализированными судами, а при съёме с якоря попросту бросают. В свою очередь, мёртвые якоря бывают направленными и круговыми, последние намного тяжелее.
Некоторые типы якорей (якорь Брюса, грибовидный якорь), благодаря особенностям своей конструкции, могут быть становыми и мёртвыми.
Интересные фактыПравить
- Шток, в судостроении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Школа яхтенного рулевого / под редакцией Е.П. Леонтьева. — Москва: Физкультура и спорт, 1987. — С. 183. — 272 с.
- Военно-морской словарь, 1990, с. 127.
- Военно-морской словарь, 1990, с. 443.
- Якоря в России при Петре I. Дата обращения: 16 января 2009. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года.
- ↑ 1 2 3 Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Крон-пресс, 1996. — С. 637.
- Erasmus, «Festina Lente» / «Hasten Slowly». people.virginia.edu. Дата обращения: 1 мая 2019.
- Unknown. . Дата обращения: 1 мая 2019.
- Васильев, В. Н., Топалов В. П. Глава III. Судовые устройства. 2. Якорное устройство // Справочник молодого моряка = Справочник молодого моряка. — Киев, Одесса: Виша школа. Головное издательство, 1982. — С. 74. — 216 с.
- Американский атомный авианосец «Карл Винсон»
СсылкиПравить
ULCC (Ultra Large Crude Oil Carrier) Knock Nevis был спроектирован японской компанией Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) в 1974 году и построен на верфи компании Oppama в Йокосуке, префектура Канагава. При постройке судно имело наибольшую длину 376,7, ширину — 68,9 и высоту борта — 29,8 метра. Дедвейт его составлял 418 610 тонн. Танкер приводился в движение паровой турбиной Sumitomo Stal-Laval AP, развивавшей мощность в 37 300 кВт при 85 оборотах (на гребном валу) в минуту. 4-лопастный винт постоянного шага диаметром 9,3 метра должен был обеспечить танкеру скорость 16 узлов (29,6 км/ч). 4 сентября 1975 года танкер торжественно спущен на воду. Долгое время судно не имело названия и именовалось по строительному номеру корпуса — судно № 1016. В ходе заводских ходовых испытаний выявилась чрезвычайно сильная вибрация корпуса при работе машины на задний ход. Это стало причиной отказа греческих судовладельцев от приёмки судна. Отказ в свою очередь привёл к длительным судебным тяжбам между строителями и заказчиками. В конце концов, греческая компания обанкротилась, и в марте 1976 года судно досталось SHI и получило название Oppama.
SHI, пользуясь своим законным правом владельца, продала Oppama гонконгской компании Orient Overseas Line, владельцем которой являлся магнат C. Y. Tung, поручившей верфи перестроить танкер. Добавлена цилиндрическая вставка, чтобы увеличить дедвейт судна на 156 000 тонн. Работы по переоборудованию закончились через два года, в 1981 году, и обновлённое судно было передано судовладельцу под названием Seawise Giant и подняло либерийский флаг.
После перестройки супертанкер Seawise Giant стал самым большим судном на Земле. Осадка лишила его возможности прохода через Суэцкий и Панамский каналы и через пролив Ла-Манш.
Судно предназначалось и использовалось для перевозки сырой нефти с Ближнего Востока в США вокруг мыса Доброй Надежды. Во время одного такого рейса в период Ирано-Иракской войны, 14 мая 1986 года, танкер атакован иракским истребителем. Seawise Giant следовал Ормузским проливом с грузом иранской сырой нефти. Противокорабельная ракета Exocet поразила танкер в левый борт в районе миделя. На судне вспыхнул неконтролируемый пожар и экипаж оставил его. Погибло 3 человека. Танкер сел на мель недалеко от иранского островка Ларак и объявлен затонувшим.
Сразу по окончании войны в Персидском заливе затонувший Seawise Giant куплен норвежской компанией Norman International, скорее всего из соображений престижа, поднят и переименован в Happy Giant. После подъёма, в августе 1988 года, он поднял норвежский флаг, и его отбуксировали в Сингапур, где он и прошёл ремонтно-восстановительные работы на верфи Keppel Company. В частности, заменено около 3,7 тысяч тонн корпусных конструкций. Ещё до вступления в эксплуатацию в октябре 1991 года, ULCC продан норвежской судоходной компании Loki Stream AS, владельцем которой являлся Jørgen Jahre, за 39 миллионов долларов США, и покинул верфь под новым названием Jahre Viking.
После принятия законов, запрещающих заход танкеров без двойного борта в порты США и Европы, в 2004 году, Jahre Viking в очередной раз поменял хозяина и название. В марте того же года он куплен норвежской компанией First Olsen Tankers Pte. Ltd. и переименован в Knock Nevis. С этого момента его карьера, как транспортного судна, окончилась. В Дубае ULCC переоборудован в танкер-хранилище сырой нефти (FPSO — Floating Production Storage & Offloading) и поставлен на якорь на морском месторождении нефти Al Shaheen вблизи побережья Катара.
К 2010 году подошёл срок окончания эксплуатации Knock Nevis. Он продан компании Amber Development Corporation для дальнейшей утилизации. Новый хозяин переименовал Knock Nevis в Mont и поднял на нём флаг Сьерра-Леоне. В декабре 2009 танкер совершил свой последний переход к берегам Индии.
4 января 2010 года Mont выброшен на берег у индийского города Аланг (штат Гуджарат), где его корпус в течение года разделан на металл.
Один из 36-тонных становых якорей гиганта сохранён и ныне выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.
- Морской Энциклопедический Словарь. — Л.: Судостроение, 1991. — ISBN 5-7355-0280-8.
- Скрягин Л.Н. Книга о якорях.
ХарактеристикиПравить
Knock Nevis имел дедвейт 564 763 тонны.
Осадка при полной загрузке не позволяла судну проходить каналом и проливом Па-де-Кале в , а в канал он не проходил по всем своим габаритам.
Типы современных якорейПравить
Заглубление бесшточного якоря
Якоря, похожие на адмиралтейский, существовали до нашей эры. Однако название «адмиралтейский» якорь получил в 1820-е годы, после испытаний Британским Адмиралтейством якорей разного устройства и разной технологии ковки. Это тяжёлый кованый стальной якорь, со стальной скобой вверху и деревянным штоком под ней. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединённых стальными полосами. Шток вставлялся в отверстие наверху веретена или охватывал его снаружи, как у римского якоря.
Главный плюс адмиралтейского якоря — прочное стабильное удержание. Но и минусов много. Это очень громоздкая конструкция, которая, будучи подвешенной у борта, опасна как для самогó судна, так и для проходящих поблизости. Так что якорь приходится переваливать через борт, а для компактности снимать шток. При меняющемся направлении ветра/течения цепь может намотаться на лапу, и якорь срывается.
Якорь Тротмана второй половины XIX в.
Якорь Денна (англ. ) — применяется в американском флоте. В отличие от якорей других типов его веретено упирается утолщённым концом в лапы, благодаря этому надёжность якоря не зависит от крепости соединительного болта, и в случае поломки последнего надёжность держания якоря не снижается.
Якорь Инглефильда (англ. ) — применяется в качестве станового якоря и верпа в немецком флоте. Он состоит из четырёхгранного веретена с двумя скобами, двух лап, скреплённых с веретеном сквозным болтом, вкладыша и скобы якоря. В скобы на веретене закладывается кат при подъёме. Вкладыш заставляет лапы углубляться в грунт и ограничивает их угол поворота. Для надёжности действия якорь необходимо отдавать с ходу.
Якорь Марреля (англ. ) — применяется во французском флоте. По своему устройству очень похож на якорь Инглефильда. Лапы якоря выделаны каждая в отдельности и скреплены с толстым болтом, пропущенным через нижнюю утолщённую часть
веретена. Для забирания лап имеются специальные приливы.
Якорь Мартина (англ. ) — якорь со штоком, четырёхгранным веретеном с утолщением внизу, где проходят лапы, сделанные из одного куска. Лапы благодаря своей цилиндрической форме могут свободно вращаться в утолщённой части веретена. Болт, скрепляющий лапы с веретеном, имеет специальное отверстие — жёлоб, ограничивает поворот. В якоре Мартина новой конструкции лапы имеют специальную коробку. При падении якоря на дно нижняя грань коробки ложится на грунт и, когда якорь под действием натяжения якорной цепи поползёт, заставляет лапы развернуться.
Якорь Роджерса (англ. ) — якорь адмиралтейского типа с маленькими заострёнными лапами и большими рогами. Шток выделывается из полосового железа с обухами по концам, служащими для уборки якоря. В тренде имеется сквозное отверстие для буйрепа. Якорь Роджерса хорошо держит в твёрдом грунте, но в мягком его держащая сила очень мала.
Якорь Сайкса (англ. ) — якорь, применяемый преимущественно в Великобритании. В якоре Сайкса вместо болта имеется шарнир, позволяющий лапам двигаться в любых направлениях.
Якорь Смита (англ. ) — якорь без штока, применяемый в английском флоте. Веретено якоря Смита выделывается заодно с трендом. Лапы якоря Смита прикрепляются к концам свободно вращающегося в тренде сквозного болта. Угол поворота лап ограничивается приливами, упирающимися в тренд.
Якорь Дэнфорта (англ. ) работает по принципу Якоря Холла, однако имеет отличную от него конструкцию. Отличие в том, что на этом якоре лапы сближены и у тренда есть шток. Он препятствует опрокидыванию якоря на бок при падении на грунт, являясь стабилизатором.
Якорь Матросова отличается от предыдущего тем, что имеет шток на нижних частях лап. Для придания якорю устойчивости в момент вхождения в грунт, на внешних кромках лап были сделаны приливы (выросты) с фланцами на концах.
Грибовидный, или зонтообразный, якорь начал применяться с 1850 года в основном для длительного и прочного заякоривания плавучих маяков и прочих судов подобного рода.
Для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, который на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью в 0,5 кг. Для небольших, водоизмещением 200—400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.
Внешне выглядит как парашют, аналогичен по принципу действия, изготавливается из ткани. Спускается за борт и закрепляется на канате на носу судна. Назначение плавучего якоря — удерживать дрейфующее судно носом против ветра.
Входит в комплект спасательного плота.
Древние якоряПравить
Вероятно, самым ранним и наиболее простейшим типом якоря был камень, обвязанный канатом, или с пробитым в нём «ухом». Такой тип якоря применяется и в наши дни на небольших рыбацких лодках, катерах и яхтах, причём не только из соображений доступности, простоты или дешевизны: такой якорь хорош на ровном каменистом дне, где якоря с лапами не работают. Роль камня может выполнять любой массивный груз.
См: Фотография деревянного с камнем нанайского якоря.
Появился приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. в районе Южно-китайского моря. Изготовлялся из твёрдого дерева, отдельные части связывали канатом.
На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. Имел только один рог.
Китайский двурогий якорь
Появился приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Изготовлялся из прочного дерева, окованного железом. Шток расположен в нижней части.
Римский судовой якорь
Появился в конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье. По принципу действия аналогичен адмиралтейскому якорю. Отливался из бронзы или выковывался из железа. В верхней части под скобой для каната находился деревянный шток. Существовали и деревянные якоря сходного принципа, с тяжёлым свинцовым штоком, который был необходим для затопления якорного каната. Якорь высоко ценился, на него наносились разные священные надписи.
ЛитератураПравить
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Морской Энциклопедический Словарь. — Л.: Судостроение, 1991. — ISBN 5-7355-0280-8.
- Скрягин Л. Н. Книга о якорях.
- Скрягин Л. Н. История Якоря. — Москва: «Морской транспорт», 1962. — 101 с. —
- Гл. ред. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Чернавин, В. Н. Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1990. — 511 с. — — ISBN 5-203-00174-x.