Досуговые занятия и развлечения дворянства.
Досуговые формы деятельности и их эволюция
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
«Праздный» — «пустой», «незанятый».Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников — Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).
Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом – «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.
По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.
С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси.
К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры . В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи.К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 веков возрождаются книжные традиции Киевской Руси.
К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.
Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).
Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.
К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.
Византийские монахи Кирилл и Мефодий для создания письменности взяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его шипящими и получили славянский алфавит (43 буквы, близкие по написанию греческим). В честь своих создателей новая азбука получила название «кириллица». Наряду с кириллицей была в употреблении и глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием.
различных сословий российского общества
в 18 – начале 20 веков.
По мере складывания и развития сословий досуг россиян стал утрачивать единые черты. Каждое сословие по-разному сохраняло традиции досугового времяпрепровождения, обогащая их «заимствованиями» из западно-европейской культуры, тем самым создавая новые формы досуга.
Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).
Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу. Молодежной формой досуга были весеннее-летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной» избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической «семейной», где молодежь «играла роли мужей и жен».
После отмены крепостного права (вторая половина 19 века) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ: библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.
Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежных посиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др. Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.
Досуговые занятия и развлечения дворянства.
Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах.
Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.
Дворянская среда стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи» в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появились первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки.
К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.
В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).
Жизнь и быт дворянской семьи
Быт и образ жизни в XIX в.
В начале XIX в. продолжалось культурное сближение России с Западной Европой, но в этом процессе участвовали лишь высшие классы общества.
Жизнь и быт дворянской семьи
Жизнь дворянской семьи имела свои особенности. Со времен Петра I структура и взаимоотношения в дворянской семье строились на идеологии, связавшей службу и достоинство. Во главе семейной иерархии стоял отец, который отвечал за представительство семьи в обществе и общества в семье. Согласно этикету он держался в отдалении, имел в доме отдельные помещения. В литературных произведениях этого времени показано, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. В обязанности главы семьи входили устройство браков потомства и карьеры сыновей. Отношение к детям в дворянской семье было строгим. Высокий уровень требовательности к ребенку объяснялся тем, что его воспитание строилось в рамках дворянского кодекса чести.
Семья могла состоять из родственников по кровному и по свойскому родству. В ее состав нередко включались домочадцы, (люди, жившие под единой крышей) за исключением слуг и крепостных.
В. А. Тропинин. Семейный портрет графов Морковых
В семье существовало четкое разграничение по гендерному признаку. Ведение дома считалось специфической женской обязанностью, дела вне дома − мужской. Половые различия проявлялись в социальной деятельности: согласно этикету мужчины встречались вечером, а женщины навещали друг друга днем. Пол учителя всегда соответствовал полу ребенка. Вдовец мог воспитывать только сына, но дочь он обязан был отдать на воспитание родственницы.
Пушкин с дядькой
По причине высокой детской смертности детство до 7 лет считалось временем чисто биологического существования. Уход за ребенком до этого возраста доверялся няне. С 7-летнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый, так как считалось, что у него появлялся разум. Обучение и воспитание мальчиков ориентировалось на служение Отечеству. В девочке воспитывалось умение жертвовать собой в качестве жены и матери. После 7 лет для ребенка стандартом поведения становилось поведение взрослых. Дети могли присутствовать и принимать участие в разговорах взрослых, читать их книги.
К. Гампельн. Портрет братьев Коновницыных
Девочка с 7 лет попадала под опеку матери, которая до ее замужества несла за нее полную ответственность. Образование и нравственное воспитание девочек было возложено на гувернанток. В свет девушки впервые выходили потенциальными невестами. Поскольку брак в основном составлялся главой семьи, его преимущество заключалось в том, что девушка вырывалась из-под материнской опеки.
В браке задачей супруги было служение мужу. Юридически супруги были достаточно независимы. Общего имущества не существовало, супруги не наследовали друг другу. В обществе они имели разный круг знакомств, вели независимый образ жизни и воспринимались как самостоятельные личности.
Самой важной ролью женщины являлось материнство. Однако после рождения ребенка забота о нем передоверялась кормилице и няне. Матери не надлежало кормить ребенка. Мальчика до 7 лет воспитывала няня, мать оставляла за собой общий надзор.
Из документа (А. С. Пушкин. Няне):
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
По достижении 7-летнего возраста высшим авторитетом для мальчика становился отец. С этого времени ребенок реже видит мать, он переходил в руки дядьки, няня отстранялась от воспитания. Вспомним детство маленького Евгения Онегина:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Мадам за ним ходила,
Потом Мосье ее сменил;
Ребенок был резов, но мил.
Пушкин в Михайловском с няней Ариной Родионовной
Отец занимался подбором для сына дядьки и учителя, позже отвечал за выбор его карьеры. Близкой связи между отцом и сыном не было. Отец оставался недосягаемым, его решения не оспаривались. Часто для ребенка самым близким человеком в семье являлся дядя.
Из документа (Воспоминания об адмирале Николае Семеновиче Мордвинове и о семействе его. Записки дочери):
Родители вели нас так, что не только не наказывали, даже и не бранили, но воля их всегда была для нас священна. Отец наш не любил, чтобы дети ссорились, и, когда услышит между нами какой-нибудь спор, то, не отвлекаясь от своего занятия, скажет только: «Le plus sage sede» (Самый умный уступает) − и у нас все умолкнет.
Обучением ребенка занимался воспитатель, в круг обязанностей которого входило также воспитание манер, стереотипов поведения. Учитель всюду сопровождал воспитанника. Однако эмоционально близких отношений с учителем, как правило, не возникало, так как учитель в семейной иерархии занимал положение слуги.
Р. Редгрейв. Гувернантка
Из документа (В. А. Сологуб. Большой свет):
В основе дворянской идеологии лежало убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его являться образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Ребенка ориентировали не на успех, а на идеал. Как дворянин он обязан был быть храбрым, честным, образованным.
Храбрость вырабатывалась путем волевых усилий и тренировок. Мальчик 10–12 лет должен был ездить верхом наравне со взрослыми. Для выработки выносливости в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день проводились «гимнастические упражнения»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. Они вставали в 7 утра, гуляли в любую погоду, ели простую пищу.
Отношение к внешности и одежде имело эстетический характер. Отточенные остроты и полированные ногти, изысканные комплименты и тщательно уложенные волосы дополняли друг друга. Согласно правилам хорошего тона. даже самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.
Если девушка после замужества автоматически становилась взрослой, то юношу делали взрослым и независимым учеба или служба в армии. Здесь юноша впервые оказывался в обществе равных ему по положению и возрасту людей. Вопрос о карьере и браке решался отцом. После брака мужчина, как правило, оставлял службу. Брак по любви был редок. Последней ступенью в обретении мужчиной статуса главы семьи и слуги общества являлась смерть отца.
По мере сближения России с Европой происходят изменения во взаимоотношениях и структуре дворянской семьи. Семья, как и на Западе, начинает рассматриваться как место особой чистоты и морального убежища человека от общества.
Неизвестный художник. Портрет Е. И. Новосильцевой с детьми
Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В домах столичной знати ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в значительную сумму. Городские дома знати напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались колоннами, скульптурами, лепными барельефами.
Г. Г. Гагарин. Бал у княгини М. Ф. Барятинской. 2-я пол. 1830-х гг.
Традиционно в начале лета помещики переезжали в загородные дворцы и дома. Проведя на лоне природы летние месяцы и даже часть осени, они возвращались в города в ноябре. Тогда и начиналась городская светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами.
В первой половине XIX в. дворянские усадьбы представляли собой настоящие культурные центры. Они воплощали мечту хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. В усадебном строительстве в этот период доминировал классицизм. Нередко в усадьбе были театр, библиотека, храм, школы для крепостных, оркестр. Центральное положение в барском доме занимал парадный зал, где проходили балы и приемы.
Усадьба Юсуповых в Архангельском
Основным был второй этаж, где располагались светлые помещения, богато украшенные мебелью, картинами, скульптурами. Комнаты были проходными, последовательно примыкали друг к другу. К середине века в новых постройках все основные комнаты выходили в коридор. Служебные помещения находились на нижнем этаже. Освещались огромные залы и гостиные люстрами, канделябрами, жирандолями. Стены отделывались дорогими заграничными обоями. Использовалась традиционная посуда из золота и серебра и заграничная из дорогого саксонского или севрского фарфора. Популярны были восточная мебель, украшение залов коврами и оружием. Для работы над убранством помещений представители знати приглашали отечественных и зарубежных мастеров. Помимо парадных элементов (господского дома и парков) дворянские усадьбы имели экономические постройки: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы, которые строились в едином стиле с домом и парком. Практичные хозяева начали строить в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия. Старинными увлечениями дворян являлись охота и верховая езда.
Парк в усадьбе Юсуповых в Архангельском
Усадьба отражала душу хозяина и раскрывала особенности его личности. Она занимала особое место в становлении культурных традиций помещичьей России. Как природно-культурное пространство, созданное на века, усадьба стала символом дворянской семьи. В формировании ее поэтики внесли вклад А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, и особенно И. С. Тургенев (роман «Дворянское гнездо»).
С началом XIX в. произошли изменения в одежде дворян. Костюм становится европейским и светским, он выражает психологический облик человека. Эталоном гражданской одежды стали фрак, цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки, военной − мундир. В женской моде преобладали «античные» туалеты: платья, сшитые из тонких тканей, с высокой талией, короткими рукавами и прямой юбкой с отделкой, окаймляющей подол. Важным дополнением туалета были шарфы и шали.
Рацион русской знати в середине XIX в. насчитывал более 300 различных блюд и напитков, в том числе блюд иностранных кухонь. Продуктами повседневного потребления стали кофе, восточные сладости, бисквиты, французские, немецкие, испанские вина.
В. Первунинский. В усадьбе
Помещики жили в усадьбах на широкую ногу. Отправляясь в деревню, они брали с собой обыкновенно 200 человек. Даже небогатый помещик имел в своей свите несколько экипажей и десятки сопровождающих. Это стоило больших денег.
Переезд дворян из города в деревню весной был целым событием в жизни помещичьей семьи. Подготовка к нему шла месяц, а то и больше. Экономка разбирала сундуки, пересчитывала хозяйское столовое и постельное белье, укладывала багаж. Дворецкий занимался погрузкой мебели. Перед отъездом хозяева молились, а затем прощались с друзьями, родственниками, дворовыми людьми, которые оставались в городе.
На выезде из города
Отправлялись в путь очень рано, но еще раньше выезжала со двора вереница экипажей. Поезд помещика состоял из дорожной кареты, коляски, двух кибиток и фуры с добром. Фура была нагружена не только вещами, но и книгами из хозяйской библиотеки. За библиотекой следовала кухня на трех повозках, повара, доктор и цирюльник.
В одном из экипажей ехали актеры, музыканты, живописец, чтец, секретарь. В других располагались камердинеры, горничные, лакей. Отдельно следовал экипаж с гардеробом барина и барыни. Обязательно нужно было нанять охрану из казаков или солдат, которые в случае нападения могли защитить путешественников.
В полдень господа останавливались. У повара к этому времени должен был быть готов обед. Если погода была хорошей, располагались прямо на траве, а если нет, то останавливались на постоялом дворе. Затем снова отправлялись в путь.
Сколько было радости, когда наконец на горизонте сквозь деревья показывалась милая, родная усадьба! Встречать барина выходили жители всех соседних деревушек и обитатели усадьбы, подносили хлеб–соль, дворецкий проводил всех в дом.
Отъезд помещика. Иллюстрация к книге В. А. Сологуба «Тарантас». 1845 г.
Когда бываешь на экскурсиях в старинных дворянских усадьбах, то удивляешься обилию красивых деталей интерьера: полок с книгами, часов, гравюр, конторок, музыкальных инструментов. Это говорит о том, что хозяева усадьбы были знакомы с западноевропейской культурой, увлекались искусствами – музыкой, живописью, театром.
Дворянские дома были буквально заставлены музыкальными инструментами. Здесь можно было увидеть фортепьяно, клавесин и даже орган. В доме постоянно звучала музыка. Хозяева часто устраивали домашние концерты. Даже когда никто не музицировал, мелодичный звон доносился из механизма часов, которые ставили на пол, камин или вешали на стены. Что же говорить о балах и приемах: тут уже играл целый оркестр.
«Диковиной» дворянской усадьбы была картинная галерея и театр. Под них отводили целый ряд комнат в доме.
Дворянин на коне
Даже в маленькой усадьбе существовал свой хор песенников, небольшой оркестр, показывали по праздникам спектакли. Праздники в усадьбе, как правило, проходили на открытом воздухе. В парке ставили качели и карусели. Но главным местом развлечения был «зеленый» театр, т. е. театр под открытым небом. В очень богатых усадьбах по праздникам устраивали фейерверки.
Принимая гостей, помещик нередко вел их на скотный двор, псарню или конюшню, в птичник или каретный сарай. Это было не случайно. Похвастаться перед соседями было одной из главных забот дворянина. Богатые усадьбы служили образцом для подражания для всей губернии.
У каждого помещика были свои причуды. Вот один пример. Некий вельможа всегда проводил гостей в красивый домик на краю парка. В одной из комнат жили скотник и скотница, а в основных помещениях – две огромные свиньи, величиной с корову. Эти свиньи имели имена и были гордостью хозяина.
Старинной русской забавой была охота. Она с древнейших времен считалась благородным занятием. Даже русские цари увлекались ею. Сначала охотились на зайцев. Затем вызывали охотников бить медведей. Издавна существовала соколиная охота. Были специальные люди – ловчие и сокольничьи, которые помогали знати провести охоту.
Петр I не любил и порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекавшую дворян от государственных занятий. А вот Петр II был страстным поклонником псовой охоты. После его смерти охота оставалась одним из любимейших развлечений дворян.
На охоте. Художник Н. Д. Кузнецов. 1882 г.
Охоту любили все. Хозяева усадьбы и их гости, дамы и кавалеры, взрослые и дети – все выезжали на охоту – в экипажах и верхом. С собой брали десятка два конных охотников и более ста собак. Каждый охотник точно знал, что, когда и как он должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. Часто, когда охотники очень увлекались, приходилось ночевать в лесу. Неумеренная страсть к охоте разоряла помещиков. Случаи, когда меняли на борзых целые деревни с крестьянами, были нередки.
Другим увлечением дворян была верховая езда. Умение ездить верхом на лошади было необходимостью для дворянина. Дороги были очень плохими, и осенью добраться до города по распутице можно было только верхом. Также это умение было необходимо на охоте.
Старинным русским развлечением являлась баня. Мытье в бане было целым искусством. Баня находилась на достаточном расстоянии от жилых помещений, чтобы не случилось пожара. Но в то же время ее ставили не слишком далеко, чтобы не простудиться после нее. Как правило, баню строили около реки. Рубили баню из хвойных пород дерева – ели, сосны. На дощатый потолок клали бересту, мох, дерн. Кровлю делали двускатной. Пол настилали с уклоном, чтобы вода стекала и в бане не заводилась сырость, а тепло было сухим и горячим.
Вечером в усадьбе
Баня состояла из двух помещений – предбанника и парилки. В предбаннике стояли деревянные скамьи для одевания и отдыха, на стенах висели березовые веники, лежали дрова. Здесь оставляли одежду. При входе в парилку находилась печь, называемая каменкой. Она была сложена из камней–валунов средней величины без трещин. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котел с кипящей водой. На горячие камни лили воду или квас, и баня заполнялась целебным паром.
От печи по стене, ближе к потолку (здесь собирался сухой жар), шел полок– высокий помост, на котором парились. На полок взбирались по широким ступеням. Вдоль стен были лавки, на которых мылись и на которые ставили банную утварь – корыта, ковши, ушаты и шайки. Поодаль стоял чан с холодной водой, в бураках из бересты держали квас.
Бани топили «по–черному»: дым и угар от горящих в каменке дров распространялся по всему помещению. Выходить он мог только через оконца в стене, а во время топки приоткрывали еще и дверь. Топили баню ольховыми или березовыми дровами, отдавая предпочтение последним, поскольку они выделяли деготь, который являлся дезинфицирующим средством для стен и потолка.
Парились березовыми вениками. Тогда говорили: «В бане веник – дороже денег». Веники заготавливали в конце мая – начале июня, пока лист березы не становился жестким. В бане веник предварительно заливали кипятком. Закончив париться, этой водой окачивались: она была целебной. Веником парились только один раз, затем его применяли в хозяйстве для уборки. Считалось, что в год для одного человека требовалось 70 веников.
Парить тело нужно было вдоль спины от лопаток до ног, но не поперек. Попарившись, выбегали из бани и с разбегу прыгали в холодную речку. Затем вновь бежали париться. Париться в бане считалось полезным. Дворяне помнили старинную поговорку: «Баня парит, баня правит» – и в городе не хотели расставаться с банными удовольствиями.
В XIX в. для дворян в городах стали открывать богатые бани с бассейнами, ваннами и душевыми. Такие бани – Сандуновские – еще и сегодня помнят посетителей – дворян XIX в. Они приходили сюда отдыхать, лечиться, стричься, бриться и, конечно, общаться с друзьями. А были такие оригиналы, которые мылись в бане со своими любимыми собаками.
Месяцы, проведенные в усадьбе, помещики вспоминали с удовольствием. С первым снегом обыкновенно дворянин возвращался в город. Здесь его ждали новые развлечения.
Вопросы и задания
1. Какими качествами обладал дворянин и как это сказывалось на его ежедневных занятиях?
2. Попробуйте придумать названия пьес, которые мог поставить помещик в своем имении? О чем эти спектакли?
3. Придумайте рассказ «В гостях у помещика».
4. Какие развлечения были у дворян в деревне? Какие из них существовали и в старину?
5. На что помещик тратил деньги? Почему многие дворяне разорялись?
6. Какие секреты русской бани вам известны?
7. Какие вы знаете средства передвижения XVIII–XIX вв.?
8. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
9. Объясните следующие пословицы:
«И барину деньга – господин»;
«Хоромы кривые, сани лубяные, слуги босые, собаки борзые – дворянский дом»;
«Пропали наши головы за дворянами голыми»;
«Камзолы зелены, а щи не солоны»;
«На брюхе шелк, а в брюхе щелк»;
«Иное барство хуже пономарства».
10. Отгадайте загадки про охоту и нарисуйте к ним рисунки.
1. Пришла из лесу птичница В рыжей шубке
2. За горами, за лесами
Домой не бегут.
По лесочку прыг–прыг,
По снежочку тык–тык.
По полю катится,
Никого не боится.
5. Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Отгадки: заяц, волк, лиса, пуля, стрела.
11. Охотникам помогали ловчий – распорядитель охоты, выжлятники – охотники с гончими, которые поднимали зверя и гнали на открытое место, борзятники – охотники с борзыми, конюшие, псари, доезжие, загонщики. Опишите основные этапы псовой охоты и роль каждого из этих людей.
12. Прочитайте стихотворение великого князя Константина Романова. Почему поэт называет время, проведенное в усадьбе, «лучшими годами»? Как и почему изменился с годами образ усадьбы?
Садик запущенный, садик
Старенький, серенький дом,
Дворик заросший, прудок
Ветхие службы кругом.
В комнате стулья с обивкой
Образ с лампадой в углу,
Книги на полках; камин,
В комнате этой и зиму, и лето
Как мне знакомо и мило все это,
Как это дорого мне!
Юные грезы! Счастливые встречи
Под вечер долгие, тихие речи,
Рядом, за чайным столом.
Годы минувшие, лучшие годы,
Чуждые смут и тревог!
Ясные дни тишины и свободы!
Мирный, родной уголок!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Летние удовольствия
Казалось, весь Петербург летом переселялся на дачи. И жизнь в дачных местах Петербургской губернии на это время приобретала особый столичный оттенок, поскольку горожане тогда не были такими заядлыми садоводами и огородниками, как сегодня. Они хотели
Глава 6 Развлечения и удовольствия
Глава 6
Развлечения и удовольствия
Если в эпоху абсолютизма развлечения большой массы населения отличались примитивностью, то в буржуазный век они стали весьма дифференцированными, так как, как и все стороны жизни, должны были подчиниться закону экономического развития
Часть 3. Русские деревенские художники-книгописцы
Часть 3. Русские деревенские художники-книгописцы
В конце XVIII – начале XX в. книгописание традиционно сохранялось в крестьянской среде. Оно было неотделимо от духовных основ крестьянского быта. О крестьянских библиотеках как неотъемлемой части крестьянской культуры, об
ДЕРЕВЕНСКИЕ ПРИЗРАКИ
ДЕРЕВЕНСКИЕ ПРИЗРАКИ
Древние картографы писали поперек белых пятен: «Здесь львы». Деревенские рыбаки и землепашцы настолько на нас не похожи, что единственная фраза, которую мы с полным правом можем написать на карте, звучать будет так: «Здесь призраки».Мои знакомые
Удовольствия
Кино и телевидение. На данном этапе возникает вопрос об удовольствии, получаемом зрителем от кинофильма. Можно возразить, что в наше время, когда из-за популярности телевидения посещаемость кинотеатров упорно снижается, вопрос этот не столь актуален.
Глава 6. Магия, ухаживание и деревенские свадьбы
Символический обмен с советским прошлым
в современных «местах счастья и удовольствия» города Екатеринбурга
Фотография с праздничного действа, выражающая полноту бытия, взывает к публике: «Ты готов веселиться?» Атрибутика праздника отсылает к советскому времени.
Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века
Шокарева Алина
В просвещенной дворянской среде большой популярностью пользовались домашние спектакли. По выражению Лотмана, «театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей». Развлечение это появилось еще в XVIII веке, и принимали в нем участие как титулованная столичная аристократия, так и провинциальное дворянство. Артистами, музыкантами и даже билетерами домашних постановок выступали сами хозяева и их гости. Особенно модными «благородные» спектакли стали во времена правления Павла I. В Москве в течение недели давалось по нескольку представлений; Петербург не отставал от Москвы. Известный театрал князь А.А. Шаховской признавался, что почти каждый день участвовал в любительских спектаклях и ему приходилось учить по две роли сразу.
Домашние спектакли, как правило, проводились в одном из наскоро переоборудованных залов, но иногда строили и специальные театральные здания. Игрались русскоязычные и переводные пьесы: комические оперы, балеты, трагедии, драмы, комедии, водевили.
Наряду с домашними спектаклями в дворянских семьях любили ставить так называемые «живые картины». Для них выбирали религиозные, мифологические, исторические, литературные, сказочные сюжеты, хорошо известные всем присутствовавшим. Матери семейств получали возможность блеснуть красотой и актерским талантом, но вот незамужние девушки остерегались привлекать к себе слишком много внимания и потому участвовали в живых картинах и спектаклях неохотно.
Во время так называемого «Сюрприза» на обеде в честь графа А.С. Строганова (президента Императорской академии художеств) его родные и друзья устроили для него целую выставку из «живых картин», восхваляющих его заслуги и таланты: «Зал был превращен в настоящий Храм искусств. На двух больших платформах была сооружена очень красивая колоннада наподобие открытой галереи. В арках галереи стояли те самые молодые артисты, окруженные атрибутикой всех видов искусств. Костюмы артистов были превосходны. Все это производило грандиозное впечатление. Молодыми артистами были дети Строгановых и Апраксиных. У каждой из арок галереи, у колонн, спереди и в глубине, были размещены плакаты, на которых было написано, какой из видов искусств артистом в этой арке представлен». В первой арке Владимир Апраксин будто проектировал Храм Искусств. Мадемуазель Адель Строганова находилась во второй арке – она представляла искусство чеканки и литья медалей. Далее Наталья Апраксина представляла Скульптуру и делала вид, что обрабатывает кусок мрамора. В четвертой арке Натальей Строгановой был представлен Рисунок. В пятой арке мадемуазель Апраксина держала в руках гравюру. В шестой арке – Живопись, воплощенная Елизаветой Строгановой. В глубине зала – Александр Строганов со своим гувернером. Вокруг них была установлена большая картинная рама. Они изображали, как Рубенс пишет портрет сына, бросая восхищенный взгляд на него. Каждая картина сопровождалась соответствующими стихами. У входа в зал написано было следующее стихотворение:
Бессмертные шедевры, что восхищают нас и нами так любимы,
Сотворены достойно и в будущее смотрят.
И тот единственный, что всех объединяет,
Подобные домашние развлечения позволяли членам семьи реализовать свои таланты, сделать жизнь разнообразнее, отвлечься от тягот по службе, забот о хозяйстве или мыслей на политические темы. И конечно же, помогали объединить членов семьи за одним делом, создать и поддерживать семейные традиции.
Если в доме собиралось много молодежи, то для нее устраивались принятые для веселого времяпрепровождения игры. Были популярны и русские, и иностранные, например:
• «Письменные вопросы и ответы» – пишутся вопросы, бумажки перемешиваются и на них пишутся ответы. Затем секретарь к общему веселью их зачитывает.
• «Двойная декламация» – одна девушка сидит на коленях у другой, на последней покрывало, скрывающее все, кроме рук, и читает стихи; другая же всячески ей мешает своими жестами – то угрожая, то делая подарки, простирает руки и делает все, чтобы развеселить общество. Игра заканчивается, когда читающая стихи рассмеется и прекратит чтение.
• «Двусмысленное слово» – один человек удаляется из комнаты, в то время как оставшиеся придумывают какое-нибудь слово, а затем по очереди объясняют его значение вернувшемуся. Когда он угадает загаданное слово, то меняется местами с тем, кто наиболее доходчиво его объяснил.
• «Игра в тарелки» – вначале играющим раздаются имена (часто еврейские – Шмуль, Ицик и другие), потом один из игроков выходит в центр, ставит тарелку ребром, заставляет ее вертеться, а затем называет одно из имен. Тот, чье имя прозвучало, должен продолжить движение тарелки и назвать имя следующего игрока. На ком тарелка остановится, тот платит фант или что-либо другое по условию.
• В игре «сижу-посижу» девушка с завязанными глазами ходит в кругу подружек и приговаривает: «Братцы, сестрицы! Примите меня. Братцы, сестрицы! Возьмите меня». Девушки отвечают ей: «Иди по нас». Девушка подходит и садится к кому-нибудь на колени, приговаривая: «Сижу-посижу». У кого она сидит, тот должен молчать. Остальные ее спрашивают: «У кого?» Если девушка отгадает это лицо, то ему передается обязанность ведущего.
Эти и подобные игры были распространены и у простого народа. Но не считалось зазорным, как видим, и дворянам играть в них. В этом просматривается единство культурной среды. Обучаться играм могли и в деревнях у крестьян, и от гостей дворянских детей.
Вне дома, на открытом воздухе, была очень популярной игра в свайку: на землю выкладывали железную ось и метали кольца, стараясь попасть в самую середину, на толстый гвоздь – свайку. Также с увлечением играли в горелки (обычно с крепостными девушками) – как Алексей из знаменитой пушкинской «Барышни-крестьянки». Такая практика совместных игр дворянства и крестьян несколько сокращала культурный разрыв между сословиями. Игры дозволяли легкий флирт, позволяли молодежи весело провести время в приятном несерьезном общении и лучше узнать друг друга.
Досуговое общение помогало создать уют и обеспечить полноценный отдых всем членам семьи. Совместные развлечения объединяли людей, а также позволяли развиваться талантам. Что еще способствовало консолидации семьи? Конечно же, общие трапезы.