- Как вести себя при турбулентности
- Прочность самолетов
- Опасна или нет?
- Погодные факторы турбулентности
- Турбулентность опасность или страх
- Что делать при турбулентности?
- Чем опасна турбулентность для пассажиров?
- Зачем ОБЯЗАТЕЛЬНО при взлете и посадке открывать шторку на иллюминаторе
- Замок на туалете
- Зачем отключать телефон
- Шторки, спинки, столики
- Подлокотник
- Крыло самолета
- Еда
- Кофе
- Кислородная маска
- Замки на чемоданах
- Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?
- Чем опасна турбулентность для пассажира
- Может ли самолет упасть из-за турбулентности?
- Коротко о страшной турбулентности
- Советы
- Опасна ли турбулентность
- Турбулентность в авиации
- Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
- Где меньше укачивает в самолете?
- Если вы попали в зону турбулентности
- Что собой представляет такое явление
- Безопасность прежде всего
- В советской науке Править
- Опасность турбулентности для пассажиров
- Явление турбулентности
- Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?
- Турбулентность в технике Править
- В чем опасность такой ситуации
- Виды турбулентности
- Турбулентность ясного неба
- Страх полета на самолете
- Есть ли способы расслабится в самолете во время турбулентности?
Как вести себя при турбулентности
Самое главное правило – сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе
Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу.
- Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
- Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
- Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
- Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
- Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более – страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.
Прочность самолетов
В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».
Что может сказать о человеке то, как он потеет?
Опасна или нет?
Есть ли повод опасаться за свою жизнь при турбулентности? Опыт говорит, что особых поводов нет. Планеры современных лайнеров способны выдержать очень сильные нагрузки. Единственная катастрофа большого пассажирского самолета, которая однозначно связывается с турбулентностью природного характера, произошла больше полувека назад — тогда Boeing 707, облетая священную японскую гору Фудзи, попал в так называемую турбулентность ясного неба и потерпел крушение. Поэтому если задаваться вопросом опасна ли сильная турбулентность, то тут ответ будет скорее да, чем нет. Сразу успокоим: в настолько сильные турбулентные потоки самолеты практически не попадают.
Турбулентность в самолете опасна прежде всего для пассажиров. Лайнеру она не повредит
С другой стороны, беспечность в отношении турбулентности может стоить дорого. В результате резкого изменения свойств воздушной среды самолет может, например, провалиться в воздушную яму, и не пристегнутые к креслам пассажиры имеют шанс получить серьезную травму, ударившись о потолок салона. Так что, хоть это явление и не несет угрозы для самолета, турбулентность в самолете опасна прежде всего для пассажиров. Нередко люди ломают конечности и получают другие серьезные травмы при попадании в такие зоны. Например, в 2019 году рейс компании Air Canada попал в так называемую «турбулентность ясного неба» — когда изменения направления потоков воздуха нельзя увидеть напрямую, так как в небе нет облаков и других знаков, указывающих на такую зону. Но даже при таком инциденте самолет не пострадал, хоть множество пассажиров и получили травмы.
Погодные факторы турбулентности
Волна Кельвина Гельмгольца на вершинах облаков в небе Сан-Франциско
Облака, показывающие присутствие Аллеи водоворотов Кармана
Как было замечено выше, любая ситуация, генерирующая восходящие потоки, которые могут быть использованы веливолами, создаст «турбулентность» для пилота самолета с двигателем. Основные типы предков:
В термобелье происходят на малой высоте под хорошую погоду кучевые . Когда авиалайнер пролетает над инверсионным слоем , воздух обычно ламинарный.
Эти роторы происходит ниже по потоку от горного массива при сильном ветре. Они ассоциируются с горными волнами . Они явно представляют опасность для авиалайнеров, а в случае роторов типа II, связанных с гидравлическим прыжком , они также могут представлять опасность для планеров . Эти чрезвычайно мощные роторы в прошлом разрушали планеры.
Горные волны ламинарны , но пилоты, летящие по приборам, неправильно называли их «турбулентностью», поскольку последние не могут поддерживать свою высоту.
В случае полетов в кучево-дождевых облаках или под ними мощные восходящие потоки будут называться пилотами самолетов турбулентностью, потому что даже если восходящие потоки являются ламинарными, как в передней части облака. пилот не сможет поддерживать заданную высоту. Кроме того, верхняя часть кучево-дождевых облаков подвергается реальной турбулентности, которая может быть серьезной или даже экстремальной в случае шторма суперячейки . В самом деле, водяной пар в восходящей воздушной массе претерпевает двойное изменение фазы из парообразного состояния в жидком состояние , то из жидкого состояния в твердое состояние , которое приводит к значительному выделению тепла. Латентные , который ускоряет вертикальную скорость воздушная масса и, следовательно, ее турбулентность.
Как правило, когда самолет пересекает зону сдвига, разделяющую две воздушные массы, вызывая нестабильность Кельвина-Гельмгольца , он подвергается кратковременной, но сильной турбулентности. Наиболее частый случай – фронт порыва, разделяющий восходящий и падающий столб во время грозы. Неустойчивость Кельвина-Гельмольца также может возникать в переходной зоне между ротором и ламинарной частью горной волны . Наконец, сильная турбулентность может встречаться при инверсии температуры, которая разделяет неподвижную воздушную массу на уровне земли и струйный поток низкого уровня над инверсионным слоем.
Турбулентность опасность или страх
Причин феноменального явления очень много: завихрение от торцов крыльев, неравномерное прогревание воздуха, встреча воздушных масс, температура которых различается, и многое другое. Но это лишь незначительные факторы, которые могут привести к болтанке. Так или иначе, избежать ее намного легче, чем попасть в эпицентр событий. Будьте уверены, ни один пилот не направит свой самолет в опасное место! Небольшая тряска не должна восприниматься как тревожный знак и угроза для безопасного полета. Вред турбулентности – всего лишь миф, который в условиях развития передовых технологий не может навредить человеку.
Что делать при турбулентности?
Здесь все действия простые и понятные. Во-первых, не отстегивайте ремень безопасности без необходимости во время перелета. Если вы не пристегнуты, то сделайте это сразу, как услышите команду бортпроводника. Одновременно на табло загорается лампочка «Пристегните ремни». Уберите гаджеты, они могут выпасть из рук и сломаться.
Если вдруг открылась дверца отделения салонного багажа, расположенного над вашим креслом, прикройте голову руками. Но ни в коем случае не отстегивайтесь и не вставайте в попытке ее закрыть.
В момент тряски постарайтесь расслабиться. Дышите глубоко и ровно, сконцентрируйтесь на вдохе и выдохе, такие действия позволят успокоиться и предупредить панику. И не спешите отстегиваться сразу после окончания тряски. Дождитесь разрешения экипажа.
Чем опасна турбулентность для пассажиров?
Почему мы несколько раз акцентировали внимание на ремнях безопасности? Потому что травма — самая распространенная опасность для пассажиров при «болтанке». Если вы не успели занять свое место, пренебрегаете правилами безопасности, вы можете упасть, удариться головой и получить серьезную травму, либо сломать руку или ногу.
Также бывали ситуации, когда в такие моменты путешественникам на голову падали вещи из отсека ручной клади. Был зафиксирован случай, когда чемодан стал причиной перелома шеи пассажира. Именно поэтому авиакомпании устанавливают ограничения для ручной клади по весу, а бортпроводники внимательно проверяют все отсеки перед взлетом.
Опасна турбулентность и паникой, которая способна быстро распространиться по салону. В приступе неконтролируемого страха некоторые пассажиры могут повести себя неадекватно, а у кого-то «прихватить» сердце. Здесь как раз и помогут дыхательные упражнения.
Зачем ОБЯЗАТЕЛЬНО при взлете и посадке открывать шторку на иллюминаторе
Прежде всего, это нужно для того, чтобы глаза пассажиров быстрее могли адаптироваться к резко изменившемуся свету при аварийной ситуации. Для этого же выключается свет в салоне.
А также, чтобы пассажиры и бортпроводники могли видеть то, что находится за бортом. Как-то раз мы летели одним из лоукостеров в Москву. Помню, что один из пассажиров что-то заметил в районе крыла, сообщил бортпроводнику, тот в свою очередь капитану корабля. Что там было — так никто и не узнал, но, возможно, благодаря глазастому пассажиру самолет долетел до пункта назначения.
Также шторки оставляют открытыми для того, чтобы в случае эвакуации спасатели могли видеть, что происходит в салоне самолета.
Вот несколько секретов, которые пригодятся всем, кто периодически пользуется услугами аэрофлота.
Замок на туалете
Не верьте фильмам, где стюардессы обеспокоенно стучатся в дверь туалета, если пассажир долго не выходит. На самом деле дверь можно открыть снаружи, и они хорошо знают этот секрет. Скрытый замок обычно находится под табличкой с надписью «Туалет», достаточно её поднять и сдвинуть ползунок, чтобы дверь открылась. Это сделано для того, чтобы стюардесса могла открыть дверь, если пассажиру внутри вдруг станет плохо.
Зачем отключать телефон
На самом деле включенный телефон не опасен для самолета, но может помешать пилотам. Помните характерный шум в колонках, который мы слышим за пару секунд до звонка? Именно этот шум может помешать пилотам услышать какую-то важную информацию.
Шторки, спинки, столики
Зачем поднимать шторки на иллюминаторах, столик и спинку кресла при взлете и посадке? Это продуманная техника безопасности. Спинку кресла поднимают для того, чтобы в экстренной ситуации людям, сидящим сзади было проще выбраться в проход. Столик поднимают для того, чтобы в случае резкого торможения пассажир не сломал об него ребра. Поднятые шторки на иллюминаторах нужны для того, чтобы в случае экстренной ситуации стюардессам было легче сориентироваться, если вдруг салон окажется в дыму.
Подлокотник
Если вам захочется поднять подлокотник в эконом-классе, пригодится этот секрет. Оказывается, зафиксированные ручки кресел возле иллюминаторов и прохода можно поднять, если нажать с нижней стороны подлокотника, ближе к его основанию маленькую кнопку, спрятанную в углублении. Однако будьте готовы к тому, что борт-проводники потребуют вернуть ручку на место.
Крыло самолета
Не беспокойтесь, если видите, как крыло самолета во время полета сильно раскачивается. Это вполне нормально, ведь крыло не просто очень прочное, но и очень гибкое. Его можно согнуть даже под углом 45 градусов и с ним ничего не случится.
Турбулентность – вещь неприятная, но часто в панике мы способны очень преувеличивать её силу. На самом деле самолет смешается всего на пару десятков сантиметров, поэтому все наши неприятные ощущения падения – всего лишь защитная реакция организма. Бывают случаи более сильной турбулентности, когда воздушные ямы достигают нескольких метров, но это большая редкость, к тому же, в этом случае вы заметите, как тележки с едой буквально скачут по салону. Кстати, меньше всего трясет на местах возле крыла.
Еда
Обеды в самолете часто бывают очень маленькими, так что некоторые пассажиры не наедаются. Многие не знают, что можно попросить добавку, ведь на всякий случай на борт всегда берут 10–15 запасных обедов.
Кофе
Лучше не заказывать кофе в самолете, ведь питьевая вода на борту чаще всего очень плохого качества. Чтобы предотвратить размножение бактерий и грибка, в неё добавляют много химии, что приводит к плохому вкусу кофе.
Кислородная маска
Если вы оденете маску на борту, то кислорода в ней хватит не более, чем на 15 минут. Этого обычно хватает, чтобы пилоты снизили самолет на ту высоту, где можно дышать без маски. Помните, чтобы надеть маску на высоте у вас есть всего 10–15 секунд, иначе вы потеряете сознание.
Замки на чемоданах
Чаще всего такие замки бесполезны. В случае необходимости, сотрудники службы досмотра могут легко открыть чемодан с кодом на замке с помощью обычной шариковой ручки. Молнию можно вскрыть ручкой, а потом застегнуть снова, смещая застежку по периметру чемодана. Так обычно и поступают, когда нужно идентифицировать багаж без бирки.
Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?
Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.
Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.
Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.
Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.
Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.
Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.
Чем опасна турбулентность для пассажира
Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия.
- При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния.
- Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
- Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность – эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.
Впрочем, все вышеперечисленное – лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места. Однако главная рекомендация авиационных специалистов – занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности – травмы внутри салона. Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков.
Может ли самолет упасть из-за турбулентности?
И в завершении, чтобы развеять окончательные сомнения, разберемся, может ли самолет упасть из-за турбулентности. Ответ на этот вопрос — нет, только турбулентность не может привести к авиакатастрофе. Самолеты сконструированы так, чтобы они могли выдерживать сверхнагрузки. Во время тестирования все его детали проходят испытания на прочность. Так что он не перевернется и не развалится даже при сильных порывах ветра. И статистика это подтверждает. За историю авиации был зафиксирован только один печальный инцидент — в 60-х годах в Японии. Но истинной причиной стала ошибка пилота — он сам свернул с проложенного маршрута и направился в опасную зону.
Конечно, предел прочности есть даже у самого крепкого воздушного судна. Шквальный ветер способен в момент взлета или посадки сместить самолет. Но и на эти случаи есть нормативы безопасности. И если есть какая-то угроза, самолету просто не дадут команды взлететь. Если же сложные погодные условия наблюдаются в аэропорту посадки — то лайнер отправится на другой аэродром.
Надеемся, мы убедили вас, что в явлении турбулентности нет ничего страшного. Главное — не расстегивайте просто так ремни безопасности, а при тряске неукоснительно следуйте инструкциям экипажа.
Коротко о страшной турбулентности
Помню, когда я в первый раз попала в турбулентность, то не то что испугалась, мне просто было не по себе. Но где-то через пять полетов я привыкла. Стоит знать, что чаще всего всего мы попадаем в так называемую турбулентность ясного неба. Она может появиться даже при незначительной облачности.
Кстати, некоторые путают турбулентность с воздушной ямой. Но это совершенно разные явления. Первая возникает исключительно при увеличении скорости течения газа и волн, а вторая образуется вследствие перепада давления.
Вот еще парочка причин, почему возникает турбулентность:
- Встречаются воздушные массы с разной температурой.
- Воздух прогревается неравномерно.
- Происходит завихрение от торцов крыльев.
Советы
- Имбирные капсулы предотвращают рвоту, не вызывая сонливость.
- Если вас тошнит, то попробуйте точечный массаж и держите гигиенический пакет в руке.
- Научитесь бороться с заложенностью ушных раковин.
- Драмамин снижает рвоту, но вызывает сонливость.
Опасна ли турбулентность
Страдающие от аэрофобии люди придумали ряд мифов про турбулентность. Я слышал про такие:
- Самолет трясется, потому что попал в настолько сильную воздушную бурю, что пилот уже не может им управлять.
- Тряска возникает потому, что мы уже начинаем падать.
- В самолет попала молния, повредила аппаратуру, все сломалось, пилот бессильно плачет. Шеф, все пропало!
А тем временем, причиной турбулентности являются всего лишь вихревые потоки воздуха, которые иногда могут возникать сверху и снизу самолета. Обычно такое случается в грозовых облаках. Однако турбулентность не опаснее, чем пить кофе и заедать французской булкой на балконе. Потому что вероятность поперхнуться и от этого умереть примерно такая же, как вероятность, что самолет разобьется из-за турбулентности.
Турбулентность в авиации
Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации — так называемой «болванке».
Явление турбулентности в небе
Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.
Сильная болванка — более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.
При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет — он совершается на автопилоте.
В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.
Опасна ли турбулентность для самолета? Безусловно, подобное явление вызывает беспокойство и страх, и при возможности его обходят стороной. Как правило, для самого самолета неустойчивость атмосферы неопасна, поскольку его конструкция предусматривает подобные перегрузки. Чаще всего в 30% случаев травмы получают стюардессы, не успевшие вовремя пристегнуть ремни безопасности.
Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная — в хвостовой части.
Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.
Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов. В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.
Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.
Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.
Кучево-дождевые облака часто являются признаком бури, поэтому пилоты стараются облетать их стороной.
Где меньше укачивает в самолете?
Так называемая «болтанка» меньше всего ощущается на местах в передней части салона и возле крыла. Эти сиденья оптимально подойдут для детей и путешественников, которые склонны к кинетозам. Зная об укачивании, во время регистрации на рейс попросите место рядом с центральным проходом в зоне крыла.
Многих интересует, укачивает ли в хвосте самолета. Как правило, в задней части любого транспортного средства качка ощущается сильнее, поэтому таких мест лучше избегать тем, кто плохо переносит длительные перелеты. Зная, где больше укачивает в самолете, пассажиры с такой проблемой могут выбирать наиболее безопасные места.
Если вы попали в зону турбулентности
Во время перелета через океан по дороге на Шри-Ланку мы как раз оказались в зоне турбулентности. Погасло все освещение, воздушное судно начало качать во все стороны, а капитан по громкоговорителю объявил: «Наш самолет попал в зону турбулентности, просим пристегнуть ремни и занять места». Бабушка с внучкой сзади сразу стали креститься и читать молитвы, мужчина справа с недовольным видом пристегнул ремень, а я просто положила паспорт в нагрудный карман (мало ли?) и молча начала смотреть в LED-экранчик, который висел передо мной. Мы летели лоу-костом компании Fly Dubai и впереди каждого кресла висел интерактивный экран, на котором отображалась карта и наш летящий самолетик. В тот момент он как раз находился над океаном, а вокруг была гроза.
По ощущениям турбулентность напоминала мне американские горки. Самолет неожиданно проваливался в воздушные ямы, в момент чего у меня замирало сердце, а затем кренился и качался из стороны в сторону.
А вот когда начали открываться верхние полки с ручной кладью, стало уже не совсем не смешно. Конечно, стюардесса тут же прибежала и все позакрывала, всех успокоила, но пассажиры явно паниковали – кто-то закрывал от страха глаза, кто-то втихаря попивал алкоголь из Дьюти-фри. Но, к счастью, через полчаса нервов турбулентность закончилась, и мы благополучно отстегнули ремни и продолжили полет спокойно и без происшествий.
Если вы вдруг очутились в зоне турбулентности, то:
Что собой представляет такое явление
Под турбулентностью понимают одно из довольно сложных атмосферных свойств. Воздух постоянно меняется – здесь отмечаются изменения температурных режимов, давления, а также меняет свою скорость и направление ветер. Все это приводит к тому, что начинает меняться плотность воздушных масс. И, естественно, когда самолет входит в такую зону, его начинает потряхивать. Многие уверены, что турбулентность – состояние, когда самолет заходит в облако. На деле же это совершенно не так – зона турбулентности может встречаться и в чистом небе.
Как отмечают специалисты, такое состояние может нередко встречаться на высоте, которую считают небольшой – 500-600 м. Также стоит учитывать, что сильная тряска ощущается в кучевых облаках и грозовых. Из-за того, что здесь присутствует большая скорость ветра, самолет начинает несколько терять скорость и болтаться.
Такие скопления облаков обычно видны на авиационных локаторах, что дает возможность пилотам заранее составить безопасный маршрут. Но если все же самолет попадает в турбулентность, это не ошибка пилотов. Метеопрогнозы могут меняться, при длительном перелет ситуация и вовсе может изменяться ощутимо.
Во время перелета самолетом управляет автопилот, но если болтанка сильная пилоты переходят на ручное управление, чтобы вывести лайнер из опасной зоны.
Безопасность прежде всего
Нельзя точно сказать, опасна ли турбулентность. Все зависит от потоков воздуха. Стоит отметить, что перед началом рейса каждый пилот проходит специальную подготовку. В ходе нее он ознакамливается с погодой и выбирает оптимальный маршрут.
Но также бывают ситуации, когда спланировать или спрогнозировать маршрут невозможно. Когда летишь на самолете больше восьми часов, предугадать изменение погоды просто нереально. Тогда стоит полагаться только на отличные навыки и внимательность пилота. Помимо этого, защитить самолет от неприятностей может специальное оборудование, которое смягчит болтанку.
В советской науке Править
До 1917 года в российской науке пользовались термином беспорядочное течение. В 1938 году Капицей было открыто турбулентное течение в квантовых средах — сверхтекучем гелии. В жидком гелии есть два типа звука — первый и второй, они могут создавать волновую турбулентность на его поверхности.
В 1942 году А. Н. Колмогоровым и A. М. Обуховым создана теория однородной турбулентности для несжимаемых течений при больших числах Re. Затем в 60-е годы было начато изучение нелинейных волн, солитонов.
В 1970-е годы в СССР Захаровым Владимиром Евгеньевичем была изучена слабая или «волновая» турбулентность волн на поверхности воды (её называют вырожденной). Турбулентность внутри сред назвали сильной.
В 1975 году введено понятие фрактал математиком Бенуа Мандельбротом. А константа Фейгенбаума, используемая при описании фрактальной среды с детерминированным хаосом, была получена в 1978. Тогда же был открыт сценарий Фейгенбаума (или субгармонический каскад) — частный вид перехода к турбулентности.
Физикам было непонятно, почему при хаотическом движении, похожее на Броуновское, в жидкости или газе вдруг миллиарды молекул сворачиваются в кольцо. В начале 80 годов Ю. Л. Климонтович, профессор МГУ им. Ломоносова выдвинул гипотезу о том, что турбулентность — это не хаотичное, а высокоорганизованное, упорядоченное течение. И что энтропия при переходе от ламинарного к турбулентному течению уменьшается. Поэтому спонтанно образуются различные структуры. Он предложил свой критерий, на основе «S-теоремы» по которому можно было рассчитать степень упорядоченности сплошной среды, используя величину производства энтропии. Он не знал, что сценарий Фейгенбаума и другие их виды встречаются в реальных турбулентных средах и считал, что модели сплошной среды недостаточно для появления турбулентности. И значит в уравнении Навье-Стокса нет турбулентности. Поэтому даже для простого движения воды он вводил в уравнения некие искусственные дополнительные флуктуационные члены, что было ошибкой. Аналогично вводил дополнительные члены в уравнения сохранения импульса или движения О. Рейнольдс.
Его «» была очень плохо изложена для экспериментаторов и было не понятно, как её применять в эксперименте и чем она лучше понятия K-энтропии. Она противоречила многолетней практике инженеров. Они часто использовали подход, когда энтропия была постоянной для течения (модель изэнтропического газа).
Опасность турбулентности для пассажиров
Сильная «болтанка» страшна не так самолетам, как пассажирам, особенно тем, которые не придерживаются правил безопасного полета. Чтобы не получить самому увечий и не доставить травм своим соседям следует четко придерживаться правил, которые подскажут бортпроводники:
- не вставать со своих мест;
- пристегнуть ремни безопасности и не отстегивать их, пока авиалайнер будет находиться в зоне турбулентности;
- находясь пристегнутым в своем кресле, следует постараться расслабиться и спокойно дышать, не поддаваясь при этом панике;
- электронику, к примеру, гаджеты или телефоны, следует спрятать, чтобы они остались на месте и не повредились при сильной «тряске».
Соблюдая правила перелета, не поддаваясь панике, каждый сможет спокойно перенести турбулентность и благополучно долететь до нужного места назначения.
https://youtube.com/watch?v=Ak9lgtze7Nc%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26
- , стр. 7-1-48
- , стр. 4-6-4
- (in) Федеральное управление гражданской авиации ,
- (in) Пол Маккриди, « Стандартизация самолетов на основе значений порывов » , Журнал прикладной метеорологии , Vol. 3,после 1964 года
- (in) Майкл В. Кук Принципы динамики полета, третье издание , Амстердам / Бостон, Эльзевир ,2013, 575 с. , стр. 445
- (en) Р.Д. Шарман и др., ” Описание и полученные климатологические данные автоматизированных отчетов о скорости вихревой диссипации атмосферной турбулентности ” , Журнал прикладной метеорологии и климатологии , вып. 53,июнь 2014
- (in) Луис В. Шмидт, Введение в динамику полета самолета , AIAA,1998 г., 397 с. ( ISBN 978-1-56347-226-8 ) , стр. 295
- (ru) Рольф Гертенштейн: верховая езда, хребет, волна и лифт конвергенции , книги и принадлежности для парящих,2011 г., 104 с.
- , стр. 472
- (in) Роберт М. Банта и др., « Профили турбулентной дисперсии скорости в стабильном пограничном слое, создаваемые ночной низкоуровневой струей », Журнал атмосферных наук , Американское метеорологическое общество , вып. 63,2006 г.
- Деннис Пейген Публикации спортивной авиации 1992 г., 280 с. ( ISBN 0-936310-10-3 ) , стр. 118
- (in) Б. Р. Стулл, Введение в метеорологию пограничного слоя , Kluwert Academic Publisher,1988 г., 666 с.
- (in) Джон Дж. Хикс и др. ” Турбулентность ясного неба: одновременные наблюдения с помощью радара и самолета “, Science , vol. 157,Август 1967 г., стр. 808-809 ( DOI )
- (in) FJ Duartel et al. “. N-щелевой интерферометр: расширенная конфигурация ” Journal of Optics (in) , vol. 12, п о 1,январь 2010( DOI )
- , стр. 749
Явление турбулентности
Для этого придется обратиться к химии с физикой. Итак, воздух сам по себе неоднороден. Больше всего он похож на торт Наполеон, как бы это ни было парадоксально.
Он состоит из слоев, каждый из которых имеет свои химические и физические свойства. На стыках этих слоев образуются завихрения. Пролетая через них, самолет начинает трястись.
Кроме этого, эти слои постоянно видоизменяются из-за температуры, давления, направления и скорости ветра. Проходя через них, начинает вибрировать.
Опасны могут быть кучевые и грозовые облака. Сам по себе самолет туда не полетит. Он постарается обойти их, так как его ждет очень сильная тряска вследствие увеличения скорости ветра.
Воздух для самолета, как асфальтовая дорога для автомобиля. А завихрения — это как кочки на этой дороге. Если брать другое сравнение, то стоит вспомнить море.
Иногда на море спокойно и тихо, но порой начинаются шторм и, как следствие, сильные волны. При этом, корабль продолжает благополучно идти своим путем. То же самое происходит и с самолетом.
Самолет никогда не полетит в зону кучевых и грозовых облаков.
Тем более, специалисты, проектирующие самолеты, знают об этом явлении. Они учитывают его и испытывают перед отправкой на эксплуатацию. Самолет способен выдерживать очень сильные нагрузки — ветер до 30 м/с и более.
Самолет летит на автопилоте, а пилоты еще дополнительно получают метеосводку перед полетом. Так что путь прокладывается таким образом, чтобы обойти возможные кучевые и грозовые облака.
Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?
Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.
Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.
Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.
Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.
Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.
В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.
В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.
Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.
Турбулентность в технике Править
Её стараются либо подавить, либо искусственно создать. Например, при строительстве Норильского комбината было обнаружено, что малый диаметр труб, в котором течение турбулентно, не приводит к увеличению расхода подаваемого воздуха в доменную печь при увеличении внешнего давления подаваемого воздуха. Поэтому были вынуждены поставить параллелно ещё одну трубу, подающую воздух.
У самолётов ставят — загнутые кверху законцовки крыла. Они экономят до 4 процентов топлива, так как при этом уменьшается размер и число образуемых за крылом вихрей, которые уносят с собой полезную кинетическую энергию (это так называемые волновые потери).
В тех случаях, когда возникает переходный режим от ламинарного к турбулентному, могут возникать колебания давления, подъемной силы. Поэтому по всей длине крыла ставят вихрегенераторы (изогнутые скобы). Они стабилизируют параметры потока. Течение после них всегда турбулентно. Поэтому подьемная сила крыла постепенно растет с увеличением скорости самолета.
Когда нужно быстро перемешать топливо с воздухом и сжечь его, ставят специальные устройства: центробежные и струйные форсунки в камере сгорания. Они, как и выбранная длина камеры сгорания обеспечивают полное сгорание топлива.
В чем опасность такой ситуации
Чем опасно состояние турбулентности, знают все пилоты. И добровольно они ни а что в такую зону не направят самолет. Попадание в зону турбулентности приводит к катастрофическим последствиям. Иногда даже приходится прибегать к срочной посадке.
Причем болтанка больше опасна не столько для самолета, сколько для пассажиров внутри лайнера. Ведь она проявляется внезапно, когда многие могут передвигаться по салону самолета или стоять в очереди в туалет. В результате, они получают травмы и увечья. Переломы, ушибы, раны и многое другое – все это является следствием такой проблемы, как турбулентность. Поэтому стоит соблюдать ряд правил, предложенных для безопасности людей. В их числе:
- Занять свое место
- Пристегнуть ремни безопасности и оставаться в таком положении, пока самолет будет оставаться в турбулентности, а командир корабля не даст разрешения на их отстегивание
- Находясь в кресле, надо настраивать себя психологически, чтобы не поддаваться панике. Приступ может наступить внезапно. Связано это с тем, что вестибулярный аппарат человека остро реагирует даже на небольшие крены и снижение высоты – для него это как падение и даже переворот лайнера вокруг своей оси. Из-за этого и развивается неконтролируемый страх, сравнимый с серьезной паникой
- Все имеющиеся гаджеты и предметы электроники стоит спрятать, чтобы они не попадали и не разбились
Состояние турбулентности не будет длиться долго. Если соблюдать все правила, которые озвучивают члены экипажа, никаких серьезных последствий не будет.
Если самолет находится в зоне турбулентности, пассажирам стоит переждать ее, даже если очень хочется в туалет. Если начинают открываться багажные отсеки, стоит прикрывать голову, чтобы содержимое их не посыпалось на голову, при этом вставать с места не стоит, чтобы не получить увечий и ранений. Историй, когда после приземления рейса пассажиров увозили на скорых в больницу, довольно много.
При начинающейся нервозности стоит поглубже дышать, чтобы прогнать приступ. Из-за такого глубокого дыхания начинает увеличиваться сердцебиение, что помогает успокоиться.
Если же человек летит впервые, ему стоит побеспокоиться о приеме успокоительных средств. В этом случае пережить турбулентность будет проще. Экипаж же в этот период вряд ли сможет прийти на помощь, т.к. для него действуют те же правила – сесть и пристегнуть ремни.
Виды турбулентности
- Однородная и изотропная Изотропная — когда её статистические параметры не зависят от направления. Создаётся искусственно на некотором расстоянии после металлической сетки или решётки. Однородная — когда её параметры меняются вдоль выбранной оси, но в данном сечении (например, трубы́) они одинаковы.
- Изотропная — когда её статистические параметры не зависят от направления. Создаётся искусственно на некотором расстоянии после металлической сетки или решётки.
- Однородная — когда её параметры меняются вдоль выбранной оси, но в данном сечении (например, трубы́) они одинаковы.
Турбулентность ясного неба
Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях — максимальна, а в средней минимальна.
При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.
Турбулентность в горах
Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.
Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.
1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.
Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.
Страх полета на самолете
Часто радость от планирования отпуска омрачается из-за страха перед перелетом. Это так называемая аэрофобия, или воздушная болезнь. Как избежать страха?
- Перед полетом попробуйте расслабиться – не концентрируйтесь на негативных мыслях.
- Выбирайте место над крыльями – оно устойчивое, здесь наименьшая вибрация.
- В первые минуты после взлета посидите недолго неподвижно – это позволит организму привыкнуть, а вам – успокоиться.
- На борту отключитесь от мыслей о полете – лучше сосредоточиться на чтении книги, журнала. Или послушайте музыку в наушниках.
- Сохраняйте спокойствие – это очень важно. Не верьте негативным отзывам о таких ситуациях – людям характерно преувеличивать значение пережитых событий. Положитесь на профессионализм экипажа. Все будет хорошо!
Турбулентность в самолете – это не опасно, очень неприятно, но нужно справиться с эмоциями и не бояться этих моментов.
Про питание в самолетах разных авиакомпаний и – у нас есть отличные статьи, почитайте!
Удачного всем полета!
Есть ли способы расслабится в самолете во время турбулентности?
Когда все-таки ваш самолет попал в зону турбулентности вам полезно на этот случай знать несколько приемов, помогающих успокоиться.
Дыхательные упражнения : Если вы занимаетесь йогой или медитацией, возможно, вы знаете специальные дыхательные упражнения, которые могут помочь вам успокоиться. Если нет, то перед полетом найдите несколько дыхательных упражнений, помогающих расслабится в сети Интернет. Например, на YouTube вы найдете множество различных упражнений, которые реально помогают уменьшить уровень стресса в самолете.
Снизьте вибрацию : Вы можете обнаружить, что подъем ваших ног с пола может уменьшить количество вибраций, которые вы испытываете от турбулентности.
Расслабьтесь и следуйте за потоком : Вместо того, чтобы напрягаться, сосредоточьтесь на расслаблении мышц, чтобы двигаться вместе с турбулентностью, а не против нее. Это может быть трудно, сделать, но это реально поможет успокоиться в самолете, который попал в турбулентность.
Вы также во время турбулентности в самолете можете напомнить себе о других видах транспорта, которые более суровы, чем воздушная турбулентность. Подумайте, как часто вы подпрыгиваете в автомобиле, когда движетесь по неровной дороге. Или вспомните, как вы ездите на велосипеде. Ведь за рулем велосипеда тряска бывает «похлеще» турбулентности.
Или вспомните, как нас качает в тесном вагоне в метро.
С другой стороны, беспечность в отношении турбулентности может стоить дорого. В результате резкого изменения свойств воздушной среды самолет может, например, провалиться в воздушную яму, и не пристегнутые к креслам пассажиры имеют шанс получить серьезную травму, ударившись о потолок салона. Так что, хоть это явление и не несет угрозы для самолета, турбулентность в самолете опасна прежде всего для пассажиров. Нередко люди ломают конечности и получают другие серьезные травмы при попадании в такие зоны. Например, в 2019 году рейс компании Air Canada попал в так называемую «турбулентность ясного неба» — когда изменения направления потоков воздуха нельзя увидеть напрямую, так как в небе нет облаков и других знаков, указывающих на такую зону. Но даже при таком инциденте самолет не пострадал, хоть множество пассажиров и получили травмы.
Многие люди, страдающие от аэрофобии, боятся попасть в зону турбулентности. Но специалисты успокаивают: за 120 лет истории авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой была бы или могла бы быть турбулентность.
Однако при сильной болтанке есть риск получить серьёзные травмы. Бывали случаи, когда пассажиров выбрасывало из кресел, из-за ударов об углы салона они получали ушибы и переломы. Опасность также представляют чемоданы, которые могут выпасть из багажных отсеков, расположенных над креслами. Чтобы избежать неблагоприятных ситуаций, необходимо соблюдать технику безопасности и беспрекословно исполнять все команды бортпроводников.